Создание благоприятной атмосферы для реализации творческого потенциала коллектива предприятия
В развитие программ по подготовке руководящих кадров в начале 70-х годов многие компании и консультационные фирмы разработали программы по управлению карьерой, т. е. продвижением по службе. Один из авторов определяет понятие управления карьерой как официальную программу продвижения работников по службе, которая помогала бы раскрывать все свои способности и применять их наилучшим, с точки зрения… Читать ещё >
Создание благоприятной атмосферы для реализации творческого потенциала коллектива предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экономики предприятия и производственного менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Инновационный менеджмент
бакалавра заочной формы обучения по направлению: 80 200 «Менеджмент»
Тема: «Создание благоприятной атмосферы для реализации творческого потенциала коллектива предприятия»
Выполнил (а) студент (ка): Аязбаева Жансая Нурлановна
Руководитель: Тихомиров Никита Николаевич (к.э.н., доцент) САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2015
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Развитие трудовых кадров
1.2 Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
1.3 Подготовка кадров
1.4 Оценка результатов деятельности
1.5 Подготовка руководящих кадров
1.6 Управление продвижением по службе
1.7 Повышения качества трудовой жизни
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ ТОО «ТЕНГИЗШЕВРОЙЛ»
2.1 Цифры и факты деятельности по итогам первого квартала 2015 г
2.2 Вклад в работников
2.2.1 Общественные объединения и коллективные договоры
2.2.2 Жилищные ссуды
2.2.3 Медицинское страхование
2.2.4 Программа со-финансирования банковских вкладов
2.2.5 Поддержка здорового образа жизни
2.3 Развитие кадров ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Задача менеджмента состоит в том, чтобы сделать труд продуктивным, а работника — ориентированным на достижения. У коммерческого предприятия, да и у любого института, существует единственный реальный ресурс — человек. Все они работают эффективно благодаря продуктивности человеческих ресурсов. Все они достигают нужного уровня эффективности через труд. Таким образом, сделать труд продуктивным — это основная функция менеджмента. Но в то же время институты современного общества все больше становятся инструментами, с помощью которых человек получает средства к существованию, доступ к определенному социальному статусу, к местному сообществу, к личным достижениям и удовлетворению своих потребностей. Способность нацелить работников на высокие достижения становится все более важным критерием эффективности деятельности любого института и, следовательно, все более важной задачей менеджмента. Организовать работу с учетом его собственных логических принципов — это лишь первый этап. Второй, намного более сложный этап состоит в том, чтобы приспособить труд к человеку. Логика человека радикально отличается от логики труда. Чтобы сориентировать работника на достижения, необходимо рассматривать его как живой организм, обладающий специфическими физиологическими и психологическими характеристиками, способностями и ограничениями. По своему определению предприятие должно быть в состоянии наладить производство лучше и больше, чем-то, что выпускают отдельные составляющие его элементы. Оно должно представлять собой единое целое, большее — или хотя бы отличное от — суммы составных частей, а результат работы всего предприятия должен быть больше, чем у его составляющих. Следовательно, предприятие не может быть всего лишь механическим набором ресурсов. Чтобы из ряда ресурсов создать предприятие, мало будет расположить их в логическом порядке, а затем добавить в эту смесь капитал, как полагали экономисты XIX века (и в чем по-прежнему твердо убеждены многие их последователи среди экономистов в научной среде). Необходимо изменить ресурсы, сделав их более продуктивными. А для этого потребуется менеджмент. Но ясно также, что ресурсами, способными к развитию, могут быть только кадры. Все остальные виды ресурсов подчиняются законам механики. Их можно применять лучше или хуже, но они никогда не дадут результат больший, чем сумма составляющих. Люди — единственные из всех ресурсов, которые могут расти и развиваться. Настоящее целое можно получить только в результате целенаправленных, сконцентрированных и совместных усилий свободных людей. Если мы говорим о росте и развитии, то тем самым подразумевается, что человек сам определяет, какой вклад будет делать в общий результат. Содержание курсовой работы состоит из теоретической и аналитико-практической частей. В первой части работы трактуются практические применения методов зарубежных компаний, в особенности стран США и Японии. Во второй части работы качеством объекта исследования является казахстанская компания «Тенгизшевройл», приводятся примеры усовершенствованных и ежегодно применяемых общекорпоративных программ для сотрудников ТШО. В основу этой работы легло познавательные труды Е. В. Песоцкая, О. В. Русецкая, Л. А. Трофимова, Якокка Ли, Дейла Карнеги, Питера Ф. Друкера, Джозефа Макьярелло, Робина Шарма, Майкла Мескона, Майкла Альберта, Франклин Хедоури и др.
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Развитие трудовых ресурсов
Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров.
Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации. Если, например, в результате реализации такой программы производительность труда рабочих на сборке возрастает на 10% без увеличения заводской стоимости изделий, то доход на капитал, вложенный организацией в развитие людских ресурсов, гораздо выше этого показателя.
Ниже мы рассмотрим ряд методов, используемых для развития потенциала рабочей силы: профессиональную ориентацию, адаптацию в коллективе, оценку производственной деятельности, систему вознаграждений, профессиональную подготовку и обучение, продвижение по службе.
1.2 Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация — это общественная система, а каждый работник — это личность. Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний босс нового работника был человеком властным и предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать, что ему лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя его новый босс в действительности предпочитает устное общение. Таким образом, типичный член организации зачастую имеет определенные ожидания по поводу своей работы, которые до некоторой степени нереалистичны с точки зрения тех надежд, которые имеет организация в отношении этого работника. Проходит какой-то период притирки и адаптации, и постепенно человек лучше понимает, что ожидает от него организация, а руководство начинает понимать стремления и надежды своего нового работника.
Во время этого периода приспособления у человека через социальную адаптацию к организации вырабатывается новое отношение к работе. Эдгар Шейн определяет СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ «как процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях».
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные формальные методы адаптации работников в коллективе организации. В ходе неофициального общения, как отмечалось выше, новые работники узнают неописанные правила организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. Нормы, отношение к работе и ценности, принятые в неформальных группах, могут работать либо в поддержку, либо против официальных целей и установок организации.
Обсуждая вопрос о недостаточном внимании к социальной адаптации новых работников, профессор Ричард Паскаль и Энтони Атос говорят:
«Некоторых может удивить то, что „Дженерал Моторс“, считавшаяся в течение долгого времени одной из наиболее прогрессивных корпораций, почти до самого последнего времени не имела общекорпоративной программы набора и воспитания рабочей силы. Буквально тысячи молодых людей (будущих руководителей „Дженерал Моторс“) нанимались каждый год без какой-либо централизованной программы по набору и обучению. Большинство их нанимали местные заводы или отделения, которые просто отбирали тех, кто обратился в местные конторы найма. Не было никакой общей стратегии, структуры или системы для ее реализации, не было оценки обеспечения качественных результатов. В отличие от этого, многие японские корпорации уделяют значительное внимание процессу адаптации работников в своих коллективах».
Если руководитель не прилагает активных усилий для организации адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать, что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретенным на прежней работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также помнить и о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей адаптации, может оказаться для них просто шоком. Исследование в среде выпускников колледжа, поступивших на работу в крупную автомобилестроительную фирму, показало, что в отличие от тех, кто остался в компании, многие из ушедших из нее обнаружили, что большинство характеристик работы оказались хуже, чем они вначале ожидали.
1.3 Подготовка кадров
Организации имеют постоянную потребность в обеспечении высокой производительности труда работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого не достаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации. Необходимость проведения набора, собеседований, отбора и обучения рассмотрена в примере.
ПРИМЕР.
Управление людскими ресурсами в условиях быстрого роста фирмы Генеральные директора, вице-президенты по административным вопросам, руководители кадровых служб и все те, на ком лежит ответственность за поиск и наем работников в условиях быстрого роста фирмы, знают сколь трудна такая задача. Внутренние изменения, которые обычно могли занимать десять и более лет, приходится осуществлять немедленно, при этом растет число обычных проблем, появляются совершенно новые. «Набрать, провести собеседование, нанять, обучить. Набрать, провести собеседование, нанять, обучить, — повторите это 600 раз и вы кое-как представите какова наша жизнь», — говорит руководитель службы человеческих отношении одной из компании, число работников в которой ежегодно почти удваивается.
Положение осложняется еще и тем, что многие из быстрорастущих компаний молоды и неопытны в кадровых вопросах. К счастью, есть у них и ряд преимуществ — характерный для них энтузиазм и ясность перспективы, типичные для победителей, что может облегчить решение проблем и придать неопределенности некую привлекательность. Компании «Дейта Свитч», производящей системы коммутации и управления для ЭВМ, в 1981 г. было всего 4 года, когда ее объем сбыта резко возрос почти в три раза. В то время компания использовала неформализованную и децентрализованную процедуру найма работников — набор, собеседование и отбор проводили начальники отделов. В компании не было отдела кадров. Ее первая реакция на неожиданный бум заключалась в том, чтобы продолжать поступать так, как она действовала раньше. «Мы просто продолжали нанимать большее количество работников, чтобы удовлетворить спрос», — говорит Сиско (вице-президент компании «Дейта Свитч» по эксплуатации). Когда появились деньги, увеличили штат коммерсантов. По мере возрастания числа заказов, увеличивали численность производственников и, наконец, как бы спохватившись, компания начала создавать инфраструктуру для управления своим ростом. Лишь в апреле 1982 г., когда потребность в новых служащих приобрела критический характер (численность служащих в течение следующих восьми месяцев возросла со 139 до 250 человек), компания наняла начальника отдела кадров. Поиск достаточного количества нужных людей оказался одной из наименее сложных проблем нового начальника. «Когда компания растет такими темпами как наша, — говорит Давид Гольдштейн, начальник отдела кадров компании, — она выходит в „свет“, а это большой источник для набора рабочей силы».
Наиболее трудной проблемой для «Дейта Свитч» оказалась адаптация этого невероятного числа новых лиц в компании. «Я думаю, — говорит Гольдштейн, что нам удалось справиться с этой проблемой с помощью наших новых программ профориентации и информации. Хорошая информация — это ключ, то, что связывает людей воедино в период взрывного роста. Это не следует упускать из вида».
Сиско отмечает, что компания изложила на бумаге свои устные принципы организации, а сейчас она собирается опубликовать свой первый справочник для работника. Она также формализовала процедуру найма. Руководители отделов передают свои заявки в отдел кадров, который и проводит предварительную работу с кандидатами. Окончательный отбор проводится начальником заинтересованного отдела. «Наша нынешняя задача, — говорит Сиско, — найм на будущее». «Мы достаточно уверены в нашей способности к дальнейшему росту и сознательно приняли решение пригласить на работу в компанию руководителей, которые пошли бы дальше того рубежа, на котором находимся сейчас, — поясняет Сиско. — Это предполагает определенный компромисс между тем, что я могу им платить сейчас и что мне будет нужно завтра. Но если мы собираемся расти и дальше, я должен найти возможность взять этих людей». Пока что эта цель представляется достижимой. Совсем недавно «Дейта Свитч» заполучила высококвалифицированных директоров по производству, материально-техническому снабжению и обеспечению качества. «Это уже дает отдачу», — говорит Сиско, сияя. Компания «Майком Системе», занятая производством оборудования для передачи данных, которая входит в число 100 ведущих компаний и расположена в Чатсуорте, штат Калифорния, столкнулась с трудностями в привлечении и сохранении хороших сотрудников в условиях резкого развития наукоемких производств. Она решила справиться с конкуренцией, предложив своим служащим конкурентоспособную заработную плату и дополнительные льготы. Предложила программу льгот, действующую с первого дня поступления на работу — немедленное медицинское страхование, стоматологическая и глазная помощь, подарки к Рождеству стоимостью в 100 — 400 долл., база отдыха, занятия аэробикой, гитарой и английским языком для испанских и вьетнамских рабочих. Кроме того, некоторые работники административно-управленческого состава получали пособия для переезда, компенсацию по квартплате и льготное страхование жизни. Компания также реализовала ряд мероприятий по организации общения в коллективе, например, часто проводятся встречи различных слоев служащих, сплочению людей способствуют и два внутренних периодических издания для служащих.
«Это имело большое значение для сохранения служащих», — говорит Роберт Уивер, вице-президент компании по вопросам финансов и администрации, количество служащих у которого с 1978 до 1982 г. увеличилось с 40 до 775 человек.
Компания «Интерграф Корпорейшн», Хантсвилль, штат Алабама, выявила проблему, характерную для многих ее быстро развивающихся коллег: как повысить квалификацию управленческого состава в условиях увеличения численности подчиненных. «Люди просто приходили и говорили, что они не хотят работать руководителями, потому что не способны управлять таким большим количеством людей», — говорит Диана Мейпл, директор по кадрам. Компания, занятая в сфере систем автоматизированного проектирования и управления производством, справилась с ситуацией, разработав солидную программу подготовки кадров.
Компания «Шопсмит Инк.», производитель инструмента из Вандалии, штат Огайо, которая начала процветать около шести лет тому назад, допустила ошибку, прибегнув к большому набору сотрудников, чтобы справиться с возрастающим объемом сбыта, который удваивался каждый год, а также с возросшим объемом переписки, возникшей при переходе от системы сбыта через оптовиков на прямые продажи. «Мы были не слишком разборчивы, когда принимали народ, — признает президент Джон Фолкет. — Мы часто атаковали наши проблемы количеством, а не умением».
Компания не имела особых трудностей при наборе людей, она была сильным работодателем в экономически неразвитом районе, но зачастую нанимала не лучших людей или слишком много. Через некоторое время годовая текучесть кадров составила 20%. «У нас возникли проблемы учета. Вы принимаете еще шесть клерков и они приступают к работе, — поясняет Фолкет. — Но теперь у вас имеются эти шесть, да еще шесть, с которыми вы начинали, хотя, если бы все шло нормально, то с этой работой могли бы справиться всего четыре человека. Когда вы принимаете по 300 новых служащих в год (а в период бурного роста с 1978 по 1982 гг. компания увеличила число работающих с 211 до 1280 человек), вам иногда может потребоваться года два, чтобы осознать ошибку».
Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечении своей организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.
Значение обучения широко признано. К сожалению, многие руководители не осознают всех связанных с этим сложностей. Как отмечает один автор:
«К сожалению, иногда программы обучения разрабатывают и применяют без достаточного анализа и планирования, а обучение вводят лишь потому, что „все так делают“, и подражают при этом фирмам, использующим какие-то особые программы. Их копируют так, как будто это последний крик моды, не анализируя, действительно ли такой стиль соответствует потребностям конкретного случая».
Обучение полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.
Обучение — это большая, специализированная область. Специфические методы обучения весьма многочисленны, причем их нужно приспосабливать к требованиям профессии и организации. Некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, сводятся к следующему:
1. Для обучения нужна мотивация. Люди должны понимать цели программы, каким образом обучение повысит их производительность и, тем самым, их собственное удовлетворение своей работой.
2. Руководство должно создать климат, благоприятствующий обучению. Это подразумевает поощрение учащихся, их активное участие в процессе обучения, поддержку со стороны преподавателей, желание отвечать на вопросы. Важным моментом может оказаться и создание определенной физической среды. Некоторые организации предпочитают проводить обучение в специальных центрах, а не в помещениях своей организации.
3. Если навыки, приобретаемые посредством обучения, являются сложными, то процесс обучения следует разбить на последовательные этапы. Участник программы должен иметь возможность отработать на практике навыки, приобретенные на каждом этапе обучения, и уже только затем двигаться дальше.
4. Учащиеся должны почувствовать обратную связь по отношению к результатам обучения, необходимо обеспечить положительное закрепление пройденного материала. Это может происходить в форме похвалы или признания успехов со стороны преподавателя, либо, в случае компьютеризированных современных систем обучения, в виде непосредственной обратной связи при правильном решении задач, предложенных программой.
1.4 Оценка результатов деятельности
Следующим шагом после того, как работник адаптировался в коллективе и получил необходимую подготовку для эффективного выполнения своей работы, будет определение степени эффективности его труда. В этом заключается цель оценки результатов деятельности, которую можно представить себе как продолжение функции контроля. Процесс контроля предусматривает учреждение стандартов и измерение результатов для определения отклонения от установленных норм и при необходимости принятие корректирующих мер. Аналогичным образом, оценка результатов деятельности требует, чтобы руководители собирали информацию о том, насколько эффективно каждый работник выполняет делегированные ему обязанности. Сообщая эти сведения своим подчиненным, руководитель информирует их о том, как хорошо они справляются со своей работой и дает им возможность исправить свое поведение, если оно не соответствует принятому. Вместе с тем, оценка результатов деятельности позволяет руководству определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности.
В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ: ПОВЫШЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ, ПОНИЖЕНИЕ, ПЕРЕВОД, ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. Каждая организация должна выполнять оценку труда своего персонала для принятия административных решений о повышении, переводе и прекращении трудового договора. Продвижение по службе помогает организации, поскольку позволяет ей заполнять вакансии служащими, которые уже проявили свои способности. Оно помогает и служащим, поскольку удовлетворяет их стремление к успеху, достижениям и самоуважению. Продвижение по службе — отличный способ признания выдающегося исполнения работы. Однако при принятии решений о продвижении по службе руководство должно повышать только тех, кто имеет способности для эффективного исполнения обязанностей на новой должности. К сожалению, иногда повышают тех работников, которые хорошо исполняют свои нынешние обязанности, но не располагают потенциалом для эффективной работы в новой должности. Очень многие отделы сбыта впадали в ошибку, выдвигая отличного продавца на должность заведующего. В результате они теряли хорошего продавца и приобретали посредственного заведующего.
Перевод можно использовать, чтобы расширить опыт работника, а также в тех случаях, когда руководство считает, что он или она будут работать более эффективно на другой должности. Иногда перевод используется и в тех случаях, когда человек работает неудовлетворительно, но в связи с его большим стажем или прошлыми заслугами руководство считает, что прекращение трудового договора с ним было бы неэтичным. В такой ситуации перевод представляет собой понижение в должности, и бедняга оказывается на такой должности, где он или она еще могут приносить какую-то пользу, но не будут блокировать карьеру способному молодому работнику или фактически препятствовать реализации целей организации.
В тех случаях, когда работнику сообщили оценку результатов его труда и предоставили достаточные возможности для ее улучшения, но работник не хочет или не может работать по стандартам организации, трудовой договор с ним должен быть расторгнут во имя реализации целей организации. Какова бы ни была административная ситуация, ясно, что без эффективного метода оценки результатов деятельности невозможно принять обоснованное решение.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ. Оценка результатов деятельности нужна и для того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы. При должной постановке этого дела работник узнает не только достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его силой или слабостью и в каком направлении он может совершенствоваться.
МОТИВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ. Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, администрация может должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности. Систематическое положительное подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем. Информационные, административные и мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т. е. информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В одном исследовании было установлено, что более 90% компаний имеют ту или иную систему оценки результатов трудовой деятельности. Однако эффективность системы оценки определяется несколькими факторами. Для начала отметим, что наиболее часто работа подчиненного оценивается его непосредственным вышестоящим начальником. Поэтому он должен обладать способностью точно оценивать работу, не основывая свою оценку на личном отношении к подчиненному. Он должен также уметь довести эту оценку до подчиненного. Это может оказаться довольно трудным делом, когда работа плохая, особенно, если начальник никогда не проходил подготовки по технике общения. Из-за этих потенциальных проблем руководители могут выступать против формальных систем оценки результатов деятельности подчиненных.
Интенсивные исследования оценки результатов работы на фирме «Дженерал Электрик» привели к ряду важных выводов. Один из них заключается в том, что критика не является эффективным способом информирования подчиненных о недостатках в их работе. Критика часто вызывает защитную реакцию поведения. Подчиненный в этом случае более озабочен тем, чтобы защитить себя, а не сутью проблемы и не способами улучшения работы. Как писала одна группа авторов, «для достижения полезной оценки, нужно, чтобы работники были бы готовы к взаимному общению и хотели бы обсудить свою работу, не занимая оборонительную позицию». Для этого необходимо, чтобы руководитель создал спокойную, без каких-либо угроз обстановку, в которой его подчиненные могли открыто обсудить свои проблемы, связанные с результатами деятельности.
Руководитель должен четко понимать различие между критикой и оценкой работы. Критика представляет собой общение в одном направлении. Для эффективной информации и должной обратной связи руководитель должен разрешить двустороннюю конструктивную дискуссию по конкретным вопросам улучшения работы. Так, например, вместо того, чтобы сказать: «Последние два месяца ты работал отвратительно», можно сказать: «Джон, наша норма на отходы составляет 2% от используемого материала. В последний месяц у тебя отходы составили 5%. Как ты думаешь, почему это случилось?». Обратите внимание, что такая формулировка позволяет руководству определить, лежит ли причина в плохой работе данного работника или тут сказалось действие каких-то других факторов.
Второй вывод исследования «Дженерал Электрик» заключается в том, что метод выдачи подчиненным раз или два раза в год информации с оценкой их работы неэффективен. Ежегодно необходимо планировать проведение одной или двух официальных сессий по оценке результатов деятельности. Вместе с тем оценку необходимо выдавать всегда, когда это необходимо, ежедневно или так часто, как этого требует ситуация. Если подчиненный работает по новому краткосрочному проекту, то его работу нужно оценивать два или три раза в месяц. Если подчиненный не уверен в своих способностях, руководитель может обсуждать его успехи с ним раз в несколько дней, чтобы воспитать в нем уверенность в себе. С опытными, уверенными и проверенными работниками руководитель может беседовать по мере необходимости для поддержания контроля над ними.
Третий вывод исследования «Дженерал Электрик» заключался в том, что не следует обсуждать вопрос об оценке результатов деятельности и зарплате одновременно. Силу и слабость подчиненного лучше обсуждать на отдельных встречах с ним, а не вместе с административными мерами, касающимися зарплаты.
Дуглас МакГрегор настоятельно выступает в пользу оценки трудовой деятельности, ориентированной на результаты труда. Он утверждает, что традиционные оценки не являются адекватными, поскольку они сфокусированы на основных чертах характера, таких как инициатива, способность срабатываться с коллективом, надежность, отношения с людьми. Это вынуждает руководителя быть пристрастным, а не объективным. Вместе с тем, если подчиненному говорят, что у него плохие отношения в коллективе, то это несет очень мало информации о том, что же он или она делают не так как надо и что же надо делать иначе. Вместо этого, утверждает МакГрегор, руководитель и подчиненный вместе должны определить согласованные цели, которые будут использованы как стандарт для будущих оценок. Когда конкретные цели установить невозможно, руководитель должен выдать подчиненному информацию, в которой описывалось бы его желательное поведение, а не свойства характера или расплывчатые производственные цели. Для достижения максимальной точности оценки результатов трудовой деятельности желательно, чтобы собеседование носило двусторонний характер. Работник должен иметь возможность свободно обсуждать, почему его или ее работа не соответствует стандарту, что могло послужить причиной этого и что будет предпринято для исправления положения. И, наконец, руководитель должен пытаться воспринимать работу подчиненных как можно более объективно.
Когда, например, руководителя просят дать оценку своим подчиненным по каким-то свойствам их характера (надежность, отношения с людьми и т. д.), то в рейтингах проявляется эффект «ореола», т. е. какое-то лицо получает одни и те же оценки по всем свойствам характера, хотя какие-то черты у него ярче выражены, а какие-то нет.
Было также отмечено, что одни руководители имеют тенденцию давать всем высокие оценки, другие же, наоборот, — низкие, что еще больше снижает точность и полезность оценок работы.
Подготовка руководящих кадров
В оригинале — management development, т. е. подготовка с целью развития управляющих для улучшения работы, занятия новых должностей, в большей степени соответствующий понятию повышения квалификации для выполнения каких-либо четко сформулированных, специфических задач, зачастую входящих в обязанности в рамках занимаемой должности.
Подготовка сводится к развитию навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. На практике систематические программы подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к продвижению по службе. Для успешной подготовки руководящих кадров, как и для обучения вообще, нужны тщательный анализ и планирование.
Посредством оценки результатов деятельности организация прежде всего должна определить способности своих менеджеров. Затем, на основе анализа содержания работы, руководство должно установить — какие способности и навыки требуются для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных должностях в организации. Это позволяет организации выяснить, кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех или иных должностей, а кто нуждается в обучении и переподготовке. Решив все эти вопросы, руководство может разработать график подготовки конкретных лиц, намечаемых к возможному продвижению по службе или переводу на другие должности.
ПОДГОТОВКА РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ И МОТИВАЦИЯ. Подготовка руководящих кадров в основном ведется для того, чтобы руководящие работники овладели умениями и навыками, требующимися для реализации целей организации. Другим соображением, неотделимым от предыдущего, является необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня: профессионального роста, успеха, испытания своих сил. К сожалению, многие организации не предоставляют достаточных возможностей для удовлетворения таких потребностей путем повышения ответственности и продвижения по службе. Исследования показали, что выпускники министерских курсов обучения бизнесу отмечали большое расхождение между их личными ожиданиями на рост и продвижение по службе и тем, что им смогли предоставить в действительности. Если эти ожидания имеют для человека большое значение, то он обычно увольняется с такой работы. Нет необходимости говорить о нежелательности текучести управленческих кадров в силу высокой стоимости их найма и адаптации в организации. Замена такого служащего может обходиться в несколько его месячных окладов.
МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ. Подготовка управленческих кадров может проводиться путем организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате, молодой менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших уровней управленческой иерархии.
Японские организации прибегают к ротации гораздо чаще, чем американцы. Профессор Оучи, автор бестселлера «Теория Зет», говорит:
«В Японии фактически каждый отдел располагает кадрами, которые знают людей, проблемы и практику работы любой части организации. Когда требуется что-то скоординировать, обе стороны могут понять друг друга и прийти к сотрудничеству. Может быть наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних подразделений фирмы в другие, даже расположенные в разных географических местах. Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех ее служащих. Инженер-электрик с проектирования схем может быть направлен на производство или на сборку, техника каждый год могут переводить на новые станки или в другие подразделения, руководителей перемещать по всем отраслям бизнеса… Когда люди работают все время по одной специальности, у них возникает тенденция к формированию локальных целей, связанных только с этой специальностью, а не с будущим всей фирмы, у них нет тех знаний людей и проблем, которые позволили бы им оказывать эффективную помощь другим специалистам внутри своей организации.
Другим важным приемом является подготовка руководящих кадров в процессе, их работы. Некоторые фирмы поручают новым руководителям столь тривиальную работу, что они разочаровываются в ней. «Сознавая эту проблему отдельные компании, такие как „Ай Ти энд Ти“, „Проктер энд Гэмбл“, „Форд“ разработали программы, в соответствии с которыми перспективным новым руководителям с самого начала поручают достаточно ответственную работу, являющуюся испытанием их способностей, но, предположительно, приходящуюся им по силам. Обычно в начале такое назначение связано с ответственной оперативной деятельностью, а примерно через год предусматривает руководство постоянным подразделением».
В одном из исследований была установлена тесная связь между уровнем требований в процессе обучения новых менеджеров и их последующим продвижением по службе. Те лица, перед которыми с самого начала ставились более трудные задачи, выработали в себе более высокие рабочие качества и оказались лучше подготовленными к будущим задачам, чем те, которым давались менее сложные задания. Первая группа менеджеров и по службе продвигалась тоже быстрее.
Управление продвижением по службе.
В развитие программ по подготовке руководящих кадров в начале 70-х годов многие компании и консультационные фирмы разработали программы по управлению карьерой, т. е. продвижением по службе. Один из авторов определяет понятие управления карьерой как официальную программу продвижения работников по службе, которая помогала бы раскрывать все свои способности и применять их наилучшим, с точки зрения организации, образом. Программы управления продвижением по службе помогают организациям использовать способности своих работников в полной мере, а самим работникам дают возможность наиболее полно применить свои способности. коллектив руководящий управление Официальная программа управления продвижением по службе дает людям возможность воспринимать их работу в организации как «серию перемещений по различным должностям, способствующую развитию как организации, так и личности». Это имеет большое значение, поскольку исследования говорят о том, что люди обычно относятся к своей карьере достаточно пассивно. Они склонны к тому, чтобы важные решения об их карьере инициировались бы другими людьми, а не их собственными интересами, потребностями и целями. По мнению авторов публикаций и исследователей, работающих в этой области, результатом программ продвижения по службе является большая преданность интересам организации, повышение мотивации, производительности труда, уменьшение текучести кадров и более полное использование способностей работников.
ЖЕНЩИНЫ — РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ. Многие организации создали программы по подготовке руководящих кадров и продвижению их по службе, нацеленные на привлечение женщин в качестве источника пополнения управленческих кадров. В 1950 г. женщины составляли порядка 29,6% занятого населения и занимали приблизительно 13,8% руководящих и административных должностей. В 1979 г. их доля составила 40% всех работающих и они занимали порядка 24,6% таких должностей. Однако в настоящее время женщины в основном занимают должности в среднем и низшем звене управления. Как говорит профессор Уэнделл Френч, «основные причины такого непропорционального представительства женщин среди руководителей имеют глубокие корни в нашей культуре и выражаются в целом ряде предрассудков, сложившихся у мужчин-руководителей по отношению к женщинам». К таким предрассудкам относятся, например, следующие предположения: 1) женщины, выходя замуж, покидают работу; 2) женщины не будут работать, пока у них маленькие дети; 3) женщины неуютно чувствуют себя в мире мужчин, а когда они в него попадают, то мужчины начинают ощущать неудобства; 4) женщины — ненадежные работники, они слишком эмоциональны и могут сорваться в кризисной ситуации; 5) женщин-руководителей нельзя перевести в другой город, если их мужья имеют аналогичную или лучшую работу.
В большей своей части приведенные заявления основаны на старых предрассудках и дезинформации мужчин. Последние исследования прямо отвергают их или ставят под вопрос. Исследование, проведенное среди мужчин и женщин-руководителей предприятий розничной торговли, не показало значительного различия в таких стимулах труда, как престиж, чувство ответственности, зарплата, рост по службе, чувство удовлетворения. Еще одно исследование, охватившее 1000 руководителей-мужчин и 1000 руководителей-женщин, показало, что в принципе нет никаких особых различий в том, как они руководят. К установленным различиям относилось то, что женщины больше поддаются мотивации к работе, а мужчины более открыты и откровенны со своими коллегами.
Некоторые из программ, направленных на увеличение доли женщин-менеджеров и повышение эффективности их работы, предусматривают: 1) развитие должного понимания специфики поведения лиц обоего пола на рабочем месте; 2) оказание помощи женщинам в осознании некоторых психологических и социально-этических барьеров на пути к исполнению руководящих ролей; 3) обучение прямому и твердому стилю общения с мужчинами и женщинами; 4) обучение методам создания «сети поддержки» и развития основы власти в организации; 5) участие в традиционных программах подготовки административно-управленческих кадров.
Повышение качества трудовой жизни
Удовлетворение работника своим трудом
Одна из наиболее важных последних разработок в области управления человеческими ресурсами связана с созданием программ и методов повышения КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ. Дж. Р. Хекман и Дж. Ллойд Саттл определяют качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности через посредство их работы в этой организации».
В Соединенных Штатах внимание к проблеме качества трудовой жизни стимулировали несколько общественных и частных организаций, таких, как Национальный центр качества трудовой жизни, Институт труда Америки, Огайский центр качества трудовой жизни. Как говорит Саттл:
«Работники проявляют интерес не только к собственному развитию, но и к прямому участию в разработке организационных изменений, направленных на повышение качества трудовой жизни. Один из исследователей недавно установил, что более 2000 общественных и частных организаций, в том числе коммерческих и некоммерческих, а также власти штатов и муниципалитетов включились в различные официальные мероприятия, нацеленные на повышение качества трудовой жизни. Количество же отдельных заводов, учреждений и просто рабочих мест, участвующих в этих мероприятиях, видимо, во много раз больше».
Интерес к качеству трудовой жизни распространился и в других промышленных странах Запада.
Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:
1. Работа должна быть интересной.
2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда.
3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью.
4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.
5. Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их и работу.
6. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.
7. Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.
В соответствии с обследованием, проведенным Советом промышленной конференции, 80% американских рабочих заявляют о том, что они удовлетворены своей работой, причем треть из них (27%) весьма удовлетворены. Из 20% неудовлетворенных, 6,5% — очень не удовлетворены своей работой. Кроме того, как показано в примере, американские рабочие в большей мере удовлетворены своей работой, чем их японские коллеги. Качество трудовой жизни можно повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает и уже рассмотренные нами методы, в том числе децентрализацию власти, участие в вопросах руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программы управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе. Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации.
Совершенствование организации труда
В заключение рассмотрим вопрос реорганизации труда в целях повышения его качества. Многие из ранних идей науки управления вращались вокруг разработки задания таким способом, который позволял бы в максимальной степени использовать преимущества разделения труда, современной технологии и автоматики. По мере того, как американские рабочие становились все более экономически обеспеченными, изменялись образовательные, культурные и социальные ценности, промышленность стала испытывать затруднения, связанные с характером труда. Все большее количество людей находило, что узкоспециализированные, повторяющиеся операции вызывают утомление и потерю интереса. Возросли прогулы и текучесть кадров, появились даже случаи саботажа. Соответственно, прирост производительности, которого нормально было бы ожидать от узкой специализации, значительно снизился. Для решения этой проблемы ряд наиболее прогрессивных фирм начали экспериментировать с ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТРУДА для того, чтобы труд стал давать большее внутреннее удовлетворение и больше возможностей для удовлетворения высших потребностей человека — заинтересованности, самоутверждения и развития личности. Руководство при этом, конечно же, надеялось на то, что возросшая в результате таких изменений удовлетворенность своей работой приведет к повышению производительности и снизит убытки от прогулов, высокой текучести кадров и снижения качества.
РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА И ОБОГАЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ. Два наиболее широко применяемых метода реорганизации труда — это расширение объема работы и обогащение ее содержания.
ОБЪЕМ РАБОТЫ — это количество различных операций, выполняемых рабочим и частота их повторения. Объем называют узким, если рабочий выполняет лишь несколько операций и повторяет их часто. Типичным примером может служить работа на сборочном конвейере. Объем работы называют широким, если человек выполняет много различных операций и повторяет их редко. Объем работы банковского кассира обычно шире по сравнению с работой человека, занятого только вводом данных через клавиатуру в систему финансового учета.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПАНИИ ТОО «ТЕНГИЗШЕВРОЙЛ»
ТОО «Тенгизшевройл» было создано по соглашению Правительства Республики Казахстан и корпорации «Шеврон» в 1993 году для разработки месторождения Тенгиз. На сегодняшний день ТШО стала крупнейшей и самой безопасной компанией в Казахстане, основной продукцией которой является сырая нефть, газ и сера.
2.1 Цифры и факты деятельности по итогам первого квартала 2015 г.
Извлекаемые запасы нефти Тенгизского и Королевского месторождений составляют от 750 миллионов до 1,1 миллиарда тонн (6 — 9 млрд. баррелей). Общие разведанные запасы Тенгизского коллектора составляют 3 миллиарда тонн (26 млрд. баррелей) и 190 миллионов тонн (1,5 млрд. баррелей) в Королевском месторождении. Коллектор месторождения Тенгиз имеет ширину 20 км (12 миль) и длину 21 км (13 миль). В третьем квартале 2008 г. ТОО «Тенгизшевройл» (далее — ТШО) завершило проект Закачки сырого газа и Завода второго поколения (ЗСГ/ЗВП), в результате которого суточная добыча нефти достигла приблизительно 75 000 тонн или 600 000 баррелей и суточное производство природного газа — 22 миллиона кубических метров или 750 миллионов кубических футов.
В первом квартале 2015 года объемы добычи сырой нефти составили 7,1 миллионов тонн (56,7 млн. баррелей). ТШО экспортирует сырую нефть по различным маршрутам транспортировки. ТШО поставляет сырую нефть в Новороссийск по трубопроводу КТК, по железной дороге в Одессу, Тамань и Актау, далее в Батуми и Кулеви.
ТШО реализовал 350 тыс. тонн сжиженного газа и 1,86 миллиарда кубических метров сухого газа. ТШО реализовал 910 тыс. тонн серы, что составляет 146% от произведенных 628 тыс. тонн в течение того же периода. Успех реализации серы привел к сокращению объемов на серных картах Тенгиза до 8 тыс. тонн по состоянию на 31 марта 2015 г. ТШО реализует высококачественную серу четырех видов покупателям многих стран, преимущественно Средиземноморского бассейна и Центральной Азии, включая Казахстан, Россию, Украину и Китай.
С 2000 года ТШО инвестировал 3 миллиарда долларов США на проекты по снижению воздействия на окружающую среду. С 2000 года инвестиции, направленные на защиту окружающей среды, позволили уменьшить суммарный объем сжигаемого газа на факелах на 91%. В данный момент ТШО утилизирует более 99% газа. С 2000 года общий удельный объем выбросов в атмосферу на тонну добытой нефти уменьшился на 73%. Средний удельный объем выбросов ТШО на тонну добытой нефти в первом квартале 2015 года составил 2,07 килограмма. С 2000 года ТШО увеличил годовой объем добычи нефти на 154%. За период с 2000 по первый квартал 2015 года инвестиции в природоохранные мероприятия и модернизацию системы обеспечения надежности завода позволили ТШО достичь снижения количества технических сбоев на КТЛ на 90%, а также объемов сжигания кислого и сырого газа при технических сбоях на 95%.
С 1993 по первый квартал 2015 года прямые финансовые выплаты ТШО Республике Казахстан составили 106,9 миллиарда долларов США, включая заработную плату казахстанским сотрудникам, закупки товаров и услуг отечественных товаропроизводителей и поставщиков, платежи государственным предприятиям, выплаты дивидендов казахстанскому партнеру, а также в виде налогов и роялти, перечисляемых в государственный бюджет. В первом квартале 2015 года сумма прямых выплат Республике Казахстан составила 3 миллиарда долларов США. В 2014 году эта сумма составила 14,7 миллиардов долларов США. В первом квартале 2015 года ТШО приобрел товары и услуги казахстанских поставщиков на сумму более 680 млн. долларов США. С 1993 года ТШО закупил товаров и услуг казахстанских поставщиков на сумму 18,5 миллиарда долларов США.
Доля штатных казахстанских сотрудников ТШО составляет 86% по сравнению с 50% в 1993 году. Доля казахстанских руководителей среднего звена составляет 74% от общего числа руководящего состава. В результате постоянно действующих программ обучения и развития кадров все больше сотрудников выдвигаются на более ответственные должности.
С 1993 года ТШО направил более 986 миллионов долларов США на финансирование различных социальных проектов для населения Атырауской области и сотрудников. В 2015 году бюджет добровольной социально-инфраструктурной программы «Игилик» составит 25 миллионов долларов США, основная часть которого будет направлена на строительство детских садов и школ в г. Атырау и в Жылыойском районе. В 2015 году ТШО выделит на Программу социальных инвестиций свыше 1 миллиона долларов США, направленные на улучшение качества здравоохранения, образования и обучения в Атырауской области.
Четыре «Стратегические установки» задают направление деятельности ТШО с целью наиболее эффективного использования средств и улучшения финансовых результатов. Деятельность и планы направлены на успешное решение задач по каждой Стратегической установке. (рис 2.1)
Стратегические установки компании ТШО
2.2 Вклад в работников
В ТШО давно и прочно утвердилась практика предлагать работникам компании социальный пакет, являющийся одним из лучших в Казахстане. Программа предлагает беспроцентные жилищные ссуды, софинансирование банковских вкладов, пособия членам семей и оздоровительные выплаты.
2.2.1 Общественные объединения и коллективные договоры
ТШО уважает права работников на объединение в профсоюзы и свободный выбор общественного объединения, представляющего их коллективные интересы перед работодателем. Первый коллективный договор в ТШО был подписан в 1996 году, и с тех пор руководство компании постоянно работает в тесном контакте с представителями трудового коллектива для обсуждения и внесения изменений в коллективный договор.
В 2010 году компания дополнила предлагаемый работникам социальный пакет, подписав новый коллективный договор. Среди ключевых аспектов программы найма работников следует отметить высокий уровень зарплаты, премии по итогам работы, возможность прохождения стажировок за рубежом и программы подготовки специалистов на уровне лучших международных стандартов. Тот факт, что с 2008 года бюджет расходов ТШО на обучение сотрудников вырос на 131% с 3,6 до 8,3 млн. долларов США в 2012 году, весьма красноречиво отражает внимание, уделяемое компанией вопросам повышения квалификации работников.
ТШО также поощряет практику заключения коллективных договоров у подрядных организаций. В результате, более 30 компаний, работающих с ТШО, заключили коллективные договора с сотрудниками, которые были зарегистрированы в Департаменте по контролю и социальной занятости по Атырауской области.
2.2.2 Жилищные ссуды
Многие годы программа жилищного кредитования путем выдачи беспроцентных ссуд на приобретение жилья и улучшение жилищных условий является фирменным брендом ТШО. За все годы действия данной программы с апреля 2010 года выдано более 500 жилищных ссуд на общую сумму свыше 59 млн. долларов США, что реально помогло работникам улучшить качество их жизни.
Сотрудники, которым ранее было трудно получить кредит на приобретение жилья, сегодня имеют возможность воспользоваться жилищной ссудой, при этом не платить традиционно высокий процент за ипотеку, как это обычно бывает с кредитами банков. Эта программа является одной из самых популярных и востребованных у работников компании. Выплатив ссуду, многие вновь обращаются, чтобы получить вторую.
2.2.3 Медицинское страхование
В 2012 году большинство медицинского страхования всех национальных работников ТШО и членов их семей обеспечивалось страховыми компаниями Республики Казахстан. Общее количество застрахованных составило 6 000 человек. ТШО покрывает стандартный пакет услуг для всех работников компании.
2.2.4 Программа софинансирования банковских вкладов
В ТШО существует программа, имеющая целью поощрение работников, размещающих свободные денежные средства на банковских депозитах. Работник может положить до 10% своей ежегодной зарплаты на специальный банковский счет, при этом ТШО пополняет счет еще на 3% от оклада. В течение срока вклада, составляющего 3 года, его сумма существенно растет за счет высокого процента премии и капитализации. По окончании срока работник вправе снять всю сумму и использовать по своему усмотрению. Размер софинансирования вклада со стороны ТШО увеличивается в течение всего срока действия программы.
2.2.5 Поддержка здорового образа жизни
В ТШО есть ряд программ, которые призваны помочь работникам заботиться о собственном здоровье и здоровье членов их семей. Работники ТШО могут выбирать по своему усмотрению сертификаты медицинского страхования из числа предлагаемых рядом ведущих казахстанских агентств медицинского страхования. Работающие вахтовым методом имеют возможность воспользоваться услугами клиник, расположенных на территории Тенгиза, оборудованных современной медицинской техникой. Здесь они могут пройти ежегодный медосмотр, а также получить другие виды медицинских услуг, включая скорую медицинскую помощь. Специалисты, работающие на месторождении, имеют доступ к прекрасным тренажерным залам и спортивным площадкам. В течение года в Тенгизе организуется и проводится множество массовых спортивных мероприятий, соревнований, направленных на пропаганду здорового образа жизни. Сотрудники в г. Атырау имеют возможность воспользоваться абонементами, большую часть стоимости которых покрывает ТШО, для посещения современных фитнес-залов и физкультурно-оздоровительных центров. Кроме того, многие охотно принимают участие в традиционном марафоне «Желаяк», инициаторами которого выступили работники ТШО.
В 2014 году ТШО организовал два турнира по волейболу, три турнира по мини-футболу и два по баскетболу среди нефтегазовых компаний. В соревнованиях принимали участие 33 футбольных и 14 волейбольных команд. Общее количество составило свыше 730 участников в г. Атырау и в Тенгизе.
2.3 Развитие кадров
ТШО готовит высококвалифицированных специалистов, способных решать поставленные задачи. Для этой цели разработан серьезный план подготовки и повышения квалификации работников, который включает техническое обучение, компьютерные курсы, тренинги для руководителей, по межличностному общению, организационной работе и языковые курсы. За последние десять лет расходы компании на обучающие программы для персонала составили 46 млн. долларов США. Программы развития персонала в ТШО позволяют успешно продвигать национальные кадры на позиции ведущих специалистов с повышенным уровнем ответственности и квалификации. Иностранные специалисты сегодня составляют 13%, в то время как граждане Казахстана — 86% от всей численности персонала ТШО. Среди менеджеров и руководителей среднего звена национальные кадры составляют 75%. За последние пять лет 91 казахстанский специалист был выдвинут на позиции менеджеров, руководителей среднего звена и ключевые инженерно-технические должности, заменив иностранных работников. Среди таких назначений следует отметить генерального менеджера стратегического планирования, менеджера по налогообложению, начальника завода, менеджера казначейства, категорийного менеджера отдела сети поставок, руководителя контрольно-ревизионной группы и начальника группы отдела ТБ и ООС. В основе успеха ТШО лежит высокий профессионализм работников и подрядчиков. При найме на работу, в первую очередь, предоставляется возможность трудоустройства местных жителей. Компания создает условия работы на мировом уровне, обеспечивая хорошим социальным пакетом и создавая максимально комфортную позитивную атмосферу в коллективе. ТШО постоянно работает над совершенствованием программ по подготовке кадров с целью стимулирования профессионального роста сотрудников для достижения поставленных перед предприятием задач. Ежегодно более 200 сотрудников выезжают заграницу на стажировки по специальности, а наиболее талантливые специалисты получают возможность поработать длительное время за рубежом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным параметром задачи менеджера — сделать труд продуктивным, а работника — ориентированным на достижения. Нам очень малоизвестно об этом параметре. Конечно, существует множество легенд и преданий, но солидные и серьезные знания на этом поприще отсутствуют. Мы точно знаем, что сегодня труд и рабочая сила находятся в процессе больших перемен, которые по масштабу намного превосходят любые перемены, произошедшие после промышленной революции двести лет назад. Нам известно, что, как минимум, в развитых странах нам просто необходимы радикально новые подходы к анализу, синтезу, контролю над трудом и производством, к должностной структуре, трудовым отношениям, структуре экономических вознаграждений и властных отношений; к расширению ответственности работника. Мы знаем наверняка, что нужно отказаться от управления персоналом как «центром издержек» и начать управлять им как совокупностью личностей.
1. Друкер, Питер, Ф., Макьярелло, Джозеф А. Д76 Менеджмент.: Пер. с англ. — М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. — 704 с.:
2. Менеджмент: учеб. для бакалавров по направлению «Менеджмент» / Е. В. Песоцкая, О. В. Русецкая, Л. А. Трофимова; под ред. А. Н. Петрова; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — Москва: Юрайт, 2011. — 641 с.
3. Мескон, М. Х. Основы менеджмента/М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. — М.: «И.Д.Вильямс», 2010.
4. Менеджмент: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и по направлению 521 600 Экономика / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Экономистъ, 2008. — 669 с.
5. Дафт Р. Л. Менеджмент: для слушателей программ МВА: Пер. с англ. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 863 с.
6. Менеджмент: учебник для бакалавров / [Алексеев А.Н. и др.]; под ред. И. Н. Шапкина. — Москва: Юрайт, 2012. — 690 с.
7. Менеджмент: учеб. по направлению и специальности «Менеджмент» / [Алексеев А.Н. и др.]; под общ. ред. И. Н. Шапкина. — Москва: Юрайт, 2011. — 690 с.
8. Менеджмент: учеб. по специальности «Менеджмент орг.» / [М.Л.Разу (рук.) и др.]; под ред. М. Л. Разу; Гос. ун-т упр. — Москва: КноРус, 2008. — 472 с.
9. www.tengizchevroil.com
10. ЯкоккаЛи. Карьера менеджера. Мн.: Попурри, 2009.
11. Дейл Карнеги. Шесть способов располагать к себе людей.
12. Глухов В. В. Менеджмент: учеб. для студентов экон. специальностей вузов / В. В. Глухов. — 3-е изд. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2010. — 600 с.
13. Менеджмент: [учеб. пособие] / В. М. Макаров, Г. В. Попова. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2011. — 256 с.