Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Российская Федерация, как правовое государство

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стоит сделать вывод, что правовое государство, согласно своей идее, создается с целью удовлетворения потребностей общества, достижения общих целей и решения поставленных задач по улучшению жизни своих граждан и развитию страны. Так как гражданин является составляющей общества, то можно сказать, что государство удовлетворяет интересы одного гражданина. Но угодить всем, абсолютно точно не возможно… Читать ещё >

Российская Федерация, как правовое государство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНЗДРАВ РОССИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ».

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

(ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России) КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВОВЕДЕНИЕ Реферат по теме.

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КАК ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО».

Выполнил: студент 110 группы лечебного факультета Ан А.С.

Хабаровск — 2015.

Содержание Введение.

1. Понятие правового государства.

2. Российская Федерация, как правовое государство Заключение.

власть право политический.

Введение

Понятие «Правовое государство» можно встретить в разных учебных дисциплинах: истории, философии, правоведении, обществознании. На мой взгляд, это объясняется тем, что данное понятие подходит для описания идеального государственного устройства, основанного на верховенстве права.

Если открыть словарь или воспользоваться ресурсами Интернета, то можно встретить разные определения понятия правового государства, однако все они содержат в себе один посыл, одну идею.

Рис. 1.

1. Понятие правового государства Прежде чем разбираться, является ли Россия правовым государством, стоит дать определение данному понятию.

Итак, исходя из идей правового государства, можно сделать вывод, что правовое государство — государство, власть которого ограничена законом, деятельность основана на праве и направлена на признание свобод и прав человека, а также их обеспечение и защиту.

Характерные признаки правового государства:

ь Господство права и закона во всех сферах жизни ь Все равны перед этим законом ь Вся деятельность государства основана на праве ь Строгое соблюдение законов посредством контролирующих органов (суд, прокуратура, налоговая и т. д.).

ь Разделение власти на три ветви Законодательная Судебная Исполнительная ь Признание и реализация прав и свобод человека. Они считаются высшей ценностью, обеспечивается их правовая и социальная защищенность.

ь Взаимная ответственность гражданина и государства ь Политическое и идеологическое многообразие.

2. Российская Федерация, как правовое государство Теперь стоит разобраться, является ли РФ правовым государством?

В 1 ст. Конституции РФ указано, что: «Российская Федерация — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Собственно, почему мы должны верить Конституции?

Конституция в РФ — это то самое «верховенство закона».

Конституция:

· Обладает наивысшей юридической силой.

· Ограничивает государственную власть.

· Обеспечивает и поддерживает стабильный порядок в стране.

· Содержит фундаментальные основы того, как будет функционировать госудраство.

· Определяет органы власти (включая то, как они будут избираться, и какими полномочиями будут наделены).

· Определяет права и свободы граждан.

· Определяет взаимную ответственность и обязанность между государством и гражданином Все выше изложенное характерно для правового государства.

Конечно ее наличие, пока не может говорить о том, что РФ, является таковым государством. Потому что формальность — абсолютно не показатель правового государства, например КНДР считается правовым государством, но на деле, принципы и характерные признаки отсутствуют. Необходимо, чтобы граждане не только были ознакомлены со своими правами, но и имели возможность ими воспользоваться. В данном случае в КНДР отсутствует идеологическое и политическое многообразие (в Северной Корее всего три партии и создан ЕДОФ — единый демократический отечественный фронт, где руководящей является Трудовая партия Кореи, а две другие признают ее идеологию), присутствует плановая экономика — вмешательство государства в данную сферу жизни и т. д.

Далее, в Российской Федерации есть характерное для правового государства разделение властей.

Разделение властей необходимо для того, чтобы устранить злоупотребление властью и обеспечить гармоничное взаимодействие различных органов, и как итог — результативное выполнение задач и функций государства. При этом важно, что бы действовала система сдержек и противовесов, т. е. каждая ветвь власти является самостоятельной и не имеет доминирующих полномочий.

Таблица 1.

Вид власти.

Законодательная.

Исполнительная.

Судебная.

Понятие.

Власть в области законодательства.

Публичная власть: система государственных органов, осуществляющая управление государственными делами.

Орган правосудия. Гарант восстановления нарушенных прав и справедливого наказания.

Функция.

Издает и разрабатывает НПА, куда входят подзаконные акты.

Контролирует исполнение общепринятых норм, законов.

Применяет меры принуждения к лицам, нарушившим закон.

Кому принадлежит.

Органу законодательной власти — парламенту. В РФ — роль парламента принадлежит Федеральному собранию (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума).

Правительству (федеральные министерства, агентства и службы).

Суды (Конституционный суд РФ, Верховный суд, Арбитражный суд, Конституционные суды субъектов).

Важная роль в системе противовесов и сдержек отводится главе государства.

Глава Российской Федерации — Президент РФ Рис. 2.

Говоря о реализации прав человека, стоит сказать, что Государственная Дума (законодательная власть, избранная народом) может объявить импичмент Президенту. Это значит, что в случае проявления недоверия к главе государства Совет Федерации может добиться отставки Президента путем сложного процесса:

Рис. 3.

Однако в компетенции Президента распустить Государственную Думу.

В соответствии с этим возникает вопрос о полноте действия системы сдержек и баланса взаимодействия всех трех ветвей власти. Стоит сделать вывод, что на данном этапе Россия на пути совершенствования принципа разделения властей, который пока воплощается в РФ специфическим образом. А значит в полной мере к правовому государству не относится.

Все же все это обуславливает принцип взаимной ответственности между государством и гражданином. Для правового государства характерны такие взаимоотношения с гражданами, при которых государственные органы:

Ш Ответственны перед человеком и гражданином Ш Рассматривают в качестве высшей ценности:

Рис. 4.

Ш Обеспечивают и защищают права и свободы человека и гражданина, Но не только со стороны государства направлена такая деятельность, граждане в свою очередь так же несут ответственность перед государством.

Поэтому государство в исключительных случаях (нарушение закона) может ограничивать свободу граждан, а граждане в свою очередь могут предъявить претензии государству за неисправную, несправедливую, неправомерную работу органов власти. В данном случае государство и гражданин связаны с помощью закона (права). Право обеспечивает и одну и другую сторону такими возможностями.

Рис. 5.

Осознание гражданами ответственности приобретает особое значение, поскольку исторически сложилось так что, со времен антидемократизма в сознаниях граждан развилось безразличие к делам государства и отстраненность к делам общества. Поэтому важно отметить, что граждане должны проявлять уважение по отношению к государственной власти, которую сами же избрали и быть активными в решении вопросов по развитию страны и заинтересованными во всех сферах жизни общества. От этого во многом зависит судьба государства.

Следовательно, правовое государство возможно только там, где присутствует правовая культура, т. е. сами граждане не нарушают закон и понимают, как важно безусловное уважение закона. Также важно понимать, что правовое государство гарантирует справедливость и правовую защищенность прав и свобод человека, как в отношениях с государственной властью, так и с другими индивидами, т. е. в общественных отношениях.

Так, как обстоят дела в России?

В Конституции РФ есть 2 глава «Права и свободы человека и гражданина».

Судя по названию главы, можно догадаться, что РФ гарантирует гражданину права и свободы человека.

Так, например, ст. 20 п.1 Конституции гарантирует, что «Каждый имеет право на жизнь»; ст. 21 п.2: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому уничижающему человеческое достоинство обращению или наказанию…». Как мы уже говорили, формальность этих законов ничего не значит.

Разберемся, как они обеспечиваются и регулируются.

Нарушение этих статей (естественно, что не только этих, но в качестве примера рассмотрим их) влечет за собой последствия, а именно: в 16 главе «Преступления против жизни и здоровья» VII раздела «Преступления против личности» Уголовного кодекса в ст. 105 обозначены меры наказания — лишение свободы на определенный срок в зависимости от характера преступления. Соответственно, что Уголовный кодекс регулирует общественные отношения Это говорит нам о равенстве перед законом, невозможно, чтобы совершенные преступления кому-то прощались, иначе говорить о правовом государстве не имеет смысла. Законы писаны для всех и НИКТО не имеет право их нарушать, в противном случае существуют органы принуждения и наказания, а именно суды. Но как показывает практика, в России все еще существует коррупция, а вместе с ней и взяточничество. Виновный, имея возможность дать взятку уполномоченному лицу (к примеру прокурору, судье и т. д.), который в свою очередь эту взятку принимает, может остаться безнаказанным. Конечно же, УК РФ предусмотрел и такую ситуацию: в 30 главе статье 290 и 291 указано, что, как получение, так и дача взятки наказуемы (штрафы, назначение исправительных работ, лишение прав на занимаемую должность или лишение прав заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок и т. д.). Но опять же, к сожалению, невозможно уследить за всеми подобными правонарушениями.

Хочется сделать, вывод, что, несмотря на гарантию прав и свобод человека, защита и обеспечение их производятся с «прорехами». Значит, вновь РФ не в полной мере соответствует правовому государству.

Рассмотрим политическое и идеологическое многообразие в России Таблица 2 Многообразие в РФ.

Идеологическое.

Политическое (Многопартийность).

Существование в обществе различных, даже противоположных, взглядов, идей и теорий во всех сферах жизни.

Каждый имеет право создавать, развивать и защищать свои идеи и взгляды.

· Является неотъемлемой часть прав человека на свободу мысли слова, вероисповедания.

· Ни одна религия не является официальной. Государство отделено от религии.

· Никакая идеология не является обязательной (государство не должно подчинять какому-либо идеологическому направлению).

Свободное образование и деятельность политических партий.

· Выражают волю населения или отдельных групп.

· Выступают в роли соединительного звена между индивидом и государством.

· Руководящей партии НЕ существует.

Но свобода идеологического и политического многообразия не безгранична. Конституция устанавливает определенные рамки и запрет создания таких идеологий и партий, деятельность которых направлена на:

Экстремистские действия (крайние, насильственные, например, террористические акты).

Разжигание социальных, расовых, национальных, религиозных ссор и войн.

Причинение опасности государству и обществу.

Нарушение единства (целостности) страны.

Заключение

Стоит сделать вывод, что правовое государство, согласно своей идее, создается с целью удовлетворения потребностей общества, достижения общих целей и решения поставленных задач по улучшению жизни своих граждан и развитию страны. Так как гражданин является составляющей общества, то можно сказать, что государство удовлетворяет интересы одного гражданина. Но угодить всем, абсолютно точно не возможно. Особенно, если учесть, что Россия многонациональная с обширной территорией страна. Поэтому рассматривать РФ, как идеализированное правовое государство нельзя. В России все же деятельность государства направлена на достижение лучшей жизни своих граждан, обеспечение прав и свобод человека.

Основываясь на всех выводах сделанных ранее, можно сказать, что Россия не относится к правовому государству. Однако стоит задать вопрос: «Существует ли вообще правовое государство?». Я считаю, что совершенного правового государства не существует. Данное понятие существует, как идеализированное представление об образцовом государстве, как стимул к совершенствованию государственного устройства.

Поэтому, подводя итог, хочу сказать, что, несмотря на недостатки и некоторое несовершенство России, как правового государства, РФ все же на верном пути становления таковым. Нам, как гражданам Российской Федерации, стоит быть активными, а не «инертными» в решении поставленных задач и проблем перед страной. Ведь Конституция РФ определяет нас, как многонациональный народ — единственный источник власти, а мы в свою очередь сами определили Конституцию, как наивысшую юридическую силу. Следовательно, от нас зависит, в каком государстве, в каких условиях будем жить мы и наше наследие. И, возможно, в скором времени мы достигнем апогея (наивысшей степени) правового государства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой