Управление научно-техническим прогрессом
Она предполагает создание ряда институциональных форм, действующих как частно-государственные финансово-промышленные группы, которые могут обеспечить на обоснованных направлениях комплекс организационных и финансово-экономических мер, способствующих реализации намеченных целей. Вписываясь в характер формирующейся рыночной экономики, они могут обеспечить даже в условиях современной неблагоприятной… Читать ещё >
Управление научно-техническим прогрессом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
правовой научный технический управление На этапе переходного периода развития экономики России рыночные отношения все в больших масштабах входят в различные сферы деятельности. Их результативность зависит от состояния практически всех элементов процесса реформирования. В этом процессе отражается влияние и платежного кризиса, состояние и использование научно-технического и инновационного потенциалов.
Стабилизация экономики России и ее регионов на основе структурной перестройки требует повышенного внимания правительства и парламента к использованию имеющегося научно-технического прогресса.
Уникальные открытия и изобретения наших ученых медленно внедрялись ранее и сейчас, не в той степени как хотелось бы и необходимо, внедряются в производство. Мы продаем, что сделано, вместо того, чтобы производить для продажи. Государство и регионы несут огромные потери. Многие аспекты проблематики научно-технического прогресса (НТП) до сих пор еше не только не решены, но даже четко не обозначены на концептуальном уровне.
Понятно, что сфера научных исследований как источник знаний и технологий, имеющих высокую общественно-экономическую ценность, должна находиться под пристальным вниманием государства и общественности. Поэтому большинство развитых, многие развивающиеся страны и государства с переходной экономикой в той или иной форме разрабатывают и реализуют научную политику. Однако, чем большие государственные ресурсы требуются для проведения научной политики, чем сильнее бюджетные ограничения, свойственные большинству стран, тем отчетливее требования к рационализации этой политики, к проведению затрат в соответствии с результатами, к опоре на экономический анализ в процессе принятия решений.
К сожалению, сейчас наблюдается недостаточное понимание роли НТП не только со стороны государства, но и общества. На мой взгляд, настало время изменить приоритеты: вместо обеспечения сверхприбылей властвующей олигархии главной задачей экономической политики государства должно стать стимулирование научно-технического прогресса и производственных инвестиций.
Проблема исследования состоит прежде всего в наличии объективного противоречия между научно-техническим переворотом, который в рамках НТП переживает в настоящее время все человечество независимо от существующего строя того или иного государства, и его (НТП) нынешними результатами развития в нашей стране, которая находится на этапе реформирования национальной экономики.
Объектом исследования в курсовой работе является научно-технический прогресс России, его воздействие на социально-экономическое развитие Российской Федерации, на преобразование экономической структуры общества, а также функций государства в научно-технической области.
Предмет исследования. Предметом курсового исследования является система мер государственной поддержки, стимулирующих научно-технический прогресс в России с целью решения социально-экономических задач, стоящих перед обществом.
Научный анализ сложившейся ситуации особо актуален в виду реальной необходимости совершенствования теоретико-методологических и концептуальных основ государственного регулирования НТП в экономике России.
Цель курсовой работы целостное исследование процесса регулирования научно-технического прогресса в экономике России, разработка практических рекомендаций по формированию научно-технической, инновационной и промышленной политики.
Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие задачи:
— анализ состояния научно-технического прогресса в Российской Федерации;
— изучение состояния научно-технической политики государства на современном этапе экономического развития;
— подготовка рекомендаций по разработке государственной инновационной политики;
Таким образом, настоящая курсовая работа посвящена исследованию теоретико-методологических и организационно-методических основ формирования практики государственного регулирования НТП в национальной экономике России, как одного из важнейших направлений и факторов обеспечения стабилизации и экономического роста.
Методы исследования. При теоретической разработке проблем темы широко использовались метод экономического анализа и синтеза, приемы системно-структурного анализа, метод экспертных оценок, статистических группировок и др.
Практическая значимость работы. Практическое значение исследования состоит в возможности использования разработанных предложений для оценки состояния НТП в России, включая сферу науки, образования, технологии российской науки, государственной научно-технической промышленной и инновационной политики и ее совершенствования с учетом выработанных в ходе работы рекомендаций.
1. Теоретическо-методические основы государственного регулирования НТП
1.1 Теоретические аспекты основ государственного регулирования НТП
Важнейшим направлением государственного регулирования, ядром формирования экономической системы является прогнозирование научно-технического развития.
В процессе прогнозирования сначала исходят из того, что основным стратегическим фактором преобразования производительных сил является становление процесса автоматизации. Дальнейшее моделирование данного процесса показывает, что идет концентрация высокоавтоматизированных предприятий. На уровне высоких технологий образуются различные формы объединений. В условиях концентрации производства, науки, капитала на важнейших направлениях НТП происходит возникновение системы комплексно-автоматизированных предприятий. Движение к ней может быть осуществлено на основе долгосрочной программы научно-технического развития, в рамках которой необходимо предусмотреть основные положения формирования качественно нового уровня производительных сил и соответствующих им производственных отношений. В ходе движения к системе комплексно-автоматизированных предприятий, которая выступает как важнейшая качественная цель программы научно-технического развития, выделены следующие основные направления ее реализации: наука, информатизация сфер социальной и экономической деятельности, автоматизация проектных работ. [1.]
Реализацию направлений необходимо начинать уже сейчас в условиях переходного периода, сочетая решение стратегических и тактических целей и задач. Такой подход уже в настоящее время требует изменения инвестиционной и инновационной политики, использования новых институциональных форм.
На данных направлениях с целью выхода из сложившейся кризисной ситуации и формирования новой наукоемкой структуры необходим поэтапный процесс институционального выделения: новых форм организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; российского информационного комплекса; общероссийской системы автоматизированного проектирования.
Становление научного, информационного комплексов, общероссийской системы автоматизированного проектирования выступает как этапы реализации государственной структурной научно-технической политики.
Она предполагает создание ряда институциональных форм, действующих как частно-государственные финансово-промышленные группы, которые могут обеспечить на обоснованных направлениях комплекс организационных и финансово-экономических мер, способствующих реализации намеченных целей. Вписываясь в характер формирующейся рыночной экономики, они могут обеспечить даже в условиях современной неблагоприятной экономической обстановки концентрацию финансовых, трудовых, материальных ресурсов на выбранных направлениях, выступая как акционерное общество, при наличии собственных банковских структур. Таким образом, становится возможным превратить их в мощные инструменты государственного регулирования проводимых структурных преобразований. В процессе создания современного мощного научного комплекса его основой должна стать интеллектуальная собственность ученых-исследователей. Ее стоимостное выражение должно определяться как часть добавочной прибыли, получаемой как разность между валовой прибылью до внедрения той или иной идеи в производство и после ее воплощения в материальном продукте. Расчетные данные показывают, что действительная интеллектуальная собственность ученых, теоретиков, инженеров составляет 15−20% от получаемой дополнительной прибыли. [3.]
Таким образом, основная цель институциональной государственной политики — реализация государственной научно-технической политики, структурных преобразований путем использования экономических форм и методов регулирования, концентрации имеющихся ограниченных ресурсов, новых структурных подразделений, комплексов, систем на важнейших направлениях НТП.
Влияние налоговой политики на научно-техническое развитие. Пути совершенствования налоговой системы.
Реализация научно-технической, структурной, промышленной политики, особенно в настоящее время невозможна без научно обоснованного, программируемого финансового обеспечения инновационных потоков. Последнее невозможно без совершенствования налоговой политики. Современная рестрикционная политика вызвана необходимостью увеличения государственных затрат в переходный период. Выдвинутые правительством социальные программы, осуществление приватизации, демонтаж командной системы, обустройство новых границ и выполнение долговых обязательств обусловили почти 90% изъятия прибыли и предприятий. При этом перестает действовать принцип материальной заинтересованности, предприятия и фирмы остаются без необходимых средств для инвестиционной и инновационной деятельности, подрываются экономические основы самофинансирования, свободы предпринимательства, конкуренции, возрождается дотационный принцип финансирования промышленных предприятий. Таким образом, формируются неблагоприятные социально-экономические условия ускоренного развития НТП.
Решение этих проблем возможно на основе поэтапного регулируемого снижения налогов: на малый, средний и крупный бизнес. Снижение налогов на малый бизнес — важный элемент структурной политики. Существует прямая связь между развитием малого бизнеса и сферой потребления и услуг. Малый бизнес — наиболее оптимальная форма развития легкой промышленности и сферы услуг. Дополнительный прилив сюда капитала будет способствовать формированию необходимых социально-экономических предпосылок ее ускоренного развития.
Становление среднего бизнеса создает благоприятные условия развития наукоемкой структуры российской экономики. На основе средних, но хорошо оснащенных предприятий становится возможным формирование собственной, отвечающей современным мировым стандартам машиностроительной базы. Роль локомотива НТП может взять на себя электронная промышленность.
Развитие наукоемкой структуры на базе электронной промышленности должно быть развернуто на третьем этапе при снижении налогов на крупный бизнес и ФПГ. Здесь может по-настоящему развернуться становление институциональных форм на важнейших направлениях научно-технического развития. Финансово-промышленные группы — флагманы НТП. Одновременно они представляют собой уникальный механизм диверсификации производства. Получив в свое распоряжение значительную часть прибыли, они начинают в полной мере использовать свои потенциальные возможности. Снижение налогов на крупный бизнес создаст оптимальные социально-экономические условия: развертывания механизма диверсификации; перелива капитала в наукоемкие отрасли; производства бытовой электронной аппаратуры, телекоммуникационных систем, глубокой переработки топливно-сырьевых ресурсов.
Поэтапное снижение налогов, формируя структурные изменения в экономике, подготавливает одновременно и финансовую базу для их реализации. Первоначальное снижение налогов на малый бизнес не потребует от государства значительных расходов. Наоборот, следует ожидать роста массы налогов от малого бизнеса из-за:
— значительного увеличения количества предприятий, вызванного переливом капитала в данную сферу;
— роста производства, при котором каждый взимаемый процент станет весомее;
— выхода значительной чисти мелких предприятий из теневого бизнеса и увеличения налоговой базы.
Этих же результатов при росте массы изъятых в бюджет средств следует ожидать на втором и третьем этапах — при снижении налогов на средний, а затем и крупный бизнес. Рост налоговой базы и увеличение объема средств, поступающих в бюджет, позволят сократить бюджетный дефицит, выполнить намеченные социальные программы и при этом значительно увеличить ассигнования на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, создание внебюджетных научно-технических фондов, институциональных форм на важнейших направлениях НТП, льготное кредитование предприятий научно-венчурного капитала, бизнес-инновационных центров, научных городков. [5.]
Государственная политика перехода к самофинансированию предприятий и фирм в условиях ограниченности имеющихся ресурсов.
Поэтапное снижение налогов направлено на формирование в России системы самофинансирования. Одним из основных источников в условиях перехода к рыночной экономике должна стать прибыль, чистый доход предприятий.
Росту самофинансирования и одновременно экспортных возможностей российской промышленности способствовала бы политика оставления большей части валютной выручки у предприятий. Это ведет к увеличению инвестиций в самые наукоемкие, передовые, с точки зрения мировой техники и технологии, отрасли производства. В направлении усиления самофинансирования предприятий и фирм на важнейших направлениях научно-технического развития большую роль могло бы сыграть снижение пошлин на новейшее импортируемое оборудование и технологии. Такая политика создаст целенаправленную ориентацию предприятий на инвестирование в новейшие машины и оборудование, переоснащение их по последнему слову мировой науки и техники.
Важным направлением усиления самофинансирования может стать продуманная амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий ускоренного списания оборудования путем слияния амортизационного фонда и чистого дохода. В России это необходимо еще и потому, что существующее оборудование сильно устарело. В современных условиях было бы целесообразным предоставлять предприятиям, покупающим, производящим или осуществляющим поставку машин и оборудования, право на дополнительные амортизационные отчисления.
Учитывая огромные территории Российской Федерации, различие региональных и местных условий, необходимо предусмотреть и разработать систему налоговых дополнительных скидок для определенных регионов, а также для отдельных машин и оборудования.
Наличие самофинансирования предполагает ряд мер, направленных на создание условий, способствующих расходованию накопленных сумм на прямое инвестирование, инновационную деятельность. В индустриальном обществе корпорации, промышленные компании сами осуществляют инвестирование. Промышленное сбережение в значительной степени зависит от производимых промышленных инвестиций. Основная проблема состоит в том, чтобы уже имеющиеся у предприятий накопления расходовались не на покупку валюты, ценных бумаг, приобретение товаров непроизводственного назначения, а качестве источника прямых инвестиций. Эта цель достигается формированием специализированных инвестиционных фондов и введением специальных счетов и счетов обновления. Суммы, накапливаемые в них, подлежат льготному налогообложению или освобождаются от налогов вовсе. В США, при относительно низком уровне налогообложения, действуют около 36 тыс. фондов реконструкции и развития. В Швеции все 100% отчислений в инвестиционные фонды должны быть помещены на специальный беспроцентный инвестиционный счет в Риксбанке. Подобная мера позволила бы российскому правительству получить возможность концентрировать имеющиеся ресурсы, направлять их в соответствии с инновационной политикой государства. Целесообразным было бы законодательное установление счетов обновления с обязательным помещением туда части прибылей отдельных предприятий. [2.]
1.2 Методические подходы к основам государственного регулирования НТП
Решение проблемы финансирования НТП невозможно без создания сети специализированных фондов. Внебюджетные инвестиционные научно-технические фонды являются формой реализации государственной научно-технической политики и выполняют несколько функций.
Финансовый накопительный резервуар.
В этой функции фонд выступает в качестве резервуара накопления, поскольку для инвестиционной деятельности, реализации инновационных проектов нужно накопить определенную сумму, которая позволит произвести замену производственных фондов, реконструкцию, перейти на новую технологию. Это требует времени, и государство должно всемерно способствовать формированию таких резервуаров.
Средство обеспечения ускоренного развития НТП.
В настоящее время трудно рассчитывать на непосредственную помощь государства в реализации различных инновационных проектов и совсем маловероятно, что оно будет оказывать ее постоянно и непрерывно. Ускорение научно-технического развития предполагает не просто накопление определенных сумм в фондах. Внебюджетные научно-технические фонды исполняют роль экономических институтов, обеспечивающих необходимый комплекс условий для ускоренного развития НТП: финансовая поддержка крупных государственных инновационных проектов и направлений; помощь в развитии венчурного капитала, формирование прогрессивной наукоемкой структуры.
Инструмент государственной научно-технической политики.
В различных странах внебюджетные инвестиционные научно-технические фонды являются эффективным средством осуществления промышленной, научно-технической, структурной и социальной политики. Они стали мощным финансовым рычагом, благодаря которому государство целенаправленно воздействует на процесс ускорения научно-технического развития. Сеть российских инвестиционных научно-технических фондов необходимо формировать в тесной зависимости от поэтапного снижения налогов. Это обеспечит реальную финансовую базу становления научно-технических фондов на микро, мезои макроуровнях, максимальное использование накопленных сумм на реализацию научно-технического развития. Предусматривается не скачкообразный, а постепенный переход от решения микроуровневых задач к макроуровневым.
Первый этап позволит осуществить массовое формирование научно-технических инновационных фондов в сфере малого бизнеса. Ожидаемый приток свободных средств (благодаря снижению налогов) на счета малых предприятий предлагается направить на создание сети микроуровневых инновационных научно-технических фондов. Их целевой характер определяется необходимостью решения насущной проблемы российской экономики: осуществления реконструкции предприятий, их перевооружения на основе реализации инновационных проектов. В частности, речь идет о формировании инвестиционных фондов реконструкции и развития. В России организация подобных фондов сегодня невыгодна. Поэтому инициатором их формирования, посильным участником должно выступить государство. Формируемые смешанные фонды можно создавать под конкретные проекты реконструкции предприятий и фирм, способствуя тем самым росту инвестиционной активности, модернизации российской экономики, выходу ее из кризисной ситуации. Надо уже на первом этапе полностью освободить от налогов суммы, направляемые в инвестиционные фонды мелких предприятий. Это не намного уменьшит общую долю собираемых налогов, но значительно повысит активность в сфере малого бизнеса. Регулирование инвестиционной деятельности возможно посредством государственного контроля над инвестиционными фондами. Государство должно иметь правовую базу разрешать компаниям использовать часть или весь резерв на установленные законом цели: покупку новых машин, оборудования, накопление материальных запасов, содействие развитию экспорта. Тем самым значительно повышается доля прямых инвестиций, расширяется воспроизводство научно-технического прогресса.
Что касается введения специальных счетов и счетов обновления, то в нашей стране данная мера станет действенным фактором увеличения накоплений лишь при большом возрастании прибыльности предприятий и фирм. Формирование таких счетов под эгидой ЦБ РФ позволит создать устойчивый источник прямых инвестиций, остановить падение производства, а в последующем перейти к активной научно-технической политике. Требуется разработка мер по стимулированию предприятий к образованию таких счетов. В качестве основных мер предлагается: не облагать налогом 50% прибыли при условии направления ее на инвестиции в производственное и непроизводственное строительство; освободить от налогообложения суммы, предназначенные для вложения в новейшую технику, технологию, оборудование, проведения реконструкции на качественно иной, научно-технической основе; установить 30%-ую скидку налогов на сбережения, хранящиеся на специальных счетах; обеспечить систему страхования данных счетов в соответствие с возможным риском от их вложения.
Специальные счета и счета обновления в условиях современной России позволят создать социально-экономические условия, способствующие использованию накапливаемых сумм на прямое инвестирование в производство. Это повлечет за собой оживление деловой активности, станет началом процесса переоснащения существующей материально-технической базы.
Введение
специальных, обязательных инновационных счетов, на которых накапливаются необходимые суммы, осуществляется на льготных условиях и предполагает наличие механизма, препятствующего расходованию этих сумм на не связанные с развитием НТП цели. Если предприятие или фирма задумает использовать их, например, на коммерческие цели, то следует предусмотреть полное их обложение налогом плюс штрафом.
Формирование системы фондов развития венчурного капитала имеет для российской экономики чрезвычайно большое значение. Отсутствие таких фондов обостряет проблему не востребованности уже накопленных к настоящему времени и нереализованных научно-технических идей.
Развитие рискового капитала в России сдерживается сегодня низким уровнем прибыльности и рентабельности, который практически независим от внедрения достижений НТП в производство. Положение может измениться, если предусмотреть создание российского банка рискового капитала с филиалами и подразделениями в различных регионах и городах Российской Федерации. Последние могут выступать держателями фондов для реализации научно-технических проектов повышенного риска. Финансовые средства из них могут предоставляться после соответствующей экспертизы изобретателям и ученым под реализацию новых идей и проектов. Они должны выступать генеральными распорядителями, вкладывая 1−2%, а остальное — государство и фонды рискового капитала.
Формирование сети инфраструктурных фондов станет возможным на втором этапе, когда произойдет резкое снижение налогов на средний бизнес. Это вызовет увеличение объема средств, идущих на накопление. Они станут финансовой базой создания инфраструктурных фондов. Создание развитой сети региональных фондов обусловлено огромными пространствами России, различием природных условий, климата, имеющихся ресурсов. В будущем стране придется решать проблему освоения незаселенных территорий. Рассчитывать здесь на централизованные вложения, как это было раньше, не приходится. Выходом станет образование ряда региональных фондов. Формирование целевых фондов народнохозяйственного значения станет возможным при существенном снижении налогов на крупный бизнес. Первоначально это будут фонды, ориентируемые на улучшение экологического состояния как отдельных регионов, так и всей страны. [9.]
При переходе к наукоемкой структуре становится необходимым формирование специальных фондов НИОКР. В это время у крупных корпораций, финансово-промышленных групп потребность в собственных НИОКР резко возрастает. Дополнительно стимулировать их развитие можно путем обязательного помещения 10−15% прибыли в упомянутые специальные фонды. Не облагаемые налогом суммы существенно повлияют на накопление первоначального капитала, выделяемого на инвестирование НИОКР. Данные фонды должны подлежать акционированию, что создаст экономические условия скорейшего увеличения первоначально собранных сумм. Рынок акций инвестиционных фондов, подкрепленный дивидендами от использования инновационных решений, новейших технологий, может стать одним из существенных частей российского рынка ценных бумаг. Акционирование не облагаемых налогом инновационных фондов — источник расширенного процесса финансирования НТП, ускорения возрождения рыночной экономики России на качественно новой научно-технической основе. Государственное регулирование должно быть нацелено на дифференцированный доход к осуществлению финансирования. Льготы могут быть предоставлены научным учреждениям, НИИ, обслуживающим наиболее передовые и значимые для российской экономики отрасли: аэрокосмический комплекс, атомную энергетику, создание и освоение экологически чистых источников энергии, генную инженерию, искусственный интеллект. [8.]
Таким образом, в России надо переходить на основе постепенного изменения в налоговой политике к целостной системе фондов, во многом берущих на себя функции государственного бюджета по финансированию развития НТП, Они образуются на разных уровнях. На первом этапе их цель — ускоренное переоснащение основных производственных фондов, на втором — структурная перестройка экономики, та третьем — обеспечение накоплений для скорейшего перехода к автоматизированному производству. Источниками формирования данных фондов станут прибыль мелких, средних и крупных предприятий, валютная выручка от продажи экспортных товаров, и т. д. Система этих фондов представляет собой взаимосвязанную сеть финансовых резервуаров, направленную на реализацию научно-технической политики государства. Важнейшим его свойством является возможность перелива капитала из одной приоритетной отрасли в другую, от одного направления научных и технических поисков к другому; аккумуляция средств без ухудшения социального положения основной массы населения; создание условий для структурной перестройки на базе высоких технологий и наукоемких отраслей с последующим выходом на комплексную автоматизацию всего производства. [10.]
1.3 Нормативно правовые основы государственного регулирования НТП
Принятие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О научно техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании) обозначило наступление нового этапа существования технико-юридических норм, заложило основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказания услуг, а также оценки и подтверждения соответствия.
Проведение реформы в этой сфере обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для функционирования и самоорганизации рыночных механизмов хозяйствования, поскольку изменение всего уклада российской экономики, произошедшее в последние годы, не может обеспечиваться и поддерживаться устаревшей системой государственной стандартизации и обязательной сертификации.
НТП регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и связанным с ними процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Техническое регулирование напрямую связано с развитием науки и уровнем экономического развития страны, что подразумевает известную динамику технического регулирования. Оно должно соответствовать уровню научно-технического развития страны и материально-технической базы российской экономики и быть ориентировано на стабильно прогрессирующий пересмотр норм технических регламентов в соответствии с ростом научных достижений и экономических показателей в стране. С другой стороны, для производителей необходима определенная стабильность установленных требований. [15.]
Нормативно-законодательная база регулирования инноваций достаточно обширна и по своей структуре охватывает все стороны системы регулирования. Вместе с тем, ее построение нельзя считать завершенным, поскольку она постоянно адаптируется к задачам текущего этапа.
В самом общем виде нормативно-законодательная база включает следующие группы:
1. Документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.).
2. Постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности.
3. Программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и другие косвенные механизмы поддержки.
4. Инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.
В документах первой группы, как правило, не содержится каких-либо конкретных мероприятий по поддержке инноваций. По своему содержанию их можно разделить на чисто декларативные и определяющие целевые установки государственной политики.
В декларациях о важности инноваций и необходимости поддержки инновационной предпринимательской деятельности недостатка нет, это признавалось всеми институтами власти на различных этапах реформ. В документах констатируется снижение в последние годы инвестиционной и инновационной активности в качестве фактора, представляющего угрозу национальным интересам России. Признается важность этой деятельности и необходимость ее государственной поддержки, вообще, и в малом бизнесе, в частности; констатируется необходимость максимально использовать потенциал высшей школы.
Безусловно, цели государственной политики в области поддержки инновационного предпринимательства должны быть сформулированы, однако это должно быть сделано таким образом, чтобы из них логично вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти. По сути, инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса программ и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т. д.
На практике наиболее активным в поддержке инновационного предпринимательства является Министерство науки и технической политики, которое отвечает за научно-техническую политику и кровно заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов. Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются и есть достаточные основания полагать: не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены. [12]
Основными направлениями государственной поддержки инновационного предпринимательства, инновационной деятельности выдвигаются инвестирование в инновационные проекты и поддержка развития инновационной инфраструктуры. Оба эти направления связаны с распределением и освоением бюджетных ресурсов и по этой причине представляют объект повышенного внимания со стороны как государственных, так и общественных, частных структур. Для развития инноваций весьма важен этап исследований, поскольку должен обеспечить постоянное обновление инновационного потенциала страны, поддержание его на уровне, соответствующем мировому. Основным источником финансирования государством творческих коллективов на этом этапе являются бюджетные ресурсы, поступающие как непосредственно через Миннауки на финансирование исследований, проводимых в РАН, государственных научных центрах (ГНЦ) и др., так и через Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), имеющий более непосредственное отношение к инновационной деятельности.
Оценка того, насколько эффективно данный механизм финансирования способствует решению этой задачи, не входит в замысел исследования, поскольку деятельность РФФИ, хотя непосредственно и связана с инновациями, реализует в большей мере не инновационную, а государственную научно-техническую политику. Средства, выделяемые Фондом творческим коллективам на проведение исследований по конкретным темам, как правило, мизерные. За такие деньги никаких серьезных научных результатов ожидать не приходится. Общепринятым для участников таких работ является отчетность старыми результатами, поверхностные, не доведенные до глубокого обоснования оценки, отсутствие стимулов к глубокой разработке перспектив прикладного использования научных результатов. [14]
Основными элементами инфраструктуры поддержки инноваций в малом предпринимательстве являются: этапы инновационной деятельности; РФФИ — Российский фонд фундаментальных исследований; РФТР — Российский фонд технологического развития; ФФПМ — Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; ФФРМФПНТС — Федеральный фонд развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере).
Совершенно очевидно, что такой подход не может быть основой долгосрочной политики. Но главная ущербность такого подхода состоит в том, что при долгосрочной его «эксплуатации» он не решает и той задачи, которая перед ним ставится на чрезвычайный период — сохранение научно-технического потенциала. Мизерные средства недостаточны для того, чтобы удержать наиболее высококвалифицированные кадры ученых и специалистов в тех областях, где Россия имеет действительный приоритет, чьи знания востребованы в благополучных обществах и государствах. В результате происходит неконтролируемый процесс диффузии знаний. Россия постепенно теряет как раз ту часть своего потенциала, которая могла бы обеспечить ей приоритет в новых технологиях и конкурентоспособную продукцию высокой степени переработки. Предварительный анализ нормативно-законодательной базы и инфраструктуры государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве позволяет сделать некие замечания относительно целостности государственной политики в этой области.
Государственная инновационная политика в области малого предпринимательства как элемент системы государственного регулирования не сформирована, она фрагментарна и нестабильна. На нормативно-законодательном уровне не сформирована система целей, согласованных с задачами и функциями органов управления. Тесно связанная с инновационной государственная научно-техническая политика также строится на основе целеполагания чрезвычайного характера — сохранение научно-технического потенциала. Эта задача, безусловно, актуальная, но не может служить основой долгосрочной национальной политики.
Если оценивать с позиций управления информационный элемент системы государственного регулирования инновационной деятельности, то приходится констатировать, что существующая система государственной статистики лишь частично выполняет эту функцию. Несмотря на недостатки правового обеспечения инновационной политики, на практике формирование инфраструктуры пошло более рациональным путем: элементы инфраструктуры охватывают все фазы инновационного цикла, и это является достоинством системы поддержки.
Сформированная система фондов позволяет аккумулировать ресурсы и обеспечивает финансирование различных этапов разработок. За истекшие годы получили поддержку и смогли развернуться многие предприниматели в области инноваций.
Государственное управление инновационными процессами представляет собой целенаправленное воздействие государства на хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости.
Наряду с уточнением сущности и нацеленности общегосударственной инновационной политики на современном этапе общественного развития, в связи с расширением возможностей низовых звеньев в иерархии государственного управления, встает вопрос о роли региональных структур в инновационных процессах и их месте в интенсивном использовании научно — производственного потенциала отдельно взятой территории в целях ее благоприятного социально — экономического развития, решения региональных проблем.
Механизм регионального регулирования инновационных процессов представляет собой совокупность форм и методов, посредством которых органы управления территорией могут оказывать воздействие на хозяйственную среду с целью получения желаемых результатов.
В самом общем виде стратегия территориального развития заключается в максимальном использовании благоприятного и минимизация негативного воздействия территориальных факторов. [13.]
2. Оценка эффективности основ государственного регулирования НТП
2.1 Общая характеристика объекта исследования
Научно — технический прогресс прошел в своем развитии несколько исторических этапов, для каждого из которых были характерны свои отличительные черты:
I. Появление и использование огня.
II. Зарождение и становление крупного машинного производства.
Крупному машинному производству предшествует простая кооперация и мануфактура. Простая кооперация — это простая форма организации труда, когда множество работников заняты однородным трудом. Мануфактура основана на разделении труда между участвующими в процессе производства. С появлением крупного машинного производства основной формой предприятия стала фабрика с использованием машин и вытеснением ручного труда механизированным.
Научно — технический прогресс воплощается в периодических научно — технических революциях — НТР. Происходит сращивание науки и производства, их интеграция.
Главные движущие силы материально — технической базы общества:
— научный интеллект;
— его реализация в новых поколениях техники.
Состав научно — технического цикла (его фазы):
— рождение научной идеи (открытия, изобретения);
— технологическая обработка идеи.
III. Конец XIX — начало XX века. Этот этап обозначен в истории как первая научно — техническая революция или индустриальная эра производства.
Научно — техническая революция 50- х — 60-х годов развернулась в развитых странах. Она базировалась на следующих научно — технических направлениях:
— освоение атомной энергии;
— квантовая электроника (лазерная техника, электронные преобразователи энергии);
— кибернетика и вычислительная техника, создание ЭВМ. [16.]
Для реализации научно — технического переворота потребовались: создание станков с программным управлением, обрабатывающих центров, автоматических линий, автоматизированные системы управления производством; развитие атомной энергетики; применение синтетических материалов (смол, пластмасс, химических волокон); освоение реактивных двигателей (переворотов в авиации); изобретение технологии непрерывной разливки стали; освоение космического пространства (высшее научно — технической революции); успехи химии (синтез материалов с заранее заданными свойствами, катализаторов, гербицидов и пестицидов): в биологии и медицине: создание антибиотиков, витаминной и микробиологической промышленности.
Отрицательные стороны научно — технической революции повлекли за собой ряд кризисов 70-х годов: технологические, энергетические; экономические, социальные; экологические
IV. Середина 50-х гг. XX века и до наших дней — вторая НТР или информационная эра производства. Этот этап характеризуется преимущественным ростом в экономике всех отраслей, связанных с обработкой информации. Производство становится гибким, ориентированным на индивидуальные запросы потребителей, эффективность производства осуществляется за счет экономических затрат прошлого труда.
Вторая НТР (последняя четверть ХХ в.): переход к постиндустриальному технологическому способу производства. Это базовые научно — технические направления: микроэлектроника (квантовая физика); информатика (кибернетика, теория информации); биотехнологии (молекулярная биология).
Достижениями второй научно — технической революции является создание микропроцессорной техники, повышение автономности технических средств во всех отраслях народного хозяйства; развитие генной инженерии; новые информационные технологии.
Прошли преобразования во всех сферах производственной техники: развитие программируемых производств; развитие робототехники и др.
В энергетике: освоение солнечной, ветровой, приливной энергии; использование высокотемпературной сверхпроводимости, микропроцессорной техники (сберегают энергию) Также осваиваются: материалы, обладающие заданными свойствами (композиты, керамика, пластмассы, смолы, металлические порошки); новые технологии: плазменные, лазерные и многие другие; волоконно-оптические линии связи, космическая, факсимильная, сотовая связь.
Стремление решить возникающие проблемы путем создания более эффективной и изощренной техники — один из самых распространенных подходов в современном мире.
При этом новые проблемы постоянно усложняются, ужесточая требования к качеству и возможностям создаваемой техники, из-за чего будущее человеческого общества все в большей степени оказывается детерминировано чисто техническими задачами.
В таком мире, где для решения каждой проблемы должна быть своя машина (а может, и несколько), все меньше места остается человеку, ибо его силы, воля и творческая активность лишаются жизненного пространства. В связи с опасностью дегуманизации общества возникает необходимость целенаправленного воздействия на инновационный процесс, когда к будущему последовательно и обстоятельно готовятся, осторожно «вживляя» нововведения в социальную ткань, планируя не только успех, но и последствия реакции «отторжения». И в первую очередь это должно касаться деятельности по поиску, подготовке, реализации и распространению технических нововведений. [19.]
НТР может осуществляться в двух основных формах: эволюционной и революционной.
Эволюционная форма основана на использовании в производстве одного и того же научно — технического потенциала.
Революционная — означает переход к использованию в производстве качественно новых научно — технических потенциалов. НТР — это противоречивое явление:
— противоречие между новейшими достижениями человеческой мысли и применением малопроизводительного ручного труда;
— противоречие между материально — техническим и личным факторами производства.
Оба противоречия разрешимы. Технический прогресс общества тесно связан с экономическим и социальным прогрессами. Экономический прогресс — это сложный процесс и для его характеристики используется система показателей: уровень развития производительных сил — это высший критерий экономического прогресса, это общий глобальны показатель. Этот общественный показатель уточняется более детальными показателями. Техническое строение производства, т. е. соотношение между массой применяемых средств производства и численностью занятых в производстве работников. Последствиями научно — технической революции является интеграция элементов прогресса: научного, технического. На научную базу переведены все отрасли материального производства, все отрасли нематериальной сферы. На мой взгляд, последствием НТР является современный инновационный процесс в разных странах, он характеризуется компьютерной революцией, формированием глобальных научно — исследовательских сетей, быстрым распространением интернет — технологий.
Для развития экономического потенциала любой страны необходимо развитие и сохранение научно — технического потенциала страны, развитие нововведений, инновационной деятельности. [18.]
2.2 Анализ эффективности государственного регулирования НТП
Эффективное функционирование научно-технического потенциала государства возможно посредством проведения научно-технической политики, основным содержанием которой является создание условий (правовых, экономических, организационных и др.), способствующих развитию научно-технической и инновационной деятельности (производственному освоению и тиражированию нововведений) и в целом научно — технической сферы.
Государственное регулирование НТП основывается на концепции основных направлений научно-технической политики Российской Федерации. Реализуется научно — техническая политика с помощью законодательных и нормативных документов, системы макроэкономических прогнозов, программ НТП, федеральных и региональных целевых научно-технических программ межотраслевого характера, государственных заказов и контрактов, а также экономических регуляторов, к которым относятся целевые субсидии, субвенции, льготные кредиты, нормы и нормативы, налоговые и ценовые льготы, механизм ускоренной амортизации и др.
Научно-техническая политика — это система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, широкое и быстрое освоение, распространение крупных нововведений в народном хозяйстве. Научно-техническая политика является составной частью общей социально-экономической политики государства и исходит из общих тенденций социально-экономического развития страны. Особенности современной научно-технической политики связаны с тем, что она призвана обеспечить стратегический прорыв в принципиально новые области науки и техники. Это требует крупных вложений, организации совместной работы многих предприятий, а зачастую и создания новых отраслей производства.
Научно-техническая политика включает следующие основные элементы:
— выбор и оценку приоритетных направлений НТП с учетом перспективных запросов мирового рынка;
— совершенствование программ опережающего развития фундаментальных исследований;
— формирование целевых, программ создания и распространения новых поколений техники и базовых технологий, финансируемых с участием бюджетов разных уровней;
— развитие системы непрерывного образования, приспособленной к меняющимся задачам НТП;
— содействие многообразным формам научно-технического творчества и соединения науки с производством;
— создание благоприятных экономических и правовых условий для развития НТП с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства;
— организацию межрегионального и международного научно-технического сотрудничества.
Реализация научно-технической политики государства связана с решением следующих важнейших проблем современного этапа функционирования экономики:
— необходимостью государственной поддержки фундаментальной науки;
— обоснованностью выбора научно-технических приоритетов и первоочередной поддержкой НИОКР, способствующих решению важнейших проблем социально — экономической действительности;
— целесообразностью первоочередного развития ресурсо-, энергои трудосберегающих наукоемких производств и технологий. [21.]
Особый акцент в научно-технической политике России делается на содержании инновационной деятельности, выступающей в качестве одной из форм инвестиций, осуществляемых с целью применения достижений НТП в сфере материального производства и социальной сфере.
Государственная инновационная деятельность должна обеспечивать создание инновационно-восприимчивой среды. В связи с этим важнейшими задачами являются:
— мобилизация инновационных ресурсов;
— переход к новой, ориентированной на потребителя инновационной системе;
— развитие научно-технического потенциала;
— формирование инфраструктуры нововведений.
Прогнозирование и планирование НТП. Основой принятия государственных решений в научно-технической сфере является прогнозирование и планирование. Прогнозирование развития науки и техники в стране осуществляется на основе системы нормативных документов, в которую входят: общегосударственный прогноз научно — технического развития на 10−15 лет, частные научно-технические прогнозы на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5−10 лет. Работа над этими документами проводится постоянно, с привлечением научных учреждений Российской Академии наук, ведущих отраслевых научно-технических организаций, крупных ученых и специалистов.
Общегосударственный прогноз научно-технического развития составляется на 10 — 15 лет и содержит:
— технико-экономическую оценку важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники;
— выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве;
— определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач;
— варианты путей и средств решения этих задач;
— оценка социально-экономических последствий НТП.
В общегосударственном прогнозе направления НТП носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны и служат основой для выделения и обоснования приоритетов на ближайшую и среднесрочную перспективу.
При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные направления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5−10 лет) и годовые частные научно — технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления. [23.]
Макроэкономические частные научно-технические прогнозы содержат:
1. Цели и задачи научно-технической политики, обобщающие показатели эффективности НТП, научно-технические программы, в том числе межгосударственные, их ресурсное обеспечение и народнохозяйственный эффект.
2. Развитие науки, техники, стандартизации и научно-технической инфраструктуры.
3. Международное научно-техническое сотрудничество: выполнение обязательств по международным программам и соглашениям, продажа и приобретение крупных комплексов лицензий и образцов новой техники, затраты и эффект.
4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации научно-технических кадров.
5. Финансирование НИОКР из различных российских и зарубежных фондов, в том числе фондов фундаментальных исследований, инновационных фондов и других источников.
На отраслевом уровне частные научно-технические прогнозы предусматривают задания и мероприятия по выполнению научно-технических программ и контрактов, разработке и освоению производства новой конкурентоспособной техники, ресурсосберегающих технологий, новых материалов, широкому использованию открытий, крупных изобретений и лицензий, развитию научного и научно-технического потенциала, опытно-экспериментальной базы.
Если представить научно-технический прогресс через последовательно развивающиеся во времени стадии инновационного цикла, то задачи прогноза и выбор методов прогнозирования определяются их спецификой. При этом достоверность прогнозных оценок, как правило, определяется через сопоставление результатов, полученных путем применения нескольких методов прогнозирования.
Основным методом планирования НТП является программно-целевой. Он реализуется через систему государственных научно-технических программ, которые разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Составление научно-технических программ направлено на решение важнейших производственных, экологических, социальных и оборонных проблем. При таком подходе централизованные средства не распыляются между большим числом мероприятий, а концентрируются на упреждающем развитии приоритетных направлений НТП. Государственные целевые научно-технические программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий, носят межотраслевой характер и разрабатываются на срок до 10−15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений. [22.]
Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы. Перечень федеральных программ, порядок их разработки, выполнения и финансирования определяются Правительством России. Разработка и реализация отраслевых и региональных программ осуществляются соответствующими органами управления.
Схема предварительной проработки состава и содержания государственных научно-технических программ может быть представлена следующим образом: научно — техническая и технико-экономическая экспертиза проектов; конкурсный отбор; формирование государственного заказа на реализацию научно-технических проектов.
В соответствии с мировыми тенденциями и практикой приоритетными направлениями научно-технического развития становятся:
— наукоемкие технологии, способные обеспечить социальные потребности личности и общества;
— технологии, способные обеспечить производство высококонкурентной продукции и услуг;
— технологии, способные обеспечить экологическую безопасность;
— аэрокосмические, информационные, лазерные и биотехнологии;
— направления, кардинально обновляющие научные представления в традиционных областях науки, оказывающие существенное влияние на получение новых знаний в различных областях научных исследований;
— направления, открывающие реальные перспективы обновления и развития прикладных возможностей науки и др. [24.]
Система экономических и административных регуляторов НТП.
Экономическая среда, заинтересовывающая всех участников инновационной деятельности в разработке и применении новшеств, формируется на основе инвестиционной, кредитной, налоговой и амортизационной политики.
Инвестиционное регулирование осуществляется посредством разнообразных финансовых рычагов и стимулов. Финансирование научно-технической деятельности производится за счет различных источников. Одним из основных являются средства государственного бюджета. При утверждении финансового плана страны на очередной год устанавливается нижний предел общих затрат на научно-техническую деятельность в процентах от доходной части бюджета, а также нормативы объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на НИОКР.
Бюджетное финансирование развития науки и техники осуществляет по следующим направлениям:
— проведение фундаментальных и прикладных исследований в области технических и общественных наук;
— выполнение государственных программ и проектов НТП;
— подготовка и повышение квалификации научных, научно-педагогических и инженерно-педагогических кадров;
— развитие материально-технической базы научных коллективов и научно-технических организаций;
— предоставление беспроцентных ссуд;
— оплата процентов по банковским кредитам;
— погашение задолженности научных учреждений;
— расходы по межгосударственным соглашениям и договорам.
Кроме того, источником финансирования развития НТП являются средства фондов специального назначения (например, фонд фундаментальных исследований, инновационный фонд и др.). Эти фонды создаются Правительством Российской Федерации за счет средств государственного бюджета, отчислений заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций, граждан, иностранных фирм, а также за счет доходов от деятельности самих фондов. Министерствами, ведомствами Российской Федерации могут создаваться отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды за счет добровольных отчислений предприятий (например, определенный процент от себестоимости товарной продукции, а также работ или услуг) и других добровольных взносов.
Кредитное регулирование. Кредитное регулирование осуществляется по ряду направлений, в числе которых наиболее важными являются следующие:
— формирование сети инновационных банков, государственное стимулирование развития акционерных коммерческих и кооперативных инновационных банков;
— выдача льготных кредитов на работы, связанные с созданием, освоением и применением новой техники и технологии;
— гарантирование займов, предоставляемых на инновационную деятельность коммерческими банками;
— активное использование и поощрение в банковской системе лизинговых операций.
Льготное налогообложение для научно-технической сферы направляется на поддержку предприятий и организаций, деятельность которых связана с реализацией приоритетных направлений развития науки и техники, стимулирование наукоемких производств, предприятий малого инновационного и венчурного предпринимательства, развитие научно-технической инфраструктуры.
Важной составной частью системы государственного стимулирования НТП является амортизационное регулирование. Амортизационное регулирование осуществляется посредством механизма ускоренной амортизации в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, в научно-исследовательских и опытно — конструкторских организациях, а также в наукоемких отраслях и отраслях с высокотехнологичной продукцией.
Одной из форм государственного регулирования НТП является государственный заказ, представляющий собой задание по реализации федеральных научно-технических программ и особых проектов. Размещаются государственные заказы на конкурсной основе, использование госзаказа в системе государственного регулирования НТП позволяет:
— обеспечить ключевую роль соответствующих производств в осуществлении желаемых технологических сдвигов;
— инициировать крупномасштабные структурные изменения;
— стимулировать изготовление продукции, производство которой отстает от народнохозяйственных потребностей.
Государственное регулирование научно-технической сферы производится через систему федеральных и региональных органов государственной власти и управления в соответствии с их полномочиями. К ним относятся: Законодательное собрание Российской Федерации в составе Совета Федерации и Государственной Думы; Правительство России, федеральные министерства и ведомства, в числе которых — Государственный комитет России по науке и технологиям, Российская Академия наук; органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации.
Научно-техническая продукция — это законченный в соответствии с требованиями контракта (договора), принятый заказчиком результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических работ, реализуемых по рыночным ценам. К ней относятся:
— научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, программы и т. д.) с результатами законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включая работы по созданию новой техники и других изделий, технологии материалов, работы в области технико-экономических исследований, информатики, экологии, эргономики, математического моделирования дизайна и т. д.;
— экспериментальные и опытные образцы (партии) новой техники (продукции);
— научно-технические услуги, включая участие в пусконаладочных работах, авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области («ноу-хау»), обучение персонала заказчика (потребителя), научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации;
— прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т. д.). [25.]
Научно-техническая продукция, произведенная организациями, входящими в состав производственных предприятий, учитывается наряду с обычной продукцией в общих итогах их работы. В валовую продукцию предприятия включается вся научно — техническая продукция, выполненная как по договорам со стороны, так и для собственных нужд. Законодательством нашей страны регулируются отношения по созданию и использованию изобретений, открытий и других объектов интеллектуальной собственности, основу которой составляют знания, интеллект и опыт. В России объектом рыночных отношений являются следующие предметы интеллектуальной собственности: передача технологии; лицензии на изобретения; аренда новой техники (лизинг); передовой опыт («ноу-хау»); технические услуги (инжиниринг).
Передача технологии — это реализация совокупности материальных (новая техника, продукты, материалы, технология), информационных (техническая документация) и организационных (обучение методам организации производства, труда и управления) результатов НИОКР. Передача технологии происходит в различных формах: поставки готовой продукции, ее совместная разработка и производство (кооперирование), сооружение производственных объектов «под ключ». При этом лицензия продается лишь на те нововведения, которые запатентованы в установленном порядке.
Аренда новой техники (лизинг) используется при передаче технологии, воплощенной в дорогостоящих и уникальных объектах (крупных ЭВМ, измерительных комплексах, сложном оборудовании). Впоследствии они могут выкупаться у арендатора (банка, посреднической фирмы и т. д.).
Передовой опыт («ноу-хау») — это умения, знания и навыки, которые не являются общеизвестными, не защищены патентами и могут быть эффективно использованы в производственной и хозяйственной деятельности (НИОКР, проектирование и строительство, изготовление и продажа продукции, поиск и добыча полезных ископаемых, освоение нововведений, в том числе экономических, подготовка кадров). С этим связаны и технические услуги (инжиниринг) по подготовке и обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (консультации и экспертиза проектов, оценка технологии и сооружаемых объектов, техническое обучение и инструктаж, передача технической информации).
Продажа объектов интеллектуальной собственности становится все более важным элементом современной рыночной экономики. Согласно инвестиционному законодательству, интеллектуальные ценности («ноу-хау», опыт, авторские права) приравниваются к имущественным в качестве инвестиций.
Научно-техническая продукция производится по контрактам между заказчиками (министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями) и исполнителями (научно-техническими коллективами). Контракт предполагает проведение комплексных НИОКР и решение важных научно-технических проблем федерального, регионального или местного значения. В контракт включаются задания на исследования, разработки, изготовление опытных образцов, создание и освоение новой техники и технологии.
Контракт на создание и передачу научно-технической продукции (работ, услуг) — это двустороннее или многостороннее соглашение межу ее производителями (подрядчиками) и потребителями (заказчиками). Контрактом предусматриваются, как правило, следующие позиции, подлежащие строгому контролю:
— наименование продукции (предмет договора);
— научные, технические, экономические, экологические и другие требования к ее качеству (техническое задание);
— срок сдачи работы и ее основных этапов;
— порядок приемки, оценки, а также использования продукции (работы, услуги);
— договорная цена;
— порядок взаимных расчетов;
— санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту.
Политика ценообразования в сфере НИОКР имеет определенные особенности. Это обусловлено тем, что научно-техническая продукция является товаром особого рода. В отличие от обычного материального товара при потреблении она не исчезает, а воплощается в каких-либо изделиях или услугах. Поэтому целесообразно оплачивать полную стоимость товара только при первой продаже, а в дальнейшем оплачивать лишь дополнительные затраты и перечислять часть прибыли от использования нововведения.
Цена на научно-техническую продукцию устанавливается в соответствии с характером экономических отношений в процессе создания и освоения нововведения. Можно выделить три основных подхода к формированию цены:
1. Реализация вновь созданной научно-технической документации, работ и услуг, которые не завершаются получением фактического эффекта, а требуют от заказчика дополнительных затрат и времени на их внедрение и освоение. В этом случае оплата продукции производится единовременно в установленный срок со дня подписания акта об ее приемке. Цена определяется по формуле Ц=С+Пр±Д, где Ц — цена, устанавливаемая на основе контракта между исполнителем и заказчиком работ (услуг); С — себестоимость (затраты на научно-техническую продукцию), определенная на основе типового перечня калькуляционных статей или элементов затрат; Пр — прибыль, исчисленная в процентах к себестоимости без учета затрат на услуги сторонних организаций; Д — доплаты (скидки) за превышение (недостижение) технико-экономических параметров, обусловленных техническим заданием, а также сокращение (превышение) согласованных сроков выполнения работ.
2. Передача (тиражирование) ранее созданной документации и работ. Здесь при установлении цены на тиражируемую продукцию затраты учитываются в пределах, обеспечивающих процесс тиражирования. Прибыль определяется как разность между договорной ценой и себестоимостью и должна обеспечивать внесение налогов и различных платежей.
3. Реализация нововведения, включая весь комплекс работ по получению экономического эффекта. При таком подходе договорные отношения не заканчиваются приемкой документации, а предусматривают достижение гарантируемого эффекта. Платежи проводятся по согласованию сторон с учетом научно-технического уровня, конкурентоспособности, эффективности, периода использования нововведения и других условий его применения. Ориентировочная цена в этом случае определяется по формуле Ц = С+К * Э, где К — коэффициент, характеризующий вклад разработки в достижение этого эффекта с учетом степени риска; Э — экономический эффект от использования нововведения.
Для оценки воздействия новой техники на эффективность производства всю совокупность используемых показателей можно представить в разрезе следующих групп:
1. Показатели, отражающие степень воздействия орудий труда на техническую оснащенность производства (коэффициент обновления и выбытия новой техники, коэффициент механизации, автоматизации и роботизации производства, средний возраст оборудования, коэффициент физического износа техники, срок службы оборудования, фондоотдача).
2. Показатели, характеризующие эффективность использования предметов труда, экономию сырья и материалов (материалоемкость, металлоемкость, энергоемкость).
3. Показатели воздействия новой техники на рабочую силу (техническая вооруженность труда, коэффициент механизации труда, трудоемкость выпуска единицы конечной продукции, уровень производительность труда).
Для обобщенной оценки эффективности новой техники и технологии используются показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект измеряется абсолютными величинами и характеризует конечный результат применения новой техники. На уровне народного хозяйства страны или региона это прирост национального дохода, валового внутреннего продукта; на уровне отрасли или предприятия — прирост чистой продукции или прибыли, снижение затрат на производство.
Экономическая эффективность — это результативность применения новой техники и технологии. Она определяется отношением экономического эффекта к затратам, обеспечившим этот результат. Например, на уровне страны или региона — отношением прироста национального дохода или валового внутреннего продукта к капитальным вложениям, обеспечившим этот прирост; на уровне отрасли или предприятия — отношением прироста чистой продукции или прибыли к вызвавшим этот прирост капитальным вложениям.
Для определения экономической эффективности используются различные показатели, например: срок окупаемости капитальных затрат на новую технику; коэффициент эффективности затрат на новую технику (рентабельность) и др. [31.]
3. Основные направления совершенствования государственного регулирования НТП
Обособленность российской промышленности, науки и экономики долгое время не позволяла даже нашей стране влиять на общие международные позиции в области НТП и рынка. И как результат привела к отсутствию российского участия в начавшемся в конце XX века активном процессе кооперации на стадии НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), который уже привел к образованию международных технологических альянсов, межнациональной интеграции инновационных процессов.
Это не приносит выгоды России. Но это обедняет и западные страны. Отработанные в России экономические рычаги государственного воздействия сегодня подходят лишь к стадии апробации на Западе.
В США предложена программа форсирования НТП, в которой первым пунктом намечается ускоренное развитие гражданских технологий, обеспечивающих долгосрочные перспективы стабильного экономического роста, повышающих производительность труда и в то же время обеспечивающих создание новых рабочих мест, содействующих региональному развитию и сохранению окружающей среды. Подчеркивается, что частный сектор не всегда заинтересован в создании таких технологий, не говоря уже о том, что финансирование столь крупномасштабных разработок превосходит возможности отдельных фирм.
В программе указаны средства достижения этой цели — бюджетное финансирование соответствующих разработок, косвенное (то есть, бюджетное и налоговое) регулирование и стимулирование НИР, инвестиции в образование и профессиональную подготовку, в ключевые системы инфраструктуры — транспорт и связь.
Разработан ряд мероприятий для информационных технологий в интересах обрабатывающей промышленности, банков, страховых компаний, учебных и медицинских учреждений.
Еще одним приоритетом названо достижение мирового лидерства в фундаментальных науках, математике и технических дисциплинах. Исследовательские лаборатории университетов рассматриваются в программе как хорошо зарекомендовавшие себя структуры, требующие стабильной государственной поддержки. В таком же свете с позиций мирового лидерства намечено развитие космических и природоохранных исследований.
Кроме того, предусматривается использование передовых технологий для повышения эффективности работы самого правительства. Главное направление — информационные технологии: повышение качества и сокращение времени обслуживания, обеспечение свободного доступа к государственной информации, провозглашенной общественным достоянием, а также энергосбережение в зданиях министерств и ведомств. Подсчитано, что затраты на эти цели, а их около двух млрд. долл., окупятся за три-четыре года.
Российская экономическая наука с точки зрения НТП рассматривает три фактора экономического роста. Первый фактор — это использование достижений научно-технического прогресса, применение ресурсосберегающих технологий; второй фактор — вещественное наполнение прироста производства в основном продукцией тех отраслей, которые определяют технологический прогресс и обслуживают потребности человека (в конце XX века, например, наиболее динамичными были отрасли, выпускающие на рынок услуг, выработанные с помощью передовых информационных технологий и торгующие самой информацией); третий фактор — экология, то есть установление границ, за пределами которых реализация достижений НТП признается социально опасной. И здесь введение ограничений диктуется, прежде всего, необходимостью сохранения среды обитания человека и невоспроизводимых ресурсов. [28.]
Западные ученые предлагают определять экономический рост любой страны шестью факторами, четыре из которых связаны с физической способностью экономики к росту. К ним относятся: количество и качество природных ресурсов; количество и качество трудовых ресурсов; объем основного капитала; технология.
Эти четыре фактора экономического роста американцы называют факторами предложения. Именно эти факторы делают рост производства физически возможным.
Пятый и шестой факторы американцы называют факторами спроса и факторами предложения.
Следует отметить, что факторы спроса и факторы предложения, влияющие на экономический рост, взаимосвязаны. Например, безработица обычно замедляет темпы накопления капитала, а также рост расходов на исследования. И наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и капиталовложений могут стать главной причиной безработицы.
Сегодня экономика России отличается от западной не только тем, что производится, но и тем, как осуществляется это производство. В условиях России создание экономически устойчивых предприятий опирается на поддержку государства, в то время как на Западе образование и ликвидация компаний происходят по воле рыночных сил.
Реализация результатов НТП — это, прежде всего, малые предприятия, малые формы, Парадокс России заключается в их полном практическом отсутствии. Западная экономика тоже не обходится без крупных предприятий, однако одновременно в ней действуют и десятки тысяч мелких фирм и компаний. Небольшие предприятия создаются отдельными предпринимателями и инвесторами по нескольким причинам: либо потому, что у них появилась новая идея новой продукции, либо потому, что они могут специализироваться в производстве того или иного продукта, либо потому, что они могут оказывать определенный вид услуг тому или иному крупному предприятию. Нередко именно благодаря усилиям небольших компаний новые идеи внедряются в производство. Например, индустрия по производству персональных компьютеров, годовые обороты которой сегодня достигают миллиарды долларов, зародилась в гараже двух молодых американцев.
В эффективной экономике крупные и мелкие компании должны работать в тесном сотрудничестве. Например, небольшие фирмы могут заниматься поставками компонентов для крупного производства. Такой взаимосвязью мелких и крупных компаний отличается японская автомобилестроительная промышленность, организация снабжения в которой налажена по принципу «точно вовремя». Небольшая фирма осуществляет поставки с поразительной пунктуальностью. Благодаря точности поставок большому предприятию не приходится хранить запас комплектующих на заводском складе, что сказывается па снижении производственных затрат. Комплектующие поступают именно в тот момент, когда они необходимы. В России подобная организация производства пока невозможна.
Отсутствие рыночной координации приводит к двум последствиям. Прежде всего, каждому предприятию приходится заниматься самообеспечением и самому выпускать все необходимое для производства. Большинство предприятий просто не имеет возможности специализироваться на выпуске того или иного вида продукции, несмотря на то, что это привело бы к росту эффективности производства. Специализация — слишком рискованное мероприятие, когда нельзя полагаться на других в вопросах поставок.
В условиях рыночной экономики, если предприятие несет убытки, оно закрывается. Если предприятие не способно оплатить своп долги, его объявляют банкротом. Если предприятие не в состоянии реализовать свою продукцию, оно прекращает ее выпуск.
Парадокс в том, что именно военно-промышленный комплекс обладает значительным рыночным потенциалом. Здесь можно привести четыре довода.
Во-первых, внутренние нужды последних лет заставляют собственную оборону по-прежнему осуществлять закупки оборудования, так что внутренний спрос на собственную продукцию еще долгое время не упадет.
Во-вторых, многие предприятия в силу нестабильности в мире смогут экспортировать продукцию военного назначения за рубеж.
В-третьих, на многих предприятиях можно эффективно провести конверсию производства. Как уже говорилось, та же самая авиационно-космическая промышленность, например, способна составить мощную конкуренцию на международном рынке гражданского самолетостроения, особенно по мере создания совместных предприятий с зарубежными фирмами.
В-четвертых, военно-промышленный комплекс обладает колоссальным запасом высоких технологий. Если предприятия, обладающие такими технологиями, сумеют реализовать свои возможности, они займут выгодное место на мировом рынке. [29.]
Мировая практика подсказывает, что любая рыночная система опирается на три фундаментальных принципа: экономическую свободу; экономические контактные отношения и характерные для рынка отношения собственности.
Экономическая свобода означает право выбора в том, как вести дела в экономической жизни.
Концепция экономических контактных отношений означает, что любые физические лица имеют возможность друг перед другом юридические обязательства, касающиеся проведения экономических операций. В здоровой рыночной экономике правовая система помогает физическим и юридическим лицам заключать действенные и имеющие исковую силу соглашения. Правовая система в нормальных рыночных отношениях должна предписывать процедуру заключении контрактов и определять пути обеспечения их исполнении к относительно низкими затратами.
Отношения собственности в рыночном механизме означают, что индивид обладает неотъемлемым правом владеть, управлять и распоряжаться своей собственностью, будь то личное имущество или экономическая структура.
Процесс утверждения основных экономических свобод предполагает несколько условий. Первое заключается в ликвидации ценового контроля с тем, чтобы частные лица и организации получили возможность торговли и других операций на долговременной основе. Государственное регулирование цен отрицает существование основной экономической свободы — свободы обмена и торговли. Как только контроль над ценами будет ослаблен, появится возможность быстрого развития традиционных рыночных структур, таких, как валютные, фондовые и товарные биржи.
Вторым условием можно считать уменьшение зависимости деятельности предприятий от государства. Третье условие заключается в снятии барьеров в международной торговле.
Создание правовой основы новой экономики требует большего времени, чем ликвидация ценового контроля.
Создание новой экономики в России требует разработки коммерческого права, которое регулировало бы использование и обеспечение исполнения контрактов; проведения реформы финансовой системы, включающей развитие и регламентирование банковской системы и введение закона о банкротстве: разработки закона о компаниях. Эта система исключительно важна для эффективного функционирования экономики. Не меньшую роль, чем законы, играет и отлаженная независимая система судопроизводства, в обязанности которой входит толкование законов и обеспечение их исполнения.
Процессы структурной перестройки, становления новой экономики многовариантны.
Первые опыты стран ближнего и дальнего зарубежья, ставших на путь реформ, свидетельствуют, что быстрые структурные преобразования приводят к скорому возобновлению экономического роста и снижению инфляции. Польша, которая в 1990 г. провела радикальные экономические реформы, уже практически достигла темпов экономического роста, свойственных периоду дореформенного расцвета. В государствах Прибалтики сегодня уже можно говорить о более благоприятной экономической ситуации, чем в той же Болгарии, Румынии или на Украине, где новая экономика строится медленно и трудно. [26.]
Заключение
Перед современным высокоиндустриальным обществом встал ряд новых, зачастую не имеющих прецедента в истории цивилизации научно-технических и социально-экономических задач, которые требуют качественно отличных от распространенных подходов к их решению. В центре всех дискуссий о путях развития общества постоянно находится одна проблема, а именно научно-технический прогресс, являющийся одновременно первопричиной и следствием быстрого изменения нашего мира, окружающей среды, структуры общества, экономики, занятости населения. Технический прогресс приобретает все большее значение как фактор экономического роста прежде всего в высокоразвитых странах.
В современной экономической науке уделяется большое внимание исследованию технологических изменений. Опубликовано много работ, посвященных изучению различных инновационных процессов, сдвигов в отраслевой структуре хозяйства, изменений тех или иных экономических пропорций, происходящих под воздействием НТП, и т. п. В то же время, несмотря на сравнительно неплохую изученность многих частных проблем, отдельных явлений и процессов, связанных с НТП, остается неисследованным ряд глубинных взаимосвязей и зависимостей, определяющих структуру технико-экономического развития, без понимания которых отдельные разработки частных проблем не складываются в целостное представление о НТП.
Подведу итоги своего исследования:
1. Научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. НТП — это процесс постоянного обновления всех элементов воспроизводства, главное место в котором принадлежит обновлению техники и технологии. Этот процесс так же вечен и постоянен, как вечна и постоянна работа человеческой мысли, призванной облегчить и сократить затраты физического и умственного труда для достижения конечного результата в трудовой деятельности.
2. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства.
3. Основными направлениями научно-технического прогресса является комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.
4. Экономический эффект НТП — результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции, снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например от загрязнения окружающей среды.
Главное социально-экономическое предназначение реализации достижений НТП состоит в удешевлении единицы производимой продукции, т. е. в сокращении совокупных (живого и овеществленного) затрат труда в расчете на единицу производимой продукции. В этом предназначении состоит основная функция НТП, позволяющая разрешать противоречие между постоянно расширяющимися экономическими потребностями человеческого общества и ограниченными возможностями для их удовлетворения. Реализация главной функции позволяет перераспределять совокупное рабочее время, используя его на удовлетворение одних потребностей, а также на производство и удовлетворение других.
5. Экономический эффект определяется как отношение эффекта к затратам. При этом в качестве эффекта выступает, как правило, рост прибыли в результате снижения себестоимости продукции, а в качестве затрат — дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости по лучшему варианту.
6. Социальные и экологические результаты осуществления мероприятий НТП определяются по степени отклонений социальных и экологических показателей от установленных нормативов, а также по масштабам воздействия на окружающую среду и социальную сферу.
7. Практическая реализация достижений НТП может быть достигнута прежде всего путем повышения технической вооруженности труда работника, т. е. ростом отношения техника: работник, или производственные фонды: работник.
8. Сегодня предлагаются различные пути решения «экологического кризиса», возникшего от НТП; самое большое распространение сегодня получила «концепция устойчивого развития».
1) Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009.
2) Балабанов И. Т. Интерактивный бизнес. — СПб.: Питер, 2009.
3) Баскакова М. Японская экономическая модель // Мировая экономика и международные отношения. 2010 № 1.
4) Белокурова Г. Особенности японской экономической модели // Общество и экономика. 2013. № 3−4
5) Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. — Кишинев, 2013.
6) Высокие технологии как стратегический курс развития экономики США. — Экономика и управление в зарубежных странах — 2010 — № 6 — с. 26−36.
7) Генкин Б. М. Экономика и социология труда. — М.: НОРМА — ИНФРА, 2013. — 448 с.
8) Государственная политика США в сфере научно-технического развития. — Экономика и управление в зарубежных странах — 2009 — № 12 — с. 19−24.
9) Завлина П. Н., Казанцева Л. Э. Контуры развития инновационного предпринимательства. — М.: ЦИСН, 2008.
10) Козырев В. М. Основы современной экономики: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 432 с.: ил.
11) Концепция инновационной политики РФ. Утвержденная постановление Правительства РФ. № 832 // Российская газета, 2010.
12) Кортов В. С., Устелемов В. Организация инновационного процесса // Университетское управление: практика и анализ, 2009, № 3.
13) Лобачева Е. Н. Научно-технический прогресс: Учебное пособие. — М.: Издательство: «Экзамен», 2014. — 192 с.
14) Марков Н. В., Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. — М., 2013.
15) Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — М.Т. 39., 2010
16) Маршалл А. Принципы экономической науки. — М.: ИНФРА — М, 2012. — Т. II. 296 с.
17) Несветайлов Г. А. Интенсификация академической науки. — Минск, 2006.
18) Нехамкин А. Н. Финансирование НТП: формирование системы инвестиционных фондов. — Финансы — 2007 — № 6 — с. 19−22.
19) НехамкинА. Н. Основные направления государственного регулирования научно-технического развития в условиях переходной экономики. — Вестник Московского университета, сер. 6 — 2007 — № 1 — с. 3−16.
20) Основы экономики в вопросах и ответах. Ростов н/Д; Издательство «Феникс», 2014, 416 с.
21) Покровский В. А. Ускорение научно-технического прогресса: организация и методы. — М., 2006.
22) Рощин С. Ю., Разумова Т. О., Экономика труда: экономическая теория труда, М.: ИНФРА — М, 2012. — 456 с.
23) Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. — М.: Прогресс, 2007.
24) Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 528 с. — (Высшее образование).
25) Соколова Л. В. Противоречия и условия технологического развития экономики России. — Проблемы прогнозирования — 2008 — № 4 — с. 86−96.
26) Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика., 2014.
27) Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А. Я. Кибанова. — М.: ИНФРА — М, 2013. — 584 с.
28) Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 2 — е изд., доп. и переработ. — Ростов — на — Дону: издательский центр «МарТ», 2013. — 544 с.
29) Экономическая энциклопедия / Большая Российская энциклопедия. — М, 2010.
30) Яковец Ю. В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. — М, Экономика, 2008.
31) http://refoteka.ru/r-126 720.html