Инновационная политика государства, особенности ее осуществления на современном этапе и западных странах
Только при соблюдении всех этих условий можно ожидать и требовать от российской науки серьезных результатов в огромных масштабах. Именно инновационные факторы повышения конкурентоспособности экономики, связанные с развитием интеллектуального потенциала, формированием научно-технических заделов, использованием новейших технологий, обеспечивают наиболее эффективное внедрение на мировые рынки… Читать ещё >
Инновационная политика государства, особенности ее осуществления на современном этапе и западных странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инновационная политика государства, особенности ее осуществления на современном этапе и западных странах
Введение
инновация государственный политика В условиях глобализации рыночных отношений, постоянно возрастает роль научно-технического прогресса в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик, поэтому ускоренное развитие инновационной сферы деятельности приобретает стратегическое значение.
Привлекательность инновационного пути развития заключается в его эффективности, когда речь идет об ускорении темпов экономического роста и снижении социальной напряженности. Гибкая, благодаря масштабному, внедрению последних научно-технических достижений, и подвижная, в силу при сущего ей постоянного поиска новых рынков, инновационная экономика не имеет себе равных в умении приспособиться ко всему разнообразию возникающих, исчезающих и просто меняющихся экономических интересов взаимодействующих субъектов. В процессе инновационной деятельности происходит создание нового технического продукта, пригодного для практического использования, и рассмотрение его по всех экономической системе.
Реализация в РФ инновационно-технологической стратегии преследует цель создания инновационной экономики и развития несырьевого сектора. Иными словами, это модель конкурентоспособной экономики с приоритетными отраслями и сферами деятельности, имеющими потенциал экономического развития. При таком подходе инновационное развитие предполагает трансформацию социальной, экономической, управленческой, экологической и других сфер деятельности на базе разнообразных нововведений.
Важное место для дальнейшего развития и повышения экономической эффективности инновационной деятельности занимает научно обоснованная инновационная политика.
Инновационную политику можно определить как совокупность мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для стабильного и эффективного взаимодействия всех элементов национальной инновационной системы: научных организаций, вузов, фирм, федеральных и региональных органов власти с целью обеспечения устойчивого и долговременного экономического роста, повышения качества жизни населения.
Инновационная политика как явление возникла в конце 40-х — начале 50-х годов: ХХ века в ведущих зарубежных странах, прежде всего в США, и к настоящему времени прошла несколько этапов в своем развитии. В России инновационная политика стала формироваться в период рыночной трансформации экономики, главным образом во второй половине 90-х годов.
Цель инновационной политики — достижение определенного образа функционирования субъектов хозяйствования посредством разработки и реализации действенных стимулов, а также непосредственная собственная инновационная деятельность государства с целью сбалансированного развития рыночной экономики России и ее регионов.
Следует отметить, что тема, предложенная для исследования является особенно актуальной в наше время. Без инновационной опоры невозможно успешное развитие и процветание национальной экономики России.
И в самом деле, подробное рассмотрение этой темы будет очень интересно для каждого. Разобраться не только, что из себя представляют инновации и инновационная политика в общем, но и их особенности в нашей стране.
Поэтому, цель данной работы — рассмотрение государственной инновационной политики в Российской Федерации, что она представляет собой и как осуществляется.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность инноваций и инновационной деятельности;
2. познакомиться с существующими источниками инноваций;
3. проанализировать зарубежный опыт инновационного развития;
4. выявить основные проблемы в области инновационной политики в РФ и пути их решения.
Методами исследования являются: анализ нормативной литературы, классификация, обобщение и сравнение.
При выполнении работы были изучены и про анализированы следующие учебные пособия и нормативно-правовые акты:
· Федеральный закон «О науке и государственной научнотехнической политики» № 127-ФЗ от 31.07.1998;
· Учебное пособие для студентов вузов «Инновационная деятельность»;
· Вестник СГЭУ, Финансы и кредит, Финансы и др.
Данная курсовая работа состоит из трех глав, каждая из которых имеет подпункты.
В первой главе рассмотрению подлежат инновации как экономическая категория, источники их появления и научно-обоснованная необходимость их регулирования.
Во второй главе предметом анализа является инновационная политика в России и зарубежных странах, основные формы государственного регулирования.
Третья глава содержит основные проблемы на пути осуществления инновационной политики и способы их решения.
Глава I. Теоретические основы инновационной деятельности
1.1 Понятие инноваций и инновационной деятельности В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или
услуги по сравнению с предыдущим продуктом.
Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, финансовой, научноисследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающих условия для такой экономии.
В финансово-кредитном энциклопедическом словаре дается следующее определение: инновация (innovation) — это новшество в производственной и непроизводственной сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банковском деле, на финансовом рынке, в страховании и т. д. Термин введен австрийским и американским экономистом Й. Шумпетером (1883−1950) в 1934 г.
Согласно исследованиям компании General Electric (GE) инновации являются основным двигателем экономического развития, конкурентоспособности и создания рабочих мест. Инновационная деятельность отдельных стран в настоящее время испытывает на себе всевозрастающее воздействие глобализации, ведущей к ослаблению барьеров, препятствующих перемещению между странами товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов и к одновременному усилению взаимозависимости и интегрированности национальных хозяйств, как в региональном, так и в мировом масштабах.
Роль инноваций в экономическом развитии можно рассматривать с точки зрения двух подходов к определению инноваций:
1. Процессный (воспроизводственный) подход. Инновации рассматриваются как процесс создания, реализации идеи и ее превращения в готовый результат (зарубежные исследователи — Б. Твисс, д. Тисс, Т. Иорд, отечественные — В. Н. Лапин, С. Ю. Глазьев и др.) или как отдельные стадии процесса — освоение, внедрение, коммерциализация, использование (Б. Санто, Й. Шумпетер, Кр. Фримен, из отечественных — С. В. Валдайцев и др.) в русле этого подхода дано и определение инновации как изменения (Ф. Валета) и как совокупность мероприятий (Ф. Никсон).
М. Портер (специалист в области изучения экономической конкуренции) под инновациями понимал использование новых технологий и новых методов работы. Он считал, что инновации заключены скорее в небольшом изменении, улучшении, чем в технологическом прорыве.
Конечным результатом инновации являются материализация и хозяйственное освоение новшеств и новаций, идеей создания которых выступают научно-техническая и исследовательская деятельность, включая и научные исследования по выявлению неудовлетворенных потребностей человека и общества в целом. С позиции предпринимательского подхода нововведения рассматривал Й. Шумпетер «как изменение технологии и управления, как новые комбинации факторов производства». К инновациям он относил новые блага, новые методы и технологии, новые рынки сбыта и новые источники сырья. В рамках предпринимательского подхода инновация рассматривается как продукт не столько научно-исследовательской, познавательной деятельности, сколько предпринимательской деятельности, рождающийся в результате экономической активности хозяйствующего субъекта.
2. Объектный подход. Инновации представлены как конечный результат, внедренный объект (зарубежные экономисты — с. Менделл, Д. Эннис, Ф. Янсен, отечественные — А. Н. Фоломьев, Э.А. Гейнер) [14, с.46−47].
Инновационная деятельность осуществляется в любой общественной сфере — от экономики до образования, искусства и даже политики.
Существуют различные определения инновационной деятельности. Ее можно определить как совокупность мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи имеет свое содержание и свои закономерности развития. Научные изыскания, опытноконструкторские и технологические разработки, инвестиционные, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной главной цели — созданию новшества.
В настоящее время выделяют две модели инновационной деятельности: традиционная линейная и новая интерактивная модель.
В соответствии с первой моделью предполагается, что развитие осуществляется от фундаментальных исследований к прикладным разработкам, производству и коммерциализации, т. е. инновации базируются на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НИОКР (research and development, R&D), а высококвалифицированные специалисты вовлечены на первых стадиях инновационного процесса.
Вторая модель предполагает, что фундаментальные исследования не являются инициирующим этапом, а результаты исследования используются на всех стадиях инновационного цикла, в инновационный процесс вовлечены все специалисты различной квалификации и профессии.
Инновационная деятельность носит системный характер, и эту систему образуют общество и субъекты такой деятельности.
Наиболее приоритетными являются экономические условия, а важнейшим параметром в ходе инновационной деятельности становится время. Ресурсы, вовлекаемые в инновационный процесс, могут быть обесценены, если конкурент опередит с выходом новой продукции на рынок. Это может привести к сокращению объема прибыли.
Инновационной деятельности присущи стремление к максимальной сбалансированности технологических и экономических факторов, оптимизация временных границ, вовлечение максимально возможного числа источников инновационных идей, а также экономия издержек в ходе всего жизненного цикла нововведений.
Инновационная деятельность в отличие от обычной производственной характеризуется:
· большим риском при коммерциализации инноваций (до 50);
· необходимостью постоянного контроля за промежуточными этапами внедрения инноваций, чтобы в случае отсутствия конкретных результатов принять решение о прекращении работ;
· сложностью установления зависимости результатов от затраченных ресурсов и размеров инвестиций (в первый период внедрения инновационная продукция может не давать никакой прибыли, а затем прибыль резко возрастает).
1.2 Источники инноваций Условия для появления инноваций образуются в обществе непрерывно, однако в силу многих причин они часто бывают незамеченными. Большинство людей не замечают или остаются равнодушными к различным «симптомам» назревающих перемен в промышленности, торговле, интересах потребителей и т. д. Обнаружение инновационных возможностей, понимание их значения и своевременная реализация обеспечивают успех в экономической деятельности.
Известный американский специалист в области управления П. Друкер выделил семь основных источников инноваций:
1. неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде);
2. несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть (не соответствие между экономическими показателями; несоответствие между реальностью и представлением о ней; несоответствие между ценностями покупателя и представлениями о них руководителей);
3. потребности производственного процесса;
4. изменение в структуре отрасли и рынка;
5. демографические изменения;
6. изменения в восприятии и настроениях потребителей;
7. новое знание.
Следует отметить, что такая классификация весьма условна. Хотя эти источники инноваций и представляют собой только симптомы, тем не менее, их следует считать надежными индикаторами назревающих изменений, которые менеджеры и специалисты должны своевременно заметить. Рассмотрим в отдельности каждый их источников.
1.Неожиданное событие.
Неожиданный успех представляет собой наименее рискованный и в большей степени понятный источник возможностей для развития различных видов инновационной деятельности. Однако предприниматели часто не замечают неожиданные успехи, например, внезапный рост продаж продукта, не являющегося основным в их деятельности. Так они упускают возможность выхода на новые целевые аудитории, открытия и развития новых рынков, вследствие чего на них приходят более внимательные и изобретательные конкуренты. Таким образом, неожиданный успех представляет собой не просто источник, он является симптомом развития инноваций, диктует их необходимость и выдвигает определенные требования.
В отличие от неожиданного успеха, неожиданный провал нельзя не заметить. Но нельзя рассматривать неудачи только с отрицательной стороны и сосредотачиваться на анализе факторов внутренней среды. Жизненный цикл организации таков, что после спада обязательно последует подъем. В связи с этим необходимо более тщательно анализировать внешнюю среду и рассматривать неудачу как возможность для поиска инновационных путей развития.
П. Друкер обращает внимание на то, что необходимо постоянно отслеживать успехи и про валы своих конкурентов. В настоящее время многие предприниматели активно используют технологию бенчмаркинга — изучение лучших практик предприятий, что позволяет им относительно быстро и с наименьшими затратами совершенствовать бизнес-процессы. Проявилась тенденция перехода от закрытых инновационных. практик, доминировавших ранее, к новым, открытым формам. При закрытом подходе компания не использует внешние источники для создания инноваций, а рассчитывает преимущественно на собственные исследовательские подразделения и компетенции своих работников, стремится защитить свои инновации правами на интеллектуальную собственность. Открытая инновационная практика предполагает активный поиск перспективных идей во внешней среде, совместные исследования и создание инноваций с другими партнерами, а также стратегическое использование прав на интеллектуальную собственность.
2. Несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть.
Несоответствие между реальностью и представлением о ней, как правило, не появляется в отчетах, которые предоставляются руководителям. Это явление в большей мере качественное, чем количественное, и может выражаться в следующих ситуациях:
— Несоответствие между экономическими показателями.
Увеличению спроса на продукцию и росту объемов ее производства должен соответствовать и рост прибыли. Несоответствие динамики этих показателей в масштабах отрасли или ее крупного сектора свидетельствует о кризисной ситуации. Новатор, заметивший это несоответствие и нашедший новое решение проблемы, может рассчитывать на длительный период успеха. Как правило, крупные предприятия не скоро осознают, что у них появился новый и серьезный конкурент.
— Несоответствие между реальностью и представлением о ней.
Данное несоответствие возникает в тех случаях, когда руководители отрасли опираются на ошибочные предпосылки и неверно представляют себе реальную ситуацию. Усилия сосредотачиваются в областях, где положительных результатов не существует.
3.Потребности производственного процесса.
В производственной деятельности часто возникают ситуации, когда «узкие места» технологического процесса мешают развитию бизнеса. При этом возникает необходимость замены слабого звена или перестройки существующего процесса в соответствии с новым уровнем знаний.
В 80-х гг. XIX в. в фотографии было слабое звено — тяжелые стеклянные фотографические пластинки. Концентрация внимания на этом «узком месте» процесса и соответственно накопление знаний позволили Джорджу Истмену, основателю фирмы Kodak, заменить эти пластинки целлюлозной пленкой и сконструировать для нее легкую фотокамеру. Через 10 лет Eastman Kodak завоевала мировое лидерство в фотографии.
4.Изменения в отраслевых и рыночных структурах.
Кризисные ситуации, которые время от времени возникают в отраслевых или рыночных структурах, также обеспечивают возможности для инноваций. Известны следующие показатели грядущих перемен:
— Сближение (конвергенция) технологий.
Соединение нескольких технологий в одну вызывает крупные изменения в структуре производства. Например, революционная микроволновая печь не только готовит: через нее можно войти в Интернет, чтобы проверить банковский счет, посмотреть телевизор, отправить электронное сообщение друзьям.
— Созревание отрасли для ее крупных структурных преобразований.
При изменении производственных операций создаются условия для структурных изменений отрасли. Когда наступает кризисная ситуация, предприятия должны срочно действовать: придерживаться прежней стратегии опасно. Инновации, использующие изменения в отраслевой и рыночной структурах, особенно эффективны, когда на рынке доминирует одна или несколько компаний-производителей товаров и услуг. Они привыкают к многолетнему успеху и заражены высокомерием и поэтому пренебрегают новинками фирм, входящих в отрасль. Когда новички осуществляют передел рынка, крупные корпорации и фирмы не могут достаточно быстро и эффективно мобилизовать силы для борьбы.
5. Демографические изменения.
Под демографическими изменениями понимаются изменения численности населения, его возрастной структуры, состава, занятости, уровня образования и доходов. Они обычно однозначны и имеют легко предсказуемые последствия. Демографические изменения глубоко влияют на спрос, что будет куплено, кем и в каких количествах. Их важность признавали всегда, но по сей день, их редко учитывают в повседневной деятельности. Считается, что они происходят настолько медленно, растягиваются на столь долгий срок, что не имеют практического значения и представляют интерес скорее для историков и статистиков, чем для менеджеров и бизнесменов.
Это опасная ошибка. В наше время демографические показатели весьма нестабильны, характеристики населения меняются чрезвычайно быстро и неожиданно. Это первый из всех факторов среды, которые бизнесмен или политик должен принимать в расчет.
6. Изменения в восприятии и настроении населения.
Смена настроений в обществе, изменение отношения людей к реальной действительности, создание новых ценностей представляют серьезные возможности инноваций. Методы анализа демографических изменений общеизвестны, и квалифицированный статистик может представить необходимую информацию.
Настоящее время характеризуется подвижностью социальных приоритетов и общественных взглядов, которые меняют стиль жизни, создавая новые возможности для бизнеса. Например, обеспокоенность части населения большим потреблением соли, сахара, консервантов и т. д. привела к преобразованию методов приготовления продуктов питания, изменению их состава и вкусовых качеств. Возросший интерес людей к физическому совершенству способствовал становлению «индустрии здоровья»: производство тренажерного оборудования, соответствующей одежды и обуви, биодобавок, строительство спортзалов, а также научно обоснованных программ рационального питания и т. д. Однако следует помнить, что в этой ситуации важно различать подлинные изменения в настроении людей от следования моде.
7.Новое знание.
Осуществление инноваций, основанных на новом знании, характеризуется наибольшими затратами времени по сравнению с другими инновационными возможностями. Кроме этого, они требуют сочетания знаний, полученных в разных областях, поэтому инновации, основанные на новом знании, нуждаются в особых условиях:
· Необходим тщательный анализ самого знания, позволяющего создать нововведение, а также социальных, экономических и психологических особенностей, связанных с ним. Социальный и экономический анализ важнее, чем технический. Важно выяснить, каких условий недостаточно для успешной реализации идеи. Если невозможно обеспечить все условия, то инновацию следует отложить. Менеджеры должны быть готовы к тому, что бесперспективные проекты нужно бросать без сожаления и что, когда идет поиск больших возможностей, высокий процент неудачных проектов — это нормально.
· Важна четкая ориентация на стратегическое господство на рынке. Перспективная инновация сразу привлекает конкурентов, и поэтому лидерство должно быть достигнуто быстро, а внедрение инноваций направлено на следующие цели: всеохватывающую систему обслуживания потребителей новинки; четкую рыночную ориентацию; стратегическое поведение, позволяющее быстро адаптироваться к бурным изменениям на рынке.
· Внедрение инноваций, основанных на знании (прежде всего научно-техническом) требует предпринимательского менеджмента, т. е. сосредоточенности на специфических требованиях рынка и финансовом предвидении: прогнозирование денежных потоков и будущих потребностей в капитале.
В настоящее время динамичная, постоянно изменяющаяся внешняя среда создает огромное количество возможностей для развития инновационной деятельности. Однако далеко не все предприятия эти возможности используют. Требуется, чтобы предприятие было нацелено на формирование инновационной стратегии, находилось в постоянном поиске инновационных возможностей, было готово к изменениям, а руководство могло этими возможностями воспользоваться.
1.3 Необходимость регулирования инновационной деятельности на государственном уровне
Почему в одних местах инновационный процесс идет намного интенсивнее, чем в других, и есть ли какая-нибудь связь между политикой и интенсивностью инновационного процесса? Как показывают исследования, инновационный процесс зависит не только от уровня экономического и социального развития страны, от особенностей национального менталитета и национальной культуры (в том числе культуры предпринимательства), но и от государственного стимулирования.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов в первую очередь вызвано их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Экономический рост страны базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Под экстенсивными факторами понимается прирост массы используемых в производстве первичных ресурсов трудовых, земельных и капитальных, под интенсивными факторами — повышение качества применяемых ресурсов и эффективности их использования. В современную эпоху возможности экономического роста за счет вовлечения в оборот новых первичных ресурсов сильно ограничены. Поэтому решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. В наиболее развитых странах вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта составляет от 75 до 100. Таким образом, первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Помимо этого инновации влияют на структуру общественного производства, на институциональные экономические механизмы, на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и, что самое главное, на конкурентоспособность национальной экономики в
системе мирового хозяйства.
Очевидно, что государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.
Механизмы государственного регулирования инновационных процессов могут быть следующими:
· аккумуляция средств на научные исследования и инновации;
· координация инновационной деятельности, т. е. определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов;
· стимулирование инноваций;
· создание правовой базы инновационных процессов;
· формирование научно-инновационной инфраструктуры;
· институциональное обеспечение инновационных процессов;
· регулирование социально-экологической направленности инноваций;
· повышение общественного статуса инновационной деятельности;
· региональное регулирование инновационных процессов;
· регулирование международных аспектов инновационных процессов (научно-технической и инновационной кооперации, а также международного трансфера инноваций).
Сложность объекта и широта области регулирования обуславливают необходимость разработки государственной инновационной политики — комплекса целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Меры государственной инновационной политики должны включать стимулирование конкуренции, информатизацию общества, стандартизацию и сертификацию продукции и услуг. Помимо этого, государство должно осуществлять поддержку инновационной деятельности. Эта поддержка может осуществляться прямыми и косвенными методами.
К прямым методам относится финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств, защита прав участников инновационной деятельности (создание государственной патентнолицензионной системы), формирование государственной инновационной инфраструктуры и рынка инноваций, подготовка квалифицированных кадров, а также моральная поддержка инновационной деятельности (вручение выдающимся ученым и новаторам государственных наград, присвоение почетных званий и т. д.).
Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат, чем прямое финансирование, что особенно актуально для современной России. Среди мер косвенного регулирования, прежде всего, следует выделить различные налоговые льготы, включая уменьшение НДС, налога с продаж, льготное налогообложение дивидендов, льготное налогообложение прибыли и так далее. Косвенная поддержка инновационной деятельности может также осуществляться за счет государственной поддержки финансового лизинга (ассигнование средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату) и франчайзенга (право на создание инновационных предприятий, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в договоре). Весьма действенной мерой является государственное страхование венчурного предпринимательства, которое позволяет создать необходимую инвестиционную базу для поддержки малого и среднего инновационного бизнеса.
В условиях совершенствования рыночных механизмов особую роль начинают играть инновации. Инновации это востребованные нововведения, они способствуют улучшению качества жизни населения.
Увеличение скорости инновационного процесса и эффективности внедряемых инноваций ведет к развитию экономики как в количественном выражении — в виде прироста ВВП, так и в качественном — в виде новых знаний, лежащих в основе технологических, управленческих, организационных и социальных процессов. Существуют определенные предпосылки развития инновационной среды в обществе. Своевременное их обнаружение и дальнейшее развитие обеспечивают успех в экономической деятельности. Следует также отметить, что инновационное развитие страны невозможно без регулирования и поддержки государства.
Глава II. Особенности осуществления государственной инновационной политики в РФ в современных условиях
2.1 Понятие инновационной политики и формы государственного регулирования инноваций Инновационная политика — это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом осознается, что определенная часть проектов новшеств неизбежно окажется нереализованной. Вместе с тем, во всех развитых странах мира делаются попытки создания четкой политики, способной реагировать на быстрые и неожиданные изменения ситуации, поддерживать сложные проекты с высокой степенью технического и финансового риска.
Инновационная политика государства направлена на хозяйственное использование научно-технического потенциала, на укрепление внутренних связей научно-техническом комплексе. Формирование инновационной политики взаимосвязано прежде всего с переориентацией системы государственного регулирования на всемерное поощрение предпринимательства, частной инициативы.
В законодательных и нормативно-правовых материалах, посвященных разработке концептуальных основ инновационной политики, это понятие чаще всего трактуется через структуру, а именно формулирование целей, задач, направлений, приоритетов, принципов, стратегий реализации инновационной политики.
Так, в федеральном законе «О науке и государственной научнотехнической политики» государственная инновационная политика рассматривается как деятельность органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, направленная на регулирование инновационной деятельности и разработку механизма ее реализации, поддержку субъектов инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, охрану интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности, соблюдение национальных интересов при осуществлении внешних связей в этой сфере.
Сравнительная характеристика правительственных документов 2000; 2014гг позволяет сделать вывод о том, что перспективная инновационная политика представляет собой совокупность мер по созданию благоприятного инновационного климата, стимулированию спроса промышленности на результаты исследований и разработок и высокие технологии, обеспечению наиболее эффективного режима защиты прав интеллектуальной собственности, использованию стимулов для развития малых инновационных предприятий, поддержке инновационной инфраструктуры и поощрению кооперационных сетей.
Давая оценку приведенным точкам зрения с позиций практического их использования, можно сделать вывод, что все они имеют ценность, все они могут быть использованы в деле разработки и реализации инновационной политики, но действенность инновационной политики, ее глубина может быть существенно повышена благодаря одновременному учету всех представленных выше аспектов, которые дополняют и взаимоусиливают друг друга.
Федеральные органы государственной власти для регулирования инновационной деятельности используют следующие формы и методы:
1) Создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, в том числе:
· совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
· установление субъектам инновационной специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
· защиты интересов субъектов инновационной деятельности;
· предоставление субъектам инновационной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
· расширение использования бюджетных и внебюджетных источников финансирования в целях оказания поддержки субъектов инновационной деятельности;
· создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное про ведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инновационной деятельности;
· принятие антимонопольных мер;
· расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
· развитие финансового лизинга в Российской Федерации;
· про ведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
· создания возможностей формирования инновационной деятельности собственных фондов.
2) Прямое участие государства в инновационной деятельности путем:
· разработки, утверждения и финансирования инновационных программ и проектов совместно с иностранными государствами, а также инновационных про грамм и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
· формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
· размещения средств федерального бюджета для финансирования инновационных про грамм и проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Порядок размещение указанных средств определяется Правительством Российской Федерации;
· проведения экспертизы инновационных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
· разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
· выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
· вовлечения в инновационный процесс временно при остановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
· предоставления концессий российским и иностранным субъектам инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· размещение государственного заказа для государственных нужд
Российской Федерации.
3) Создание совета по инновационной политике при органе государственной власти Российской Федерации.
Государственное регулирование инновационной деятельности может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В условиях возникновения на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций деятельность субъектов инновационной деятельности, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2 Формирование новой инновационной политики государства в России Модернизация экономики и развитие инноваций заявлены главным приоритетом современной российской экономической политики. Новый импульс этому придал мировой финансово-экономический кризис, одним из последствий которого стало наращивание странами — технологическими лидерами и без того масштабных инвестиций в инновации, науку и образование, в создание принципиально новых прорывных технологий и их практическое внедрение в экономику.
Международные сопоставления свидетельствуют, что по уровню инновационной активности Россия заметно отстает от ряда стран, в которых инновации, научно-технологическое развитие стали определяющими факторами экономического роста. Отставание является результатом низкой эффективности такого института отечественной экономики, каким в высокоразвитых странах стали национальные инновационные системы с их инфраструктурой, и как следствие, слабой восприимчивостью промышленного бизнеса по отношению к инновациям. Неразвитость этого института, слабое взаимодействие элементов инновационной инфраструктуры предопределяет низкое качество механизмов трансфера знаний и новых технологий внутри страны и за ее пределы.
Основными приоритетными направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:
1) работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;
2) работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;
3) научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);
4) направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.
Результатами реализации новой инновационной политики должны являться:
· качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;
· качественно новый уровень жизни населения в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения;
· преодоление технического отставания страны; достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.
Необходимо разработать систему социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям и технике, проектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда.
Для реализации социальных гарантий необходимо создать механизм переподготовки кадров, высвобождаемых в результате внедрения достижений НТП. Требуется, в частности, создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования и повышения квалификации работников.
Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования должна иметь:
· четко определенные цели;
· органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
· информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функции управления;
· инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.
Формирование нового инновационного климата в стране должно иметь в основе правовую базу, которая будет гарантом успешного и спокойного развития инновационной деятельности.
Первая группа документов, регулирующих инновационную государственную политику, — это законодательные акты.
В Федеральном законе РФ «О науке и государственной научнотехнической политике» сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это единственная попытка формирования целостной системы целей, однако, результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным.
Более четкий подход использован при разработке проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, с тех же позиций системности он, хотя и несколько лучше, но имеет тоже недостатки.
Безусловно, цели государственной политики в той или иной области должны быть сформулированы четко, и это необходимо сделать таким образом, чтобы из них логично вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти. В нашем же случае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих актов путают цели и способы их достижения, но зато очень тщательно подходят к тем разделам, где определяются порядок и ответственность при формировании программ, финансируемых из федерального бюджета.
Например, авторы законопроекта «Об инновационной деятельности в РФ» фактически делают попытку вдохнуть новую жизнь в механизм разработки Федеральных инновационных программ распределения ресурсов на них. Однако с 1990 г. подобные попытки предпринимались неоднократно: создавались инновационный совет и инновационный комитет, формировался инновационный фонд (впоследствии упраздненный «как не обеспечивший выполнение возложенных на него задач»). По сути, заявляемая как новая инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса про грамм и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т. д.
Вторая группа документов (небольшая) определяет самые общие функции государственных ведомств в части регулирования инновационной деятельности. Таких ведомств три.
Главное — Министерство экономического развития РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.
На Министерство образования и науки РФ возложены задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.
В свою очередь, на бывший Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.
Вместе с тем, несмотря на все усилия, темпы продвижения в направлении инновационной экономики оставляют желать лучшего.
2.3 Зарубежный опыт государственного регулирования инноваций Необходимость перехода России на инновационный путь развития сейчас является общепризнанной. Для успешной реализации этой задачи России следует учитывать мировой опыт.
В передовых государствах используется широкий набор механизмов государственной поддержки, ориентированных на университеты, исследовательские институты и лаборатории, крупные национальные корпорации, малый и средний бизнес. С одной стороны, это бюджетная поддержка исследовательских организаций и университетов в форме сметного финансирования расходов, а также выделения целевых грантов и размещения госзаказов на выполнение НИОКР, инвестирование в капитал венчурных фондов, а также осуществление целевых государственных закупок инновационной продукции и услуг; финансирование бизнесинкубаторов, технопарков и т. п. С другой стороны, это предоставление предприятиям, осуществляющим НИОКР, различных налоговых стимулов; а также выделение субъектам инновационной деятельности льготных государственных займов и кредитных гарантий.
В зависимости от степени государственного регулирования процесса инновационного развития можно выделить четыре основных модели научно-технического развития промышленно развитых стран:
1. Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научнопроизводственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в государственном секторе экономики (США, Англия, Франция).
2. Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).
3. Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
4. Страны новой, только формирующейся модели научно-технического развития, ориентированные на создание развитой индустриальной среды с использованием инновационного фактора. Развитие экономик стран этой группы происходит за счет заимствования достижений мирового научнотехнического прогресса (Китай, Индия).
США.
Вопросами государственного регулирования инновационной деятельности в США занимаются Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования), Американский научный совет (курирует промышленность и университеты), НАС А, Национальное бюро стандартов, Министерство обороны, которые финансируются из федерального бюджета.
Из ряда организаций, имеющих смешанный тип финансирования, госрегулированием занимаются Национальный центр промышленных исследований, Национальная академия наук, Национальная техническая академия, Американская ассоциация содействия развитию науки. Источники финансирования делятся так: около 50% - частные фирмы и организации, 46% - федеральное правительство (на основе конкурсов), 4% - университеты, колледжи, неправительственные организации.
Мировое сообщество может наблюдать, что в США на правительственном уровне стимулируется создание венчурных фондов и исследовательских центров.
Кроме того, наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые, пять лет своей деятельности в сфере инновационных технологий финансироваться из федерального бюджета полностью или частично. Для самых эффективных и наукоемких исследований предполагается полное госфинансирование. Объясняется такая позиция не только сложностью реализации проектов, но и количеством издержек, рисков, а также высокой степенью международной конкуренции.
Также, законы США разрешают бесплатно получать лицензии на коммерческое использование изобретений, находящихся в собственности федерального правительства, которые были запатентованы в ходе бюджетных исследований. Прямая поддержка инновационных процессов осуществляется за счет государственной инновационной инфраструктуры.
На государственном уровне в Штатах создаются сети центров, занимающихся распространением нововведений, и консультационных центров, оказывающих всевозможные деловые услуги новаторам. Таким образом, круг замыкается: государство способствует формированию рынка инноваций, при этом выступает его агентом.
Все государственные органы, занимающиеся поддержкой инновационной деятельности, обязаны не только осуществлять мониторинг инновационных процессов в стране, после чего делать прогнозы, но и отслеживать ситуацию за рубежом, с целью поиска эффективных передовых технологий для внедрения в производство.
Особое внимание в инновационной политике США занимает государственная экспертиза проектов. Объясняется наличие такого элемента в аппарате госорганов тем, что рядовым организациям, собственно занимающимся внедрением инноваций, весьма сложно оценить все их возможные эффекты и положительные последствия в общеэкономическом масштабе.
ВЫВОД: Большое внимание правительство страны уделяет прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции.
Япония.
Япония в своем понимании процесса интеграции науки и производства пошла по пути строительства городов-технополисов, которые. призваны сосредоточить в себе все наукоемкое производство страны. Такая стратегия позволит интеллектуализировать японское хозяйство.
Важную роль в определении стратегии развития Японии и разработке промышленных НИОКР играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль работы по направлениям возложен на Управление по науке и технике.
Японская ассоциация промышленных технологий занимается экспортом и импортом лицензий. Так, имеется долговременная программа НТР, стимулируются прикладные исследования и закупки лицензий за рубежом.
Политика Страны Восходящего Солнца такова, чтобы из импортера лицензий стать экспортером.
Объемы государственного финансирования НИОКР увеличились в Японии до 3,5 ВВП. В большинстве своем эти средства направлены на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей.
МВТП Японии оказывает активное воздействие на промышленность и внешнюю торговлю посредством льготного кредитования и страхования экспорта, частичного освобождения экспортеров от уплаты налогов, прямого субсидирования, государственной комплексной помощи экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п. Но помимо этого японские государственные органы применяют и косвенные методы воздействия, такие как целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях; содействие организациям в при обретении передовой иностранной технологии; контроль научно-технического обмена с зарубежными странами.
ВЫВОД: Государственное регулирование инновационных процессов в Японии характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.
Евросоюз.
Германия, Великобритания и Франция занимают соответственно 3 (2,8% ВВП), 4 (2,4% ВВП) и 5 (2,2% ВВП) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Известно, что федеральный бюджет НИОКР финансируется на 35−45.
Евросоюз уже много лет уделяет пристальное внимание инновационному развитию науки и техники.
Основными направлениями инновационной политики Евросоюза можно назвать выработку единого антимонопольного законодательства, использование системы ускоренной амортизации оборудования, льготное налогообложение ниокр, поощрение малого наукоемкого бизнеса, прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии, стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.
Основополагающим документом, на который ориентируется вся инновационная политика Евросоюза, стал «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый еще в 1985 году.
Документ провозглашал необходимость скорейшего перехода от теории к практической реализации достижений научных исследований в готовых продуктах, причем как на национальном, так и на наднациональном уровнях. Также «План развития» содействует распространению инноваций во всех странах ЕС.
Помимо вышеуказанного «Плана» на территории передовых стран Европы с 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ», которая предусматривает распространение в Евросоюзе результатов НИОКР.
В связи с падением доли европейских компаний на рынках. высоких технологий был принят ряд документов, регламентирующих те или иные сферы инновационной деятельности.
Во-первых, это Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем (ЭСПРИТ) и ЭВРИКА — комплексная программа, направленная на стимулирование формирования мощных промышленных компаний (путем альянсов), способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций. Также программа предполагает организацию скоординированных европейских Н: ИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.
Помимо этого было проведено РАСЕ — исследование передовых способов связи в Европе. Целью его стало про ведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи.
ВЫВОД: В целом стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что не существует конкретной модели инновационного развития экономики, строго следуя которой в стране неминуемо наступит социально-экономическое благополучие. Каждая страна с развитой экономикой прошла свой путь, но, безусловно, существуют общие критерии, способствующие инновационному развитию:
· развитая социально-экономическая среда, как основа инновационного развития;
· жесткая стратегия инновационного развития, в рамках которой отобраны приоритетные направления развития;
· налоговое стимулирование инновационного бизнеса;
· бюджетное финансирование научных исследований;
· информационная поддержка инновационного бизнеса;
· широкая сеть учреждений, занимающихся трансфером наукоемких технологий.
Россия находится в самом начале инновационного развития, и от рациональности применения накопленного мирового опыта и выработки собственной стратегии зависит будущее благополучие страны.
Полноценное включение России в мировое хозяйство в условиях информационной экономики, доминирующей в развитых странах, и низкозатратного производства в быстроразвивающихся государствах Азии возможно при условии модернизации национальной экономики в целом и внедрения передовых технологий в частности. Одним из приоритетных направлений модернизационной экономики России должно стать формирование эффективной и целостной общенациональной инфраструктуры, а также законопроектов, ориентированных на решение ключевых проблем инновационной деятельности.
Глава III. Проблемы осуществления инновационной политики и пути их решения По результатам анализа отчетов крупнейших международных исследовательских организаций можно сделать вывод, что Россия отстает в инновационном развитии от зарубежных конкурентов, хотя на это выделяются большие средства.
Согласно исследованию Фонда информационных технологий и инноваций (Jnformation Technology and Innovation Foundation — ITIF) Россия занимает 29-е место в мире по развитию инноваций. В Индексе инновационной среды (Innovation Environment Index), отражающем восприятие качества инновационной среды представителями бизнеса в 22 странах, Россия заняла предпоследнее место с 48 баллами (максимум — 100).
Так в чем же причина такой неудачи России? Инновационное развитие нашей страны противоречиво. С одной стороны, за долгие годы накоплен большой научно-технический потенциал, а с другой — имеет место слабая связь между результатами научно-исследовательскими разработок и их реализацией на рынке.
Основные проблемы инновационного развития России:
1. Отсутствие внутреннего спроса на результаты инновационной деятельности, слабая предпринимательская и инновационная активность российских предприятий.
2. Недостаточное предложение отечественных инноваций.
3. Низкий уровень взаимодействия научно-исследовательской и предпринимательской среды, т. е. медленное внедрение инноваций в экономику.
4. Отсутствие стимулов реализации инноваций, в том числе со стороны государства.
5. Отсутствие четкой стратегии инновационного развития регионов и страны, концентрация российской науки в крупных и нескольких средних городах РФ и их агломерациях (в Москве и ее окрестностях работают в этом секторе 46 от всех занятых в науке и ОКР, всего в РФ 828 841 чел.).
6. Недостаточное частное инвестирование в научные разработки.
7. Отсутствие достаточного количества квалифицированных научных кадров, невысокий социальный престиж научной деятельности.
Под влиянием вышеназванных проблем перед крупными российскими компаниями встает задача о сокращении технологического отставания от зарубежных конкурентов.
Одно из важнейших условий решения данных проблем — переход от действующей ныне модели экономического развития России, где главным аспектом является топливно-энергетический комплекс, т. е. эксплуатация природных ресурсов. Опыт истекшего десятилетия показал, что высокая зависимость промышленного производства и экономики страны в целом от экспорта сырьевых ресурсов причина ее устойчиво низкой инновационности и конкурентоспособности.
Основные направления достижения поставленных задач были описаны еще в основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.
Необходимые мероприятия в рамках разработки комплексной инновационной стратегии и эффективной государственной политики в сфере инноваций:
1.
Введение
конкретных стимулов для повышения инновационной активности предприятий (например, налоговые льготы на исследования и разработки (R&D), ускоренную амортизацию), для привлечения частных инвесторов.
2. Развитие институциональной среды, т. е. поддержка институтов, необходимых для создания и внедрения инноваций, увеличение финансирования не только университетских исследований, но и в сфере институтов, способствующих коммерциализации научных разработок. Поддержка развития малого и среднего бизнеса в области инноваций.
3. Формирование инновационных кластеров комплексов промышленных фирм, исследовательских институтов и лабораторий, органов государственного управления и представителей от потребителя для разработки и практического освоения инновационных проектов.
4. Ускорение и стимулирование инновационного процесса на региональном уровне, поощрение конкуренции между отдельными регионами нашей страны.
5. Содействие росту предпринимательства и повышение качества образования .
Все государства должны создать необходимую базу, благодаря которой международная конкуренция будет стимулировать движение всех субъектов мировой экономики к инновационному и максимально быстрому развитию, но таким образом, чтобы это поддерживало, а не сокращало глобальный рост.
Согласно Global Research Report 2012 руководство российских предприятий меньше всех в мире довольно состоянием инновационной среды в стране. Наибольшую удовлетворенность инновациями демонстрирует бизнес в Израиле, ОАЭ, Швеции и Сингапуре. Внутренние инвестиции компаний в инновации, от финансирования НИОКР и до разработки новых продуктов и бизнес-моделей, находятся под угрозой в тех странах, где бизнес ощущает ухудшение и пассивность программ в сфере развития инноваций. Так, 71% респондентов отметили сокращение в 2011 г. бюджетов на НИОКР в своих компаниях. При этом наименьший уровень удовлетворенности (42%) у опрошенных компаний вызывает эффективность государственных программ поддержки инноваций.
Государственная инвестиционная политика России в инновационной сфере должна складываться из двух частей: прямого стимулирования наукоемких производств и вовлечения результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств, в экономический оборот и косвенного стимулирования.
По мнению С. М. Рогова, члена-корреспондента РАН, директора Института США и Канады РАН, руководителя Комиссии по международной безопасности научного совета при Совете безопасности РФ, на первом этапе инновационного развития задача заключается в том, чтобы довести уже в ближайшие годы расходы на НИОКР как минимум до 2% ВВП (1% за счет государственного финансирования и 1% за счет частных расходов). Россия может и должна в 2012 г. выйти на показатель 50% от уровня лидеров по расходам на 1% исследователя. Если это не будет сделано, то концу нынешнего десятилетия произойдет окончательный развал российской науки, что лишит нашу страну каких-либо реальных перспектив на вхождение в группу мировых лидеров.
На втором этапе (до 2020 г.) расходы на НИОКР должны достигнуть 3% ВВП -75% от уровня лидеров по расходам на 1 исследователя. На третьем этапе (середина 21 в.) расходы России на НИОКР необходимо довести до 4−5% ВВП, что позволит войти в группу мировых лидеров по расходам на 1% исследователя.
Только при соблюдении всех этих условий можно ожидать и требовать от российской науки серьезных результатов в огромных масштабах. Именно инновационные факторы повышения конкурентоспособности экономики, связанные с развитием интеллектуального потенциала, формированием научно-технических заделов, использованием новейших технологий, обеспечивают наиболее эффективное внедрение на мировые рынки товаров и услуг. Переход экономики России в качественно новое состояние конкурентного развития предполагает необходимость активизации инновационной деятельности, что, в свою очередь, требует фундаментальных изменений в структуре общественного производства, образовании и составе рабочей силы, перехода от сырьевой модели на инновационный тип развития. Таким образом, инновации помогут российской экономике преодолеть все преграды в современной конкуренции на мировых рынках только в случае грамотного построения и успешной реализации стратегии инновационной политики государства.
Заключение
Ознакомившись с данной темой, мы более подробно разобрались с понятием и сущностью инноваций. Определили, что инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Узнали о том, какие существуют подходы к определению инноваций.
Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий, научными предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны. Субъекты инновационной деятельности — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности.
Отмечено, что немало важную роль в инновационной деятельности играет государство. Оно содействует повышению инновационной активности предприятий, что обеспечивает рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства. Центральное место в системе прямого государственного регулирования инновационной деятельности занимает финансирование инновационных проектов их бюджетных средств. В настоящее время наблюдается тенденция повышения доли бюджетных средств в структуре затрат на инновационную деятельность.
Говоря об инновационной деятельности в развитии предприятия, можно заметить, что применение инноваций ведет к получению конкурентных преимуществ предприятия. Они способствуют увеличению объема производства, завоеванию новых рынков, росту прибыли, что ведет к эффективности работы и экономическому росту. Поэтому недооценив инновации в жестких условиях конкуренции, компания рискует оказаться вне рынка.
В курсовой работе проанализирован зарубежный опыт осуществления государственной инновационной политики и механизмов ее формирования.
Отмечено, что инновационный вектор развития является основой устойчивого роста любой политико-экономической системы, начиная от мировой и заканчивая отдельными организациями во всех сферах общественного производства. Развитие инновационных процессов в Российской Федерации показал значительное отставание от мировых инновационных центров, в связи с чем вопросы управления и стимулирования инновационной деятельности являются особо важными и требуют тщательной проработки со стороны органов управления на различных уровнях. Только эффективное управление государственной политикой при использовании зарубежных и отечественных наработок как доминирующий фактор конкурентного преимущества высшего порядка позволит РФ восстановить свои позиции в мировом хозяйстве.
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О науке и государственной научнотехнической политики» № 127-ФЗ от 23.08.l996 (с изм.).
2. Бюджетный кодекс РФ N2145-ФЗ от 31.07.l998.
3. Волков, Ю. В. Инновационный менеджмент в системе стратегического управления предприятием [Текст] / Ю. В. Волков, Д. А. Чупахина, Д. В. Чупахин // Вестник СГЭУ. — 2013. — № 2. — С. 27−31.
4. Иванов, В. В. Инновационная политика России: варианты и перспективы [Текст] / В. В. Иванов // Инновации. — 2011. — № 2. — С. 34−39.
5. Калятин, В. О. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций [Текст] / В. О. Калятин, В. Б. Наумов // Российский Юридический Журнал. — 2011. — № 1. — С. 28−31.
6. Квеско, Р. Б. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Р. Б. Квеско. — Т.: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 160 с.
7. Коростышевская, Е. М. Инновационная политика России в современных условиях [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Е. М. Коростышевская. — СПб.: СПБГУЭФ, 2012. — 111 с.
8. Крайнова, А. В. Инновационные факторы повышения конкурентоспособности российской экономики [Текст] / А. В. Крайнова // Вестник СГЭУ. — 2012. — № 4. — С. 46−50.