Экономический прорыв Китая – пример для экономики Украины
Реализация экспортной стратегии под лозунгом «Идти вовне» превратила Китай в первом десятилетии XXI в. в мощного экспортера капитала на международной арене. Только за три года (2002;2005) экспорт капитала в США, Европу и другие страны увеличился более чем в пять раз (с 3 млрд. до 16,1 млрд. дол.). Общий объем прямых китайских инвестиций за рубежом превысил 63 млрд. дол., благодаря чему КНР играет… Читать ещё >
Экономический прорыв Китая – пример для экономики Украины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тема контрольной работы «Экономический прорыв Китая — пример для экономики Украины» по дисциплине «Экономика Украины».
Цель работы — рассмотреть основы экономического прорыва КНР в ряды высокоразвитых стран мира; проанализировать прививание механизма рыночной экономики прежней командно-административной системе Китая; протекционизм отечественного производства; привести примеры развития образования и науки в Китае и что целесообразно использовать для экономики Украины.
экономический прорыв протекционизм образование
1. Экономический прорыв Китая — пример для экономики Украины
1.1 Основы экономического прорыва КНР в ряды высокоразвитых стран мира
Китайский хозяйственный феномен объясняется успешными социально-экономическими реформами, которые проводятся в Китайской народной республике (КНР) с 1978 г., носят поступательный характер в виде прививания принципов рыночной системы планово-распределительному механизму, характерному для классического типа командно-административной экономики, ранее господствовавшей в стране. В отличие от государств постсоциалистического пространства, директивное планирование в Китае не было мгновенно уничтожено, капитальные вложения в течение значительного периода осуществляют государственные и местные бюджеты, кредитная система была преимущественно государственной, цены на базовые товары длительное время контролировались государственными учреждениями. Не было массового доведения до банкротства государственных предприятий с целью дальнейшей их приватизации, как это происходило в Украине и России. Процессу разгосударствления подверглось лишь небольшое количество обанкротившихся естественным путем средних и малых предприятий, которые преимущественно отдавались в коллективную собственность их работникам. Что касается земельных отношений, то вместо народных коммун был введен принцип семейного подряда, согласно которому земля сдавалась в индивидуальную аренду крестьянам с правом дальнейшего наследования. Реформирование национального хозяйства в КНР было направлено на освобождение крестьян от ценовых «ножниц» на сельскохозяйственную продукцию и механизированную технику для села, что было чрезвычайно важным мероприятием для страны, в которой 80% общей численности людей, превысившей миллиард, составляло сельское население.
Благодаря реформам, начатым Ден Сяопином, который считается первым архитектором современного экономического подъема, китайской власти удалось создать в обществе атмосферу созидательного оптимизма, что стало залогом нынешних достижений страны. Аналитики связывают современные успехи КНР с этноцентризмом китайской нации, истоки которого берут свое начало в особенностях ее истории, когда Китай был центром мировой цивилизации. Вопреки пережитым «культурным революциям», во время которых высмеивались основные ценности учения Конфуция и преимущество отдавалось маоизму, этническая самобытность нации формировалась на основе религиозно-философских принципов конфуцианства, которые для преобладающего большинства китайцев являются святынями и до настоящего времени. Так, традиции уважительного отношения к людям, которые старше по возрасту и выше по должности, согласно конфуцианским постулатам, взрастили у китайцев чувство уважения к преемственности и субординации (наподобие военного устройства) на всех ступенях общественной иерархии: в семье, коллективе, бизнес-структурах, государстве.
На фоне философского восприятия жизни в органичном сочетании материальной и духовной (ци и лин) сущности человека и взаимного проникновения противоположностей (инь и янь) у китайцев в течение многовекового периода сформировалось понятие «управление жизнью», связанное с идеологией жизненного пути — Дао. Это создало своеобразное свойство нации управлять своими эмоциями, характером, желаниями, подчиняя их коллективным нуждам, что стало фундаментом китайского менеджмента. Именно такой аспект мышления китайцев лежал в основе общественного мнения, что в стране строится исключительный, а именно — конфуцианский, капитализм с гармоничным сосуществованием разных слоев одного этноса, который будет лишен изъянов, свойственных западноевропейскому капитализму.
Проведенные в аграрном секторе реформы с использованием семейного подряда и развитие коллективных предприятий в городах стали основной причиной того, что уже через 5−7 лет спрос китайского населения был обеспечен отечественными товарами широкого употребления. Имеющиеся результаты дали возможность постепенно сокращать запланированные показатели производства и сужать сферу экспорта сырьевых товаров и ценообразование на них. К концу 90-х годов XX в. сохранялась государственная монополия на экспорт нефти, стального проката и других стратегических видов сырья, перечень которых на сегодня сократился, но и до сих пор существует 16 видов продукции, которые запрещается вывозить за рубеж. Такая политика все же не помешала активному притоку иностранного капитала в страну и бурному развитию китайской внешней торговли. Подобная протекционистская политика не отвечает требованиям Всемирного банка и МВФ, но Китаю удалось избежать диктата этих могущественных институций, поскольку его задолженность перед ними на сегодня умеренна по международным стандартам.
В результате стимулирования государством развития предпринимательского бизнеса посредством кредитной, налоговой и амортизационной политики значительно растет китайский сектор, мощность которого интенсивно увеличивается (в первую очередь, в пищевой и легкой промышленности) за счет их собственного саморазвития. В Украине же вследствие засилья импорта иностранных товаров страдает отечественное производство. Так, за последние годы удельный вес украинских товаров в легкой промышленности сократился на 10−12% и с 2006 г. составляет всего 0,4% в общем объеме промышленной продукции. И даже высококачественная отечественная пищевая продукция успешно вытесняется китайской. Ярким примером этого служит экспансия китайских грибных консервов.
Быстрая оборотность материальных и денежных ресурсов этих отраслей приводит к расширению ассортимента продукции, что способствует активной экспортной стратегии во внешнеторговой политике КНР. Поэтому для Китая характерно чрезвычайно быстрое увеличение товарооборота внешней торговли. Если объем экспорта и импорта в 1995 г. составлял 39% ВВП, в 2000 г. — 40%, то в 2005 г. он был равен почти 64%, в результате чего удельный вес Китая в международной торговле возрос с 4,6% в 90-е годы XX в. до 9,4% в 2006 г. В результате объем экспортно-импортной торговли в 2009 г. составил 1,35 трлн. дол., что на 43,1% больше по сравнению с 2008 г.
Реализация экспортной стратегии под лозунгом «Идти вовне» превратила Китай в первом десятилетии XXI в. в мощного экспортера капитала на международной арене. Только за три года (2002;2005) экспорт капитала в США, Европу и другие страны увеличился более чем в пять раз (с 3 млрд. до 16,1 млрд. дол.). Общий объем прямых китайских инвестиций за рубежом превысил 63 млрд. дол., благодаря чему КНР играет сегодня важную роль в геополитических и правовых процессах международного сосуществования. За 15 лет экспортной политики доля инвестиций в основной капитал возросла с 24,2 до 48,5% ВВП. Объем инвестиций за этот период увеличился в 64 раза, экспорт — более чем в 48,2 раза, а ВВП — в 4,3 раза. Быстро возрастающие потребности промышленности требовали, в свою очередь, значительного импорта машин, разнообразных видов сырья, топлива и новых технологий, что на первых шагах поступательного развития обеспечивало экспорт товаров пищевой и легкой промышленности, высокие темпы роста которых дали возможность увеличить объемы изделий машиностроения с дальнейшим преимущественным изготовлением сложной техники, автомобилей, продукции железнодорожного транспорта и товаров электронной промышленности. Все это обусловило прогрессивные сдвиги в структуре национального продукта, увеличение экспортного потенциала, ускорение общих темпов развития, установление рациональных соотношений в формах собственности.
Если в 1990 г. продукция государственных предприятий в ВВП составляла почти 60%, то в 2000 г. — 35%, в том числе в промышленности — 30%. В 1978;2008 гг. ВВП Китая увеличился в 7 раз. В результате в 2008 г. объем ВВП страны достиг 3,25 трлн. дол., то есть она заняла четвертое место среди высокоразвитых держав мира, уступая Японии (4,38 трлн. дол.), Германии (3,3 трлн. дол.), США (13,8 трлн. дол.). По прогнозу Международного банка, в 2020 г. Китай займет первое место в мире по объему ВВП. По темпам экономического роста КНР выходит на первое место, опередив все высокоразвитые страны мира. ВВП на душу населения в этот период увеличился в 4,5 раза, а производительность труда — в 3,6 раза. В результате за исторически короткий промежуток времени Китай выходит на первое место в мире по добыче угля, производству стали, цемента, стекла, товаров легкой промышленности и машиностроения. В мировом производстве стали удельный вес Китая на сегодняшний день составляет 1 /4 часть, алюминия — ½, цемента — ½, угля — 1/3, электроэнергии — 13%.
Таким образом, внешняя торговля стала активным локомотивом роста экономики страны. Для этого со второй половины 1990;х годов властные структуры Китая установили самые низкие в мире импортные таможенные квоты, которые в среднем составляли около 3%, что не соответствовало международным стандартам того времени, но вместо этого открыло шлюзы для притока иностранных инвестиций. Иностранные совокупные капитальные вложения в китайскую экономику ежегодно увеличиваются в среднем на 50 млрд. дол. Следует отметить, что большую помощь развитию экономики предоставляет китайская диаспора, которая с энтузиазмом восприняла экономическое возрождение Китая. Ее доля в 1990;е годы составляла 70−80% в общей сумме капиталовложений. Кроме того, существенную роль диаспора играла в распространении китайских товаров на внешние рынки сбыта, организовывая рекламу, протекции, предоставляя квоты. В экспорте капитала в КНР активное участие принимали также США, Япония, Германия, которые использовали гарантированные Китаем надежность своих вложений и высокую отдачу от них за счет дешевой рабочей силы.
Прирост инвестиций, происходящий благодаря поступлению иностранных капиталов, обеспечивает в среднем 50-процентное увеличение ВВП. Приведем некоторые показатели внешних инвестиций в китайскую экономику: в 2000 г. — 10,3%, в 2001 г. — 13,0, в 2002 г. — 16,9, в 2003 г. — 26,7, в 2007 г. — 25,8%. Подобные темпы роста внешних инвестиций были характерны в течение 11-й пятилетки. С помощью иностранных инвестиций Китай превратился во всемирную фабрику, удовлетворяющую потребности в продукции широкого потребления почти всего мира. Все это дало возможность достичь наивысших на сегодня темпов роста ВВП Китая и увеличить заработную плату в городах в 3,2 раза, а сельскохозяйственным работникам — в среднем в 4,5 раза. По показателю экспорта машин и оборудования (как достаточно наукоемкой по международным стандартам продукции) Китай в 2003 г. занял первое место, вытеснив на второе США.
Вторым локомотивом в обеспечении инвестициями стали свободные экономические зоны, среди которых самые эффективные — Шанхайская, Пекинская и Гонконгская, где ВВП на душу населения в 3−4 раза превысил общий уровень этого показателя в стране, что стало возможным благодаря установлению оптимальных налогового, валютного и торгового режимов. Китайской власти пока не удается распространить такие высокие темпы развития, характерные для свободных экономических зон, на всю территорию страны. Еще остается большой разрыв в уровнях развития отсталых северо-западных и высокоразвитых центральных и южных регионов. Но мудрая политика льготного кредитования импортированных инвестиций привела к насыщению китайской экономики современным капиталом, который обусловил беспрецедентный рост ВВП. Благодаря льготному экспорту машин и производственного оборудования США и Япония стали самыми мощными поставщиками полупроводниковой и машинно-технической продукции.
Япония, воспользовавшись такими льготами, перевела почти все сборочное производство в Китай, а сама специализируется на комплектации чрезвычайно сложных машин. В результате четвертая часть машиностроительного экспорта Японии поступает в Китай. Так сформировалось внутриотраслевое международное разделение труда в Восточноазиатском регионе, в котором на сегодняшний день созданы соответствующие предпосылки для высоких темпов развития экономики КНР.
2. Развитие науки и образования
Мощным толчком к достигнутым ныне успехам стал выдвинутый на XV съезде компартии Китая в 1997 г. стратегический курс под амбициозным лозунгом: «Наука и образование приведут страну к расцвету». Этот курс получил статус национальной идеи. Съезд принял программу развития образования под символом «211», где первые две цифры обозначают XXI в., а последняя — первую сотню элитарных вузов. То есть в XXI в. в Китае завершится формирование 100 вузов европейского уровня, которые гарантируют образовательным и научным услугам успех на международных рынках. Эта программа принималась тогда, когда в селах преобладающее большинство людей было безграмотным, на 10 тыс. населения приходилось около 50 студентов (в то время как в США — 500), ВВП на душу населения в США составлял 33 тыс. дол., а в Китае — только 750 дол., весь бюджет высшей школы Китая был равнозначен расходам на образование Гарвардского, Оксфордского и Кембриджского университетов, из 200 рейтинговых университетов 59 мест принадлежали США и ни одного — Китаю.
В реальность осуществления таких масштабных задач страны, в которой 4,6% населения находилось за чертой бедности, не очень верилось. Но с этого времени ежегодное увеличение инвестиций в образование становится для КНР первым государственным приоритетом, что подтверждается основными задачами, поставленными перед обществом в программах следующих съездов компартии. Так, если в 1999 г. общие расходы на образование составляли 26,7 млрд. дол., то в 2004 г. они достигли 75,2 млрд. дол. То есть за эти годы валовые расходы на образование увеличились в 2,8 раза. Характерным для Китая было увеличение темпа роста государственных расходов на образование по сравнению с собственными средствами предприятий и организаций. Так, в 2003 г. их пропорции составляют, соответственно, 62 и 38%. Но с 2004 г. эта тенденция меняется и постепенно отдается предпочтение региональным и собственным средствам.
В 1999 г. были признаны элитарными 10 университетов Китая, получившие увеличенное финансирование в размере 1,9 млрд. дол. для модернизации учебно-лабораторной базы, закупки нового оборудования, повышения ком-форта проживания и отдыха студентов, создания лучших условий для занятий физкультурой и спортом. Важное значение предоставлялось привлечению зарубежной преподавательской элиты, которой гарантировалась более высокая оплата труда по сравнению с некоторыми высокоразвитыми странами Европы. В результате уже в 2004 г. были получены спрогнозированные иностранными аналитиками достижения, которые можно подтвердить следующими фактами:
— количество студентов и магистрантов увеличилось в 2 раза, то есть с 50 до 100 чел. на 10 тыс. населения;
— 38 университетов Китая вышли на европейский уровень, из которых 7 входят в рейтинг «200 лучших университетов мира» 2004 г. и занимают следующие места: Пекинский университет — 17-е, Гонконгский университет науки и техники — 42-е, Университет Синьхуа — 62-е, Университет Гонконга — 84-е, Китайский университет науки и техники — 154-е, Нанкинский университет — 192-е и Фуданский университет — 196-е место.
К таким результатам КНР настойчиво и целенаправленно шла в течение анализируемого периода. Так, в 1993 г. была принята Программа модернизации образования в КНР и трансформирования ее в систему подготовки широкого среднего специального образования с дальнейшим переходом к государственному высшему образованию и постепенным повышением его коммерциализации. Политика «открытых дверей» в образовательной сфере дала возможность молодым китайцам получать образование в лучших вузах Европы и США, приобретать высокую квалификацию и использовать опыт высокоразвитых стран мира для отечественной практической деятельности. Из 370 тыс. студентов, выехавших для обучения за границу, большая часть вернулась на родину, получив престижные дипломы и ученые звания. Также больше студентов, аспирантов и докторантов направлялись на стажировку в лучшие университеты Европы и США.
Большое значение придавалось получению образования одаренными детьми из малообеспеченных семей. Для этого были созданы благоприятные условия, а именно:
— организована специальная система кредитования с низкой процентной ставкой, которая не превышала уровень инфляции;
— введена система получения грантов за достигнутые успехи в обучении и научных разработках на последних курсах вузов (за 10 лет — с 1989 по 1999 гг. — общая сумма грантов составила 200 млн. дол.);
— сформированы фонды субсидий в учебных заведениях для их перераспределения в пользу способных детей из малообеспеченных семей (в 2002 г. в сумме они составили 875 млн. дол.);
— созданы дифференцированные стипендии с учетом способностей студентов и средних доходов их семей и др. За это от студентов, получивших образование за счет бюджета, государство требует отработать 3 года в непрестижных провинциях.
Властные структуры Китая и в дальнейшем успешно разрабатывают стратегию будущего развития национального хозяйства, основанную на интенсивном использовании потенциала образования и науки. С этой целью руководство КН Р планирует повысить рейтинги Пекинского университета, Гонконгского университета науки и техники и Университета Синьхуа за счет усиления научно-исследовательского потенциала и увеличения инвестиций для их развития. С учетом этого международные аналитики прогнозируют, что эти университеты в недалекой перспективе смогут конкурировать со Стенфордским, Йельским и Принстонским университетами, которые сегодня занимают от седьмой до девятой позиции мирового рейтинга лучших университетов мира. В этом контексте Китай ставит задачи перед обществом, чтобы каждый десятый университет стал в ближайшее время (за 10−20 лет) элитарным, то есть отвечал международному статусу престижных вузов. Для этого планируется увеличить расходы на образование до 5% ВВП в 2010 г. и до 7% - в 2020 г. Осуществление плана превысит сегодня расходы на образование некоторых высокоразвитых стран мира с учетом современных темпов роста ВВП Китая.
По оценкам международных экспертов, реформирование образования в КНР в настоящее время является наиболее масштабным явлением в мире в этой сфере. Учебный процесс в целом охватывает 260 млн. чел., или 20% населения Китая.
Так, девятилетнее среднее образование получают сейчас 92% подростковой категории населения (до пятнадцати лет), а в 1990 г. — 40%. В то же время среднее специальное образование получают 70% молодежи. Конечно, все это еще не свидетельствует о полном преодолении безграмотности, но следует помнить, что такие успехи были достигнуты за очень короткий промежуток времени. Полностью ликвидировать безграмотность можно при условии введения бесплатного образования, а пока расходы на образование составляют 12,6% семейного бюджета среднестатистической китайской семьи, что непосильно для малообеспеченного, прежде всего сельского, населения. Самые впечатляющие результаты реформирования образования наблюдаются в сфере высшего образования и послеуниверситетского обучения.
Растет спрос на получение высшего образования среди работающих, которые приобретают квалификацию без отрыва от производства. До 90% выпускников вузов поступают в магистратуры. Вместе с тем количество лиц соответствующей возрастной группы с высшим образованием, которое увеличилось с 6% в 1997 г. до 9% в 2004 г., еще незначительно. Например, в России этот показатель равен 70%, а в Украине — 76,7%. Но впечатляет динамизм достижения КНР лучших показателей за такие короткие сроки в образовании, науке и внедрении интеллектуального потенциала в производственной практике высококвалифицированной части населения.
3. Основные проблемы роста экономического потенциала
Основными факторами роста экономического потенциала, благодаря которому Китай сегодня входит в пятерку высокоразвитых государств мира с наибольшими показателями национального ВВП и наивысшими темпами его роста, является экспортная стратегия, гигантские инвестиции в основной капитал, интенсивное развитие наукоемких производств и рациональное использование высококвалифицированного человеческого потенциала. Но вместе с этим у КНР возникло много проблем, которые свидетельствуют, что такие успехи достигаются любой ценой. Среди них:
— во-первых, высокая материалои энергоемкость изготовляемой продукции, которая часто не отвечает современным стандартам ее качества. Так, по расчетам специалистов, доля Китая в мировых объемах ВВП составляет 4−5%, на продуцирование которого используется 15% пресной воды, 25% алюминия, 28% стали и 50% цемента от их мирового потребления, что не совместимо с ускоренной тенденцией к ограниченности природных ресурсов;
— во-вторых, урбанизация промышленно развитых крупных городов с их засорением окружающей среды требует значительных средств для устранения вредных последствий. Например, по утверждению международных экспертов, ежегодные выбросы в атмосферу двуокиси серы в Китае выше в 67,8 раза по сравнению с Японией, в 26,4 раза — по сравнению с Германией и в 6 раз больше, чем в США. Уже сегодня страна расходует на охрану окружающей среды 1,8% ВВП, а с прогнозируемым его ростом в 2020 г. по сравнению с 2000 г. инвестиции на подобные цели увеличатся до 6,8% ВВП. Соотношение других компонентов вредного влияния отходов производства также не свидетельствует в пользу КНР;
— в-третьих, разные климатические и природные условия углубляют неравномерность в уровнях экономического развития отдельных регионов Китая. Достаточно сказать, что 52% территории страны непригодны для жизни людей и их хозяйственной деятельности, поскольку представляют собой засоленные почвы, горы, пустыни и земли с вечной мерзлотой. Дальнейшая деградация земельных и водных ресурсов вместе с острой демографической проблемой (несмотря на жесткую демографическую политику и принятые программы планового контроля над репродуктивностью, население ежегодно увеличивается на 8−10 млн. чел.) в перспективе могут создать угрожающую ситуацию для жизнедеятельности китайской нации. Поэтому в последнее время властные структуры вынуждены стимулировать бизнесменов вкладывать инвестиции в приватизацию земельных ресурсов в других странах;
— в-четвертых, с каждым годом растет материальное и социальное неравенство в обществе, в первую очередь — между социумом промышленно развитых городов и сельским населением, которое сегодня составляет 60%, а уровень его потребления едва достигает 30% всего товарооборота страны. Это стало следствием разных подходов в пенсионном обеспечении, в предоставлении социальных льгот, в использовании медицинских, страховых, образовательных услуг и резкой дифференциации заработной платы жителей городов и сел не в пользу последних. В результате доходы на душу населения в селе были ниже в 1990 г. в 2,2 раза, в 2000 г. — в 2,8 раза, в 2005 г. — в 3,2 раза, а в 2010 г. — почти в 4 раза по сравнению с населением городов.
Кроме того, происходит типичное для капитализма сращивание власти, бизнеса и криминала, представители которого регулируют потоки национальных и зарубежных инвестиций, из-за чего Китай занимает второе место в Азиатско-Тихоокеанском регионе по количеству мультимиллионеров в долларовом измерении, а по количеству миллиардеров уступает лишь США. Растущая пропасть между бедными и богатыми слоями населения свидетельствует, что на фоне действительно высоких экономических достижений Китая не удалось построить справедливое общество с конфуцианскими принципами жизни, известного на Западе как «социализм с китайской спецификой». Бедность широких масс населения на одном полюсе и богатство 320 тыс. олигархов — на другом (доходы которых оцениваются в 1,59 трлн. дол. без учета стоимости их недвижимости) резко противоречат гармоничному «обществу сяокан», что лежало в основе реформ Ден Сяопина. Вместе с общественными противоречиями растет и разочарование людей в принятых на последних съездах компартии КНР долгосрочных стратегиях развития, направленных на попытку ликвидации глубокого расслоения общества с помощью заключения компромиссных договоренностей с целью нивелирования полярных интересов богатых и бедных слоев населения.
Выводы
В процессе выполнения контрольной работы были рассмотрены:
— основы экономического прорыва КНР в ряды высокоразвитых стран мира;
— проанализировано прививание механизма рыночной экономики прежней командно-административной системе Китая;
— были рассмотрены примеры развития образования и науки в Китае;
— были указаны направления и целесообразность использования примера развития экономики Китая для экономики Украины;
— указаны ошибки и проблемы развития экономики Китая.
1. Виноградский Б. В., Сизов В. С. Менеджмент в китайской традиции — М, «Экономист», 2007, 275 с.
2. Якубовский Н., Новицкий В., Киндзерский Ю. Концептуальные основы стратегии развития промышленности Украины на период до 2017 года. «Экономика Украины» № 11, 2007, с. 8.
3. Ван Лей. Сохраняется высокий рост китайской экономики. «Китай» № 8, 2010, с. 30.
4. Бельчук А. Вновь об оценке реформ в Китае. «Мировая экономика и международные отношения» № 4, 2006, с. 86−89.
5. «New Fastern Outlook», 21.05.2010 (http://www. Journal-neo.com).
6. Чжао Минь. На пороге 12-й пятилетки, оглядываясь на 11-ю пятилетку. «Китай» № 11,2010, с. 23−24.
7. Котляров Н. Н. Экономические отношения КНР с США. М., «Инфра», 2005, 167 с.
8. Майбуров И., Стравский Л., Цзин Цзян. Опыт образовательной реформы в КНР. «Мировая экономика и международные отношения» № 6, 2006, с. 100−103.
9. Буревская Н. Государство и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия. «Мировая экономика и международные отношения» № 10, 2003, с. 103−105.
10. Гришин В. Китай: поход за знаниями. «Мировая экономика и международные отношения» № б, 2006, с. 88−91.
11. Ли Хунбин. Беспокойство о втором показателе китайской экономики. «Китай» № 9, 2010, с. 3−4.