Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Введение. 
Функционально-семантический аспект суперконцепта "жизнь" в русском языке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования послужили фундаментальные идеи, касающиеся общих сущностных характеристик языка и языковых функций — понимание языка как средства общения и формирования знаний человека, деятельностный аспект языка, соотношение понятийной и языковой картины мира, антропоцентризм языка. В работе использованы методы компонентного и концептуального анализа. На основании этих… Читать ещё >

Введение. Функционально-семантический аспект суперконцепта "жизнь" в русском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как мы знаем, современные тенденции развития лексикографии связаны с различными аспектами систематизации лексики. Огромный опыт, накопленный лингвистикой в осмыслении структурно-семантических и функциональных характеристиках языковых единиц, позволяет расширить подходы, методы, объем и обновить принципы объединения словарного материала в семантические блоки.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что проблема разработки функционально-семантических сфер, в которых лексический материал дифференцируется с учетом динамических свойств языковых единиц, ориентирует на их функционирование в процессе речевой коммуникации. Общим развитием лингвистики обусловлена необходимость в функциональном подходе к классификации словарного материала. Именно функциональный подход позволяет исследовать слова в условиях употребления в процессе речепроизводства и помогает обнаружить такие свойства лексических единиц, которые уже изначально предопределяют их поведение в речевой коммуникации. Функциональное направление, изучающее язык в действии, в основе своей ориентировано на языковую личность, поскольку нельзя познать сущность и законы языка, не обратившись к его создателю и носителю-человеку (Ю. Н. Караулов). Функциональный подход не случайно «высвечивает» проблемы, связанные с человеческим фактором. Во главу угла выдвигается когнитивная функция, которая раскрывает роль языка в познавательной деятельности человека и взаимодействие языковой семантики и знаний о мире. Актуальность исследования также заключается и в том, что оппозиция «конкретное-абстрактное» является основополагающей в лексике любого языка. Именам видимого мира по ряду лингвистических параметров противостоят имена невидимого умопостигаемого мира — абстрактные субстантивы (ВСЕЛЕННАЯ, МИРОЗДАНИЕ, СОВЕСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ) (Чернейко 1995: 73). Среди этих субстантивов выделяются имена, имеющие особую значимость для культуры народа. Э. Бенвенист назвал эти слова «основными словами… словаря современной культуры» (Бенвенист 1974: 386). В российской лингвистике за подобными абстрактными субстантивами закреплены такие терминологические сочетания, как «ключевые слова культуры», «мировоззренческие концепты», «культурные концепты». Субстантив ЖИЗНЬ занимает центральное место среди культурных концептов. Это слово и содержащееся в нем понятие экзистенциально значимы как для каждого человека в отдельности, так и для всех людей мира. Но в настоящее время почти отсутствуют работы, посвященные исследованию названного субстантива. Этим также определяется актуальность нашего исследования. Посредством лингвистического анализа поведения слова ЖИЗНЬ в текстах разных жанров в работе выявлены те представления о жизни, которые присущи обыденному, научному и художественному типам сознания и которые в свою очередь диктуют сочетаемость (комбинаторику) этого слова в текстах.

Последние достижения в области функциональной лингвистики показали, что словарный состав любого зыка распадается на некоторое число семантических полей. Поля объединяются в более крупные единицы — функционально-семантические сферы словаря: бытие, жизнь, деятельность, состояние, чувства, поведение, модальность, восприятие, смерть. Базу функционально-семантических сфер составляют концепты, которые связаны с различными аспектами жизнедеятельности человека: «жить», «работать», «говорить», двигаться". Концепт можно определить как целостное образование с глобальным значением, создающим когнитивную субстанцию языка (В. Потье) и выступающим в качестве базы языковой картины мира.

Научная новизна исследования определяется поставленными в нем целью и задачами и состоит в следующем:

впервые монографически исследован концепт ЖИЗНЬ во фразеологизмах и паремиях русского языка;

осуществлен комплексный подход (парадигматический и синтагматический) к описанию абстрактного имени ЖИЗНЬ описанию абстрактного имени ЖИЗНЬ;

рассмотрена специфика концепта ЖИЗНЬ во фразеологизмах и паремиях русского языка, позволяющая реконструировать национальную картину мира, присущую обыденному сознанию.

Дипломная работа посвящена разработке одной из функционально-семантических сфер, сферы «жизнь». Основная идея нашего исследования заключается в представлении лексического состава языка в виде системы объемных функционально-семантических сфер, основу которых составляют глобальные концепты, связанные с человеком. В состав объемных блоков указанного типа входят языковые элементы, которые соотнесены с общим концептом и реализуют разные аспекты его конкретизации.

Цель дипломной работы заключается в изложении основ функционального направления и исследовании функционально-семантической сферы «жизнь» в русском языке. Реконструкция фрагмента ЖИЗНЬ национальной картины мира, присущей обыденному сознанию носителей русского языка и проявляющейся в их повседневной речи в таких воспроизводимых единицах, как фразеологизмы и паремии. В языке одно и то же логическое понятие может принимать разные обличья, которые И. А. Мельчук и А. К. Жолковский назвали «лексическими функциями», подразделив их на «лексические замены» (напр., синтаксические дериваты слова, его синонимы, антонимы), отражающие парадигматические отношения слова, и «лексические параметры» (напр., Magn, Func, Liqu, Caus), отражающие его синтагматические связи. Языковое воплощение лексических функций может быть расширено за счет охвата всех воспроизводимых единиц языка: не только отдельных слов, но и целых выражений (идиоматических сочетаний — фразеологических единиц и идиоматических предложений — паремий). В связи с этим максимально полная реконструкция того или иного фрагмента языковой картины мира, строящаяся на идеографической (ономасиологической) основе, требует решения конкретных задач. Исходя из поставленной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • 1. Описать принципы структурирования лексической системы языка на основе когнитивного содержания с учетом функционирования языковых единиц в речепроизводстве.
  • 2. Выделить самую крупную системообразующую единицу языка — функционально-семантическую сферу.
  • 3. На основе когнитивного анализа лексического значения отдельного слова (словосочетания, фразеологизма) и функционально-семантической сферы описать принцип концептуализации сферы «жизнь» в русском языке.
  • 4. Составить приложение в форме фрагмента функционально-семантического словаря.
  • 5. Провести лексикографический анализ имени ЖИЗНЬ, включая анализ зафиксированных в словарях примеров для выявления узуальной когнитивной составляющей зоны его содержания: логической (рациональной) и «санкционированной» сублогической областей структуры концепта.
  • 6. Выявить словообразовательный потенциал имени ЖИЗНЬ, так как в процессе деривации через семантическую мотивированность деривата устанавливаются те свойства и оценки явления, стоящего за производящим именем, которые оказываются семантически и прагматически значимыми в языковой картине мира и которые при других видах анализа не так очевидны или вовсе не обнаруживаются {жизненный, жистянка).
  • 7. Выявить специфику парадигматических отношений имени ЖИЗНЬ для установления особенностей распределения общего смысла в рамках соответствующих лексико-семантических групп.
  • 8. Дать синтагматическую характеристику имени ЖИЗНЬ, чтобы обнаружить узуальные представления, стоящие за этим именем и очерчивающие их семантические границы.
  • 9. Выполнение 5−8 задач позволит создать фон и спроецировать на него культурно значимую (своего рода энциклопедическую) информацию, источником которой являются паремии и фразеологизмы, значительно расширяющие структуру концепта ЖИЗНЬ, особенно его сублогическую составляющую.

Для решения поставленных задач мы использовали компонентный метод лингвистического анализа, который дает возможность выяснить функционально-семантическую сферу и составляющие ее более мелкие блоки, сгруппировать лексические единицы и их объединения разного объема по степени сложности и способу организации различных типов знаний в их содержательной структуре.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные идеи, касающиеся общих сущностных характеристик языка и языковых функций — понимание языка как средства общения и формирования знаний человека, деятельностный аспект языка, соотношение понятийной и языковой картины мира, антропоцентризм языка. В работе использованы методы компонентного и концептуального анализа. На основании этих методов исследуются словарные дефиниции имени ЖИЗНЬ, а также фразеологизмы и паремии, в состав которых это имя (или его производные) входят. Центральным при этом является концептуальный анализ, поскольку именно он из несвободной сочетаемости субстантивов с глаголами физического действия и с дескриптивными прилагательными позволяет вывести «вещные» коннотации имени ЖИЗНЬ, которые обнаруживаются в сложных воспроизводимых единицах языка (фразеологизмах и паремиях). Синхронический анализ репрезентации концепта ЖИЗНЬ, показывающий современную структуру концепта (на материале словарей современного русского языка), дополняется диахроническими и сравнительно-сопоставительными экскурсами, основанием которых служат этимологические словари и исследования устаревших форм.

Объектом исследования является функционально-семантическая сфера «жизнь» в состав объемных блоков, в которые входят языковые элементы, соотнесенные с общим концептом и реализующие разные аспекты его конкретизации.

Практическая ценность исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы в курсе лекций по фразеологии, паремиологии, сопоставительной фразеологии и паремиологии, лингвострановедению, когнитивной лингвистике на филологических факультетах университетов, а также в практике создания словаря концептов нового типа.

Объектом исследования послужили материалы собранной картотеки из произведений В. Распутина «Век живи, век люби», И. Ефимова «Седьмая жена». Всего выписано более 500 примеров из вышеуказанных изданий.

Использованные материалы — Малый академический словарь в 4-х томах, Учебный словарь сочетаемости слов русского языка, Словообразовательный словарь в 2-х томах, Толковые (далее ТС), словообразовательные, этимологические, фразеологические словари русского языка, Словарь сочетаемости слов русского языка, сборники паремий, сборники афоризмов, материалы газет, а также записи высказываний устной речи (разговорной, на ТВ).

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования, практическая значимость работы, определяется цель и намечаются конкретные задачи исследования. В первой главе рассматривается структура функционально-семантических сфер — «Функционально-семантическая сфера как основная системообразующая единица языка».

Во второй главе подробно рассматривается концепт «жизнь» — «Функционально-семантическая сфера «жизнь» в русском языке.

В заключении обобщены важнейшие выводы по анализу исследуемого материала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой