Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Наукограды РФ: история образования и современное состояние

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наукограды призваны осуществлять научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, а так же проводить подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Однако на сегодняшний день наукограды сталкиваются с рядом серьёзных проблем, которые препятствуют развитию и эффективному функционированию данных научных… Читать ещё >

Наукограды РФ: история образования и современное состояние (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контрольная работа По дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему «Наукограды РФ история образования и современное состояние»

Студентка группы МО 13/2Минакова С.С.

Преподаватель: Нефедьев В.В.

Королёв 2015

Введение

На сегодняшний день построение инновационной экономики, не зависящей от объёмов добычи полезных ископаемых и колебания цен на основные энергоносители, является приоритетной задачей нашего государства. Однако технологическая модернизация национальной экономики, повышение инновационной активности и экономической роли интеллектуальной собственности невозможны без инфраструктурного обеспечения проведения научных исследований и разработок фундаментального и прикладного характера. Одним из таких элементов современной инфраструктуры научных исследований Российской Федерации являются наукограды.

Наукограды призваны осуществлять научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, а так же проводить подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. Однако на сегодняшний день наукограды сталкиваются с рядом серьёзных проблем, которые препятствуют развитию и эффективному функционированию данных научных центров, а ведь они призваны играть немалую роль в системе науки и образования нашей страны. Так же важно заметить, что проблемы наукоградов затрагивают и общество, так как они оказывают большое влияния на районы и области, в которых они находятся. Из всего этого следует, что изучение состояния наукоградов и анализ их проблем является особенно актуальным на сегодняшний день.

Цель данной контрольной работы: проанализировать историю образования и современное развитие наукоградов в РФ.

Задачами моей контрольной работы являются:

определить сущность понятия «наукоград», а также рассмотреть его классификацию и критерии присвоения статуса наукограда;

рассмотреть историю образования наукоградов в РФ;

исследовать современное состояние и развитие наукоградов в РФ.

1.Сущность понятия «наукоград»

1.1 Классификация наукоградов В начале 1990;х годов появилось понятие «наукоград», которое на начальном этапе носило, скорее, собирательный характер, объединяя подобные города и поселки в совокупность поселений со схожими проблемами развития. Наукограды — это особый тип городских поселений, градообразующими предприятиями которых являются научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием.

Термин «наукоград» введен в 1991 г. Н. Никитиной и С. Никаноровым, для обозначения городов, моноориентированных в научно-технической сфере и созданных специально для решения оборонных задач. Хотя их история началась в 1930;е гг. с «закрытых» поселений, деятельность которых полостью подчинялась обеспечению стратегического военно-политического превосходства СССР.

Исторически наукограды появились как продукт общемирового развития, когда научно-технические разработки стали определять уровень развития государства. Именно наукограды, отличающиеся высокой концентрацией интеллекта по всему циклу (от получения научного знания до конструкторской проработки, а потом промышленной реализации) позволили сначала создать, а потом удержать стратегический паритет в важнейших военных областях и добиться высокого уровня исследований в целом ряде научных направлений.

По характеру и профилю научных комплексов наукограды подразделяются на монопрофильные, моноориентированные и комплексные.

Пример монопрофильного наукограда — Оболенск, социально и инфраструктурно обеспечивающий один государственный научный центр — Научно-исследовательский институт прикладной микробиологии. К этому же типу можно отнести Протвино с ГНЦ ИФВЭ, хотя здесь в последние годы появляются предприятия различного профиля.

Моноориентированные наукограды имеют несколько градообразующих предприятий одной сферы научно-технической деятельности. Это, например, Жуковский, в котором расположены крупнейшие исследовательские и испытательные комплексы авиационного профиля; Черноголовка — научный центр Российской академии наук с исследовательскими институтами и лабораториями в области химической физики.

Примером комплексного наукограда является Дубна, где, кроме Объединённого института ядерных исследований, имеются научные, конструкторские и научно-производственные центры авиакосмического, приборостроительного, судостроительного профиля, международный университет.

Наукограды Подмосковья имеют весьма широкий спектр специализаций как в фундаментальной, так и в прикладной науке [8]:

ракетно-космические технологии — Королёв, Химки, Балашиха;

центр авиационной науки — Жуковский;

фундаментальные исследования в основном сосредоточены в Дубне, Протвино, Пущине, Троицке, Черноголовке;

испытательные и метрологические комплексы — в Белоозерском, Жуковском, Красноармейске;

центры радиотехники и электроники — в Зеленограде и Фрязине;

центры двойных технологий — в Дзержинском, Климовске;

микробиология и биотехнология — в Пущине и Оболенске.

1.2 Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукоград Критерии предоставления муниципальному образованию статуса наукограда предусмотрены в статье 2.1 (введена Федеральным законом от 01.01.2001 N 122-ФЗ), согласно которой муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда РФ, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования.

Научно-производственный комплекс должен быть градообразующим и отвечать определенным критериям [1]:

численность работающих в организациях научно-производственного комплекса составляет не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования [1];

объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники РФ) в стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы.

В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, обязательно должны входить организации, осуществляющие научную деятельность, а также организации, осуществляющие производство наукоемкой продукции в количестве не менее чем 50% от их общего объема производства.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 000 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Росссийской Федерации» выделяют восемь основных специализаций наукоградов России [1]:

Безопасность и противодействие терроризму;

Индустрия наносистем;

Информационно-телекоммуникационные системы;

Науки о жизни;

Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;

Рациональное природопользование;

Транспортные и космические системы;

Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

В соответствии с Постановлением предложение о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации вносится в Министерство образования и науки Российской Федерации главой муниципального образования по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и включает в себя следующие документы [2]:

а) решение представительного органа муниципального образования, согласованное с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о целесообразности развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации [2];

б) перечень и характеристика организаций, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав научно-производственного комплекса муниципального образования [2];

в) справка органа местного самоуправления муниципального образования о соответствии научно-производственного комплекса муниципального образования критериям присвоения статуса наукограда Российской Федерации, определяемом согласно статье 2.1. Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации» [2];

г) перечень приоритетных для муниципального образования направлений научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации [2];

д) программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования, включающая характеристику уровня научно-технического (инновационного) потенциала организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса, и стратегий его эффективного использования при достижении заявленных целей и задач развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации, а также контрольные показатели развития наукограда в период реализации программы [2];

е) пояснительная записка с обоснованием целесообразности присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации, включая финансово-экономическое обоснование принимаемого решения, и описанием его возможных последствий [2];

ж) заключение экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В случае отрицательного заключения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям направляет указанное заключение с обоснованием причин отказа в присвоении статуса наукограда в орган местного самоуправления муниципального образования.

В случае положительного заключения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям подготавливает проект постановления Правительства Российской Федерации и направляет его вместе с представленными документами на согласование в Министерство финансов Российской Федерации, а также в другие федеральные органы исполнительной власти и имеющие государственный статус академии наук, организации которых включены в состав научно-производственного комплекса муниципального образования.

Срок присвоения муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации устанавливается исходя из целей и задач программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

2. История образования наукоградов в России Наукограды и академгородки современной России — городские поселения с градообразующими предприятиями, основным результатом деятельности которых является производство наукоемких, инновационных товаров и услуг. В них сосредоточен мощный научно-технический потенциал по самым современным и перспективным направлениям современности.

Термин «наукоград» возник в 1991 году, хотя история наукоградов началась в 1930;е с «закрытых» поселений, деятельность которых полностью подчинялась обеспечению стратегического военно-политического превосходства СССР. В подавляющем большинстве советские «закрытые города» были связаны с ВПК, имели независимую инфраструктуру, прямую государственную поддержку, их население обладало высоким интеллектуальным потенциалом. После распада СССР «закрытые города» полностью или частично «открылись», получили полноценные, не номерные, имена. Реализуя идею инновационной экономики, правительство России пытается воссоздать систему территорий комплексного развития науки и производства, начав с идеи наукоградов.

Идея создания городов науки появилась перед Второй мировой войной в Германии. Это был город Пенемюнде, где создавалось «оружие возмездия» — ракеты «Фау».

Особенно бурно наукограды стали развиваться после войны, когда чрезвычайно высокими темпами нужно было создавать и ядерное оружие, и ракетную технику, как средство доставки, и авиацию, и электронику. Советский Союз показал здесь всем пример. Ресурсов было очень мало: послевоенная нищая страна по крохам собирала ресурсы в кулак. Появились установки, появились квалифицированные люди, вокруг них начало обрастать всё, что называется высококачественной инфраструктурой. Появились поселения с редким для мирового опыта показателем концентрации талантливейших людей, что давало феноменальный результат.

С 1930;х до 1970;х годов правительство СССР создавало точечные наукоемкие поселения-производства для оборонных целей, с полностью независимой инфраструктурой и обеспеченные прямой государственной поддержкой до середины 1980;х годов. Сведения об этих поселениях были засекречены. Несколько десятков созданных «закрытых городов» относились, как правило, к ведомствам Минсредмаша (позже — Министерство атомной энергетики и промышленности, МАЭП) и Минобороны, а научные центры — к Академии наук СССР. В 1980;е годы в стране развивалась идея технопарков, объединяющих исследовательскую, производственную и учебную базы. Первый технопарк появился в 1990 году в Томске.

90-е годы в нашей стране в отдельную группу стали выделять города и поселки, в которых в качестве градообразующей базы выступают научные и научно-производственные комплексы, занимающиеся исследованиями в области ведущих направлений научно-технического прогресса. Хотя большинство из них появились и сформировались в советское время термин «наукоград» возник в постсоветский период. В 1991 году был создан некоммерческий «Союз развития наукоградов» России (СРН), разработавший Концепцию государственной политики в области сохранения и развития таких городов. В 1990;е годы в Минпромнауки разрабатывалась идея территория инновационного развития (ТИР) в Обнинске, Дубне, Сарове, новосибирском и томском академгородках. В 1992 году с целью укрепления гарантий иностранным инвесторам вышел указ президента России «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон». Бывшие «закрытые города» стали называться ЗАТО — закрытыми административно-территориальными образованиями. В 1994 году 19 из них получили имена. В эти годы существовали такие закрытые города, как Свердловск-44 (Новоуральск), Свердловск-45, Красноярск-26, Челябинск-65 (Озерск), Челябинск-70 (Снежинск), Ангарск, Томск-7. После «легализации» таким городам присваивали «личные» имена: появились 3 Железногорска и по паре Зеленогорсков, Заречных, Краснознаменсков, Мирных.

В 2000;е годы в России началось развитие инновационной экономики, основой которой стали наукограды. 14 городов получили статус «наукоград», еще около 70 заявили о желании получить этот статус. Наукограды условно разделились на категории «статусных» и «претендентов». В 2006 году федеральный бюджет выделил на развитие статусных наукоградов 0,8 млрд руб., в 2009 году — 1,5 млрд руб., в 2010 — 500 млн руб.

3. Современное состояние наукоградов в России наукоград муниципальный образование На сегодняшний день в стране существуют 13 городов (Бийск, Дубна, Жуковский, Кольцово, Королев, Мичуринск, Обнинск, Петергоф, Протвино, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Черноголовка) официально получивших статус наукоградов, и порядка 70 заявили о желании получить этот статус. Наукограды разделились на категории «статусных» и «претендентов». Однако практика показывает, что многим претендентам пришлось отказаться от получения статуса наукоградов, поскольку процедура утверждения статуса оказалась длительной и скрупулёзной, а дополнительное бюджетное финансирование — не гарантировано и подробно регламентировано. С течением времени стали обнаруживаться и другие проблемы наукоградов — старение научно-исследовательской базы и кадров, конфликты с общественностью, коррупционные скандалы и прочие.

К концу 2009 года «Союз развития наукоградов» констатировал, что правительство оказалось непоследовательным в реализации идеи наукоградов. Не отказываясь от неё, оно параллельно начало развивать другие проекты. С 2005 года в стране создаются особые экономические зоны технико-внедренческого типа (ТВЗ). В 2006 году была учреждена государственная «Российская венчурная компания» с уставным капиталом 28,2 млрд руб. С 2006 года делаются попытки реализации идеи технопарков в сфере высоких технологий, но к середине 2009 года ни одного технопарка создано не было. В 2007 году правительство выделило 160 млрд руб. на строительство семи академгородков. Строительство первого наукограда в Новосибирске было запланировано на август 2007 года, однако строительство так и не началось. Судя по всему, всё внимание было переключено на инноград Сколково в Московской области.

В декабре 2009 года президент России заявил о необходимости создания отечественного современного технологического центра по примеру Силиконовой долины (США) и других мировых аналогов. В марте 2010 года стало известно, что местом создания иннограда станет подмосковное Сколково, на развитие которого до конца 2010 года выделялось 4 млрд руб., но фактически было потрачено 15 млрд руб., а для резидентов иннограда устанавливаются существенные налоговые льготы, такие как освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, освобождение от налога на имущество, используемое в исследовательской деятельности, освобождение от уплаты НДС, снижение до 14 процентов общего размера взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. В сентябре 2010 года Дмитрий Медведев предложил также создать в России Центр управления передовыми и рискованными разработками (аналог американской DARPA), с подготовкой проекта к декабрю 2010 года. Однако, никаких конкретных шагов в этом вопросе предпринято не было.

Непоследовательность правительства в реализации программ развития инновационной экономики России не является единственной проблемой, однако можно констатировать, что она является одной из ключевых проблем всех неудач правительства в их начинаниях. Основой любой модернизации должно служить осознание её необходимости, а также готовность и способность довести начатое дело до конца, чего в России, к сожалению, пока не осознали.

Одной из наиболее серьёзных проблем, стоящих перед всеми наукоградами, является проблема финансирования. В бюджете страны на 2011 год на все наукограды было выделено 570 млн. рублей. Для сравнения, на проект иннограда Сколково на следующие 20 лет будет затрачено 170 млрд. рублей — примерно по 9 млрд. рублей в год, что в 15 раз больше, чем ежегодно выделяет бюджет на все наукограды страны. Деньги в наукограды распределяют пропорционально количеству проживающих в нем жителей. Поэтому сумма на каждый город своя — от 5 до 112 млн. рублей. (5 млн. рублей получил в 2010 году из казны наукоград Кольцово, в нем проживают 11 тысяч человек, 112 млн. рублей досталось наукограду Бийску — 200 тыс. жителей).

В 2009 году на финансирование наукоградов из федерального бюджета выделялось порядка 1,5 млрд. рублей, однако в 2010 году из-за кризиса выделяемую сумму сократили практически в 3 раза. Сворачивание бюджета сделало невозможным выполнение части городских планов, что значительно затруднило развитие, и в некоторой части само функционирование наукоградов. Вместе с тем, ввиду того, что федеральные органы власти утратили интерес к наукоградам и перестали уделять им какое-либо внимание, их примеру последовали и региональные власти, что значительно затруднило органам местного самоуправления наукоградов доступ к средствам регионального бюджета.

В комитете Госдумы по науке и наукоемким технологиям считают, что наукограды должны и могут финансировать себя сами. «Конкурсов на инновационные проекты сейчас очень много — участвуйте в них, получайте деньги», — заявил председатель комитета Валерий Черешнев. По его мнению, дальнейшее развитие наукоградов будет зависеть от того, насколько они будут активно сотрудничать со Сколково.

Не соответствует реальным потребностям наукоградов и способ распределения бюджетного финансирования — подушевой. Изначально, в принимаемом в 1999 году законе, был предусмотрен программный метод финансирования, который был отменён в 2004 году. Мэр Кольцова считает, что уже давно назрела необходимость перейти к новому — если не программному, как раньше, то хотя бы проектному — методу финансирования наукоградов. Каждая территория представляла бы на конкурс свой проект развития и получала бы под него определённое финансирование из бюджета. Аналогичную идею высказывал бывший заместитель министра образования и науки России Иван Лобанов: «Они должны представлять свои проекты на конкурс, защищать их — и только тогда получать финансирование».

Вместе с тем руководители наукоградов сетуют также на недостаточность их полномочий. Для многих территорий крайне остро стоит проблема закрепления кадров. В наукограде Кольцово её решают разными способами: например, на протяжении последних семи лет ежегодно выдают молодым учёным премии в размере 90 тысяч рублей. Кроме того, аспирантам выплачивают дополнительную стипендию. Но главный стимул для специалистов — жильё. Кольцово активно строится. В нём каждый год сдают по 3−4 многоэтажных дома, что составляет примерно 35 тысяч квадратных метров. Однако передать поостренное муниципальное жильё молодым учёным не просто, поскольку в соответствии с жилищным кодексом его необходимо предоставить льготным категориям граждан. В связи с этим возникает объективная необходимость наукоградов иметь служебный жилой фонд для его распределения между научными сотрудниками.

Стоит заметить, что новый законопроект предусматривает предоставление местной власти официальных полномочий по решению этих вопросов, поэтому данный вопрос может быть решён уже в ближайшем будущем.

Таблица 1

«Отдельные проблемы, характерные для наукоградов России» [8]

Наукограды

Проблемы

Обнинск

отсутствует комплексная программа развития, нет разрешения на использование земель, отсутствует комплексный характер формирования перечня проектов (формируется только за счёт средств федерального бюджета)

Королев

проблемы наукограда заключаются в невозможности использовать незагруженное федеральное имущество для коммерческих заказов и в отсутствии региональной законодательной базы о наукоградах

Бийск

отсутствуют стимулы для развития коммерческой деятельности научно-производственными предприятиями

Реутов

проблема наукограда Реутова заключается в требовании закона расходовать бюджетные субсидии только на инфраструктуру

Фрязино

недостаток внебюджетного финансирования

Кольцово

проблема оттока молодёжи из науки; конфликтные отношениями с местной властью из-за земли.

Петергоф

главная проблема — отсутствие у Петергофа статуса городского округа

Заключение

Наукоград Российской Федерации — муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

В области развития инновационной инфраструктуры особое внимание следует уделять активизации деятельности наукоградов, обладающих высоким научно-инновационным потенциалом.

Создание и функционирование такой инфраструктуры в целях поддержки и реализации научно-инновационных проектов даст возможность обеспечить доходность научной деятельности, достаточную, чтобы сделать науку одним из основных источников средств для социально-экономического развития наукограда Российской федерации.

Наукоград — это, во-первых, город, естественное образование, а не искусственное. Во-вторых, это полный цикл от научной идеи (не обязательно проекта) до продукта. В-третьих, это центр образования, подготовки кадров. В-четвёртых, это место жительства, а не только место «приложения» знаний.

Наукограды должны самоопределяться не как закрытые административные территориальные образования, окружённые забором, а как функциональные территориально-отраслевые научно-производственные площадки, пронизанные сетью современных информационных, транспортных, энергетических коммуникаций. Модель современного наукограда — это полный цикл производства наукоёмкой продукции. Это путь от научной идеи до конкурентоспособного продукта. Это площадка, организационно объединяющая научную, проектную и производственную деятельность. Наукоград — это центр генерации, накопления, и передачи знаний.

Городов, имеющих официальный статус наукограда Российской Федерации, пока только тринадцать. Каждый из наукоградов имеет свое собственное лицо. Одни из них можно назвать городами ракетно-космических технологий. В других создаются уникальные разработки в области химической физики и новых материалов. Есть наукограды ядерного комплекса, есть специализирующиеся на приборостроении, биологии и биотехнологии, электронике и радиотехнике. А есть и комплексные наукограды — как, например, Дубна, где, кроме Объединенного института ядерных исследований, имеются научные, конструкторские и научно-производственные центры авиакосмического, приборостроительного, судостроительного профиля.

Наукограды должны быть не объектами, а городами, обладающими всем комплексом возможностей для полноценной жизни человека.

Список использованных источников

Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» .

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. N 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса» .

Докучаев А. Ю. Проблемы правового статуса наукоградов Российской Федерации в аспекте реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Право».

Кузнецов М. И. Наукограды: интеллектуальный и инновационный ресурс развития страны. // Наука Москвы и регионов. 2003. № 3. С. 56.

Кузнецов М. И. Наукограды и территории научно-технического развития: инновационная деятельность и межмуниципальное взаимодействие. В сб.: Инновационная деятельность в наукоградах Московской области. Реутов: 2006. С. 110.

Лапин В. А. Управления и новые социальные формы: стратегии развития наукоградов // Альманах «Восток», Выпуск: N 4(16), апрель 2004 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой