Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Классификация государств, исторические типы, формы правления и государственного устройства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в основном в сфере законодательства и широко представлены в сфере исполнительной власти. К дуалистической монархии можно отнести Марокко, Кувейт, Иорданию. В парламентской монархии (Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания… Читать ещё >

Классификация государств, исторические типы, формы правления и государственного устройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Кафедра социологии и психологии

Реферат

По дисциплине: Политология и социология

Тема: Классификация государств, исторические типы, формы правления и государственного устройства

Выполнила: студент гр. НГД-14−2 Анохин А.В.

Проверил: Доцент Вахнин Н. А.

Санкт-Петербург 2015

Введение

Основные функции и особенности Формы правления Формы государственного устройства Классификация по отношению к религии Политические Режимы Подходы к развитию общества форма правления религия политический режим

Еще в самом начале зарождения человеческого общества было положено начало формированию определенной группы, которая брала под свой контроль жизненно важную деятельность поселения. Эта группа распределяла ответственность между членами общины, например, за обмен и распределение продуктов, за нахождение и добычу пищи, поиск места ночлега, обеспечение безопасности и т. д.

При дальнейшем развитии человечества возникали все новые функции и пути взаимодействия между людьми, количество которых быстро росло. Со временем для плодотворного существования и дальнейшего прогресса понадобилось большее упорядочивание жизни общества и ее централизация. Чем больше разновидностей деятельности появлялось, тем больше становилась необходимость в контроле за их распределением и.

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства.

Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства» .

Традиционно форма государства выделяется в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально — государственного и административно — территориального устройства, политический режим.

Все это имеет огромное значение, так как совокупность всех этих классификаций и признаков является не просто собранием произвольно упорядоченного многообразия форм, а познанием исторически существовавших государств, их теоретическое обобщение, т. е. проникновение в закономерные, равно как и случайные начала, лежащие в основе политико-правового мироустройства. И так как деятельность государства в большинстве случаев призвано соответствовать потребностям общества, то и государство является продуктом осознанного либо неосознанного выбора большинства населения.

Основные функции и особенности

Для начала нужно выделить главные признаки и функции отличия государства, начнем непосредственно с определения. Государство — политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем. В своем функционировании оно предстает как форма организации политической власти, необходимая для поддержания закона и порядка в социально неоднородном обществе и обладающая законным правом применения принуждения и насилия.

Государство как социальный институт и одновременно политическая организация общества располагает определенными отличительными признаками. Наиболее существенные из них сводятся к следующему:

1. Наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть и на социальном пространстве которой существует территориально-государственная общность людей.

2. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

3. Суверенитет, т. е. верховная власть на определенной территории, имеющая исключительное право издания законов, распоряжений и норм, обязательных для всего населения.

4. Существование особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм государства — органы законодательной, исполнительной, судебной власти, аппарат принуждения: армия, полиция (милиция), органы безопасности и т. д.

5. Монополия на взимание налогов и сборов с населения, необходимых для содержания многочисленных служащих и для материальной обеспеченности государственной политики: экономической, социальной, культурной, оборонной и т. д.

6. Наличие права, т. е. обязательных норм и правил поведения, установленных в обществе и объединяющих его людей в определенный правовой союз (гражданство).

Государство имеет следующие прерогативы: 1) официально выступать как единственному представителю народа и общества в целом; 2) вырабатывать основные направления внутренней и внешней политики страны; 3) издавать законы и нормативные акты, обязательные для всеобщего исполнения; 4) распоряжаться материальными, социально-экономическими и культурными ресурсами; 5) осуществлять правовую защиту граждан внутри страны и за ее пределами. Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

· по сфере общественной жизни: на внутренние (охранительная, регулятивная, духовная, адаптационная и др.) и внешние (защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства; обеспечение делового партнерства и сотрудничества; поддержание мира и мирного сосуществования.)

· по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

· по значению: на основные и дополнительные,

· по видимости: на явные и латентные,

· по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

Формы правления

Форма правления — организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления. По форме правления государства подразделяются на монархии и республики, в зависимости от источника власти, взаимоотношений между высшими органами и т. д.

Наиболее древней формой государства является монархия (от гр. monarchia — единовластие) — такая форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы — наследственного правителя, монарха (султана, царя, короля, императора, шаха и т. д.) и передается по наследству.

В конце 20 в. в мире насчитывалось 28 монархий, а формально более 40. Существует абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная) монархия.

Абсолютная, или неограниченная, монархия характеризуется всевластием главы государства (существует лишь в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, княжествах ОАЭ).

Ограниченная монархия выступает в двух видах: Конституционная — власть монархии ограничена конституцией. Парламентская — полномочия монарха ограничиваются действиями парламента.

В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в основном в сфере законодательства и широко представлены в сфере исполнительной власти. К дуалистической монархии можно отнести Марокко, Кувейт, Иорданию. В парламентской монархии (Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом.

Самой распространенной формой государственного правления в современной политической практике является республика (термин «республика» происходит от лат. res — дело, publicus — общественный, всенародный).

Республика — Г., органы власти которого формируются на основе всеобщих выборов.

В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Президент (от лат. praesident — сидящий впереди, во главе) является главой Г. в большинстве стран с республиканской формой правления. Первым в истории президентом стал в 1789 в США Джордж Вашингтон (1732−1799).

В президентской республике всенародно избранный президент является и главой Г., и главой исполнительной власти. Он назначает, а иногда и возглавляет правительство. В то же время выборный парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности — импичменту (от англ. impeachment — порицание, обвинение — особая процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц Г.).

Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы.

Президентскими республиками являются: США, Российская Федерация, Республика Беларусь, Мексика.

Парламент (от франц. parler — говорить) — это высший законодательный орган власти, представляющий все общество. Парламент впервые был образован в Англии в 13 в. (1265) как орган сословного представительства. В различных странах парламентский орган называют по-разному: Парламент (в Индии), Кортесы (в Португалии), Кнессет (в Израиле) и т. д.

Парламент может быть двухпалатным (как в Австралии, Бразилии, Канаде, ФРГ, России, Беларуси и др.) и однопалатным (как в Израиле, Швеции, Финляндии, Украине, Турции).

В парламентской республике выборный парламент формирует и контролирует правительство, возглавляемое премьер-министром и может выразить ему вотум (от лат. votum — желание, решение путем голосования) недоверия, отправив его в отставку. Президент избирается парламентом или парламентской коллегией. Его роль в управлении страной часто является номинальной (от лат. nominalis — именной), фактически президент в парламентской республике выполняет представительные, церемониальные функции (участие в аккредитовании иностранных послов, вручение наград и т. п.). В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии, Индии и др.

В некоторых странах республиканская форма правления носит смешанный характер, т. е. сочетает черты президентской республики (глава Г. избирается населением, он назначает правительство и т. д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т. п.). К странам смешанной формы республиканского правления относятся: Франция, Финляндия, Латвия, Литва).

В каждой из форм республики есть свои сильные и слабые стороны. В парламентской республике часто случаются правительственные кризисы. В президентской республике большая стабильность власти в обществе.

Кроме перечисленных признаков президентской и парламентской республик во многих странах власти продолжают делить влияние между собой, изменяя объем полномочий («весы власти») то в пользу президента, то в пользу парламента.

Формы государственного устройства

Современные государства объединяют людей разных этнических, религиозных, культурных групп. Поэтому каждое сообщество людей должно договориться о характере самостоятельности своих частей, о распределении власти по территории, о принципах своей целостности. Следовательно, общество должно выбрать ту или иную форму своего национально-территориального и государственно-политического устройства. Общепринято выделять три основные формы территориально-государственного устройства — унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство представляет собой такую форму государственного устройства, при которой территория страны подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.). В нем действует единая конституция, общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного государства характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.

Но даже самое централизованное государство прибегает к децентрализации, передавая различным сообществам на местах некоторые полномочия, контролируя их реализацию. Например, во Франции это коммуны, департаменты, регионы; в Испании провинции образуют «автономные сообщества», т. е. децентрализация широкая.

Примеры унитарных государств: Республика Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Латвия, Литва, Норвегия, Португалия, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Япония и др.

Практика показывает, что чрезмерная административная централизация сдерживает развитие отдельных регионов страны, способствует росту бюрократизма.

В отличие от унитарного федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio — объединение, союз), — это устойчивый союз, объединяющий относительно самостоятельные территориальные образования — земли (как, например, в ФРГ), штаты (США, Бразилия), провинции (Канада), республики (Россия) и другие регионы. Эти субъекты федерации наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией; каждый субъект федерации имеет свои органы власти и управления, правовую и судебную системы, свое гражданство либо единое союзное гражданство.

В федерации осуществляется разделение власти между федеральными (центральными) и региональными государственными органами. Федеративное государство, обладая полнотой внешнего суверенитета, решает вопросы внешней политики, обороны, денежного обращения и ряд других. Первой федерацией считают США. В современном мире общее число федераций не превышает двух десятков, это: Австрия, Австралия, ФРГ, Бельгия, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Нигерия, Индия, Пакистан, Российская Федерация и др.

Особая государственная форма — конфедерация (от лат. confoederatio — объединение, союз) — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для достижения общих целей — политических, военных, экономических. Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над странами, входящими в конфедерацию, не могут влиять на их решения. Участники конфедерации сохраняют основную часть своих государственных прерогатив и передают конфедеративному государство лишь некоторые.

Растущая глобализация жизни современных людей рождает новые формы объединенных содружеств: Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано в 1991, Британское Содружество и Европейский Союз.

Государства, учреждающие такие объединения, полностью сохраняют свой суверенитет, передавая союзным органам лишь некоторые общие функции.

Классификация по отношению к религии

Светское государство: религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.

2) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство оказывает содействие и поддержку (материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими культурно-просветительских программ и мероприятий;

4) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями.

5) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти.

6) светскость государства не влечет за собой ограничений прав членов религиозных объединений участвовать наравне с другими гражданами.

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция.

Не светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает выполнение некоторых функций государства религиозными организациями, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1) религиозные организации получают от государства различные субсидии регулярное финансирование и материальную помощь, налоговые льготы;

2) религиозные организации вправе иметь свое представительство в государственных органах;

3) религиозные организации осуществляют регистрацию брака, рождение, смерть, юридически признанную государством;

К не светским государствам могут быть отнесены Великобритания, Греция, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония, Израиль и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии;

2) религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства;

3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем (например, в городе-государстве Ватикане).

Теократическими государствами являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) атеизм становится официальной государственной идеологией;

2) религиозные организации лишают необходимой социально-экономической основы — имущества, собственности;

3) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

4) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

5) священнослужители и верующие дискриминируются и репрессируются;

6) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

7) запрещается распространение веры, свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Французская республика, СССР, а также некоторые бывшие социалистические государства, например, Албания.

Политические Режимы

Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.

Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати. При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Демократический политический режим

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Важнейшими признаками демократии являются:

1) юридическое признание верховной власти народа;

2) периодическая выборность основных органов власти;

3) всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;

4) равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

5) принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;

6) контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;

7) подотчетность выборных органов своим избирателям.

Подходы к развитию общества

Формационный подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства. С этим подходом к развитию общества и государства тесно связано такое понятие как Исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Выделение общественно-экономических формаций при этом базируется прежде всего на способе производства материальных благ и его основе — форме собственности на средства производства. Вместе с тем общество рассматривается как единство и не отрицается воздействие политики, права, культуры и других его элементов, как на экономику, так и друг на друга. Тип же государства связывается с принадлежностью государственной власти определенному классу, которая в большинстве случаев производна от формы собственности.

Существенным недостатком такой типологии в прошлом была узкая трактовка классового подхода, игнорирование общесоциальной роли государства. Тем не менее был получен ряд ценных для теории результатов.

Во-первых, установлена зависимость типа государства, классового деления общества от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации. Власть в государстве, как правило, принадлежит экономически господствующему классу, в руках которого находятся средства производства.

Во-вторых, были объединены в одни классификационные группы государства, имеющие единый — по отражению классовых интересов — характер власти. На этой основе выделены государства рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические, власть в которых принадлежала соответственно рабовладельцам, феодалам, буржуазии и трудящимся во главе с рабочим классом.

В-третьих, появилась возможность выявлять общее и особенное в организации, целеполагании, функционировании и развитии государств, входящих в указанные типы.

И наконец, в-четвертых, были выявлены закономерности смены одного типа государства другим — соответственно сменам общественно-экономических формаций: вслед за рабовладельческим приходит феодальное государство, а его сменяет буржуазное. И хотя прогноз смены буржуазного государства социалистическим может вызвать в настоящее время определенные сомнения, но закономерность смены предыдущих типов государства является реальностью.

Цивилизационный подход

Цивилизационный подход, в отличие от универсализма, считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие и т. д.) Ключевым является в данной теории понятие цивилизации — это относительно замкнутого и локального состояние общества, отличающегося общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

1) локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

2) особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

3) современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Заключение

Таким образом, развитие государства зависит от многих очень важных факторов. Каждый из них оказывает огромное влияние на развитие общества и на человечество в целом. При помощи наиболее точной систематизации всех форм организации политической системы стран и сравнения историческими изменениями в политическом строе, появляется возможность для прогноза пути развития государств. В то же время многообразие форм правления, государственного устройства и т. д. вкупе с прочими экономическими, культурными факторами, влияющими на изменения в общественной жизни людей, позволяют создавать бесконечное множество формаций государства. Поэтому государство является наиболее гибким механизмом урегулирования отношений между людьми.

Список использованной литературы

1)Конституция РФ. — М., 2014.

2)Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2006. — 640 с

3)Теория государства и права: Словарь терминов / сост. Г. В. Суковатов. — Новосибирск: НГАУ, 2011. — 23с.

4)Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России: Уч. пособие. — М.: «Проспект», 2008. — 464 с.

5)Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М.: МПСУ, 2012. — 480 с.

6)Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. — М.: КомКнига, 2007.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой