Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Инвестиционный климат и его составляющие

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что активизация инвестиционной деятельности является одним из приоритетов развития Беларуси, и руководством государства были предприняты конкретные меры по достижению поставленной цели. Так в 2001 г. был принят Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г., в котором прописываются права и обязанности инвесторов, государственное регулирование и поддержка… Читать ещё >

Инвестиционный климат и его составляющие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Реферат по дисциплине: Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью на тему: Инвестиционный климат и его составляющие (в том числе в РБ) Студентка Корбалевич М.В.

МИНСК 2010

Содержание Введение

1. Понятие инвестиционного климата и критерии оценки инвестиционной привлекательности

2. Активизация инвестиционного климата в Республике Беларусь на современном этапе

3. Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в РБ и пути его улучшения Выводы Список использованных источников

Введение

Инвестиционный климат представляет собой набор факторов, специфичных для данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к расширению масштабов деятельности на основе осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции. Риск инвестиционных решений лежит на предпринимательском сообществе. Но государство оказывает значительное воздействие на инвестиционный климат с точки зрения гарантирования прав собственности, правового регулирования и налогообложения бизнеса, условий функционирования финансового рынка и рынка труда, создания рыночной инфраструктуры, а также решения таких общих проблем, как коррупция, преступность, политическая нестабильность. «Политика и практические мероприятия государства играют ключевую роль в формировании инвестиционного климата.

Поэтому важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь для привлечения и эффективного использования отечественных и иностранных инвестиций.

Целью данного реферата является раскрытие сущности инвестиционного климата, а также приоритетных направлений улучшения инвестиционной привлекательности в Республике Беларусь.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

— дать определение понятию инвестиционный климат;

— провести оценку инвестиционного климата на современном этапе развития Республики Беларусь и его приоритетные направления совершенствования;

— изучить проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь, по мнению отечественных и иностранных инвесторов;

— сделать выводы о создании необходимых условий для улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь.

Для написания реферата были использованы материалы учебных пособий, статьи периодических изданий, законодательные акты Республики Беларусь, электронные ресурсы, а также статистические данные Национального статистического комитета Республики Беларусь.

1. Понятие инвестиционного климата и критерии оценки инвестиционной привлекательности Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата.

Инвестиционный климат — весьма сложное и многомерное понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны (региона) [2, с 263].

Оценка инвестиционного климата предполагает учет:

* экономических условий (состояния макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой системах и т. п.);

* государственной инвестиционной политики (степени государственной поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и т. д.);

* нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статуса регламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров);

* информационного, фактологического, статистического материала о состоянии различных факторов, определяющих инвестиционный климат.

Методики оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Так, в Японии используются описательные характеристики инвестиционного климата без количественных оценок.

В США методика оценки инвестиционного климата предполагает определение четырех агрегированных показателей, характеризующих деловую активность, потенциал развития хозяйственной системы, экономическую эффективность инвестиций и основные составляющие налоговой политики. Результаты оценок публикуются в «Ежегодной статистической карте».

Как правило, в зарубежных странах оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.

Существует несколько характерных подходов к оценке инвестиционного климата, из которых наиболее приемлемым является факторный, основанный на оценке набора факторов:

характеристика экономического потенциала;

общие уровни хозяйствования (развитие отраслей материального производства, степень изношенности основных фондов, незавершенного строительства);

зрелость рыночной среды (инфраструктура, приватизация, инфляция, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, емкость местного рынка, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала);

политическая ситуация;

социальные факторы (уровень жизни населения, величина реальной зарплаты, отношение населения к местным и иностранным предпринимателям, условия работы иностранных специалистов);

финансовые (доходы бюджета, доступность бюджетных ресурсов, кредитов в иностранной валюте, уровень банковского процента, сумма вкладов на душу населения, удельный вес долгосрочных кредитов).

Необходимо отметить, что методология оценки инвестиционного климата далека от совершенства. Категории инвестиционного климата присуща значительная доля субъективизма.

Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону.

Согласно мнению российских ученых инвестиционный климат обычно характеризуется сочетанием инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности.

Инвестиционная привлекательность определяется как система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данную страну, регион и пр. Она формируется из двух компонентов: уровня инвестиционного потенциала, который определяется рядом экономических, социальных и природно-географических факторов, и уровня некоммерческих инвестиционных рисков, который обуславливается внешней по отношению к инвестору макроэкономической и региональной ситуацией.

Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей):

· ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

· трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

· производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

· инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);

· институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

· инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

· финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона); потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).

Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. Рассчитываются следующие виды риска [9,с 4].

· экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

· финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

· политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, легитимность местной власти);

· социальный (уровень социальной напряженности);

· экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

· криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);

· законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). При расчете этого риска учитываются как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.

Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности).

На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти. На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой (табл. 1).

Таблица 1 — Факторы, формирующие благоприятный инвестиционный климат

Наименование фактора

Описание фактора

1. Объективные

1.1. Природно-климатические условия

Богатые природные ресурсы

1.2. Географическое положение

Наличие границ с другими государствами; наличие морского и речного сообщения

1.3. Состояние окружающей среды

Постоянно поддерживается на благоприятном уровне

2. Субъективные

2.1. Научный потенциал

Неперегруженность общего числа организаций региона научными организациями; высококвалифицированный научный потенциал

2.2. Экономическое положение

Высокая степень развитости рыночных отношений; диверсифицированность экономической среды, наличие экономики независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг; приемлемые ставки экспортных и импортных пошлин; положительная политика в области валютного курса

2.3. Законодательная и нормативная база

Стабильный правовой режим; жесткое регулирование отношений собственности; законодательное закрепление налоговых льгот для поддержки инвестиционной деятельности; наличие механизма работы с городскими инвестиционными проектами

2.4. Строительная база

Наличие экономически независимых рынков строительной продукции, строительных работ и услуг; наращенные мощности строительных организаций и предприятий

2.5. Фактор риска

Государственные гарантии защиты отечественных и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски осуществления инвестиционной деятельности

2.6. Трудовые ресурсы

Низкая доля населения пенсионного возраста; общерегиональные данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов; высококвалифицированный кадровый потенциал

2.7. Социальная инфраструктура

Крупные и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, институциональные инвесторы; развитая экспортная система; наличие общедоступной информации об инвестиционных проектах, инвесторах и др. в регионе; развитые виды инфрастуктур (транспортная, связи и т. д.)

Решению одной из важнейших проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует поступательное повышение инвестиционной активности. Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства и предпринимательства, устранение дефицита инвестиционных ресурсов и т. д.

Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности носит характер корреляционной зависимости, то есть инвестиционная привлекательность — это обобщенный фактор признаков, а инвестиционная активность — зависимый от него результат. Высокий уровень корреляции текущей инвестиционной привлекательности регионов и текущей инвестиционной экономической активностью дает возможность определить перспективную инвестиционную активность.

Наибольшую известность в настоящее время получили комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности, публикуемые ведущими экономическими журналами: «Euromoney», «Fortune», «The Economist». В частности, рейтинг журнала «Euromoney» определяется на основе расчета девяти групп показателей: эффективности экономики, уровня политического риска, состояния задолженности, способности к обслуживанию долга, кредитоспособности, доступности банковского кредитования, доступности долгосрочного ссудного капитала, вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств. Важными ориентирами для иностранных инвесторов являются оценки экспертов Всемирного банка, специальные финансовые или кредитные рейтинги (IBCA, Moody’s, Standard & Poor’s и др.) [15, с 17].

К сожалению, в Республике Беларусь пока не создана национальная система сбора и обработки экономической информации, что делает практически невозможным оценку инвестиционных рисков, как отдельных предприятий, так и страны в целом для иностранных инвесторов[3].

Услуги по безопасности ведения бизнеса и анализа предпринимательских рисков в республике Беларусь пока реально предлагают лишь два государственных предприятия — Центр исследования проблем управления инвестиционными и предпринимательскими рисками Института экономики НАН Беларуси и республиканское унитарное предприятие Национального банка РБ «Белорусский межбанковский расчетный центр», причем клиентами последнего являются, только коммерческие банки и финансовые организации республики. Таким образом, сегодня в Республике Беларусь субъекту хозяйствования практически невозможно по официальным каналам получить сведения даже о государственной регистрации своего потенциального партнера. На законодательном уровне не определен порядок доступа к реестрам учредителей, акционеров и пайщиков предприятий. Проверить или подтвердить данные о платежеспособности потенциального клиента также почти невозможно. Недостаток объективной информации о потенциальных рисках отрицательно сказывается и на белорусских инвесторах.

Решением данной проблемы может стать применение современных методик оценки анализа инвестиционных рисков и расчетов критериев инвестиционного климата, используя зарубежный опыт в этих областях.

2. Активизация инвестиционного климата в РБ на современном этапе В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, продолжается процесс построения рыночных отношений. В Беларуси на первой стадии он сопровождался кризисными явлениями, которые в наибольшей мере затронули инвестиционную сферу. В результате износ активной части основных производственных фондов в настоящее время достиг в промышленности более 60%, а в некоторых ее отраслях превысил 80%. В таких условиях крайне проблематично преодолеть общую техническую и технологическую отсталость, добиться конкурентоспособности продукции. Основной предпосылкой достижения устойчивого эффективного экономического роста в стране является активизация инвестиционной деятельности, существенное увеличение инвестиций в реальный сектор экономики. Вместе с тем решение данной проблемы будет зависеть как от привлечения прямых иностранных инвестиций, так и от предотвращения утечки отечественных, а также от наиболее эффективного использования ограниченных финансовых и инвестиционных ресурсов. Важную роль при этом играет инвестиционный климат и уровень инвестиционных рисков на территории Республики Беларусь. Реализация намеченного курса требует оценки и снижения инвестиционных рисков в стране, повышения инвестиционной привлекательности Беларуси.

Следует отметить, что активизация инвестиционной деятельности является одним из приоритетов развития Беларуси, и руководством государства были предприняты конкретные меры по достижению поставленной цели. Так в 2001 г. был принят Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г., в котором прописываются права и обязанности инвесторов, государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь. Так же был создан Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь, который предлагает информацию об особенностях и преимуществах инвестиционного климата Республики Беларусь. По материалам сайта, Республика Беларусь имеет большой экономический потенциал, обусловленный достаточно развитой перерабатывающей промышленностью, квалифицированными и относительно дешевыми трудовыми ресурсами, выгодным географическим положением, удобными транспортными коммуникациями, которые позволяют организовать гибкую систему логистики, благоприятными природно-климатическими условиями, развитой финансовой инфраструктурой, законодательным и организационным обеспечением инвестиционного процесса, макроэкономической стабильностью (контролируемая инфляция, устойчивый обменный курс, положительная динамика ВВП и доходов населения). Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка.

Кроме этого, только в конце 2009 г. и начале нынешнего года было принято порядка 30 нормативных актов, направленных на улучшение инвестиционного климата в Беларуси. Указом Президента № 417 от 6 августа 2009 г. введен новый институт инвестиционных агентов, которыми могут стать как физические, так и юридические лица для представления интересов Беларуси в переговорных процессах при осуществлении своей деятельности, а также предоставлены преференции юридическим лицам — резидентам Республики Беларусь, реализующим инвестиционные проекты за счет госзаймов и кредитов (указом главы государства № 168). Однако такие организации должны быть внесены в перечень, утверждаемых Советом Министров.

С 1 февраля 2009 г. в республике введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования. В настоящее время регистрация осуществляется в день подачи заявления при минимальном представлении документов — копии устава, заявления и документа об уплате госпошлины.

В связи с введением в действие Особенной части НК с 1 января 2010 г. отмены сборы в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств и местные сборы с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.

Одной из мер государственного управления инвестициями является организация системы мониторинга за реализацией инвестиционных проектов. По данным системы мониторинга, осуществляется реализация таких проектов, как «Организация производства листового стекла в ОАО «Гомельстекло», «Строительство установки гидроочистки дизельного топлива» в ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», «Реконструкция производства стартеров и генераторов на 2006;2010 г. г.» в ОАО «Борисовский завод автотракторного оборудования».

В силу выгодного географического положения одним из перспективных направлений привлечения иностранного капитала является транспортная инфраструктура и логистика. Правительством принята программа развития логистической системы на период до 2015 г., в рамках которой в Республике Беларусь планируется построить 18 логистических центров.

В целях обеспечения постоянного мониторинга проводимых в стране реформ и их эффективности, вопрос об обеспечении вхождения республики в число тридцати стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса будет регулярно рассматриваться на заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь. Первое из таких заседаний состоялось 13 июля 2010 г.

Системная работа по совершенствованию в стране условий осуществления предпринимательской деятельности и созданию благоприятного инвестиционного климата будет продолжаться и далее.

Приоритетом инвестиционной политики будет привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.

В сельском хозяйстве инвестиционные ресурсы будут направляться на развитие агрогородков, создание высокоэффективных и экологически чистых технологий производства продуктов питания, реконструкцию и модернизацию предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья с использованием современных технологий.

В строительном комплексе предусматривается привлекать инвестиции в экспортно-ориентированные и импортозамещающие производства, в жилищное строительство, а также в разработку и внедрение ресурсоэнергосберегающих технологий. Государственное финансирование инвестиций сохранит преемственность и будет направлено на развитие материально-технической базы социальной сферы, не имеющей альтернативных источников финансирования.

Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по:

· подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;

· созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;

· расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств;

· более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей.

С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке.

Об эффективности принимаемых в Беларуси мер свидетельствуют данные ежегодного отчета Всемирного Банка «Doing Business 2010». Беларусь второй год подряд занимает четвертое место в первой десятке стран-реформаторов в нормативно-правовой сфере. В области упрощения правил ведения бизнеса страна поднялась с 82 на 58 место (из 183 стран, охваченных исследованием).

Кроме того, Беларусь продолжает работу над повышением своей позиции в классификации страновых кредитных рисков Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) (в настоящее время страна отнесена к 7-ой группе), что в дальнейшем позволит снизить процентную ставку по привлекаемым внешним ресурсам.

Позитивно оцениваются проведенные реформы и специализированными рейтинговыми агентствами, а присвоение кредитного рейтинга создает новые условия для использования внешних инвестиций, позволяет значительно сократить расходы по обслуживанию внешнего долга, улучшить работу банковской системы страны.

Результаты предпринятых Правительством мер нашли отражение в статистических показателях 2009 года. Удельный вес инвестиций составил 31,7 процента от ВВП, т. е. практически каждый третий рубль являлся инвестиционным.

В первом полугодии 2009 г. объем иностранных инвестиций в экономику Беларуси составил 4,230 млрд долл., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 26,6%. Особо впечатляет рост прямых иностранных инвестиций в 2 раза до 2,477 млрд долл. (58,6% от всех полученных иностранных инвестиций). Данное увеличение объясняется не столько улучшением инвестиционной привлекательности страны, сколько изменением методологии подсчета прямых иностранных инвестиций (с начала этого года в статотчетности по привлечению ПИИ отражаются суммы задолженности за полученные товары, работы, услуги от прямого инвестора — нерезидента Республики Беларусь, а также суммы полученных авансовых платежей от прямого инвестора — нерезидента Республики Беларусь под последующий экспорт товаров, работ, услуг). Основная часть в составе прямых иностранных инвестиций приходится на прочие иностранные инвестиции (авансовые платежи и отсрочки платежей по коммерческим контрактам) — 82,3%.

В январе-июне 2009 г. сократился объем прочих иностранных инвестиций на 16,9% до 1,752 млрд долл., что составляет 41,4% от общего объема поступивших иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы (99,8%). Также сократился объем портфельных иностранных инвестиций в реальный сектор экономики (до 275,7 тыс. долл. с 809,8 тыс. долл. по результатам прошлого года) (приложение А).

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в следующие отрасли: транспорт (44,5% от всех поступивших инвестиций), промышленность (25,7%), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (15,4%), торговля и общественное питание (8,9%); на остальные отрасли экономики пришлось 5,5% поступивших инвестиций.

Основными инвесторами белорусских предприятий являются Россия (67,7%), Австрия (11,2%), Соединенное Королевство (4,7%), Кипр (4,7%), Швейцария (4,1%), Нидерланды (2,5%). Из первой десятки главных стран-инвесторов в белорусскую экономику прирост вложений по сравнению с 1-м полугодием прошлого года обеспечили кроме России только Австрия и Нидерланды. Объем инвестиций ресурсов из Чехии сохранился на прошлогоднем уровне. Наиболее существенное уменьшение потоков наблюдалось из Швейцарии, Латвии и Великобритании (приложение Б).

Среди успешно функционирующих в Беларуси совместных и иностранных компаний можно назвать предприятия с немецким капиталом — «Карл Цейсс» (оптика, системы электронной визуализации), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования), «Ханекен» (производство слабоалкогольных и безалкогольных напитков), с датским капиталом — «Маерск Медикал», американским — «Макдональсом», СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар» (ПК «Сябар»), ЗАО «Стеклозавод «Елизово» .

В республику инвестируют такие известные российские компании, как: ОАО «Лукойл» НТК, «Славнефть», «Итера — групп», ОАО «Газпром» и Газпромбанк, СООО «МТС» и др. 15, с.18].

Таким образом, в республике сформирована и реализуется долгосрочная государственная инвестиционная политика. Однако еще многое предстоит сделать для повышения инвестиционной привлекательности нашей страны.

3. Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в РБ и пути его улучшения Несмотря на проводимые обширные реформы, направленные на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны, Беларусь располагается очень далеко от высоких позиций. По результатам исследования, проведенного в 2010 г. IFC и Всемирного банком мы заняли последнее место среди 183-х ранжируемых стран по критерию «налогообложение» (таблица 2).

Таблица 2 — Рейтинг экономики Республики Беларуси, 2010

Показатель

Ведение бизнеса 2010 (рейтинг)

Ведение бизнеса 2009 (рейтинг)

Изменение рейтинга

Рейтинг легкость поведения бизнеса

+ 24

Регистрация предприятий

+ 91

Получение разрешений на строительство

+ 19

Наём рабочей силы

+ 8

Регистрация собственности

+ 3

Кредитование

— 4

Защита инвесторов

— 4

Налогообложение

Международная торговля

+ 5

Обеспечение исполнения контрактов

+ 2

Ликвидация предприятий

Основными причинами низкого рейтинга стали большое количество налоговых платежей (на момент составления рейтинга — 107, сейчас — 56), высокая налоговая нагрузка на прибыль (99,7%), большое количество часов, затрачиваемых на уплату налогов (900).

По оценкам аналитиков Белорусского института стратегических исследований (BISS), для улучшения общего рейтинга Беларуси необходимо уменьшить количество налогов и сборов, в частности, упразднить ненужные и неэффективные платежи, которые не обеспечивают значительных поступлений в бюджет, но требуют больших трудозатрат. К таким платежам, например, относятся налог на услуги и сбор на развитие территорий. Ставки по данным налогам составляют максимум 5% и 3% от прибыли, а отчетность должна предоставляться четыре раза в год, что ведет к временным затратам.

Также эксперты института предлагают снизить периодичность предоставления налоговой отчетности и выплат. Кроме того, на улучшение рейтинга повлияет более активное использование предприятиями электронной формы отчетности. Пока она не получила массового распространения. Отчасти из-за технической новизны и необходимости уплачивать около 100 долларов за регистрацию в качестве абонента и предоставление ключа электронной подписи.

Наиболее проблемными для Беларуси являются также позиции «кредитование» и «защита инвестора». По данным индикаторам Беларусь за год опустилась в рейтинге на четыре позиции и занимает 113-е и 109-е места соответственно.

В частности, чтобы улучшить систему кредитования бизнеса, по мнению экспертов BISS, необходимо создать и развивать институт гарантийных фондов. Это облегчит доступ бизнеса к банковским и иным кредитным ресурсам, который сейчас затруднен из-за неспособности субъектов предпринимательства обеспечивать возврат заемных средств. Также аналитики считают необходимым расширить деятельность кредитных бюро с целью аккумулирования полной информации о заемщике, а также распространения о нем как позитивной, так и негативной информации. Еще одной мерой является создание частного регистра кредитных историй.

По мнению экспертов BISS, правительству стоит обратить внимание на условия осуществления международной торговли. По этому показателю Беларусь пока занимает 129-е место. По расчетам Всемирного банка, в Беларуси для осуществления экспорта товара требуется оформить 8 документов в течение 16 дней. Экспорт одного контейнера обходится в 1772 доллара. Для сравнения, в Литве необходимо оформить 6 документов, на что затрачивается 10 дней. При этом экспорт одного контейнера стоит 870 долларов.

Одним из путей улучшения ситуации станет активное внедрение упрощенных процедур таможенного декларирования для сокращения процедуры экспорта/импорта до 5 и 6 дней соответственно. Также позитивное влияние окажет упрощение лизингового и налогового законодательства, позволяющего развивать транспортный сектор страны и логистическую инфраструктуру.

По критерию «наем рабочей силы» позиция улучшилась до 32-го места с 40-го, «регистрация собственности" — до 10-го места с 13-го, «исполнение контрактов" — до 12-го с 14-го места в прошлом году.

Наиболее резко рейтинг вырос по критерию «создание предприятия» — сразу на 91 пункт — 7-е место в мире вместо 98-го.

По результатам опроса коммерческих организаций с иностранными инвестициями по оценке инвестиционного климата Республики Беларусь, в 2009 г. были названы следующие неблагоприятные факторы:

1) нестабильность инвестиционного законодательства;

2) сложность налоговой системы (запутанность и сложность исчисления налогов);

3) неравные условия получения финансовой поддержки или льгот со стороны государства (государственные предприятия имеют преференции не только по доступу к кредитным ресурсам, но также по доступу на внутренний рынок, по участию в программе госзакупок);

4) степень прозрачности изменений нормативно-правовой среды для бизнеса;

5) административные барьеры (сложность ведения отчетности и бухгалтерского учета; доведение до предприятий всех форм собственности прогнозных показателей по темпам роста продукции, ограничение по поставщикам и покупателя, по начислению зарплаты т.д.);

6) отсутствие четко установленных правил;

7) система ценообразования (запредельные штрафы за нарушение порядка регистрации цен и превышение предельных индексов изменения отпускных цен мешают свободному ведению бизнеса);

8) незащищенность инвестора (административная ответственность по формальным поводам).

Среди благоприятных факторов для иностранного бизнеса респонденты назвали уровень квалификации рабочей силы технических и других специальностей, дешевизна рабочей силы, уровень развития системы телекоммуникации и информации, а также доступ на рынки стран СНГ.

Иностранным инвесторам не нравится уровень развития финансового сектора, уровень доступа на рынки стран ЕС, уровень развития высокотехнологичных отраслей, консалтинговых и деловых услуг, а также уровень покупательной способности населения.

В конце апреля 2010 г. в Женеве в рамках заседания специальной сессии Комиссии ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) по инвестициям и предпринимательству прошла презентация Обзора инвестиционной политики Республики Беларусь. В частности, эксперты ЮНКТАД рекомендовали следующие меры по улучшению инвестиционного климата Беларуси:

· изменить отношение к инвесторам и повысить их доверие к стране (прозрачные условия и гарантии для инвесторов);

· пересмотреть вопрос права собственности на землю (облегчить доступ к земле на начальном этапе путем выделения участков для коммерческого или промышленного использования);

· равные условия для различных хозяйствующих субъектов (создать независимое, укомплектованное профессиональным персоналом и адекватно финансируемое Антимонопольное агентство);

· упростить систему налогообложения (заменить сборы в «инновационные фонды» и другие специальные взносы на «платежи за предлагаемые услуги». Кроме того, ежемесячные выплаты налога на прибыль и некоторые другие налоги заменить тремя платежами в год);

· сократить количество лицензируемых видов предпринимательской деятельности (лицензии необходимы только для тех видов деятельности, которые вызывают потенциальную обеспокоенность общественности по отношению к здоровью, безопасности или защите потребителя).

Исходя из вышеизложенного, перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет внутреннего рынка Беларуси, квалифицированной и дешевой рабочей силы.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют наши предприниматели, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Выводы Проведенное исследование статей периодических изданий, правовых актов, статистического материала и электронных ресурсов позволяет сделать следующие основные выводы и предложения:

1. Инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой — является ее результатом. Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования.

2. Опыт других стран свидетельствует, что нельзя создать привлекательные условия для зарубежного капитала, не создав для своего, национального. Необходимо ясно представлять, что внешние инвестиции не пойдут в экономику пока в ней не будут внутренние. Вложение средств в первую очередь должно стать привлекательным для национального капитала, так как он служит показателем доверия населения правительству, а уже затем для иностранного. Белорусские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличение стабильности экономики нашей страны.

3. Формирование более прогрессивного типа инвестиций обуславливает необходимость совершенствования структуры капиталовложений в основное производство, социальную инфраструктуру.

4. Целью инвестиционных программ должна стать переориентация значительных ресурсов на развитие отраслей с большей социальной отдачей, а также в отрасли производственной инфраструктуры, подготовку кадров для новых производств, то есть в развитие тех сфер, которые обеспечивают активизацию частных инвестиций.

5. Представляется целесообразным при определении приоритетов капиталовложений исходить из основного критерия — системы показателей эффективности инвестиционных вложений. Но при этом необходимо разработать методику анализа эффективности инвестиционных проектов с учетом факторов риска и неопределенности в Республике Беларусь.

6. Следующее направление стимулирования инвестиционной деятельности за счет государственного кредитования и капиталовложений в приоритетные сферы и поддержание социально важных проектов. Такая стратегия предусматривает нацеленность на долгосрочные приоритеты социально-экономического развития в условиях регулируемой инфляции.

7. Большое значение имеет также развитие частного предпринимательства, прежде всего в сферах финансовой и производственной инфраструктуры, в области оказания услуг производственного и потребительского характера, приватизация предприятий и становление рыночных форм инвестирования отраслей, инвестиционное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья на основе согласованной экономической политики. Основными формами такого сотрудничества должны стать для Республики Беларусь: совместное государственное и коммерческое финансирование инвестиционных проектов, создание международных финансово-промышленных групп с участием белорусских предприятий и финансовых институтов, международный финансовый лизинг, создание договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности.

8. В разрезе макроэкономических параметров продолжить работу по снижению инфляции, стоимости кредитных ресурсов банков, уменьшению совокупной налоговой нагрузки, дальнейшей либерализации ценового регулирования.

В результате реализации всех выше перечисленных мер по активизации инвестиционного климата и повышения эффективности инвестиционных проектов произойдут благоприятные структурные сдвиги в экономике Республики Беларусь и, как следствие, улучшение благосостояния народа.

инвестиция капиталовложение иностранный

Список использованных источников

1 Андриевич С. Инвестиционный климат. Главные риски для инвестора в РБ// Журнал «Экономика Беларуси». — 2010. — № 1(2). — С. 18−20.

2 Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян [и др.]; под общ. ред. А. Н. Азрилияна. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.

3 Булгаков Ю. В. Диагностика инвестиционного риска / Экон. газета [Электронный ресурс]. — 2009. — 27 ноября.

4 Денисов И. В. Формирование инвестиционного климата // Финансовый менеджмент. — 2010. № 2. С. 24−25.

5 Инвестиционная деятельность: учебное пособие/ Н. В. Киселева, Т. В. Боровикова Г. В. Захарова и др.; под ред. Г. П. Подшиваленко и Н. В. Киселевой. — М.: КНОРУС, 2006. — 432 с.

6. Инвестиционная привлекательность Беларуси [Электронный ресурс]. — Минск, 2010.

7 Инвестиционный климат глазами иностранцев [Электронный ресурс]. — Минск, 2010.

8 Кожемякин А. Состояние инвестиционного климата региона // Экон. газета [Электронный ресурс]. — 2010. — 10 марта.

9 Лепешкина М. Инвестиционные риски // Риск. 2009. № 4. С. 4−5.

10 Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Минск, 2009.

11 Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Минск, 2010. -Дата доступа: 13.09.2010.

12 Национальный инвестиционный сайт [Электронный ресурс]. — Минск, 2010.

13 Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. — 2010.

14 О введении нового института инвестиционных агентов: Указ Президента Республики Беларусь, 6 августа 2009 г. № 417 // Национальная экономическая газета. — 15 августа. — С.9.

15 Петрушкевич, Е. Н. Международная инвестиционная деятельность: курс лекций / Е. Н. Петрушкевич. — Минск: БГЭУ, 2006. — 186 с.

16 Поступление иностранных инвестиций в 2009 г. Пресс-релиз // Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. — 2009.

17 Программа развития логистической системы на период до 2015 г.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 декабря 2008 г., № 1943 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — № 1. — 5/28 978.

18 Пять мер предложенных ЮНКТАД [Электронный ресурс]. — 2010.

19 Рейтинг экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2010.

20 Розов Д. В. Основные принципы современной инвестиционной политики // Финансы и кредит. — 2010. — № 4. — С. 11−12.

21 Ткаченко И. Ю. Инвестиции: учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 240 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой