Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Проблема бедности и программы борьбы с нею в разных странах

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждая страна разрабатывает свой набор показателей, которые не только давали бы точное отражение сферы распространения бедности в обществе, но и способствовали успешной реализации государственной социальной политики. Показателем черты бедности в нашей стране является величина бюджета прожиточного минимума (БПМ). Поэтому Министерством статистики и анализа все оценки бедности строятся на основе… Читать ещё >

Проблема бедности и программы борьбы с нею в разных странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси Международный университет «МИТСО»

Витебский филиал

Кафедра логистики и менеджмента

Проблема бедности и программы борьбы с нею в разных странах Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика»

Витебск, 2015

  • Введение
  • Глава 1. Бедность как социально-экономическая категория
  • 1.1 Категориальная определённость «бедности»
  • 1.2 Измерение бедности: методика, оценка, показатели
  • Глава 2. Проблема бедности: причины возникновения и пути решения
  • 2.1 Причины и условия возникновения бедности
  • 2.2 Декларация тысячелетия и борьба с бедностью в современном мире
  • Глава 3. Государственные стратегии по решению проблемы бедности в Республике Беларусь
  • 3.1 Анализ реализации социальной политики Республики Беларусь по преодолению бедности
  • 3.2 Стратегические задачи по преодолению бедности и повышению уровня жизни в Республике Беларусь
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение

Актуальность исследования. Переход от централизованной и плановой системы ведения хозяйствования к рыночным отношениям резко изменил социальную картину в странах с переходной экономикой, выявил ряд новых проблем, с которыми действовавшая ранее система социальной защиты населения не сталкивалась. Главная проблема — резкое снижение жизненного уровня основной массы населения и рост бедности.

Сегодня ясно, что бедность существует в многообразных формах специфических для разных социальных групп. Но какую бы она форму не принимала, бедность воспринимается как крайняя точка, неприемлемая обществом по ряду экономических и морально-этических причин. Поэтому борьба с ней является составной частью официальной политики социального развития во всех странах мира.

Следует отметить, что бедность как социально-экономическое явление присуща любой стране, в том числе и Беларуси, относящейся к странам с переходной экономикой. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны на протяжении последних 15 лет, потому что официальный уровень бедности очень высок, и только в последние годы стал уменьшаться.

Проблема бедности актуальна не только для Республики Беларусь, но и для всего мира без исключения. Всегда есть люди, не по собственной воле имеющие низкие доходы и лишенные доступа к занятости, к качественному жилью, образованию, здравоохранению, то есть те, кто не может из-за нехватки средств поддерживать образ жизни, присущий конкретному обществу, в конкретный период времени, а соответственно являются бедными. Поэтому данной проблемой вплотную занимаются ведущие международные организации: ООН, МВФ и Всемирный банк.

Бедность считается самой актуальной из всех социальных проблем, сфокусировавшей в себе практически всю гамму социологических понятий и категорий, её невозможно описать, минуя понятия экономического статуса и дохода, социального неравенства и стратификации, распределения национального богатства и уровня жизни населения, культуры и субкультуры больших социальных групп, образа жизни и депривации, жизненных потребностей и потребительской корзины, социализации бедных и многих других.

Чрезмерная поляризация общества, прогрессивное сужение социальных возможностей для наиболее депривированных его групп, неравенство жизненных шансов в зависимости от уровня материальной обеспеченности ведёт к активному процессу воспроизводства бедности и в том числе нищеты, резкому ограничению возможностей для детей из бедных семей добиться в жизни того же, что и большинство их сверстников из иных социальных слоёв. Оборотной стороной этой проблемы явится сокращение притока талантливой молодежи в экономику и, как следствие, — снижение конкурентоспособности экономики страны.

Степень научной разработанности темы. Изучение уровня жизни и проблем бедности были посвящены работы многих исследователей. Труды великих учёных таких, как К. Маркс, А. Смит, Д. Рикардо, Д. Кейнс и др. заложили методологические основы анализа уровня жизни и определяющих его факторов. Особенно выделяются работы XVIII в. — первой половины XX в. (Т. Мальтуса, А. Смита, Э. Реклю, К. Маркса, Ф. Энгельса). Данный период характеризуется научным поиском с целью установления причин и черты бедности, в частности, вводятся понятия первичной и вторичной бедности. Весомый вклад в формирование современных представлений об уровне жизни внесли отечественные исследователи: В. Н. Бобков, З. Т. Голенкова, П. С. Мстиставский, Римашевская, Л. С. Ржаницина и др.

Целью курсовой работы стало определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. Для достижения поставленной цели нам предстояло решить следующие взаимосвязанные задачи:

бедность социальная политика беларусь провести анализ основных подходов к определению и измерению бедности, выявить особенности экономического понимания проблемы бедности и осуществить декомпозицию причин возникновения этого явления с целью выявления возможностей и вариантов экономического воздействия, направленного на их нейтрализацию;

выявить различия в содержании государственной политики борьбы с бедностью в развивающихся и развитых странах, проследить процесс эволюции социальной политики в развитых странах, осуществить критический анализ возможностей адаптации зарубежного опыта к белорусским условиям;

выявить и провести диагностику экономических детерминант бедности в Республике Беларусь, национальной специфики её воспроизводства и факторов, препятствующих её преодолению;

рассмотреть преобладающие в отечественной практике подходы к социальной защите бедных и выработать рекомендации по основным направлениям её совершенствования.

Логика исследования обусловила структуру работы, состоящей из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена понятию бедности как социально-экономической категории. Вторая глава рассматривает проблему бедности в аспектах причин возникновения и путей её решения. Третья глава посвящена государственным стратегиям преодоления бедности в Республике Беларусь. В заключении подводятся итоги исследования.

Глава 1. Бедность как социально-экономическая категория

1.1 Категориальная определённость «бедности»

Бедность — одна из главных глобальных проблем, которая продолжает оставаться нерешенной, несмотря на значительные успехи в экономическом развитии за последние десятилетия. Бедность является одним из главных препятствий на пути расширения возможностей человека. В настоящее время около миллиарда человек из разных стран мира страдают от нищеты и недоедания. Поэтому не случайно борьба с крайними формами бедности названа первой в списке главных целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, принятой 189 государствами — членами Организации Объединенных Наций на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года.

Существует несколько подходов к определению бедности. В двух традиционных подходах бедность — абсолютная и относительная — увязывалась исключительно с доходом или потреблением. В современном мире понятие бедности расширилось: она всё чаще представляется многогранным явлением, далеко выходящим за черту определенного минимума доходов и расходов. В концепции «человеческого развития» считается, что нельзя сократить масштабы бедности, сводя её определение только к одной стороне жизни людей — материальному благосостоянию. В её рамках был предложен новый подход к интерпретации и новый метод измерения «многомерной» бедности.

Первое определение бедности, которое впоследствии получило название абсолютной бедности, было сформулировано еще в конце XIX века в Англии. Оно преобладало, как в академическом мышлении, так ив социальной политике в первой половине ХХ века. Абсолютная бедность проявляется в неспособности семьи на текущие денежные доходы удовлетворить основные потребности в пище, одежде, жилище. В настоящее время концепция абсолютной бедности положена в основу официального определения бедности в развивающихся странах, в большинстве странах с переходной экономикой, в США. Абсолютно бедным считается тот человек, доходы которого находятся ниже некоторого установленного минимума. Этот минимум называется чертой бедности. Концепция абсолютной бедности базируется на установлении минимального перечня основных потребностей (прожиточного минимума) и размера ресурсов, требуемых для удовлетворения этих потребностей [5, с.288−289].

Существует три подхода к определению абсолютной бедности.

В первом — the cost-of-basic-needs method — черта бедности проводится на уровне стоимости базовых потребностей человека (продуктовых и не продуктовых). В основу второго подхода — the food-energy method — положено измерение энергетических потребностей (физиологических норм необходимого потребления калорий, белков, жиров и углеводов) человека в продуктах питания. Третий подход — the food-share method — основан на использовании доли расходов на минимальную продовольственную корзину (примерно 30%) в стоимости всей потребительской корзины.

Первый подход, применяется для определения национальной черты бедности в странах с переходной экономикой, в том числе в Беларуси и во многих странах третьего мира, второй — в ряде беднейших стран третьего мира, в части которых до сих пор распространены натуральные формы хозяйствования, третий — в США.

И всё же в большинстве развитых стран национальная граница бедности является относительной, а не абсолютной. Согласно концепции относительной бедности, человек или семья считаются бедными в том случае, если средства, которыми они располагают, не позволяют им иметь образ и уровень жизни, достигнутые в обществе, в котором они живут. На практике в рамках данной концепции при конструировании относительной черты бедности используется некоторая пропорция от величины среднего или медианного личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности определяется на уровне 40% от величины медианного дохода, во многих странах Европы и в рамках Люксембургского международного исследования доходов — 50%.

В отличие от концепции абсолютной бедности в рамках концепции относительной бедности, по сути, утверждается неустранимость этого социального явления. Так, если определенная граница абсолютной бедности при проведении соответствующей государственной политики может быть преодолена, то относительная граница бедности будет существовать всегда. Даже эгалитарные системы распределения доходов, как показывает история, могут только сократить дисперсию доходов.

Ограниченность применения концепций абсолютной и относительной бедности по доходам очевидна. В частности, величина уровня доходов в значительной степени зависит от полноты их учета и принципов определения. Величина доходов не отражает полностью целый спектр проблем, связанных с благосостоянием человека, с потреблением товаров и услуг из общественных фондов, со стоимостью социальных контактов, действием факторов культурного и природного порядка, а также (что особенно важно) накопленным богатством. Но самое главное, количественные меры доходов не позволяет определить степень удовлетворения тех или иных потребностей. Целый ряд факторов, например, отсутствие возможностей удовлетворения или несформированность самих потребностей, может препятствовать реализации таких базовых нужд, как получение образования или адекватной медицинской помощи, даже у «денежных мешков». Самое главное заключается в том, что величина располагаемых доходов еще ничего не говорит о том, насколько полноценную жизнь ведет человек, каков его образ жизни. Многие психологи и социологи отмечали, что в зависимости от особенностей жизненных обстоятельств индивиды по-разному воспринимают благосостояние и его компоненты [2, с.425−427].

В Республике Беларусь в основе официальной методики измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, которая реализуется через построение минимальных потребительских бюджетов для различных социально-демографических групп населения с учетом их минимальных потребностей и круга товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности. Стоимостная (в денежной форме) оценка минимального набора товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы получили название бюджета прожиточного минимума.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными.

В заключение необходимо отметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании, и прежде всего, ее оценка основывается исключительно на материальных ресурсах домашних хозяйств без учета культурных и социальных компонентов расширенного понятия бедности, которые требуют создания специальной статистической базы. В настоящий момент для нас важно организовать мониторинг бедности не только с точки зрения дохода или потребностей, но и с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала, к которым относятся:

здоровье и продолжительность жизни;

уровень образования;

возможность участвовать в общественной жизни, иметь достаточный уровень дохода для удовлетворения других социально-культурных потребностей [12, с.291−292].

1.2 Измерение бедности: методика, оценка, показатели

Наиболее распространённые показатели, используемые для измерения бедности по доходу, — это коэффициент бедности, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности и синтетический индикатор бедности.

Уровень бедности или доля бедного населения — это доля населения, чей доход или потребление находятся на уровне ниже установленного в стране порогового значения (черты бедности), который обычно приравнивается к прожиточному минимуму. Применение прожиточного минимума для оценки масштабов бедности обладает двумя достоинствами. Во-первых, прожиточный минимум определяется исходя из определенного минимально необходимого человеку уровня потребления товаров и услуг, отражая национальные особенности в отношении питания и одежды в соответствии с традициями и климатическими условиями страны. Во-вторых, применение прожиточного минимума позволяет сравнивать уровень жизни людей в разных странах и во времени. В Беларуси уровень бедности, или доля бедного населения, определяется процентной долей населения с доходом ниже уровня прожиточного минимума, то есть это часть населения, которая не может позволить себе приобретать товары и услуги из минимальной потребительской корзины. Характеризуя масштабы бедности в стране показатель уровня бедности, тем не менее, не отражает изменений (ухудшение/улучшение) о положении бедного населения.

Общий вид формулы измерителей бедности был предложен Фостером, Гриером и Торбеке. Формула выглядит следующим образом:

Ра = (1.1)

где Ра — показатель (мера) бедности;

а — параметр, показывающий вид показателя бедности;

Zj — граница бедности для j-го домохозяйства в среднем на душу населения, рассчитанного с учетом половозрастного состава домашнего хозяйства;

Yj — среднедушевой доход j-го домохозяйства с уровнем доходов ниже прожиточного минимума;

q — количество бедных домохозяйств;

Н — общее количество домохозяйств;

j — номер каждого домохозяйства.

Используя эту формулу, можно определить три показателя бедности:

1) коэффициент бедности, или доля бедных домашних хозяйств в общем их количестве (Р0):

Р0 = (1.2)

Использование этого показателя не позволяет оценить, насколько доходы бедного населения ниже границы бедности, а характеризуют только степень распространения бедности.

Для углубленной качественной характеристики бедности по доходу применяют индексы глубины и остроты бедности.

2) индекс глубины бедности (Р1):

Р1 = (1.3)

Глубина бедности показывает насколько «беден» бедный человек, характеризует дефицит доходов бедного населения.

индекс остроты бедности2):

Р2 = (1.4)

Острота бедности показывает насколько «беден» самый бедный человек в обществе, то есть характеризует неравенство среди бедного населения. Индекс остроты бедности тоже является относительным показателем и рассчитывается на основе индекса глубины бедности.

Индекс остроты бедности в отличие от индекса глубины бедности придает больший удельный вес домашним хозяйствам с более значительным дефицитом доходов.

Увеличение значений индексов глубины и остроты бедности свидетельствует об ухудшении положения бедных людей [15, с.56−58].

В отличие от других мер бедности, разрабатываемых в рамках депривационного подхода, в рамках теории человеческого развития её измерение основано на доступных данных официальной статистики, позволяющих проводить межстрановые и межрегиональные сопоставления. Поскольку бедность — явление многогранное, то её меры должны отражать эту многогранность. Разработанные в рамках концепции человеческого развития два показателя бедности — индекс нищеты населения для развивающихся стран (ИНН-1) и индекс нищеты населения для развитых стран (ИНН-2). Эти индексы представляют собой комплексные агрегированные индикаторы, в которых соединены основные аспекты лишений в жизни человека, соответствующие трём основным компонентам ИРЧП: долголетие, знание и адекватные условия жизни, измеряемые уровнем доходов.

В качестве основных компонентов индекса нищеты населения в развивающихся странах в настоящее время используются следующие показатели:

P1 — доля лиц, не доживающих до 40 лет;

Р2 — доля неграмотных в общей численности взрослого населения;

Р3 — составной показатель материальной обеспеченности, включающий в себя:

P31 — доля населения, не имеющего доступа к чистой воде;

Р32 — доля детей в возрасте до 5 лет с недостаточным весом.

Составной показатель Р3 равен:

(1.5)

Формула для расчёта ИНН-1 имеет вид:

(1.6)

Индекс бедности показывает, какая доля населения развивающейся страны или её региона испытывает лишения в трех основных сферах жизнедеятельности: здоровье, образовании и материальном благополучии. По сравнению с доходными показателями бедности этот индекс более полно измеряет масштабы бедности, как ограничения в возможности удовлетворения базовых потребностей человека.

Выбор перечисленных показателей определялся, во-первых, идеологией концепции человеческого развития, и, во-вторых, наличием надежных и точных данных для межстрановых сопоставлений.

Поскольку характер лишений изменяется в зависимости от социально-экономических условий в общине, специальный индекс бедности был предложен для промышленно развитых стран. Он обращает основное внимание на масштабы лишений по тем же трем аспектам человеческого развития, что и ИНН-1, но уже с теми показателями, которые лучше отражают социально-экономическую специфику промышленно развитых стран. Кроме того, в нём учитывается четвёртый аспект — социальная изоляция, уровень которой измерить в большинстве развивающихся стран нельзя.

Характер лишений, переживаемых человеком, зависит от социально-экономических условий, в которых находится страна или отдельная группа людей. В развивающихся странах в качестве факторов лишений выступают голод, эпидемии и недостаточная обеспеченность экономическими ресурсами, в результате значительная часть населения не может получить образования, у неё нет доступа к услугам в сфере здравоохранения, нет нормального жилья, неразвита система санитарно-гигиенической поддержки. Все эти проблемы решены в развитых странах. Поэтому там формы проявления нищеты имеют другое выражение, включая проблему социальной изоляции.

Соответственно индекс бедности населения для развитых стран включает в себя иные показатели, в том числе:

P1 — доля лиц, не доживающих до 60 лет;

Р2 — доля функционально неграмотного населения в общей численности взрослого населения;

Р3 — доля бедных по доходам (черта бедности равна 50% медианного располагаемого личного дохода);

Р4 — уровень застойной безработицы (без работы в течение 12 месяцев и более).

Формула для расчета ИНН-2 имеет следующий вид:

(1.7)

Можно предложить другие показатели социальной изоляции. Но уровень застойной безработицы был выбран не случайно. Во-первых, он отражает включённость человека в мир социальных связей, его социальную активность. Во-вторых, этот показатель постоянно измеряется соответствующими статистическими службами [15, с.63−66].

Глава 2. Проблема бедности: причины возникновения и пути решения

2.1 Причины и условия возникновения бедности

К наиболее типичным факторам, обусловливающим риски оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья; низкий уровень квалификации; вытеснение с рынка труда; низкий уровень среднедушевых реальных доходов и материальной обеспеченности; высокую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (не желающие трудиться, имеющие вредные привычки и т. п.).

Проблема бедности возникает в результате нарушения объективно обусловленных пропорций социального воспроизводства:

пропорций деятельности (соотношения социально неоднородных видов труда, соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения);

пропорций состояния (дифференциации населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотношения между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства);

пропорций отношений: человек — общество — природа, человек — социальная группа — класс — общество. В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.

Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с формированием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества.

Таким образом, можно выделить пять глобальных факторов нисходящей социальной мобильности:

политический детерминизм — нисходящая социальная мобильность — результат проводимых экономических реформ, последствие войн и др.;

криминальность — нисходящая социальная мобильность связана с криминалитетом, с преступным поведением (воровством, вымогательством, насилием, грабежами);

личное невезение в жизни — попадание на «социальное дно» объясняется болезнями, инвалидностью, судьбой, плохим воспитанием в семье;

собственная вина, склонность к порокам — процесс нисходящей социальной мобильности интенсифицируется пьянством, наркоманией, токсикоманией, проституцией;

социальная изолированность — нисходящая мобильность обусловлена отказом подчиняться социальным нормам, беспризорностью, оторванностью от общества, потерей связей с семьёй и близкими, отсутствием работы, веры в Бога [9, с.389−390].

При изучении социальной ситуации важно анализировать следующие сигнальные параметры:

величину и структуру доходов семьи;

величину и структуру расходов семьи;

дифференциацию доходов и расходов;

динамику розничных цен в целом по стране, по регионам, по группам товаров и услуг;

динамику денежных расходов, соотношение темпов их роста с темпами роста розничных цен;

дифференциацию материального и финансового состояния семей (обеспеченности жильем, личным транспортом, бытовой техникой, сбережений);

состояние здоровья населения;

уровень и дифференциацию образования (общего и специального); обеспеченность работой и занятость);

разрыв социальных связей (распад семей, вынужденная миграция, социальные девиации);

дифференциацию населения по факторам экологического неблагополучия;

величину и структуру использования располагаемого свободного времени [5, с.321−322].

Характеризуя названные параметры, следует выявлять симптомы проблемы бедности в виде отклонения конкретного параметра от установленной нормы (образца, эталона).

Альтернативный путь к определению и измерению бедности основывается на её оценках через лишения, который представляет совершенно иной инструмент измерения реальных нужд бедного населения, что позволяет не только сформулировать иные критерии отбора бедных семей, но, если нужно, определить приоритеты адресной социальной помощи.

2.2 Декларация тысячелетия и борьба с бедностью в современном мире

Начало нового столетия ознаменовалось появлением декларации, отразившей решимость международного сообщества избавить мир от нищеты. Приняв в 2000 году Декларацию тысячелетия ООН, руководители из богатых и бедных стран пообещали объединить свои усилия для достижения 8 целей, первая из которых состоит в ликвидации нищеты и голода. Конкретно эта цель выражается в двух задачах, решить которые предполагается к 2015 году: во-первых, сократить вдвое долю населения Земного шара, имеющего доход менее 1 доллара в день; во-вторых, сократить вдвое долю мирового населения, страдающего от голода. Сегодня более 1,2 млрд человек или одна пятая мирового населения живет в условиях крайней нищеты. В целом, сформулированные в Декларации тысячелетия цели направлены на увеличения человеческого потенциала путем решения комплекса проблем, связанных не только с недостаточными доходами и широким распространением голода, но и неравенством между мужчинами и женщинами, ухудшением состояния окружающей среды и нехваткой услуг в области образования, охраны здоровья и снабжения чистой водой. Кроме того, они предусматривают принятие мер по облегчению бремени внешней задолженности и расширению объемов помощи, внешней торговли и передачи технологий в интересах бедных стран.

В «Докладе о развитии человека» за 2003 год, названном «Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия: международный компакт об избавлении человечества от нищеты», отмечается, что сегодня в мире имеется намного больше, чем когда-либо ранее, ресурсов и технологий, необходимых для борьбы со всеми проявлениями бедности. Задача состоит в поиске путей максимально эффективного использования этих ресурсов и технологий в интересах беднейших групп населения.

В срочной смене курса развития нуждаются две группы стран. К первой относятся страны, в которых низкий уровень развития человеческого потенциала сочетается с низкими темпами прогресса в достижении Целей. Компакт в области достижения Целей тысячелетия представляет собой план действий именно для этой группы, более всего нуждающейся в международной поддержке. В этой группе выделяются, с точки зрения мирового сообщества, высокоприоритетные страны, в которых непреодолимая нищета сопровождается отсутствием какого-либо прогресса (31 страна, в том числе 25 стран Африки, Ирак, Афганистан, Таджикистан), и приоритетные страны, в которых социально-экономический прогресс недостаточен для достижения поставленных Целей (28 стран, включая Киргизию, Узбекистан и Туркменистан). Ко второй группе относятся те страны, в которых в целом достигнут достаточный прогресс в достижении снижения Целей, однако при этом имеются значительные слои неимущего населения [10, с.105−106].

В «Докладе о развитии человеческого потенциала» за 2003 год выделяются шесть направлений, предусматривающих увеличение объемов внешней помощи, которые должны помочь беднейшим странам выбраться из их тяжелого положения:

1. Скорейшие и массированные инвестиции в базовое образование и здравоохранение, стимулирующие достижение равенства между мужчинами и женщинами. Такие инвестиции создают предпосылки для устойчивого экономического роста. В свою очередь, экономический рост может обеспечить занятость и увеличить доходы, что позволит направлять дополнительные инвестиции в сферы образования и здравоохранения.

2. Увеличение производительности труда мелких сельскохозяйственных производителей, находящихся в неблагоприятных экономических условиях, которые составляют большинство в общемировой структуре голодающего населения. Согласно авторитетным оценкам 70 процентов беднейшего населения в мире живет в сельских районах и зависит от сельского хозяйства.

3. Улучшение базовой инфраструктуры, например портов, дорог, энергосистем и связи, в целях сокращения производственных издержек и преодоления географических препятствий.

4. Разработка политики промышленного развития, стимулирующей предпринимательство и способствующей диверсификации экономики с перспективой преодоления ее зависимости от экспорта сырьевых товаров, при активном участии малых и средних предприятий.

5. Поощрение демократического управления и прав человека в целях ликвидации дискриминации, обеспечения социальной справедливости и повышения уровня благосостояния всего населения.

6. Обеспечение экологической устойчивости и рационального управления городским хозяйством для достижения устойчивых позитивных сдвигов в области развития.

Для сокращения вдвое доли населения, живущего в условиях крайней нищеты, потребуется более значительный экономический рост в высокоприоритетных и приоритетных странах. Вместе с тем, одного только экономического роста, по мнению экспертов, будет недостаточно. В зависимости от модели, структурных аспектов экономики и государственной политики экономический рост может достигаться за счет ущемления интересов значительной части населения и, наоборот, может вести к уменьшению уровня бедности. Так, масштабы бедности увеличились в 33 развивающихся странах, где за последние два десятилетия наблюдался экономический рост.

Все страны мира, особенно в целом благополучные, должны проводить политику, направленную на укрепление связей между экономическим ростом и уменьшением нищеты. Экономический рост пойдет на пользу неимущему населению, если он имеет под собой широкую основу, а не концентрируется в отдельных секторах или районах, если он будет трудоемким, а не капиталоемким, и если поступления в государственный бюджет будут инвестироваться в развитие человеческого потенциала. И наоборот, вероятность благотворного воздействия экономического роста на положение неимущего населения снижается, если он не служит целям развития человеческого потенциала или ведет к дискриминации в плане доступа к основным услугам разных групп населения [11, с.227−229].

Борьба с бедностью в разных странах охватывает все аспекты социальной политики государства и включает в себя системы социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования. Национальные системы соцзащиты многообразны, и, на первый взгляд, сходства трудно выделить. Тем не менее, возможна их типологизация. В данном случае говорят о «моделях социальной защиты». Согласно отчёту Европейской комиссии, представленному в 1995 г., в странах ЕС доминируют четыре основные модели социальной защиты:

1. Континентальная (бисмарковская) модель (Германия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Франция) предусматривает взаимозависимость между уровнем соцзащиты и продолжительностью трудовой деятельности. В ее основе лежит мощнейшее обязательное социальное страхование, услуги, направляемые на различные формы страхования: медицинское, пенсионное и страхование по безработице.

Государство выступает гарантом выполнения обязательств органами социального страхования при возникновении у последних финансовых затруднений. Кроме того, государство принимает меры против засилья дешевой рабочей силы на рынке труда. В Нидерландах, Дании, Германии и Бельгии, Франции в основе системы профилактики бедности лежит установление обязательной для всех работодателей минимальной ставки заработной платы, достаточной для удовлетворения основных потребностей работающего. В результате минимальная заработная плата во Франции составляет почти 60%, в остальных странах? около 50% от среднего уровня.

2. Либеральная модель социальной защиты (Великобритания, Ирландия, США, Япония): система социальной защиты, основанная на принципах всеобщности (охватывает всех членов общества, нуждающихся в материальной поддержке) и единообразия социальных услуг (равный размер пенсий и пособий, единообразие условий их выплат).

В рамках либеральной модели выделяют некоторые страновые особенности. Так, в США и Японии программы социальной помощи разрознены и адресно направлены на отдельные категории неимущих. Пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы сдерживать процесс обеднения, но не устранять его. Подобная политика исходит из логики, что состояние бедности является результатом личного выбора индивида.

Заметим, что среди наиболее развитых промышленных стран мира США и Япония лидируют по уровню относительной бедности своего населения. По данным ОЭСР, семей получающих менее половины среднего дохода по стране, в США? 13,7%, в Японии? 13,5%. В США программы по борьбе с бедностью охватывают около 15% населения. Помощь предоставляется по двум критериям: если человек беден или принадлежит к одной из субсидируемых категорий.

3. Южноевропейская (рудиментарная) модель социальной защиты (Италия, Испания, Греция, Португалия) характеризуется относительно низким уровнем социального обеспечения, а социальная защита — прерогатива семьи и родственников. В отличие от ранее представленных, данную модель можно истолковывать скорее как развивающуюся, следовательно, без ясной организации. Типичной особенностью рудиментарной модели является и асимметричная структура социальных расходов. Так, в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне? 12,5%), тогда как на поддержку семьи, образования и политику занятости затрачиваются незначительные средства (около 1%).

4. Социал-демократическая (скандинавская) модель (Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия) имеет широкий охват разных социальных рисков и жизненных ситуаций, требующих поддержки общества. Социальные услуги гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. Уровень соцзащиты высокий, что сводит бедность в этих странах к самым низким в мире показателям. Социальная политика основана на том, что бедность? болезнь общества, а бедными становятся в ходе рыночного процесса, не успевая приспособиться к условиям изменяющегося рынка труда [18, с.256−259].

Наиболее ярко данная модель представлена в Швеции, где наблюдается один из самых низких уровней бедности в странах Западной Европы.

Глава 3. Государственные стратегии по решению проблемы бедности в Республике Беларусь

3.1 Анализ реализации социальной политики Республики Беларусь по преодолению бедности

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь в прогнозируемом периоде до 2020 года основной целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение бедности. Для достижения этой цели необходимо:

обеспечить рост денежных доходов населения, в том числе от самозанятости и предпринимательской деятельности, их реального содержания как условия формирования платежеспособного спроса населения;

значительно повысить размер заработной платы как основного источника денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности населения;

повысить роль государственных минимальных социально-трудовых гарантий, поэтапно приблизив их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию отдельных групп населения по уровню доходов на основе совершенствования налогообложения доходов граждан;

обеспечить повышение защищенности социально уязвимых слоёв населения, проведение пенсионной реформы [16, с.24−25].

Итак, на основе фактических данных Национального статистического комитета Республики Беларусь за последний период (за 2012;2014 годы, на начало текущего 2015 года) в рамках настоящей работы проведём анализ эффективности реализации социальной политики в нашей республике на основе показателей уровня денежных доходов и уровня жизни населения.

Так, в 2014 году по сравнению с 2013 годом имел место прирост следующих показателей:

денежные доходы населения — на 38,7%;

денежные доходы в расчёте на душу населения — на 38,9%;

реальные располагаемые денежные доходы — на 24,2%;

реальная заработная плата — на 27,2%;

реальный размер назначенных пенсий — на 12,9%.

В январе 2015 г. общий объём денежных доходов населения составил 18,8 трлн. рублей и по сравнению с январем 2014 г. увеличился в 2 раза при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 2,1 раза.

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе 2015 г. по сравнению с январем 2014 г. снизились на 6,5% при прогнозе роста на 2015 год на 3−3,5%.

Для большей наглядности динамику основных показателей реальных доходов населения за 2012;2014 годы представим на следующем рисунке 2.1.

2012 год 2013 год 2014 год

Рисунок 2.1 — Динамика основных показателей реальных доходов населения в сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Источник: [25]

Структура денежных доходов населения представлена данными в следующей таблице 2.1, анализируя данные которой, можем сделать вывод относительно того, что основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объёме денежных доходов населения в январе 2015 г. составил 86,1%.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе 2015 г. увеличилась на 0,1% и по сравнению с декабрем 2014 г. Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учётом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе 2015 г. по сравнению с январем 2014 г. уменьшилась на 2,7%, по сравнению с декабрем 2014 г. — на 1,8%.

Таблица 2.1 — Структура денежных доходов населения

Январь

2014 г., млрд. руб.

В % к итогу

январь

2014 г.

январь 2013 г.

Всего денежных доходов

18 766,5

в том числе:

оплата труда

12 658,5

67,4

64,8

доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход

1 778,8

9,5

10,0

трансферты населению

(пенсии и пособия, стипендии и другие трансферты населению)

3 509,8

18,7

22,3

доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и др.)

733,4

3,9

2,3

прочие доходы

86,0

0,5

0,6

Источник: [25]

В январе 2015 г. были увеличены размеры пенсий, выплачиваемых органами по труду, занятости и социальной защите.

Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учётом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в январе 2015 г. по сравнению с февралем 2014 г. уменьшился на 0,5%, по сравнению с январем 2014 г. увеличился на 26,7%.

Что же касательно общей ситуации по уровню доходов населения в 2014 году, то в отмеченном периоде объем денежных доходов населения составил 320,3 трлн. рублей.

В структуре денежных доходов оплата труда занимает 63,8%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, — 10,6%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и др.) — 21,2%, доходы от собственности и прочие доходы — 4,4%.

Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличились на 21% (рисунок 2.2).

Наконец, об изменении уровня жизни населения Республики Беларусь в отчётном 2014 году (по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни) можно отметить следующее.

Рисунок 2.2 — Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения (в сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Источник: [25]

В 2014 году располагаемые ресурсы (денежные средства домашних хозяйств, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за минусом материальных затрат на их производство, и стоимость полученных в натуральной форме льгот и выплат) в расчёте на домашнее хозяйство составили 4,9 млн. рублей в месяц и по сравнению с 2013 годом увеличились на 80,1% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 59,2%.

Рисунок 2.3 — Реальные располагаемые денежные доходы населения по областям и г. Минску в 2013 году (в сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Источник: [25]

В 2014 году доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (малообеспеченных домашних хозяйств) по сравнению с 2013 годом снизилась и составила 4,6%, в том числе в городах и поселках городского типа — 3,8%, в сельских населенных пунктах — 6,7%.

В структуре малообеспеченных домашних хозяйств более половины (65,1%) составляют домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет, 22,1% - домашние хозяйства без детей и 12,8% - домашние хозяйства, состоящие из одного человека.

Потребительские расходы — это денежные расходы домашних хозяйств на питание (включая расходы на питание вне дома), покупку алкогольных напитков, непродовольственных товаров и оплату услуг. В состав потребительских расходов не включаются налоги и страховые взносы, материальная помощь и другие расходы, не связанные с потреблением, а также расходы, связанные с производством сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве и накоплением (вклады в банки, покупка недвижимости, иностранной валюты и так далее).

В 2014 году потребительские расходы в расчёте на домашнее хозяйство составили 4,2 млн. рублей в месяц, что в реальном выражении на 11% выше уровня 2013 года. В общем объёме потребительских расходов домашних хозяйств доля расходов на питание составила 43%, на покупку непродовольственных товаров — 37,7%, на оплату услуг — 16,7%.

В заключение следует отметить, что Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских государствах.

Выступая важнейшим амортизатором накопившихся социальных проблем и противоречий, социальная политика должна не только смягчить негативные социальные процессы, но и помочь населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги в экономике [19, с.78−86].

3.2 Стратегические задачи по преодолению бедности и повышению уровня жизни в Республике Беларусь

Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена, прежде всего, на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо предотвратить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной платы от которой зависит в конечном счете решение всех других социальных проблем; повысить уровень минимальных социальных стандартов: БПМ, МПБ, МЗП и др.; улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др. [8, с.26−27]

Эффективная социальная политика Республики Беларусь понимается, прежде всего, как:

предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через заработную плату — ключевой фактор дальнейшего роста производительности труда (при этом государство должно поддерживать формирование «человеческого капитала» и накопление сбережений населения);

надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учёте изменений под влиянием инфляции и других факторов;

государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения;

существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.

Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учётом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

Предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2016 году к уровню 2010 года в 1,7−1,8 раза на основе обеспечения роста:

ВВП — 162−168%;

производительности труда — 163−168%;

объёмов промышленного производства — 154−160%;

сельского хозяйства — 139−145%;

услуг — 196−203%;

инвестиций в основной капитал за пятилетие — 190−197%, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

Необходимо продолжать увеличивать реальный уровень всех видов денежных доходов населения. С целью поступательного роста заработной платы предполагается предоставление широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы, установление прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда. Будут созданы экономические предпосылки для легализации всех трудовых доходов, роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

Закладываемые высокие темпы роста реальной заработной платы (в 1,8−1,9 раза) обусловлены, в том числе необходимостью недопущения оттока высококвалифицированных кадров из страны, повышения внутреннего потребительского спроса, приближения средней заработной платы в 2016 году к её уровню в сопредельных европейских странах [3, с.36−38].

Основная цель в области пенсионного обеспечения — повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово-устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

На этапе 2015;2020 гг. на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысит уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

Важнейшими вопросами социальной политики в трансформационном периоде развития экономики являются создание эффективной системы социальной защиты, повышение уровня жизни, недопущение эрозии жизненных стандартов. В конечном итоге об успехах или провале переходного процесса будут судить по тому, насколько улучшилась жизнь людей, повысился их жизненный уровень. Производительность труда, имеющая первостепенное значение для экономического роста, во многом зависит от знаний, квалификации, мотивации и состояния здоровья работников. Поэтому борьба с бедностью, сохранение человеческого капитала и приспособление его к нуждам рыночной экономики способствуют также и экономическому росту.

В настоящее время система социальной защиты в республике в основном состоит из двух видов программ. Программы социального страхования частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счет страховых взносов. Существуют также программы государственной социальной помощи тем, кто не может заработать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений.

Социальная защита граждан включает оказание материальной и другой поддержки социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.).

Систему социальной защиты следует рассматривать как механизм долговременного действия, который регулирует в республике оплату труда, пенсионное и социальное обеспечение, услуги из общественных фондов потребления и который реализуется через социальные гарантии, к числу которых относятся: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, право на труд, право на бесплатное образование, право на жилье, медицинское обслуживание, механизм поддержания номинальных доходов населения (индексация), право на собственность и доходы от неё и другие.

По возможности необходимо обеспечить опережающее увеличение размеров заработной платы и пенсий по сравнению с ростом платности услуг социальной сферы (здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и др.). Нужно также способствовать развитию рынка жилья и обеспечению его доступности для каждой семьи, особенно для молодых семей, предоставлению бесплатного муниципального жилья для детей-сирот и малоимущих семей и т. д.

Воплощение в жизнь сразу всех направлений социальной политики не может произойти одномоментно. Требуются значительные усилия со стороны руководителей органов государственного управления для реализации разработанной стратегии. В силу инерционной природы экономических процессов требуется время для нормализации многих социально-экономических аспектов хозяйствования, в том числе активного проведения кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, финансовой, инвестиционной, инновационной политики и др., так как социальная политика не может быть реализована без учёта взаимосвязанности и взаимозависимости вышеперечисленного комплекса мер.

Для устойчивого развития страны в условиях реформирования экономики государству отводится роль по проведению сильной социальной политики, которая призвана реализовать гарантии граждан на медицинскую помощь, социальную защиту, образование, полноценное питание, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.

Заключение

Раскрытие вопросов настоящей работы позволяет сформулировать следующие основные выводы.

В своем развитии человечество достигло огромных успехов, но не смогло преодолеть извечную проблему — проблему бедности, расслоения общества на богатых и бедных. В XXI веке на фоне колоссальных достижений современной цивилизации эта проблема не потеряла своей остроты, более того — приобрела новые черты и проявления как глобальный процесс.

К наиболее типичным факторам, обусловливающим риски оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, низкий уровень среднедушевых реальных доходов и материальной обеспеченности, высокую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (не желающие трудиться, имеющие вредные привычки и т. п.).

Разрабатывая программу активной социальной политики в Беларуси, необходимо учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нельзя игнорировать и тот факт, что ресурсные потребности социальной сферы в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы.

Каждая страна разрабатывает свой набор показателей, которые не только давали бы точное отражение сферы распространения бедности в обществе, но и способствовали успешной реализации государственной социальной политики. Показателем черты бедности в нашей стране является величина бюджета прожиточного минимума (БПМ). Поэтому Министерством статистики и анализа все оценки бедности строятся на основе сравнения располагаемых ресурсов с величиной прожиточного минимума. Проведя анализ основных факторов и показателей малообеспеченности в Республике Беларусь, напрашивается вывод, что к категориям населения, наиболее подвергающимся попаданию в зону бедности, относятся: многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры и инвалиды. Риск оказаться за чертой бедности связан также с уровнем образования главы семьи, его социальным положением и числом работающих в семье.

Подводя итог, можно отметить, что уровень малообеспеченности в республике снижается. По данным официальной статистики в Беларуси в первом полугодии текущего года доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (национальной черты малообеспеченности) составила 3,5% (в первом полугодии 2013 года — 4,2%). Всё это говорит нам о положительной динамике развития, если учитывать, что пороговый уровень экономической безопасности — 7−10%.

Вместе с тем, не смотря на рост денежных доходов населения и увеличение их покупательной способности за последние годы, уровень малообеспеченности (бедности) в республике остаётся достаточно высоким и всегда есть риск его увеличения, особенно в нынешней международной ситуации. Поэтому основными направлениями по преодолению бедности являются:

кардинальное повышение уровня заработной платы работников;

политика повышения доходов должна быть направлена на рост среднего класса в стране;

обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятий, создание новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;

развитие микрокредитования как инструмента борьбы с бедностью;

создание карт бедности Беларуси для детального изучения и планирования её преодоления;

переход от нынешнего уровня прожиточного минимума к его достойному уровню;

приближение государственных минимальных социальных стандартов к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету;

повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

На основе анализа зарубежных стратегий борьбы с бедностью и систем социальной защиты можно сделать вывод, что не существует простого единого плана регулирования уровня бедности. Тем не менее, если некоторые страны могут достичь значительного прогресса в сокращении многочисленных проявлений бедности, то этого же могут добиться и другие страны. Однако следует понимать, что каждая страна имеет свои особенности и слепо копировать опыт социальной защиты развитых стран недопустимо. Это актуализирует и обуславливает необходимость анализа моделей социальной защиты зарубежных стран и перехода к целостной политике, направленной на сокращение бедности в современной Беларуси.

Список использованных источников

1. Антонова, Н. Б. Государственное управление экономики: Учебник. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. — 783 с.

2. Бардовский, В. П. Экономика: Учебник / Бардовский, В.П., Рудакова О. В., Самородова Е. М. — М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2011. — 672 с.

3. Беларусь в цифрах: Статистический справочник. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. — 100 с.

4. Бобков, В.Н. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России / В. Н. Бобков // Общество и экономика. — 2013. — № 2. — С.47−52

5. Бондарь, А. В. Макроэкономика: Учебное пособие. — Минск: БГЭУ, 2009. — 415 с.

6.

Введение

в макроэкономику: Учебное пособие / Под ред. М. Е. Дорошенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 175 с.

7. Голенкова, З. T. Основные тенденции трансформации социальных неравенств // Россия: трансформирующееся общество / Под. ред.В. А. Ядова. — М.: Канон-пресс-Ц, 2011. — 640с.

8. Зайченок, Н. П. Основные положения национальной стратегии социально-экономического устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Н. П. Зайченок // Белорусский экономический журнал. — 2010. — № 3. — С.23−28

9. Канканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2013. — 520 с.

10. Лученок, А. И. Проблемы макроэкономического регулирования. — Минск: Право и экономика, 2005. — 178 с.

11. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Л. П. Зеньковой. — Минск: ИВЦ Минфина, 2009. — 397 с.

12. Макроэкономика: социально ориентированный подход: Учебник / Под ред. Э. А. Кутохиной. — Минск: ИВЦ Минфина, 2005. — 400 с.

13. Мальтус, Т. Опыт закона о населении. — М., 1985. — 124с

14. Матвеева, Т. Ю. Макроэкономика: курс лекций для экономистов. — М.: ТГРНУ, 2008. — 345 с.

15. Мстиславский, П. С. Разработка интегральных и обобщающих показателей, характеризующих уровень жизни населения и его динамику: Научный отчёт. — М.: ВЦУЖ, 2004. — 155 с.

16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Под ред.Я. М. Александровича. — Минск: Юнипак, 2004. — 200 с.

17. Приходченко, О. И. Социальная эффективность национальной экономики Республики Беларусь: Учебное пособие. — Минск: Институт парламентаризма и предпринимательства, 2012. — 244 с.

18. Райзберг, Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 384 с.

19. Республики Беларусь. Общество. Политика. Экономика. Люди. / Под ред.Н. С. Шпак. — Минск: Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2014. — 431 с.

20. Ржаницина, Л. С. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии. — M.: Профиздат, 1991. — 245 с.

21. Римашевская, И. M. Народонаселение как фактор национальной безопасности / И. М. Ржаницина // Аналитический вестник. — 2013. — № 15 (127). — С.3−20

22. Реклю, Э. Богатство и нищета. — М., 1996. — 120 с.

23. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства. — М., 1962. — 186 с.

24. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: Учебное пособие / Под общей редакцией проф.В. П. Колесова (экономический факультет МГУ). — М.: Права человека, 2008. — 636 с.

25. Электронный ресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.gov. by. — Дата доступа: 09.10.2015.

26. Ясинский, А. Р. Обзор методов и источников данных для измерения бедности в странах Содружества. — Минск: Галатея, 2014. — 89 с.

Приложение

Таблица А.1 — Оценки абсолютной бедности в странах СНГ в 2014 году

Страна

Наименование

показателя

Значение показателя,

в расчете на душу в месяц

Доля насе

ления с до

ходами (потребитель-

скими расходами) ниже величины прожиточного минимума (черты бедности), %

единиц

национальной

ва

люты

долларов США

Азербайджан

Линия бедности

125 манатов

5,3

Армения

Верхняя общая черта бедности Нижняя общая черта бедности Продовольственная черта бедности

39 193 драма 32 318 драмов 22 993 драма

32,0

13,3

2,7

Беларусь

Прожиточный минимум

1396,2 тыс.

белорусских рублей

5,5

Казахстан

Прожиточный минимум Минимальный продовольственный набор

17 789 тенге 10 674 тенге

2,9

0,1

Кыргызстан

Общая черта бедности Крайняя черта бедности

2314 сомов

1354 сома

37,0

2,8

Молдова

Черта абсолютной бедности

1196 лей

12,7

Черта экстремальной бедности

647 лей

0,3

Россия

Прожиточный минимум

7306 рублей

10,8

Таджикистан

Абсолютная (полная) черта бедности Крайняя (продовольственная) черта бедности

195 сомони

124 сомони

46,7

13,8

Украина

Прожиточный минимум

1114 гривен

8,4

Источник:

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой