Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социальная защита населения и социальное обеспечение РФ. Пути совершенствования

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальная политика Управления Министерства Здравоохранения и социального развития в Ульяновской области по Карсунскому району направлена, в значительной степени, на решение проблем ветеранов, граждан пожилого возраста. Одним из положительных моментов социальной политики Карсунского района является тот факт, что ни один из ветеранов не состоит на учете в Департаменте как малоимущий гражданин… Читать ещё >

Социальная защита населения и социальное обеспечение РФ. Пути совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава 1. Социальная защита населения и социальное обеспечение РФ. Пути совершенствования

1.1 Понятие и сущность системы социальной защиты населения

1.2 Роль социальной работы в защите населения

1.3 Система социальной защиты населения и ее структура Глава 2. Анализ деятельности социальной защиты населения и социального обеспечения в РФ на примере УМЗиСР Ульяновской области по Карсунскому району

2.1 Краткая характеристика организации

2.2 Предоставление ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсаций на оплату твердого топлива (дрова, уголь)

2.3 Анализ деятельности Управления Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району за 2012;2014 гг.

Глава 3. Пути совершенствования Закона Ульяновской области от 9 января 2008 года № 10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области»

Заключение

Список использованных источников

Введение

Выпускная квалификационная работа написана по теме: «Социальная защита населения и социальное обеспечение РФ. Пути совершенствования».

Актуальность темы

: сфера социального обеспечения — это основа человеческого развития, человек не может развиться без прохождения через данную область. Ввиду этого государство, осознавая всю важность социального обеспечения, стремится урегулировать данную область общественных отношений. Несмотря на это в области регулирования услуг в сфере социального обеспечения складывается ситуация, когда данное регулирование противоречит основным принципам и установлениям права, что не может не заинтересовать исследователя. Кроме того, выбор данной темы обуславливается возможностью совершенствовать социальное обеспечение РФ.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ теории и практики социального обеспечения и социальной защиты населения и разработка мер по совершенствованию и развитию видов и форм социальной поддержки граждан в Российской Федерации.

В процессе достижения данной цели ставятся задачи:

1. Изучить понятие и сущность системы социальной защиты населения.

2. Рассмотреть роль социальной работы в защите населения.

3. Выявить пути совершенствования социальной защиты РФ.

При написании работы было использовано множество различной литературы, включая Конституцию РФ, нормативные акты, а так же методические материалы по праву и организации социального обеспечения.

Объектом исследования является Управление Министерства здравоохранения и социального развития в Ульяновской области по Карсунскому району. Анализируемый период 2012;2014 гг.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе работы рассматриваются теоретические основы органов социальной защиты населения и социального обеспечения в РФ.

Во второй главе рассмотрен анализ организации социального обеспечения на примере Управления Министерства здравоохранения и социального развития в Ульяновской области по Карсунскому району, а также представлена краткая характеристика организации.

В третьей главе рассмотрены пути совершенствования Закона Ульяновской области от 9 января 2008 года № 10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области».

Глава 1. Социальная защита населения и социальное обеспечение РФ. Пути совершенствования

1.1 Понятие и сущность системы социальной защиты населения Право граждан РФ на социальную защиту закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [1, ст. 7]

Социальная защита населения — это совокупность социальноэкономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни. Социальная защита населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основными предпосылками развития социального обеспечения является:

1. Изменение форм собственности;

2. Изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества;

3. Потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и др.);

4. Социальное расслоение общества;

5. Обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека. [23, с. 124]

Основные цели социальной защиты населения — избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международно-правовых пактах о правах и свободах граждан.

Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

1. Первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

2. Перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях. Необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

3. Повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;

4. Усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т. д.;

5. Обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

6. Максимальный учет принципа социальной справедливости и др. [21, с. 96].

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1. Социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2. Неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

— государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

— частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Центральным субъектом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите — одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основные формы социальной защиты:

— законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

— регулирование доходов и расходов населения;

— социальное страхование;

— социальное вспомоществование;

— социальные услуги;

— целевые социальные программы. [ 26, с. 37 ]

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

1. Принцип поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания важных государственных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;

2. Принцип заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

3. Принцип патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В Российской Федерации вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемым экономическим и позитивным социальным результатам. В Российской Федерации льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. Лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения.

Таким образом, решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

— доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;

— реформирования пенсионной системы;

— упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

— соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;

— создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

— воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

1.2 Роль социальной работы в защите населения Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) Вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) Комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

Социальная работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

Принципы социальной работы:

— методологические — сознания единства личностного подхода;

— взаимодействия всех социальных институтов;

— контроля исполнения;

— содержательные, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности.

Функции социальной работы:

1) Нравственно-гуманистические;

2) Рекламно-пропагандистские.

В России оформление социальной работы, как профессионального института стало происходить в конце 1980;х годов, когда специалисты среднего звена — социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия — специалист по социальной работе, и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания. В 1994;96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб. С 1995 г. принимаются Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В развитие этих законодательных актов принимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения. Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности.

Основные направления социальной работы:

— социальный надзор (контроль) и профилактика — форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора — законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, социальный (неформальный) надзор); объекты — процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это — домаинтернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школыинтернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т. п.).

— социальная реабилитация — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации — восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макрои микро уровнях).

— социальная интеграция — процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

— социальная реинтеграция — процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Социальные службы — государственные, муниципальные и негосударственные органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу. [26, с. 429] К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в России функционируют следующие социальные службы:

— пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;

— социально-бытового обслуживания;

— материальной помощи;

— социального обслуживания на дому;

— специализированного стационарного социального обслуживания;

— протезирования;

— технических средств реабилитации;

— специального транспортного обслуживания;

— медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

— медико-социальных, социально-психологических и социальнопедагогических услуг различным группам населения;

— детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;

— специальные профессиональные образовательные учреждения;

— поддержки семьи, женщин и детей;

— реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;

— по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам;

— по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т. п.;

— другие. [24, с. 112]

Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли — социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

В течение последних лет в России социальная работа как институт, ее технологии, организационные формы претерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные, прежде всего, экономические трудности растет число социальных учреждений. Ниже приведены результаты изучения обеспеченности населения социальными услугами, а также инновационных подходов в социальном обслуживании населения, представленные в марте 2007 г. на Всероссийской конференции «Реальная социальная политика в период модернизации в России» д.и.н., профессором Е. И. Холостовой. [26, с. 27]

По данным этого автора, за последние года в России численность учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составляет в настоящее время около 2300 учреждений, предоставляющих более 23 млн. различных видов социальных услуг.

Быстрыми темпами развиваются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями — их численность выросла в 2 раза.

Появились новые типы учреждений: кризисные центры для женщин, центры для мужчин, центры для несовершеннолетних мам. Однако нормативы обеспеченности населения социальными услугами остаются низкими. Так, обеспеченность населения социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних детей в среднем по России составляет — 6,7%. Обеспеченность социальными приютами составляет 10,4%, центрами помощи семье и детям — 6,4%, домами-интернатами для пожилых людей и инвалидов — 60%. Уровень удовлетворенности населения различными видами социальных услуг имеет существенную дифференциацию по субъектам Российской Федерации. В столице и регионах постоянно ведутся поиски наиболее приемлемых для конкретных условий форм и методов социальной работы. В Москве, к примеру, ведется интересный проект по восстановительной юстиции, задачей которой является не наказание подростков, совершивших правонарушение, а примирение его с жертвой и возмещение ущерба.

Эта новая область социальной работы. Ее цель — не карательное наказание и не уход от ответственности, а поиск таких форм, при которых в одинаковой степени достигаются цели удовлетворения потребностей жертвы, правонарушителя и общества. Это особенно важно еще и потому, что речь идет о подростках, а их социализация еще не завершена, и способ, которым общество отреагирует на совершенное им правонарушение, впрямую определит дальнейшую траекторию его вхождения в социальную жизнь. Одной из важнейших современных составляющих социальной защиты населения, ведущим направлением государственной политики в этой сфере является создание, поддержание и развитие реабилитационной индустрии.

1.3 Система социальной защиты населения и ее структура Термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания. Как следствие этого, в научной литературе высказываются разные мнения по вопросу об основных блоках и составных частях системы социальной защиты населения.

Система социальной защиты населения в Российской Федерации, состоит из четырех основных блоков:

1.Система социального обеспечения;

2.Система социального страхования (обязательного и добровольного);

3.Система социальной помощи (поддержки), включающей в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также его негосударственный благотворительный сектор;

4.Блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты, таких как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот, скидок, субсидий и компенсаций.

Рассмотрим подробнее каждый блок, который в свою очередь является подсистемой системы социальной защиты населения.

1. Социальное обеспечение — государственная система материального обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми.

Социальное обеспечение — система социально-экономических мероприятий, гарантирующих материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца, обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что наличие сбалансированных систем социального страхования является важнейшим условием эффективной системы социальной защиты населения, способствует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе. Система включает в себя комплекс мер, принимаемых государством по обеспечению и обслуживанию граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и других жизненных ситуациях, когда они не могут использовать свой труд для систематического получения дохода.

Социальное обеспечение предоставляется в денежной (в виде пенсий, пособий) и натуральной (в виде социального обслуживания) формах.

Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации — перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1 января 2002 года введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты пенсий.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателейстрахователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации играет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством.

Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионного обеспечения граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.

Основными видами социального обслуживания являются:

— материальная помощь;

— социальная помощь на дому;

— социальное обслуживание в стационарных учреждениях; предоставление временного приюта;

— организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

— консультативная помощь;

— реабилитационные услуги.

В настоящее время в России, в связи с переходом к рыночной экономике, на базе концепций и программ, утверждённых правительством РФ, создана новая государственная система социального обеспечения.

Сущность новой для России отрасли — социального обслуживания определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Реализация направлений по социальному обеспечению гарантирована Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195 ФЗ от 10.12.95 г. с изменениями от 22 августа 2004 года, где даны основные понятия, принципы социального обслуживания, полномочия органов государственной власти субъектов РФ, общие основания для бесплатного обслуживания.

Большое значение имеет определение законом понятия «трудная жизненная ситуация», служащего основным признаком для оказания социальных услуг. Это ситуация, которая, во-первых, объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определённого места жительства и т. п.) и, во-вторых, которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Наиболее рельефно гуманитарный облик государства просматривается в области социального обеспечения и социального обслуживания инвалидов, пожилых людей, людей с ограничениями жизнедеятельности. В России насчитывается около 10 млн. людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Среди них, по официальным данным, 600 тыс. детейинвалидов.

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитию услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий проживания в них. [9, 321 c.]

Главной целью бытового обслуживания является максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также защита их прав и законных интересов, обеспечения их участия в посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.

2. Система социального страхования (обязательного и добровольного) — система отношений по распределению и перераспределению национального дохода. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование — основной организационно — правовой механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества. Система обязательного социального страхования включает пенсионное, медицинское и социальное страхование. Каждый вид страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определённого вида социального риска.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения является важнейшим условием эффективной системы социальной защиты населения, способствует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе.

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России активно идет процесс формирования системы социального страхования.

Социальное страхование — система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. Социальное страхование определяется также как система денежных пособий по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В Российской Федерации существует четыре вида обязательного социального страхования:

1) пенсионное страхование;

2) медицинское страхование;

3) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

4) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Социальное страхование выполняет функции компенсации социального риска. Риск — это состояние неопределенности при принятии управленческих решений. Понятие «риск» — базообразующее при формировании, модернизации, реформировании системы социальной защиты. Социальный риск может привести или уже привел к полной или частичной потере индивиду, социальной группе, в целом населению возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» существуют следующие виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье или профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости и потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Фонд социального страхования РФ — специализированное финансовокредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования на всей территории РФ. Является юридическим лицом. Денежные средства и имущество Фонда находятся в федеральной собственности.

Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет:

— обязательное государственное страхование;

— обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов);

— обеспечение пособиями, связанными с материнством;

— обеспечение пособиями, по беременности и родам, — при рождении ребёнка;

— по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности;

— дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьмиинвалидами;

— обеспечение социальными пособиями на погребение;

— санаторно-курортное лечение работников и детей;

— оплата содержания детей в оздоровительных лагерях;

— страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— пособия по временной нетрудоспособности (по больничному листку) в связи с получением трудового увечья;

— единовременная страховая выплата;

— ежемесячные страховые выплаты;

— дополнительные расходы на медицинскую, социальную профессиональную реабилитацию пострадавших;

— санаторно-курортное обслуживание льготной категории граждан (122 ФЗ);

— обеспечение льготной категории граждан бесплатным проездом к месту лечения;

— обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

В современных условиях России в социальном страховании важнейшее значение имеет страховой полис обязательного медицинского обслуживания, представляющий собой документ, удостоверяющий право гражданина получать медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях за счёт фондов обязательного медицинского страхования. Особая важность этого вида социального страхования объясняется обездоленностью большинства населения страны.

