Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Стратегия и механизм обеспечения экономической безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В послевоенные годы в мировой экономике произошли тектонические сдвиги. Она вступила в новый период своего развития. Национальные экономики постепенно стали утрачивать возможность саморазвития, и в этих условиях начался постепенный процесс интеграции в единый общепланетарный экономический организм с универсальной рыночной системой регулирования. В настоящее время… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическая безопасность как объект регионального исследования
    • 1. 1. Экономическая безопасность региона в системе экономической безопасности страны
    • 1. 2. Индикаторы экономической безопасности (экономического потенциала)
    • 1. 3. Методы исследования экономической безопасности региона
  • Глава 2. Роль и место законодательной и исполнительной власти субъекта Федерации в регулировании и поддержании экономической безопасности региона
    • 2. 1. Мониторинг факторов и условий угрозы экономической безопасности и устойчивого развития региона
    • 2. 2. Методы регулирования и управления социально-экономическими процессами в условиях угрозы экономической безопасности
    • 2. 3. Роль федеральных органов в повышении экономической безопасности регионов
  • Глава 3. Разработка стратегии и механизма обеспечения экономической безопасности региона
    • 3. 1. Анализ социально-экономического развития
  • Белгородской области
    • 3. 2. Анализ уровня экономической безопасности области
      • 3. 2. 1. Методика оценки угроз экономической безопасности региона
      • 3. 2. 2. Оценка уровня экономической безопасности области
    • 3. 3. Стратегия и механизм обеспечения экономической безопасности области

Стратегия и механизм обеспечения экономической безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

И.

Актуальность исследования. В послевоенные годы в мировой экономике произошли тектонические сдвиги. Она вступила в новый период своего развития. Национальные экономики постепенно стали утрачивать возможность саморазвития, и в этих условиях начался постепенный процесс интеграции в единый общепланетарный экономический организм с универсальной рыночной системой регулирования. В настоящее время определяющим фактором успеха стало технологическое лидерство. Страны разделились на группы быстро прогрессирующих с производительностью труда выше среднемировой и отсталые страны с низкой производительностью труда. Мировой рынок беспощадно расправляется с промышленностью последних. Капиталы концентрируются в высокоразвитых странах, а отсталые страны не только лишаются внешних инвесторов, но и собственные капиталы упускает за рубеж. Этот процесс распространяется не только на материальный, но и на интеллектуальный капитал, ибо богатые страны как насосом откачивают все лучшее, что имеют слабые национальные экономики. Сформировавшийся общепланетарный рыночный механизм не поднимает, а уничтожает экономику отсталых стран, превращая их в лучшем случае в сырьевые придатки стран с высокой производительностью труда.

Россия, став на путь рыночных преобразований, активно включилась в кругооборот мирового бизнеса, широко открыв свой внутренний рынок для Запада. Однако из-за технологической отсталости многих производств и доперестроечного монополизма российская экономика оказалась в крайне неблагоприятных условиях. За годы экономических реформ общий объем производства промышленной продукции в стране сократился на 53%, в том числе, в машиностроениина 60%, в легкой и текстильной промышленности — на 80%. Выпуск станков с программным управлением упал в 46 раз, автомобилей — в 5, тракторов — в 8,5, тканей — в 4,5, кожаной обуви — в 7, холодильников и морозильников — в 2, телевизоров — в 4,5 раза. Валовая продукция сельского хозяйства уменьшилась на 35%, сбор зерновых — на 39, производство мяса — на 40, молока — на 30%. Страна уже сейчас в большой степени зависит от импорта продовольствия и многих промышленных товаров народного потребления, а дальнейший спад производства в этих жизненно важных сферах экономики может еще более усугубить социально-экономическое положение населения страны. Серьезные проблемы имеются в научно-технической сфере, в армии, в состоянии производственного аппарата, резко возросла преступность, коррупция, в том числе и в сфере управления.

Все это потребовало всерьез заговорить о проблеме экономической безопасности страны, о необходимости разработки концепции ее обеспечения.

Первой официальной реакцией на возрастание реальных угроз экономической безопасности России стал Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности (основные положения)», в котором были сформулированы цели, задачи и методы поддержания экономической безопасности страны на должном уровне и даны основные поручения по реализации положений Указа.

Правительство Российской Федерации во исполнение Указа Президента РФ 27 декабря 1996 г. приняло постановление № 1569, которым федеральным органам исполнительной власти было поручено разработать меры по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации. Однако до сих пор поручения по созданию системы обеспечения экономической безопасности страны полностью не выполнены.

В соответствии с российской региональной политикой на субъекты Российской Федерации возлагается формирование региональной экономической политики с выделением институциональных приоритетов и преобразований в рамках общегосударственной стратегии экономической реформы. Это, в конечном итоге, означает, что большая доля ответственности за экономическое благосостояние территории, социально-экономическое положение населения лежит на органах законодательной и исполнительной власти регионов.

В этой связи особое значение приобретают реальные возможности регионов, их экономический потенциал оказывать влияние на экономическую безопасность России. При этом, выявление спектра угроз экономической безопасности региона, их нейтрализация должны осуществляться в рамках сочетания интересов центра и территории. Это сочетание носит двойственный характер: с одной стороны, территория выступает полигоном, где наблюдаются процессы, угрожающие экономической безопасности страны в целом (в этом случае территорияобъект регулирующего воздействия центра на процессы, обеспечивающие экономическую безопасность страны) — с другой стороны, территория в рамках российского федерализма является самостоятельным субъектом общефедеральных процессов, проводником собственной экономической политики.

Таким образом, в условиях экономического кризиса, децентрализации экономики проблема обеспечения экономической безопасности страны в целом может и должна решаться совместными усилиями государства и регионов, а поскольку государство может эту проблему решить только за счет подъема экономики регионов, то и проблема обеспечения экономической безопасности страны есть актуальнейшая региональная проблема.

К сожалению, в теоретическом плане пока отсутствует четкий подход к созданию системы обеспечения экономической безопасности страны в целом, а на региональном уровне дело обстоит еще хуже (не определены минимальный информативный набор индикаторов, их пороговые значения, не решены методические вопросы организации мониторинга и принятия решений по предотвращению угроз экономической безопасности и т. д.).

Все вышеизложенное является свидетельством актуальности избранной темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является Белгородская область — средний по размерам субъект Российской Федерации, расположенный на юге ЦЧЭР на границе с Украиной.

Предметом исследования является состояние экономической безопасности области и меры по ее обеспечению.

Целью диссертационной работы является разработка методических основ формирования стратегии и механизм обеспечения экономической безопасности региона в рамках общей государственной стратегии экономической безопасности.

Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

— анализа социально-экономического развития Белгородской области в динамике за 1991;1997 гг.;

— разработки критериев экономической безопасности на региональном уровне;

— формирования системы индикаторов состояния экономики региона для анализа его экономической безопасности;

— определения пороговых параметров индикаторов экономической безопасности;

— определения перечня факторов социально-экономического риска для экономической безопасности;

— разработки методики интегральной оценки экономической безопасности региона;

— оценки угроз экономической безопасности по различным критериям и интегральной оценки экономической безопасности Белгородской области;

— разработки стратегии и механизма обеспечения экономической безопасности региона.

Методическая база и методика исследования.

При разработке методических положений, обосновании выводов, предложений и практических рекомендаций в диссертации использованы научные исследования отечественных и зарубежных ученых-экономистов и практиков в области управления народным хозяйством и региональной политики.

В качестве исходных данных использованы материалы статистических органов, обзоры социально-экономического развития страны и Белгородской области, официальные законодательные и нормативные документы, а также результаты региональных научных исследований в области экономической безопасности. В процессе работы использовались методы сравнительного экономического и статистического анализа, экспертных оценок, индикативного планирования.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней обобщены и получили дальнейшее развитие исследования важной народнохозяйственной проблемы обеспечения экономической безопасности региона:

— предложена методика интегральной оценки экономической безопасности региона;

— определены критерии экономической безопасности на региональном уровне;

— сформирована система показателей (индикаторов) социально-экономического положения региона и определены количественные (пороговые) значения экономической безопасности региона по каждому из этих показателей;

— уточнен перечень факторов социально-политического риска для экономической безопасности;

— с использованием предложенной методики впервые произведена оценка угроз экономической безопасности по различным критериям и интегральная оценка экономической безопасности Белгородской области;

— даны рекомендации по разработке стратегии и механизму обеспечения экономической безопасности региона.

Практическая значимость исследования заключается в том. что использование предложенной методики оценки уровня экономической безопасности региона, стратегии и механизма ее обеспечения позволяет региональным и местным органам власти перевести решение проблемы экономической безопасности территорий в практическую плоскость. К тому же, разработанные методические положения и практические рекомендации носят универсальный характер, и могут с учетом специфики и местных особенностей использованы другими регионами страны.

Апробация и внедрение результатов работы.

Основные положения диссертационного исследования доложены на Международной конференции «Промышленность стройматериалов и стройиндустрия, энергои ресурсосбережение в условиях рыночных отношений» (г. Белгород, Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов, октябрь, 1997 г.).

Результаты исследования использованы: комитетом по организационно-аналитической и кадровой работе администрации Белгородской области и Белгородским областным комитетом государственной статистики при организации мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности областидепартаментом экономики и финансов правительства Белгородской области при разработке количественных (пороговых) и качественных параметров критериев экономической безопасности и мер по предотвращению угроз экономической безопасности областив учебном процессе в Белгородской государственной технологической академии строительных материалов при изучении студентами специальности 06.08. «Экономика и управление на предприятии» дисциплины «Экономическая безопасность».

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 4-х статьях общим объемом 1,2 печатных листа.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 103 наименования, приложения. Содержание работы изложено на 194 страницах машинописного текста, включая 21 таблицу и 27 рисунков.

Заключение

.

Анализ законодательно-нормативной базы, методических документов, социально-экономического развития Белгородской области и уровня ее экономической безопасности позволили сделать следующие выводы:

1. Государственная стратегия экономической безопасности, одобренная Указом Президента РФ от 29.04 96 г. и постановлением Правительства РФ от 27.12.96 г. № 1569 о мерах по ее реализации — основные официальные документы, переводят решение проблемы экономической безопасности в практическую плоскость. Однако в теоретическом плане эти вопросы, особенно на региональном уровне, завершенными считать трудно. Общепризнанной, теоретически обоснованной методики оценки экономической безопасности и стратегии ее обеспечения на уровне региона до настоящего времени нет.

2. Экономическую безопасность региона нужно рассматривать в рамках национальной безопасности страны, при этом за основу должны приниматься тождественные, применительно к Федерации, проблемы, элементы структуры, приоритеты, направления и пути, но с учетом региональных интересов.

3. Способность экономики Белгородской области к устойчивому росту в настоящее время сильно ослаблена. Экономический спад в промышленности не преодолен. В области сложилась неблагополучная демографическая ситуация, довольно высоки уровни бедности, безработицы, преступности, что, несомненно, снижает экономическую безопасность региона.

4. Указанные обстоятельства требуют организации систематической работы в области по повышению уровня ее экономической безопасности.

С учетом этих выводов, в целях повышения уровня экономической безопасности области в рамках государственной стратегии экономической безопасности предложены:

— методика оценки угроз экономической безопасности региона;

— перечень критериев экономической безопасности региона;

— перечень показателей (индикаторов) состояния экономики для анализа экономической безопасности;

— пороговые параметры индикаторов экономической безопасности;

— перечень факторов социально-политического риска для экономической безопасности;

— дана оценка угроз экономической безопасности области. Анализ показал, что в соответствии с принятой методикой общее состояние экономической безопасности области оценивается как «предкризисное», а по таким критериям, как состояние научного потенциала, уровень бедности, безработицы и преступности — «кризисное» ;

— с учетом оценки состояния экономической безопасности области разработана стратегия и механизм обеспечения экономической безопасности, включающие в себя основные направления деятельности региональных органов управления по обеспечению экономической безопасности области и порядок организации всей работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение// Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4−13.
  2. Л.И. Экономические реалии и абстрактные схемы. -Вопросы экономики, 1996, № 12. С. 4.
  3. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Основы моделирования и первичной обработки данных. М.: Ф и С, 1983.
  4. Т., Буев В., Вакуров П., Голикова В., Карбут Л. Стратегия поведения семейных фермерских хозяйств. Вопросы экономики, 1995, № 1, с. 47−56.
  5. Alchian A., Lemsetz Y., Production, Information Costs, and Economic Organisation. American Economic Review, 1972, vol. 62, No 5, p. 777.
  6. Анализ тенденций развития регионов России// Вопросы экономики, № 6, 196, с. 42−78.
  7. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики, 1994, № 12. С. 36−44.
  8. Белгородская область в цифрах. Статистический ежегодник. В 3-х частях. Белгород: БОКГС, 1996.
  9. О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности//Безопасность. 1994. № 3. -С. 91−94.
  10. Ю.Блауг М. Несложный урок экономической методологии. Thesis, 1994, т. 2, вып. 4, с. 65.
  11. П.Бухвальд Е., Гловацкая А., Лазаренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели// Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 25−44.
  12. Введение в рыночную экономику/ Уч. Пособие под ред. А. Я. Лившица. -М.: Высш. шк. 1994. С. 447.
  13. И.Витин А. Приватизация и инвестиционная активность. Вопросы экономики, 1996, № 4. С. 33.
  14. И.Витин А. Привлечение инвестиций на рынке ценных бумаг. -Вопросы экономики, 1996, № 12, с. 121−128.
  15. З.Владимиров 10.И., Павлов А. С. Внешнеэкономический аспект экономической безопасности Российской Федерации// Безопасность. 1994. № 3. С. 60−65.
  16. В.В., Воронков В. М., Гохберг Л. М. и др. Интеллектуальная миграция в России. СПб.: Политехника. 1993, — 76 с.
  17. В.М. и др. Макроэкономика: Учебник/ Общая редакция Тарасевича JI.C. СПб.: Экономическая школа, 1994, с. 400.
  18. Государственная стратегия экономической безопасности Федерации (Основные положения).// «Российская газета» № 89, 1996 г.
  19. Ю. Рынок корпоративных ценных бумаг в 1995 г. -Финансовые известия, 1996, 2 февраля.
  20. О.Г., Лузин Г. П., Муравьев А. И. Концепция хозрасчета краев, областей, автономных республик Российской Федерации. Апатиты, 1989. — 34 с.
  21. Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. Пер. с англ. С-Пб., 1994. С. 406.
  22. И.И., Рукавшиников В. О. Логика прикладного статистического анализа. М.: Ф и С. 1982.
  23. И.С. Методы, алгоритмы и программы многомерного статистического анализа. М.: Ф и С. 1986.
  24. А., Шиллер Ф. Экономическая безопасность России, региональный уровень. Вопросы статистики. № 3. 1995.
  25. К. Факторный анализ. М.: Ф и С, 19&6
  26. Л.Г. Экспансия и безопасность// Безопасность. 1994. № 3. С. 66.73.
  27. А. Попытки проведения политики финансовой стабилизации в СССР и в России// Вопросы экономики. 1995. № 7, с. 4−37.
  28. Инвестиционный рейтинг регионов России// «Эксперт», № 47, 1996.
  29. С., Квашнина И. Иностранное капиталовложение в России: состояние и перспективы. Вопросы экономики, 1996, № 12. С. 114.
  30. М.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. -М.: Наука, 1991. С. 339.
  31. М.Д. Проблемы экономической динамики. М.: 1989. С. 58.69.
  32. А. Законодательные предпосылки формирования благоприятного инвестиционного климата в минерально-сырьевых отраслях. -Вопросы экономики, 1996. № 12. С. 129−139.
  33. Концепция национальной безопасности России в 1995 году// ббозреватель. Проблемы. Анализ. Прогнозы. М.: 1995. № 3−4. (Спецвыпуск).
  34. Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. Экономическая академия при Минэкономики РФ. М.: 1994. С. 63.
  35. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993, С. 8.
  36. А.А. Новая техника как условие и фактор повышения экономической безопасности региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Екатеринбург. 1997. 46 с.
  37. Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М.: «Джон Уайли энд Санз», 1994, с. 160.
  38. В.П., Кулагин А. С. Повышение инновационной активности экономики России. М., 1994. — 212 с.
  39. В., Курнашева И. Реструктуризация промышленности в условиях экономического кризиса. Вопросы экономики. 1996, № 11. С. 33−35.
  40. С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее структуризация как гарантия экономической безопасности// Вопросы экономики. 1994. № 12.
  41. М. Процессы планирования в экономике: информационный аспект. Вильнюс: Минтис, 1967, 180 с.
  42. Макконнш1 Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. М.: Республика. 1992.
  43. Н.Д. Кластерный анализ. М.: Ф и С. 1988.
  44. Материалы к парламентским слушаниям «Концепция перехода России на модель устойчивого развития» (экономические и региональные аспекты). М., 1994.
  45. О., Серова Е. К проблеме монополизма в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Вопросы экономики, 1995, № 1, с. 66−75.
  46. Методологические положения по статистике, М.: Фи.С.1997.
  47. B.C., Трошин Л. И. Применение многомерного статистического анализа в экономических исследованиях. М.: МЭСИ, 1991.
  48. Н. Грегори. Макроэкономика. Пер. с англ. М.: Изд. МГУ, 1994. 736 с.
  49. Наука России. 1994. Статсборник. М., 1995.
  50. Национальная безопасность: Россия в 1994 г.// Обозреватель. Проблемы. Анализ. Прогнозы. М.: 1993. (Спецвыпуск).
  51. Национальная доктрина России. Проблемы и приоритеты// Обозреватель № 5−8, 1994.
  52. П., Рябцев В., Тихомиров Б. Сравнительный анализ индикаторов экономического и социального развития регионов ассоциации «Большая Волга». Вопросы статистики. № 3. 1995.
  53. В. Капитальные вложения: от спада к подъему. -Проблемы теории и практики управления, 1994, № 5, с. 40.
  54. Ф. Государственное регулирование инновационного процесса: технологические программы и технико-экономические сети//
  55. Основы научно-технической политики: теория и практика. М., 1995, с. 7174.
  56. Т.С. и др. Инновационная деятельность зарубежных фирм. М.: ИНИОН, 1994. — 179 с.
  57. Перечень показателей экономической безопасности, разрабатываемых Госкомстатом России в рамках Федеральной программы статистических работ. Приложение к письму Госкомстата РФ от 22.10.97. № ВГ-1−23/2577, 5 с.
  58. Perrow С. Economic Theories of Organization. Theory and Society, 1986, vol. 15, p/ 11−45.
  59. В. Кризис инвестиционной сферы российской экономики и пути его преодоления. Вопросы экономики. 1996, № 12, с. 111.
  60. О. «Русский путь» в экономике. Сб. статей. М.: 1992. 80 с.
  61. А. Россия и современный мир// Вопросы экономики. 1995. № 1, с. 127−134.
  62. Послание Президента РФ Правительству РФ «О бюджетной политике в 1996 году», 23 июня 1995 г.// Российская газета, 27 июня 1995 г.
  63. Послание Президента РФ Правительству РФ «О бюджетной политике в 1998 г.».
  64. Постановление Правительства РФ от 27.12.1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений)».
  65. Проблемы формирования Российской модели современной рыночной экономики Ставрополь, 1994.73 .Реферативный сборник ИНИОН РАН. Проблемы управления экономикой. М., 1994, 236 с.
  66. Г. Теория фирмы. С-Пб.: Экономическая школа, 1995, с. 5472.
  67. Дж. Рыночная экономика и Россия. Пер. с англ. ВВСМРМ. М.: «Экономика», 1994. С. 331.
  68. В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России// Вопросы экономики. 1995. № 1, с. 97−106.
  69. Е. Предпосылки и сущность современной аграрной реформы в России. Вопросы экономики, 1995, № 1, с. 32−46.
  70. А. Региональная политика и экономическая безопасность России. Вопросы экономики, № 1, 1995, с. 119−126.
  71. Смит B. JL, Уильяме А. У. Экспериментальная рыночная экономика. -В мире науки (Scientijic American, изд. на русском языке), 1993, № 2−3.
  72. Н., Белова Г., Богачева О. и ДР- Свободные экономические зоны. Уроки мировой практики. Москва Находка, 1993. 180 с.
  73. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996. — 835 с.
  74. Социально-экономическое положение Белгородской области в 1990 г. Белгород, БОКГС, 1991. -86 с.
  75. Социально-экономическое положение Белгородской области в 1991 г., Белгород БОКГС, 1992, 88 с.
  76. Социально-экономическое положение Белгородской области в 1992 г., Белгород БОКГС, 1993, 89 с.
  77. Социально-экономическое положение Белгородской области в 1993 г., Белгород БОКГС, 1994, 90 с.
  78. Социально-экономическое положение Белгородской области в 1994 г., Белгород БОКГС, 1995, 88 с.
  79. Социально-экономическое положение Белгородской области в 1995 г., Белгород БОКГС, 1995, 131 с.
  80. Социально-экономическое положение Белгородской области в 1995 г в сравнении с другими субъектами Российской Федерации и ЦентральноЧерноземного района., Белгород БОКГС, 1996, 19 с.
  81. Социально-экономическое положение Белгородской области в 1996 г., Белгород БОКГС, 1996, 173 с.
  82. Социально-экономическое положение Белгородской области в 1997 г., Белгород БОКГС, 1997, 180 с.
  83. Стратегия экономической безопасности и инновационная политика (страна, регион, фирма) М.: 1994. — С. 265 -274.
  84. Схема развития и размещения производительных сил Белгородской области до 2005 года, отчет о НИР БелГТАСМ. Белгород, 1995. 322 с.
  85. А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования// Вопросы экономики № 6, 1996-С. 78−90.
  86. О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. В кн.: Теория фирмы, с. 411−412.
  87. Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Федерации (основных положениях) от 29 апреля 1996 г. № 608.
  88. В. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: 1994,281 с. 97. ф ишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. Со 2-го изд. М., «Дело ЛТД». 1993, с. 864.
  89. А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М., Наука. 1991, с. 391−392.
  90. А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе. 1996, № 7, с. 59.
  91. ЮО.Шмелев Г., Буздалов И. Проблемы развития сельскохозяйственной кооперации в переходных условиях. Вопросы экономики, 1995, № 1, с. 7685.
  92. А. Перспективы развития рынка муниципальных облигаций. Вопросы экономики, 1996, № 9, с. 95−110.
  93. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А. С. Булатова. М.: Изд. БЕК, 1995, с. 632.
  94. Экономическая оценка производственного потенциала (капитала) Белгородской области. Отчет о НИР. БелГТАСМ, Белгород. 1997. 102 с.
Заполнить форму текущей работой