Прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы
Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют нормативные правовые акты, исходящие от Генерального прокурора РФ. Закон о прокуратуре предоставляет Генеральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы организации деятельности органов прокуратуры, а также… Читать ещё >
Прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Частное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования.
«Балтийский Гуманитарный Институт».
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра «Уголовного и уголовно-процессуального права».
Дисциплина «Прокурорский надзор».
Реферат на тему: «Прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы».
Выполнила: студентка 4 курса Невицкая Виктория Юрьевна Санкт-Петербург 2015.
Содержание Введение.
1. Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора в местах лишения свободы.
2. Предмет и объекты прокурорского надзора за исполнением законов в местах лишения свободы.
3. Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения законов в местах лишения свободы Заключение Список использованной литературы.
Введение
В системе государственных органов, функционально связанных с противодействием преступности, значимую роль выполняют учреждения уголовно-исполнительной системы.
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 «Закона о прокуратуре» в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.
Проводимыми надзорными мероприятиями специализированной прокуратурой ежегодно выявляются нарушения закона, при этом наибольшее их число касается вопросов бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, организаций и проведения воспитательной работы с осужденными, а также обеспечения требований режима исправительных учреждений. Выявляются случаи вступления сотрудников исправительных учреждений, следственных изоляторов в запрещенные связи с осужденными.
Одной из сторон, негативно влияющих на состояние законности в местах лишения свободы, являются серьезные недостатки в деятельности администрации этих учреждений, не соблюдающей должным образом требования законов при исполнении наказаний.
1. Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора в местах лишения свободы Выделение этого надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Лица, лишённые свободы имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.
Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и интересов осужденных к лишению свободы является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности.
Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 года № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Прокурорам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с осужденными.
Требуется организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.
Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.
В ст. 3 «Закона о прокуратуре Российской Федерации» содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция Российской Федерации (далее по текст — Конституция), данный Федеральный Закон, другие Федеральные законы и международные договоры Российской Федерации.
Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, заключенную в Риме в 1950 году, Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, и другие международные договоры регламентирующие отношения по гражданским, семейным и уголовным делам.
Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. В Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации», (далее по тексту — Закон о прокуратуре). В этом Законе о прокуратуре определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности. Закон о прокуратуре определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.
Деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах.
Среди них Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473−1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Полномочия прокурора по осуществлению надзорной деятельности за учреждениями и органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы, закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют нормативные правовые акты, исходящие от Генерального прокурора РФ. Закон о прокуратуре предоставляет Генеральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы организации деятельности органов прокуратуры, а также реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Надзорная деятельность прокуратуры за исполнением законов в местах лишения свободы закреплена в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
2. Предмет и объекты прокурорского надзора за исполнением законов в местах лишения свободы Предметом надзора ст. 32 Закона «О прокуратуре РФ» являются:
1.Законность нахождения лиц в местах содержания, органах и учреждениях, исполняющих наказание.
2.Соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания.
Прокурор, прежде всего, должен проверять законность пребывания осужденных в учреждениях, в которых они находятся вопреки своей воли, в принудительном порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Под законностью нахождения лиц в исправительных, иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, в более широком смысле следует понимать: законность помещения в учреждения и органы; законность содержания в них; законность освобождения.
Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюдения прав и обязанностей осужденных свидетельствует об усилении в современных условиях правозащитной функции прокуратуры. Эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией, с ограничениями, строго регламентированными законодательством.
Составной частью предмета прокурорского надзора является соблюдение обязанностей осужденными к лишению свободы.
Основные обязанности осужденных определены в ст. 11 УИК РФ. На них возлагается исполнять установленные законодательством России обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны также неуклонно соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Порядок исполнения обязанностей осужденных, содержащихся в соответствующих учреждениях, вытекают из требований законов, регламентированных ведомственными нормативными актами, основными из которых являются Правила внутреннего распорядка соответствующих учреждений. В них, например, предусмотрено, что лица, в них содержащиеся, обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении, бережно относиться к имуществу и т. д. Следует иметь в виду и такой нормативный акт, как Положение «Об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний», утвержденное Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2005 № 259.
При осуществлении надзора прокурор определяет не только законность действий осужденных относительно соблюдения правил, определяющих порядок и условия их содержания, но и законность действий администрации, обеспечивающей соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания.
Поднадзорные прокурорам органы и учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, определены пп. 9, 10 ст. 16 УИК РФ, это исправительные колонии общего, строгого и особого режима, воспитательные колонии, колонии-поселения, тюрьмы, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ, следственные изоляторы.
Законность нахождения лиц в учреждениях и органах предполагает также, что сроки наказания в виде лишения — не истекли. Истечение срока установленного законом или приговором суда означает, что содержание лица в учреждении или органе, является противоправным. Наряду с законностью водворения и содержания лиц в учреждениях и органах надзор охватывает и законность освобождения из них.
3. Полномочия прокурора и организация работы по осуществлению надзора за исполнением законов в местах лишения свободы Значение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями выше указанных органов и учреждений определяется тем, что в них находятся граждане, изолированные от общества, их личная неприкосновенность и другие права подвергнуты ограничениям. Возможности граждан находящихся в местах лишения свободы в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возможностями находящихся на свободе, а возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений, напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.
Задачи, которые нужно решать при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, наделила прокуроров обширными полномочиями, носящими властно-распорядительный характер. Их перечень содержится в ст. 33 Закона о прокуратуре.
К полномочиям прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов в местах лишения свободы относятся:
1) Посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 Закона о прокуратуре. Данное право предусмотрено и в ст. 24 УИК РФ. Закон о прокуратуре не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения.
2) Опрашивать осужденных к лишению свободы. Опрос указанных лиц является так же средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержаться. Путем опроса могут быть выявлены таки существенные нарушения закона, как применение к осужденным недозволенных методов применения в нарушении закона специальных средств и физической силы.
3) Знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного характера, с оперативными материалами. Это полномочие важно, поскольку позволяет выявить неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения норм закона.
4) Требовать от администрации создания условий, которые обеспечивают права осужденных, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 настоящего Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.
5) Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа.
К полномочиям прокурора по устранению выявленных нарушений законов и предупреждению возможности их совершения в дальнейшей деятельности администрации поднадзорных органов и учреждений относятся следующие:
1) требование от администрации создания условий, обеспечивающих соблюдение прав осужденных;
2) внесение протестов и представлений;
3) отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на осужденных, немедленное освобождение их своим постановлением из штрафного изолятора;
4) возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Прокурорами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются руководители соответствующих прокуратур, в юрисдикцию которых входит осуществление надзора за исполнением законов администрациями исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются отделы либо группы прокуроров, возглавляемые старшими помощниками прокуроров республик, краев, областей, по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Основными их функциями являются осуществление надзора за исполнением законов в деятельности органов управления уголовно-исполнительной системой на уровне субъектов Федерации, администраций следственных изоляторов и контроль за работой прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Проверка исполнения законов — одно из основных средств прокурорского надзора, применяемых в целях выявления правонарушений в местах лишения свободы. Она включает посещение прокурором жилых и коммунальных объектов названных мест, ознакомление с документами, проверку соблюдения режима, порядка и условий их содержания, законности приказов, распоряжений и постановлений администрации, прием и проверку жалоб и заявлений.
Генеральный прокурор РФ потребовал от подчиненных прокуроров при проверках обращать особое внимание на факты унижения человеческого достоинства, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны работников этих учреждений, необоснованного водворения в штрафные изоляторы, обеспечения гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.
В приказе Генерального прокурора РФ № 6 от 16 января 2014 отмечены наиболее существенные нарушения закона, допускаемые работниками исправительных учреждений, на выявление и устранение которых должны быть направлены первоочередные усилия прокуроров при осуществлении ими надзора. Однако круг вопросов, служащих предметом проверок, значительно шире. Проверки могут быть плановыми, носящими комплексный характер, при которых охватываются все стороны деятельности исправительного учреждения по исполнению наказания в виде лишения свободы, и целевыми, т. е. включающими только отдельные вопросы.
Соблюдение прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, является главным предметом прокурорской проверки. Предоставление администрацией каких-либо льгот и поощрений, как и любое ужесточение порядка и условий содержания, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно рассматриваться как серьезное нарушение законности, требующее реагирования прокурора вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности.
В процессе обхода жилых и коммунально-бытовых помещений прокурор опрашивает лиц, осужденных к лишению свободы, о возможном наличии у них жалоб и заявлений. Опрос позволяет выявить нарушения законности. Он проводится прокурором как в присутствии представителей администрации учреждения, так и без них. В необходимых случаях прокурор может предложить опрашиваемым написать заявление или объяснение.
Осуществляя надзор, прокурор:
1.проверяет исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;
2.требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности.
3.проверяет законность применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания;
4. требует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.
5. Прокурор, установив нарушение закона, принимает исчерпывающие меры к его устранению.
При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:
— законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;
— соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях;
— законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;
— соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений;
— соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);
— соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;
— соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;
— законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;
— обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;
— законность и обоснованность применения администрацией в отношении осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия;
— состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в исправительных учреждениях; соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве неотложных следственных действий;
— соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им не отбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;
— соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;
— законность приказов, распоряжений, постановлений администрации исправительных учреждений;
— выполнение администрацией исправительных учреждений обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
3. Акты прокурорского реагирования на установленные нарушения закона в местах лишения свободы Акты прокурорского реагирования — это предусмотренные «Законом о прокуратуре РФ» формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении, предупреждение нарушений закона.
Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются по определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты. Ряд общих требований, предъявляемых к актам прокурорского реагирования, определяется приказом Генерального прокурора РФ № 195 от 07.12.2007. Так, в соответствии с п. 16. вышеуказанного приказа в документах прокурорского реагирования излагается правовая сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Прокурор обязан принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования, контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований.
Постановления прокурора относительно соблюдения законов по результатам проверок; протесты на противоречащие закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты администрации учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; представления об устранении нарушений закона и причин, им способствующих, в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Постановление применяется при освобождении лиц, незаконно содержащихся под стражей, в зависимости от характера правонарушения прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении против виновных должностных лиц уголовного дела или производства об административном правонарушении.
В протесте прокурора могут содержаться требования об отмене акта либо приведении его в соответствии с законом, о восстановлении нарушенных прав. До рассмотрения протеста администрация места лишения свободы обязана приостанавливать действие опротестованного акта. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Представление — письменный акт прокурора, адресуемый в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона. Оно, как правило, основывается на обобщенных данных о состоянии законности и направлено не только на устранение выявленных конкретных нарушений, но и на предупреждение их в будущем. По представлению прокурора не позднее чем в срок один месяц должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменном виде.
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания, лишенных свободы лиц, подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Законодатель наделяет прокуроров особыми властно-распорядительными полномочиями: их требования подлежат исполнению независимо от того, обжалованы они или нет.
Прокурор, получивший жалобу или заявление о нарушении закона, обязан рассмотреть их в установленный законом срок и о принятом решении сообщить заявителю. Прокурор рассматривает жалобы и заявления, поступившие к нему через администрацию, на личном приеме, а также при опросе лиц, содержащихся в местах лишения свободы. При желании лицо, может изложить прокурору жалобу в отсутствие представителя администрации, места лишения свободы.
Учитывая, что лишенные свободы лица находятся в условиях строгой изоляции, поступающие от них жалобы и заявления о нарушении их прав, унижении человеческого достоинства, фактах произвола подлежат особо тщательной проверке, а наиболее серьезные из них с выездом на место.
Заключение
В работе рассмотрены особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы. Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров.
Статья 22 Уголовно-исполнительного кодекса закрепляет, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами. Глава 4 «Закона о прокуратуре РФ» закрепляет порядок осуществления надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, определяет предмет надзора, полномочия прокурора и говорит об обязательности исполнения постановлений и требований прокурора.
В учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, до сих пор остаётся кризисная ситуация, характеризующаяся нарастанием социально-психологической напряженности, ухудшением материально-бытового и санитарно-медицинского обеспечения осужденных. Условия содержания осужденных к лишению свободы не всегда обеспечивают уважение человеческого достоинства, имеют место случаи произвола и грубости со стороны сотрудников исправительных учреждений, вступления их в запрещенные связи с осужденными. Не обеспечивается право осужденных на личную безопасность.
В связи с вышесказанным, следует отметить, что осуществление прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания с целью соблюдения законности, прав и обязанностей осужденных, соответствия издаваемых администрациями актов Конституции и федеральным законам имеет очень важное значение именно сегодня, когда криминогенная обстановка в нашей стране ухудшилась, увеличилось количество преступлений, выросло число лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых вынесен обвинительный приговор или назначены меры принудительного характера.
Поэтому, основным направлением деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы будет продолжение работы, направленной на повышение эффективности прокурорского надзора в сфере обеспечения правопорядка и законности в деятельности исправительных учреждений, соблюдения законных прав осужденных отбывающих наказание в учреждениях, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы.
прокурор наказание надзор закон.
Список литературы
Нормативно-правовые акты.
1) Конституция Российской Федерации.
2) Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202−1 (в ред. от 05.10.2015) «О прокуратуре Российской Федерации».
3) Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473−1 (в ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
4) Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 (в ред. от 01.07.2015) «Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
5) Приказ Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
6) Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 (в ред. от 01.07.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»,.
1. Н. В. Ласкина, Прокурорский надзор. Учебник, Издательство «Юстицинформ» — М, 2012 г.: ISBN: 978−5-7205−1093−0.
2. Прокурорский надзор. Учебник для бакалавров. 11-е издание переработанное и дополненное. Под общей редакцией профессора Ю. Е. Винокурова. © ООО «Издательство Юрайт», 2014 — М.: ISBN 978−5-9916−3477−9.