Специфика социального страхования заключается в том, что оно является формой социальной защиты экономически активного населения от различных социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Социальное страхование, как и любое страхование, вообще выполняет функции не только компенсации социального риска, то есть преодоления неблагоприятных последствий тяжелой материальной ситуации, но и ее предупреждения. В этом главное отличие социального страхования от социального обеспечения, которое предоставляется только в неблагоприятных ситуациях.

Ученые справедливо отмечают, что разработка проблем социального страхования давно признана мировым сообществом в качестве приоритетных целей социальной политики и дает методологический ключ к построению надежных и высокоэффективных систем социальной защиты населения.

3. Система социальной помощи (поддержки) включает в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также негосударственный благотворительный сектор. Социальная помощь — поддержка в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению.

Социальная помощь направлена на повышение жизненного уровня малообеспеченных и уязвимых групп населения.

Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся.

Сегодня каждый пятый житель России находится в пенсионном возрасте. До 80% пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи и социальных услугах. [23, 2 c.]

К социальным субъектам социальной помощи относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; труженики тыла во время ВОВ; одинокие пожилые люди, вдовы и матери военнослужащих, погибших в ВОВ и других войнах в мирное время; бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные; семьи, имеющие детейинвалидов; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); безнадзорные дети и подростки; многодетные семьи; беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений и другие уязвимые категории населения.

Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. В ст. 16−24 гл. III рассматриваются формы социального обслуживания на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание (в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания); социально-консультативная помощь.

В ст. 24 установлены размеры и порядок оплаты надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания.

В настоящее время государство в лице Президента, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации инициирует социальную поддержку инвалидов. Приняты Указы Президента:

— указ Президента РФ № 685 от 6 мая 2008 г. «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов»;

— указ Президента РФ от 13 мая 2008 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами».

4. В систему социальной защиты населения входит блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций (преимуществ, льгот) и форм социальной защиты, таких как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот, скидок, субсидий и компенсаций.

Индексация как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.

Зарубежная и отечественная практика показывает, что индексация осуществляется двумя способами:

1. Путём увеличения доходов на определённый процент через определённое время (раз в год, раз в квартал);

2. Путём корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент.

Как правило, индексируются все виды денежных доходов граждан (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных).

Выплаты по индексации осуществляются за счёт государственного и местного бюджетов, за счёт средств общественных организаций и средств предприятий и учреждений, работающих на коммерческой основе, что должно быть предусмотрено при подписании коллективных договоров.

Другим методом регулирования уровня жизни людей является компенсация. Она означает возмещение расходов тех или иных слоёв и групп населения органами власти вследствие наступающего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов, катастроф (землетрясения, наводнения, и т. д.). В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной, систематической поддержки людей. Исполнительные органы оказывают такого рода социальную помощь исходя из наличия финансовых средств.

Каждый из этих способов регулирования доходов имеет свои плюсы и минусы. Предпочтение одному из них отдаётся в зависимости от сложившейся ситуации в стране, экономических (финансовых) возможностей, целей и задач проводимой государственной социальной политики.

Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства. Говорить о перерастании системы социального обеспечения в нашей стране в более широкую универсальную социально-экономическую систему социальной защиты населения сейчас еще преждевременно, поскольку общественная практика пока не дает оснований для такого вывода и, кроме того, возможности систем социального обеспечения обществом полностью не исчерпаны. В связи с этим представляется правильным утверждение В. Ш. Шайхатдинова о том, что «социальная защита населения является базовой категорией науки права социального обеспечения, включающей в себя общественные отношения по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения». [22, 67 с.]

Глава 2. Анализ деятельности социальной защиты населения и социального обеспечения в РФ на примере УМЗиСР Ульяновской области по Карсунскому району

2.1 Краткая характеристика организации Управление Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району создано для реализации в пределах своей компетенции единой государственной политики в сфере социальной поддержки населения на территории Карсунского района Ульяновской области.

Сокращенное наименование Управления: УМЗиСР Ульяновской области по Карсунскому району.

Управление в пределах своей компетенции является правопреемником Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Карсунскому району по всем правам и обязанностям.

Управление обладает правами юридического лица и имеет самостоятельный баланс, лицевые и иные счета, предусмотренные законодательством, гербовую печать со своим наименованием, а также иные печати, штампы и бланки установленного образца.

Управление Министерства здравоохранения, социального развития Ульяновской области по Карсунскому району в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, уставами и законами Ульяновской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства Ульяновской области и иными нормативно-правовыми актами Ульяновской области, приказами и распоряжениями Министерства.

Управление с целью осуществления единой социальной политики координирует деятельность учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения на соответствующей территории в установленном порядке.

Финансирование деятельности Управления осуществляется из областного бюджета Ульяновской области главным распорядителем средств — Министерством в пределах бюджетной сметы, учрежденной на текущий год.

Место нахождения (юридический адрес) Управления: 433 210, Ульяновская область, Карсунский район, р.п. Карсун, ул. Тельмана, 10.

Основными задачами Управления в пределах его компетенции являются:

— реализация государственной политики в сфере социальной поддержки населения;

— обеспечение предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

— осуществление мер по реализации основных направлений государственной семейной политики, улучшения демографической ситуации, профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;

— оказание информационно-консультативных услуг населению, осуществление работы с обращениями граждан и прием населения;

— обеспечение исполнения федерального и областного законодательства в сфере социальной политики.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1. В области социальной поддержки населения:

— предоставляет меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством;

— назначает и выплачивает пособия, компенсации, жилищные субсидии и другие социальные выплаты, установленные законодательством на соответствующей территории;

— оказывает государственную социальную помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в порядке и размерах, установленных нормативно-правовыми актами Ульяновской области;

— принимает участие в реализации федеральных, областных целевых программ.

2. В области социальной защиты ветеранов войны и труда, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, граждан, пострадавших от воздействия радиации, пенсионеров, инвалидов, граждан пожилого возраста:

— реализует систему социальных гарантий, установленных законодательством для ветеранов войны и труда, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, граждан, пострадавших от воздействия радиации, пенсионеров, инвалидов, граждан пожилого возраста;

— проводит мониторинг с целью разработки мер по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов на соответствующей территории;

— содействует в оформлении документов лицам, нуждающимся в устройстве в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, осуществляет обследование их семейного и материально-бытового положения.

3. В сфере реализации государственной семейной политики:

— организует межведомственное взаимодействие между учреждениями социального обслуживания и другими организациями и службами, уполномоченными в сфере реализации основных направлений государственной семейной и демографической политики, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также общественными объединениями и организациями, занимающимися решением проблем семьи, женщин и детей, по вопросам профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства;

— осуществляет меры по социальной поддержке семьи, женщин и детей;

— координирует действия социальных служб по оказанию адресной помощи семье и детям.

4. В области опеки и попечительства и патронажа:

— устанавливает опеку и попечительство в отношении лиц, признанных в судебном порядке ограниченно дееспособными, недееспособными, и выдает опекунское удостоверение;

— осуществляет подбор и учет граждан, желающих стать опекунами и попечителями;

— отражает и отстраняет опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей;

— оказывает содействие опекунам и попечителям, проверяет условия жизни подопечных, соблюдение опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечение сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований по осуществлению их прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

5. В области правового обеспечения:

— осуществляет защиту прав и имущественных интересов управления судебных и административных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— оказывает правовую помощь гражданам и организациям;

— в пределах своей компетенции осуществляет комплекс мер по защите информации.

Управление в пределах своей компетенции имеет право:

— принимать участие в разработке федеральных региональных программ, выработке мер и способов государственной поддержки населения;

— запрашивает в установленном порядке у органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и граждан документы, материалы и иную информацию, необходимую для осуществления функций Управления;

— освещать в СМИ вопросы, отнесенные к ведению Управления;

— осуществлять иные права в соответствии с законодательством;

— выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством РФ.

Управление возглавляет начальник Управления Абрамова Е. С., которая назначается на должность и освобождается от должности УМЗиСР Ульяновской области. На время отсутствия начальника Управления его обязанности исполняет один из начальников отдела в соответствии с распоряжением начальника Управления. Начальник Управления несет персональную ответственность за полное и своевременное выполнение возложенных на Управление задач, осуществление полномочий.

Управление создается, ликвидируется и реорганизуется в установленном законодательством порядке.

2.2 Предоставление ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсаций на оплату твердого топлива (дрова, уголь) Ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ назначается гражданину на срок, в течение которого он относится к категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.

Ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ предоставляется заявителю по месту его жительства (пребывания) на территории Ульяновской области. Предоставление заявителю денежной компенсации на оплату ЖКУ по месту пребывания допускается при отсутствии регистрации по месту жительства. Предоставление получателю денежной компенсации на оплату ЖКУ осуществляется на основании:

1. Заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ с указанием состава семьи и способа перечисления ежемесячной компенсации на оплату ЖКУ (на лицевой счет получателя, открытый в кредитной организации или через Почту России);

2. Документов, удостоверяющих личность получателя и членов его семьи, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (паспорт, свидетельство о рождении ребенка и других документов, удостоверяющих личность);

3. Справки, выданной должностными лицами, ответственными за регистрацию жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищного фондов;

4. Документов, подтверждающих право получателя на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (удостоверения, справки, свидетельства);

Назначение получателю денежных компенсаций на оплату ЖКУ производится территориальным органом с даты подачи заявления.

Расчет размера ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ производится расчетными организациями ежемесячно на основании реестра предоставляемых территориальными органами сведений о начислении за предыдущий месяц суммах платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в разрезе коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, а также о лицах, зарегистрированных по данному адресу, которые предоставляются ежемесячно в срок до 15 числа организациями, имеющими обязательства перед населением по предоставлению коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда и сбора денежных средств от населения, либо организациями, действующими по их получению в соответствии с заключенными между расчетными организациями договорами о предоставлении указанных сведений.

Рассмотрим, как осуществляется расчет компенсаций:

1. Расчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

а) Ветераны труда и приравненные к ним лица.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются в размере 50% от суммы фактических расходов, начисленных исходя из общей площади жилого помещения, но не более, чем 41 кв.м. По оплате коммунальных услуг — в размере 50% от суммы фактических расходов. Например: одиноко проживающий ветеран труда. Общая площадь помещения 54 кв.м. Начислено к оплате: содержание и ремонт жилого помещения — 680, 00 рублей; отопление — 800,00 рублей; электроэнергия — 146, 25 рублей; газ — 23, 66 рублей; ХВС — 102, 00 рублей; ГВС — 280, 00 рублей; водоотведение — 96,88 рублей. ИТОГО: 2128, 79 рублей. Расчет ЕДК (ежемесячной денежной компенсации) на оплату ЖКУ:

— содержание на ремонт жилого помещения — 680, 00 руб. / 54 кв.м. * 41 кв.м. * 50% = 258, 15 руб.

— отопление — 800,00 руб. * 50% = 73, 12 руб. — газ — 23, 66 руб. * 50% = 11, 83 руб.

— ХВС — 102, 00 руб. * 50% = 51, 00 руб. — ГВС — 280, 00 руб. * 50% = 140, 00 руб.

— водоотведение — 96, 88 руб. * 50% = 48, 44 руб.45 ИТОГО: 982, 54 руб.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются в размере 50% от суммы фактических расходов, начисленных исходя из площади жилого помещения, приходящейся на ветерана труда, но не более 23 (состав семьи — 2 человека) или 18 (состав семьи не более 3 человек) кв.м. по оплате коммунальных услуг в размере 50% от суммы фактических расходов, приходящихся на ветерана труда.

б) Многодетные семьи.

До 1 января 2013 года размер компенсаций для всех многодетных семей составляет 50% стоимости коммунальных услуг.

С 1 января 2013 года размер компенсаций дифференцирован в зависимости от количества несовершеннолетних детей в многодетной семье и предоставляется в следующих размерах:

50% стоимости коммунальных услуг — семьям, воспитывающим троих детей;

60% стоимости коммунальных услуг — семьям, воспитывающим четырех детей;

75% стоимости коммунальных услуг — семьям, воспитывающим пятерых детей;

100% стоимости коммунальных услуг — семьям, воспитывающим шестерых и более детей.

Меры социальной поддержки распространяются на членов многодетных семей: отец, мать и дети, в т. ч. при раздельном проживании в разных жилых помещениях. Начисление на иных родственников граждан, совместно зарегистрированных в жилых помещениях, не производится.

Например: многодетная семья из 6 человек (мать, отец, четверо детей), зарегистрированных в жилом помещении общей площадью 78 кв.м.

Начислено к оплате: содержание и ремонт жилого помещения — 465, 00 руб., отопление — 1120, 00 руб., электроэнергия — 324, 00 руб., газ — 141, 96 руб., ХВС — 244, 00 руб., ГВС — 568, 00 руб., водоотведение — 132, 00 руб. ИТОГО: 2994, 96 руб.

Расчет ЕДК на оплату ЖКУ:

— отопление — 1120, 00 руб. * 60% = 672, 00 руб.

— электроэнергия — 324, 00 руб. * 60% = 194, 40 руб.

— газ — 141, 96 руб. * 60% = 85, 18 руб.

— ХВС — 244, 00 руб. * 60% = 146, 40 руб.

— ГВС — 568, 00 руб. * 60% = 340, 80 руб.

— водоотведение — 132, 00 руб. * 60% = 79, 20 руб.

ИТОГО: 1517, 98 руб.

в) Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются в размере 50% от суммы фактических расходов, начисленных исходя из общей площади жилого помещения, но не более, чем 41 кв.м. По оплате коммунальных услуг 50% от суммы фактических расходов. Меры социальной поддержки распространяются на членов семьи, совместно проживающих с льготником.

— реабилитированный, проживающий в семье.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются в размере 50% от суммы фактических расходов, начисленных исходя из площади жилого помещения, приходящейся на ветерана труда, но не более 23 (состав семьи — 2 человека) или 18 (состав семьи не более 3 человек) кв.м. По оплате коммунальных услуг в размере 50% от суммы фактических расходов, приходящихся на ветерана труда.

г) Инвалиды Великой Отечественной Войны.

Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляется по двум нормативным документам:

— по федеральному закону: по оплате жилого помещения в размере 50% от суммы фактических расходов, начисленных исходя из общей площади жилого помещения. Меры социальной помощи распространяются на всех членов семьи, совместно проживающих с льготником. По оплате коммунальных услуг 50% от суммы фактических расходов с учетом всех совместно проживающих членов семьи.

— по региональному закону с 01.01.2012: по оплате жилого помещения сумма фактических расходов, начисленных исходя из общей площади жилого помещения, приходящегося на инвалида Великой Отечественной Войны по оплате коммунальных услуг в размере 50% от суммы фактических расходов, приходящихся на инвалида ВОВ. Доля льготника определяется как частное отделение общего объема потребленной услуги на количество совместно проживающих членов семьи. Меры социальной поддержки по региональному законодательству не распространяются на членов семьи, совместно проживающих с инвалидов ВОВ.

д) Ветераны боевых действий.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются по федеральному закону в размере 50% от суммы фактических расходов, начисленных исходя из общей площади жилого помещения.

Меры социальной поддержки распространяются на членов семьи, совместно проживающих с льготником. Права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг нет.

Например: семья из 3-х человек, один из которых — ветеран боевых действий. Общая площадь помещения — 68 кв.м. Компенсация на оплату жилого помещения будет начислена на 3-х человек.

Начислено к оплате:

— содержание, ремонт жилого помещения — 386 руб.,

— отопление — 1120 руб.,

— электроэнергия — 220 руб.,

— газ — 71, 96 руб.,

— ХВС — 306 руб.,

— ГВС — 800 руб.,

— водоотведение — 160 руб.,

ИТОГО — 3063, 96 руб.

Расчет ЕДК на ЖКУ:

Содержание и ремонт жилого помещения — 386 руб. * 50% = 193 руб. ИТОГО: 193 руб.

е) Инвалиды общего заболевания.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются в размере 50% от суммы фактических расходов, начисленных исходя из общей площади жилого помещения, только в домах государственного и муниципального жилищного фонда (компенсация не предоставляется в приватизированных квартирах; квартирах, приобретенных по договору купли-продажи, дарения, наследования). По оплате коммунальных услуг — в размере 50% от суммы фактических расходов.

Например: одиноко проживающий инвалид общего заболевания. Общая площадь приватизированной квартиры 54 кв.м.

Начислено к оплате:

— содержание и ремонт жилого помещения — 680 руб.,

— отопление — 800 руб.,

— электроэнергия — 146, 25 руб.,

— газ — 23, 66 руб.,

— ХВС — 102 руб.,

— ГВС — 280 руб., водоотведение — 96, 88 руб.

ИТОГО — 2128, 79 руб.

Расчет ЕДК на оплату ЖКУ: — отопление — 800 руб. * 50% = 400 руб. — электроэнергия — 146, 25 руб. * 50% = 73, 12 руб. — газ — 23, 66 руб. * 50% = 11, 83 руб. — ХВС — 102 руб. * 50% = 51 руб. — ГВС — 280 руб. * 50% = 140 руб. — водоотведение — 96, 88 руб. * 50% = 48, 44 руб. ИТОГО: 724, 39 руб.49 7.

— семья, имеющая ребенка-инвалида.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются в размере 50% от суммы фактических расходов, начисленных исходя из площади жилого помещения, только в домах государственного и муниципального жилищного фонда (компенсация не предоставляется в приватизированных квартирах; квартирах, приобретенных по договору купли-продажи, дарения, наследования). По оплате коммунальных услуг — в размере 50% от суммы фактических расходов. Алгоритм расчета размера ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при совместном проживании нескольких граждан, имеющих самостоятельное право на получение мер социальной поддержки на оплату ЖКУ, заключается в корректном определении объема услуги, на который предоставляется компенсация. Например: семья из 5 человек: ребенок-инвалид, его родители, бабушка-инвалид общего заболевания и дедушка — ветеран труда Ульяновской области. Общая площадь квартиры — 98 кв.м.

Начислено к оплате — содержание и ремонт жилого помещения — 840 руб., отопление — 1200 руб., электроэнергия — 325 руб., газ — 78 руб., ХВС — 289 руб., ГВС — 420 руб., водоотведение — 198 руб., ИТОГО: 3350 руб.

Расчет ЕДК на оплату ЖКУ инвалиду:

— содержание и ремонт жилого помещения — 840 руб. / 5 * 1 * 50% = 84 руб.

— отопление — 1200 руб. / 5 * 1 * 50% = 120 руб.

— электроэнергия — 325 руб. / 5 * 1 * 50% = 32, 50 руб. — газ — 78 руб. / 5 * 1 * 50% = 7, 80 руб.

— ХВС — 289 руб. / 5 * 1 * 50% = 28, 90 руб.

— ГВС — 420 руб. / 5 * 1 * 50% = 42 руб.50 — водоотведение — 198 руб. / 5 * 1 * 50% = 19, 80 руб.

ИТОГО: 335 руб.

Расчет ЕДК на оплату льгот семье ребенка-инвалида: — содержание и ремонт жилого помещения — 840 руб. / 5 * 3 * 50% = 252 руб. — отопление — 1200 руб. / 5 * 3 * 50% = 360 руб. — электроэнергия — 325 руб. / 5 * 3 * 50% = 97, 50 руб. — газ — 78 руб. / 5 * 3 * 50% = 23, 40 руб. — ХВС — 289 руб. / 5 * 3 * 50% = 86, 70 руб. — ГВС — 420 руб. / 5 * 3 * 50% = 126 руб. — водоотведение — 198 руб. / 5 * 3 * 50% = 59, 40 руб.

ИТОГО семье ребенка-инвалида: 1005 руб.

2. Расчет денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива а) Одиноко проживающий ветеран труда.

Например: одиноко проживающий ветеран труда. Общая площадь жилого помещения — 54 кв.м. Норма продажи дров установлена — 0,2 куб. м. на 1 кв.м. площади жилого помещения в год. Установленная цена — 520, 00 руб. за 1 куб. м. дров. Ветеран труда купил 5 куб. м. дров на общую сумму 3900, 00 руб., в т. ч. доставка дров 1300, 00 руб.

Расчет компенсации: 54 кв.м. * 0,2 куб.м. = 10, 8 куб. м. дров положено льготнику в год. Приобретено 5 куб.м. дров, т. е. в пределах нормы. 3900, 00 руб. — 1300, 00 руб. = 2600, 00 руб. / 5 = 520, 00 руб., т. е. в пределах установленной цены.

Рассчитываем компенсацию:52 5 * 520, 00 + 1300, 00 = 3900, 00 * 50% = 1950, 00 руб.

б) Инвалид общего заболевания, проживающий в семье.

Например: состав семьи инвалида — 2 человека. Площадь жилого помещения — 54 кв.м. Норма продажи дров установлена — 0,2 куб. м. на 1 кв.м. площади жилого помещения в год. Установленная цена — 520, 00 руб. за 1 куб. м. дров. Ветеран труда купил 5 куб. м. дров на общую сумму 3625 руб., в т. ч. доставка дров 1300 руб.

Расчет компенсации: 54 кв.м. / 2 чел. * 0, 2 куб.м. = 5,4 куб.м. дров положено льготнику в год. Приобретено 5 куб.м. дров на все жилое помещение, на 1 льготника приходится 2,5 куб.м. дров. 3625 — 1300 = 2325 / 5 = 465 руб. в пределах установленной цены.

Рассчитываем компенсацию: 2, 5 * 465 = 1162, 50 руб. * 50% = 581, 25 руб. Компенсация на расходы по доставке дров не положена.

в) Одиноко проживающий ветеран труда Ульяновской области.

Например: одиноко проживающий ветеран труда. Общая площадь жилого помещения — 54 кв.м. Норма продажи дров установлена — 0,2 куб. м. на 1 кв.м. площади жилого помещения в год. Установленная цена — 546, 00 руб. за 1 куб. м. дров. Ветеран труда купил 5 куб. м. дров на общую сумму 4030, 00 руб., в т. ч. доставка дров 1300, 00 руб.

Расчет компенсации: 54 кв.м. * 0,2 куб.м. = 10, 8 куб.м. дров положено льготнику в год. Приобретено 5 куб.м. дров, т. е. в пределах нормы. 4030 — 1300 = 2730 / 5 = 546 руб., т. е. в пределах установленной цены.

Рассчитываем компенсацию: 5 * 546 руб. + 1300 руб. = 4030 руб. * 50% = 2015 руб.

Алгоритм расчета размера компенсации расходов на оплату твердого топлива при совместном проживании нескольких граждан, имеющих самостоятельное право на получение мер социальной поддержки на оплату ЖКУ, заключается в корректном определении объема услуги, на который предоставляется компенсация.

Порядок предоставления денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива:

Получателям, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате твердого топлива и приобретшим за его собственные средства, производится выплата денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива в установленных размерах, исходя из стоимости твердого топлива, рассчитанного с учетом цены и в пределах норм, установленных для продажи населению и стоимости транспортных расходов для доставки этого топлива в случаях, предусмотренных законодательством при обращении получателя за ее предоставлением в территориальный орган по месту жительства.

Предоставление получателям денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива осуществляется территориальными органами один раз в год на основании:

— заявления о назначении денежной компенсации на приобретение твердого топлива с указанием состава семьи получателя и способа перечисления денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива: на лицевой счет получателя, открытый в кредитной организации, либо через подразделение Управления федеральной почтовой связи Ульяновской области;

— документа, удостоверяющего личность получателя и членов его семьи, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (паспорт, свидетельство о рождении ребенка и т. д.);

— документов, подтверждающих фактические расходы получателя на приобретение твердого топлива, на оплату транспортных услуг для его доставки, выданных осуществляющими поставку твердого топлива организациями или индивидуальными предпринимателями.

При расчете суммы денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива учитываются расходы, понесенные получателем за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением (но не ранее приобретения им права на получение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива).

2.3 Анализ деятельности Управления Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по Карсунскому району за 2012;2014 гг.

Социальная политика Управления Министерства Здравоохранения и социального развития в Ульяновской области по Карсунскому району направлена, в значительной степени, на решение проблем ветеранов, граждан пожилого возраста. Одним из положительных моментов социальной политики Карсунского района является тот факт, что ни один из ветеранов не состоит на учете в Департаменте как малоимущий гражданин. В городе живет традиция уважительного отношения к людям старшего поколения. Без них не проходит ни одно городское мероприятие, будь то праздник или обсуждение вопросов развития города. Активную помощь в решении вопросов жизнедеятельности ветеранов оказывает Городской совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Значительная материальная помощь была оказана в 2014 году многим ветеранам и пожилым гражданам города за счет выделенных средств, собранных в рамках окружной акции «Зарплата одного дня». Ветераны являются одной из самых многочисленных льготных категорий, состоящих на учете в департаменте по труду и социальной защите населения. Количество ветеранов труда, ветеранов боевых действий ежегодно увеличивается, за 2014 год их стало больше на 301 человек. Численность ветеранов ВОВ ежегодно сокращается в силу естественной убыли. Количество ветеранов ВОВ сократилось на 11 человек.

Прежде всего рассмотрим и проанализируем численность ветеранов в Ульяновской области.

Таблица 1 — Анализ численности ветеранов в Ульяновской области

Категории

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Абсолютное отклонение

2012;2013 г.

2013;2014 г.

Ветераны ВОВ

— 20

Участники ВОВ, ставшие инвалидами

— 1

— 1

Участники ВОВ, ставшие инвалидами

— 2

— 1

Участники ВОВ не в составе действующей армии

Труженики тыла

Граждане, награжденные знаком «Жители блокадного Ленинграда»

— 21

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма

Бывшие совершеннолетние узники фашизма

— 1

Вдовы погибшего, умершего ветерана ВОВ

Ветераны

— 17

Ветераны труда

Ветераны труда Ульяновской области

Ветераны боевых действий

Всего

Анализируя данные таблицы 1, сделаем вывод: по сравнению с 2012 годом численность ветеранов в 2013 году увеличилась на 40 человек, а в 2014 стремительно возросла еще на 534 человека, что является положительной динамикой .

В 2014 году ветераны получают следующие виды социальной поддержки.

Таблица 2 — Виды социальной поддержки

№ п/п

Виды социальной поддержки

Кол-во получателей

Сумма (тыс. руб.)

Оплата ЖКУ

40 441,1

Абонентская плата за пользование телефоном

121,6

Ежемесячная денежная выплата

54 927,9

Санаторно-курортное лечение

1465,8

Оплата проезда на отдых и лечение

224,5

Материальная помощь ко Дню Защитника Отечества

18,4

Материальная помощь ко Дню Победы

Материальная помощь из регионального бюджета

Прожиточное денежное содержание

Ежемесячная денежная компенсация

31,3

Материальная помощь ко Дню полного освобождения Ленинграда от блокады

14 112,7

Анализируя таблицу 2, мы видим, что в 2014 году были предоставлены виды социальной поддержки ветеранам на сумму 112 176,3 руб.

Таблица 3 — Категории инвалидов

Категории

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Абсолютные отклонения

2012;2013г.

2013;2014г.

Взрослые инвалиды 1,2,3

Дети инвалиды

— 4

ИТОГО:

Воспользовались мерами социальной поддержки

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Взрослые инвалиды 1,2,3

Дети инвалиды

— 4

ИТОГО:

Анализируя данные таблицы 3, сделаем вывод: по сравнению с 2012 годом численность взрослых инвалидов в 2013 году увеличилась на 135человек, а в 2014 году увеличилась на 121 человека. По сравнению с 2012 численность детей инвалидов в 2013 увеличилась на 22 человека, а в 2014 году уменьшилась на 4 человека.

На территории Карсунского района по данным актуального регистра Управления Министерства Здравоохранения и социального развития в Ульяновской области по Карсунскому району численность инвалидов на конец 2014 года составила 1761 человек, в 2012 году — 1487, в 2013 году — 1644 инвалида. Для реализации основных направлений социальной защиты инвалидов действует многоуровневая система бюджетного финансирования. Часть мер социальной защиты установлена федеральными нормативными актами, значительная часть — законодательством автономного округа. Со стороны города обеспечивается создание доступной и безопасной для инвалидов городской инфраструктуры за счет проведения адаптационных мероприятий.

Из таблицы 3 мы видим, что мерами социальной поддержки пользуются:

— 162 ребенка-инвалида (2013 г.- 166, 2012 г.- 130);

— 1585 взрослых инвалида (2013 г. — 1458, 2012 г. — 1189).

В 2014 году введена дополнительная мера социальной поддержки для инвалидов с детства — возмещение расходов в размере 100 процентов стоимости проезда по территории Российской Федерации один раз в два года к месту отдыха (лечения) и обратно на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, водного и автомобильного транспорта (кроме такси), а также личным автомобильным транспортом неработающим инвалидам с детства, являющимся получателями социальной пенсии.

социальный компенсация ветеран инвалид

Глава 3. Пути совершенствования Закона Ульяновской области от 9 января 2008 года № 10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области»

На территории Ульяновской области действует закон Ульяновской области от 09.01.2008 № 10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области», который устанавливает меры социальной поддержки граждан, удостоенных звания «Ветеран труда Ульяновской области».

Законом предусмотрено присвоение звания «Ветеран труда Ульяновской области» гражданам, проживающим на территории Ульяновской области, по одному из следующих оснований:

1. Наличие у гражданина трудового стажа не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 для женщин, из которого не менее половины составляют трудовая и иная деятельность на территории Ульяновской области;

2. Наличие у гражданина наград Ульяновской области и страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовой пенсиях в Российской Федерации».

Такая трактовка оснований для присвоения звания в практическом плане приводит к тому, что большинство граждан, претендующих на звание «Ветеран труда Ульяновской области», соответствует только критериям количества лет трудового стажа, что противоречит основному смыслу Закона, который определяет звание «Ветеран труда Ульяновской области» как форму поощрения граждан не только за многолетний, но так же за добросовестный труд, прежде всего, во благо Ульяновской области. По определению, добросовестный труд поощряется и всяческим образом пропагандируется, что предполагает наличие наград и поощрений за такой труд. Формулировка о труде во благо Ульяновской области предполагает, что основная часть этой трудовой деятельности граждан должна приходиться на трудовую деятельность именно в Ульяновской области.

Вместе с тем, следует отметить, что во время принятия Закона в Ульяновске отсутствовала стройная система наград и поощрений за многолетний и добросовестный труд граждан. К настоящему времени такая система уже сформирована, нормативно закреплена и может быть очень эффективно применена, как один из критериев оценки заслуг граждан перед Ульяновской областью. Данное предложение согласуется с нормами федерального законодательства о присвоении звания «Ветеран труда» (федерального значения), в соответствии с которым для присвоения этого звания необходимо наличие у гражданина наград и поощрений федерального уровня.

Данные обстоятельства не раз отмечались при публичном обсуждении Закона членами Областного совета ветерана войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Советов ветеранов муниципальных образований, общественных ветеранских и профсоюзных организаций с предложением о внесении в закон соответствующих поправок

Концепция настоящего законопроекта, разработанного в соответствии с предложениями, была публично обсуждена с участием представителей перечисленных организаций. Законопроектом (путем внесения изменений в статью 4 Закона), предлагается устранить выше перечисленные противоречия и устранить дополнительные критерии, повышающие статус звания Ветеран Ульяновской области, включающие в себя одновременно наличие двух оснований:

— наличие у гражданина наград Ульяновской области и (или) наград законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области, что подтверждает его добросовестный труд;

— наличие трудового стажа на территории Ульяновской области не менее 75% от общего стажа, установленного законом (от 40 лет у мужчин и от 35 лет у женщин), что подтверждает его многолетний труд на благо именно Ульяновской области.

После принятия законопроекта по данным департаментом наград управления по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области на присвоение звания «Ветеран труда Ульяновской области» могут ежемесячно претендовать до 480 граждан, получивших награды и поощрения Ульяновской области, Губернатора и Правительства Ульяновской области. Данное обстоятельство косвенным путем также повысит статус наград и поощрений, установленных в Ульяновской области. Внесение изменений было инициировано Областным советом ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов и Президиумом Ульяновского городского Совета ветеранов войны и труда.

Законом Ульяновской области от 07.07.2014 № 107-ЗО внесены изменения в Закон Ульяновской области «О звании «Ветеран труда Ульяновской области», которые вступают в силу с 01.10.2014 и предусматривают новый механизм расчёта компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С октября 2014 года меняются правила расчёта размера компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг: компенсация предоставляется не в размере 50% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, а в размере 50% от начисленных платежей за фактически потреблённые льготником жилищно-коммунальные услуги.

Ветераны труда Ульяновской области с 1 октября 2014 года имеют право на предоставление:

— ежемесячной денежной компенсации расходов в размере 50% платы за жилое помещение в пределах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения (на одиноко проживающего — 41 кв. м, на одного члена семьи, состоящей из двух человек — 23 кв. м, на одного члена семьи, состоящей из трёх и более человек — 18 кв. м);

— ежемесячной денежной компенсации расходов в размере 50% платы за коммунальные услуги.

Кроме того, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предусмотрена выплата денежной компенсации расходов на приобретение твёрдого топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, и оплату транспортных услуг для доставки этого топлива в размере 50% установленной стоимости.

Такой же механизм расчёта размера ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг установлен для всех остальных льготников. Таким образом, как для федеральных, так и региональных льготников с октября текущего года введены единые правила расчёта размера компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Обращаем внимание на следующее: ветераны труда Ульяновской области компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2014 года получат в октябре 2014 года, размер которой будет рассчитан исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, т. е. в таком же размере, как и в сентябре за август 2014 года. Компенсация за октябрь 2014 года будет рассчитана на основании сведений о начисленных за сентябрь 2014 года суммах платежей за жилищно-коммунальные услуги и выплачена в ноябре 2014 года.

Преимущества внесения изменений по повышению статуса Ветеран труда Ульяновской области.

Представляемый законопроект позволит получить дополнительные преимущества:

— восстановления социальной справедливости и снижение социальной напряженности между отдельными категориями граждан, заслуживающих особого внимания со стороны государства за счет внедрения одинаковых критерий о наличие наград и (или) поощрений для присвоения звания «Ветеран труда» (федерального значения) и «Ветеран труда Ульяновской области»;

— повышение статуса «Ветеран труда Ульяновской области», придания ему особой значимости, не как рядовых обязанностей государства на дополнительные выплаты гражданам, имеющим значительный стаж трудовой деятельности, независимо от их отношения к труду, а как поощрение за особые усилия, сознательность, доблесть и преданность родному краю при исполнении своих трудовых обязанностей.

Заключение

Социальная защита населения является важнейшей составной частью любой цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающей людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в условиях рыночных отношений.

В рамках выпускной квалификационной работы сложно осветить все проблемы и тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных слоев общества, так как в обществе рыночных отношений есть значительная часть населения, которая не способна сама обеспечить себе достойную жизнь. Социальная защита населения должна быть одним из главных направлений государственной политики.

Основные предпосылки необходимости социальной защиты населения в обществе рыночной экономики диктуются законами рынка, проистекают из его сущности и обуславливают формирование системы социальной защиты как специализированного общественного института. Социальная защита населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства В выпускной квалификационной работе было рассмотрено понятие и сущность системы социальной защиты населения. Рассмотрен анализ деятельности организации социального обеспечения на примере Управления Министерства здравоохранения и социального развития в Ульяновской области по Карсунскому району, представлена краткая характеристика организации. Рассмотрена роль социальной работы в защите населения, в виде предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсаций на оплату твердого топлива (дрова, уголь). Были выявлены пути совершенствования Закона Ульяновской области от 9 января 2008 года № 10-ЗО «О звании «Ветеран труда Ульяновской области».

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации, М, 1997.

2. Федеральные законы Российской Федерации: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 июля 2002 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.); «О социальной защите инвалидов» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007 года); «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 г. № 122-ФЗ, (с изменениями и дополнениями от 10января 2003 г., 22 августа 2004 г.); «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. (с изменениями и дополнениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г).

3. Указ Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» от 8 мая 2008 г.

4. Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

5. Портал Правительства ЕАО.

6. Всероссийский центр изучения общественного мнения.

7. Федеральная служба государственной статистики.

8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по ЕАО. (Евростат)

9. Основы социальной работы. Учебник. Отв. ред. П. Д. Павленюк. — 3 изд. испр., и доп. М., 2006 г.

10. Социальная работа. Учебное пособие В. И. Курбатов и др. Ростов на Дону, 5-е изд., 2006 г.- 480 с. (Высшее образование).

11. Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения. Учебное пособие. 2007 г.

12. Гуслова М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением. Учебник. М., 2007 г.

13. Социальная политика. Учебник под общ. ред. Н. А. Волгина. — 3-е изд., — М., Издательство «Экзамен», 2006. — 734 с.

14. Вторые Ковалевские чтения. Материалы научно-практической конференции. С.-Петербург, 16−17 ноября 2007 г.

15. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Учебник. — М., ИНФРАМ, 2007. 624 с. (Классический университетский учебник). 37 16. Удалова А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие — 3-е изд., М., Омега-Л, 2008 г. 190 стр. с табл.

17. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2008 год и на период до 2010 года.

18. Теория социальной работы. Под. ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.

19. Словарь-справочник по социальной работе. Под ред. Е. И. Холостовой. — М.: Юрист, 2000. — 424 с.

20. Холостова Е. И. Практикум по социальной работе. М., 2007 — 296 с.

21. Мачульская Е. Е. Практикум по праву социального обеспечения. — М.: Эко-М, 2004.-185 с.

22. Шайхатдинов В. Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. — Свердловск: Уралочка, 2002. 345 с.

23. Глебова Л. Н. Заботу государства — пожилым. Журнал «Социальная работа"№ 2 -2008 г., с.2−3.

24. Палькин В. М. Административная реформа — новые подходы в решении социальных проблем. Журнал «Социальная работа» № 3 -2008 г., с.5−6.

25. Пожилые люди: развитие социальных услуг. Сост. Н. С. Дегаева, Г. В. Сабитова. — М.:ГосНИИ семьи и воспитания, 2004.

26. Фонд социального страхования.

27. Пенсионный фонд Российской Федерации.

28. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой