Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Финансовые результаты организации от реализации продукции животноводства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, используя все вышеприведенные показатели, предприятие может выбрать наиболее благоприятный вариант своего развития. При этом может осуществляться дальнейшая детализация показателей. Так чистая прибыль в значительной степени зависит от переменных и постоянных затрат и их соотношения. В свою очередь постоянные затраты формируются в зависимости от управленческих расходов (оплата… Читать ещё >

Финансовые результаты организации от реализации продукции животноводства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Финансовые результаты — главный критерий оценки деятельности для большинства предприятий, которые характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (участие в межхозяйственной кооперации, сдача в аренду земли и основных фондов, доходы от ценных бумаг и т. д.).

Прибыль — это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации, величина прибыли, и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели отражают все стороны хозяйствования.

Целью написания курсовой работы является разработка конкретных научно — обоснованных мероприятий по увеличению суммы прибыли от реализации продукции и уровня рентабельности деятельности организации.

Определяются следующие задачи:

— изучение теоретических основ формирования финансовых результатов;

— выявление недостатков в системе формирования финансовых результатов от реализации продукции;

— выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности организации;

— разработка мероприятий по исполнению выявленных резервов.

Объектом исследования является СПК Племенной завод «Разлив» Кетовского района Курганской области.

Предметом исследования являются финансовые результаты организации от реализации продукции животноводства.

При написании курсовой работы использовались экономико-статистический, расчетно-конструктивный, графический методы.

Источниками информации для курсовой работы являются учебная, периодическая и методическая литература, годовая бухгалтерская отчетность СПК «Племзавод «Разлив» за 2011, 2012, 2013 год.

финансовый прибыль рентабельность экономический

1. Экономическая сущность и порядок формирования финансовых результатов Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах).

Прибыль и рентабельность — важные показатели эффективности производства. Прибыль — это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятий, а с другой — источник доходов государственного и местного бюджетов.

На предприятиях проводится итоговый (ретроспективный) и прогнозный (перспективный) анализ прибыли.

Цель итогового анализа: дать количественную оценку причин, вызывавших изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли в бюджет, выявить влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванных рыночной конъюнктурой.

В условиях рынка руководители предприятий больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, то есть сопоставлять различные варианты получения прибыли в будущем, нежели затрачивать время на анализ результатов фактического исполнения путем их сравнения со стандартным решением или оценкой прибыли в динамике. Предприниматель заинтересован в том, чтобы в конкурентной борьбе получить максимум прибыли. Этот максимум он стремится обосновать аналитическими расчетами.

Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Хозяйственная деятельность организации достаточно разнообразна, это производственная, снабженческая, сбытовая и коммерческая деятельности. Поэтому прибыль организации принимает разные формы. Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является выручка от продажи продукции, товаров и услуг, которая характеризует завершение производственного цикла организации, возврат авансированных на производство средств и превращение их в денежную форму, а также начало нового цикла в обороте всех средств. Изменение в объеме продаж оказывает наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности организации.

Прибыль как конечный финансовый результат предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций.

Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, нередки случаи получения «незаработанной» прибыли, то есть образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление любыми путями получать высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда — дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.

Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.

Целью финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его собственников является получение чистой прибыли. Для достижения этой цели собственники вкладывают свой капитал, привлекают заемные средства и организуют хозяйственно-финансовую деятельность наиболее рационально и экономно.

В процессе формирования прибыли используются показатели, которые подвергаются неоднозначному толкованию в экономической литературе, что требует определенного уточнения.

Валовая прибыль — первый показатель в отчете о прибылях и убытках, отражающий разность показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». Другими словами, валовая прибыль — общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированная в его бухгалтерском балансе; часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов.

Валовая прибыль и брутто-прибыль в экономической литературе признаются синонимами. Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы, и расходы (до выплаты процентов и налогов).

Прибыль от продаж рассчитывается разностью между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов, характеризует абсолютную экономическую эффективность основной деятельности предприятия.

Прибыль до налогообложения — это финансовый результат от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности отчетного периода на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Ее называют еще бухгалтерской, балансовой или общей прибылью, которая определяется также разницей между совокупным доходом и явными издержками.

Также под бухгалтерской прибылью следует понимать конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

Налогооблагаемая прибыль — это величина прибыли (убытка) за период, которая рассчитывается в соответствии с правилами налогообложения для целей определения налога на прибыль, подлежащего к уплате (к возмещению). При этом налогооблагаемая прибыль умножается на ставку налога на прибыль, установленную в соответствии с налоговым законодательством и действующую в отчетном периоде.

Чистая прибыль отчетного года (нетто-прибыль) — это часть балансовой прибыли предприятия, которая остается в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений, обязательных платежей в бюджет. Из чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, вознаграждения социального характера, финансируются производственные программы, формируются фонды и резервы.

Базовая прибыль (убыток) на акцию — показатель, который определяется делением чистой прибыли или убытка за период, причитающейся владельцам обыкновенных акций, на средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении за период.

Разводненная прибыль (убыток) на акцию — максимально уменьшенная прибыль на одну акцию в отчетном периоде. Отражает возможную (наихудшую) ситуацию и служит своеобразным предупреждением акционерам на случай распределения прибыли на большее количество обыкновенных акций компании.

Кроме рассмотренных видов прибыли широко используются другие разнообразные показатели, которые характеризуют различные стороны и направления финансово-хозяйственной деятельности, источники формирования, направления расходования, и требуют определенной систематизации используемых терминов.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности, анализа результативности и эффективности производства отдельных видов и всей продукции в целом используют показатели рентабельности.

Рентабельность (с немецкого означает «доходный, прибыльный, выгодный») — это относительная величина, выраженная в процентах и характеризующая эффективность применяемых в производстве ресурсов или эффективность текущих издержек производства. Рентабельность исчисляется как отношение величины прибыли, полученной за определенный период, к средним затратам каких-либо ресурсов за этот же период.

В практике применяются различные показатели рентабельности в зависимости от функционального назначения, методологии расчета, отраслевой специфики, информационного обеспечения, а также в зависимости оттого, какое содержание вкладывается в понятие «ресурсы». Этому соответствует принятая на предприятиях система бухгалтерского учета и представленная в его регистрах информация. Мировая практика стандартной оценки финансового положения предприятия предполагает:

— расчет системы показателей рентабельности;

— применение этой системы как части для определения и оценки финансово-экономического положения предприятия;

— сравнение этих показателей по отраслям и подотраслям, видам деятельности, родственным предприятиям, конкурентам, отдельным видам продукции (работ, услуг).

Рентабельность — относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают конечные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Уровень общей рентабельности организации существенно зависит от уровня рентабельности производственной деятельности, реализованной продукции. Рентабельность реализованной продукции характеризует эффективность использования текущих затрат живого и прошлого труда. Изменение уровня рентабельности продукции происходит под влиянием таких факторов, как: изменение оптовых цен на рынке сырья и материалов, труда, продукта; изменение структуры (ассортимента) продукции.

Анализ рентабельности реализованной продукции должен предусматривать определение динамики рентабельности основных видов продукции предприятия. Это позволяет определить роль производства и реализации продукции отдельных изделий в формировании прибыли в целом, определить выгодность или убыточность для предприятия производства того или иного вида продукции.

При анализе рентабельности продукции следует учитывать основную особенность данного показателя: он не учитывает вероятный эффект долгосрочных инвестиций. При переходе на новые технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, рентабельность продукции может временно снижаться, поэтому снижение рентабельности в отчетный период не всегда является отрицательным фактором.

Показателями рентабельности реализованной продукции являются: рентабельность продаж, доля прибыли от продаж в полной себестоимости, затраты на один рубль реализованной продукции.

Рентабельность продаж по прибыли от продаж (Рп) — отношение прибыли от продаж (Пп) к выручке от продаж (В):

Рп = Пп: В. (1)

Рост показателя в динамике свидетельствует о повышении спроса на продукцию, повышения уровня производственной, сбытовой деятельности.

Рентабельность продаж по чистой прибыли (Рпч) — отношение чистой прибыли (Пч) к выручке от продаж (В):

Рпч = Пч: В. (2)

Рентабельность производства продукции (Рпр) определяется как отношение прибыли от продаж (Пп) к себестоимости реализованной продукции (С):

Рпр = Пп: С. (3)

Значение данного показателя выявляет, сколько рублей прибыли от продукции приходится на 1 рубль затрат на производство продукции. Увеличение показателя в динамике свидетельствует о повышении уровня управления производственными затратами.

На предприятиях рассчитывается также ряд показателей рентабельности отдельных видов продукции Ризд:

Ризд = (Ц — С): Ц * 100 или Ризд = П: С * 100;(4)

Рпол = П: МЗ * 100; (5)

Рпол = П: ЗП * 100, (6)

где Ц — цена единицы изделия, руб.;

П — прибыль в расчете на единицу изделия, руб.;

МЗ — материальные затраты на единицу изделия, руб.;

ЗП — заработная плата производственных рабочих на единицу изделия, руб.

Все приведенные показатели характеризуют долю прибыли на единицу затрат (трудовых, материальных, полных) и тесно связаны между собой соотношением «прибыль — затраты».

Иными словами, для улучшения финансового состояния предприятия, роста его рентабельности необходимо совершенствовать систему планирования прибыли и рентабельности на уровне стратегического и текущего планирования, сокращения затрат и рационального использования различных факторов и ресурсов производства.

При финансовом анализе все показатели рентабельности рассматриваются изолированно друг от друга, что не позволяет установить их причинно-следственные связи, а это может привести к неверному их объяснению и, соответственно, принятию неправильных управленческих решений. Во избежание этого крайне важно установить взаимосвязь между различными показателями рентабельности.

Следует иметь в виду, что в зарубежной практике предпочтение отдается не отдельным показателям, а системе показателей, в которой показатели логически взаимосвязаны между собой в расчеты. Так, каждый последующий показатель определяется на основании предыдущего, и логически выдерживается вся последовательность расчетов.

Оборачиваемость капитала ОБк определяется по формуле:

ОБк = В: УК, (7)

где УК — суммарный капитал предприятия.

Суммарный капитал предприятия включает:

УК = ВА + Дс + ДБз + З, (8)

где ВА — внеоборотные активы;

Дс — денежные средства;

ДБз — дебиторская задолженность;

З — запасы на складе товарно-материальных ценностей.

Таким образом, используя все вышеприведенные показатели, предприятие может выбрать наиболее благоприятный вариант своего развития. При этом может осуществляться дальнейшая детализация показателей. Так чистая прибыль в значительной степени зависит от переменных и постоянных затрат и их соотношения. В свою очередь постоянные затраты формируются в зависимости от управленческих расходов (оплата управленческого персонала, величина социальных отчислений; содержание зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; информационные, аудиторские и консультационные услуги; командировочные; канцелярские расходы и прочее), а переменные затраты содержат всю сумму издержек производства, сбытовые и прочие переменные издержки.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах; повышение эффективности взаимных зачетов и системы расчетно-платежных отношений; индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а, следовательно, и к росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений, вовлечения в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а, следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.

Основной источник денежных накоплений предприятий и организаций — выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации становится одним из важнейших показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Падение объема производства в современных экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, рост цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.

Не менее важным, фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, определяющий размер прибыли, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а, следовательно, увеличению за счет этого прибыли.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются предприятиями и организациями самостоятельно в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли. Также следует учитывать, что на прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести больше продукции, чем существующие возможности ее реализации. Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. Для увеличения прибыли предприятие должно предпринимать меры по сокращению остатков нереализованной продукции, как в количественном, так и в суммарном выражении.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли, прежде всего, зависит от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздействующие на объем прибыли, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, должны явиться предметом тщательного анализа.

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.1 Организационная характеристика предприятия

СПК «Племзавод «Разлив» расположено по адресу Курганская область, Кетовский район, с. Падеринское, ул. Центральная 11. Статус племенного завода, племенного хозяйства присваивается юридическим и физическим лицам с выдачей аттестата.

Определение и присвоение статуса племенной организации осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании Правил определения видов организаций по племенному животноводству, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 октября 2006 г. № 402 (зарегистрирован Минюстом России от 17 ноября 2006 г. № 8510). Правила устанавливают порядок отнесения организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, к определенным видам в соответствии с Федеральным законом «О племенном животноводстве» и с учетом требований, предъявляемым к видам организаций по племенному животноводству.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли. Для получения прибыли и для обеспечения собственных нужд племенной завод вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе заниматься разведением, совершенствованием и реализацией высокоценных животных апробированного заводского, внутрипородного, зонального типов, заводской линии, кросса, семейства определенной породы.

СПК «Племзавод «Разлив» образовался в 1970 году. На протяжении многих лет он является высокорентабельным хозяйством, осуществляя деятельность по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы. Кроме того, хозяйство занимается производством молока, мяса и зерновых культур.

В 1997 году в хозяйстве введена в эксплуатацию линия по расфасовке молока и сливок, в 2006 году — линия по расфасовке кефира. В 2006 году приобретен племенной скот в Германии, а также доильное оборудование типа «Молокопровод» фирмы «Вестфалия — Сёрдж».

Отрасль животноводства в хозяйстве отличается одними из самых высоких показателей. На протяжении многих лет оно относится к категории наиболее развитых в экономическом плане сельскохозяйственных предприятий в Зауралье. Вследствие применения современных технологий отмечаются высокие надои.

Введение

новых технологических линий привело к повышению спроса на продукцию предприятия. Самым крупным потребителем продукции хозяйства стал г. Курган и Курганская область. Молоко и молочные продукты ежедневно реализуются в различных торговых сетях, например в сети продуктовых магазинов «Метрополис».

Сегодня в 3ауралье 3 племенных завода и 5 репродукторов с поголовьем коров 2,7 тысячи голов (это 10,6% от поголовья коров общественного сектора и 3% от всех коров области). Наивысший надой получен в ОАО «Курганское по племенной работе» — 7131 кг, ЗАО «Племзавод «Глинки» — 6900 кг, СПК «Племзавод «Разлив» — 5780 кг. Среднесуточный привес крупного рогатого скота в племенных хозяйствах составил 703 грамма.

Учредительным документом кооператива является его устав, утвержденный общим собранием его членов, которых должно быть не менее 5 человек. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

Возглавляет хозяйство Председатель СПК «Разлив» — Остапенко Сергей Николаевич, успешно окончивший Курганский сельскохозяйственный институт по специальности — агромеханизация. Совсем недолго поработав инженером по механизации, Остапенко становится главным инженером и пять лет кряду работает на этом посту, а когда настает срок выбора нового председателя, доверяют ему стать своим руководителем. Сергей Николаевич много лет руководит хозяйством, и, как отмечают односельчане, ему удалось сохранить все — то хорошее, что сложилось при его предшественнике Алексее Ткачуке.

Управленческая структура — это совокупность органов управления, управленческих работников, их взаимосвязь и соподчиненность по отношению друг к другу. Эта структура состоит из звеньев — обособленных органов аппарата управления, выполняющих определенные функции.

Организационная структура представляет собой совокупность подразделений, отделов и служб основного, вспомогательного и обслуживающего назначения, взаимодействующих на основе разделения и кооперации труда.

Главный партнер племзавода — это Сибирь и Тюмень — в течение многих лет животноводы Тюменской области покупают племенной материал, благодаря которому они наращивают надои.

СПК «Племзавод «Разлив» Кетовского района налаживает кооперацию с другими поставщиками молока для повышения качества продуктов, сдает на переработку сырое молоко только высшего сорта. ООО «Молоко Зауралья» ценит данное хозяйство за соблюдение технологии, своевременное лечение коров, жесткий контроль над санитарным состоянием на ферме, за высокое качество молока и поставку сырья в сжатые сроки. Как отмечают эксперты отраслевого департамента, ООО «Молоко Зауралья» последовательно формирует рынок качественного молочного сырья, и вся его продукция, а это 44 наименования, имеет знак «Зауральское качество».

На сегодняшний день СПК «Племзавод «Разлив» входит в реестр членов Национального Союза производителей молока «СОЮЗМОЛОКО», а также в Ассоциацию производителей молока Курганской области.

2.2 Экономическая характеристика предприятия Результаты деятельности любого хозяйства существенно зависят от условий производства, поэтому экономический анализ начинают с изучения природно-экономических условий хозяйства, его размеров, производственного направления, уровня интенсификации производства и его эффективности.

СПК «Племзавод «Разлив» небольшое хозяйство (таблица 1), с площадью сельскохозяйственных угодий 5220 га. За рассмотренный период прослеживается увеличение площади на 47%. Среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась на 36% и в 2013 году составила 72 544 руб., что означает уменьшение износа фондов, т.к. перенесенная часть стоимости, представляющая износ фондов, возвращается после реализации продукции, аккумулируется и образует фонд амортизационных отчислений или амортизационный фонд.

Таблица 1 — Размеры организации

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. к 2011 г., %

Площадь с.-х. угодий, га

147,0

в т.ч. пашня

147,0

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р.

136,0

Количество энергоресурсов, л. с.

109,0

Среднегодовая численность работников, чел.

83,0

Выручка от реализации продукции, тыс. р.

103,0

Наиболее высокий объем выручки наблюдается в 2012. В динамике за исследуемый период происходит увеличение выручки на 3%.

Среднегодовая численность работников снижается с каждым годом, и в отношении 2013 г. к 2011 г. снизилась на 17%.

Для того чтобы сделать вывод о финансовом состоянии организации в целом и о развитии производства за 3 года, необходимо рассмотреть взаимосвязь показателей товарной продукции (таблица 2) и интенсивности ведения производства (таблица 3), а затем определить экономическую эффективность деятельности СПК «Племзавод «Разлив» (таблица 4).

Таблица 2 — Состав и структура товарной продукции

Отрасль и вид продукции

2011 г.

2012 г.

2013 г.

тыс. р.

уд. вес, %

тыс. р.

уд. вес, %

тыс. р.

уд. вес, %

Растениеводство — всего

6,50

13,2

4,51

в т.ч. пшеница

5,13

12,11

4,46

овес

0,04

1,09

0,03

ячмень

1,33

;

;

;

;

прочая продукция растениеводства

;

;

0,01

0,01

Животноводство — всего

93,84

86,77

95,49

в т.ч. молоко

72,62

58,43

59,97

Скот и птица в живой массе

10,74

15,06

15,25

в т.ч. крс

10,74

15,05

15,25

Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

10,32

13,04

20,10

в т.ч. стоимость переработки

1,13

3,94

5,20

молочные продукты

8,71

12,2

19,44

мясо и мясопродукты всего

1,60

0,84

0,66

в т.ч. крс

1,60

0,84

0,66

лошади

;

;

0,01

;

;

мед

0,09

0,2

;

;

Прочая продукция животноводства

0,06

0,05

0,16

Итого

100,0

100,0

100,0

В структуре товарной продукции больший удельный вес занимает животноводство. В 2013 г. этот показатель составил — 95,49%. СПК Племзавод «Разлив» реализует лишь 4,51% продукции растениеводства, среди которой преобладает пшеница и овес. Основной продукцией племзавода является молоко, на долю которого приходится около 60% от общей выручки, что определяет специализацию хозяйства. Также можно отметить показатель крупного рогатого скота, который увеличился в 2012 г. по сравнению с 2011 г., как и удельный вес в совокупности. В 2013 г. происходит небольшое снижение этого показателя.

В 2012 г. приобретены лошади, а также увеличивается производство меда, а уже в 2013 г. эти показатели отсутствуют.

Таблица 3 — Уровень интенсивности ведения производства

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. к 2011 г., %

Приходится на 100 га с.-х. угодий:

основных фондов, тыс. р.

1503,8

1178,8

1389,7

92,41

энергетических ресурсов, л.с.

275,3

204,8

74,4

затрат труда, тыс. чел.-ч

7,9

5,5

4,7

59,5

производственных затрат, тыс. р.

2064,8

1783,7

1658,7

80,3

За анализируемый период вложение основных средств производства в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий снизилось на 7,5%.

В 2013 году составило 1389,7 тыс. р., что на 114,43 тыс. р. меньше, по сравнению с 2011 годом. Уровень производственных затрат, также снизился на 20%. Затраты труда снизились на 40% и в конце 2013 года составили 4,7 чел. — ч. Энергетические ресурсы показали снижение в 2013 году на 25%.

Главной целью каждой организации является получение прибыли. Прибыль — это, с одной стороны, основной источник фонда предприятий, а с другой — источник доходов государственного и местного бюджетов. Важно при этом учитывать не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности; знать, сколько прибыли получено на каждый рубль производственных фондов.

По конечным результатам производства определяют, насколько оно эффективно. Эффективность интенсификации характеризуется конечными показателями результатов производства, выходом продукции на единицу земельной площади, продуктивностью земли и труда, себестоимостью единицы продукции. В таблице 4 представлены данные отражающие эффективность хозяйства.

Таблица 4 — Экономическая эффективность деятельности организации

Показатели

2012 г.

2013 г.

2013 г. к 2011 г., %

Выход товарной продукции на 100 га с.-х. угодий, тыс. р.

1367,07

1070,3

939,00

68,69

Фондоотдача, р.

0,90

1,01

0,68

75,55

Среднегодовая выработка 1 работника, тыс. р.

269,62

332,55

326,77

121,19

Урожайность с 1 га, ц:

зерновых культур

20,7

7,2

9,04

43,67

Среднегодовой надой молока 1 гол. КРС молочного направления, ц

53,4

49,6

93,63

Прибыль (убыток) от реализации продукции — всего, тыс. р.

22,41

в т. ч. на 100 га с.-х. угодий

21,21

11,01

3,24

15,28

Рентабельность (убыточность) производственной деятельности, %.

0,30

0,03

;

Рентабельность продаж, %

0,5

0,049

;

Заметно снижение затрат труда и производства хозяйства, в связи с применением новых технологий, сокращением управленческих расходов и штатов, снижением материальных затрат, повышением производительности труда. Относительное снижение издержек производства (главным образом в части условно-постоянных затрат) происходит за счет увеличения объемов производства продукции в 2012 г. по сравнению с 2010 г., при этом на единицу готовой продукции будут затрачиваться существенно меньше средств. В целом можно проследить увеличение среднегодовой выработки 1 работника на 21%, что способствует повышению эффективности производства.

Фондоотдача на 1 рубль, то есть стоимость валовой продукции, приходящаяся на единицу среднегодовой стоимости производственных фондов, составила соответственно 0,90 к., 1,01 к., 0,68 к., в динамике за три года уменьшилась на 24,45%.

Из произведенных исследований можно сделать вывод, что СПК «Племзавод «Разлив» находится в не стабильном финансово-экономическом положении, т.к. многие показатели работы предприятия снижаются. Поэтому хозяйству для успешного функционирования нужно решить некоторые проблемы, принимать более рациональные решения по поводу своего производства.

3. Анализ производства и себестоимости продукции животноводства

3.1 Анализ производства продукции животноводства Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиления конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, и наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

Предприятие должно производить только те товары и в том объеме, в каком оно может их реализовать.

Сущность производственной деятельности состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Ресурсы поступают в те отрасли и тем предприятия, на продукцию которых есть спрос. Рыночная система лишает неприбыльные отрасли и субъекты хозяйствования редких ресурсов. Субъекты хозяйствования производят товары до тех пор, пока реализация дает прибыль, пока не насыщен спрос на эти товары. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капитал, определяется механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, валют, ссудным процентом, минимальными затратами. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция (ВП) — стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция (ТП) — валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции. Расчета индексов их роста и прироста.

Таблица 5 — Динамика производства продукции животноводства

Год

Валовая продукция животноводства

Производство молока

Прирост живой массы КРС

тыс. руб.

Темпы роста, %

ц

Темпы роста, %

ц

Темпы роста, %

базисное

цепное

базисное

цепное

базисное

цепное

113,26

113,26

100,27

100,27

110,3

110,3

105,88

93,48

93,71

93,46

70,06

63,51

На основе полученных данных рассчитываются среднегодовые темпы роста (Тср) и прироста (Тпр) валовой продукции:

(9)

Тпр = Тср — 100 (10)

Валовая продукция:

Тср = =1.0289?102.3%

Тпр = 102,3 — 100= 2,3%;

Производство молока:

Тср= = 0,9680? 96,8%

Тпр = 96,8 — 100= -3,2%;

Прирост живой массы КРС:

Тср = = 0, 8369? 83,7%

Тпр = 83,7 — 100 = -16,3%

Выполнение плана по производству продукции животноводства в физическом весе анализируется по каждому виду. С этой целью фактические данные о производстве продукции сравнивают с плановыми (Таблица 6).

Таблица 6 — Анализ выполнения плана по производству продукции животноводства

Вид продукции

План

Факт

Выполнение плана, %

Молоко, ц

93,46

Прирост живой массы КРС

63,52

Валовая продукция, тыс. руб.

77,78

На основании этого сравнения можно сделать вывод о невыполнении плана по производству: молока — на 6,54% или на 1190 ц, прироста живой массы крупного рогатого скота — на 36,48% или на 367 ц. В целом план по производству продукции животноводства не выполнен на 22,22% или на 3228 тыс. руб.

В процессе дальнейшего анализа нужно выяснить причины изменения объема полученной продукции. Известно, что объем производства продукции животноводства зависит от поголовья и продуктивности животных, обеспеченности скота кормами и помещениями, рационов кормления, породы животных, условий их содержания. Поголовье и продуктивность животных оказывают непосредственное влияние на объем производства продукции и находятся с ним в функциональной зависимости. Все остальные факторы оказывают косвенное влияние.

Таблица 7 — Исходные данные для факторного анализа объема производства молока

Показатель

План

Факт

Отклонение

абсолютное, +/;

относительное, %

Среднегодовое поголовье коров, гол.

— 27

— 7,36

Среднегодовой надой молока от фуражной коровы, ц

49,58

50,02

0,44

0,89

Выход продукции, ц

— 1190

— 6,54

Используя данные таблицы 7, произведем расчет влияния факторов методом цепных подстановок. Детерминированная факторная модель объема производства продукции животноводства имеет вид:

ВП= П * ПР, ц (11)

где ВП — объем производства продукции, П — поголовье КРС, ПР — продуктивность.

ВПпл = Ппл * ПРпл = 367 * 49,58 = 18 196

ВПусл = Пф * ПРпл = 340 * 49,58 = 16 857,2

ВПф = Пф*ПРф = 340 * 50,02 = 17 006

Д ВП общ = ВПф — ВПпл = 17 006−18 196= - 1190

Д ВП п = ВПусл — ВПпл = 16 857,2 — 18 196 = - 1338,8

Д ВП пр = ВПф — ВПусл = 17 006 — 16 857,2 = 148,8

Факторный анализ показал, что общее изменение объема продукции равно — 1190 ц. За счет влияния поголовья коров выход продукции снизился на 1338,8 ц., а за счет изменения надоя увеличился на 148,8 ц.

Аналогично проанализируем прирост живой массы:

Таблица 8 — Исходные данные для факторного анализа объема прироста живой массы

Показатель

План

Факт

Отклонение

абсолютное, +/;

относительное, %

Среднегодовое поголовье коров, гол.

56,96

Среднегодовой прирост живой массы КРС, ц

4,37

1,77

— 2,6

— 59,5

Выход продукции, ц

— 367

— 36,48

ВПпл = Ппл * ПРпл = 230 * 4,37 =1006

ВПусл = Пф * ПРпл = 361 * 4,37 = 1577,57

ВПф = Пф*ПРф = 361*1,77 = 639

Д ВП общ = ВПф — ВПпл = 639 — 1006 = -367

Д ВП п = ВПусл — ВПпл = 1577,57 — 1006 = 571,57

Д ВП пр = ВПф — ВПусл = 639 — 1577,57 = - 938,57

Факторный анализ показал, что общее изменение объема продукции равно — 367 ц. За счет влияния поголовья коров выход продукции увеличился на 571,57 ц., а за счет изменения надоя снизился на 938,57 ц.

3.2 Анализ себестоимости продукции животноводства Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства. В нем синтезируются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. Снижение себестоимости — одна из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия. От уровня себестоимости продукции зависят сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Особую актуальность проблема снижения себестоимости приобретает на современном этапе. Поиск резервов ее снижения помогает многим хозяйствам повысить свою конкурентоспособность, избежать банкротства и выжить в условиях рыночной экономики.

Основными источниками информации для анализа себестоимости сельскохозяйственной продукции являются форма № 8-АПК «Отчет о затратах на основное производство», форма № 9-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства», форма № 13-АПК «Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства», плановые и нормативные данные.

Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за объема производства продукции, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги). Постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

В процессе анализа необходимо изучить структуру издержек по экономическому содержанию, то есть по элементам затрат. Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных кормов, семян и других видов продукции, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации хозяйства.

Затраты на производство продукции представлены в таблице 9.

Таблица 9 — Затраты на производство продукции животноводства

Элементы затрат

Сумма затрат, тыс. руб.

Структура затрат, %

Затраты на оплату труда

19,81

17,38

13,98

Отчисления на социальные нужды

4,5

3,29

3,17

Амортизация

3,02

2,40

1,04

Прочие затраты

3,22

3,81

15,12

Материальные затраты:

69,46

72,41

66,68

Корма

52,28

58,05

48,88

Прочая продукция с/х

0,02

0,045

0,12

Электроэнергия

6,25

5,15

4,60

Топливо

1,68

1,35

1,48

Нефтепродукты

6,87

5,88

6,54

Запасные части

1,13

0,97

2,55

Оплата услуг и работ, выполненные сторонними организациями, и прочие материальные затраты

1,21

0,97

0,73

Итого затрат

Исходя из данных таблицы 9 можно сказать, что изменилась не только общая сумма затрат, но и их структура. Значительное преимущество в структуре затрат имеют материальные затраты, их удельный вес в сумме всех затрат на производство составляет около 60−70% ежегодно. Это можно объяснить тем, что семена, нефтепродукты, корма, запасные части в производстве продукции имеют первостепенное значение. Наибольший удельный вес имеют корма, который составляет по годам соответственно 52,28%, 58,05%, 48,88%. Их доля велика, потому что для производства продукции животноводства требуется большое количество качественных кормов. Чуть ниже удельный вес заработной платы, он ежегодно составляет около 15−20%. Самый низкий удельный вес в затратах имеют отчисления на социальные нужды.

После общей оценки затрат в целом, следует проанализировать себестоимость отдельных видов продукции животноводства.

Анализ себестоимости отдельных видов продукции обычно начинают с изучения ее уровня и динамики, рассчитывают базисные и цепные темпы роста, строят графики. Затем следует изучить причины роста себестоимости сельскохозяйственной продукции. Одна из объективных причин повышения себестоимости сельскохозяйственной продукции — рост цен в связи с инфляцией на промышленную продукцию (технику, запасные части, электроэнергию, удобрения, нефтепродукты, комбикорма), другая — более высокие темпы оплаты труда по сравнению с темпами роста его производительности. Это также результат инфляции.

Однако наряду с объективными факторами немаловажную роль в повышении себестоимости продукции играют и субъективные причины. При одном и том же уровне и темпах роста цен на промышленную продукцию величина себестоимости продукции в разных хозяйствах неодинакова. Это обусловлено в первую очередь разным уровнем продуктивности животных и урожайности культур.

Одной из причин высокого уровня себестоимости продукции в некоторых хозяйствах является более низкий уровень механизации производственных процессов. Применение частичной механизации облегчает рабочий процесс, но не обеспечивает существенного роста производительности труда. Из этого следует, что комплексная механизация производственных процессов, рациональное использование машин, механизмов, оборудования — один из путей снижения себестоимости продукции.

Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ), ее структуры (Удi), уровня переменных затрат (Вi) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):

Зобщ = ?(VВПобщ Удi Вi) + А (12)

Расчет влияния этих факторов на изменение общей суммы затрат представлен в таблице 10.

Таблица 10 — Анализ общей суммы затрат на производство молока

Показатели

Значения

2012 г.

2013 г.

Отклонение (+,-)

Объем производства продукции, ц (VВПобщ)

— 1190

Переменные затраты на 1 ц продукции, тыс.р. (Вi)

1,7691

1,4574

— 0,3117

Сумма постоянных затрат, тыс.р. (А)

+2195

Общая сумма затрат, тыс.р. (Зобщ)

— 5211

Общая сумма затрат базисного года, пересчитанная на объем производства продукции отчетного года и при сохранении базисной структуры, тыс.р. (VВПб Вб) Квп + Аб

;

;

46 505,5

Общая сумма затрат базисного года, пересчитанная на объем производства продукции и структуры отчетного года, тыс.р. (VВПо Вб) + Аб

;

;

44 400,3

Общая сумма затрат отчетного года при уровне постоянных затрат базисного года, тыс.р.

(VВПо Во) + Аб

;

;

39 099,5

Отклонение в общей сумме затрат на производство продукции

;

;

— 5211

В том числе за счет изменения:

объема производства продукции

структуры выпуска продукции

переменных затрат на единицу продукции

суммы постоянных затрат

;

;

10 421,7

— 2105,2

— 5300,5

2195,0

Причины уменьшения себестоимости молока могут быть как объективные (не зависящие от деятельности предприятия), так и субъективные (непосредственно связанные с использованием имеющихся резервов).

К объективным причинам относятся рост цен в связи с инфляцией на промышленную продукцию (технику, запасные части, электроэнергию, нефтепродукты, покупные корма) и более высокие темпы оплаты труда по сравнению с темпами роста его производительности.

Одна из наиболее важных субъективных причин — продуктивность животных. При более низкой продуктивности животных больше постоянных затрат приходится на единицу продукции и наоборот.

Определим за счет каких факторов произошло уменьшение себестоимости 1 ц молока в анализируемом хозяйстве (таблица 11).

Таблица 11 — Факторный анализ себестоимости 1 ц молока

Показатели

2012 г.

2013 г.

Отклонение (+,-)

Объем производства продукции, ц

— 1190

Сумма постоянных затрат, тыс.р.

+2195

Переменные затраты на 1 ц продукции, тыс.р.

1,7691

1,4574

— 0,3117

Себестоимость 1 ц продукции, р.

788,47

972,29

+183,82

Себестоимость 1 ц продукции при объеме производства продукции отчетного года, постоянных и переменных затратах базисного года, р.

;

;

843,22

Себестоимость 1 ц продукции при объеме производства продукции и постоянных затратах отчетного года и переменных затратах базисного года, р.

;

;

972,60

Отклонение в себестоимости 1 ц продукции, всего, р.

;

;

183,82

В том числе за счет изменения:

объема производства продукции

суммы постоянных затрат

переменных затрат на единицу продукции

;

;

54,75

129,38

— 0,31

На основании анализа, проведенного в таблице 15 можно сделать следующий вывод. Себестоимость 1 ц молока в 2013 году составила 972,29 р., что больше, чем в 2012 году на 183,82 р. Данное изменение произошло из-за увеличения объема производства молока на 54,75 р., увеличения постоянных затрат — на 129,38 р. и за счет снижения переменных расходов на единицу продукции — на 0,31 р.

В себестоимость молока включают все затраты предприятия на производство продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Рассмотрим влияние затрат и продуктивности на себестоимость молока (таблица 12).

Таблица 12 — Определение влияния факторов на себестоимость молока

Статьи затрат

Затраты на содержание 1 гол., р.

Себестоимость 1 ц молока

Отклонение в себестоимости, р.

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

при затратах на 1 гол. базисного года и продуктивности отчетного года

всего

в т.ч. за счет изменения:

сумма, р.

сумма, р.

затрат

продуктивности

Оплата труда с отчислениями

182,5

191,0

189,6

8,5

7,1

1,4

Корма

273,7

328,1

284,4

54,4

10,7

43,7

Содержание основных средств

126,5

253,4

235,3

26,9

8,8

18,1

Прочие затраты

205,77

379,9

273,2

10,3

106,7

Всего

788,47

972,29

982,6

206,8

169,8

Себестоимость 1 ц молока в СПК «Разлив» в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросла на 206,8 р., в том числе за счет увеличения затрат на содержание 1 головы — на 37 р., снижения продуктивности — на169,8 р.

Для снижения себестоимости молока в хозяйстве необходимо выполнить следующие мероприятия:

— повысить продуктивность животных;

— сокращать затраты за счет повышения производительности труда и более экономного использования материальных ресурсов;

— сбалансировать рацион кормления животных.

4. Анализ финансовых результатов от реализации продукции животноводства

4.1 Анализ объема и структуры товарной продукции животноводства

Увеличение прибыли организации по средствам выявления увеличения объема реализации продукции, расширения доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей является главной целью анализа выпуска и реализации продукции.

Главной задачей комплексного целевого анализа выпуска и реализации продукции является анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.

Основными показателями объема производства являются реализованная, валовая и товарная продукция.

Реализованная продукция выражается в стоимости всей отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции, включая незавершенное производство.

Товарная продукция, в отличие от валовой, не включает в себя незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

Проведем анализ товарности сельскохозяйственной продукции СПК «Племзавод «Разлив». Для этого рассмотрим таблицу 13.

Изменение уровня товарности и объемов производства продукции являются главными факторами, оказывающими влияние на изменение объема реализации продукции.

Высокий уровень товарности в динамике за три года наблюдается в 2013 г. по реализации КРС. В 2011 г. наблюдается высокий уровень товарности по реализации молока, который составил 87%.

Таблица 13 — Анализ товарной сельскохозяйственной продукции

Вид продукции

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Валовая продукция, ц.

Товарная продукция, ц.

Уровень товарности, %

Валовая продукция, ц.

Товарная продукция, ц.

Уровень товарности, %

Валовая продукция, ц.

Товарная продукция, ц.

Уровень товарности, %

Молоко

87,2

80,8

69,38

Прирост

76,6

93,0

95,93

4.2 Анализ выручки от реализации продукции и определение факторов, влияющих на её величину На выручку от реализации продукции главным образом оказывают такие факторы, как товарность производимой продукции, ее объем и цена реализации. Проведем анализ влияния данных факторов на изменение выручки.

Рассчитаем среднюю цену реализации продукции:

Ц= В/ТП, руб. (13)

Цб = 32 647/14701 *1000= 2220,73 руб. — Цена молока базисного года;

Цб =8417/936 *1000 = 8992,22 руб. — Цена прироста базисного года;

Цо = 29 395 / 11 799 *1000= 2491,31 руб. — Цена молока отчетного года;

Цо = 7476 / 613 *1000 =12 195,76 руб. — Цена прироста отчетного года;

Рассчитаем общее изменение выручки:

Д Вобщ = ДВо — Д Вб, тыс. руб. (14)

Д Вобщ = 29 395 — 32 647 = - 3252 (Молоко) Д Вобщ = 7476−8417 = -941 (Прирост) Рассчитанные данные занесем в таблицу.

Таблица 14 — Определение влияния факторов на изменение выручки от реализации продукции

Вид продукции

Базисный год

Отчетный год

Выручка от реализации, тыс.руб.

Отклонение в выручке, тыс.руб.

Валовая продукция, ц.

Товарная продукция, ц.

Товарность производства, %

Цена реализации, р.

Валовая продукция, ц.

Товарная продукция, ц.

Товарность производства, %

Цена реализации, р.

Базисный год

Отчетный год

общее

в т.ч. за счет изменения

Объема реализации

Товарности

Цены реализации

Молоко

80,8

2220,73

69,38

2491,31

— 3252

— 2135,27

— 4312,85

3192,57

Прирост

93,0

8992,52

95,93

12 195,76

— 941

— 3069,23

168,36

1963,59

Рассчитаем отклонения общие и за счет влияния факторов:

Д Вобъем= (ВПо — ВПб) * УТб* Цб /1000 (15)

Д Втоварность = (УТо — УТб) * Цб* ВПо /1000 (16)

Д Вц = (Цо — Цб) * ТПо /1000 (17)

Д Вобъем = (17 006- 18 196) * 80,8 *2220,73 / 1000 = - 2135,27 (Молоко) Д Вобъем = (639 — 1006) * 93,0 *8992,52/ 1000 = -3069,23 (Прирост) Д Втоварность = (69,38−80,8)*2220,73*17 006/1000= -4312,85 (Молоко) Д Втоварность = (95,93−93,0) * 8992,52*639/1000=168,36 (Прирост) Д Вц = (2491,31−2220,73) * 11 799 /1000= 3192,57 (Молоко) Д Вц = (12 195,76−8992,52) * 613 /1000 = 1963,59 (Прирост) Рассчитанные данные заносятся в таблицу, и выполняется проверка:

Д Вобщ = Д Вобъем+ Д Втоварность + Д Вц (18)

Д Вобщ = (- 2135,27) + (-4312,85) + 3192,57 = -3252,55 (Молоко)

Д Вобщ = (-3069,23) + 168,36+ 1963,59= -941,28 (Прирост)

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что все три фактора влияют на выручку. Общее изменение показало снижение выручки на 3252 тыс. руб. от реализации молока и 941,28 тыс. руб. от реализации КРС.

Под влиянием цены выручка увеличилась на 3192 тыс. руб. от реализации молока и 1963 тыс. руб. от реализации КРС. Т.к. с каждым годом снижается производство продукции, следовательно, уменьшается ее реализация, а это влияет на выручку отрицательным образом.

4.3 Анализ прибыли от реализации и рентабельности продукции животноводства Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после реализации продукции чистый доход принимает форму прибыли.

Рентабельность характеризует эффективность работы предприятия, как в целом, так и в различных направлениях деятельности.

Себестоимость производимой продукции, цена и объем реализации — три основных фактора, влияющих на объем реализации продукции. Проанализировав и рассчитав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что увеличение себестоимости отрицательно сказывается на сумме прибыли. В то время, когда цена реализации увеличивается — соответственно увеличивается и объем прибыли. Например, в 2013 году средняя цена реализации увеличилась на 270,5 рублей, по сравнению с 2012 годом, и увеличило прибыль на 3192,57 тыс. руб.

Факторная модель рентабельности: (Ц/С) -1, % (19)

Прирост:

Rб = (8992,52 /12 442,3) — 1 = -27,7%

Rо = (12 195,76 /17 624,8) — 1 = -30, 8%

Rусл = Цотч / Сб -1, % (20)

Д R = Ro — Rб

Д Rс = Д Rотч — Д Rусл (21)

Д Rц = Д Rусл — Д Rотч (22)

Rусл = (12 195,76 / 12 442,3) — 1 = -1,98%

Д R = - 30,80 + -27,7 = -3,1%

Д Rс = -30,80 + 1,98 = - 28,82%

Д Rц = -1,98 +27,7 = 25,72%

Главным образом на рентабельность продукции оказывает ее цена. Производство молоко в СПК «Племзавод «Разлив» рентабельное. В 2013 году показатель рентабельности составил 23,93%, что на 20,87 больше чем в 2012 году. Производство мяса КРС на предприятии убыточно.

5. Резервы увеличения прибыли и роста рентабельности продукции животноводства

5.1 Резервы снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли и рентабельности продукции животноводства Завершающим этапом анализа является подсчет и обобщение внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства и снижения себестоимости молока. Увеличение производства продукции молочного животноводства может быть достигнуто путем повышения продуктивности коров.

Увеличение продуктивности животных и эффективное использование кормов могут быть обеспечены на основе применения научно обоснованных систем и норм кормления. В настоящее время научными учреждениями страны детализированные нормы кормления, в которых потребности сельскохозяйственных животных (в зависимости от вида) учитываются по 22−35 показателям.

Разработка оптимальных рационов, приведение их состава и питательности в соответствие с нормами всегда является важнейшей задачей в совершенствовании зональных систем кормления сельскохозяйственных животных. Полноценность кормления обуславливается наличием в рационах определенного количества энергии и питательных веществ в соответствии с потребностями животных. Под энергетической питательностью корма понимается свойство корма удовлетворять потребности животного в органическом веществе, содержащем доступную для него энергию. В полноценных рационах должно быть оптимальное соотношение между грубыми, сочными и концентрированными кормами.

Необходимое условие полноценности рационов — корма высокого качества и хорошая поедаемость животными. Успешное внедрение новых норм кормления в практику общественного животноводства зависит от расширения исследований по изучению химического состава кормов по тем же показателям, что имеются в детализированных нормах.

В первую очередь рост и развитие животных, а также их продуктивность зависят от уровня их кормления, выражающегося в количестве использованных кормов в расчете на одну голову за сутки, месяц, год.

Повышение уровня кормления животных — главное условие интенсификации производства и повышение его эффективности.

При низком уровне кормления большая часть кормов приходится на поддерживающий и меньшая часть — на продуктивный корм, в результате чего увеличиваются затраты кормов на производство единицы продукции. Более высокий уровень кормления обеспечивает повышение в рационах доли продуктивной части корма, рост продуктивности животных и снижение затрат кормов на единицу продукции.

Таким образом, одной из важных основ роста производства продукции молочного животноводства в условиях его интенсификации является повышение продуктивности скота на основании укрепления кормовой базы и оптимизации рационов. Следовательно, повышение уровня кормления на основе укрепления кормовой базы — важный резерв увеличения производства продукции для всех отраслей животноводства и первостепенная задача для большинства предприятий.

В СПК Племзавод «Разлив» рацион коров включает в себя следующие корма: зерносмесь (ячмень 70% + овес 30%), жмых подсолнечный, отруби пшеничные, сено кострецовое, сенаж горохово-овсяный, дробина пивная, БВМК 80. Для оптимизации рациона коров целесообразно определить его оптимальную структуру, исходя из имеющихся запасов всех видов кормов, рационально сочетая иx между собой.

Для обеспечения суточной продуктивности 14 кг необходимо чтобы рацион содержал следующие основные питательные вещества корма:

кормовых единиц — 19,5;

переваримого протеина, г — 1980,2;

сырой клетчатки, г — 4219,1

— кальция, г- 173;

— сухого вещества, кг — 20,9;

— сахара, г — 1259,4;

— фосфора, г — 92,5.

В соответствии с зоотехническими требованиями содержание различных кормов в общей питательности рациона будет следующей:

концентрированные корма — 20−30%;

грубые корма — 40−55%;

сенажа не менее 25% от питательности грубых кормов.

Рацион должен полностью удовлетворять потребность коров по всем перечисленным питательным веществам при заданном соотношении отдельных веществ и групп кормов и иметь минимальную стоимость.

Для увеличения производства молока и снижения его себестоимости определим оптимальную структуру рациона таким образом, чтобы рацион включал в себя все основные элементы для обеспечения потребности организма животного в питательных веществах, необходимых для нормальной жизнедеятельности и производства молока. При этом стоимость рациона будет минимизирована. Для оптимизации рациона коров с целью достижения суточной продуктивности 14 кг проведем экономико-математическое моделирование.

Для записи структурной модели задачи введем следующие обозначения:

Х1— количество зерносмеси, кг;

Х2— количество жмыха подсолнечного, кг;

Х3 — количество отрубей пшеничных, кг;

Х4— количество сена косрецового, кг;

Х5— количество сенажа горохово-овсяного, кг;

Х6— количество дробины пивной, кг;

Х7— количество БВМК, кг;

Х8— общая питательность рациона корм.ед.

После описания переменных, необходимо указать какие значения они могут принимать. Ограничения по питательным веществам взяты из расчета, что зоотехнические требования будут полностью соблюдены и ожидаемый удой составит 14 кг (живая масса коров 600 кг, массовая доля жира в молоке — 4%).

Введем ограничения:

по содержанию кормовых единиц в кг:

Х1+1,04Х2+0,75 Х3+0,45Х4+0,31Х5+ 0,21Х6+ Х7 — Х8=0;

по общей питательности рациона, корм.ед.:

Х8? 19,5;

по содержанию переваримого протеина, г:

85Х1+324Х2+97Х3+59Х4+36Х5+ 42Х6+ 90Х7? 1980,2;

по содержанию сырой клетчатки, г:

49Х1+129Х2+88Х3+267Х4+148Х5+ 39Х6+ 30Х7? 4219,1;

по содержанию сухого вещества, г:

0,85Х1+0,90Х2+0,85Х3+0,83Х4+0,45Х5+ 0,23Х6+ 0,40Х7? 20,9;

по содержанию кальция, г:

1+5,9Х2+2,0Х3+5,2Х4+2,8Х5+ 0,5Х6+ 60Х7? 173;

по содержанию сахара, г:

1+62,6Х2+47Х3+34Х4+22Х5+ 415Х7? 1259,4;

по содержанию фосфора, г:

3,9Х1+12,9Х2+9,6Х3+1,8Х4+1,4Х5+ 1,5Х6+ 31Х7? 92,5;

концентратов в рационе кормления не менее, корм.ед. (ограничение снизу):

Х1+1,04Х2+0,75Х3 — 0,2? 0;

концентратов в рационе кормления не более, корм.ед. (ограничение сверху):

Х1+1,04Х2+0,75Х3 — 0,3? 0;

грубых кормов в рационе должно быть не менее:

0,45Х4+0,31Х5 — 0,4X8? 0;

грубых кормов в рационе должно быть не более:

0,45Х4+0,31Х5 — 0,55? 0;

13) по содержанию сенажа в рационе, %:

Х5 — 0,25 X8? 0.

Целевая функция: стоимость рациона должна быть минимальной.

F (X) = 2,9Х1+2,3Х2+2,5Х3+1,2Х4+0,8Х5+ 0,5Х6+ 14,8Х7 > min.

По рассмотренной задаче построим и рассчитаем матрицу с использованием программы Excel.

В СПК «Разлив» валовой надой в 2013 году составил 17 006 ц. В среднем от каждой коровы получено 10,4 кг молока в сутки. (17 006 ц / 343гол /305 дней лактации * 100= 16,25 кг).

Применение сбалансированного рациона позволит увеличить удой молока до 20 кг и при этом стоимость его будет минимальной 70,2 рублей. Соответственно возрастет производство молока.

Таким образом, это позволит дополнительно получить 3,6 кг молока в сутки от коровы, следовательно, увеличится валовое производство молока на 3766 ц (3,6кг*343гол*305 дней лактации / 100 = 3766 ц).

Резервом производства молока может служить сокращение заболевания коров маститами. Мастит — воспаление молочной железы, ведет к снижению продуктивности коров в среднем на 10−12%, а также ухудшается качество молока. При своевременной диагностике заболевания лечение длится 2−10 дней, а при несвоевременной диагностике заболевание переходит в хронические формы, вследствие коров выбраковывают из стада.

Согласно зоотехническим данным за 2013 год в хозяйстве у 8 коров мастит перешел в хроническую стадию. Вследствие чего годовой надой от этих коров ниже в среднем на 10%.

Для предотвращения заболеваемости коров маститами предлагаются следующие мероприятия: осуществлять своевременную профилактику, диагностику и лечение заболевания; дезинфекцию сосков вымени после доения; проводить выбраковку коров с хроническим течением мастита, не поддающегося лечению; контролировать техническое состояние доильных аппаратов и систематически их заменять; соблюдать технологию машинного доения коров.

Рассчитаем увеличение производства молока за счет предотвращения заболеваемости коров маститами (таблица 21).

По результатам проведенного анализа потери молока на одну корову за год — 4,9 ц, что составляет 10% от средней продуктивности по стаду — 49,58ц. От восьми заболевших коров недополучено молока — 44,68 ц.

Также резервом повышения производства молока является сокращения сервис-периода — периода от отела до плодотворного осеменения. При увеличении сервис — периода сокращается выход телят на 100 коров за год и происходит снижение производства молока. Сервис-период определяет длительность лактации и считается важнейшим показателем воспроизводства коров, влияющей на экономическую эффективность производства молока. Существует прямая зависимость молочной продуктивности коров от продолжительности сервис-периода — на какое количество дней удлиненный сервис-период сокращаем до нормы (60 дней), то на столько дней раньше начнется лактация.

Использование методики гормональной синхронизации охоты позволяет не менее чем на месяц раньше осеменить корову, а использование УЗИ — диагностирования — на месяц раньше определить результат осеменения и при необходимости провести повторное осеменение или выбраковку животного.

В хозяйстве продолжительность сервис-периода в среднем по стаду за 2013 год составила 72 дня, научно-обоснованная норма — 60 дней.

Рассчитаем резерв увеличения производства молока за счет сокращения сервис-периода по формуле:

У = Ч П (365 / (Тс + Тн) — 365 / (Тс + Тф)), (23)

где Ч — поголовье коров, гол.;

П — продуктивность 1 коровы, ц;

Тс — продолжительность стельности, дн;

Тн — продолжительность научно-обоснованного сервис-периода, дн;

Тф — фактическая продолжительность сервис-периода, дн.

У = 343×49,58 х (365/(285+ 60) — 365 /(285 + 72)) = 680,4 ц.

Таким образом, сокращение продолжительности сервис-периода на 12 дней позволит увеличить валовое производство молока на 680,4 ц.

Проведем обобщение выявленных резервов увеличения валового производства молока (таблица 22).

Таким образом, за счет предложенных резервов можно дополнительно получить 4491,08 ц молока, что составляет 37,87% от валового надоя за 2013 год.

Снижение себестоимости производства продукции первоочередная задача предприятия. От уровня себестоимости продукции зависит в конечном итоге финансовое состояние предприятия.

Основными источниками резерва снижения себестоимости продукции являются:

увеличение объема производства продукции;

— сокращение затрат на производство за счет экономного и эффективного использования кормов.

В общем виде методика подсчета резервов снижения себестоимости продукции (РvС) сводится к следующему виду:

(24)

где — фактический уровень себестоимости 1 ц продукции;

— возможный уровень себестоимости 1 ц продукции;

— фактические затраты на производство продукции;

— резерв сокращения затрат на производство продукции;

— дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции;

VВПф— фактический объем производства продукции;

Р^VВПрезерв увеличения производства продукции.

Выявлен резерв сокращения затрат по статье «Корма». За счет внедрения предлагаемого рациона возможно сократить затраты на корма в размере 516,5 тыс.р.

Рассчитаем стоимость корма для производства 1 ц молока, для этого затраты на корм поделим на валовой надой молока: 7179 тыс.р. / 17 006 ц = 422,14 рублей. Сравним стоимость корма предлагаемого рациона для производства 1 ц молока: 8788 тыс.р. / 21 497,08 ц = 408,83 рублей (70,2 р.*343гол.*365дней = 8301,9 тыс.р., 17 006 + 4491,08 = 21 497,08 ц).

Рассчитаем резерв затрат на производство молока за счет внедрения предлагаемого рациона:

= (УР1 — УР0) * VВПф, (25)

где УР1 — стоимость корма для производства 1 ц. молока после внедрения нового рациона;

УР0 — стоимость корма для производства 1 ц. молока до внедрения предлагаемого рациона.

= (408,83 — 422,14) * 17 006 = 226,35 тыс.р.

Р С = = 835,88 рублей.

Таким образом, выявленный резерв снижения себестоимости молока за счет увеличения объема производства продукции и снижения затрат на корма позволит предприятию снизить себестоимость на 31,2% и довести ее до 835,88 рублей за 1 ц.

Дополнительными компонентами доходов в молочном скотоводстве является стоимость навоза, который оценивается либо по цене реализации, либо по ценности как удобрение.

В СПК «Разлив» не ведется учет выхода навоза, хотя это позволило бы значительно сократить затраты, при использовании его как органического удобрения на пашни, либо получить дополнительный доход при его реализации.

Удобрение — самое дорогостоящее вложение в растениеводство, на них приходится до 40% себестоимости агрокультур. Фактически являясь исходной отраслью сельскохозяйственного производства, растениеводство почти на 50% формирует производственные результаты животноводства. Навоз содержит все питательные элементы, необходимые растениям. Органическое вещество — основная часть сухой составляющей этого удобрения, улучшает структуру почвы, ее водный и воздушный режимы, физические, физико-химические и биологические свойства. Ниже приведен расчет снижения затрат при производстве молока и расчет выручки при реализации навоза.

Рассчитаем выход навоза за 2013 год от крупного рогатого скота:

Qн=k*(N*C) (26)

где k — количество голов;

N — количество навоза в сутки от 1 головы;

С — продолжительность стойлового периода

Qн=343*(40*220)=3018 т Стоимость навоза в 2013 году в Курганской области составила 250 рублей за тонну. Найдем возможную стоимость 3018 т навоза.

В=Qн *Z= 3018*250=744 500 рублей где Z-стоимость навоза;

Qн — выход навоза.

Так как навоз содержит практически все необходимые растениям элементы питания, при внесении его в почву хозяйство могло бы сократить фактические затраты на производство продукции животноводства и получить сумму для калькулирования себестоимости молока. Расчет будет производиться следующим способом:

Фактические затраты на молоко 2010 года (Зф) минус стоимость навоза 2010 года (Сн).

Зф— Сн=2 804 500−744 500=206000,0 тыс. рублей Полученную сумму для калькулирования себестоимости молока следует распределить на молоко — 90% и приплод — 10%.

Конечный результат снижения себестоимости молока за счет увеличения объема производства молока и снижения затрат на корма получаем, вычитая из полученной выше суммы для исчисления себестоимости молока, сумму 1 ц молока после внедрения предлагаемого рациона.

206 000,0−226,35=20 577 рублей

— = 957,21−1069,97 = -112,76

Выявленные в ходе исследования резервы увеличивающие объем производства молока и уменьшающие сумму затрат на корма и навоз позволят снизить себестоимость 1 ц молока на 112,76 р.

Далее рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения производства молока.

Выводы и предложения В настоящее время в таком важном секторе национальной экономики, как сельское хозяйство, ситуация остается сложной, особенно в сфере производства животноводческой продукции. Выход из ситуации возможен благодаря государственной поддержке, а также опыту и профессионализму специалистов, которые смогут выявить все имеющиеся резервы повышения эффективности производства и максимально использовать производственный потенциал предприятий.

Проведя экономический анализ финансовых результатов от реализации продукции животноводства в СПК «Разлив», можно сделать следующие выводы:

СПК «Разлив» — сельскохозяйственное предприятие, специализирующееся на производстве молока.

Выход валовой в 2013 году составил 69 459 тыс.р., что меньше на 35,63% или 27 125 тыс. р. В структуре товарной продукции больший удельный вес занимает животноводство — 90%. СПК Племзавод «Разлив» реализует лишь 8,08% продукции растениеводства, среди которой преобладает 7,22% - пшеница, 0,39% овес. В структуре животноводческой продукции наибольшую долю занимает реализация цельного молока -63,58%. Также значительная доля крупного рогатого скота в живой массе -13,66%. Удельный вес прочие товарной продукции предприятия невелик.

Валовое производство молока за 3 года в хозяйстве значительно сократилось с 18 146 ц в 2011 году до 17 006 ц в 2013 году. Это связано как с сокращением поголовья основного молочного стада, так и со снижением продуктивности коров в связи с ухудшением генетического потенциала используемых животных. Среднегодовой надой на одну корову за анализируемый период составил 4971,67 кг. Ежегодно он сокращался в среднем на 11,40 кг или на 0,4%.

Значительный удельный вес в структуре стада крупного рогатого скота в 2013 году занимает группа коров — 42,77% или 343 головы.

Общая сумма затрат на производство молока в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 5211 тыс.р., в том числе за счет уменьшения структуры выпуска продукции на 2105,2 тыс.р., переменных затрат на единицу продукции на 5300,5 тыс.р., суммы постоянных затрат на 1485,3 тыс.р., и за счет увеличения выпуска продукции произошло сокращение общей суммы затрат на 10 421,7 тыс.р.

За счет предложенных резервов можно дополнительно получить 4491,08 ц молока. Применение сбалансированного рациона позволит увеличить удой молока до 20 кг: при этом стоимость его будет минимальна — 70,2 рублей. Резерв увеличения производства молока в результате профилактики, своевременной диагностики и лечения маститов коров составит 44,68 ц. Сокращение продолжительности сервис-периода на 12 дней позволит увеличить валовое производство молока на 680,4 ц.

За счет увеличения объема производства продукции, снижения затрат на корма и применение навоза как удобрения себестоимость молока снизится на 31,2%.

В качестве резервов увеличения производства молока и снижения его себестоимости предлагается:

1. Кормление коров осуществлять в соответствии с рекомендуемым рационом.

2. Своевременно проводить профилактику, диагностику и лечение маститов коров.

3. Сократить продолжительность сервис-периода до 60 дней.

4. Учитывать выход навоза в хозяйстве, для дальнейшего его использования в качестве органического удобрения, либо для реализации населению.

Для удобной работы своевременного анализа и учета и финансовых результатов предлагается гл. бухгалтеру предприятия вести учет в программе 1С «Предприятие» 8.2.

1. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник/ М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 416 с.

2. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие/ И. Т. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 528 с.

3. Барнгольц С. Б., Мельник М. В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: учеб. пособие/ С. Б. Барнгольц, М. В. Мельник. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 240с.

4. Богомолова И. П. Управление прибылью, рентабельностью предприятия с использованием аналитических подходов/ И. П. Богомолова // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 21. — с.17−23.

5. Васильева Л. С. Финансовый анализ: учебник/ Л. С. Васильева. — М.: КНОРУС, 2006. — 544с.

6. Климова Н. В. Методические подходы к формированию резервов роста прибыли с позиции экономического анализа и бухгалтерского учета/ Н. В. Климова // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 16. — с.28−31.

7. Ковалев В. В.

Введение

в финансовый менеджмент/ В. В. Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 768 с.

8. Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник/ В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. — М.: Проспект, 2006. — 424с.

9. Колб Р. В., Родригес Р. Д. Финансовый менеджмент/ Р. В. Колб, Р. Д. Родригес. — М.: Финпресс, 2001. — 496 с.

10. Липчиу Н. В. Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности организаций/ Н. В. Липчиу // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 7. — с.13−15.

11. Лиференко Г. Н. Задачи анализа финансовых результатов предприятия: учеб. пособие/ Г. Н. Лиференко. — М.: Экзамен, 2006. — 156с.

12. Любушин Н. П., Лещева, В.Б., Дьякова, В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие/ Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 471с.

13. Никольская Э. В. Анализ затрат на производство/ Э. В. Никольская // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 5. — с.2−7.

14. Паламарчук Е. К. Рентабельность предприятия/ Е. К. Паламарчук // Справочник экономиста. — 2007. — № 5. — с. 94−98.

15. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г. В. Савицкая. — 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: Новое знание, 2000. — 688с.

16. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие/ Г. В. Савицкая. — 6-е изд., перераб. и доп. — Минск: Новое знание, 2001. — 704с.

17. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебник/ Г. В. Савицкая. -2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Новое знание, 2002. — 687с.

18. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник/ под ред. В. В. Осмоловского. — Минск: Новое знание, 2001. — 318 с.

19. Толпегина О. А. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание/ О. А. Толпегина // Экономический анализ: теория и практика. — 2008. — № 20. — с.10−14.

20. Финансовый менеджмент. учеб. для вузов./ под ред. Н. Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 495 с.

21. Чечевицына Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. пособие/ Л. Н. Чечевицына. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 384с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой