Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Внутренний контроль организации. 
Современная практика

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной целью этого закона являлось восстановление доверия общественности и защита ее интересов, а также обеспечение достоверности финансовой отчетности. В законе большое внимание уделялись ответственности руководства компании, которое: несет ответственность за эффективность СВК за подготовкой финансовой отчетности компании; обязано проводить постоянную оценку ее эффективности на основе… Читать ещё >

Внутренний контроль организации. Современная практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ Российской федерации»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА на тему:

«Внутренний контроль организации. Современная практика»

Москва 2016

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность, структура и назначение внутреннего контроля

1.2 Место и роль внутреннего контроля в системе учета и управления на предприятии

1.3 Практика организации внутреннего контроля в России и зарубежом

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ДИРЕКЦИИ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ МОСКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Характеристика системы внутреннего контроля предприятия

2.3 Характеристика системы бухгалтерского учета как составной части системы внутреннего контроля на предприятии

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Контроль является объективно необходимым слагаемым деятельности любого экономического субъекта. Различают внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органами государства, контрагентами по финансово-хозяйственным договорам, потребителями, общественностью), и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации (собственниками, администрацией, персоналом). От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования экономических субъектов, а эффективность их деятельности, в свою очередь, является одним из условий эффективности всего общественного производства.

Актуальность исследования организации внутреннего контроля и оценки ее надежности возрастает в условиях реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и трансформации системы нормативного регулирования российского аудита на основе международных стандартов аудита, когда возникает необходимость в информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Цель выпускной квалификационной работы — на основании исследования теоретических аспектов по выбранной теме и анализа организации внутреннего контроля на предприятии сформулировать основные направления ее совершенствования.

Предметом исследования выступает система внутреннего контроля организации.

Объект исследования — ООО «…».

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

— исследовать сущность, структуру и назначение внутреннего контроля;

— охарактеризовать место и роль внутреннего контроля в системе учета и управления на предприятии

— проанализировать практику организации внутреннего контроля в России и зарубежом;

— представить краткую организационно-экономическую характеристику предприятия

— охарактеризовать систему внутреннего контроля предприятия;

— охарактеризовать систему бухгалтерского учета как составную часть системы внутреннего контроля на предприятии;

— выполнить оценку системы внутреннего контроля в соответствии с российскими и международными станадартами аудита;

— разработать направления совершенствования системы внутреннего контроля.

При написании работы в первую очередь использовались данные первоисточников — нормативных и законодательных актов, также была проанализирована и систематизирована аналитическая информация из периодических изданий, изучены данные специализированных интернет — порталов. Применены такие методы исследования как анализ, сравнение и обобщение.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность, структура и назначение внутреннего контроля

Согласно статье 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.11.2011 г. хозяйствующие субъекты обязаны организовать и производить внутренний контроль осуществляемых фактов хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского учета.

Внутренний контроль (ВК) — это процесс, который направлен на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает [9, c.78]:

— эффективность и результативность своей деятельности, включая достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

— достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

— соблюдение применяемого законодательства, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета.

При организации внутреннего контроля на предприятии следует основываться на том, что:

а) внутренний контроль должен производиться на всех уровнях управления предприятием, во всех его подразделениях;

б) в реализации внутреннего контроля должны принимать участие все сотрудники предприятия соответственно их полномочиям и функциям;

в) полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с расходами на его организацию и осуществление.

Необходимо отметить, что внутренний контроль способствует достижению организацией поставленных целей деятельности, но не гарантирует, что они будут достигнуты.

При рассмотрении сущности внутреннего контроля следует охарактеризовать такие понятия как объект, субъект и предмет внутреннего контроля.

Объектом внутреннего контроля в организации является управляемое звено системы управления организацией, на которое направлено контрольное воздействие. К объектам внутреннего контроля в организации относятся:

— ресурсы организации (трудовые, денежные, материальные, нематериальные и информационные);

— средства и системы информатизации;

— управленческие решения;

— результаты деятельности организации;

— временные аспекты [10, c.131].

Выбор объектов внутреннего контроля обусловлен поставленными перед организацией целями. Следует разделять понятия объекта и предмета внутреннего контроля.

Так, предметом внутреннего контроля является наличие, состояние или действие управляемого звена системы управления предприятием [10, c.131]. К примеру, материальные ресурсы организации представляют собой объекты внутреннего контроля, а фактическое наличие данных ресурсов и их состояние представляют собой предметы внутреннего контроля.

Субъектом внутреннего контроля в организации выступает работник или участник организации, который осуществляет контрольные действия в рамках исполнения должностных обязанностей или только на основании соответствующих прав. Если член ревизионной комиссии не является участником или сотрудником данной организации, он определяется как субъект внутреннего контроля на период исполнения соответствующих обязанностей.

Все субъекты внутреннего контроля могут быть распределены следующим образом с позиции значимости в процессе контрольных действий [12, c.14]:

1). Субъекты ВК первого уровня включают участников (собственников) организации, которые производят контроль напрямую или опосредованно (при помощи независимых экспертов, включая внешних аудиторов);

2). Субъекты ВК второго уровня. К числу их прямых обязанностей не относятся контрольные мероприятия, но в силу производственной необходимости они осуществляют также и контрольные функции (например, бухгалтер, который контролирует корректность оформления входящей первичной документации);

3). Субъекты ВК третьего уровня выполняют контрольные функции в рамках выполнения непосредственно закрепленных за ними служебных функций (сотрудники планово-экономического отделов, отдела кадров);

4). Субъекты ВК четвертого уровня. Контрольные функции являются их обязанностями; к числу категорий сотрудников организации, осуществляющих данные функции, относятся: аппарат управления; сотрудники отдела бухгалтерского учета, службы коммерческой безопасности и другие);

5). Субъекты ВК пятого уровня. Ких функциональным обязанностям относится только осуществление контроля (данная группа субъектов представлена сотрудниками отдела внутреннего аудита и членами ревизионной комиссии, сотрудниками отделов входного и технического контроля и т. п.).

Рассмотренная классификация основана на признаке значимости субъектов внутреннего контроля. На практике значимость конкретного субъекта может изменяться, что зависит от его личного вклада в осуществление контрольных действий.

Рассмотрев основные понятия, связанные с внутренним контролем организации, далее охарактеризуем его структуру (рисунок 1.1) [15, c.79]:

Рисунок 1.1 — Элементы внутреннего контроля в организации

Раскроем подробнее содержание каждого из представленных на рисунке 1.1 элементов ВК.

Контрольная среда определяется как совокупность принципов и стандартов деятельности организации, которые определяют общее понимание ВК и требования к нему на уровне организации в целом.

Оценка рисков представляет собой процесс идентификации и анализа рисков, то есть сопоставления вероятности и последствий недостижения организацией целей деятельности. При выявлении рисков организации необходимо принять соответствующие решения в области управления ими, в том числе посредством:

— разработки необходимой контрольной среды;

— организации процедур внутреннего контроля;

— информирования сотрудников и оценки результатов контрольных мероприятий.

Применительно к ведению бухгалтерского учета, включая подготовку бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые способны оказать влияние на достоверность указанной отчетности.

К процедурам внутреннего контроля относятся действия, которые направлены на минимизацию рисков, оказывающих воздействие на достижение целей организации. Организация может использовать в своей деятельности следующие процедуры внутреннего контроля [17, c.11]:

— документальное оформление (к примеру, записи в учетных регистрах должны производиться на основании первичной документации, включая бухгалтерские справки);

— подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, при принятии к учету первичной документации осуществляется проверка ее оформления с точки зрения соответствия нормам законодательства);

— санкционирование хозяйствующих операций, при помощи которого подтверждается правомерность осуществления операции (так, руководитель организации утверждает авансовые отчеты сотрудников);

— сверка данных (к примеру, для подтверждения величины дебиторской и кредиторской задолженности организации необходимо производить сверку расчетов с контрагентами);

— разграничение полномочий и ротация обязанностей (с целью снижения риско ошибок и злоупотреблений полномочия по подготовке первичной документации, санкционированию хозяйственных операций и их отражению на счетах бухгалтерского учета, как правило, должны быть распределены между различными сотрудниками);

— физический контроль (включает охрану, ограничение доступа, а также инвентаризацию);

— надзор — предполагает выполнение оценки достижения поставленных целей или показателей (к примеру, оценка правильности выполнения хозяйственных и учетных операций, соблюдения сроков подготовки и сдачи бухгалтерской финансовой отчетности).

В целом перечисленные выше процедуры внутреннего контроля могут быть классифицированы следующим образом (рисунок 1.2) [18, c.174]:

Рисунок 1.2 — Классификация процедур внутреннего контроля

Отметим, что в целях предупреждения злоупотреблений и мошенничества наибольшего эффекта позволяют достичь такие процедуры как санкционирование хозяйственных операций, разграничение полномочий, а также физический контроль.

Следующие рассматриваемый структурный компонент внутреннего контроля в организации — это информация и коммуникация. Качественная и своевременная информация является основой функционирования внутреннего контроля, предоставляя возможность достижения поставленных перед ним целей. При этом основной источник информации для принятия решений — это информационные системы организации. Качество аккумулируемых и обрабатываемых в них данных может оказывать значительное влияние на управленческие решения организации, эффективность внутреннего контроля.

Коммуникация определяется как распространение сведений, необходимых для принятия управленческих решений и реализации внутреннего контроля. Так, к примеру, сотрудники организации должны быть осведомлены о рисках, которые относятся к сфере их ответственности, о поставленных перед ними задачах по реализации внутреннего контроля и информированию руководителя о различных фактах.

И, наконец, оценка внутреннего контроля как неотъемлемый ее элемент производится в отношении всех ранее охарактеризованных элементов ВК для определения их эффективности и результативности, а также необходимости их корректировки. Оценку внутреннего контроля в организацими необходимо осуществлять не реже одного раза в год.

В заключение отметим, что наличие в организации современной системы внутреннего контроля предоставляет ей следующие возможности:

— на выгодных условиях привлекать инвестиции посредством повышения прозрачности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— эффективно управлять использованием материальных и трудовых ресурсов и реализовывать эффективную ценовую политику;

— собственникам контролировать деятельность менеджмеров на соответствие их действий целям бизнеса, а менеджерам — добиваться эффективности работы структурных подразделений.

Подводя итог изложенному в параграфе материалу, можно сформулировать следующие вывод. Формирование системы внутреннего контроля пока является достаточно новой сферой деятельности для большинства отечественных предприятия, в особенности для субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время в российскмих организация имеются отдельные составляющие внутреннего контроля, которые должны быть преобразованы в единую законченную, современную и эффективную систему.

1.2 Место и роль внутреннего контроля в системе учета и управления на предприятии

В современных экономических условиях деятельности организаций внутренний контроль как управленческая функция должен производиться на всех уровнях управления. Система внутреннего контроля должна ориентироваться на достижение следующих параметров [19, c.94]:

— устойчивое положение организации на рынке;

— признание организации участниками рынка и обществом;

— своевременную адаптацию производственной и управленческой систем организации к динамичной внешней среде.

На любом этапе процесса управления могут возникнуть отклонения реального состояния объекта управления от планируемого. Получить своевременные сведения о качестве и содержании таких отклонений позволяет система внутреннего контроля на предприятии.

В процессе внутреннего контроля субъекты организации осуществляют следующие действия [18, c.175]:

1). Определяют фактическое состояние организации (объекта контроля).

2). Сравнивают фактические данные с планируемыми.

3). Оценивают выявляемые отклонения и степень их воздействия на деятельность организации.

4). Выявляют причины установленных отклонений.

Целью внутреннего контроля в системе управления организацией является информационное обеспечение данной системы для обеспечения возможности принятия эффективных решений [22, c.173].

Особенностью внутреннего контроля является его двойственная роль в ходе управления организацией. По причине тесной интеграции контроля и иных элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для сотрудника так, чтобы он относился лишь к какому-либо одному элементу управления, не взаимодействуя с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Это обусловливает присутствие элементов контроля на каждой стадии управления, что обеспечивает оптимальное протекание любой из стадий процесса управления.

Так, на этапе планирования в организации осуществляются следующие контрольные мероприятия:

— оценивается рациональность потенциальных вариантов плановых решений;

— устанавливается соответствие плановых решений целевым ориентирам, а также общей стратегии.

Для обеспечения рациональности и адекватности общей стратегии деятельности организации внешним условиям, а также для обеспечения возможности успешной реализации управленческих решений также необходим контроль. Если на стадии планирования не включен элемент контроля, то ошибки планирования в лучшем случае проявятся на этапах организации и регулирования.

На стадиях организации и регулирования реализации управленческих решений требуется контроль правильности реализации принятых решений с целью достижения требуемых результатов. Следует также контролировать рациональность регулирования принятых решений.

На стадии бухгалтерского учета в организации должен быть обеспечен внутренний контроль:

— наличия и движения имущества;

— рационального использования производственных ресурсов согласно утвержденным нормам, нормативам и сметам;

— состояния выданных и полученных обязательств;

— целесообразности и законности хозяйственных операций предприятия, и т. д.

Данные бухгалтерского учета составляют информационную базу для контроля. C другой стороны, необходимо проводить контроль качества самого бухгалтерского учета.

Таким образом, внутренний контроль в организации представляет собой:

1). Неотьемлемый элемент каждого этапа процесса управления;

2). «Обособленную» стадию, обеспечивающую информационную прозрачность процесса управления.

Функция внутреннего контроля тесно связана с иными функциями управления. Одновременно необходимо отметить, что выделяют также информационную интеграцию внутри функции внутреннего контроля. Так, при интеграции контроля и иных функций на одном уровне управления имеет место горизонтальная интеграция, а при информационной интеграции функций контроля на различных уровнях управления (на уровне рабочего места, бригады, цеха) существует вертикальная интеграция.

Выделяют следующие формы внутреннего контроля в организации:

— внутренний аудит;

— структурно-функциональная форма ВК.

На выбор формы внутреннего контроля влияют следующие факторы (рисунок 1.3) [23, c.52]:

Рисунок 1.3 — Факторы, оказывающие влияние на выбор формы внутреннего контроля в организации

Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита характерна для крупных и некоторых средних организаций, которым преимущественно присущи следующие особенности:

— усложненная оргструктура (дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации);

— многочисленность филиалов, дочерних обществ;

— разнообразие видов деятельности и возможность их кооперирования;

— стремление собственников обладать достаточно объективной и независимой оценкой действий менеджеров всех уровней управления.

Кроме задач, носящих чисто контрольный характер, внутренние аудиторы могут решать такие задачи как: экономическая диагностика, выработка финансовой стратегии, маркетинговые исследования, управленческое консультирование.

Институтами внутреннего аудита являются также ревизионные комиссии (ревизоры), чья деятельность регулируется действующим законодательством. Такая форма внутреннего контроля в основном получила распространение в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах.

Во многих организациях отсутствуют отделы внутреннего аудита и ревизионные комиссии (ревизоры). В данном случае для осуществления внутреннего контроля таким организация целесообразно использовать структурно-функциональную форму внутреннего контроля организации. К примеру, осуществление ВК, обязательно включающееся в должностные обязанности любого руководителя, должно также входить в функции любого ответственного лица. Такая форма, соответствует первичной ступени развития ВК и применяется организациями наряду с более развитыми формами, а также вне зависимости от них.

Различают следующие типы внутреннего контроля в организации [26, c.286]:

— неавтоматизированный;

— неполностью автоматизированный;

— полностью автоматизированный.

Неавтоматизированный ВК производится непосредственно его субъектами без использования автоматических средств.

Неполностью автоматизированный ВК производится его субъектами с использованием автоматических средств, регистрирующих, обрабатывающих и измеряющих данные (например, использование технологии штрих-кодирования при проведении инвентаризации имущества).

Полностью автоматизированный ВК производится в аболютно автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля. В качестве примеров данного типа внутреннего контроля могут приведены: работа программ, обеспечивающих выделение или перечисление тех пунктов, которые не соответствуют установленным критериям (например, если сумма по счетам на закупку находится вне установленных пределов).

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что организация эффективной системы внутреннего контроля на предприятии способствует обеспечению эффективного функционирования, устойчивости развития организации в условиях конкуренции; сохранению и эффективному использованию ресурсов и возможности организации; своевременному выявлению и минимизации коммерческих, финансовых и внутрифирменных рисков в учете и управлении в организации.

1.3 Практика организации внутреннего контроля в России и зарубежом

внутренний контроль управление учет

В России передовым опытом в области организации внутреннего контроля и аудита обладают организации банковской сферы, а также крупные компании — акционерные общества, государственные корпорации, государственно-частные партнерства. В отечественной практике существует достаточно широкое разнообразие форм организации и содержания систем внутреннего контроли, отличающихся, прежде всего, базой формирования.

В целом в российских организациях применяются четыре формы системы внутреннего контроля и аудита [25, c.2937]:

— служба внутреннего аудита;

— структурно-функциональная форма контроля;

— контрольно-ревизионная служба;

— аутсорсинг;

— косорсинг.

Аутсорсинг предполагает полную передачу функций внутреннего контроля в рамках организации специализированной компании или внешнему консультанту.

Косорсинг состоит в том, что в организации создается служба внутреннего аудита, но в некоторых случаях привлекаются эксперты специализированной компании или внешние консультанты.

Среди преимуществ использования аутсорсинга и косорсинга можно выделить:

— возможность применять услуги экспертов в различных областях, гибкость в вопросах их привлечения;

— получение доступа к передовым технологиям и методикам проведения проверок и оказания консультационных услуг.

Основной же недостаток аутсорсинга и косорсинга заключается в том, что сторонний эксперт или организация не обладают всей полнотой информации об организации.

Некоторые организации в основу берут опыт функционирования контрольно-ревизионных структур; другие концентрируют внимание при создании СВК только на контроле за постановкой, ведением учета и составлением отчетности. Лишь небольшая часть организаций рассматривает СВК как органическую часть системы управления и интегрирует ее во все бизнес-процессы, обеспечивая контроль за качеством формирования первичной учетной информации, системой ее обобщения (бухгалтерские регистры и управленческая отчетность) и формирования отчетности, а также контроль за реакцией менеджеров и высшего руководства на результаты контрольных проверок.

Последняя позиция получила более широкое распространение в крупных зарубежных компаниях.

Рассматривая международную практику организации внутреннего контроля, можно как наиболее интересный отметить опыт США, где в 2002 году были ужесточены требования к финансовой отчетности и процессу ее подготовки, что было связано с чередой корпоративных скандалов, связанных с недобросовестными действиями со стороны аудиторов и со стороны менеджмента проверяемых организаций. Был издан закон, охватывающий американские и международные компании, зарегистрированные Комиссией по ценным бумагам США [21, c.93].

Основной целью этого закона являлось восстановление доверия общественности и защита ее интересов, а также обеспечение достоверности финансовой отчетности. В законе большое внимание уделялись ответственности руководства компании, которое: несет ответственность за эффективность СВК за подготовкой финансовой отчетности компании; обязано проводить постоянную оценку ее эффективности на основе адекватных критериев эффективности контрольных процедур; должно иметь достаточные доказательства для выводов об эффективности СВК, в том числе необходимую документацию; обязано в конце отчетного периода предоставлять письменное подтверждение эффективности СВК. Аудиторам в Законе предписывается обязанность провести аудит и дать заключение об эффективности СВК за подготовкой финансовой отчетности, включая эффективность процедур оценки СВК руководством компании.

В связи с этим большое внимание стало уделяться выявлению влияния рисков на конкретные бизнес-процессы. СВК внедряется для того, чтобы соответствующие инструменты контроля способствовали своевременному выявлению конкретных видов рисков и способствовали разработке мер по минимизации их влияния на эффективность деятельности компании.

Важной основой для СВК является международно признанная и широко используемая на практике модель COSO, которая была разработана Комитетом организаций-спонсоров Комиссии Тредвея, образованным несколькими организациями: Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, Американской ассоциацией бухгалтеров, Институтом внутренних аудиторов, Международной ассоциацией финансовых руководителей, Институтом бухгалтеров по управленческому учету [21, c.95].

Характерной особенностью данной модели является ориентация на управление рисками экономических субъектов. Ключевым моментом при постановке модели COSO стал оптимальный баланс между прибыльностью компании и рисками, а также эффективное и результативное использование ресурсов, необходимых для достижения основных целей бизнеса [21, c.96].

Сравнивая модель COSO c рекомендациями Минфина России по организации внутреннего контроля, а также с Приложениями к ФПСАД 8 выявляется отличие в структуре моделей внутреннего контроля и состава их элементов.

Так, российские нормативные акты предусматривают наличие пяти элементов системы ВК: контрольной среды; оценки рисков; процедуры внутреннего контроля; информации и коммуникации; оценки внутреннего контроля.

Модель СОSO в свою очередь рассматривает восемь взаимосвязанных компонентов процесса управления рисками. К ним относятся [21, c.97]:

1. Внутренняя среда (Internal environment). Внутренняя среда характеризуется как атмосфера в организации и определяет, каким образом риск воспринимается сотрудниками организации и как они на него реагируют. Внутренняя среда может быть рассмотрена как аналог контрольной среды (Control Environment), которая является фундаментом для остальных компонентов СВК.

2. Постановка целей (Objective setting). Цели должны быть определены до того, как руководство начнет выявлять события, которые потенциально могут оказать влияние на их достижение.

3. Определение событий (Event identification). Внутренние и внешние события, оказывающие влияние на достижение целей организации, должны определяться с учетом их разделения на риски или возможности. Возможности должны учитываться руководством в процессе формирования стратегии и постановки целей.

4. Оценка рисков (Risk assessment). Риски анализируются с учетом вероятности их возникновения и влияния с целью определения того, какие действия в отношении них необходимо предпринять.

5. Реагирование на риск (Risk response). Руководство выбирает метод реагирования на риск — уклонение от риска, принятие, сокращение или перераспределение риска, разрабатывая ряд мероприятий, которые позволяют привести выявленный риск в соответствие с допустимым уровнем риска.

6. Средства контроля (Control activities). Под контрольными действиями понимаются принципы и методы, которые гарантируют исполнение принятых менеджментом организации решений. Контрольные действия ориентированы на исполнение необходимых мероприятий по снижению различных рисков присущих конкретной организации. Контрольные действия функционируют на всех уровнях управления, а также на всех стадиях производства товаров и услуг предприятия.

7. Информация и коммуникации (Information and communication). Необходимая информация определяется, фиксируется и передается в такой форме и в такие сроки, которые позволяют сотрудникам выполнять их функциональные обязанности. Одновременно осуществляется эффективный обмен информацией в рамках организации как по вертикали сверху вниз и снизу вверх, так и по горизонтали.

Основным источником получения необходимой информации является бухгалтерский и управленческий учет. Информативность материалов бухгалтерского учета и отчетности предопределяется потребностями управления предприятием, функционирующего в условиях определенной социально-экономической среды.

8. Мониторинг (Monitoring). Весь процесс управления рисками организации отслеживается и по необходимости корректируется. Мониторинг осуществляется в рамках текущей деятельности руководства или путем проведения периодических оценок.

Мониторинг средств контроля — это процесс оценки эффективности функционирования СВК в течение определенного периода. Он включает оценку организации и функционирования средств контроля, осуществления необходимых корректирующих мероприятий, адаптированных под изменения условий, проверку выполнения требований всех внутренних документов компании и исполнения всех распоряжений руководства, а также наличия подтверждающей информации от третьих лиц.

Рассматривая зарубежный опыт организации внутреннего контроля на предприятии, также следует отметить рекомендации, касающиеся организации внутреннего контроля, разработанные Институтом дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса, в которых сформулированы требования, касающихся внутреннего контроля экономических субъектов, котирующихся на Лондонской фондовой бирже. В этом документе внутренний контроль рассматривается как система, включающая политику, процессы, задачи, поведение и другие аспекты компании, которые [21, c.99]:

— способствуют эффективному функционированию, позволяют надлежащим образом реагировать на значительные риски в бизнесе, основной деятельности, финансах, соблюдении требований и пр., которые угрожают достижению целей компании;

— гарантируют качество внутренней и внешней отчетности;

— гарантируют соблюдение применимых законов и нормативных требований, а также внутренней политики в отношении ведения бизнеса.

Ответственность за управление рисками возлагается на совет директоров, при этом отмечается роль руководства в реализации политики совета директоров в отношении внутреннего контроля, а также подчеркивается, что сотрудники несут ответственность за внутренний контроль в рамках своих функций за достижение поставленных целей.

Важная роль в английской модели уделяется оценке эффективности системы внутреннего контроля, где совет директоров должен принимать во внимание следующие факторы:

— роль внутреннего контроля в повышении устойчивости компании;

— сущность и размер рисков;

— степень реальности внешних угроз;

— соотношение затрат и получаемых выгод, связанных с внутренним контролем.

Повышены требования к внутреннему контролю и в немецком законодательстве. В 1998 г. был издан специальный закон «Закон о контроле и прозрачности бизнеса». Основной его целью было повышение эффективности корпоративного управления в немецких компаниях за счет раннего предупреждения руководства о рисках и их эффективное управление, направленное на минимизацию их влияния на результаты деятельности компании. Кроме того СВК в немецких компаниях существенно выходит за рамки учетного процесса и затрагивает все сферы деятельности организации [21, c.100].

Таким образом, анализ опыта организации внутреннего контроля в российских и зарубежных компаниях показал, что в международной практике преобладает интегрированный подход к построению СВК. Данный подход предполагает проникновение во все бизнес-процессы с последующим обобщением информации и своевременным ее доведением до лиц, которые на ее основе этого должны принять управленческие решения, направленные на минимизацию рисков и более полное использование возможностей роста и повышения эффективности деятельности организации. На многих же отечественных предприятий организация внутреннего контроля носит формальный характер с целью обеспечения соблюдения требований законодательства. Однако, все больше российских компаний начинают осозновать важность данного компонента деятельности организации, используя при построении собственных СВК лучший отечественный и зарубежный опыт.

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ДИРЕКЦИИ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ МОСКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

Дирекция аварийно-восстановительных средств (далее — Дирекция) является структурным подразделением Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» и создана в соответствии с приказом ОАО «РЖД» от 23.09.2003 г.

Место нахождения и почтовый адрес Дирекции: 107 996, г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 20.

Дирекция является обособленным структурным подразделением Московской железной дороги — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» без прав юридического лица.

Основной задачей Дирекции аварийно-восстановительных средств являются обеспечение постоянной готовности и своевременная организация работы восстановительных поездов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. Дирекция оказывает в установленном порядке помощь структурным подразделениям железной дороги и иным территориальным подразделениям функциональных филиалов, находящихся в границах железной дороги, в выполнении работ, имеющимися техническими средствами.

Для осуществления основной деятельности Дирекция имеет в своем составе восстановительные поезда и подвижной состав пожарных поездов.

В своей деятельности Дирекция руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами субъектов РФ, уставом ОАО «РЖД», нормативными документами ОАО «РЖД» и железной дороги.

Для организации и осуществления своей деятельности Дирекция открывает текущий и другие счета ОАО «РЖД» в банках и иных кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дирекция имеет круглую печать, содержащую ее сокращенное наименование, указание на ее место нахождения, полное фирменное наименование ОАО «РЖД» и железной дороги. Дирекция может иметь штампы и бланки со своим наименованием, эмблему и другие средства визуальной идентификации, содержащие указание на принадлежность к ОАО «РЖД» и железной дороге.

Место Дирекции в организационной структуре ОАО «РЖД» представлено на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 -Дирекция аварийно-восстановительных средств в организационной структуре ОАО «РЖД»

Дирекция непосредственно подчинена заместителю начальника железной дороги — главному ревизору по безопасности движения поездов.

Дирекция имеет отдельный баланс, входящий в сводный баланс железной дороги.

Далее на основании данных бухгалтерской финансовой отчетности Дирекции (Приложения 1- 3) рассмотрим основные экономические показатели, характеризующие деятельность организации.

Таблица 2.1 — Анализ основных экономических показателей, характеризующих деятельность Дирекции аварийно-восстановительных средств в 2013;2015 гг. (тыс.руб.)

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Отклонения (+/-)

По абсолютным значениям, тыс. руб.

Темпы роста, %

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

— 9907

122.90

76.45

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

— 13 214

140.46

61.76

Затраты на 1 руб. реализованной продукции (работ и услуг)

0.72

0.82

0.66

0.10

— 0.16

114.29

80.78

Среднесписочная численность

102.80

100.91

Среднегодовая выработка одного работника

— 93

119.54

75.77

ФОТ (годовой)

— 2620

— 1656

77.68

81.84

Среднегодовая заработная плата одного работающего

— 27

— 16

75.56

81.10

Среднегодовая стоимость оборотных средств

— 5933

179.27

91.73

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

0.86

0.59

0.49

— 0.27

— 0.10

68.55

83.35

Рентабельность продаж

0.28

0.18

0.34

— 0.10

0.16

63.50

188.33

Валовая прибыль

— 2115

78.04

143.99

Чистая прибыль отчетного периода

— 7

— 82

92.31

2.38

По результатам произведенных расчетов можно отметить следующее.

На протяжении 2013;2014 гг. отмечается рост выручки от реализации — темп роста составил 122,90%. Однако, аналогичная ситуация происходит и с показателем себестоимости производства, причем темпы роста себестоимости продаж в 2014 г. (140,46%) опередили темп роста выручки от реализации.

В 2015 г. наблюдается уменьшение объема выручки организации на 9907 тыс. руб. относительно уровня предыдущего года. Также снижается и показатель себестоимости — на 13 214 тыс. руб. при этом себестоимость уменьшилась значительнее, чем сократилась выручка предприятия. Уменьшение выручки обусловлено тем, что оплата ряда выполненных Дирекцией в 2015 г. работ производится в январе 2016 г.

Показатели, характеризующие численность персонала предприятия свидетельствуют о ее росте с 431 до 435 чел. в 2015 году по сравнению с 2013 годом. Это обусловлено вводом дополнительных штатных единиц в связи с увеличением объема работ. Однако, фонд заработной платы в том же периоде, напротив, сократился — на 11 388 тыс. руб. в 2014 г. в сравнении с 2013 г. и на 6877 тыс. руб.в 2015 г. по сравнению с 2014 г.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает скорость потребления или реализации оборотных средств предприятия. На протяжении анализируемого периода (2013;2015 гг.) данный показатель снизился с 0,86 в 2013 г. до 0,49 в 2015 г., что свидетельствует о снижении эффективности использования оборотных средств.

Динамика показателей прибыли Дирекции проиллюстрирована при помощи диаграммы на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 — Динамика показателей прибыли Дирекции аварийно-восстановительных средств в 2013;2015 гг., тыс.руб.

Как видно из рисунка 2.2, объем валовой прибыли вырос с 9633 тыс. руб. в 2013 г. до 10 825 тыс. руб. в 2015 г. Несмотря на уменьшение объема выручки от продаж, это стало возможным в результате более значительного сокращения себестоимости реализованной продукции. Чистая прибыль предприятия снизилась с 91 тыс. руб. в 2013 г. до 2 тыс. руб. в 2015 г. преимущественно за счет сокращения прочих доходов организации.

Для оценки финансового состояния Дирекции проведем анализ финансовой устойчивости организации. Необходимые для анализа данные представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Абсолютные показатели финансовой устойчивости Дирекции аварийно-восстановительных средств в 2013;2015 гг., тыс.руб.

Показатели

Обозначение

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Изменение (+/-)

2014/2013 гг

2015/2014 гг.

Источники собственных средств

СК

— 191

Основные средства и вложения

ВА

— 28 600

Собственные оборотные средства

Н1 = СК-ВА

— 53 541

— 63 232

— 34 443

— 9691

Долгосрочные пассивы

ДК

Собственные долгосрочные и среднесрочные источники

Н2 = Н1+ДК

— 53 541

— 63 232

— 34 443

— 9691

Краткосрочные пассивы

КК

— 5933

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат

Н3 = Н2+КК

— 13 535

Общая величина запасов и затрат

З

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств

Е1 = Н1-З

— 59 388

— 70 190

— 45 131

— 10 802

Излишек (недостаток) собственных, долгосрочных и среднесрочных источников формирования запасов и затрат

Е2 = Н2-З

— 59 388

— 70 190

— 45 131

— 10 802

Излишек (недостаток) общей величины источников формирования запасов и затрат

Е3 = Н3-З

— 19 382

Данные таблицы 2.2 показывают, что в 2014 г. произошло снижение таких источников средств как собственные оборотные средства (на 9691 тыс. руб.) и собственные долгосрочные и среднесрочные источники (на 9691 тыс. руб.). Общая величина основных источников формирования запасов и затрат выросла на 22 022 тыс. руб. за счет роста краткосрочных обязательств.

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат в 2015 г. увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 22 856 тыс. руб. за счет уменьшения стоимости основных средств.

В 2013;2015 гг. у Дирекции отмечен недостаток собственных оборотных средств, который увеличился в 2014 г. на 10 802 тыс. руб., а в 2015 г. сократился на 25 059 тыс. руб. Также наблюдается недостаток собственных, долгосрочных и среднесрочных источников формирования запасов и затрат.

При этом у предприятия в 2014;2015 гг. имеется излишек общей величины источников формирования запасов и затрат, который в 2015 г. вырос на 19 126 тыс. руб. относительно предыдущего года.

Используем рассчитанные значения для того, чтобы определить тип финансовой устойчивости Дирекции. Для этого необходимо оценить значения Е1, Е2 и Е3 из таблицы 2.2.

В течение 2013 г. соблюдались следующие неравенства:

Е1 < 0, E2 < 0, E3 < 0.

В 2014;2015 г.: Е1 < 0, E2 < 0, E3 > 0.

Это позволяет сделать вывод о том, что в 2013 г. организация находилась в кризисном состоянии и было неплатежеспособным, однако, предпринятые руководством Дирекции меры позволили к 2014 г. укрепить финансовое состояние предприятия и перевести его из катеогрии «кризисное» в «неусточивое». Неустойчивое финансовое состояние характеризуется нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов.

В условиях неустойчивого финансового состояния организации повышается значимость внутреннего контроля в Дирекции на всех этапах ее деятельности. В связи с этим далее охарактеризуем организацию системы внутреннего контроля на предприятии.

2.2 Характеристика системы внутреннего контроля предприятия

Система внутреннего контроля Дирекции является частью единой системы внутреннего контроля ОАО «РЖД».

Функция внутреннего контроля и аудита в холдинге «РЖД» основана на современной организационно-методологической базе, разработанной в соответствии с лучшей мировой и отечественной профессиональной практикой, отвечает этическим нормам в области внутреннего аудита и контроля, принятым в современном российском и мировом деловых сообществах. При осуществлении внутреннего контроля Дирекция руководствуется рядом утвержденных документов корпоративного и функционального уровня, в том числе:

1. Положение об организации внутреннего аудита в холдинге «РЖД», которое устанавливает статус внутреннего аудита в компании, определяет его цели, полномочия, ответственность и принципы работы, а также права доступа к документации, персоналу и активам в рамках подготовки и проведения аудиторских проверок.

В соответствии с Положением целями внутреннего аудита являются системное обеспечение проведения проверок, анализ информации и мониторинг надежности процедур в системах внутреннего контроля и управления рисками для сохранения финансовой устойчивости, повышения результативности финансово-хозяйственной деятельности и эффективности бизнес-процессов холдинга «РЖД».

Организация внутреннего аудита осуществляется с учетом следующих принципов: независимость и объективность, соблюдение конфиденциальности, профессионализм и ответственное отношение к работе, контроль качества.

Контроль качества проведения внутреннего аудита предусматривает осуществление периодических оценок качества работы подразделений внутреннего аудита.

2. Положение о системе внутреннего контроля в холдинге «РЖД», разработанное с учетом рекомендаций Минфина России и применением положений концепции «Внутренний контроль. Интегрированная модель» модель СОSО (Committee of Sponsoring Organizations). Документ определяет цели, задачи и функции, основные требования, функциональную структуру и распределение ответственности субъектов внутреннего контроля.

Создание системы внутреннего контроля направлено на обеспечение разумной уверенности в достижении поставленных перед Дирекцией целей. Основными задачами системы внутреннего контроля в Дирекции являются:

— обеспечение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности;

— обеспечение сохранности активов и экономичного использования ресурсов;

— выявление рисков и управление ими;

— обеспечение достоверности и полноты бухгалтерской (финансовой) и иных видов отчетности;

— соблюдение законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД».

Система внутреннего контроля в Дирекции определяется совокупностью объектов и субъектов. Объектами системы внутреннего контроля являются финансово-хозяйственная деятельность подразделений Дирекции и ее бизнес-процессы. Состав субъектов системы внутреннего контроля определяется организационной структурой Дирекции.

Руководители подразделений Дирекции в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за формирование, внедрение, мониторинг и совершенствование системы внутреннего контроля.

Система внутрикорпоративных стандартов внутреннего аудита является методологической базой внутреннего аудита и контроля, при этом она продолжает постоянно развиваться в соответствии с требованиями нормативных документов Российской Федерации и лучшей профессиональной практикой.

Для поддержания высокого уровня эффективности, придания статуса и полномочий, выработки стратегии и координации мероприятий в сфере контроля финансово-хозяйственной деятельности, в структуру аппарата управления введена должность заместителя руководителя Дирекции по внутреннему контролю и аудиту.

Основными задачами проведения внутреннего аудита и внутреннего контроля в Дирекции являются:

— организация и проведение внутреннего аудита, направленного на повышение эффективности и результативности бизнес-процессов Дирекции, сохранность активов, соблюдение требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов холдинга «РЖД»;

— организация и проведение внутреннего контроля, направленного на достижение экономической стабильности, финансовой прозрачности в аппарате управления и структурных подразделениях Дирекции;

— своевременное обеспечение руководства Дирекции достоверной информацией о финансово-хозяйственной деятельности, выявленных недостатках, налоговых и финансовых рисках организации и разработка необходимых обоснований для принятия управленческих решений;

— оценка эффективности бизнес-процессов в подразделениях Дирекции.

В соответствии с Программой организационного развития холдинга «РЖД» до 2016 года в Дирекции проводится работа по совершенствованию и развитию внутреннего аудита и контроля.

Реализация мероприятий осуществляется по трем стратегическим направлениям:

— формирование контрольной вертикали в условиях перехода к целевой системе управления холдинга «РЖД»;

— построение на условиях централизации и укрепления контрольной вертикали риск-ориентированной функционально-структурированной системы внутреннего контроля и аудита;

— создание механизма контроля по предупреждению и пресечению злоупотреблений в финансово-хозяйственной сфере деятельности.

Проводимая Дирекции системная и последовательная работа по совершенствованию функции внутреннего контроля и аудита способствует повышению эффективности бизнес-процессов, сокращению издержек и снижению потерь доходов предприятия.

В заключение отметим, что по оценкам отечественных и зарубежных экспертов система внутреннего контроля ОАО «РЖД», частью которой является система внутреннего контроля Дирекции, представляет собой одну из наиболее стройных, эффективных и компетентных служб внутреннего контроля и аудита в России, соответствующую требованиям международных профессиональных стандартов внутреннего аудита, базирующуюся на лучших мировых практиках и общепризнанной модели СОSО.

2.3 Характеристика системы бухгалтерского учета как составной части системы внутреннего контроля на предприятии

Бухгалтерская служба Дирекции занимает немалое место в планировании и организации коммерческой деятельности.

В ведение бухгалтерии входит организация бухгалтерского учета хозяйственной и финансовой деятельности организации и контроль экономичного расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а так же учет поступающих денежных и основных средств, своевременное отражение на счетах операций бухгалтерского учета, правильное начисление и перечисление налогов в казну государства. Бухгалтерия осуществляет учет использования средств, выделенных в распоряжение предприятия. Главный бухгалтер осуществляет руководство бухгалтерией предприятия, руководствуясь ФЗ «О бухгалтерском учете», а также Уставом предприятия. Подчиняется непосредственно Генеральному директору. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель Дирекции.

Как уже сказано выше, бухгалтерская служба является самостоятельным структурным подразделением, его схема представлена на рисунке 2.3.

Бухгалтерский учет Дирекции организован в централизованном порядке, то есть учетный аппарат сосредоточен в бухгалтерии, которая осуществляет ведение аналитического и синтетического учета по данным первичных и сводных документов, которые поступают из отдельных служб предприятия. В самих службах происходит только первичная регистрация хозяйственных операций.

Рисунок 2.3 — Схема бухгалтерской службы Дирекции аварийно-восстановительных средств

Представленные в бухгалтерию всеми подразделениями и службами общества необходимые для учета и контроля документы, отчетные сведения, а так же плановые и сметные нормативные данные, обрабатываются и группируются по отдельным признакам, и на их основе готовится информация о деятельности отдельных подразделений и обществе в целом. Эта информация позволяет глубоко анализировать экономические показатели работы, систематически контролировать хозяйственные процессы и явления, делать на их основе нужные выводы и принимать меры по улучшению работы общества и его отдельных служб.

Такой порядок организации учета способствует более эффективному руководству и контролю со стороны главного бухгалтера, позволяет рациональнее разделить труд между учетными работниками, оптимальнее использовать возможности автоматизации учетной работы.

На бухгалтерию предприятия возлагаются следующие функции:

— ведение своевременного и достоверного учета;

— формирование полной и достоверной информации о деятельности, имущественном положении общества, необходимой для контроля соблюдения действующего законодательства, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение негативных явлений в деятельности предприятия;

— осуществление строгого режима экономии.

По отдельным участкам учета функции бухгалтерских сотрудников распределяются следующим образом.

Главный бухгалтер:

— руководство осуществлением бухгалтерского учета и отчетности;

— формирование учетной политики и мероприятий по ее реализации;

— оказание методической помощи работникам по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;

— обеспечение составления экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости, расчетов по заработной плате, начислению и перечислению налогов и сборов;

— выявление внутрихозяйственных резервов, устранение потерь и непроизводственных затрат;

— внедрение современных технических средств и информационных технологий;

— обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных.

Бухгалтер сектора учета расчетов с работниками, осуществления контроля ведения кассовых операций и движения наличных денежных средств:

— ведение бухгалтерского учета и составление отчетности;

— произведение начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды;

— расчеты всех видов выплат сотрудникам;

— методическая помощь сотрудникам предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

Бухгалтер сектора учета ТМЦ, учета затрат и основных средств, расчетов с подотчетными лицами:

— ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по своему участку;

— методическая помощь сотрудникам предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

Бухгалтер сектора расчетов с дебиторами и кредиторами, учета банковских операций, расчетов с бюджетом:

— ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по своему участку;

— произведение начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей — в банковские учреждения.

Бухгалтер сектора налогового учета:

— ведение налогового учета;

— составление налоговой отчетности.

Кассир:

— осуществление операций с денежными средствами;

— ведение кассовой книги;

— составление кассовой отчетности.

Бухгалтерский учет предприятия автоматизирован с помощью программного обеспечения «1С: Предприятие 8.2. Бухгалтерия», применяется журнально-ордерная форма учета.

Одной из функций главного бухгалтера организации является ежегодная разработка учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Учетная политика предприятия составляется с учетом ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Далее охарактеризуем основные положения учетной политики Дирекции аварийно-восстановительных средств.

Применяются типовые межведомственные формы первичных учетных документов. Для документирования финансово-хозяйственных операций, по которым типовые формы не предусмотрены, разрабатываются требуемые формы документов и внутренней отчетности.

При подготовке и представлении годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности применяются формы, которые утверждены приказом Минфина РФ 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Бухгалтерский учет активов (кроме основных средств), обязательств и хозяйственных операций осуществляется в российских рублях и копейках, без округления. Основные производственные фонды учитываются в рублях.

Учет основных средств предприятие ведет согласно ПБУ 6/01, утвержденному Приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н. Амортизация по основным средствам начисляется линейным способом исходя из сроков полезного использования.

Учетная политика для целей налогового учета разрабатывается главным бухгалтером организации и утверждается руководителем.

В целях сокращения трудозатрат работников бухгалтерский и налоговый учет имущества и обязательств ведется одновременно и с применением одинаковых способов и методов учета.

К прочим доходам согласно учетной политике отнесены поступления, которые связаны с участием в уставных капиталах других предприятий; поступления средств от продажи основных фондов и иного имущества. Кроме того, в составе прочих расходов учитываются штрафы, пени, неустойки в связи с нарушением условий договоров; случаи безвозмездного получения активов; прибыль прошлых лет; величина кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; курсовые разницы и прочие доходы.

В составе прочих расходов Дирекция учитывает: расходы в связи с реализацией и прочим выбытием имущества (по договорам мены, продажи, передачи в качестве вкладов в уставные капиталы); расходы, связанные с выполнением возмездных договоров, которые не относятся к сделкам по обычным видам деятельности. Эти расходы могут носить разовый характер (например, остаточная стоимость выбываемых основных средств) или периодический.

В структуре налоговой учетной политики предприятия также представлена следующая информация:

1. Налоговый учет ведется силами бухгалтерской службы.

2. Учет доходов и расходов ведется способом начисления (ст. 271, 272 Налогового кодекса РФ).

3. Учет амортизируемого имущества:

3.1. Амортизация по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начисляется линейным методом (п. 1 и 3 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

3.2. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке (п. 9 ст.258 Налогового Кодекса РФ).

3.3. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в

4. Учет прямых расходов осуществляется в регистрах налогового учета (ст. 313 Налогового кодекса РФ).

5. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается (ст. 324.1 Налогового кодекса РФ).

6. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается (ст. 324.1 Налогового кодекса РФ).

7. Проценты по заемным средствам включаются в расходы в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза, по рублевым обязательствам и умноженной на коэффициент 0,8 по валютным обязательствам (ст. 269 Налогового Кодекса РФ).

8. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.(п. 1 ст. 272, п. 2 ст. 271, ст. 316 Налогового кодекса РФ).

В заключение отметим, что обязательному аудиту предприятие не подлежит, до 2015 г. внешние аудиторские проверки Дирекции не проводились.

Внешний контроль в части соблюдения кассовой дисциплины и налогового законодательства осуществляет ИФНС по месту регистрации Дирекции. Проверка соблюдения кассовой дисциплины до 2012 года осуществлялась обслуживающим банком — ОАО «Сбербанк России» г. Москва. С 1 января 2012 года полномочия по проведению проверки соблюдения кассовой дисциплины переданы налоговой инспекции.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ;

2. О бухгалтерском учете: федеральный закон РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ;

3. Об аудиторской деятельности: федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ;

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: Приказ Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. № 106н;

5. Аудит: учебник для вузов/Под ред.проф.В. И. Подольского. -М.:ЮНИТИ-ДАНА. — 2012. — 655 с.;

6. Аудит: учебное пособие/Под ред. О. В. Ковалевой. -М.:ПРИОР. — 2012. — 320 с.;

7. Барзыкина Е. А. Роль внутреннего контроля в экономической безопасности предприятия// Международный научно-исследовательский журнал. — 2013. — № 10−3 (17). — с.9−14;

8. Богданович И. С. Место внутреннего контроля в системе управления предприятием и форма его организации// Вестник Псковского государственного университета. — 2014. — № 5. — с. 66−74;

9. Гордон Я. А. Система внутреннего контроля. концептуальная база//Транспортное дело России. — 2013. — № 3. — с.78−82;

10. Горлов В. В. Система внутреннего контроля предприятия// Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. — 2012. — № 1. -с.130−137;

11. Зубова Е. В. Технология аудита: организация проверки, критерии проверочных процедур, рабочие документы. Практическое руководство. — М.: Аналитика-Пресс, Аудиторская фирма ЦБА. — 2013. — 264 с.;

12. Исаева И. Е. Сущность, цели и задачи внутреннего контроля на предприятии// Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2013. — № 32. — с. 11−17;

13. Кочинев Ю. Ю. Аудит.- СПб.: Питер. — 2012. — 384 с.;

14. Кудрявцева И. Ю. Система бухгалтерского учета как основа информационной системы внутреннего контроля// Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2014. — № 12. — с.11−13;

15. Мишучкова Ю. Г. Организация системы внутреннего контроля//Аудитор. — 2012. — № 8. — с.78−82;

16. Никитина Е. С. Сущность и значение внутреннего контроля в управлении организации// Сибирский торгово-экономический журнал. — 2012. — № 9. — с.41−47;

17. Носкова Ю. С. Внутренний контроль в системе финансового контроля: история и современность // Российское предпринимательство. — 2011. — № 10 Вып. 1 (193). — c. 10−18;

18. Ошуркова П. А. Роль интегрированной системы внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности компании// Юридическая наука и практика. — 2012. — № 20. — с.173−177;

19. Петров А. А. Внутренний контроль хозяйственной деятельности: основные положения // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — с. 93−101;

20. Рогуленко Т. М. Аудит: учебник. — М.: Экономистъ. — 2014. — 383 с.;

21. Рыбалко О. А. Адаптация системы внутреннего контроля к требованиям международной учетной практики при осуществлении внешнеторговой деятельности// Вестник Пермского университета. — 2012. — № 4. — с. 93−100;

22. Сайфуллина Р. Р. Внутренний контроль и его цели в системе бухгалтерского учета малых предприятий//Вестник ЮУГУ. — 2014. — № 1. — с.173−176;

23. Симионов Р. Ю. Развитие системы внутреннего контроля на основе современных концепций управления организацией// Вестник УГУЭС. — 2013. — № 4 (6). — с.51−54;

24. Скобара В. В. Аудит: Методология и организация: учебное пособие. — М.: Дело и сервис. — 2012. — 268 с.;

25. Уварова Е. Е. Внутренний контроль как метод управления финансовой устойчивостью компании в условиях экономической нестабильности// Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2−13. — с.2937−2939;

26. Хмелев С. А. Создание службы внутреннего контроля в системе экономической безопасности предприятия// Вектор Науки Тольяттинского Государственного Университета. — 2011. — № 1. — с.285−288;

27. Библиотека бухгалтера, информационный центр «Кадис». URL: http://www.kadis.ru/ipb;

28. Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит в России. Подборка статей. URL: http://www.audit-it.ru;

29. Главбух: бумажный и электронный журнал. URL: http://www.glavbukh.ru;

30. Электронная версия журнала «Бухгалтерский учет». URL: http://www.buhgalt.ru.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой