Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Моделирование и исследование спроса населения на товары народного потребления (на примере отрасли общественного питания потребительской кооперации УзССр)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации выполнен анализ основных тенденций развития моделей и методов отраслевого прогноза спроса населения на продукцию отрасли, который показал, что методология многофакторного прогнозирования является наиболее эффективной для проведения прогнозов на среднесрочный период. Реализация методологии многофакторного прогнозирования должна основываться на сочетании методов многомерного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ПРОДЩИИ ОТРАСЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
    • X. I. Основные особенности развития спроса населения на продукцию отрасли общественного питания
      • 1. 2. Применение экономико-математических моделей и методов при прогнозировании спроса населения
      • 1. 3. Цели и задачи исследования спроса населения
  • Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ МЕТОДАМИ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА
    • 2. 1. Методы построения статистических моделей спроса населения
    • 2. 2. Разработка алгоритма одномерной статистической экстраполяции модели спроса
    • 2. 3. Анализ динамики спроса населения с помощью разработанных моделей и методов
  • Глава 3. РАЗРАБОТКА МНОГОФАКТОРНЫХ ПРОГНОЗОВ СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ОТРАСЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
    • 3. 1. Методология комплексного многофакторного прогноза спроса населения
    • 3. 2. Разработка методов устранения мультиколлинеарности
    • 3. 3. Экспериментальное внедрение методики — ¦ многофакторного прогнозирования спроса населения на продукцию отрасли общественного питания

Моделирование и исследование спроса населения на товары народного потребления (на примере отрасли общественного питания потребительской кооперации УзССр) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коммунистическая партия Советского Союза всегда рассматривала совершенствование управления, как условие интенсификации, важный резерв роста общественного производства и повышения его интенсивности. Совершенствование методов планирования и управления отраслями народного хозяйства, в свою очередь, требует развития методологических основ теории и практики экономического прогнозирования. Повышение обоснованности прогнозов и расширение их использования в планировании — важное требование, поставленное перед экономической наукой ХХУ1 съездом КПСС /2.1/.

В последние годы большое внимание уделяется ускоренному развитию отраслей, производящих товары народного потребления, а также торговли и общественного питания. Огромное социально-экономическое значение этих отраслей состоит в том, что они способствуют перестройке быта трудящихся на социалистической основе и освобождают женщин для активного участия в общественном производстве. Планирование развития этих отраслей связано с необходимостью получения обоснованного прогноза спроса населения на продовольственные и промышленные товары и услуги.

В докладе на февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. К. У. Черненко подчеркнул, что динамическое равновесие между спросом и предложением складывается на товарном рынке, в связи с чем планомерное регулирование этого равновесия должно опираться на познание хозяйственного механизма функционирования внутреннего рынка при социализме". В связи с этим вопросы построения статистических моделей спроса населения и прогноз спроса населения на различные виды товаров и услуг приобретают особую актуальность.

Необходимо отметить, что сложность определения рациональных путей развития, в частности, общественного питания связана прежде всего с недостаточно изученным: спросом на ее продукцию, учетом закономерностей функционирования и роста отрасли в целом, вопросами развития материально-технической базы и пр. В этих условиях особое значение должно быть уделено отраслевым прогнозам по показателям, характеризующим деятельность отрасли в целом.

Прогнозирование временных рядов выходных характеристик на принятый период упреждения без учета влияния входных факторов, как показали исследования, приводит к существенным статистическим погрешностям и систематическим ошибкам прогнозов. В настоящее время используются специальные многофакторные методы прогнозирования, которые позволяют учитывать влияние входных факторов на выходные параметры, выявить наиболее важные из них и существенно увеличить точность прогнозов.

Вместе с тем, при осуществлении отраслевых прогнозов приходится определять множество выходных характеристик, коррелирующих между собой. В этом случае комплексное прогнозирование деятельности отрасли на основе существующих методов многофакторного прогнозирования не дает необходимой точности. Решение этой задачи требует разработки специальной методологии, которая и рассматривается в настоящей диссертации.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей диссертации является разработка экономико-математических моделей многофакторного прогнозирования спроса населения на продукцию отрасли общественного питания для случая взаимосвязи отдельных выходных показателей.

В процессе реализации поставленной цели в диссертации рассмотрены и решены следующие задачи:

— выполнен анализ особенностей и закономерностей развития спроса населения на различные виды продукции общественного питания;

— разработан комплексный алгоритм многофакторного прогноза спроса населения, основанный на сочетании метода канонического анализа и статистических методов регрессионного анализа;

— разработаны одномерные модели экстраполяции временных рядов для анализа и прогноза спроса населения на различные виды товаров;

— разработана методология плановых расчетов, учитывающая совокупные результаты многофакторного прогноза спроса населения на продукцию отрасли общественного питания;

— разработана методика устранения мультиколлинеарности в процессе прогнозирования спроса населения;

— проведена алгоритмизация и разработаны программы реализации разработанных методов на ЭВМ;

— проведена экспериментальная апробация разработанных методов в системе потребкооперации УзССР («Узбекбрляшу»).

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационной работы послужили труды классиков марксизма-ленинизма, решения съездов и пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Узбекистана, постановления директивных органов по вопросам совершенствования планирования и управления.

При выполнении работы использовались статистические сборники ЦСУ СССР и ЦСУ Узбекской ССР, материалы Госплана УзССР, «Узбекбрляшу» и отраслевых НИИ УзССР.

В качестве аппарата исследования применялись теория вероятностей и математическая статистика, методы статистического моделирования и оптимизации решений.

Объектом исследования является управление общественного питания в системе «Узбекбрляшу». В качестве конкретного объекта для практических расчетов в диссертации принят расчет спроса населения на перспективу.

Научная новизна, В диссертации разработан комплексный алгоритм многофакторного прогноза спроса населения на продукцию отрасли общественного питания, основанный на сочетании метода канонического анализа и статистических методов регрессионного анализа. Разработана совокупность экономико-статистических моделей взаимодействия показателей производства продукции общественного питания, на основе которых осуществляется количественная оценка спроса населения на продукцию отрасли общественного питания и могут быть определены тенденции развития отрасли.

Практическая ценность и внедрение результатов исследования. Сформулированные в диссертации методологические выводы и рекомендации могут быть использованы и развиты применительно к любым среднесрочным прогнозам для крупных экономических систем легкой промышленности. Подобные системы должны характеризоваться некоторым набором значимых и регулируемых факторов, а также наличием нескольких коррелируемых выходных характеристик.

Основные результаты исследования прошли экспериментальную апробацию при реализации среднесрочного прогноза деятельности «Узбекбрляшу» на период 1985;1990 гг. Полученные результаты работы приняты к внедрению в «Узбекбрляшу» и включены в план экономического и социального развития общественного питания на перспективу.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены на конференциях молодых ученых и аспирантов УзНПО «Кибернетика» АН УзССР (1979;1983 гг.), объединенном заседании отделов ИВЦ Госплана УзССР (1984 г.) и на заседании объединенного научного семинара Института кибернетики с ВЦ (Ташкент, 1984 г.).

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ, проведенный в диссертации, показал, что отрасль общественного питания характеризуется рядом устойчивых тенденций: ростом числа предприятий общественного питания, сдвигами в потреблении различной продукции отрасли в различные периоды планирования, увеличением числа предприятий общественного питания с высокой степенью механизации производственных процессов.

Дальнейшее развитие отрасли сдерживается недостаточной разработанностью методологии прогнозных исследований деятельности отрасли и, в частности: недостаточной изученностью спроса населения на продукцию отрасли, несовершенством методов анализа и планирования спроса населения на продукцию отрасли, слабой изученностью взаимодействий с другими отраслями народного хозяйства.

2. В диссертации выполнен анализ основных тенденций развития моделей и методов отраслевого прогноза спроса населения на продукцию отрасли, который показал, что методология многофакторного прогнозирования является наиболее эффективной для проведения прогнозов на среднесрочный период. Реализация методологии многофакторного прогнозирования должна основываться на сочетании методов многомерного статистического анализа и методов экстраполяции временных рядов.

3. Эффективным методом реализации многофакторного прогноза для системы из нескольких коррелированных выходных показателей является разработанная в диссертации методика, основанная на использовании методов канонического анализа для исходной матрицы наблюдений и устранением мультиколлинеарности для системы выходных показателей.

4. В диссертации выполнена алгоритмизация задачи построения многофакторного прогноза на основе сочетания метода канонического анализа и экстраполяционных методов. Разработаны машинные алгоритмы и программы для ЭВМ обработки статистической информации.

5. Выполнена алгоритмизация задачи нахождения и оценки степени значимости мультиколлинеарности при прогнозировании спроса.

6. Разработанная в диссертации методология прошла успешную экспериментальную апробацию в системе потребкооперации УзССР («Узбекбрляшу»). Построены среднесрочные прогнозы спроса населения на продукцию отрасли, которые позволили определить основные тенденции развития отрасли. Результаты прогнозов использованы руководством отрасли для улучшения качества планов производства продукции.

7. Разработанные в диссертации теоретические положения могут быть использованы для среднесрочного и в ряде случаев долгосрочного прогноза спроса населения на товары народного потребления. Разработанный в диссертации алгоритмический аппарат и программы для ЭВМ могут быть использованы в АСУ, разрабатываемой в управлении «Узбекбрляшу» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал. М.: Госполитиздат, т. I, гл. У, разд. П, 1954.
  2. К. Капитал. М.: Госполитиздат, т. I, гл. ХУ, разд. 1У, 1954.
  3. К. Капитал. М.: Госполитиздат, т. П, гл. У1, разд. I, 1954.
  4. К. Капитал. М.: Госполитиздат, т. Ш, гл. ХУП, разд. П, 1954.
  5. К., Энгельс Ш. Процесс производства капитала. -Соч. 2-е изд., т. 23, 1962.
  6. В.И. Об едином хозяйственном плане. Полн. собр. соч., т. 42, с. 339−347.
  7. Официально-документальные материалы
  8. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.
  9. О мерах по дальнейшему развитию торговли: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1977 г. 3. Книги
  10. О.А. Прогнозирование спроса в розничной торговле. М.: Экономика, 1975.
  11. А.Г., Шубкин В. Н. Социальные исследования и количественные методы. В кн.: Количественные методы социологии. — М.: Наука, 1966.
  12. А.Г. Система моделей народнохозяйственного планирования. М.: Мысль, 1972.
  13. Т. Введение в многомерный статистический анализ. М.: Мир, 1976. — 736 с.
  14. Т. Статистический анализ временных рядов. М.: Мир, 1976. — 756 с.
  15. А.И., Ершов Э. Б. Методологические вопросы народнохозяйственного прогнозирования. Вопросы экономики, 1967, № 5.
  16. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975.
  17. К.А., Берлянд Е. Л. Методы моделирования и обработки информации. Новосибирск: Наука, 1976.
  18. М.И. Рентабельность торговли и резервы ее повышения. М.: Экономика, 1978.
  19. М.И. Экономический анализ в торговле. М.: Экономика, 1983.
  20. Л.Я., Левин А. И. Моделирование и прогнозирование спроса населения. М.: Статистика, 1978.
  21. Э.М. Математические модели планирования и управления в экономических системах. М.: Наука, 1976.
  22. И.К., Ряузов Н. Н., Ряузов Д. Н. Статистика советской кооперативной торговли. М.: Экономика, 1983.
  23. Бокс Дне., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. М.: Мир, 1974.
  24. В.И. Информационное обеспечение подсистемы изучения и прогнозирования спроса. В сб.: ВНИИКС. М., 1975.
  25. ., Хуань К.Дж. Многомерные статистические методы для экономики. М.: Статистика, 1979. — 317 с.
  26. Г. П., Барышников Е. И., Мамышева В. А. Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания. М.: Экономика, 1983.
  27. В.Г. Общественное питание и актуальные вопросы егш развития. М.: Экономика, 1978.
  28. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статис-тические понятия и формулы в экономическом анализе.1. М.: Статистика, 1974.
  29. В.П. Экономико-математические методы планирования в торговле. М.: Экономика, 1980. — 96 с.
  30. В.М. Обобщенные динамические системы и прецессионное прогнозирование. В сб.: Проблемы прикладной математики и механики. — М.: Наука, .1971.
  31. .И. Покупательский спрос и производство. М.: Экономика, 1965.
  32. .И. Платежеспособный спрос и розничный товаро-. оборот. М.: Экономика, 1968.
  33. И.И., Петрова П. Е. Изучение покупательского спроса населения с помощью экономико-математических методов. В сб.: Труды Краснодарского политехнического института. — Краснодар, 1974.
  34. К.К., Маликов С. Ф. Информационное обеспечениеуправления торговлей. М.: Экономика, 1977.
  35. В.Г. Применение ЭВМ в управлении предприятиями общественного питания. М.: Экономика, 1975.
  36. И.С., Канненелке O.K. Изучение спроса в различных кооперативных организациях. М.- Экономика, 1977.
  37. А.Г. Математические модели социалистической экономики. М.: Экономика, 1978.
  38. А.И. Автоматизированная система планирования розничного товарооборота. М.: Экономика, 1972.
  39. А.И., Шулежко Л. Ф. Совершенствование планирования торговли в условиях АСУ. М.: Экономика, 1979.
  40. У., ^райбергер В. Краткий курс вычислительной математики и статистики. М.: Наука, 1978.
  41. С.И., Сковорода К. М. Планирование фондов товаров народного потребления. М.: Экономика, 1969.
  42. .Я. Некоторые теоретические проблемы исследования потребностей и спроса. В сб.: ВНИИКС. — М., 1975.
  43. .Я. и др. Методы прогнозирования спроса. -М.: Экономика, 1972.
  44. В.Н., Колотиевская Н. А. К вопросу о классификации и кодировании в спросе. В сб.: ВНИИКС. — М., 1975.
  45. М.М. Товарные запасы в торговле и их оптимизация. М.: Экономика, 1978.
  46. М.Л., Ходорова З. С. Спрос и его изучение в общественном питании. М.: Экономика, 1978.
  47. Доходы и покупательский спрос / Под ред. А. Х. Карапетяна, И. Л. Лахмана и др. М.: Статистика, 1968.
  48. Е.Г., Крылова Н. И., Леонтьева М. М., Макарова А. Л., Михель В. М. Статистика торговли с элементами математической статистики. М.: Статистика, 1979.
  49. С.М., Фокс К. А. Методы анализа корреляции и регрессии. М.: Статистика, 1966.
  50. А.С., Кушнирский Моделирование показателей развития экономики союзной республики. М.: Экономика, 1974.
  51. Ю.Н. Методологические вопросы долгосрочного прогнозирования. В сб.: ВНИИКС. — М., 1975.
  52. Инютина К*В., Куровский В. Н. Модели задач планирования производства и материально-технического обеспечения в АСУП. -М.: Статистика, 1975.
  53. В.К., Ирматов М. И. Методологические основы РАСУ. < Ташкент: Фан УзССР, 1976.
  54. Л.В., Макарова Л. В. Модели роста и их использование в долгосрочном планировании и прогнозировании. -В сб.: Долгосрочное планирование и прогнозирование. -М., 1975.
  55. М.А. Применение экономико-математических методов при разработке норм потребления и нормативов обеспеченности. В сб.: ВНИИКС. — М., 1975.
  56. А.А., Люксембург A.M., Городиеский Ф. Б. Основы АСУ в торговле. М.: Экономика, 1976.
  57. И.И. Основные закономерности развития спроса в СССР. М.- Экономика, 1971.
  58. И.М., Пивкина И. Я. Управление материальными ресурсами отрасли с использованием ЭВМ. М.: Статистика, 1976.
  59. P.M., Устинова Г. М., Воронова А. Б. Машинная обработка экономической информации в торговле. М.: Экономика, 1980.
  60. Л.А. Производство товаров народного потребления. -М.: Экономика, 1980.
  61. T.G. Корреляционный метод изучения связей экономических явлений. М.: Экономика, 1976.
  62. y.G., Френкель А. А. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: Статистика, 1973.
  63. Л.И. Экономический анализ деятельности предприятий торговли и общественного питания. Минск: Высшая школа, 1975.
  64. Ф.А., Марсесян М. Ш. Методические проблемы прогнозирования спроса населения на современном этапе. В сб.: BHHHKG. — М., 1975.
  65. А.И. О состоянии прогнозирования планирования и управления спросом населения. В сб.: ВНИИКС. — М., 1975.
  66. М.Е. Экономические проблемы стандартизации и повышения качества товаров народного потребления. М.: Экономика, 1976.
  67. М.Е., Швандар В. А. Рост производства и повышение качества товаров народного потребления. М.: Экономика, 1981.
  68. Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. М.: Мир, 1967.
  69. Математические методы в планировании отраслей и предприятий / Под ред. И. Г. Попова. М.: Экономика, 1973.
  70. A.M. Экономика общественного питания. М.: Экономика, 1978.
  71. JI.E. Опыт применения математических методов и ЭВМ в экономико-математическом моделировании потребления. -М.: Наука, 1968.
  72. Л.П., Гладкая И. И., Ноткин В. Е. Статистика советской кооперативной торговли. М.: Экономика, 1983.
  73. Я. Факторный анализ. М.: Статистика, 1973. -200 с.
  74. Рас С. Р. Линейные статистические методы и их применение.-- М.: Наука, 1968.
  75. А.Д. Моделирование и прогнозирование социалистического воспроизводства. М.: Экономика, 1970.
  76. Я.С. Издержки общественного питания. М.: Экономика, 1977.
  77. Ю.К. Потребность, спрос, производство. М.: Знание, 1974.
  78. Р.Ю. Развитие общественного питания. Ташкент: Узбекистан, 1983.
  79. Н.П. 0 методах социально-экономического прогнозирования. Методология экономического развития СССР.1. М.: Экономика, 1971.
  80. А. Математические методы анализа динамики и прогнозирования производительности труда. М.: Экономика, 1972.
  81. Г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972.
  82. Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование. М.: Мир, 1971.4. Статьи
  83. С.Г., Соловьев Ю. П. Двухступенчатая модель анализа и прогнозирования спроса населения. Экономика и математические методы, т. XI, 1975, № 6.
  84. Х.К., Усманов К. А. Алгоритмизация прогноза спроса населения на товары, реализуемые через предприятия общественного питания. В сб.: Вопросы РАСУ, вып. 17. Ташкент, 1979.
  85. Х.К., Усманов К. А. О методе повышения точности прогнозирования спроса населения на продукцию общественного питания. В сб.: Вопросы РАСУ, вып. 36. Ташкент, 1984.
  86. А.И., Френкель М. Г. О некоторых методах прогноза спроса. Экономика и математические методы, т. IX, 1973, № 6.
  87. С.Г. Прогноз потребительского спроса в системе функции Стоуна. Экономика и математические методы, т. УШ, 1972, № 2.
  88. Ю.П., Друкер С. Г. Моделирование потребительского спроса (обзор). Экономика и математические методы, т. XI, 1975, № I.
  89. Ю.П., Друкер С. Г. Методологические вопросы анализа и прогнозирования потребительского спроса. Экономика и математические методы, т. Х1У, 1978, № I.
  90. К.А. Метод прогнозирования спроса населения на товары, реализуемые через предприятия общественного питания. В сб.: Вопросы РАСУ, вып. 13. Ташкент, 1978.
  91. К.А. О влиянии различных факторов на формированиепотребления населением продовольственных товаров, реализуемых через предприятия общественного питания. В сб.: Вопросы РАСУ, вып. 14. Ташкент, 1978.
  92. Е.Ю., Лахман И. Л., Соколовская Т. В. Об одном методе долгосрочного прогнозирования спроса. Экономика и математические методы, т. X, 1976, № б.
  93. А.А. 0 многофакторном прогнозировании производительности труда. Труд и зарплата, 1970, № 3.
  94. Нормативно-технические документы
  95. Народное хозяйство УзССР в 1977 г. Статежегодник. Ташкент: Узбекистан, 1978.
  96. Народное хозяйство УзССР в 1978 г. Статежегодник. Ташкент: Узбекистан, 1979.
  97. Народное хозяйство УзССР в 1980 г. Статежегодник. Ташкент: Узбекистан, 1981.
  98. Народное хозяйство СССР в 1980 г. Статежегодник. М.: Финансы и статистика, 1981.
  99. Народное хозяйство УзССР в 1982 г. Статежегожник. Ташкент: Узбекистан, 1983.
  100. Потребительская кооперация Узбекистана за 1979−1983 гг./ Статежегодник планово-экономич. управления «Узбекбрляшу». Ташкент: Укитувчи, 1984.
Заполнить форму текущей работой