Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Организационно-методические аспекты проведения исследований рынка мясопродуктов: На материалах АПК Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по проблемам рыночных исследований в аграрном секторе экономики, рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В качестве источников информации были использованы данные государственных статистических органов, в том числе Ставропольского краевого комитета государственной… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ РЫНКА МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ
    • 1. 1. Понятие и классификация исследований рынка
    • 1. 2. Принципы, методы и порядок проведения рыночных исследований
    • 1. 3. Особенности исследований рынка в агропромышленном комплексе
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА МЯСОПЕР1. РАБОТКИ И
  • МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
    • 2. 1. Анализ рынка мясных продуктов в регионе
    • 2. 2. Состояние маркетинговой работы и организационные формы рыночных исследований в мясоперерабатывающей отрасли
    • 2. 3. Экономический анализ коммерческой деятельности мясоперерабатывающих предприятий региона
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОВЕДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МЯСОПЕРЕРАБОТКИ
    • 3. 1. Определение необходимости и методических подходов к проведению маркетингового исследования рынка мясопродуктов
    • 3. 2. Исследование ассортимента мясных товаров в розничной сети
    • 3. 3. Рекомендации по анализу конкуренции на региональном мясном рынке
    • 3. 4. Методика и результаты исследования поведения потребителей мясопродуктов
    • 3. 5. Совершенствование организационных аспектов проведения исследований рынка мясоперерабатывающими предприятиями

Организационно-методические аспекты проведения исследований рынка мясопродуктов: На материалах АПК Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Для эффективной коммерческой деятельности, ведения успешной конкурентной борьбы фирме любого профиля необходима рыночная информация — о ценах, потребностях клиентов, конкурентах, которая может быть получена с помощью целенаправленных исследований рынка. Тенденциями, определяющими рост их значения в современных российских условиях, являются: проведение рыночных преобразований экономики, обострение ценовой конкуренции и наметившийся поворот к неценовой конкуренциипереход о г маркетинга в рамках предприятий к маркетингу в региональном и общенациональном масштабе.

Анализ мировой практики исследовании рынка продовольственных товаров позволяет выявить определенные тенденции, характерные и для мясной отрасли. Они связаны с процессом адаптации мясоперерабатывающей промышленности к изменяющимся условиям внешней среды (новым технологиям, недостатками в государственном регулировании рынка и др.), определяющим зависимость эффективности принимаемых коммерческих решений от объема и качества получаемой информации о рынке мясопродуктов. При этом, как свидетельствует практика, для небольших предприятий возможности самостоятельного изучения рынка очень малы. Учитывая большую долю мелких и средних фирм в отрасли мясопереработки (около 50%), можно сделать вывод о целесообразности проведения специальных исследований регионального мясного рынка и разработки для них необходимого организационно-методического инструментария.

Состояние изученности проблемы. Научная база исследований рынка основывается на разработках таких ученых как И. Ансофф. Р. Батлер, Б. Берман, Ф. Котлер, Т. Левитт, М. Портер, К. Ховард, А. Шоу, Дж. Р. Эванс и др. В настоящее время заметными достижениями стали и труды отечественных ученых Г. П. Абрамовой, И. К. Беляевского. H.H. 1 ерчиковой, Е. П. Голубкова, В. Е. Демидова, П. С. Завьялова, И. Д. Иванона. H.H. Капустиной. А. Н. Романова, Э.А.

Уткина, В. Е. Хруцкого и др. Проблемам рыночных исследований в АПК большое внимание уделяется в трудах А. И. Алтухова, В. Р. Боева, В. А. Добрынина, В. В. Милосердова, Г. А. Романенко, А. Ф. Серкова. А. А Шутькова и многих других.

Однако, как теоретическая база исследований в области методологии и частных методик изучения рынка мясопродуктов, так и практические рекомендации по развитию региональных систем их проведения являются недостаточно разработанными и детализированными. Целостный организационноэкономический механизм получения информации о рынке мясопродуктов пока отсутствует, что существенно затрудняет развитие рыночных отношений в этой части сектора экономики России.

Нерешенность отмеченных вопросов обусловила объективную необходимость проработки методологических и методических подходов к проведению исследований регионального рынка мясопродуктов, определила актуальность и выбор темы диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Целью работы является развитие методических основ и разработка практических рекомендаций для проведения рыночных исследований и обеспечения необходимой информацией хозяйствующих субъектов регионального рынка мясопродуктов в условиях проводимых экономических преобразований.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

— уточнить теоретические положения о сущности и методах рыночных исследований мясной продукциидать экономическую оценку среды маркетинга продукции мясоперерабатывающего комплекса в региональном АПК, выявить состояние и тенденции развития ее основных элементов;

— обосновать предложения по совершенствованию процесса определения цены и ассортимента мясной продукции;

— разработать и апробировать организационно-методические положения по развитию системы специализированных маркетинговых исследований на рынке мясопродуктов;

— выявить основные условия и определить приоритетные направления дальнейшего развития рынка мясопродуктов в системе АПК региона.

Объектом исследования послужили хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм, производящие и перерабатывающие мясную продукцию в Ставропольском крае.

Предметом исследования являются экономические процессы, связанные с получением рыночной информации мясоперерабатывающими предприятиями и ее использованием для повышения эффективности функционирования мясопродуктового подкомплекса регионального АПК.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по проблемам рыночных исследований в аграрном секторе экономики, рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В качестве источников информации были использованы данные государственных статистических органов, в том числе Ставропольского краевого комитета государственной статистики. Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, отечественная и зарубежная литература, нормативно-методические материалы, данные монографических исследований, годовые отчеты, документ первичного учета и другая производственная документация мясоперерабатывающих предприятий.

Достижение цели диссертационной работы и решение поставленных задач осуществлялось на основе использования различных методов экономических исследований: системного, монографического, абстрактно-логического, метода экспертных оценок, экономико-статистического и экономико-математического моделирования.

Научная новизна исследования состоит в разработке и реализации методических положений по организации изучения регионального рынка мясопродуктов и формировании предложении по совершенствованию системы обеспечения хозяйствующих субъектов рыночной информацией.

Элементами научного вклада и предметом защиты являются следующие результаты проведенных исследований:

— в теоретическом аспекте уточнены понятия «исследование рынка» и «маркетинговое исследование» в направлении обобщения имеющихся определений, установлена взаимосвязь и взаимообусловленность этих понятий;

— обоснована классификация рыночных исследований по отношению к управленческому решению, позволившая выделить следующие группы: предварительные, конкретизирующие и завершающие:

— усовершенствована общая модель исследования рынка, в которой уточняется взаимосвязь и содержание основных его этапов, что позволяет повысить гибкость работы и при ее оценке сместить акцент с промежуточных показателей на конечные результаты;

— разработаны методические рекомендации для проведения исследования регионального рынка мясопродуктов, адаптированные к региональным и отраслевым особенностям, которые включают оценку предлагаемого предприятиями розничной торговли ассортимента мясных товаров, анализ конкурирующих предприятий, сегментацию потребителей мясопродуктов по мотивам, лежащим в основе совершения ими покупок;

— дополнена и формализована система получения и обработки рыночной информации, включающая совершенствование процесса определения ассортимента и отпускных цен мясопродуктов предприятиями региона с использованием сегментирования выпускаемой продукции;

— разработаны предложения по созданию и реорганизации сбытовых и маркетинговых служб мясоперерабатывающих предприятий, включающие определение численности, состава и функций работников этих подразделений в зависимости от объемов выработки и ассортимента мясопродуктов, а также с учетом особенностей сбытовой политики производителя;

— предложены рекомендации по организации, изучения потенциальных рынков производителями мясной продукции, позволяющие оценить возможности самостоятельных исследований, упростить процедуру и уменьшить затраты на их проведение.

Практическая значимость работы заключается в том. что предлагаемые модели позволяют существенно повысить эффективность функционирования маркетинговых и сбытовых служб мясоперерабатывающих предприятий региона. Предложения и практические рекомендации по изучению и анализу рынка могут быть использованы в деятельности мясоперерабатывающих предприятий Ставропольского края, а также в других регионах России. Организационно-экономические модели и методические положения по проведению исследований рынка могут также найти применение и в других отраслях и сферах экономики.

Основные положения по исследованию регионального мясного рынка рассмотрены в Министерстве сельского хозяйства и рекомендованы к использованию на мясоперерабатывающих предприятиях Ставропольского края. Методика определения оптимального ассортимента и цены колбасных изделий используется на одном из крупнейших предприятий края — ОАО «Мясокомбинат «Пятигорский» .

Апробация полученных результатов. Основные результаты выполненного диссертационного исследования были изложены и получили одобрение на научно-технических конференциях аспирантов и студентов Северо-Кавказского государственного технического университета в 1999;2001 г. г., а также на Всероссийской научно-практической конференции «Экономика. Финансы. Менеджмент» (г. Тула, ТулГУ) в 2000 г.

Диссертационная работа выполнялась в соответствии с планом научных исследований Северо-Кавказского государственного технического университета по направлению «Разработка научных основ и практических рекомендаций по обеспечению устойчивого финансово-экономического и социального развития регионального АПК с учетом требований рыночного механизма» (№ госрегистрации 01.99.4 701).

Публикации. По материалам исследования автором опубликовано 6 работ, общим объемом 2,2 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений. Работа изложена на 180 страницах машинописного текста, включает 37 таблиц, 22 рисунка. 5 приложений.

1. Развитие рынка в агропромышленном комплексе требует изменения отношения товаропроизводителей к системе рыночных исследований, т.к.они имеют более широкие задачи и интересы, чем раньше, и многие функции в сфере планирования, ценообразования, изучения спроса выполняют самостоятельно, в связи с чем особенно важной становится система получения необходимой рыночной информации.2. Построение людели рьшочных исследований мясной продукции требует конкретизации общей схемы маркетинговых исследований, т.к. в современных условиях она должна трансформироваться в юдель с идентифицированными прямыми и обратными связями, управляющим и управляемым объектами, другими компонентами адаптирующихся систем. В работе предложена принципиальная схема модели исследования рынка мясопродуктов с учетом указанных системных требований.3. Динамика удельных показателей производства и потребления продуктов животноводства показывает, что в крае они имеют негативные теиден1П1и. В настоящее время (1999;2000гг.) потребление мясных продуктов составляет 58% от нормативного. В связи с этим перед рыночной деятельностью предприятий мясной отрасли в региональном АПК стоит двуединая задача: необходимое наполнение соответствующей продукцией внутрикраевого рынка и обеспечение ее конкурентоспособности на рынках субъектов Российской Федерации. Исследование сферы производства мясной продукции показывает, что ее по1енциал в целом достаточен для решения указанной основной задачи.4. Исследования свидетельствуют, что в отрасли переработки АПК Сгавропольского края произошло значительное уменьшение количества производимых мясных продуктов. Это является следствием сужения сырьевой базы, ухудшения технического состояния машин и оборудования, неэффективности существующего организационно экономического механизма хозяйствования, ведущего к ускоренному банкротству первичного производителя. Средний уровень рентабельности по отрасли мясопереработки в 2000 г. составил 1,93%.Тем не менее, в целом потенциальные возможности перерабатывающей промышленности позволяют производить первичную переработку всей товарной части животноводческой продукции, произведенной в крае.5. В период проводимых аграрных реформ абсолютному большинству мясоперерабатывающих предприятий в Ставропольском крае для повышения эффективности производства и сбыта прод>'кции необходимо получение и комплексное использование информации о рынке. Для этого следует активизировать процесс создания квалифицированных маркетинговых служб на мясоперерабатывающих предприятиях или провести реорганизацию существующих отделов маркетинга, а также использовать для крупных или специализированных исследований услуги консалтинговых фирм.6. В работе предложены модель и методика организации рыночного исследования, апробированная на примере изучения рынка мясопродуктов г. Ставрополя. Они позволяют определить I количественные и качественные характеристики рынка, такие как потребительские предпочтения к производителю, торговой точке, сорту мясопродуктов, мотивы их приобретения, сезонные колебания спроса на мясопродукты.7. Практическое использование результатов рыночных исследований должно опираться на отработанную методическую базу, обеспечивающую выбор наиболее эффективного ассортимента и цены реализации продукта. В связи с этим в диссертационной работе предложены методические основы исследования наличия мясных товаров в розничной сети, рекомендации по анализу конкуренции и соответствующий инструментарий оптимизации ассортимента и цен основных видов мясной продукции.8. Результаты проведенного полевого исследования рынка мясопродуктов в регионе позволили выявить текущую ситуацию. конк}рентные преимущества и недостатки крупнейших мясоперерабатывающих предприятий, обосновать предложения по совершенствованию организации их рыночной деятельности, включая развитие маркетинговых служб, использование современных технологий мясопреработки и Интернет-технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. мерах по стабилизации экономического положения и развития реформы в агропромышленном комплексе. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 565// Российская газета.-1996.-23 апреля — с. 4.
  2. Федеральная целевая программа стабилизащш и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996−2000 годы.// Российская газета.-1996.- 17 апреля.-с.7−8.
  3. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.-М.:Центр экономики и маркетинга, 1996.-с.44.
  4. П.В. Маркетинг: теория и практика, региональные аспекты. Москва- Ставрополь: Издательство Московского открытого Социального университета, 1995. -с. 252.
  5. П.В. Циклические процессы в общей методологии маркетинга. //Циклические процессы в природе и общее 1ве./Выпск второй. Ставрополь: изд. Ставропольского университета. 1994.- с. 149−150.
  6. А.1ибеков М. Лукинов М. Создание сети оптовых продовольственных рьтков в России. /Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1996.-.Чо2,-C.8- 14.
  7. М., Лукинов М. Проблемы развития сельскохозяйственного рынка. // Эконолтка сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1994. -№ 2, — 4 — 8.
  8. Амбарц>мов А.А., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное пособие.-М.:Крон-Пресс, 1993. -с. 130.
  9. Анастас! А. Психологическое тестирование. Книга первая пер. с англ.-. — М.: Издате. чьство «.Мир», 1984. — с. 236.
  10. И. Стратегическое управление/Пер. с англ.-М.:Экономика, 1989.-е. 65.
  11. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстагинфор.м. 1995.-е. 115.
  12. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.-с.292−301.
  13. И.С. Маркетинг и исследования рынков.-М.:Рсская деловая литератра, 1999.
  14. Ю.Г. Формирование рыночных структур в региональном АПК.//Г1роблемы совершенствования экономического механизма хозяйствования в АПК. — Ставрополь: ГСХА, 1992, — с. 88.
  15. Ю.Г. Концепция стабилизации и развития АПК Ставропольского края. .' Совершенствование организационно-экономического механизма управления в сельском хозяйстве. — Ставрополь: ГСХА. 1996, — с. 127.
  16. Ю.Бирюков В. В. Об ишорте и экспорте продовольстеия. Эконоп1ка сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1995. — N24. — с. 1 1−12.
  17. В.В. Об импортно-экспортных и внутренних ценах на с.х.прол_кцию. //Эконолн1ка с.х. и перерабатывающих предприятиях. -1996. -№ 8,-с. 10−11.
  18. В.Р. Совершенствовать экономический механизм развития АПК. // АПК: 3KOHONniKa, управление. — 1993. — № 3, — с.61−64.
  19. В.Р., Романов А, Е. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия и материально-технических ресурсов.//АПК: экономика, управление. — 1997. — № 2, — с.5−15.
  20. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом -М.: Экономика, 1991.-с.264.
  21. Большой экономический словарь. /М.Ю.Агафонова, А. Н. Азрилиян, И. Деггярев и др.- Общ.ред. А. Н. Азрилиян. — М.: Фонд «Правовая культура», 1994.-с.525.
  22. В.Ф. Маркетинг: путь к успеху на рынке. — Ставрополь. Ред.изд.центр «Развитие», 1994.
  23. В.В. Математические модели маркетинга (отв.ред. В.Л.Береснев- Сиб. Фонд исслед. операции). — Новосибирск: Наука.Сиб. изд.фирма. 1992.
  24. Введение в рыночную экономику./ Под ред.А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. — М.: Высшая школа, 1994. — с.477.
  25. В. Влияние государства на рынок с.х.продукции и продовольствия.// АПК: экономика, управление. — 1995. — № 2 — с.60−64.
  26. Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. — М.: Азимут-Центр, 1992. — с.366.
  27. Всероссийскому нахчно-исследовательскому инсгигчту мясной промышленности им. В. М. Горбатова — 70 лет. Исторический очерк.-М.:ВНИИМП, 2000.-c.158
  28. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. — М.: Внешторгиздат, 1999. — с.263.
  29. В.П. Развитие экономических отношений в производстве, переработке и реализации животноводческой продукции. '/ Экономика сельскохозяйственных и перерабатываюших предприятий. — 1995.-Л'^3. — с.7−10.
  30. Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. V Е. П. Голубков., Е. И. Го.1бкова. В. Д. Секерин. — М.:Экономика, 1993.
  31. Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры.-М.:Дело, 1995.-с.87.
  32. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Издательство «Финпресс», 2000. -C.86.
  33. Гончарук Валерий Анатольевич, http://www.user.cityline.ru/-itbcons/.
  34. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Изд. гр>ппа Инфра- М-Норма, 1996. — с.560.
  35. Гусев 10.В. Стратегия развития предприятий: Монография. Санкт-Петербург. Унив. экономики и финансов. -С-Пб., 1992.-е. 160.
  36. Д.Е. Показатели и оценка эффективности экономики в условиях рыночных отношений (макро-и микро уровни).-Ставрополь: «Кавказский край», 1998.-С.492.
  37. А.Дайан, Ф. Букерель, Р.Ланкар. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр. /Научн.ред. А. Г. Худокормов,-М.: Экономика, 1993.- с. 161.
  38. В.И. Продовольственный комплекс России: переход к рынку и мирово! опыт./Мировая экономика и международные отношения. — 1994. -№ 11,-с. 19−28.
  39. Г. Торговый бизнес: Как организовать и управлять: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1996.-с.304.
  40. Е., Хёршен X. Практический маркетинг: Учебн. пособие/пер. с нем. A.M. Макарова- под ред. И. С. Минко. — М.: Высш. шк.: ИНФРА-М, 1996.- с 104.
  41. Э. Дж, Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. — СПб.: Санкт-Петербургский Оркестр. 1994.-с. 161.
  42. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн.:НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997.-c.31.
  43. М.Р., Петрова Е, В. Румянцев В. Н. Общая теория статистики. -М.: ИМФРА-М, 1996.,-С.416.
  44. А.И. Основы современных технологий переработки мяса. М.: ИТАР- ТАСС. 1994. 1 и 2 Т.
  45. П. С. Демидов В.Е. Формула успеха: Маркетинг (сто вопросов — сто ответов о том. как эффективно действовать на внешнем рынке). М.: Международные отношения. 1991.-С.71.
  46. Е. Понятие и содержание рыночной структуры регионального АПК. // АПК: экономика, управление. — 1996.- № 7, — с.58−63. 56.3лобии Е. Рыночные субъекты регионального АПК и их взаимодействие. // АПК: экономика, управление. — 1996. — № 8, — с.47−53.
  47. Исследование рынка./McKinsey&-Company. Inc/.-M.: Дело. 1996.
  48. В.В., Леонтьев СВ. Политика и практика маркетинга на предприятии. — http://ww\.marketing.spb.ru/read/m 16/index.htm 1 г бО. Киперман Г. Я., Сурганов Б. С. Популярный экономический словарь. — М.: 3K0H0NmKa. 1993. — с.255.
  49. В.А., Клочко Л. И. и др. Методические рекомендации по организации маркетинга в агропромышленном производстве.//АПК: экономика, управление. — 1993. — jYi^ 7, — с.45−55, № 8, — с.35−45.
  50. В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. // АПК: экономика. управление. — 1995. — № 2, — с.41−44.
  51. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ.-М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  52. В.И. О совершенствовании система хранения и переработки с.X.продукции. //Экономика с.х. и перерабатывающих предприятий. -1995. -№ 3, — с.5−7.
  53. И.В. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций): Учебное пособие. — М.: Мзд-во «Центр», 1998.
  54. Кликов Вадим. И снова о POS-материалах.// «Рекламные технологии», .4^^8(29). 2000r.-c.27.
  55. Ла.мбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. С-Петербург, Наука, 1996.,-с.59.
  56. К.P., Брю Экономика: принципы, проблемы и политика. — М.: Республика, 1992. — Т.1, Т.2.
  57. Маркетинг в АПК- под ред. Г. П. Абрамовой. — М.:Колос, 1997.-с.72.
  58. Маркетинг: учеб. пособие для вузов: пер. с англ.- М.: ИКК «Дело» 1994., с. — 412.
  59. Маркетинг: Учебное пособие /Под ред. А.Романова. — М.:1996. с. — 398.
  60. Маркетинг: Учебное пособие /сост. Е. Н. Савранская. — Ставрополь: СКСИ МОСУ. 1997.-с.82.
  61. Маркетинг в рыночной экономике // Современный рынок: природа и развитие. -М.: 1992.-C.29−36.
  62. Маркетинговые исследования./МсК1П5еу&Соп1рапу. 1пс/.-М.: Дело, 1996.
  63. Р. Маркетинг для малых предприятий./Пер. с англ.-СПб.: Питер паблишинг, 1998.
  64. Н. Организационно-экономические основы фнкционирования оптовых рынков.//АПК: экономика, управление. — 1995. .N10, — с.50−54.
  65. Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ.- М.: изд-во МГУ, 1994. — с.336.
  66. Методические рекомендации по. маркетинговым исследованиям. -М.: ИНФРА — М, 1993.-с.50.
  67. Много} кладная экономика АПК России: вопросы теории и практики. Часть 1 и
  68. Под.ред. А. А. Шутькова. М.: Информагротех, 1992, — с. 430.
  69. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т.1. — М.: Внешторгиздат, 1993.-с.221.
  70. Р. Маркетинг: ситуации и примеры. — М.: 1994.
  71. Назаре11К0 Н. Взаимодействие с.х. товаропроизводителей с перерабатывающими предприятия.ми.//Экономика с.Х.России. 1996.- № 6, -с.20−21.
  72. Новиков-Лавров О. Организация маркетинга в молочном подко. мплексе АПК.//АПК: экономика, управление.- 1994. — № 8, — с.31−33. 1.
  73. P.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. — М.: ФиС, 1991.-С. 8−9
  74. Организационно-экономические основы аграрного рынка: сб. ст.-М.: «Армита- Маркетинг, Менеджмент», 1997. — с.237.
  75. Организация маркетинга./МсК1П5еу&Сотрапу. 1пс/.-М.: Дело, 1996.
  76. Основы предпринимательской деятельности- Маркетинг: Учеб. Пособие/Под ред. В. М. Власовой.-М.:Финансы и статистика, 2000.
  77. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. — М.: «Ось-89″. 1999.-С.28.
  78. Поведение потребителей / Энджелл Дж., Блэкуэлл Р., Миниард П.-Пер. с англ.- СПб.:ПитерКом. 1999.
  79. Попова Ю. Соренсен О. Сетевой подход в анализе переходной экономики России. Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 1997. -с.64.
  80. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран.- М., 1993.
  81. .И. Особенности аграрной реформы в России.//АПК: экономика, управление. — 1996. — j4"2, — с.3−5.
  82. Процесс социальных исследований. М.: Прогресс, 1975.
  83. Ф. /ВМ: взгляд изнутри (человек, фирма, маркетинг).- М.: Прогресс, 1990.-С.280.
  84. Ю.А., Белявский И. А. Применение маркетинга в планировании и организации производства на предприятии: Учебное пособие. — СПб.: изд. СПбУЭФ, 1994.-с.71.
  85. Сбыт агропродукции за рубежом.//Эконом.с.х.России.-1994. — № 12, — с.28−32.
  86. Севр> к В. Т. Виды маркетинга.//Бух.учет. — 1992.- № 8, — с. 1 7−20.
  87. Севр к В. Т. Маркетинг и его элементы.//Б х.учет.-1992.-№ 3, — с. 14−21.
  88. В.Т. Маркетинг и ценообразование. /^Бух.учет.- 1998. — № 1. — с.14−17.
  89. В.Т. Система маркетинга. Соц. экон. анализ, компьютеризация. М.:Изд.МГУ, 1992.-с. 197. ПО. Спаснов СЕ. Экономика мясной и молочной промышленности. Учебн. для вузов. — 2-е изд., перераб. и дополн.- М.: Агропром.издат., 1990.- с. 244.
  90. Современный маркетинг./В.Е.Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. Под ред. В. Е. Хрцкого. — М.: Финансы и статистика, 1991. — с.256.
  91. Современная экономика. //Под ред. О. Ю. Мамедова — Ростов на Дону: Фэмикс, 1996. -С.604.
  92. Справочник по математике для экономистов./Под ред. В. Е. Ермакова. — М.: Высшая школа, 1987.
  93. Л.В., Губанова Н. В. Опыт борьбы с монополизмом на региональных рынках продовольствия.//Экономика с.х. и перерабатывающих предприятий.- 1995. — .N27. — с.11−14.
  94. Товароведение пищевых продуктов: Учебник/Гончарова И.В., Романенкова В. В. -М. Экономика, 1980, -с.88.
  95. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: введение в теорию, практику и политику. /Пер. с англ. Под ред.А. Г. Слуцкого. СПб.: „Экономическая школа“, 1995.-c.431.
  96. Н.Т., Кунина В. А., Осипова Т. И. Прогнозирование затрат на производство с.х. продукции.// Экономика с.х. и перерабатывающих предприятий. — 1995. — .48,» с.38−40.
  97. В. Устюгов. Перспективы развития электронных магазинов на пищевом рынке. — http://\vvAV.Intel.ru/eBusiness/program/materials.htm#
  98. Л.И. Агропромышленный комплекс региона (вопросы теории и методологии).- Ставрополь: Кн.изд., 1991, — с. 190.
  99. Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности. // Стандарты и качество. 1995. — № 1, -с 48−52.
  100. А.П. Общий алгоритм проведения маркетинговых исследований конкретного рынка.//Стандарты и качество.-1995.- .42, с.38−39.
  101. Феоктистова !:.М., Красюк И. Н. Маркетинг: теория и практика. — М. Высшая школа. 1993. — с.79.
  102. Д. И. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 1 / Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика. 1992.
  103. К. Финансовый и экономический анализ предприятий./ Международная организация труда. — М.: Финансы и статистика, 1996. — с. 192.
  104. Е. Г. Рынки с.х. продукции и продовольствия. //Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — № 2, — с. 139−142.
  105. Эванс Дж. Берман Б. Маркетинг.- М.: Экономика, 1990.- с. 69.
  106. Эванс Джозль Р., Берман Б, Маркетинг. Сокраш,. пер. с англ.(Авт. предисл. и научн. ред. А.А.Горяев).- М.: Экономика, 1993.- с. 165.
  107. К. Эффективная экономика.- М.:Экономика, 1991.- с. 349.
  108. Экономика в Ставропольском крае. Эконо. мический обзор. /Ставропольский краевой комитет гос. статистики. — 1999. — с.65−68.
  109. Экономика в Ставропольском крае. Экономический обзор. /Ставропольский краевой комитет гос. статистики. — 2000. — с.63−67.
  110. Эконо%П1ка и бизнес/Под ред. В. Д. Камаева. — М.: Изд. МГТУ, 1993.- с. 464.
  111. Экономические проблемы АПК: монография/ Гл. ред. В. Р. Боев. — М.: ВНИЭС.Х.1995.-С.230.
  112. Экономические реформы и развитие рыночных отношений в Ставропольском крае.- Ставрополь. 1992.- с. 189.
  113. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 139. http://4p.rii — сайт о маркетинге 4р.
  114. Аакег David А., Myers John G. Advertising Management. Prentice-Hall International, Inc., 1987, p. 132.
  115. Burns Aivin C, Bush Ronald F. Marketing Research. New. Jersey, Prentice-Hall, 1995.
  116. David J. Schwartz. Marketing Today: a Basic Approach, N.Y., «Harcourt Brace Jovanovich», 1981, p.271.
  117. Dolan Robert J. Conjoint Analysis: a Manager’s Guide. Harvard Business School, 1990.-p. 87.
  118. Kotler Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control. Prentice-Hall, 1991.
  119. Porter M.E. Competitive Strategy. New York. The Free Press, 1980.
  120. PremaKumar V., Chaudhary S. Support prices as policy tolls in dairy industry- issues in the oretical modeling -Ames (Iowa), 1996.-p. 18.
  121. Ronald R. Gist. Marketing and Society: Text and Cases. Hinsdale, «Dryelen Press'*. 1974, p.334. 17:
Заполнить форму текущей работой