Теоретико-методологические подходы к исследованию потенциала развития региональной социально-экономической системы
Обосновываемая система программно-целевого управления предполагает позиционирование потенциала развития как системного объекта такого управления. В основе методологии лежит принцип «привязки» программ к его структуре и спецификация требований программно-целевого подхода в направлении: усиления их комплексности; превращения в инструмент оценки результативности бюджетных расходов; использования… Читать ещё >
Теоретико-методологические подходы к исследованию потенциала развития региональной социально-экономической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Теоретико-методологические подходы к исследованию потенциала развития региональной социально-экономической системы
Новые требования, предъявляемые к разработке Стратегий регионов в соответствии с Федеральным Законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», делают особо востребованным обновление основных направлений и ключевых задач использования программно-целевого подхода в управлении. Это в полной мере касается программно-целевого подхода как важнейшего инструмента регулирования развития пространственных (территориальных) социально-экономических систем (СЭС). Под такими системами мы понимаем регионы Российской Федерации, муниципальные образования, а также различные межрегиональные и межмуниципальные агломерационные образования и инвестиционные проекты («мегапроекты»), которые в настоящее время также становятся объектами пространственного стратегического планирования.
В современный период в переосмыслении и в существенном расширении нуждается трактовка потенциала как основы устойчивого развития пространственных социально-экономических систем, а также обогащение представлений об объектах и методах программно-целевого подхода, включая приоритетное значение потенциала в системе стратегического планирования в субфедеральном звене российской экономики. Наиболее распространен на практике экономический подход к понятию потенциала, основывающийся на рассмотрении его с точки зрения удовлетворения запроса общества в производстве общественных благ и наиболее близко подводящий нас к понятию потенциала социально-экономической системы.
Уже то, что СЭС обладает неким потенциалом, предполагает наличие условий и предпосылок для ее качественных и количественных поступательных изменений. Несмотря на глубину исследования вопросов формирования и использования потенциала СЭС, четкого разделения понятий «потенциал СЭС» и «потенциал развития СЭС» нет.
Мы, однако, считаем, что есть объективные причины, объясняющие право на существование самостоятельной дефиниции «потенциал развития СЭС», основываясь, в том числе, на идентичности подходов к исследованию сущности обоих понятий. Это позволяет сформировать понятие потенциала развития СЭС с точки зрения его результата, как нового социально-экономического состояния системы, соответствующего потенциалу, сформированному во время протекания переходного процесса (трансформации входного значения потенциала в выходное), окончание которого совпадает с завершающей стадией кругооборота потенциала (ресурсы (начальный потенциал) — производство — общественное потребление — накопление — ресурсы (наращенный потенциал). Сформированный потенциал, теперь уже как действующий, служит объектом регулирования в последующих циклах развития.
В свою очередь, устойчивость развития региональных социально-экономических систем, модернизация их хозяйственных, инфраструктурных и социальных комплексов определяется полнотой формирования и эффективностью использования потенциала развития этих систем.
На рис. 1 представлена схема формирования понятия «потенциал развития СЭС» и методологический подход к его модификации. Позиционирование потенциала развития как общественной категории, связанной с необходимостью выполнения обществом в лице государства своих обязанностей по решению системных проблем социально-экономического развития, позволяет рассматривать государственные программы как воплощение элементов экономической концепции потенциала развития на практике.
Рис. 1. Формирование понятия «потенциала развития региональной СЭС» и методологический подход к его модификации
экономический региональный стратегический социальный Во-первых, государственные и муниципальные программы, как основа стратегических планов регионального развития, представляют собой механизм расширенного воспроизводства потенциала территориальных социально-экономических систем в совокупности его материальных и нематериальных составляющих. При этом названный потенциал может рассматриваться и как исходная база развития потенциала территориальных социально-экономических систем, и как конечный результат процессов управления, в частности, как основа оценки результативности всей системы такого управления.
Во-вторых, использование потенциала развития пространственной социально-экономической системы понимается нами в широком смысле, то есть как расширенное воспроизводство этого потенциала за счет экономических, институциональных и иных ресурсов государственных и муниципальных программ в рамках механизма стратегического планирования на территориальном уровне.
Сущность государственных и муниципальных программ, как механизма расширенного воспроизводства, отражается в их соответствии по содержательному признаку расширенной воспроизводственной структуре потенциала развития территории (производственные отношения, отраслевая структура, социально-экономические отношения, институциональные структуры, организационные формы хозяйствования и т. д.).
Поэтому представляется возможным рассматривать объем ресурсов, сконцентрированных в государственных программах, в качестве потенциала развития территории, формирование которого находится в ведении федеральных, региональных (муниципальных) властей.
Программно-целевой подход, как инструмент стратегического регионального развития, исследован в работах А. Г. Гранберга, Е. М. Бухвальда, Б. А. Райзберга, В. В. Климанова, М. А. Клишиной, В. Н. Лексина, Е. П. Смирнова, А. Н. Швецова, Ю. В. Шадько, Г. В. Федотовой, Г. З. Хуснуллиной. Одной из особенностей метода является «объединение ресурсов предприятий, федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для решения поставленных задач». В этой связи Елохов А. М. называет целевые программы «особой формой концентрации ресурсов для решения острейших социально-экономических проблем».
Таким образом, экономическая среда региональной СЭС может быть рассмотрена как экономический функционал органов власти в социально-экономической сфере, способствующий росту потенциала развития системы, при использовании определенного объема ресурсов в определенной точке пространства (территория региона или муниципального образования) в определенный период времени (например, адекватный длительности программы).
Обосновываемая система программно-целевого управления предполагает позиционирование потенциала развития как системного объекта такого управления. В основе методологии лежит принцип «привязки» программ к его структуре и спецификация требований программно-целевого подхода в направлении: усиления их комплексности; превращения в инструмент оценки результативности бюджетных расходов; использования сценарного подхода развития. Рассмотрение региона в качестве объекта планирования с двух уровней: федерального и регионального позволило определить принципы, методы, инструменты, риски стратегического планирования потенциала развития.
Логика стратегирования потенциала представлена следующим алгоритмом:
- 1. Анализ социально-экономического развития территории; целеполагание, как фактор эффективности (результативности) социально-экономического регулирования.
- 2. Диагностика и оценка потенциала развития территории, параметров его использования.
- 3. Формирование комплекса стратегий развития потенциала («пула» стратегических инициатив) на основе его оптимизации и сценарного подхода.
- 4. Анализ и контроль соответствия параметров потенциала сценарию развития на основе стратегического аудита государственных программ.
При этом декомпозиция потенциала по его отдельным составляющим рассматривается как ключевой принцип структуризации государственных и муниципальных программ. Так как мероприятия государственных и муниципальных программ можно рассматривать в качестве реализации компонент и составляющих потенциала развития территории путем их количественного приращения и качественного совершенствования, на рис. 2 представлена их «привязка» к элементам структуры потенциала развития.
По отношению к воспроизводственной структуре потенциала развития территории государственные программы Хабаровского края способствуют наполнению его элементов в следующих пропорциях: производственные отношения и организационные формы хозяйствования (9%); отраслевая структура (26%); управленческие отношения (9%); институциональные структуры и формы взаимодействия (18%); социально-экономические отношения (38%).
Рис. 2. «Привязка» программ к выделенным элементам структуры потенциала развития
Исследование комплекса муниципальных программ (на примере муниципальных образований Хабаровского края) на предмет наполняемости ими воспроизводственной структуры потенциала территории свидетельствует об их направленности на доминирующее воспроизводство социально-экономических отношений территории (60−70%). Воспроизводству отраслевой структуры и управленческих отношений способствует примерно 20% от общего числа программ. Остальная часть (от 10 до 20%) приходится на возобновление производственных отношений, организационных форм хозяйствования, институциональной структуры и форм взаимодействия. По большей части такое распределение объясняется перечнем вопросов местного значения, государственных полномочий и предметов ведения, закрепленных за соответствующим уровнем власти.
Таким образом, методологическим посылом к определению системы показателей социально-экономического развития территории является использование государственных и муниципальных программ развития, цель и задачи каждой из которых можно рассмотреть в контексте ее влияния на наполнение определенной компоненты потенциала развития территории. Предлагаемый подход к сущности потенциала развития объединяет представление о потенциале развития с позиций программно-целевого подхода, традиционного экономического понимания его как источника удовлетворения общественных потребностей и основы развития социально-экономических систем.
В заключение можно сказать, что в результате обобщения, анализа и модернизации смысловых подходов к исследованию дефиниций «потенциал СЭС» и «развитие СЭС» в контексте программно-целевого подхода разработана синтетическая конструкция понятия «потенциал развития региона» как вектора развития, характеризующего в ресурсно-обеспечивающем, пространственно-ориентирующем и институционально-оформляющем значении процесс развития региональной СЭС, который регулируется органами государственного (регионального) управления посредством совокупности государственных и муниципальных программ в рамках своих полномочий и имеющихся экономических, институциональных, инновационных и других ресурсов с целью возобновления и расширенного воспроизводства всех элементов жизнеобеспечения населения и повышения уровня социально-экономического развития территории.