Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Проблемы молодёжи в региональной прессе на примере газеты «Новгород»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Патриотизм в России — то, чего сейчас особенно не хватает, в связи с массовым оттоком молодёжи за границу, возникновением фашизма, неуважения к ветеранам и т. д. Непростая задача стоит сегодня перед воспитателями и педагогами, занимающимися патриотическим воспитанием. Об этой проблеме в жанре проблемной статьи повествует нам публикация Смирновой А. «Растим патриотов России». «Само понятие… Читать ещё >

Проблемы молодёжи в региональной прессе на примере газеты «Новгород» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа по специальности «Журналистика»

Проблемы молодёжи в региональной прессе на примере газеты «Новгород»

Оглавление Введение

1. Проблемы молодёжи и социальная журналистика

1.1 Молодёжь как особая социальная группа

1.2 Понятие о социальной журналистике

1.3 Социальная журналистика в региональной прессе

2. Сравнительный анализ особенностей освещения проблем молодёжи

2.1 Характеристика газеты «Новгород»

2.2 Проблемы молодёжи в газете «Новгород» с 1990 по 1992 год

2.3 Современная молодёжь в газете «Новгород» с 2009 по 2011 год

2.4 Особенности освещения проблем молодёжи в течение двух периодов — 90х годов и современности

2.4.1 Тематика публикаций

2.4.2 Характер публикаций

2.4.3 Жанровое своеобразие публикаций Заключение Библиография Приложение

Введение

Проблемы российской молодёжи представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества, так как от их решения зависит будущее нашей страны. На сегодняшний день СМИ играют огромную роль в формировании ценностей русского общества, в частности, молодёжи, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной. Чем шире площадка для освещения той или иной проблемы, тем больше к ней привлекается внимания. Отсюда следует, что решение молодёжных проблем во многом зависит от их особенностей освещения в СМИ, важнейшей задачей которых является воспитание подрастающего поколения и включение молодёжи в общество.

Тема исследования отражена в научной литературе недостаточно полно. Все источники по данной теме носят фрагментарно-поверхностный характер, не затрагивая тему достаточно глубоко, или вообще не являются трудами по журналистике. К первому типу источников можно отнести проблемные статьи, где авторы стремятся рассказать читателю об отдельно взятых социальных проблемах общества. Другие источники представляют собой различные труды по социологии, обществоведению, возрастной психологии и педагогике.

Результаты этого исследования представляют весомый научный интерес в связи с отсутствием специализированных работ по нашей проблематике.

Цель данной работы:

— изучить масштаб и способы отражения молодежной тематики в газете «Новгород» в разные периоды её существования: 1) 1990;1992 (начало деятельности) 2) 2009;2011 (современное существование) Реализация этой цели предполагает постановку следующих задач:

· рассмотреть вопрос о молодёжи как о социальном явлении

· проанализировать, какие проблемы затрагивались в новгородской прессе в разные периоды существования газеты «Новгород»

· выявить наиболее острые молодёжные проблемы, освещённые в газете «Новгород» за данные периоды её существования

· выявить наиболее распространённые жанры материалов о проблемах молодёжи Для достижения поставленных целей и задач в работе используются следующие методы:

· анализ литературы по теме исследования

· анализ источников

· контент-анализ особенностей освещения проблем молодёжи Объектом данного исследования и его источниками являются публикации, затрагивающие молодёжные проблемы, в газете «Новгород» за 1990;1992 и за 2009;2011 годы. Этот выбор обусловлен интересом к историческим изменениям в России и СМИ. 90-е годы — это период коренного перелома в системе отечественных средств массовой информации после дезинтеграции СССР. В связи с устранением диктата КПСС, деятельность СМИ меняется, но каким образом происходит это изменение и как отличается этот период от современности — предстоит выяснить по окончании исследования. Предметом нашего исследования является социальный портрет молодёжи в газете «Новгород» .

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав — теоретической и практической, заключения, библиографии и приложений.

В главе 1 — теоретической — будут рассмотрены особенности молодёжи как социального явления, особенности социальной журналистики в региональной печати, а также типология жанров периодической печати.

В главе 2 — практической — будет проанализировано освещение молодёжных проблем в газете «Новгород» в разные исторические периоды: за 1990;е годы и за 2009;2011 годы. Дополнительно будет проведён сравнительный анализ контент-анализ особенностей освещения проблем молодёжи в первый и второй периоды, тем самым будут выявлены основные изменения в подходах к освещению данных проблем в официальной новгородской печати.

Курсовая работа содержит приложения в виде диаграмм, что позволяет наглядно оценить особенности освещения проблем молодёжи в региональной печати.

1. Проблемы молодёжи и социальная журналистика

1.1 Молодёжь как особая социальная группа Молодость — это пора, в которой каждый должен сам определить свою судьбу, найти верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои умения, навыки, таланты и желания. На сегодняшний день жизнь ставит молодого человека в суровые рамки реальности, где каждое его решение в условиях дефицита жизненного опыта влияет на будущее.

Социолог В. Т. Лисовский одним из первых дал определение понятия «молодёжь» в 1968 году: «Молодёжь — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет». Один из основателей современной российской социологической школы, И. С. Кон определяет молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социальнопсихологические особенности имеют социальноисторическую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

Сегодня молодёжь Российской Федерации составляет около 39,6 миллионов молодых граждан — 27% от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Социология молодежи — изучение молодёжи как социальной группы — очень тесно связана с отраслевыми социологиями, поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества и его основных характеристик, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с её признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире. Например, с урбанизацией, сокращением рождаемости, мировым экономическим кризисом и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику. Они опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодому населению страны.

Молодое поколение 90-х годов — молодежь начала реформ. Хронологически это те, кто родился в начале — середине 70-х. В начале 90-х им было 15−20 лет. При открытии новых экономических возможностей частного предпринимательства и быстрого обогащения молодёжь отказывается от долговременных образовательных планов. В период 1990;1993 г. г. — лавинообразно упали конкурсы в вузы, и престиж высшего образования как такового. Большинство вступает на рынок труда без этапа получения высшего образования, и уже на старте жизненного пути получает преимущества на рынке труда, где в тот момент открылся широкий выбор новых рабочих мест, связанных с мелким предпринимательством. Молодое поколение проходило свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда и растерянность молодёжи, пессимизм, неверие в будущее. Агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность — вот основные характеристики поведения молодёжи того времени.

Социальный портрет нынешнего молодого поколения — 14−30 лет — является предметом нашего анализа. Но нельзя точно обрисовать социальный портрет этого поколения ввиду недостаточного прошедшего времени. Важные составляющие жизненного успеха поколения 90-х годов: образование, доход, престижная работа — для нынешнего поколения все чаще становятся не целями, а средствами для достижения такого качества жизни, которое обеспечивает личностный рост и самореализацию, творчество, свободу выбора, гедонизм. Традиционное высокое место в понимании успеха занимает семья, которая интегрирует все составляющие успеха. Притязания на престиж связаны с профессиональной карьерой, но признание успеха важно в узком кругу друзей, родных и коллег. Современная российская молодёжь достаточно практична. Она ценит материальный достаток, работу, стремится во всём положиться на себя, но и её не обходят социальные проблемы.

1.2 Понятие о социальной журналистике

Социальная журналистика — это деятельность, предметом которой являются социальные проблемы и болезни общества: положение в обществе различных потенциально уязвимых социальных групп (пенсионеров, сирот, многодетных семей, переселенцев и других), соблюдение прав человека, благосостояние граждан, качество медицинского обслуживания и образования, ухудшение экологической обстановки и т. д.

Журналистика как сфера социальной деятельности формирует основы цивилизованного общества, способствует решению социальных проблем, помогает людям принимать компетентные решения на основе оперативной достоверной информации. Любая журналистика является социальной, если она помогает человеку в осуществлении выбора своего жизненного пути.

Социальная журналистика отображает действительность, информируя аудиторию о ситуации в стране, даёт возможность обмениваться мнениями по разным поводам, участвует в регулировании отношений между людьми и социальными общностями и влияет как на эти отношения, так и на социальные структуры, управляющие сферами общественной жизни.

Исследователи выделяют три основные задачи социальной журналистики:

· Первая задача — соблюдение баланса между субъектами межсекторного взаимодействия в осуществлении социальной политики и реализации социальных проектов и программ.

· Вторая задача социальной журналистики связана с освящением в СМИ эффективных социальных технологий, способствующих наиболее рациональному решению социальных проблем.

· Третьей задачей социальной журналистики выступает общественный контроль над осуществлением социальной политики и решением социальных задач.

Социальная журналистика — это деятельность, предметом которой являются социальные проблемы, в том числе и проблемы молодёжи:

· наркомания, алкоголизм;

· СПИД;

· криминализация общества и подростковая преступность;

· доступность и качество образования;

· деятельность школ, сиротских приютов;

· социальное неравенство, бедность, нищета;

· культурная деградация.

1.3 Социальная журналистика в региональной прессе Газета возникла как средство удовлетворения потребности людей в общении. Велика роль газеты и других средств массовой информации как социального посредника, института, устанавливающего связи между всеми частями и элементами общества. Она раскрывает перед любой общественной группой, любой социальной структурой возможность обращения к другим членам общества, установления контактов с ними. Для этого достаточно создания газеты, оповещающей о взглядах, позиции, программе такой группы. Особое значение в связи с этим получает роль газеты как инструмента управления обществом.

Газета и другие средства массовой информации — не власть, но сила, иногда очень значительная сила, выражающая общественное мнение и влияющая на реальную власть, подчас даже ограничивающая ее возможности. Ближе к действительности понимание журналистики и газеты как инструмента, которым пользуются общество и государство. Для современной газеты в России как социального института характерна двойственность его статуса и роли. С одной стороны, газета, как и другие средства массовой информации, — это институт, созданный для информационного обслуживания общества. А с другой стороны, с возникновением в нашей стране информационного рынка газета и ее редакция — это предприятие, деятельность которого нацелена на получение прибыли.

Одна из тенденций развития российского медиарынка последних лет — активное развитие региональной прессы. Важное место в системе региональных СМИ занимают официальные периодические издания. Официальное издание — это издание, основным материалом которого являются официальные документы, утвержденные соответствующими органами: законы, судебные решения, тексты законодательного, административного или судебного характера, государственные стандарты.

Несмотря на выделение социальной журналистики в качестве отдельной типологии, в региональных СМИ нет сложившейся системы, которая включала бы последовательное, регулярное и эффективное информационное освещение важных общественных проблем, в том числе и проблем молодёжи. Многие неспециализированные общественно-политические издания постоянно публикуют тексты социально-проблемной направленности.

Главная особенность региональной печати состоит в смешении официального и общественно-политического издания. Обычно, это общественно-политическая еженедельная газета, учредителем которой является орган местного самоуправления. Такова, например, газета «Новгород», которая будет исследоваться во второй части данной курсовой работы.

На сегодняшний день, очевидно, что популярность газет среди молодёжи резко падает, уступая место интернет-изданиям и телевидению. Однако со страниц региональных СМИ публикации, касающиеся молодёжи и молодёжной тематики, не исчезают. Социальные проблемы, безусловно, являются одной из главных тем в региональной прессе, но освещение их происходит не систематически, а по мере поступления поводов и публикаций. Сравнительному анализу освещения проблем молодёжи на страницах городской еженедельной газеты «Новгород» посвящена вторая практическая глава данной курсовой работы.

2. Особенности освещения проблем молодёжи на страницах газеты «Новгород» в течение двух периодов: 1990;1992 (прошлое) и 2009;2011 (современность) годы Исследователь социальной журналистики Т. И. Фролова, считает, что без полноценной, сильной социальной журналистики невозможен эффективный общественный диалог. Для того, чтобы общество в России не деградировало, а молодое поколение вырастало нравственно здоровым, культурным, необходимо заострять внимание на молодёжных проблемах в различных СМИ. Газеты — один из способов привлечь внимание к вопросу по этим проблемам. Проблемы молодёжи, освещённые в газетах, предлагают человеку ещё раз обратить внимание на настоящее, задуматься о будущем своих детей.

Практическая часть данной работы посвящена исследованию и сравнительному анализу публикаций о молодёжных проблемах Великого Новгорода в официальной прессе. Предметом анализа являются исторические изменения в подходе к освещению молодёжных проблем и их особенностей двух разных периодов времени. В работе проанализированы подшивки газеты «Новгород» за 1990, 1991 и 1992 годы, чтобы изучить молодёжные проблемы поколения 90-х. Также проанализированы современные публикации в подшивке за 2009, 2010 и 2011 годы для изучения проблем молодёжи современности. Сопоставив эти два разных исторических этапа, мы выясним, как журналистика влияет на разную молодёжь со своими характеристиками и особенностями, выясним, к каким методам прибегали журналисты для освещения проблем молодёжи, в каких жанрах газетной публицистики появлялись проблемные материалы.

2.1 Характеристика газеты «Новгород»

Официальная пресса — это такие периодические издания, учредителями которых являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые финансируются средствами из федерального или местного бюджета. Официальная пресса является одним из типов региональных печатных изданий, основной характеристикой которых является синтез общественно-политического и официального направления.

Вообще официальная печать появилась в Великом Новгороде с момента создания газеты «Новгородские губернские ведомости» в 1838 году. Сначала эта газета выходила раз в неделю, потом — два раза в неделю. С того времени прошло уже около 170 лет. По данным сайта wikipedia.org, в Великом Новгороде издается 12 печатных газет и журналов. Самой распространённой газетой Великого Новгорода является официальная еженедельная газета «Новгород», доставляющаяся бесплатно всем новгородцам.

Газета «Новгород» зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу. Свидетельство ПИ №ФС2−8595 от 10 мая 2007 года. «Новгород» издается с 19 октября 1990 года и распространяется в Великом Новгороде бесплатно. Выходит каждую неделю по четвергам на 16 (иногда 24) полосах формата А3. На сегодняшний день тираж газеты составляет около 100 тысяч экземпляров. Учредитель — Администрация и Дума Великого Новгорода. Газета является официальным публикатором Администрации и Думы Великого Новгорода. Главный редактор «Новгорода» — Владимир Черноус.

Основная тематика публикаций современного «Новгорода:

· новости

· официальные документы Администрации и Думы Великого Новгорода

· рекламные публикации

· события в сфере политики, экономики, культуры и спорта

· социальные проблемы и др.

Среди региональных универсальных изданий, адресуемых «всем» и повествующих «обо всем» , — традиционная общественно-политическая пресса. Ее главные функции — информационная, обзорная, аналитическая. Все остальные — рекламная, развлекательная и т. д. — присутствуют обычно в качестве второстепенных. Основной предмет освещения — местные события, аудитория — самая широкая в рамках своего региона. Традиционно издания этого типа имели ежедневную периодичность (или 5 раз в неделю), но в последнее время появляется все больше еженедельников и даже ежемесячников. Современная еженедельная газета «Новгород» относится к этому типу издания.

Первые выпуски газеты 1990 года сильно отличаются от современных. В то время учредителем газеты является городской Совет народных депутатов. Тогда газета выпускалась на 8 полосах формата А3 и выходила тиражом в 15 тысяч экземпляров. Цена газеты составляла 15 копеек. Главным редактором первого выпуска являлся Геннадий Бужов. Главным редактором второго выпуска и других в течение 1991 и 1992 года была Светлана Васильева. Основной тематикой выпусков того времени была политика и социальные проблемы, а также постоянно публиковались официальные документы органов местного самоуправления и отчёты о собраниях, съездах.

Молодёжные проблемы также встречаются на страницах газеты того времени, однако не в таком большом количестве, как на страницах современной газеты. В основном о молодёжи пишут не с проблемной стороны, а со стороны позитивной — об успехах и достижениях.

2.2 Освещение проблем молодёжи в газете «Новгород» с 1990 по 1992 год Для изучения освещения молодёжных проблем в газете «Новгород» за данный период времени был проведён контент-анализ публикаций на тему молодежи, содержащие проблемы из жизни молодых людей. Были просмотрены подшивки газеты «Новгород» за 1990, 1991 и 1992 год методом сплошной выборки. Количественные единицы контент-анализа составили 120 номеров газеты. Качественные единицы контент-анализа — ключевые понятия, указывающие на молодёжную проблематику. Это проблемы образования, наркомании, алкоголизма, национализма, вандализма, проблемы культуры и спорта, преступность, проблемы жилья и др.

Данные контент-анализа помещены в Диаграмму 1 (См. Приложения).

Диаграмма 1 показала, что наиболее упоминаемыми проблемами в газете «Новгород» в период с 1990 по 1992 годы были проблемы образования молодёжи, проблемы алкоголизма, национализма и безработицы.

Проблемы образования освещены в газете наиболее чаще, чем другие. В период за 3 года встретились всего 6 публикаций по этой тематике. В проблемной статье «Пока свободою горим» рассказывается об одиннадцатиклассниках, которые затеяли бунт, чтобы переизбрать директора своего лицея-интерната: «Зачинщиком стал одиннадцатый гуманитарный. Мы требуем, сказали они, перевыборов директора на альтернативной основе. И, наконец, мы требуем, чтобы остались наши любимые преподаватели, которые один за другим подали заявление об уходе — из-за сложившейся обстановки». Дети были недовольны традиционными «интернатовскими методами» воспитания, бесплатным выполнением обязанностей техперсонала и т. д. Всё это, по их мнению, мешало им учиться.

Другой проблемной публикацией является фельетон «Ванька», написанный в духе рассказа Чехова «На деревню дедушке». Фельетон затрагивает и высмеивает проблему некачественного образования в Новгороде. «А вчера мне была выволочка» — пишет Ванька, девятнадцатилетний отрок, отданный полгода назад к сварщику, — «Отправили меня по квартирам. Мол, кто из хозяев скорее деньги даст — тому скорее и ладнее воду заменим. А одна бабулька как наскочит! И не только целковый, талон на водку — и то не дала. Мастера, понятно, осерчали, пообещали меня ещё месяц не учить» .

Следующая публикация о проблеме образования молодёжи — интервью с профессором и ректором НПИ В. В. Сорокой об объединении новгородских институтов в университет. «В условиях рыночной экономики, а тем более Новгородской зоны свободного предпринимательства резко возрастёт спрос на менеджеров, экономистов, творчески мыслящих инженеров и ученых». В. В. Сорока говорит, что все средства, затраченные на создание университета, вернутся строицей, а для новгородской молодёжи представится возможность получить высшее образование у себя в городе.

В проблемной статье «Школу строим. Что в уме?» Аркадий Зайцев досконально анализирует проблемы образования в Великом Новгороде. Первая и самая больная проблема школ и дет. садов — материальная база. Из-за нехватки кабинетов школы работают в 2−3 смены, что мешает качеству учебно-воспитательного процесса. Более половины учеников страдают хроническими заболеваниями. В условиях тотального роста цен деньги на нужды школ практически не перечисляются. Состояние школьных зданий — плачевное. Вторая проблема — социальная защита ученика и учителя. Не хватает денег на материальное обеспечение ученика. Многим ученикам не найти подработку. Особенно остро эта проблема стоит перед тем, кого отчислили из школы. Также как одна из проблем молодёжи в статье поднимается вопрос о притоке молодых специалистов в школы и др.

В рубрике «Опасный возраст» от 7 февраля 1992 года опубликована статья Людмилы Мишиной «В школу не пошёл, потому что были деньги…», повествующая о подростке-беглеце из интерната. Молодой человек решил не возвращаться в большую семью, где его никто не ждал. По мнению подростка, ему нужно было зарабатывать деньги, а на учёбу — времени нет. «Не имея образования, профессии, в рыночной экономике, которая уже безжалостно расслаивает „нужных“ и „не требующихся“, нельзя рассчитывать на хорошую перспективу, карьеру, доходы» .

Интервью с заголовком «Магистром можешь ты не быть… Будешь бакалавром» также заостряет внимание на проблемах образования новгородских студентов. И снова В. В. Сорока рассказывает о новшествах в новгородском образовании: «Политехнический институт планирует провести первый набор с организацией трёх ступеней подготовки продолжительностью около двух лет каждая с широким базовым общенаучным и общетехническим образованием на первых ступенях и постепенным углублением специального образования.<�…>Переход НПИ на новую систему открывает реальные возможности для интеграции с другими учебными заведениями. Такое партнёрство продиктовано временем: меняются и запросы молодёжи, и потребности региона»

Другая острая проблема молодёжи — алкоголизм. Проблема алкоголизма и наркомании в России, как вопрос национальной угрозы, впервые озвучивается в 90-е годы ХХ века, когда процентный уровень алкоголизации нации достигает 22.7% населения России. Только за 90-е годы в стране жертвами пьянства стали около 1 миллиона людей. Неудивительно, что проблеме алкоголизма посвящён целый разворот в газете за 4 января 1991 год. Статья посвящена развивающейся в то время спекуляции в городе на фоне покупки спиртного по карточной системе. Из беседы с начальником ОБХСС города А. А. Яковлевым: «Что будет, если Новгород откажется от талонной системы продажи алкоголя? Эта мера преждевременна. Сюда опять ринутся иногородние спекулянты и всё вывезут. Или новгородцы будут спекулировать нашей водкой в других городах». Бюджет города в 1990 году составил 44 млн.рублей. По официальным данным новгородцы пропили более 88 млн.рублей. Себестоимость одного литра спирта равна 4 копейкам. Производство одного литра водки государству обходится в 38 копеек. Эти цифры показывают удручающую ситуацию города Новгорода, где пьянство окружало как молодёжь, так и новгородцев зрелого возраста.

Фельетон Кашина М. «С лёгким пивом!» высмеивает пьянство в общественной бане и бесполезные попытки его предотвратить. Недовольные уборщицы бани потребовали закрыть близлежащий киоск, где продаётся алкогольная продукция, чтобы хоть как-то остановить эту проблему. Однако «мы, как пили в бане, так и пьём — заявляет парень Андрюха. Только киоск закрывают не в девять вечера, а в семь, так это нам не помеха» .

Проблема каждой молодой девушки под названием «Что одеть?» и отсутствие в магазинах модных вещей в то время тоже волновала молодёжь. Галина Лысенко подробно описала все модные тенденции Парижа в своей статье. «Да, в стране нет шерсти, кожи, красок, аксессуаров, но есть люди — и талантливые. Но их единичные модели уже за границей — на родине они не смогли получить заказов» .

Национализм — одна из острых проблем нашего времени широко освещалась и в 90-е годы. Студентка-журналистка СПБГУ Татьяна Воробьёва поднимает в своей статье «Выйти замуж за негра» вопрос о национальной нетерпимости к африканцам. «Когда заходит разговор о неграх с людьми, никогда с ними не сталкивавшимися, то на лицах многих — испуг, неудовольствие. Чернокожий у нас чуть ли не синоним СПИДа, и, уж конечно, кое-кто склонен сваливать на них вину за буйный расцвет спекуляции и проституции в больших городах.<�…> «Русской выйти замуж за негра — всё равно, что подарить ему Мерседес» , — мнение моего советского однокурсника прямо противоположно впечатлениям «старушек из очереди». Сегодня такие аргументы в сторону иностранцев кажутся нам смешными. В то время это было абсолютно нормально, так думало большинство жителей страны.

В жанре письма был опубликован материал под названием «Два берега» — тоже упоминающий национализм, только не про негров, а про молодёжь Молдавии. «Однажды в редакцию пришёл парень. Он рассказал о том, как пятеро пэтэушников средь бела дня раздели на улице Кишинёва девушку, чтобы по очереди на неё помочиться — она не знала молдавского языка. Помню, как прибежала перепуганная дочь: в соседнем дворе здоровенные юноши её сверстнику разрезали рот до ушей — он ответил им „здравствуйте“, а не „бунэ зиуа“. „Жос, русские оккупанты!“ — чуть ли не каждое воскресенье выла оглашённая толпа, шествуя по улицам города, переворачивая машины, швыряя камни, предварительно окольцевав себя верными подругами с младенцами на руках» .

О вандализме в газете тоже писали. Правда, в новостном жанре, повествующем только о событии, не анализируя его. «300 рублей за хулигана!» — именно такое вознаграждение обещалось тому, кто поймает вандала, портившего уличные телефонные аппараты, о чем и повествуется в материале Владимира Светлова.

Встречаются также в газете «Новгород» материалы о безработице. «Безработица существует давно» , — отвечает А. В. Дубоносов, заместитель председателя горисполкома по социальной политике. «Правда, я имею в виду безработицу не абсолютную, а относительную. Проявлялась она в том, что неэффективно использовались трудовые ресурсы, в первую очередь, из-за плохой организации труда и простоев. Но, начиная с восемьдесят восьмого года, почти повсеместно началось резкое сокращение штатов предприятий и объединений, руководители которых получили возможность по своему разумению распоряжаться теми, кто не осуществляет производства материальных благ. Почти 80% от всех уволенных пришлось на женщин.» В основном увольняли в то время пенсионеров и студентов, работающих временно. Отсюда вечные вопросы о том, как прожить «бедному» студенту на свою стипендию. журналистика пресса молодежь публикация Ещё одна тема, касающаяся студенчества — проблема питания. «Вузовский народ после либерализации цен тотчас попал в ряды малообеспеченных: все, включая не только студентов, но и преподавателей. В столовой Новгородского политехнического института поток посетителей резко упал». Столовым же не хватало кухонных приборов, посуды, не говоря уже о продуктах питания. Как прокормиться голодному студенту, с утра до ночи проводящему время в институте — один из насущных вопросов того времени.

Итак, мы рассмотрели все наиболее встречающиеся проблемы молодёжи в 90-е годы в Великом Новгороде. Самой часто упоминающейся проблемой на печатных страницах «Новгород» является проблема образования. Но это не единственная серьёзная проблема того времени. Молодёжь также волновали такие проблемы как алкоголизм, национализм, безработица, проблемы жилья, досуга и другие. Основным жанром для освещения данных проблем является проблемная статья, но встречаются и исключения в виде фельетонов и проблемных интервью.

2.3 Освещение проблем современной молодёжи в газете «Новгород» с 2009 по 2011 год Для изучения освещения молодёжных проблем современности в газете «Новгород» за данный период времени был проведён контент-анализ публикаций в за 2009, 2010 и 2011 год. Количественные единицы контент-анализа — 155 номеров газеты. Качественные единицы контент-анализа — ключевые понятия, указывающие на молодёжную проблематику. Это проблемы образования, наркомании, алкоголизма, национализма, вандализма, проблемы культуры и спорта, преступность, проблемы жилья и др.

Данные контент-анализа помещены в Диаграмму 2 (См. приложение 2).

Диаграмма 2 показала, что наиболее упоминаемыми проблемами в газете «Новгород» в период с 2009 по 2011 годы были проблемы образования молодёжи, трудоустройства, досуга и наркомании.

И снова образование волнует современную молодёжь в первую очередь, как и молодёжь 90-х. Сегодня в престиже у молодых людей высшее образование. О начальном профессиональном образовании они задумываются в последнюю очередь, отсюда и нехватка людей рабочих профессий. В статье «Рабочий — класс!» как раз отражена именно эта проблема. «Директор профессионального училища № 15 Владимир Максимов результатами нынешнего набора не может быть доволен: всего одна группа из планируемых четырёх. Строительная отрасль всегда тяжело привлекала людей, потому как труд тяжёлый. Плюс демографические проблемы. С 2006 года у нас по набору идёт спад» .

В жанре корреспонденции опубликован материал Светланы Калашниковой «ЕГЭ: страшен ли чёрт», повествующих о злободневных проблемах всех выпускников школ. В данном материале автор анализирует сложившуюся ситуацию в 2009 году, когда ЕГЭ должны были сдавать все выпускники школ в обязательном порядке, сравнивает её с предыдущими годами.

Проблемная статья Анастасии Воликовой «Горе от ума какое-то» посвящена теме разработки новых стандартов образования, волнующих как школьников, так и студентов. «Старшеклассникам предлагают теперь самим выбирать предметы, которые они будут изучать на углублённом или базовом уровне». В другой своей проблемной статье журналистка рассуждает о тяжёлом положении студенчества. «Даже успевающему, не лишённому огромной в 1800 рублей стипендии, студенту денег постоянно не хватает! И ребром встаёт вопрос: работать или учиться? Или как-то это совмещать?». Данная статья соответствует тематике следующей молодёжной проблеме.

Следующая по частоте упоминания — проблема трудоустройства молодёжи. За 3 года именно этой теме посвящены 4 публикации. «Тунеядцы по неволе?» — этот материал, написанный в жанре корреспонденции снова поднимает проблему выбора студентов: работать или учиться? «Молодёжь же, часто натыкающаяся на закрытые двери, встречающая недовольный взгляд, быстро перестаёт верить, что найти работу в городе всё-таки можно, и начинает искать её в столицах, ухудшая и без того непростую демографическую ситуацию». В этом же жанре написана публикация «Работка для подработки», где автор анализирует разные способы выгодно подзаработать для молодого поколения.

Патриотизм в России — то, чего сейчас особенно не хватает, в связи с массовым оттоком молодёжи за границу, возникновением фашизма, неуважения к ветеранам и т. д. Непростая задача стоит сегодня перед воспитателями и педагогами, занимающимися патриотическим воспитанием. Об этой проблеме в жанре проблемной статьи повествует нам публикация Смирновой А. «Растим патриотов России». «Само понятие „патриот“ каждый трактует для себя, как хочет. Националистические и откровенно профашистские партии тоже называют себя „патриотическими“. Психологи же в основу правильно понятого патриотизма ставят идеологию конфликта и терпимости, призывая воспитывать детей с малых лет в условиях толерантности». В Великом Новгороде уже созданы военно-патриотический клуб «Факел», киноклуб «Дружина». «Особое внимание придаем совершенствованию патриотического воспитания молодёжи. И результаты есть. К примеру, успешно работает комиссия во главе с опытным работником ветеранского движения Аллой Веселицкой, киноклуб „Дружина“. Последний создан при поддержке городского комитета образования» .

Ещё одна проблема, вставшая перед молодыми юношами — призыв в армию. Эта же проблема относится и к вопросу о патриотизме в стране. «Сейчас приходится 50% призывать и 50% списывать призывников как непригодных по состоянию здоровья». В жанре отчёта о совещании по итогам весеннего призыва в ряды Вооруженных Сил «Кто-то же должен Родину защищать» затрагивается также вопрос о коррупционной составляющей призыва и мерах противодействия коррупции в армии.

О досуге молодёжи также написано немало материалов за данный период времени. В жанре информационного интервью написаны две публикации. Первая — «Не совсем грязные танцы», где девушкам, не знающим как провести свободное время в нашем городе, предлагалось заниматься танцами в стиле Pole Dance. В проблемной статье «Куда податься? Ребятам с нашего двора» поднимается проблема нехватки спортивных площадок для молодёжи. «Сейчас ведь во дворах спорт особо-то уж не приветствуется» , — пишет автор. «Оно и понятно — гаражи это коммерция, а от спортплощадки, наоборот одни убытки». Дворовый спорт, а вернее, его упадок — проблема не только Великого Новгорода, но и все страны в целом.

Проблема наркомании — четвёртая по счёту упоминаний в газете «Новгород», все 3 публикации которой в жанре проблемной статьи. «Надо ли говорить о цифрах? Надо, потому что они красноречиво свидетельствуют о беде. В наркологический диспансер „Катарсис“ поступило на 40% больше людей с признаками наркотического опьянения и на 12,2% больше уже больных наркоманией по сравнению с цифрами, которые предоставлялись всего лишь полгода назад. В настоящее время зарегистрировано 1616 человек, больных наркоманией». Автор задумывается над тем, чтобы могущество СМИ направить на сохранение здоровья нации.

В 90-е годы писали о вандализме, сегодня пишут о том же, только с подтекстом, что это творческая самореализация. Иван Василенко в своей проблемной статье «Недетская шалость» повествует о молодёжном течении под названием «райтинг» и его последователях «райтерах», рисующих граффити на стенах. Автор задаётся вопросом откуда берёт начало данное течение и приводит все меры наказания для «уличных виртуозов», предостерегая молодёжь от необдуманных поступков.

В газете в 2009 году специально для молодёжной тематики и для «пробы пера» молодых журналистов создана такая рубрика как «Мы — молодые». Именно там публиковались все проблемные материалы о молодёжи за 2009 и 2010 годы. Для рубрики в газете выделена одна полоса, но публиковали рубрику не еженедельно. В 2011 году на страницах «Новгорода» появляется специальное четырёхполосное молодёжное приложение «Онфим», заменяя собой рубрику «Мы — молодые». Первый выпуск — 21 апреля 2011 г. Периодичность — примерно 1−2 раза в месяц.

Проанализировав освещение проблем молодёжи за разные периоды существования издания, следует провести сравнительный анализ выявленных особенностей.

2.4 Сравнительный анализ особенностей освещения проблем молодёжи в течение двух периодов — 90е годов и современности Для выявления особых подходов к освещению проблем молодёжи в официальной новгородской прессе следует сравнить особенности освещения молодёжной тематики за 1990;1992 годы и за 2009;2011 годы.

2.4.1 Тематика публикаций Сведения о наиболее и наименее упоминаемых молодёжных проблемах в газете «Новгород» помещены в Таблицу 1.

Таблица 1. Наиболее и наименее упоминаемые проблемы молодёжи

Период с 1990 по 1992 год

Период с 2009 по 2011 год

Наиболее упоминаемые темы

1) Образование

2) Безработица

3) Алкоголизм

4) Национализм

1) Образование

2) Трудоустройство молодёжи

3) Досуг молодёжи

4) Наркомания

Наименее упоминаемые темы

1) Проблемы питания

2) Молодёжь и политика

3) Досуг молодёжи

4) Вандализм

5) Мода

6) Жилищные проблемы

1) Переходный возраст

2) Воспитание

3) Призыв в армию

4) Материнство

5) Вандализм

6) Жилищные проблемы

Соотнося данные в таблице, просматривается приоритет общественного внимания к проблемам образования молодёжи. Схожие проблемы трудоустройства и безработицы — на втором место по частоте освещённости в прессе. По сравнению с эпохой 90х годов, приоритеты молодёжи немного меняются. Современную молодёжь больше волнует вопрос о том, как организовать свой досуг. Если в начале деятельности газеты печатались статьи о национализме и алкоголизме как о приоритетных темах, то для современной молодёжи эти проблемы отходят на второй план, а на первом плане стоит уже иная беда — наркомания. Интерес к жилищным проблемам, вандализму, проблемам питания с течением времени не изменяется и остаётся на низком уровне. У современной молодёжи появляются новые проблемы — материнство, переходный возраст и воспитание, но они тоже мало освещены.

2.4.2 Характер публикаций Практически все публикации данной тематики имеют проблемный характер. Редко встречались материалы информационных жанров. Некоторые журналисты приводили свои методы и пути решения стоящих перед ними проблем, а некоторые авторы оставляли в конце своих материалов оставляли риторические вопросы, чтобы читатель сам подумал над решением той или иной проблемы. Современные публикации в отличие от публикаций 90х годов имеют наиболее острый и проблемный характер. Авторы всё чаще приводят в своих работах плачевную статистику (например, в статьях о наркомании), безвыходные ситуации, которые сложно разрешить. Современная газета «Новгород» не является активным участником разрешения молодёжных проблем. Её позиция — просто опубликовать злободневные материалы. В эпоху 90х годов в газете публикуются письма читателей, которые высказывают своё мнение по какой-либо проблеме, что показывает действенность журналистских материалов.

2.4.3 Жанровое своеобразие публикаций В газете «Новгород» представлено широкое разнообразие как информационных, так и аналитических жанров публикаций, освещающих проблемы молодёжи. В период с 2009 по 2011 встречаются такие жанры как информационная заметка, проблемная статья, отчёт, информационное интервью и корреспонденция. В первые три года деятельности газеты «Новгород» — те же и репортаж, письмо, фельетон.

Проанализировав освещение молодёжных проблем в газете «Новгород», выявив характерные особенности и проведя сравнительный анализ публикаций двух разных исторических периодов, можно выделить исторические изменения в подходе к освещению этих проблем в официальной региональной печати:

1. Тенденция к актуализации социально-значимых проблем молодого поколения

2. Тенденция изменения информационной политики издания

3. Тенденция уменьшения взаимодействия с читательской аудитории Таким образом, можно сделать вывод о том, что практически за 20 лет в региональной официальной прессе произошли существенные изменения в подходах к освещению проблем молодёжи.

Заключение

В данной курсовой работе было проанализировано освещение проблем молодёжи за два разных периода времени — за 1990;1992 годы и за 2009;2011 годы.

Проблемы молодёжи, как отрасль социальных проблем общества, безусловно, являются одними из приоритетных проблем для освещения в региональных СМИ. Однако их освещение нельзя назвать систематизированным, во многом из-за присутствия на рынке местных и региональных СМИ специализированных молодёжных изданий — газет и журналов. Но всё же освещение молодёжной тематики имеет приоритет в официальной прессе Великого Новгорода. Официальные региональные издания занимают важное место в системе региональных СМИ.

При изучении материалов в данной курсовой работе выявлены следующие особенности освещения проблем молодёжи:

I. В газете «Новгород» за 1990;1992 год:

1. Наибольшее освещение получили проблемы образования, безработицы в Великом Новгороде, растущей зависимости от алкоголя среди новгородцев, проблема национализма. Наименее освещёнными проблемами в газете являются проблемы питания школьников и студентов, взаимоотношения молодёжи и политики, организация досуга молодёжи, проблема вандализма, жилищные проблемы и мода.

2. Большое количество публикаций было инициировано читателями посредством писем и обращений в редакцию. Авторами некоторых публикаций были и сами читатели.

3. Газета принимало активное участие в разрешении проблем молодёжи, обращаясь с жалобами в соответствующие инстанции, публикуя результаты своих действий.

4. Практически каждый материал подкреплялся положительными или отрицательными примерами из жизни .

5. Среди доминирующих жанров, освещающих молодёжную тематику, самыми распространёнными являются проблемные статьи, фельетоны, письма, информационные и проблемные интервью, реже — репортажи.

II. В газете «Новгород» за 2009;2011 год:

1.Самыми освещёнными за данный период являются проблемы образования, трудоустройства молодёжи, организации досуга молодого поколения, а также проблема нарастающей зависимости от наркотиков. Менее всего освещались проблемы питания, воспитания молодёжи, проблемы призывов в армию, материнство, вандализм, жилищные проблемы.

2. Для освещения молодёжных проблем в газете 2009 году выделяется специальная рубрика в одну полосу «Мы — молодые». С 2011 года в «Новгороде» появляется молодёжное приложение из четырёх полос «Онфим», полностью посвящённое молодёжной тематике.

3. По данной тематике публикаций за этот период было гораздо больше, чем за период 1990;1992 годов.

4. Однако публикации, инициированные читателями, отсутствуют, что свидетельствует о снижении тенденции взаимодействия с читательской аудиторией.

5. Большинство публикаций за этот период носит аналитический, наиболее острый и проблемный характер.

6. Освещение проблем молодёжи велось в жанрах информационной заметки, проблемной статьи, отчёта, информационного интервью и корреспонденции.

В результате изучения проблем молодёжи был проведён сравнительный анализ выявленных особенностей по следующим критериям:

· тематика публикаций;

· характер публикаций;

· жанровое своеобразие публикаций.

На основе проведённого анализа были выявлены следующие исторические изменения в подходах к освещению проблем молодёжи:

1. Тенденция к актуализации социально-значимых проблем молодого поколения

2. Тенденция изменения информационной политики издания

3. Тенденция уменьшения взаимодействия с читательской аудиторией

Таким образом, можно сделать вывод о том, что практически за 20 лет в региональной официальной прессе произошли существенные изменения в подходах к освещению проблем молодёжи.

Библиография

1) Астахов П. А. Справочник журналиста и руководителя СМИ. Все юридические аспекты деятельности. — М.: Эксмо, 2008. — 336 с.

2) Ворошилов В. В. Журналистика: конспект лекций. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2010. — 64 с.

3) Корконосенко С. Г. Журналист и общество: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. — 88 с.

4) Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Питер, 2009. — 272 с.

5) Столповская Е. Е. Социальная журналистика: веяние моды или общественный интерес? // Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Журналистика, реклама и связи с общественностью: новые подходы» / Под ред. Проф. В. В. Тулупова. — Факультет журналистики ВГУ, 2011. — 229с.

Приложение Диаграмма 1

Диаграмма 2

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой