Президент РФ — функции и полномочия президента РФ
Сочетание либеральной экономики, жесткой власти, открытой, независимой внешней политики характерно для консерватизма в его голлистской разновидности" Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.С.37., — считает В. Никонов. Именно на этих столпах строил свою политику президент Франции Шарль де Голль, которая принесла ощутимые для страны… Читать ещё >
Президент РФ — функции и полномочия президента РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пермский филиал Специальность Государственное и муниципальное управление Кафедра Теории и практики управления
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему
«Президент РФ — функции и полномочия президента РФ»
Автор работы:
Студент 3 курса группы ГМУ-43
очной формы обучения Зверев Вениамин Михайлович Пермь 2014 г.
Содержание Введение
- 1. Теоретико-правовые аспекты института президента
- 1.1 Учреждение поста Президента в РФ
- 1.2 Конституционные полномочия президента РФ
- 2. Современное состояние института президентства в РФ и субъектах Федерации
- 2.1 Политический режим президента В. Путина
- 2.2 Создание аппарата полпредства и аппаратов ГФИ в Пермском крае как форма эффективного управления субъектом Федерации
- 3. Предложения по улучшению института президента в РФ
- Заключение
Список использованных источников
и литературы
Введение
Рассмотрение вопроса полномочий Президента РФ и его места среди органов государственной власти в сфере науки и научно-технической политики актуально в связи с тем, что Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие системы органов государственной власти.
Однако российский опыт государственного строительства последних лет показывает, что деятельность Президента тяготеет более к исполнительной ветви государственной власти. Президент Российской Федерации не только участвует в выработке государственной политики в той или иной сфере, например в вопросах науки и научно-технической деятельности, но и осуществляет постоянный контроль над ее реализацией, а при необходимости корректировку. При этом проблему осуществления полномочий Президента РФ осложняет то, что в вопросах науки и научно-технической деятельности многие свои полномочия Президент РФ делит с органами исполнительной власти Бобылева К. Н. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3, 4. .
Очевидно, что разрешение обозначенных выше проблем зависит от понимания места Президента Российской Федерации среди органов государственной власти, а также выявления проблем и предложения решений в вопросах осуществления полномочий в научной и научно-технической сферах.
Объектом исследования является институт президентства.
Предмет исследования включает в себя: изучение и анализ функций, полномочий президента РФ.
Целью работы является исследование проблем становления и развития института президентства в системе государственных органов.
Задачи:
1) Рассмотреть содержание и правовую природу института президентства как правового института.
2) Проанализировать современное состояние института президентства в РФ.
3) Определить эффективность работы аппарата полпредства и аппаратов ГФИ в субъектах федерации.
4) Разработка предложений, направленных на совершенствование законодательного регулирования этого института.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является диалектическая теория познания, позволяющая изучить во взаимосвязи комплекс общественных явлений и процессов, происходящих в развитии государственности.
Автором использовались сравнительно-правовой, конкретно-социологический и другие методы, которые позволили проанализировать институт президентства в Российской Федерации.
Исследование строилось на основе обобщения и критического анализа работ отечественных авторов, нормативной базы исследования.
Нормативной базой Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, конституции и законы республик в составе Российской Федерации, указы президентов республик в составе РФ, а также иные правовые акты.
1. Теоретико-правовые аспекты института президента
1.1 Учреждение поста Президента в РФ
Изначально пост Президента возник именно как единоначальный орган исполнительной власти, так в США на первом этапе американской государственности, до Конституционного Конвента 1787 года не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном органе — Континентальном Конгрессе. Придя к выводу о неэффективности деятельности Конгресса по исполнению им законов и необходимости разделения властей, делегаты Конвента принимают решение о том, что высшая исполнительная власть должна находиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально укрепился принцип единоначалия.
Покончив с господством британской монархии, большинство американцев были настроены решительно против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями, в силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы правления пошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц.
В результате глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президент Соединенных Штатов Америки. Такое наименование было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.
Становление института президентства в России История становления и развития института президентства в нашей стране уникальна и неповторима, но конечно же в ней проглядываются черты, общие для целой группы стран, оставивших своё социалистическое прошлое.
Первые реальные шаги к учреждению должности Президента в отечественной практике были сделаны вскоре после прихода к власти Горбачёва, хотя следует отметить, что вопрос о введении поста президента в СССР обсуждался в связи с подготовкой проекта Конституции СССР 1936 года, однако должность президента не была учреждена. Уже позже, в 1962 году, Хрущёв Н. С. предложил учредить пост Президента в ходе подготовки новой Конституции СССР. Но эта попытка также потерпела неудачу. Обращение к идее создания поста Президента в СССР было продиктовано драматическими событиями того времени, а главным образом кризисом советского федерализма, который проявился после объявления курса на обновление федерализма в СССР.
На III съезде народных депутатов СССР после достаточно оживлённых прений 14 марта 1990 года был принят Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». В Конституцию СССР 1977 года была введена глава 15 «Президент СССР». Президент СССР объявлялся главой государства и избирался гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Но в Законе оговаривалось, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов. На данный пост был избран Михаил Сергеевич Горбачёв, сохранивший за собой при этом высокую партийную должность Генерального Секретаря ЦК КПСС.
Особенности становления института президентства в России тесно связаны с непосредственными причинами появления данного института в нашей стране в рассматриваемый период:
Во-первых, это размежевание функций государства и партии.
Во-вторых, появилась необходимость согласования деятельности законодательных и исполнительных органов власти после проведения разделения властей.
В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизации обстановки и скором разрешении чрезвычайных ситуаций.
Учреждение поста Президента СССР, по мнению многих, способствовало упорядоченности дел в стране. Фактически Президент СССР изначально был сильной политической фигурой, но это обеспечивалось не только Конституцией СССР, но и личным авторитетом первого Президента СССР, М. С. Горбачёва. По началу были попытки Президента самому возглавить Правительство, но в 1990 году в Конституцию СССР включается положение, согласно которому Президент СССР возглавляет систему органов государственного управления, а Правительство подчиняется Президенту, который формирует кабинет министров по согласованию с Верховным Советом СССР.
Таким образом, в данный период модель института президентской власти находилась в динамике. Следовательно, полной ясности в вопросе о том, что же должен представлять собой Президент РСФСР, на момент учреждения этого поста не было, что в принципе и обусловило его характерные особенности.
Но очевидным оставался тот факт, что Президент необходим России как высшее лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности государства, о его представительстве как внутри страны, так и на международной арене, защищать государственные интересы.
Решение вопроса об учреждении поста Президента в России также проходило с большими трудностями. При подготовке проекта новой Конституции России одной из ключевых проблем стал выбор наиболее оптимальной модели института президентства. Суть спора, возникшего в Конституционной комиссии и её рабочей группе, состояла в том, будет ли Президент главой исполнительной власти или исполнительная власть должна возглавляться Правительством. Но вариант президентской республики, который быль поддержан рабочей группой Конституционной комиссии, и далее воплощённый в Законе «О Президенте РСФСР» 1992 года в незначительной степени учитывал российские традиции и возможные последствия прихода к власти политического лидера с авторитарными амбициями, который в последствии мог стать первым Президентом России. Закон о «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098- содержал всего 11 статей, часть из которых сохранила своё практическое значение, а часть приобрела совершено иное юридическое и фактическое значение. Но не смотря на это, именно с этим актом связана судьба президентской власти, её стоки и причины развития.
Предложенная на том этапе концепция института Президента РСФСР как главы исполнительной власти и высшего должностного лица многим депутатам показалась даже более демократичной по сравнению с аналогичным институтом власти, только на союзном уровне. Скорее всего сыграло то важное обстоятельство, что полномочия Президента не ограничивали парламентские привилегии.
Линия раскола во взаимопонимании среди российских правоведов обозначилась прежде всего при оценке введения поста Президента России. Выступающие против учреждения данного поста считали, что тем самым создаются реальные условия для сосредоточения власти в одних руках. Данное утверждение имеет под собой достаточно сильное основание даже на современном этапе, так как уже сегодня российская власть столкнулась с проблемами, присущими именно президентской форме правления: глава государства воспринимается как «отец нации», на него возлагается ответственность за всё происходящее в стране, возникает опасность авторитаризма.
По мнению Окунькова Л. А., вероятно, большая часть депутатов разделяли мнение по поводу будущего приоритета парламента во взаимоотношениях с Президентом.
Закреплённые в Законе «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года (ст.5) президентские полномочия заложили основу института президентства в России, которая сочетала в себе две составляющие статуса Президента: конституционного главы исполнительной власти и фактического главы государства. Однако в отличие от союзного Президент РСФСР в то время не был конституирован как глава государства и оставался только высшим должностным лицом РСФСР.
Можно сделать вывод, что введение поста Президента России стало следствием достаточно прогрессивных и демократических процессов в российском обществе Безруков А. В. Формирование органов государственной власти субъектов РФ: поиск оптимального варианта // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10. .
1.2 Конституционные полномочия президента РФ
В России на момент учреждения данного поста ясного представления о том, что должен представлять собой Президент РСФСР, не было. Предлагалось несколько моделей:
Во-первых, президент — глава государства с чисто представительскими функциями, основную работу по управлению страной выполняет премьер — министр. Но тогда не имело смысла введение данного института, так как речь шла об усилении государства и названной цели должен был служить президент — сильная фигура для отстаивания своих интересов.
Во-вторых, президент — также глава государства, но не с номинальными функциями, а правитель страны, который сам выполняет или определяет все. Использование данной модели было малореальным, поскольку была боязнь авторитарности этой должности.
Введение
данной модели возможно было лишь по мере роста авторитета уже функционирующего президента (что и было сделано в дальнейшем), но не от начала этого конституционного института.
В-третьих, президент представляет собой главу государства и главу исполнительной власти; иначе говоря и лидера страны, и главного руководителя государственного аппарата. Эта модель сильно ориентировала бы президента на координационные функции в отношении государственных органов, принадлежащих к другим ветвям власти.
В-четвертых, президент — глава исполнительной власти и высшее должностное лицо. Данная модель прямо ориентирует президента на руководство аппаратом государственного управления. У такой модели разные проявления: президент не является главой правительства, но руководит им вплоть до председательствования на его заседаниях; президент — официально глава правительства; президент самостоятельно формирует состав правительства, кроме премьера, кандидатура, которого согласуется с парламентом; президент представляет парламенту на утверждение состав правительства либо ряд его ключевых фигур и т. д. Этот вариант и нашел свое отражение в нормативных актах РСФСР. Закон «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г. характеризовал президента как высшее должностное лицо РСФСР и главу исполнительной власти РСФСР.
В современных условиях ситуация существенно усложнилась, прежде всего это связано с различиями между нормами конституцией фактической и юридической (так вряд ли фактические полномочия Президента России соответствуют закрепленной Конституцией полупрезидентской форме правления), кроме того все чаще прослеживается тенденция отделения президентов от исполнительной власти, формируется институт президентской власти.
Термин «президентская власть» для обозначения полномочий президента появился сравнительно недавно. Сущность представлений о «президентской власти «сводится к тому, что президент выделен из традиционной концепции властей и ставится как бы над ней, выполняя интегративно-арбитражную роль, заключающуюся в обеспечении функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти.
Таким образом, президентская власть выступает в качестве четвертой власти — власти умеряющей и уравновешивающей, что нашло определенное признание в российской правовой литературе Президент и исполнительная власть: Федеральная доктрина и региональная практика: На примере Республики Бурятия // Юридический институт ИГУ. Сибирский Юридический Вестник. http://www.lawinstitut.ru/ru/science/vestnik/20 003/saharova.html.
Президент РФ избирается непосредственно народом. В его выборах участвуют граждане Российской Федерации на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента РФ Советом Федерации.
Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Срок полномочий главы государства четыре года; одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. // Российская газета. 2000. 5 янв.
Согласно ч. 3 ст. 80, Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, в том числе научную и научно-техническую политику Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
Однако следует отметить, что в ч. 3 ст. 80 Конституции РФ не указано, в каких формах Президент РФ определяет основные направления политики, но, поскольку формулировка не носит характера закрытого перечня, представляется, что в разнообразных формах (например, ежегодные послания Президента РФ, содержащие оценку положения дел, задачи государства на будущее, бюджетные послания Президента РФ Правительству РФ). Президент РФ, определяя основные направления внутренней и внешней политики страны, может донести их до сведения и в своих публичных выступлениях, и в тематических концептуальных документах Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007. С. 896.
Однако полномочия Президента РФ, предусмотренные в ч. 3 ст. 80 Конституции РФ, сформулированы в слишком общей форме.
В результате в Основном законе страны не нашли своего должного закрепления функции и полномочия Президента России в осуществлении таких важных внутренних функций государства, как развитие научно-технического прогресса, которая отражает степень участия государства в управлении наукой страны, а поэтому не мешало бы уделить этому вопросу место в рассматриваемой статье, поскольку отсутствие такой нормы приводит к отсталости научного прогресса по сравнению с другими странами, к низкоэффективному контролю над наукой.
В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. В результате, как правильно отмечает Чиркин В. Е Правительство, как орган исполнительной власти, принадлежащей ему по Конституции остается без реальных рычагов для исполнения, а сама исполнительная власть по существу разделена между премьер-министром, у которого остаются в подчинении прежде всего хозяйственные министерства и ведомства, и Президентом, который занимается политическими и иными важнейшими вопросами.
В компетенции Президента находится поощрение и наложение дисциплинарных взысканий на членов Правительства.
Президент играет ключевую роль в решении проблемы отставки Правительства. Решение Президента об отставке Правительства может быть принято в трех случаях: по собственному усмотрению (причем в данном случае Президент не связан никакими правовыми условиями), в случае подачи Правительством заявления об отставке (Президент может отклонить отставку и тогда Правительство обязано продолжить свою работу), в случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой (причем здесь у Президента также есть выбор: отправить Правительство в отставку или распустить Государственную Думу). Помимо того, что Президент может принять решение об отставке Правительства в целом, он вправе увольнять отдельных членов Правительства.
Кроме того, тесная связь главы государства и Правительства (или зависимость Правительства от Президента) в ст. 111 и ст. 116 Конституции РФ, которые устанавливают зависимость срока полномочий Правительства от срока полномочий Президента. Президент наделен Конституцией правом по отмене постановлений и распоряжений федерального правительства (ст.114) и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае их противоречия Конституции и федеральным законам (ст.85), то есть Президент выступает в качестве своеобразной надзорной инстанции Конституция Российской Федерации. — М: Юрид. лит., 1993. — 64 с. .
Как мы видим, анализ конституционных полномочий Президента позволяет сделать вывод о том, что многие из них либо непосредственно имеют исполнительный характер, либо в значительной степени приближены к ним, а отношения между Правительством и Президентом «основываются на безусловном приоритете президентской власти» .
Говоря о полномочиях Президента РФ в реализации научной, научно-технической политики, нельзя обойти вниманием ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию. Несмотря на то что данные документы являются политическими и не имеют обязательности к исполнению, их значение трудно переоценить, поскольку они в сложившейся политической ситуации выступают катализаторами развития различных сфер жизни общества. Кроме того, послания отражают отношение власти к различным проблемам на самом высшем уровне. Это означает, что послание можно расценивать и как индикатор вектора развития государства на ближайшую перспективу Малышев В. А. Административные механизмы охраны и защиты материнства и детства // Право и жизнь. 2009. № 130 (4)..
Послания хоть и не являются обязательными нормативными актами, но служат ориентиром в законодательной деятельности Федерального Собрания, предусмотренной Конституцией РФ по защите прав и свобод личности. Анализ посланий Президента России позволяет сделать вывод, что на протяжении ряда лет глава государства ориентирует все государственные органы на эффективную работу в сфере реализации и защиты прав и свобод граждан, указанных в Конституции РФ.
2. Современное состояние института президентства в РФ И субъектах федерации
2.1 Политический режим президента В. Путина
Владимир Путин — одна из центральных фигур нашей эпохи, человек, правивший в Кремле в тот самый период, когда огромная российская нация пришла в себя после почти полного разорения. Благодаря своему положению Путин полностью изменил картину отношений между русскоязычной частью мира и Западом, а заодно де-факто закрепил за собой право говорить от имени всех самовластных правителей мира. Ни один западный лидер за последнее время не сумел настолько сильно изменить ни облик своей страны, ни ее место на международной арене.
В условиях, когда общество оказалось социально и идеологически расколотым, в качестве основы государственной политики В. Путиным был избран принцип «социального контракта» — консолидации государства, бизнеса и общества, который позволял ему, с одной стороны, не отказываться от социальных обязательств перед гражданами, с другой стороны, — от постулатов либеральной идеологии. Таким общественным компромиссом явилась реформа государственных символов.
Как прагматичный политик, В. Путин демонстрирует готовность к диалогу с представителями всех политических сил, включая оппозиционные. Принцип равноудаленности он использует также в экономической и в конфессиональной сферах.
Подтверждая приверженность демократической направленности преобразований, В. Путин в то же самое время демонстрировал решительность при нейтрализации влияния на власть тех олигархов, которые финансировали и контролировали СМИ, развязавшие против президента пиар-кампанию. Эти события породили беспокойство по поводу положения независимых средств массовой информации в России.
Экономическая программа В. Путина — сделать Россию совместимой с мировым хозяйством, создать общепринятую в мире экономическую среду, обеспечив при этом приток необходимых внутренних и внешних инвестиций. Характеризуя механизм осуществления современной власти в различных сферах, А. Яковлев констатировал: «экономика либеральная, политика авторитарная».
В ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Президент России акцентирует внимание на создании условий для высокого уровня жизни в стране, «жизни безопасной, свободной и комфортной», которая возможна только при зрелой демократии и развитом гражданском обществе. Стремление соответствовать «гуманистическим ценностям, широким возможностям личного и коллективного успеха, выстраданным стандартам цивилизации» является, с точки зрения президента, приоритетной задачей России, как страны европейской цивилизации Баранов Н. А. Политический режим В. Путина // Перспективы политического развития России: Материалы Всероссийской научной конференции. Саратов, 19−20 апреля 2007 г. / Отв. Ред И. Н. Тарасов. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007. С.3−6. .
Л. Шевцова считает, что произошел переход от выборного самодержавия при Б. Ельцине к бюрократически-авторитарному режиму, сформированному В. Путиным. Известный отечественный политолог называет бюрократически-авторитарным правление, при котором власть сосредоточена в руках лидера и осуществляется при опоре на бюрократию и силовые структуры. Нередко подобные режимы включают в себя и либералов-технократов, которые придают им импульс развития. Но эти режимы нестабильны и рано или поздно встают перед дилеммой: либо двигаться в сторону демократии, либо жесткой диктатуры. С формированием бюрократически-авторитарного режима, полагает Л. Шевцова, «пространство для укрепления демократического вектора в России катастрофически сжалось. Есть основания опасаться, что в случае экономического и социального кризиса возобладает именно национал-популистский рецепт решения российских проблем» Шевцова Л. Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. № 1.С.50.
Некоторыми политологами стал использоваться термин «управляемая демократия» для характеристики современного политического режима. Данный термин — это косвенный индикатор происходящего. Между тем, существуют и прямые признаки отхода нынешней политической системы России от базовых принципов конкурентной политики. Так, практически консенсусно российским политологическим сообществом признаются в качестве таковых следующие признаки:
— резкое ослабление политического влияния региональных элит и большого бизнеса;
— установление прямого или косвенного государственного контроля над главными телеканалами страны;
— постоянно нарастающее по масштабам использование «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней;
— фактическая ликвидация системы разделения властей;
— формирование непубличного стиля политического поведения.
Получив конституционное большинство в Государственной Думе, политическая партия «Единая Россия», заявившая о полной поддержке политики действующего президента, имеет неограниченные возможности для осуществления политических и экономических реформ, изменения политической системы общества, что и было продемонстрировано в конце 2004 г. путем принятия федерального закона, изменяющего порядок избрания глав исполнительной власти субъектов федерации. Увеличение проходного барьера для политических партий с пяти до семи процентов также трудно назвать демократической мерой.
«…Усилив свой контроль над государством, — констатирует Л. Шевцова, — Путин и только он будет ответственен за Россию. Он уже никого не сможет обвинить в своих неудачах. Между тем, чем выше ответственность, тем сильнее угроза утратить доверие и поддержку общества в случае провалов и ошибок. Попытавшись переложить ответственность на правительство и парламент, лидер будет лишь подрывать собственный режим, коль скоро все институты являются откровенным продолжением исполнительной власти».
Своеобразие политического режима действующего президента позволило ряду исследователей охарактеризовать его «путинским». А В. Никонов ввел термин «путинизм», под которым он понимает нынешний российский режим и идеологию президента Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.С.29.
Некоторые исследователи считают, что действия президента обусловлены потребностями и ожиданиями общества. Так, Е. Шестопал утверждает, что «сегодня власть делает то, чего хочет общество» Шестопал Е. Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины // Полис. 2004. № 1.С.26.
Устойчивость и стабильность режима во многом зависят от эффективности государственного управления. Инициируя проведение административной реформы, правящий режим пытается сформировать системные очертания механизма принятия решений за счет изменения характера и стиля деятельности административных структур. Однако, как отмечает А. Соловьев, особую настороженность вызывает тот факт, что большинство действий режима нацелено на усечение прав населения, резкое повышение контроля над его политической активностью и, тем самым, на вытеснение с политического рынка всех сколько-нибудь значимых форм политического протеста.
Стремление режима управлять политическими контактами с бизнесом, солировать на партийном и медийном рынках, контролировать гражданские структуры и т. д. свидетельствует о том, что он пытается подменить собственной активностью активность всех своих политических партнеров. В результате вполне естественный процесс политизации государственного управления трансформируется в процесс управления политикой с сопутствующим ему перехватом представительских функций у населения и бизнеса, пренебрежением мнений гражданских контрагентов и торможением политической активности общества.
Поскольку складывающаяся на наших глазах система управления несовместима с демократической формой организации политической власти, и в обществе, и в системе управления возникают и углубляются разнообразные разломы и противоречия, создаются узлы напряжения. В итоге режим «управляемой демократии» начинает трансформироваться в чисто «административный», что чревато тяжелыми последствиями для самой власти.
В предвыборной борьбе 2003 г. именно на борьбе с бюрократией акцентировали внимание правые, но народ им не поверил — с российской бюрократией пока еще никто не смог справиться. Поэтому граждане России проголосовали за тех самых административных работников, которые и должны в соответствии со своими обязанностями обеспечить ускоренное продвижение реформ. Именно эту партию поддерживает президент, а с именем президента народ связывает наступившую стабильность и улучшение жизни. Именно он сможет справиться с бюрократией, заставит двигаться заржавевший механизм государственного управления, сможет перераспределить богатства страны в пользу народа, а не отдельных олигархов. И народ прав, потому что в соответствии с Конституцией России именно президент обладает наибольшим объемом властных полномочий, достаточным для приведения в порядок государственного хозяйства.
В противовес пессимистичным прогнозам ряда политологов в отношении демократического развития страны президентская команда, напротив, заявляет о возвращении реального смысла слова «демократия» всем демократическим институтам, которое стало возможным благодаря проводимой политике. Суть таких заявлений заключается в том, что деятельность президента пользуется поддержкой большинства населения, то есть реализуется главный принцип демократического общества. Высокий рейтинг президента свидетельствует о такой поддержке и о доверии к его политике со стороны граждан.
«Сочетание либеральной экономики, жесткой власти, открытой, независимой внешней политики характерно для консерватизма в его голлистской разновидности» Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.С.37., — считает В. Никонов. Именно на этих столпах строил свою политику президент Франции Шарль де Голль, которая принесла ощутимые для страны результаты. Именно такой политике придерживается российский президент Владимир Путин. С одним лишь отличием: у России и Франции различный демократический опыт, несопоставимый как по временному интервалу, так и по качественным параметрам Баранов Н. А. Политический режим В. Путина // Перспективы политического развития России: Материалы Всероссийской научной конференции. Саратов, 19−20 апреля 2007 г. / Отв. Ред И. Н. Тарасов. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007. С.3−6.
Пики популярности Путина приходились на конец 1999 — начало 2000, конец 2003, 2008 и 2014. «Три из четырех — это фактически война, — отмечает эксперт. — Начало второй чеченской войны — рейтинг Путина вырос где-то с 31% в августе 1999 до 80% в ноябре и до 84% в январе — и он избирается в первом туре. 2003 год — это предвыборная мобилизация, кампания в СМИ, обещания, рост пенсий и так далее. Третий пик — это передача поста от Путина к Медведеву с главным лозунгом продолжения „курса Путина на стабильность“ и затем война с Грузией. Рейтинг достигает 88%. И сейчас тоже — 86% или 85%, по последним данным» .
Однако, по словам эксперта, нынешняя ситуация отличается тем, что предыдущие пики приходились на период экономического роста. Он также отмечает, что с 2008 года рейтинг Путина только падал — с небольшими всплесками на фоне выборов. Как отмечает Волков, «предвыборная мобилизация 2012 года практически не сработала, и Олимпиада тоже дала всего лишь несколько процентов» — «тренд был вниз» .
Ситуацию, как известно, изменили события вокруг Крыма, «пропагандистская кампания в СМИ» и одновременное наступление на свободные массмедиа — рейтинг Путина опять стал зашкаливать. Но теперь страна находится в начале нового экономического кризиса, и декабрьский опрос «Левада-центра» показал, что «обвалилось все практически, кроме оценок президента»: «Больше всего обвалились ожидания: респонденты считают, что ситуация будет хуже, и в экономике, и везде» , — отметил эксперт.
При этом он прогнозирует, что оценки деятельности Путина в любом случае тоже пойдут вниз, хотя это произойдет с некоторой задержкой: «И в 2008 году было так: сначала рухнули вот эти все оценки, а потом начала снижение «символическая фигура» , — отметил социолог.
По мнению эксперта, Крым вернул Путину так называемый «тефлоновый рейтиг Эксперт «Левада-центра» рассказал о новом «тефлоновом». рейтинге Путина и о том, на сколько его хватит. .
2.2 Создание аппарата полпредства и аппаратов ГФИ в Пермском крае как форма эффективного управления субъектом Федерации
В 2001 году Президентом РФ В. В. Путиным были созданы федеральные округа. В каждом округе был создан аппарат представителя Президента РФ, а в каждом регионе — аппарат главного федерального инспектора.
По законам управления, созданным, как считается, в Римском государстве, управлять эффективно как в коллективе, так и в субъекте управления, в котором более пяти-семи участников, практически невозможно.
Когда в Российской Федерации было сформировано 89 субъектов, управлять таким количеством административных единиц из Администрации Президента было очень сложно. Практика показала, что такая система управления неэффективна. Кризисные 1990;е годы только подтвердили это. Поэтому одним из первых указов Президента РФ Владимира Путина стал указ о создании федеральных округов.
В некоторых регионах наблюдалось грубое несоответствие регионального законодательства Конституции Российской Федерации. Центр слабо управлял процессами и административно, и политически.
Одна из первых задач, которая была поставлена аппаратам полпредов по округам, заключалась в приведении в соответствие с федеральными нормами региональных законодательств.
В ряде субъектов речь даже шла о создании своих воинских подразделений, не только касающихся структур МВД. Как мне кажется, предшественниками, работающими в аппарате полпреда, была проведена большая работа: законодательства были приведены в соответствие.
Развитие регионов происходит неравномерным образом. Есть очень продвинутые территории, есть менее. Одной из задач создания аппарата полпредства и аппаратов ГФИ была в том, чтобы у всех регионов были равные права и равные возможности, чтобы всем регионам оказывалась необходимая поддержка из центра…
В 90-е годы центр пытался подтянуть отстающие регионы, однако это в любом случае является трудной задачей, когда речь идет о 89 субъектах.
Конечно, в рамках ПФО появилась возможность индивидуально подходить к каждому региону. Задача полпредства — поддержать те регионы, которые отстают с точки зрения администрирования, внутреннего управления. В некоторой степени это подтягивание территорий с точки зрения социально-экономического развития.
Уровень бюджетной обеспеченности в Республике Мордовии за 5−7 лет вырос практически в два раза, республика из глубоко дотационной к 2008 году выросла в самообеспеченную практически на 100 процентов за счет развития экономики.
Приемная Президента РФ в Пермском крае была открыта в сентябре 2010 года. Открытие состоялось в преддверии череды выборов (в Государственную Думу и президентских), для того чтобы организовать приём граждан, провести мониторинг проблем, которые волнуют жителей Пермского края.
Создание этих структур повлияло на уровень жизни регионов, в данном случае Приволжского федерального округа. Произошло так или иначе выравнивание территорий, сказывается административная, управленческая помощь руководителям субъектов округа. Это в конечном счете повлияло на уровень жизни каждого человека, на социально-экономическое развитие каждой территории.
Что касается Приёмной Президента, за три года стало ясным то, что она может оказывать большую помощь жителям, обратившимся в данную структуру. Несмотря на то, что процент положительно решенных вопросов может и не самый высокий — это 20−25%, но при этом дополнительно порядка 50% обратившихся получают консультационную помощь, причем самого разного характера: правового (это бесплатный прием адвокатов, юристов, которые ведут у нас прием на базе приёмной Президента РФ), тематические приемы по различным проблемам.
Таким образом, открытие Приёмной Президента РФ в Пермском крае можно рассматривать с точки зрения политических задач, но практика показала, что приёмные очень гармонично вписались в систему органов власти Пермского края, как федеральных органов власти, которых у нас 30, так и региональной, муниципальной власти. В Приёмную сегодня обращаются не только жители Пермского края, но и руководители федеральных структур, региональной власти, муниципальной власти в том случае, когда им нужна консультация, административная поддержка, которую, собственно говоря, мы им стараемся оказывать.
Кроме рассмотрения обращений граждан и представителей органов власти, Приёмная выполняет третью функцию — она стала площадкой для диалога жителей населения и власти, как федеральной (тематические приёмы с участием федеральных структур), так и региональной власти с участием исполнительных и муниципальной органов власти.
В том числе это площадка для диалога между властями, потому что, к сожалению, у нас не всегда хватает должного взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Мы проводим различные мероприятия, тематические приёмы, совещания, на которых обсуждаем ту или иную проблематику, которая волнует как жителей Пермского края, так и органы власти. Существование такой площадки для взаимодействия позволяет быстрее и эффективнее находить решения, миновав бюрократическую волокиту с бумагами и письмами.
Помимо вышеперечисленных функций, Приёмная Президента РФ выполняет аналитическую функцию. В Приёмную обращаются люди по наиболее острым, животрепещущим вопросам. Это позволяет проводить качественный мониторинг проблем, существующих в крае, в том числе и в разрезе территорий края. Получается, что мы в курсе проблем, которые волнуют жителей Пермского края и которые требуют решения. Разумеется, информация, собранная с помощью такого мониторинга, передается исполнительной региональной власти, в аппарат полпреда и Администрацию Президента РФ.
Конечно, одной из ключевых задач аппарата ГФИ по Пермскому краю, Приёмной Президента РФ является контроль за исполнением указов Президента РФ и поручений полпреда в ПФО. Михаил Бабич очень энергичный, эффективный управленец. Инициативы, которые сегодня рождаются в аппарате полпреда, находят подтверждение в территориях. Очень много эффективных проектов было реализовано за последние годы, один из них — проект межрегиональных авиаперевозок. Он показал свою востребованность и эффективность и теперь будет реализован в других округах РФ.
В ПФО данный проект был пилотным. Была проведена огромная работа, и мы видим, что проект показал свою эффективность.
Невзирая на статус федеральной структуры Аппарата ГФИ, наблюдаются сложности решения задач социально-экономического развития региона, которые лежат на исполнительной власти. Поэтому в лице аппарата ГФИ и Приёмной Президента РФ руководители региональной и муниципальной власти всегда находят поддержку. Кто-то, возможно, считает, что аппарат ГФИ и Приёмная Президента РФ в Пермском крае только собирают информацию и докладывают в администрацию Президента РФ. Это не совсем так, потому что в первую очередь здесь информируют местные власти о проблемах, а что ещё более важно — о возможности возникновения проблем.
У представителей президента сложились во многом доверительные отношения с руководителями исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Существует большое количество нерешенных проблем, поэтому будет поставлено большое количество задач. Аппарат ГФИ и Приёмная Президента РФ нашли свое место в системе федеральных и региональных органов власти и показали свою эффектность, несмотря на свой небольшой размер.
Советники аппарата ГФИ по Пермскому краю курируют все сферы жизни региона: экономику, социальную сферу, политику, безопасность, инфраструктуру. Приёмная Президента РФ является уникальной площадкой с точки зрения инструментария для решения вопросов, важных для жителей Пермского края на любом уровне. А раз эти структуры востребованы среди жителей Пермского края и органов власти, то в будущем их ждет много работы Хараськин О. А. Мы востребованы у жителей Пермского края. http://www.gfi59.pfo.ru/?id=70 106.
3. Предложения по улучшению института президента в РФ В указах Президента Российской Федерации, равно как и в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, выражаются наиболее важные аспекты, актуальные направления его правовой политики. Особенно четко это прослеживается в указах, которыми одобряются различные концепции, стратегии, программы — документы, рассчитанные на долгосрочную перспективу, определяющие главные цели, приоритеты и этапы развития различных сфер общественных отношений. Также немаловажную роль играют «тематические» указы Президента, посвященные конкретным вопросам совершенствования механизма и средств правового регулирования.
Ненормативные акты Президента Российской Федерацииносят индивидуальный (персонифицированный) характер, решают, как правило, организационно-кадровые вопросы. Они, в отличие от указов Президента, содержащих нормативные правила поведения, не влияют непосредственно на изменение правового курса страны, совершенствование законодательства, но формируют базу для этого — определяют субъектный состав, который, по мнению главы государства, может успешно реализовывать цели и приоритеты правовой политики.
Предлагаются два основных направления оптимизации правовой политики Президента России: «статусное», предполагающее ряд мер, но более четкому определению положения Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти, его соотношения с парламентом (особенно в части формирования Правительства), уточнению его функции «гаранта Конституции», отходу от доктрины «подразумеваемых полномочий», а также упрочению ею авторитета в обществе, и «инструментальное».. означающее совершенствование системы средств президентской правовой политики: четкое определение места его указов в ряду других нормативных правовых актов (первым и основным шагом должно стать издание закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»), принятие мер по повышению эффективности реализации посланий Президента Федеральному Собранию, более искусное использование президентского вето с акцентом на его превентивную функцию, издание закона «О Президенте Российской Федерации».
Первоочередным шагом, интегрирующим в себе отдельные рекомендации по оптимизации президентской правовой политики, представляется разработка и утверждение указом Президента Концепции правовой политики в Российской Федерации, призванной стать основой совершенствования системы правового регулирования, задающей долгосрочные ориентиры, направленной на поступательное, эволюционное правовое развитие страны.
Заключение
Появление института президентства в; Российской Федерации положило начало реформе всей исполнительной вертикали вплоть до регионального уровня. За прошедшие годы институт президентства преодолел переход из одной; политической системы в другую, сохранив и упрочив свою стабильность, а с 1993 г изменив свой статус и место среди высших органов государственной власти.
Проанализировав современный конституционный статус института Президента можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в России сформулированы основы республики смешанного типа «полупрезидентской» (президентско-парламентской), при которой президент избирается всеобщимголосованием (в этом её отличие от парламентской формы); он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительство; наряду с президентом действует председатель правительство и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).
Во-вторых, Президент РФ — это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.
В третьих, в конституционно правовом статусе главы государства, в нынешней системе взаимодействия его с правительством имеется достаточный потенциал конфликта за преобладающую роль в определении правительственной политики:
В-четвертых, с принятием Конституции активизируется законодательный процесс. Президент Российской Федерации стремится упрочить свой правовой статус усилить свое влияние как главного участника политической жизни страны. Конструктивными здесь могут быть достижения сбалансированной компетенции и реальных полномочий, налаживание динамического равновесия всех институтов власти.
президент полпредство конституционный
Список использованных источников
и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
2. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007. С. 896.
3. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. // Российская газета. 2000. 5 янв.
Литературные источники
4. Баранов Н. А. Политический режим В. Путина // Перспективы политического развития России: Материалы Всероссийской научной конференции. Саратов, 19−20 апреля 2007 г. / Отв. Ред И. Н. Тарасов. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007. С.3−6.
5. Безруков А. В. Формирование органов государственной власти субъектов РФ: поиск оптимального варианта // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10.
6. Бобылева К. Н. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3, 4.
7. Малышев В. А. Административные механизмы охраны и защиты материнства и детства // Право и жизнь. 2009. № 130 (4).
8. Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.С.29.
9. Президент и исполнительная власть: Федеральная доктрина и региональная практика: На примере Республики Бурятия // Юридический институт ИГУ. Сибирский Юридический Вестник.
10. Шевцова Л. Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. № 1.С.50
11. Шестопал Е. Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины // Полис. 2004. № 1.С.26.
Источники информации в сети Интернет
12. Хараськин О. А. Мы востребованы у жителей Пермского края. http://www.gfi59.pfo.ru/?id=70 106
13. Эксперт «Левада-центра» рассказал о новом «тефлоновом» рейтинге Путина и о том, на сколько его хватит.