Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Фольклорное начало в цикле Стивена Кинга «Темная башня»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует сказать, что мир «Темной башни» не населен уже привычными для жанра фэнтези волшебными расами, такими как эльфы или орки. Помимо людей во мире цикла живут лишь 2 расы: тахины и кан-тои или низкие люди. И те и другие являются человекоподобными созданиями. Во время путешествия герои несколько раз вступают с ними в битву. Здесь вновь можно проследить влияние фольклорной традиции… Читать ещё >

Фольклорное начало в цикле Стивена Кинга «Темная башня» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фольклорное начало в цикле Стивена Кинга «Темная башня»

фэнтези кинг фольклорный сказка Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современного человека. Оно часто используется как жанровое определение произведений массовой литературы и киноиндустрии рубежа ХХ — ХХI веков. Пока во всем мире этот феномен современной культуры находится на стадии литературоведческого осмысления, но сам жанр энергично развивается, предоставляя читателям все более проработанные фэнтезийные миры.

Жанр фэнтези в настоящее время вызывает огромное количество споров, касающихся истории жанра, жанрово-видовой и функциональной природы, канонов, отличительных черт, поэтики и др. Это легко объясняется сравнительной молодостью жанра: англоязычное фэнтези существует чуть более 100 лет, сам термин появился в 70-е годы ХХ в. за рубежом [Л.В. Шишкова, Традиция британского фольклора в англоязычном фэнтези].

Ученые отмечаю генетическую связь фэнтези с мифом и фольклорной сказкой. Однако, нecмoтpя нa пoпyляpнocть жанра, eгo фoльклopнaя основа чacтo ocтaeтcя нeиccлeдoвaна и нeинтepпpeтиpoвaнa дoлжным oбpaзoм. Целью нашего исследования стало изучение фольклорного начала в цикле Стивена Кинга «Темная башня».

В 1978 году журнал Magazine of Fantasy and Science Fiction публикует сорокастраничную повесть Стивена Кинга «Стрелок» о путешествии Роланда Дискейна к Башне, «которая стоит у истоков времени». В последующие 20 лет автор пишет 7 романов о приключениях Роланда на пути к Темной башне: «Стрелок» (The Dark Tower: The Gunslinger, 1982), «Извлечение троих» (The Dark Tower II: The Drawing of the Three, 1987), «Бесплодные земли» (The Dark Tower III: The Waste Lands, 1991), «Колдун и кристалл» (The Dark Tower IV: Wizard and Glass, 1997), «Волки Кальи» (The Dark Tower V: Wolves of the Calla, 2003), «Песнь Сюзанны» (The Dark Tower VI: Song of Susannah, 2004), «Тёмная башня» (The Dark Tower VII: The Dark Tower, 2004). В 2012 году Кинг пишет роман «Ветер сквозь замочную скважину» (The Dark Tower: The Wind Through the Keyhole), который связан с семикнижьем героями, местом действия и органично вписан в сюжет между 4 и 5 книгами. Однако главной сюжетной линией становится не история ка-тета Роланда, а сказка, которую герой рассказывает своим друзьям во время бури.

Обращение Кинга к сказке не случайно. Фэнтези в значительной степени использует уже существующие сюжеты других жанров и направлений литературы и искусства, вбирает в себя образы, мотивы, приёмы из фольклора, в первую очередь — из волшебной сказки. Во многом это роднит жанр фэнтези с литературной сказкой.

Заимствования элементов волшебной сказки можно наблюдать на разных уровнях. В первую очередь фэнтези заимствует структуру сюжета. Согласно В. Я. Проппу, сюжет волшебной сказки складывается из набора функций, которых исследователь насчитывает 32. Среди них: нарушение запрета, трудная задача, борьба героя с антагонистом, победа, возвращение, трансфигурация героя, свадьба и т. д. [В.Я. Пропп, морфология волшебной сказки]. Эти же мотивы/функции можно выделить в цикле Кинга. Так, юный Роланд проходит испытание, побеждая своего учителя Корта, проходя, таким образом, обряд инициации.

— Ключ, — обратился к нему стрелок. — Я хочу забрать то, что принадлежит мне по праву рождения, учитель. Мне нужен ключ.

Револьверы, которые принадлежали ему по праву крови. Не те — отцовские, тяжелые, с рукоятками из сандалового дерева… но все-таки револьверы. Запрещенные для всех, кроме немногих избранных. Последнее, окончательное оружие. В каменной усыпальнице под казармой, где, согласно древним законам, он теперь должен был поселиться (вдали от материнского дома), висело его ученическое оружие, тяжелые громоздкие изделия из стали и никеля. Они служили еще отцу во время его ученичества. А теперь отец стал правителем, по крайней мере, номинально [С. Кинг, Темная башня: Стрелок с.158].

История пути, поиска и борьбы героя составляет осевой вектор всей конструкции сказочной вселенной. Это повествование о сражении со злом (в лице хтонических чудовищ), обретении силы (в виде магических способностей и магических артефактов), союзников (тотемов, волшебных спутников, советников, хранителей), завоевании/построении собственного мира (царства, космоса). Проще говоря, это история судьбы персонажа, непосредственно определяющего судьбу всего мира, спроецированного на нее. Таким образом, сказочное повествование генерирует микрокосм жизненного пути души: предназначение/предсказание, рождение, поиск и обретение силы, битва и победа [Е.В. Белогубова, Мифологическая онтология современной волшебной сказки].

Эту же схему можно проследить в цикле «Темная башня». Судьба Роланда заранее предопределена. Его миссия — спасти Башню, а вместе с ней и все мироздание. Однако в начале своего путешествия герой не осознает своего предназначения. Преследуя человека в черном, Роланд идет к Башне, но пока не стремится ее спасти, не понимает всей важности Башни. В свою очередь человек в черном ведет стрелка на Голгофу, ради предсказания его судьбы.

— Я буду предсказывать тебе будущее, Роланд. Нужно открыть семь карт, одну за одной, и посмотреть, как они лягут по отношению друг к другу. Я этим не занимался уже лет триста. И есть у меня смутное подозрения, что такого, как у тебя, расклада, у меня еще не было. — Нотка насмешки вновь прокралась в его голос, как кувианский ночной лазутчик с зажатым в руке ножом. — Ты последний. Последний в мире искатель приключений. Последний крестоносец. И тебе это нравится, да, Роланд? Тебе это льстит? Однако ты даже не представляешь, как ты сейчас близко к Башне. Как близко во времени. Миры вращаются у тебя над головою [С. Кинг, Темная башня: Стрелок с.180].

Человек в черном предсказывает не только появление спутников Роланда, но и завершение его похода. Однако понять это предсказание герой не в силах, поскольку он должен пройти этот путь до конца. Человек в черном намекает Роланду, что тот являет заложником Башни, говоря о его и своем бессмертии.

У любого похода обязательно есть цель. Цель Бильбо — вернуться домой живым после того, как его вытащили из уютной норы, чтобы помочь украсть сокровища дракона. Фродо необходимо доставить кольцо в Мордор и уничтожить его. Король Артур и его рыцари надеются, что отыскав Святой Грааль, они укрепят свою распадающуюся дружбу. Достижение цели означает счастливый сказочный финал. Для героев «Темной башни» такой исход невозможен. Их цель хотя и вполне определенна, но не достижима, т.к. в сущности пытаясь достичь башни герои путешествуют по ее же уровням.

Во время путешествия Роланд «извлекает» из других миров 3 спутников, ка-тет. Их появление предсказывает человек в черном. Обретение волшебных помощников является одной из функций волшебной сказки. И действительно, все члены ка-тета обладают той или иной «волшебной» силой. Однако теми же самыми качествами обладает Роланд как дин — глава ка-тета. Все они обычные люди, чья судьба схожа с судьбой Роланда Дискейна. Все они были одиночками до «извлечения» из своего мира. Особенно следует отметить пятого члена ка-тета Роланда, ушастика-путаника по кличке Ыш. Зверек, похожий на помесь барсука с енотом, с длинным, напоминающим покрытую шерстью пружину закрученным хвостом впервые появляется в романе «Бесплодные земли», 3 книге цикла. Ыш становится частью ка-тета Роланда. Он умеет разговаривать, хотя и на достаточно примитивном уровне, повторяя услышанные слова. В романе «Ветер сквозь замочную скважину» открывается еще одна чудесная способность ушастиков-путаников — умение предсказывать ледовей, смертоносную бурю. Как и Ыш, трокены (другое название зверьков) помогают герою книги Тиму, спасая его от ледовея.

Той ночью он расположился на поляне в надежде, что ушастики вернутся. И уже погружаясь в сон, Тим вспомнил слова вдовы Смак про не по сезону жаркую погоду: «Ерунда это, скорее всего… если, конечно, ты не увидишь, как Сэр Трокен танцует при свете звезд, или поднимает мордочку и смотрит на север.» А ведь он увидел, как не один, а целая полдюжина ушастиков делала и то, и другое [С. Кинг, Темная башня: Ветер сквозь замочную скважину с.267].

Ыш погибает в последней книге цикла. Он спас Роланду жизнь, вступив в схватку с Мордредом, который хотел убить спящего Роланда.

Следует сказать, что мир «Темной башни» не населен уже привычными для жанра фэнтези волшебными расами, такими как эльфы или орки. Помимо людей во мире цикла живут лишь 2 расы: тахины и кан-тои или низкие люди. И те и другие являются человекоподобными созданиями. Во время путешествия герои несколько раз вступают с ними в битву. Здесь вновь можно проследить влияние фольклорной традиции на творчество Кинга. Красота и уродство внешнего вида на непосредственном языке сказки выступают овеществленной проекцией внутренних качеств. Сказка утверждает, что герой положителен, а значит, и прекрасен внешне. Его антагонисты часто уродливы. Они могут носить обманчивую личину внешней привлекательности (например, кан-тои используют обличие людей, скрывая под ним крысиную голову и шкуру), из-под которой то и дело проступают черты хтонически-зооморфных существ «полуночной» архаической мифологии, угрожающих, несущих гибель.

Также Кинг калькирует сюжетные ходы восточного фольклора. В частности в книге «Волки Кальи» автор использует японскую сказку о семи братьях из рисовых зерен. Крестьяне терпят нападения демонов-уни. В отчаянии, старик Дзюбей просит у богов послать в деревню защитника. В дар старик оставляет в храме 7 рисовых зерен. Наутро рисовые семена превращаются в молодых сильных юношей и прогоняют демонов из деревни [Японская мифология, с.246]. Позднее этот сюжет был взят за основу японским режиссером Акирой Куросавой при создании фильма «Семь самураев».

В романе «Волки Кальи» на защиту Кальи Брин Стерджис становятся семь человек. В отличие от сказки, только пятеро защитников остаются в живых, после победы. Автор выводит конфликт на новый уровень. Если демоны из сказки отбирали у крестьян рис, то Волки из романа приезжают за детьми жителей Кальи. Похищенные возвращаются из Тандерклепа, земель Волков, лишившимися разума.

— Те, кто был детьми, когда Волки приходили в последний раз, стали взрослыми, и у них самих уже появились дети. Неплохой урожай для этих мерзавцев, — он помолчал, давая им возможность самим прийти к мысли, которую собирался озвучить. — Если мы позволим этому случиться, если мы позволим Волкам забрать наших детей в Тандерклеп и вернуть рунтами [С. Кинг, Темная башня: Волки Кальи с.35].

Жители Кальи Брин Стерджис встают не на защиту своего пропитания, а борются за право оставаться людьми.

Как и фольклорная сказка, цикл изобилует разнообразными волшебными предметами, которые помогают героям достигнуть цели. Чтобы «вытащить» Джейка Чемберза из его реальности в Срединный мир, Эдди использует ключ, который вырезает несколько дней подряд из кусочка дерева. Двери на побережье помогают Роланду объединиться со своим ка-тетом. Розовый шар из колдовской радуги Мерлина, предсказывает Роланду его судьбу. Как и в фольклорной сказке, волшебный предмет исчезает, стоит ему выполнить свою функцию. Фигурка Матурина, черепахи-хранителя Луча, помогает Сюзанне зачаровывать людей в Нью-Йорке. Добравшись до бара Сэйра, прислужника Алого Короля, Сюзанна теряет черепашку.

Создавая «Темную башню», автор ориентировался не только на традицию волшебной сказки, но и на европейскую эпическую традицию. Польский автор фэнтези А. Сапковский пишет, что «…архетипом, прообразом всех произведений в жанре фэнтези является легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола» [А. Сапковский, Вареник, или Нет золота в Серых Горах c.419−420]. В цикле «Темная башня» автор также обращается к образам этой легенды. Главный герой является прямым наследником Артура Эльдского. Оружие стрелка изготовлено из меча Артура. Колдовские сферы названы Радугой Мерлина. Кинг использует легенды, создавая не только собственную мифологию, но и дополнительный понятийный уровень. Принадлежность Роланда Дискейна к роду Артура роднит цикл с эпической традицией. Таким образом, движение ка-тета к Башне соположено поиску священного Грааля рыцарями Круглого Стола. Ребенка Роланда Миа назовет Мордред. Имя это она нашла в памяти Сюзанны. Наполовину демон, ребенок вырастет быстро и, как его тезка из легенды о короле Артуре, будет стремиться убить своего отца.

Очень часто в произведениях жанра фэнтези присутствует вторичный фольклор — народное творчество, существующее лишь в рамках Вторичного мира текста. Автор, используя стилизацию, создает или упоминает произведения традиционных фольклорных жанров и включает их в сюжет своей книги именно в качестве фольклора, бытующего в данном вторичном мире. Использует этот прием и Стивен Кинг. Создавая мифологию Срединного мира, автор создает «народные» песни, легенды, предания и сказки этой земли. Мы уже упоминали о сказке из книги «Ветер сквозь замочную скважину». Главный герой этой сказки, мальчик по имени Тим Росс, живет в деревне на опушке огромного леса. После гибели его отца-дровосека в лесу мать Тима Нелл выходит замуж за Большого Келлса, напарника и единственного свидетеля смерти ее мужа. По словам Келлса, отца Тима убил живущий в лесу дракон. Келлс оказывается пьяницей и жестоким человеком, который избивает жену и пасынка, однако Тим находит неожиданного союзника в лице зловещего сборщика налогов. Имя этого персонажа в книге не называется, но подразумевается, что это Уолтер, один из антагонистов цикла книг о Темной Башне. Благодаря помощи сборщика налогов Тим узнает, что Келлс убил его отца, чтобы жениться на Нелл, а позже отправляется в путешествие в поисках другого волшебника, Мерлина, способного вернуть зрение ослепшей от побоев матери. После ряда приключений он встречает Мерлина в облике тигра, снимает с волшебника проклятие и получает лекарство для матери. По возвращении домой Большой Келлс пытается убить Тима, но прозревшая Нелл убивает мужа топором.

Создавая литературную сказку, Кинг опирается на английскую народную сказку. В английской сказке все происходит всерьез, хотя и не лишено волшебства. Герой на самом деле рискует своей жизнью, сражаясь со злом; это не подвиг сказочного богатыря, который обязан побеждать всегда, это бой слабого человека, нередко подростка с безжалостным злодеем, и исход его не определен заранее. Герой английской сказки в отличие от сказочного рыцаря, совершенно не уверен в своей победе, но он должен выйти на этот бой, потому что счастье и благополучие его семьи зависят от победы [http://www.fantasyforge.narod.ru].

Не менее интересным представляется создание Кингом обрядового фольклора. Так, в 4 книге цикла можно найти подробное описание празднования дня урожая в Мэджисе, одном из крайних феодов. В романе «Волки Кальи» Роланд поет камаллу, рисовую песню, чтобы заслужить доверие жителей Кальи Брин Стерджис.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что фэнтези как жанр обращается к фольклорным традициям. Детальное изучение жанра фэнтези позволит осознать его место в литературном процессе и выявить причины популярности жанра у современного читателя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой