Выводы.
Современные социологические теории
Этапы развития критической теории (марксистский и Франкфуртской школы) преемственно связаны между собой, прежде всего через общие политические ценности, входящие в теорию — свобода, справедливость, демократия, эмансипация человека, демонтаж структур угнетения и господства. Критической теории присуща политическая направленность, стремление повлиять на ход истории, причем, весьма успешное… Читать ещё >
Выводы. Современные социологические теории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Критическая теория общества как междисциплинарное явление представляет собой крупное направление в социологии. Ее программной целью является разработка теории общества, ориентированной на ценности эмансипации человека. Этой цели подчинены методологические вопросы развития теории. История критической теории существенно длительнее, чем время развития теории социальных систем. Она начинается с марксистского этапа, давшего политико-экономическую и политическую критику капитализма и направленного на защиту рабочего класса от эксплуатации и угнетенного положения. Марксизм наследует просвещенческие ценности — стремление в мир свободы, равенства и братства на началах разума. Обоснованием этому в конечном итоге служит идея тождества законов диалектики в обществе и природе. При всем демократизме Маркса в его учении содержится идея диктатуры (диктатуры пролетариата). Это происходит из-за того, что истина общественной жизни считается известной, т. е. из-за идеологической составляющей марксизма.
2. Второй этап критической теории общества связан с формированием массового индустриального общества на Западе начала XX в., несбывшимися марксистскими прогнозами о переходе к социализму в Европе и неподтвержденными ожиданиями либералов перехода к демократии по мере роста уровня образования (в Германии он был высок). Вместо этих перспектив во многих странах пришел к власти фашизм, была развязана Вторая мировая война. Институт социальных исследований, основанный во Франкфурте-на-Майне в 1923 г., выработал метод развития критической теории общества, связанный с отказом от марксистского понимания диалектики и от классовой теории, с критикой позитивизма в социологии и философского умозрения. В теоретической программе М. Хоркхаймера сохранено ценностное ядро философии Просвещения на основе новой концепции диалектики и рациональности исторического процесса.
3. Метод критической теории стал политическим ответом на глубокий кризис европейского общества 1930;х гг. и противоположен весьма академичной реакции на него в теории Парсонса (опубликовавшего в 1937 г. книгу «Структура социального действия»). В программной статье М. Хоркхаймера «Традиционная и критическая теория» (1937) предложен метод критической теории. Сформулирована ее цель — мобилизация социальной теории на борьбу против господства, за реализацию гуманистических идеалов, в том числе освобождение пролетариата. Критическая теория опирается на реальные общественные тенденции движения к идеалу, которые следует изучать всем арсеналом социологии, включая эмпирические методы. Критическая теория как более общий метод охватывает и традиционную теорию. Она пересматривает свое содержание вместе со сменой исторического периода, представляя собой, прежде всего, метод построения теории общества, а не его застывшее описание. Критическая теория автологична и охватывает саму себя.
4. Первое поколение «франкфуртцев» исследовало на общефилософском и конкретно-историческом уровне с использованием фактического материала центральные проблемы развития европейской цивилизации: феномен тоталитаризма и фашизма, их причины, кроющиеся в диалектике рациональности и иррациональности развития цивилизации, процессы социализации личности. Критическая теория, отказавшись от тезиса о связи истинного познания с классовым интересом пролетариата и положением в экономике, изучает позитивные тенденции развития общества в сфере культуры и поддерживает их, включаясь в политические движения и инициативы интеллектуальной общественности.
5. Творчество Ю. Хабермаса является преемственным в философских предпосылках теории общества, заложенных в программе критической теории Хоркхаймера и Адорно. В «Теории коммуникативного действия» Хабермаса продолжена критика инструментального и «функционалистского» разума, который представляет собой современные социальные, бюрократические и технические формы контроля над человеком. В центре его внимания находится анализ кризисных тенденций современных демократий, выраженных в дефиците легитимации позднего капитализма, колонизации жизненного мира человека и общества бюрократической системой. Развитие коммуникативной рациональности, поддержанной демократическими институтами и движениями, общественно-политической дискуссией, способно воссоздать баланс между жизненным миром и системой.
6. Этапы развития критической теории (марксистский и Франкфуртской школы) преемственно связаны между собой, прежде всего через общие политические ценности, входящие в теорию — свобода, справедливость, демократия, эмансипация человека, демонтаж структур угнетения и господства. Критической теории присуща политическая направленность, стремление повлиять на ход истории, причем, весьма успешное. Вовлеченность критическом теории в политику, откуда она и происходит, принципиально отличает ее от системно-теоретического и других направлений в теоретической социологии.