Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таковая классифицирование финансового разбора подходит содержанию главных шагов процесса управления и отражает: шаг подготовительного управления (функции моделирования и планирования); шаг своевременного управления (функции организации, мотивировки, регулировки); завершающий шаг управления (функции учета и контролирования). Перспективным разбором называют тест итогов домашней деятельности с целью… Читать ещё >

Анализ хозяйственной деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» .

Курсовая работа На тему: Анализ хозяйственной деятельности предприятия Томск 2015.

Содержание Введение.

1. Виды экономического анализа и краткая их характеристика.

2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия.

2.1 Основные и оборотные средства предприятия.

2.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

2.3 Влияние отдельных факторов на изменение средней выработки одного работника за отчетный период.

2.4 Анализ факторов изменения объема реализации продукции.

2.5 Ритмичность выпуска продукции по декадам.

2.6 Выполнение плана по ассортименту продукции.

2.7 Влияние факторов на изменение затрат на рубль продукции.

2.8 Анализ факторов изменения прибыли от продаж Заключение Список используемой литературы Введение Анализ финансово-хозяйственной деятельности — сложная и трудоемкая работа, которая требует тщательного изучения имеющихся данных и ясного понимания того, что и для чего необходимо проанализировать.

В этой курсовой работе я изучила результаты деятельности ООО «УЗГТ» за первое полугодие 2014 года. Основное назначение предприятия производство и реализация запасных частей для различных типов автотранспортных средств.

Главная цель данной работы — ознакомиться с основными видами хозяйственной деятельности, отчасти исследовать финансовое состояние предприятия, выявить основные проблемы финансовой деятельности и попытаться определить показатели характеризующих эффективность или неэффективность деятельности предприятия за отчетный период.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо использовать бухгалтерскую отчетность организации (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) за первое полугодие 2014 года и расчетные данные из таблиц.

Моя задача — проанализировать как результаты деятельности предприятия, так и экономические факторы, которые на них влияют.

После проведения анализа можно будет дать оценку финансовому состоянию организации.

1. Виды экономического анализа и краткая их характеристика Хозяйствование требует углубленного разбора финансовой стороны компаний, секторов экономики народного хозяйства. Народнохозяйственный анализ считается функцией управления, шагом в подготовке управленческих решений. Как функция управления экономический анализ базируется на знании глубинных финансовых действий, законов и категорий и считается смешанной частью, инструментом финансовой политики какой бы то ни было страны.

Классифицирование видов финансового разбора очень важно для верного осмысливания его содержания и задач.

Виды экономического анализа можно представить в виде следующей схемы:

В настоящее время анализ хозяйственной деятельности классифицируют по разным признакам.

Сообразно подходу к анализу выделяют теоретический и непосредственно-экономический тест. Основанием для непосредственно-финансового разбора считается теоретический, либо политико-народнохозяйственный, анализ, который ведется для исследования главных закономерностей становления публичного изготовления, работающих в движение только времени существования предоставленной финансовой системы и ее важных шагов, знание которых нужно для определения ведущих целей и концепций финансовой политики. Теоретический анализ по преимуществу качественный тест, то есть тест категорий. Это самая теоретическое обоснование хоть какого определенного расчета, формирования модели, формулы. Непосредственно-экономический тест сообразно превосходству численный тест, исполняемый на базе теоретического разбора. Сообразно отраслевому показателю тест распределяется на отраслевой, способ которого предусматривает специфику отдельных секторов экономики экономики (индустрия, сельское хозяйство, торговля т. д.), и межотраслевой, который считается теоретической и методологической основой АХД во всех секторах экономики. Сообразно показателю времени (а также сообразно содержанию процесса управления) народнохозяйственный тест разделяется на подготовительный (перспективный), эксплуатационный и следующий (текущий, ретроспективный).

Таковая классифицирование финансового разбора подходит содержанию главных шагов процесса управления и отражает: шаг подготовительного управления (функции моделирования и планирования); шаг своевременного управления (функции организации, мотивировки, регулировки); завершающий шаг управления (функции учета и контролирования). Перспективным разбором называют тест итогов домашней деятельности с целью определения их вероятных значений в будущем. Эксплуатационный тест дает собой систему ежедневного исследования исполнения плановых заданий с целью скорого вмешательства в нужных вариантах в процесс домашней деятельности для снабжения постоянного и действенного функционирования компании. Основные задачки текущего разбора — критика и тест итогов домашней деятельности компании за установленный отчетный период, комплексное обнаружение неиспользованных резервов и недостатков в труде (и их виновников). По пространственному показателю разрешено отметить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный (относительный). Еще экономический анализ делится соответственно объектам управления: — целью технико-денежного разбора говорят изучение взаимодействия технических и денежных (соответственно названию) действий и вступление их действия на денежные результаты деловитости фирмы. Этот анализ проводят тех. службы фирмы;- основной же целью финансово-экономического разбора считается обнаружение запасов роста выгоды, рентабельности, усовершенствования денежного состояния и платежеспособности компании. Этот анализ проводят денежные службы компании, банки; - административный тест необходим для предоставления управлению информации, нужной для планирования, контролирования и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и стратегии сообразно вопросам денежной политические деятели, рекламной деятельности, улучшения техники, технологии и организации изготовления. Данный анализ проводят все службы компании, и его итоги считаются коммерческой тайной;

— социально-экономический анализ, как видно из названия, изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты деятельности предприятия. Его проводят экономические службы управления, а также социологические лаборатории и статистические органы;

— целью экономико-статистического анализа является изучение массовых общественных явлений на разных уровнях управления, т. е. предприятие, отрасль, регион. Его также проводят статистические органы;

— экономико-экологический анализ необходим для изучения взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Такой анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия;

— маркетинговый анализ необходим при изучении рынка сырья и сбыта продукции, спроса и предложения, конкурентоспособности продукции, а также при формировании ценовой политики, разработке стратегии и тактики маркетинговой деятельности. Этим занимается служба маркетинга.

Экономический тест еще классифицируют сообразно способу исследования объектов:

— при сопоставительном разборе ограничиваются сопоставлением отчетных характеристик о итогах деятельности компании с показателями плана, данными прошедших лет;

— факторный тест ориентирован на обнаружение величины воздействия отдельных причин на модифицирование результативных характеристик;

— диагностический тест представляет собой установления характера нарушений обычного хода финансовых действий на базе обычных показателей, отличительных лишь для предоставленного нарушения. К примеру, если темпы подъема выпуска продукции опережают темпы подъема ее реализации, то наверное говорит о росте остатков готовой продукции на базе, то есть неиспользованной продукции;

— маржинальный анализ — это способ оценки и объяснения отдачи управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной связи объема продаж, себестоимости и выгоды и дробления издержек на неизменные и переменные;

— с помощью экономико-математического разбора выбирается более лучший вариант финансовой задачки, выявляются запасы увеличения отдачи изготовления;;

— с помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства;

— функционально-стоимостной анализ (ФСА) используется для выявления резервов снижения затрат.

По субъектам, то есть пользователям анализа, различают внутренний и внешний анализ.

Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью, а внутренний анализ проводится органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами, биржами, прессой в основном на базе публичной финансовой отчетности.

Также анализ делится по охвату изучаемых объектов (на сплошной и выборочный) и по содержанию программы (на комплексный и тематический). При комплексном анализе изучается деятельность предприятия всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны. Например, эффективность использования материальных ресурсов.

И, наконец, выделяют анализ по степени механизации и автоматизации вычислительных работ (анализ с использованием компьютера).

На практике отдельные виды финансового разбора в чистом облике видятся редко. На любом уровне управления ежедневно принимается очень много решений, для объяснения каких употребляются разные виды финансового разбора. К примеру, основой принятия решений сообразно регулировке изготовления считается эксплуатационный анализ, а для решения задач стратегического управления используется полный анализ. Экономический анализ служит принципиальной основой коммерческого расчета, который немыслим в отсутствии сравнения издержек и итогов, подведения результатов домашней деловитости компании, определения отдачи изготовления и его материального стимулирования. Любой разряд финансового разбора подразумевает различные задачи. Главная цель финансового разбора — дать верную оценку итогов хозяйственной деятельности компании и обосновать управленческие решения.

2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия.

2.1 Основные и оборотные средства предприятия Согласно бухгалтерскому учету к главным фондам относятся средства труда со сроком службы более 12 месяцев и ценой (на дату покупки), превышающей 100-кратный размер малой величины месячной оплаты труда за штуку. Главные производственные фонды разделяются на главные производственные и главные непроизводственные фонды.

К главным производственным фондам относятся те главные фонды, которые принимают участие в производственно процессе конкретно (станки, оснащение и т. п.) либо творят условия для производственного процесса (производственные строения, постройки и т. п.).

Главные непроизводственные фонды — это объекты цивилизованно-домашнего назначения (клубы, столовые и т. п.).

Главные фонды еще именуют внеоборотными либо низкооборотными активами, а еще иммобилизованными фондами в адвалорный оценке они составляют значительную часть уставного денежных средств компании.

Распознают функциональную и пассивную доли главных фондов. Те фонды (машины, оснащение и т. п.), которые принимают конкретную роль в производственном процессе, относят к функциональной части главных фондов. Остальные (поручения, постройки), которые гарантируют обычное функционирование производственного процесса, относят к пассивной доли главных фондов.

Обеспеченность собственными оборотными средствами и их маневренность Оборотные средства — это совокупность валютных средств, авансированных для создания и применения используемых производственных фондов и фондов обращения для снабжения постоянного процесса изготовления и реализации продукции. Надобность в используемых средствах в критериях базара нередко именуют эксплуатационными нуждами либо финансово-эксплуатационными нуждами (ФЭП), которые ориентируются как разница между средствами, иммобилизованными в запасах, и клиентской задолженности, и задолженности компании генпоставщикам. При формировании уставного фонда (денежных средств) начинание без помощи других устанавливает плановый величина используемых средств, нужных для его производственной деловитости, в мысли норматива в валютном выражении. Надобность компании в используемых средствах колеблется в движение года вследствие сезонности изготовления, неравномерности поступления средств из-за отгруженную продукцию и остальных причин.

При определении обеспеченности предприятия основными производственными фондами необходимо учитывать их ввод и выбытие, абсолютные и относительные изменения, движение и динамику основных производственных фондов. Увеличения основных производственных фондов могут происходить за счет покупки новых основных производственных фондов, аренда, поступление от физических и юридических лиц безвозмездно. Уменьшаются основные производственные фонды за счет выбытия вследствие ветхости и износа, сдача в аренду, продажа, безвозмездная передача на баланс другим предприятиям или другим лицам.

Таблица 1.

№.

Показатели.

На начало года отчетного периода, тыс.руб.

На конец отчетного периода, тыс.руб.

Изменение (+,-).

Собственный капитал.

11 761,00.

11 670,00.

— 91.

Внеоборотные активы.

9630,00.

9930,00.

+300.

Наличие собственных оборотных средств.

2131,00.

1740,00.

— 391.

Запасы.

4360,00.

4716,00.

+356.

Оборотные активы.

8690,00.

9530,00.

+840.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

0,25.

0,18.

— 0,07.

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств.

0,18.

0,15.

— 0,03.

Доля собственных оборотных средств в запасах, %.

48,88.

36,9.

— 11,98.

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств показывает, какая часть объема собственных оборотных средств приходится на наиболее мобильную составляющую текущих активов — денежные средства. Определяется он отношением величины объема денежных средств к величине собственных оборотных средств (разность текущих активов и пассивов).

.

где ОС — стоимость собственных оборотных средств;

СК — собственный капитал.

— на начало отчетного периода;

— на конец отчетного периода.

По расчетам видно, что у предприятия явный излишек собственных оборотных средств, так как очень низок коэффициент маневренности собственных оборотных средств — 0,15 (при 0,5).

Величина собственных оборотных средств отражает долю средств, принадлежащих предприятию, в его текущих активах и является одной из характеристик финансовой устойчивости где СОС — собственные оборотные средства;

ОА — оборотные активы.

— на начало отчетного периода;

— на конец отчетного периода.

Предприятие обеспечено собственными оборотными средствами, так как коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составляет 0,18 при ограничении 0,1, хотя очень близко к «красной» границе.

Также низок показатель доли собственных оборотных средств в запасах — 36,9% (при норме от 60 до 80%). К тому же руководителей должна беспокоить тенденция к снижению всех трех этих показателей за прошедшее полугодие.

Оборачиваемость оборотных средств Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Оборачиваемость оборотных средств — показатель, характеризующий скорость движения оборотных средств предприятия, компании, равный времени, в течение которого эти оборотные средства осуществляют полный оборот. Рассчитывается как отношение числа оборотов, совершенных оборотными средствами за период времени.

Таблица 2.

№ п/п.

Показатели.

Прошлый отчетный период.

Отчетный период.

Отклонения (+,-) от.

План.

Фактически.

Прошлого отчетного периода.

Плана.

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

20 275,00.

21 200,00.

22 335,00.

+2060.

+1135.

Средние остатки всех оборотных активов, тыс. руб.

8600,00.

х.

9110,00.

+510.

х.

Средние остатки запасов, тыс. руб.

4200,00.

4360,00.

4538,00.

+338.

+178.

Скорость оборота всех оборотных активов, дни.

76,35.

х.

73,42.

— 0,72.

— 0,45.

Скорость оборота запасов, дни.

37,29.

37,02.

36,57.

— 0,72.

— 0,45.

Высвобождено из оборота (-), вовлечено в оборот (+) средств вследствие ускорения (замедления) оборачиваемости:

Расчеты:

а) всех оборотных активов.

(22 335: 180) х (-2,93) = -363,56.

б) запасов.

(22 335: 180) х (-0,72) = -89,34.

Оборачиваемость оборотных средств за отчетный период по сравнению с прошлым ускорилась на 2,93 дня, а оборачиваемость запасов — на 0,72 (за счет увеличения однодневного оборота).

В результате было высвобождено из оборота 363,56 тыс. руб., которые можно использовать для увеличения объема выпуска продукции.

Если бы средние остатки оборотных средств и запасов снизились, а не увеличились, как это произошло за отчетный период, то можно было бы ожидать еще большее ускорение оборачиваемости.

Эффективность использования основных производственных фондов Таблица 3.

№ п/п.

Показатели.

Прошлый отчетный период.

Отчетный период.

Изменение (+,-).

Темп роста, %.

Средняя стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

8750,00.

8610,00.

— 140.

98,4.

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

20 275,00.

22 335,00.

+2060.

110,16.

Фондоотдача, руб.

2,32.

2,59.

+0,27.

111,64.

Относительная экономия основных производственных фондов за счет роста фондоотдачи.

Расчеты:

(8750×111,64): 100 — 8610 = +1158,5.

Прирост (+), снижение (-) продажи продукции за счет изменений:

а) фондоотдачи.

0,27×8610 = +2324,7.

б) средней стоимости фондов.

— 140×2,59 = -362,6.

Одним из показателей эффективности использования основных фондов является фондоотдача — показатель выпуска продукции на 1 руб. стоимости основных фондов. Фондоотдача определяется как отношение объема выпуска к стоимости основных производственных фондов за сопоставимый период времени:

За прошлый отчетный период За отчетный период Фондоотдача по сравнению с прошлым периодом возросла не очень сильно, но темп роста достаточно высок — 111, 64%, что в сумме со снижением средней стоимости основных средств не привело к относительной экономии основных средств, но зато это привело к солидному приросту продажи продукции.

2.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов Материальные затраты следует подразделить на две группы. Первая сырье, основные материалы и полуфабрикаты. Эта группа материальных затрат образует вещественную субстанцию создаваемых потребительских стоимостей. Вторая группа вспомогательные материалы, топливо и энергия. Эти материальные затраты непосредственно обеспечивают функционирование основных производственных фондов и технологический процесс. Наибольшая доля затрат приходится на вещественные материальные затраты, которые составляют основную часть оборотных производственных фондов.

Таблица 4.

№ п/п.

Показатели.

План.

При фактическом расходе материальных ресурсов и плановой материалоемкости.

Фактически.

Отклонение от плана (+, -).

Расход материальных ресурсов, тыс. руб.

12 330,00.

х.

12 827,00.

+497.

Материалоемкость продукции, коп.

56,82.

х.

56,64.

— 0,18.

Материалоотдача продукции, коп.

1,76.

х.

1,77.

Выпуск продукции, тыс. руб.

21 700,00.

22 574,8.

22 648,00.

+948.

В том числе за счет изменений:

Расчеты.

а) Расхода материальных ресурсов.

22 574,8 — 21 700,00 =.

+874,8.

б) материалоемкости продукции.

22 648,00 — 22 574,8 =.

+73,2.

Материалоемкость продукции является обобщающим синтетическим показателем, характеризующим эффективность использования материальных ресурсов. Материалоемкость общественного продукта исчисляется как отношение затрат сырья материалов, топлива, энергии и других материальных затрат на производство продукции к валовому общественному продукту:

Из расчетов видно, что материальные ресурсы использовались эффективно, так как снизилась материалоемкость по сравнению с планом.

Здесь также видно, что основной вклад в увеличении выпуска продукции внесло увеличение материальных затрат. А так как материалоемкость снизилась, ее влияние на изменение выпуска продукции не велико.

Материалоотдача — это количество произведенной продукции из единицы материальных затрат.

Повышение материалоотдачи по сравнения с планом показывает о эффективном использовании материальных ресурсов.

Коэффициент использования материальных ресурсов Из расчетов видно, что сырье и материалы расходуются экономично, т.к. коэффициент меньше единицы.

2.3 Влияние отдельных факторов на изменение средней выработки одного работника за отчетный период Таблица 6.

№ п/п.

Показатели.

План.

Фактически.

Отклонение от плана (+,-).

Выпуск продукции, тыс. руб.

21 700,00.

22 648,00.

+948.

Среднесписочная численность рабочих, чел.

— 8.

Количество отработанных всеми рабочими человеко-дней.

— 3151.

Количество отработанных всеми рабочими человеко-часов.

— 49 567.

Расчетные показатели Среднее количество отработанных одним рабочим дней.

— 3.

Среднее количество отработанных одним рабочим часов.

904,2.

— 61,8.

Средняя продолжительность рабочего дня, часов.

6,9.

6,6.

— 0,3.

Средняя за полугодие выработка одного рабочего, руб.

31 680,00.

33 450,00.

+1770.

Среднедневная выработка одного рабочего, руб.

226,28.

244,19.

+17,91.

Среднечасовая выработка одного рабочего, руб.

32,79.

+5,79.

№ п/п.

Показатели.

Отклонение от плана (+,-).

Влияние на.

среднюю выработку одного рабочего, руб.

выпуск продукции, тыс. руб.

Количество отработанных одним рабочим дней.

— 3.

— 0,69.

— 467,13.

Продолжительность рабочего дня.

— 0,3.

— 1,23.

— 832,71.

Среднечасовая выработка одного рабочего.

+0,01.

+9,04.

+6120,08.

На рост средней выработки одного рабочего за полугодие (+1,77) положительно повлиял рост среднечасовой выработки.

5 235, 32 тыс. руб. — влияние на изменение средней выработки одного работника изменений среднечасовой выработки одного работника. За счет роста среднечасовой выработки выпуск продукции увеличился бы на 3 544,31 тыс. руб. ((5 235,32×677): 1000), но потери рабочего времени снизили выпуск продукции на 1 371,94 тыс. руб. (459,57 + 912,37).

Последние данные были получены за счет следующих расчетов:

(влияние на изменение средней выработки одного работника изменений количества отработанных одним работником дней),.

(влияние на изменение средней выработки одного работника изменений продолжительности рабочего дня),.

(изменение выпуска продукции за счет изменений количества отработанных одним рабочим дней),.

(изменение выпуска продукции за счет изменений продолжительности рабочего дня).

В результате прирост продукции за счет средней выработки одного работника составил 3 544,31 — 1 371,94 = 2 172,37 тыс. руб.

2.4 Анализ факторов изменения объема реализации продукции Таблица 7.

№ п/п.

Показате-ли.

Фактически за прошлый отчетный период.

Отчетный период.

Отклонения (+,-) против.

План.

Фактически.

Отчета за прошлый отчетный период.

Плана отчетного периода.

в сумме.

в %.

в сумме.

в %.

Выпуск продукции, тыс. руб.

20 120,00.

21 700,00.

22 648,00.

+2528,00.

+12,56.

+948.

+4,37.

Остатки готовой продукции на складе (нереализованной).

а) на начало года.

— 155.

— 43,66.

б) на конец отчетного периода.

— 187.

— 26,71.

+313.

+156,5.

Реализа-ция про-дукции.

+2060.

+10,16.

+1135.

+5,35.

План выпуска и реализации продукции был успешно выполнен (даже перевыполнен). Также увеличились эти показатели по сравнению с прошлым отчетным периодом.

Так как кроме выпуска продукции увеличился объем ее реализации, то, в результате этого, на складе готовая продукция не залеживается и не простаивает, что положительно влияет на поток денежных средств и на оборачиваемость продукции.

Можно сделать вывод, что маркетинговая деятельность компании на высоком уровне, и она стабильна. Руководство правильно и грамотно изучило рынок, конкурентоспособность своей продукции и сумело организовать ее реализацию.

2.5 Ритмичность выпуска продукции по декадам Равномерность — это равномерность выпуска продукции в одинаковые отрезки времени в движение отчетного периода. Ритмичная служба хозяйствующего субъекта считается принципиальным условием выпуска и реализации продукции, увеличения свойства, понижения себестоимости и роста выгоды. Равномерность говорит о разумной организации изготовления и труда. Неритмичная служба усугубляет все финансовые характеристики работы: снижается свойство, возрастает размер незавершенного изготовления, растут сверхплановые останки готовой продукции на базе, сдерживается оборачиваемость денежных средств, никак не выполняются договоры, контракта-поставки. Для свойства ритмичности выпуска употребляют разряд характеристик. Характеристики равномерности выпуска разделяют на 2 категории: прямые и косвенные. К прямым признакам относят:

Коэффициент ритмичности;

· Коэффициент аритмичности;

· Коэффициент вариации;

Косвенные показатели ритмичности — оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, штрафы за недопоставленную продукцию и т. д.

Таблица 8.

Показатели.

Выпуск продукции, тыс. руб.

Удельный вес, %.

Засчитывается в выполнение плана (тыс. руб.).

По плану.

Фактически.

По плану.

Фактически.

1. Выпуск продукции:

за первые декады.

7230,00.

6000,00.

33,32.

26,49.

6000,00.

за вторые декады.

7220,00.

7700,00.

33,27.

33,99.

7220,00.

за третьи декады.

7250,00.

8948,00.

33,41.

39,51.

7250,00.

Всего.

21 700,00.

22 648,00.

20 470,00.

2. В % к плану.

104,37.

х.

х.

Коэффициент ритмичности можно определить несколькими способами:

1. Коэффициент ритмичности (Крит) равен отношению суммы фактически выпущенной продукции в пределах плана за ряд последовательных отрезков времени анализируемого периода к сумме планового выпуска продукции за этот же период времени:

экономический финансовый прибыль продажа.

.

где — фактический объем выполненного каждого вида продукции, но не более планового периода;

— плановый объем каждого вида продукции.

Коэффициент ритмичности можно определить суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более базового уровня.

Вывод: предприятие в течение года работало неритмично, ритмичность была выполнена только на 94%.

Для оценки ритмичности производства определяется коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от планового задания за каждую декаду Карит = (6000,00 — 7230,00) / 21 700,00=-0,057.

Коэффициент можно определить как разность между коэффициентом ритмичности и 1:

Карит = 0,94 — 1 = -0,06.

Коэффициент вариации (Кв) определяется как соотношение среднеквадратического отклонения от планового задания за квартал к среднеквартальному плановому выпуску продукции:

.

где — квадратическое отклонение от среднеквартального задания;

n — число периодов;

— среднеквартальный плановый выпуск продукции.

Вывод: коэффициент вариации составил 0,159. Это означает, что выпуск продукции по декадам откланяется от графика в среднем на 15%.

В заключении необходимо определить стоимость недоданной продукции в установленные планом-графиком сроки в результате неритмичной работы предприятия.

Стоимость недовыпущенной продукции (?V) определяется путем умножения планового объема выпуска (Vпл) на коэффициент аритмичности:

?V = Vпл * Карит (13).

?V = 21 700 * (-0,06) =-1302 тыс.р.

Упущенные возможности хозяйствующего субъекта в связи с неритмичностью работы определяются как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднеквартального объема производства за декаду:

?V = ?Vф — Vmax квартал (14).

?V = 22 648 — (8948 * 3) = -4196 тыс.р.

Вывод: в течение первого полугодия 2004 года предприятие работало неритмично. Выпуск продукции по кварталам откланялся примерно на 15%. Поэтому оно не смогло выпустить продукции еще на 1302 тыс.р., что снизило объемы реализации и выручки от продажи.

2.6 Выполнение плана по ассортименту продукции Ассортимент — это состав продукции, производящейся по различным признакам (видам, сортам).

В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий объект должен постоянно работать над формированием товарного ассортимента.

Таблица 9.

№ п/п.

Виды выпускаемой продукции.

Выпуск продукции по плану, тыс.руб.

Выпуск продукции фактически, тыс. руб.

% выполнения плана.

Всего.

В пределах плана.

Сверх плана.

Генератор

106,82.

Стартер

102,78.

Топливная аппаратура.

Каток гусеничный.

117,65.

Комплект для капитального ремонта отдельных типов двигателя.

91,2.

Всего.

104,37.

в % к плану.

104,37.

98,4.

104,37.

Оценка выполнения плана по всему ассортименту предусматриваемой предприятием продукции исчисляется с помощью среднего процента выполнения задания по ассортименту (Ас%).

Наиболее точно характеризует степень выполнения плана по ассортименту средний процент, исчисленный по способу наименьшего числа, т. е. счет выполнения плана принимается наименьшее число из двух величин: планового и фактического выпуска продукции по каждому изделию:

Ас% = Объем зачтенный / Объем плановый Не смотря на то, что общее выполнение плана выпуска продукции составило 104,37%, план по ассортименту выполнен лишь на 98,4%, то есть 1,6% недополучено.

Это было вызвано снижением выпуска комплектов для капитального ремонта отдельных типов двигателя. Причины могут быть разные. Например, нехватка необходимого количества сырья и материала; резкое уменьшение спроса на данный товар; и другое.

2.7 Влияние факторов на изменение затрат на рубль продукции Принципиальный обобщающий признак себестоимости продукции — издержки на рубль товарной продукции, который интересен своей универсальностью: имеет возможность рассчитываться в хоть какой отрасли производства и наглядно указывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Конкретное воздействие на модифицирование значения издержек на 1 рубль товарной продукции оказывают причины, которые пребывают с ним в непосредственный многофункциональной взаимосвязи: модифицирование размера выпущенной продукции, ее текстуры, модифицирование значения расценок на продукцию, модифицирование значения удельных переменных затрат, модифицирование суммы неизменных затрат:

Таблица 10.

№ п/п.

Показатели.

За прошлый отчетный период.

За отчетный период.

Отклонения (+,-).

План.

Фактически.

от прошлого периода.

от плана.

Себестоимость продукции, тыс. руб.

15 000,00.

15 608,00.

16 100,00.

+1100.

+492.

Выпуск продукции, тыс. руб.

20 120,00.

21 700,00.

22 648,00.

+2528.

+1948.

Затраты на 1 рубль продукции, коп.

74,55.

71,93.

71,09.

— 3,46.

— 0,84.

Для вычисления затрат на 1 рубль продукции необходимо себестоимость поделить на выпуск продукции, в результате чего затраты снизились на 0,84 коп., хотя в прошлом отчетном периоде эти самые затраты были ниже на 3,46 коп.

2.8 Анализ факторов изменения прибыли от продаж Таблица 11.

№ п/п.

Показатели.

Прошлый отчетный период.

Отчетный период.

Отклонение (+,-) по сравнению с.

План.

Фактически.

прошлым отчетным периодом.

планом.

Выручка от продажи продукции (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. руб.

20 275,00.

21 200,00.

22 335,00.

+2060.

+1135.

Полная себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

15 405,00.

15 720,00.

16 535,00.

+1130.

+815.

Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

4870,00.

5480,00.

5800,00.

+930.

+320.

Рентабельность продаж, %.

24,02.

25,85.

25,97.

+1,95.

+0,12.

Сумма дополнительно полученной (+) (недополученной (-)) прибыли в связи с изменением рентабельности по сравнению:

Расчеты:

а) с прошлым отчетным периодом.

(+1,95×22 335): 100 = +435,53.

б) с планом.

(+0,12×22 335): 100 = +26,8.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

— прошлый отчетный период;

— отчетный период (План);

— отчетный период (Фактически).

Предприятие дополнительно получило прибыли (по сравнению с прошлым отчетным периодом) 435,53 тыс. руб., из них 26,8 тыс. руб. по сравнению с планом, тем самым, перевыполнив план.

Такая же тенденция (значительное увеличение по сравнению с прошлым отчетным периодом и, хоть и не значительное, перевыполнение плана) наблюдается и в случае с показателями рентабельности продаж (+1,95 и +0,12 соответственно).

Прибыль от продаж увеличилась благодаря повышению производства и реализации продукции, а также, возможно, увеличению цен на нее и изменению качества товаров (в сторону улучшения).

Но настораживает тот факт, что себестоимость продукции заметно сильнее увеличилась по сравнению с ростом прибыли. Если в ближайшее время эта тенденция сохранится, то скоро от прибыли не останется и следа. Ведь еще в прошлом периоде прибыль выросла на 930 тыс. руб., а теперь ее увеличение сократилось почти в 3 раза.

Необходимо еще раз изучить продукцию, найти ее «слабые» стороны, постараться их ликвидировать, чтобы снизить себестоимость, и при имеющихся темпах продаж результат не заставит себя ждать.

Заключение

Если смотреть на результаты деятельности предприятия в целом, можно найти как положительные стороны, так и отрицательные.

С одной стороны, заметно возросла прибыль по сравнению с прошлым отчетным периодом и с планом (+930 тыс. руб. и +320 тыс. руб. соответственно), а, как известно, коммерческие предприятия существуют ради получения прибыли. Благодаря эффективному использованию материальных ресурсов снизилась материалоемкость по сравнению с планом на 0,18 коп. Увеличился выпуск продукции на 948 тыс. руб., к тому же товар не залеживается на складе. Следовательно, увеличение выпуска продукции прямо сказалось и на росте чистой прибыли. А так как произведенную продукцию потребитель стал больше покупать, значит она (продукция) обладает хорошим качеством и на нее есть достаточный для успешной деятельности предприятия спрос. Также на приросте продажи продукции сказался рост фондоотдачи — его темп равен 111,64%.

Хоть штат работников и сократился, увеличилась среднечасовая выработка одного рабочего, благодаря чему появляются резервы еще большего увеличения выпуска продукции. Благодаря росту рентабельности продаж, предприятие дополнительно получило 435,53 тыс. руб. Высвободились из оборота 363,56 тыс. руб., которые в ближайшем будущем можно будет использовать для увеличения выпуска продукции (благодаря ускорению оборачиваемости оборотных средств и запасов). Предприятие обеспечено собственными оборотными средствами. Банкротство в обозримом будущем ему не грозит.

С другой — работа по производству продукции не совсем ритмична, что снизила итоговый объем продукции на 5,67%. Сильно возросла себестоимость продукции, что сократило прибыль в 3 раза. Очень низок коэффициент маневренности собственных оборотных средств, и в результате наблюдается излишек собственных оборотных средств, а также низок показатель доли оборотных средств в запасах. Опасения руководителей организации должны вызывать показатели платежеспособности, а также коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности — не соответствуют должным образом нормативам.

Сокращение численности человек на предприятии, конечно, уменьшит затраты на заработную плату, но уже сейчас из-за этого организация недополучила 250 тыс. руб. (1198 — 948).

Из данного анализа видно, что плюсов больше, чем минусов, но почти все эти показатели взаимосвязаны и взаимозависимы. И стоит только одному из показателей, который со стороны кажется второстепенным, пойти на убыль (или на повышение, если чем меньше, тем лучше), то другие (другой) более важные показатели ухудшатся, пусть даже ранее они не вызывали опасений.

Поэтому предприятию ООО «УЗГТ» я рекомендую провести работу в тех областях, где за прошедший период ситуация ухудшилась и где были совершены просчеты, а именно в следующих направлениях:

1. Усовершенствовать кредитную политику предприятия, чтобы повысить свою платежеспособность;

2. Еще раз изучить свою продукцию, найти «слабые» места, ликвидировать или уменьшить их (возможно, добавив некоторые новшества), для снижения себестоимости.

Список используемой литературы.

1. Волков О. И. Экономика предприятия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 450 с.

2. Любушин Н. П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 471 с.

3. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — 2-е издание. — М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002. — 336 с.

4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — 2-е издание. — М.: ИНФРА-М., 2003. — 344 с.

5. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): Учеб. пособие — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 304с.

6. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. — М.: ИНФРА-М., 2002. — 333 с.

7. Чечевицына Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник. — 5-е издание / Л. Н. Чечевицына, И. Н. Чуев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. — 352 с.

8. Экономика предприятия (фирмы): практикум/ под ред О. И. Волкова, В. Я. Позднякова.-М.: ИНФРА-М, 2007. — 331 с.

9. Экономика предприятия: Учеб. пособие для вузов/ В. П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станокевич и др.; под общ. ред А. И. Ильина. — 2-е изд., испр. — М.: Новое издание, 2004. — 672 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой