Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Система профессиональных компетенций журналиста

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также в перечень основных критериев журналистского мастерства входят литературные способности. Так и есть, отношение аудитории к тексту, а, следовательно, к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Стиль и язык автора, умение раскрыть позицию другого и изложить свою… Читать ещё >

Система профессиональных компетенций журналиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

" Южно-Уральский государственный университет"

(национальный исследовательский университет) Факультет журналистики Кафедра средств массовой информации Курсовая работа Система профессиональных компетенций журналиста Проверил, преподаватель О. С. Шаманова Автор работы студент группы ФЖ-121

М.И. Яковлева Челябинск

Оглавление Введение

1. Система профессиональной компетенции журналиста

1.1 Общее понятие профессиональной компетенции

1.2 Профессиональная компетенция журналиста

1.3 Требования общества к компетентному журналисту

2. Исследования профессиональной компетенции журналиста

2.1 Исследования Европейской ассоциации преподавателей журналистики (EJTA)

2.2 Квалификационные признаки журналиста Заключение Библиографический список

Введение

В современном мире интенсивно обсуждаются проблемы реализации компетентного подхода. Обсуждаются понятия «компетенция» и «компетентность», предлагаются самые разные наборы ключевых компетенций, в число которых входит и коммуникативная компетенция.

Термин «профессиональная компетенция» в современной практике чаще всего определяется способностью сотрудника выполнять задачи в соответствии с требованиями должности, то есть в соответствии с заданными стандартами.

Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. И эта совокупность профессиональных черт всегда привлекала к себе пристальное внимание. Не случайно первую сводку черт личности и правил поведения журналистов на заре российской журналистики сделал М. В. Ломоносов в знаменитом «Рассуждении об обязанностях журналистов при изложении или сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии», опубликованном в 1755 г. В этой научной работе приводятся семь правил, которым должен руководствоваться журналист. Автор выделяет, что журналист не должен иметь предубеждений и предвзятости, спешить с осуждением гипотез, красть чужие мысли и суждения и переоценивать свои возможности. Несмотря на то, что Ломоносов формулировал эти правила для журналистов, пишущих о научных исследованиях и открытиях, они практически универсальны для любой журналистской специализации. Мало того, они остаются актуальны и на сегодняшний день.

Какими же специальными знаниями должны обладать журналисты? Дебаты по этому поводу ведутся уже очень давно. Споры не утихают и о том, должно ли образование журналистов быть нацелено на развитие конкретных навыков или оно должно ориентироваться на академическое размышление; следует ли ему концентрироваться на занятиях практической журналистикой или на ее исследовании. В конце концов, должны ли мы обучать «реальной» журналистике — такой, какая она есть, или «идеальной» — такой, какой мы бы хотели ее видеть. Разные участники дискуссии выражают разные мнения. Разнообразие позиций связано отчасти и с тем, что само понятие «журналистика» терминологически неоднозначно, оно не очень четко отделено от «публичной коммуникации», «медиа», «новостей» .

Актуальность нашей темы заключается в том, что на протяжении многих лет проходят споры по поводу того какими именно профессиональными компетенциями должен обладать настоящий журналист.

Новизна исследования состоит в том, что ранее эта тема практически не исследовалась.

Объектом исследования является система профессиональных компетенций журналиста.

Предметом исследования являются профессиональная компетенция и квалификационные признаки журналиста.

Методы исследования основаны на исследованиях Европейской ассоциации преподавателей журналистики (EJTA), начатые в 2008 году и продолжающиеся по сей день.

Таким образом, мы можем сформулировать следующие задачи нашего исследования:

1. Раскрыть понятие профессиональной компетенции.

2. Определить компоненты профессиональной компетенции применительно к деятельности журналиста.

3. Выявить требования общества к компетентному журналисту.

1. Система профессиональной компетенции журналиста

1.1 Общее понятие профессиональной компетенции Профессиональные компетенции чаще всего определяют, как способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. То есть профессиональная компетенция — это способность работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности. Требования должности — задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.

Для того чтобы понять почему мы остановились именно на таком определении, необходимо сделать короткий обзор существующих тенденций.

Обобщив все подходы к пониманию термина «профессиональная компетенция», мы можем выделить два основных направления понятия:

· Способность человека действовать в соответствии со стандартами;

· Характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов на работе.

Существует два подхода к описанию профессиональной компетенции:

1) «функциональный» подход, основан на описании задач и ожидаемых результатов

2) «личностный» подход, главное это качества человека, которые обеспечивают ему успех в работе.

Британские специалисты выделяют много схожих определений профессиональной компетенции:

· адекватная или достаточная квалификация, способности;

· адекватные или достаточные физические или интеллектуальные качества;

· способность быть квалифицированным;

· умение быть квалифицированным и способным выполнять определенную роль, охватывающее знания, способности, поведение

· способность делать что-либо хорошо или в соответствии со стандартом, приобретенная опытным путем или в результате обучения.

В сфере психологии труда американские специалисты чаще всего являются сторонниками «личностного» подхода. Они всегда ограничивают понятие профессиональной компетенции либо знаниями, способностями, умениями, либо личностными качествами. Также используется аббревиатура KSAO: где K (knowledge) — знания, S (skills) — умения, A (abilities) — способности, O (other) — иные характеристики. [2]

Интересно, что такая простая формула описания важнейших компетенций сопряжена с трудностями в определении и распознавания двух ее элементов: знания и умения (KS) определить не так трудно, как способности и иные характеристики (АО), особенно из-за абстрактности последних.

В американской практике интерпретируют профессиональную компетенцию, как важный поведенческий аспект или характеристику, которые могут проявляться в эффективном или успешном действии.

Впрочем, если бы основные компетенции отражали исключительно характеристики личности, то для оценки кандидатов достаточно было бы только психологического теста, на чем и основывается «личностный» подход.

Итак, «личностный» подход описывает «как? с помощью каких ресурсов и какие люди будут хорошо выполнять работу?», а «функциональный» подход диктует «что? на каком уровне и с каким качеством работник будет выполнять свою работу?» .

В «функциональном» подходе не важно, за счет чего будет достигнут результат: знаний, опыта, способностей, повышенной мотивации работника — главное, что работа будет выполнена качественно.

У «функционального» подхода постоянно растет число сторонников. Поэтому в современной практике термин «профессиональная компетенция» определяет способность субъекта профессиональной деятельности выполнять задачи с заданными стандартами.

В итоге получается, что термин «профессиональная компетенция» ни что иное как способность работника выполнять работу в соответствии должности, а требования должности — задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли. [6]

1.2 Профессиональная компетенция журналиста Европейская ассоциация преподавателей журналистики (EJTA) нацелена на европейское сотрудничество в области журналистского образования. Ассоциация состоит из 60 образовательных учреждений из 25 стран Европы и характеризуется разнообразием: различные медиасистемы, различные типы учреждений, разные культуры и 20 различных языков. С момента основания EJTA необходимость международного сотрудничества возрастала. Сегодня студентам-журналистам очень важно научиться действовать локально и думать глобально. В Декларации принципов Всемирного совета по журналистскому образованию (WJEC), принятой в Сингапуре в 2007 г написано: «Журналистика — это глобальная деятельность. Студенты-журналисты должны понять, что несмотря на политические и культурные различия они разделяют общие профессиональные ценности и цели с коллегами из других стран. Поэтому журналистское образование должно предоставить студентам знание из первых рук о том, какова практика журналистики в других странах». [1]

Одним из главных факторов для реализации этих идей является международная академическая мобильность студентов и преподавателей. Хотя мобильность и нуждается в некоторой стандартизации, как бы это ни было сложно во времена перемен. Требуется международное признание профессиональной компетенции, совместимость научных званий и прозрачность, международная система подтверждения качества и международный перевод кредитов.

Члены Европейской ассоциации преподавателей журналистики понимают, что нужно определиться с тем, что такое журналистика в этом неустойчивом и изменчивом мире. Также они понимают, что нужно установить общие подходы, чтобы студентам было легче применить право на свободное передвижение и наднациональный подход профессионализму. Кроме всего этого, школы журналистики стремятся построить мосты между практикой и теорией. Если признать в журналистском образовании общие стандарты, то это поможет защитить учебные планы от чересчур прагматичных запросов со стороны медиаиндустрии, и чересчур теоретических требований академического сообщества. [5]

В 2006 году в городе Тарту (Эстония) факультеты журналистики и европейские школы подписали Декларацию, которая описывает 10 основных компетенций журналиста. Данные компетенции представляют собой сочетание навыков, знаний и умений, которые обязательны для осуществления важных профессиональных задач. Каждая компетенция состоит из пяти характеристик, которые студент-журналист должен понимать, знать и уметь продемонстрировать после окончания обучения.

Тартуская декларация представляет язык для обмена мнениями, ориентиры для разработки учебных планов и курсовых работ. Ниже представлены 10 компетенций, которые обязан приобрести студент в ходе обучения.

Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения:

* осознавать ответственность перед обществом;

* понимать роль и значение журналистики в современном обществе;

* уметь развивать обоснованную точку зрения;

* понимать ценности;

* быть в состоянии размышлять о своей карьере.

Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определённых медиа-каналов и СМИ:

* ориентироваться в текущих событиях;

* знать возможности канала информации;

* уметь найти релевантную тему для определенной аудитории;

* способствовать развитию диалога;

* находить темы, достойные освещения.

Организовывать и планировать журналистскую работу:

* составлять реалистичные рабочие планы;

* работать в условиях постоянной нехватки времени;

* приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам;

* знать как привлечь аудиторию к производству контента;

* уметь работать в рамках бюджета.

Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования:

* обладать хорошими знаниями общего характера;

* иметь хороший уровень специализированных знаний;

* уметь использовать все возможные источники информации в непредвиденных обстоятельствах;

* уметь сделать материал информационно сбалансированным;

* иметь желание взаимодействовать со своей аудиторией.

Выявлять главную информацию:

* уметь разделять основные и второстепенные факты;

* уметь отбирать проверенную информацию;

* уметь объяснять, интерпретировать выбранную информацию;

* отбирать информацию в соответствии с жанром, формой материала;

* понимать, как ваша информация может повлиять на общество.

Структурировать информацию в журналистской манере:

* уметь использовать различные способы изложения;

* быть способным работать над улучшением содержания и формы;

* уметь структурировать информацию, выделяя самое важное;

* уметь структурировать информацию в соответствии с жанром;

* выстраивать текст в соответствии с техниками новых медиа.

Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму:

* обладать хорошей лингвистической подготовкой;

* представлять контент во всех комбинациях слов, звуков и картинок;

* уметь верстать;

* уметь работать с необходимым оборудованием и специальными программами;

* уметь работать с техническим персоналом.

Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность:

* иметь ясное представление о качестве продуктов журналистского труда;

* быть способным критически взглянуть на свою работу;

* готовность воспринимать критику;

* брать на себя ответственность за принимаемые решения;

* быть способным нести ответственность за свои материалы.

Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе:

* иметь хорошие социальные навыки;

* быть надежным работником;

* демонстрировать работоспособность и инициативу;

* иметь представление о своих сильных и слабых сторонах;

* понимать, как строятся взаимоотношения в команде.

Работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера:

* уметь убедительно излагать, представлять свои идеи;

* знать свои права и обязанности в рамках организации;

* иметь представление о условиях на медиарынке;

* уметь оценивать редакционную политику;

* знать практические аспекты работы фрилансера. [1]

Данный перечень компетенций доказывает свою актуальность, в том числе и при создании каталога мобильности Европейская ассоциация преподавателей журналистики. Однако, как оказалось, он имеет определенные ограничения. Десять компетенций и пятьдесят соответствующих им квалификационных характеристик не распределены по значимости, это свидетельствует о том, что они все одинаково важны. Кроме того, этот перечень оказался неподвижным, не предполагающий возможности внесения каких-либо изменений в него, в то же время оказалось очевидным, что необходимо пересмотреть ценности журналистки в XXI веке.

1.3 Требования общества к компетентному журналисту Во все времена труд журналиста обладал для общества особой ценностью. Оно стремиться создать благоприятные условия для деятельности прессы и в свою очередь предъявляет строгие требования к людям этой профессии. Ожидания, сложившиеся в обществе по отношению к журналисту, представляют собой социальный заказ на «оптимального» профессионала и ориентиром в собственной подготовке и практике. «Заказ» общества на журналиста заключается в профессионально-квалификационных требованиях к нему.

Данные требования можно разделить на четыре группы:

· морально-этические (честность, отзывчивость, чуткость);

· психологические (особенности темперамента, характера, памяти, мышления, воображения);

· социально-гражданские (социальная ответственность, принципиальность, объективность в оценки, умении отстаивать истину);

· профессиональные (коммуникабельность, литературные способности, компетентность).

На наш взгляд, самая важная из перечисленных групп — профессиональные качества.

Если перечислять все качества, которые должны быть у настоящего журналиста, то это займет не мало времени и места и едва ли даст по-настоящему полное представление о специфике профессионального характера. Более целесообразным будет описать группы черт, включающих в себя множество аспектов, детализировать которые нет смысла.

1) Интеллект, любопытство, компетентность, осведомленность. Эти черты очень важные для хорошего журналиста. Необразованный, глупый человек будет плохим журналистом, ведь его знания и способность к анализу остаются на бытовом, примитивном уровне. Это сразу же после первых строк будет заметно большинству аудитории и не вызовет никаких эмоций, разве что недоумении и сожаление. Умный и интеллектуально развитый человек мыслит нестандартно, образно, емко и способен делать мгновенные точные суждения.

Развивая свой интеллект, журналист повышает свое профессиональное мастерство. Он должен очень много знать, а еще больше понимать и всегда думать. Не сложно отличить думающего человека от человека, который мыслит просто, на уровне здравого смысла. Суждения первого в своей совокупности всегда означают больше, чем аргументы и факты, которые составляют эти суждения. Мышление второго примитивно и линейно.

Журналист просто обязан быть любопытным. Ведь профессиональное любопытство абсолютно иное, нежели бытовое. Его любопытство основано на стремление знать буквально все, что возможно, оно помогает накапливать и хранить в своей голове то, что когда-нибудь точно пригодится для очередного материала. Какими будут эти сведения, предсказать практически е возможно: иногда смутная ассоциация, вовремя всплывшая в памяти, дает больше, нежели десяток конкретных фактов. Именно они должны появиться у журналиста, иначе он будет ощущать нехватку важных сведений, ему будет не за что ухватить нить событий, не на что опереться.

Журналист всегда стремиться к достижению максимальной компетенции в той области, в которой он работает. Девиз хорошего журналиста: «Знания и еще раз знания». Чтобы приобрести эти знания не стоит жалеть ни времени, ни сил. Журналист обладающей компетенцией способен не только приводить факты, но и проводить параллели, сопоставляя их с другими, то есть мыслить не в одной плоскости, а сразу в нескольких. Именно такой стиль мышления дает наиболее успешные результаты, позволяя видеть самые сложные ситуации объемно и целостно.

2) Также в перечень основных критериев журналистского мастерства входят литературные способности. Так и есть, отношение аудитории к тексту, а, следовательно, к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Стиль и язык автора, умение раскрыть позицию другого и изложить свою мысль, способность ярко и точно повествовать о событии, передать факт, объяснить и оценить его — важнейшие составляющие профессионализма. Для журналиста обязательно совершенное владение словом. Тем более сегодня когда в нашу речь мощным потоком вторгаются слова иноязычной лексики, когда они засоряют ее сленговыми элементами. Все это заставляет лингвистов говорить о таком феномене, как «антиграмотность». Хотя дар слова в глазах журналистов остается одним из самых важных для профессионала, единого мнения о том, что же все-таки самое главное в системе способностей, нет ни у практиков, ни у теоретиков.

3) Внутренний мир, харизма. Ведь по настоящему хороший журналист, это всегда личность. Нестандартная, глубокая, харизматичная, интересная окружающим. Слово харизма (от греч. — милость, божий дар, исключительная одарённость) обозначает способность личности привлекать к себе внимание аудитории, вызывать у неё интерес. Для работающих на телевидении, те кого зритель видит постоянно — это условие обязательное. Телевидение обладает эффектом привыкания, аудитория постепенно привыкает к человеку, который общается с ней, и этот человек становится понятным, близким, когда к нему начинают испытывать доверие и симпатию. Ученые психологи давно доказали, что степень доверия напрямую зависит от личности журналиста. Поэтому чем больше проявляется его индивидуальность, тем большего успеха добивается журналист.

На радио же складывается особая ситуация, так как образ ведущего аудитория воссоздает исключительно по голосу. Голос, совершенно уникальная черта человека, как и манера поведения, в которой воплощаются его внутренние особенности. То, о чем человек говорит, какие интонации он при этом использует, как общается с собеседниками, каким образом оперирует в своей речи, как смеется, грусти или радуется, как реагирует, — все это в комплексе рисует целостный, единый образ. Это и является слепком внутренних качеств личности.

Текст, напечатанный в газете, — также прямое отражение личности. Мы практически никогда не стремимся представить себе журналиста-газетчика внешне, и это, как правило, не играет никакой роли для восприятия. Нас более интересует образ его мышления, следовательно, мы оцениваем журналиста на уровне глубокого внутреннего восприятия. Тонко подмечающие детали и ироничные, непримиримые к негативным явления и принципиальные, честные журналисты добиваются признания и узнавания у аудитории очень быстро. Те профессиональные качества и тот образ мыслей, которые воплощаются в тексте, привлекают читателей, заставляя искать знакомое имя в следующем выпуске и читать не текст вообще, а текст определенного автора. Но все это происходит лишь при одном условии — если за этим текстом скрывается личность, которая добивается и достойна этого узнавания. [4]

В данной работе мы рассмотрели основные профессиональные качества журналиста. Однако мы не упомянули талант, как основное качество. Ведь большинство журналистов являются лишь служащими, и простой новичок-журналист без специализированных знаний вряд ли сможет успешно работать. Все дело в том, что общество не вправе требовать выдающихся способностей от каждого редакционного сотрудника, но все же оно рассчитывает, что каждый из них обладает необходимой квалификацией.

2. Исследования профессиональной компетенции журналиста

2.1 Исследования Европейской ассоциации преподавателей журналистики (EJTA)

Европейская ассоциация преподавателей журналистики начала изучение изменений, которые происходят в журналистике и влияют на конфигурацию компетенций с точки зрения релевантных участников процесса.

Данный проект состоит из трех этапов. Первый этап — это начальный опрос, который провели среди членов Европейской ассоциации преподавателей журналистики. Он был завершен в 2008 году. Второй этап основан на онлайн опросе ведущих профессионалов из более 20 европейских стран. Он завершился в 2010 году. На третьем этапе будут опрошены преподаватели и студенты школ и факультетов журналистики, он еще не завершен.

На всех этапах также участвовали респонденты из России: представители академического и студенческого сообществ, представители медиа индустрии.

Основной задачей второго этапа исследования было: выявить, каким компетенциям при формировании программ журналистского образования стоит уделить большее внимание.

Данные приведенные ниже, отображают результаты опроса европейских (в том числе российских) представителей индустрии.

1) Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения (212,99 баллов):

* осознавать ответственность перед обществом — 22,7%;

* понимать роль и значение журналистики в современном обществе — 19,9%;

* уметь развивать обоснованную точку зрения — 21,8%;

* понимать ценности — 21,7%;

* быть в состоянии размышлять о своей карьере — 13,9%.

2) Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определённых медиа-каналов и СМИ (264,73 баллов):

* ориентироваться в текущих событиях — 22,6%;

* знать возможности канала информации — 16,5%;

* уметь найти релевантную тему для определенной аудитории — 21,8%;

* способствовать развитию диалога — 17,9%;

* находить темы, достойные освещения — 21,2%.

3) Организовывать и планировать журналистскую работу (242,82 баллов):

* составлять реалистичные рабочие планы — 18,6%;

* работать в условиях постоянной нехватки времени — 25,7%;

* приспосабливаться к непредвиденным обстоятельствам — 21,6%;

* знать как привлечь аудиторию к производству контента — 16,6%;

* уметь работать в рамках бюджета — 17,5%.

4) Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования (268,1 балл):

* обладать хорошими знаниями общего характера — 23,9%;

* иметь хороший уровень специализированных знаний — 17,6%;

* уметь использовать все возможные источники информации в непредвиденных обстоятельствах — 20,3%;

* уметь сделать материал информационно сбалансированным — 19,4%;

* иметь желание взаимодействовать со своей аудиторией — 18,8%.

5) Выявлять главную информацию (284,01 балл):

* уметь разделять основные и второстепенные факты — 21,4%;

* уметь отбирать проверенную информацию — 22,6%;

* уметь объяснять, интерпретировать выбранную информацию — 21,2%;

* отбирать информацию в соответствии с жанром, формой материала — 15,1%;

* понимать, как ваша информация может повлиять на общество — 19,7%.

6) Структурировать информацию в журналистской манере (244,51 баллов):

* уметь использовать различные способы изложения — 18,9%;

* быть способным работать над улучшением содержания и формы — 19,9%;

* уметь структурировать информацию, выделяя самое важное — 16,9%;

* уметь структурировать информацию в соответствии с жанром — 22,5%;

* выстраивать текст в соответствии с техниками новых медиа — 21,8%.

7) Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму (225,38 баллов):

* обладать хорошей лингвистической подготовкой — 22%;

* представлять контент во всех комбинациях слов, звуков и картинок — 22%;

* уметь верстать — 15,5%;

* уметь работать с необходимым оборудованием и специальными программами — 22,3%;

* уметь работать с техническим персоналом — 18,2%.

8) Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность (273,48 баллов):

* иметь ясное представление о качестве продуктов журналистского труда — 19%;

* быть способным критически взглянуть на свою работу — 17,3%;

* готовность воспринимать критику — 21,7%;

* брать на себя ответственность за принимаемые решения — 20,7%;

* быть способным нести ответственность за свои материалы — 21,3%.

9) Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе (287,76 баллов):

* иметь хорошие социальные навыки — 18,1%;

* быть надежным работником — 24,6%;

* демонстрировать работоспособность и инициативу — 22,2%;

* иметь представление о своих сильных и слабых сторонах — 17,4%;

* понимать, как строятся взаимоотношения в команде — 13,8%.

10) Работать в профессиональных медиа организациях или в качестве фрилансера (217,41):

* уметь убедительно излагать, представлять свои идеи — 23,4%;

* знать свои права и обязанности в рамках организации — 18,7%;

* иметь представление о условиях на медиарынке — 18%;

* уметь оценивать редакционную политику — 26,1%;

* знать практические аспекты работы фрилансера — 13,8.

По результатам опроса европейских профессионалов из меди индустрии, три компетенции оказались более остальных востребованными в следующие десять лет:

1. Умение выявлять главную информацию.

2. Нести ответственность за журналистскую работу.

3. Работать в команде.

Соответственно выяснили и три компетенции, которые оказались наименее востребованными:

1. Понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения.

2. Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму.

3. Работать в профессиональных медиа организациях. [8]

журналист профессиональный компетенция преподаватель

2.2 Квалификационные признаки журналиста К тому же Европейская ассоциация преподавателей журналистики провела опрос касательно квалификационных признаков. Какие из них журналисты считают важнейшими для следующего десятилетия?

Первые десять признаков указывают на умение выбирать информацию, надежность, а также на чувства избирательности и актуальности.

1) Быть надежным работником;

2) Уметь отбирать проверенную информацию;

3) Обладать хорошими знаниями общего характера;

4) Демонстрировать отдачу работе и инициативу;

5) Работать в условиях постоянной нехватки времени;

6) Уметь разделять основные и второстепенные факты;

7) Уметь объяснить, интерпретировать выбранную информацию;

8) Знать текущие события;

9) Готовность воспринимать критику;

10) Быть способным нести ответственность за свои материалы. [7]

В конце списка находятся квалификационные признаки, которые непосредственно не участвуют в ежедневном процессе журналистского производства, хотя и интересны журналистам. Квалификации, которые связаны с дизайном и техническими аспектами, также считаются менее важными. Хотя эти результаты стоит рассматривать с учетом типа СМИ. Например, вопросы верстки неактуальны для электронных СМИ.

41) Понимать роль и значении журналистики в современном обществе;

42) Уметь структурировать информацию в соответствии с жанром;

43) Уметь работать с техническим персоналом;

44) Знать свои права и обязанности в рамках организации;

45) Знать, как привлечь аудиторию к производству контента;

46) Уметь оценивать редакционную политику;

47) Иметь представление об условиях на медиарынке;

48) Уметь верстать;

49) Знать практические аспекты работы фрилансера;

50) Быть в состоянии размышлять о своей карьере.

Несмотря на разные точки зрения по этому поводу, все равно все — и студенты, и профессионалы сходятся на одних и тех же компетенциях и профессиональных квалификациях, которые будут актуальны в следующей декаде тысячелетия. Как показал опрос, они предпочитают «возвращение к истокам» и особенно подчеркивают важность таких базовых профессиональных квалификаций, как ответственности перед публикой, обладание аналитическими навыками, стремление к достоверности информации, чувством важности и безотлагательности информации.

Заключение

Результаты проведенного ними анализа позволяют сделать некоторые выводы, представляющие интерес для нашего исследования. Итак, профессиональная компетенции — это способности работника в соответствии с требованиями должности выполнять работу, а требования должности — стандарты и задачи их выполнения, принятые в отрасли или организации.

Из сказанного можно заключить, что журналист должен:

· находить подходящие аспекты и темы, учитывая производственные и общественные цели определённых медиа-каналов и СМИ;

· понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения;

· находить информацию быстро, используя традиционные методы исследования и техники сбора фактов;

· организовывать и планировать журналистскую работу;

· структурировать информацию в журналистской манере;

· выявлять главную информацию;

· оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность;

· излагать информацию, используя эффективную журналистскую форму и соответствующий язык;

· быть готовым к сотрудничеству в редакционном коллективе или в команде.

Вместе с тем следует отметить, что журналист не должен:

· иметь предвзятости и предубеждении;

· спешить с осуждением гипотез;

· красть чужие мысли и суждения и переоценивать свои возможности.

Из сказанного становится очевидным то, что мы раскрыли все задачи поставленные нами в начале работы. Нам удалось полностью раскрыть понятие профессиональной компетенции, определить компоненты профессиональной компетенции применительно к деятельности журналиста, выявить требования общества к компетентному журналисту.

Таким образом, любой человек, занимающийся журналистикой, может и должен постоянно развивать свои личностные и профессиональные компетентности не только в пределах многофункциональной журналисткой деятельности, но и любой другой деятельности, к которой в настоящий момент приковано его внимание. Постоянно балансируя при этом, между жесткой формой редакционного задания и беспредельностью авторского креатива.

Вероятно другой такой, столь же многомерной и многогранной профессии просто не существует.

Библиографический список

1. Декларация принципов Всемирного совета по журналистскому образованию (WJEC), 2008.

2. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. / С. Г. Корконосенко. — М.: Аспект Пресс, 2007.

3. Ломоносов, М. В. Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении или сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии, 1755.

4. Свитич, Л.Г.

Введение

в специальность. / Л. Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2007.

5. Свитич, Л. Г. Профессия: журналист. / Л. Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2010.

6. http://ruj.ru/

7. http://www.relga.ru

8. http://www.regnum.ru

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой