Стратегическое планирование отдела образования
Научное обеспечение развития образования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие направления научных исследований и разработок будут приоритетными в ближайшие 15−50 лет; когда и в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории, произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формировать технико-технологический облик образования… Читать ещё >
Стратегическое планирование отдела образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие системы образования
1.2 Основы стратегического планирования развития системы образования
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
2.1 Нормативно-правовая база и теоретические аспекты организации деятельности отдела образования Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
2.2 Анализ управленческой деятельности отдела образования Администрации ПКГО
2.3 Анализ системы образования в Камчатском Крае
3. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Проблемы стратегического планирования развития системы образования
3.2 Пути решения проблем развития системы образования Заключение
Список использованных источников
образование планирование стратегический
Образование — та сфера, проблемы которой затрагивают интересы практически каждого. Динамичный экономический рост и развитие страны — следствие качественных социальных услуг, среди которых образовательные являются основополагающими.
Конкурентоспособность региональной системы образования требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося общества.
Стратегия развития системы образования Камчатского края и Петропавловск-Камчатского городского округа направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики края, находящейся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами, определяет роль системы образования в социально-экономическом развитии региона, долгосрочный вектор развития его интеллектуального потенциала.
Актуальность изучения и внедрения системы стратегического планирования обусловлена следующими причинами:
— стратегическое планирование — признанный в мировой практике элемент в системе управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;
— в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих реализацию модели «Российское образование 2020», стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и персонала системы образования, образовательного учреждения в решении проблем образования;
— процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации и персонала системы образования, образовательного учреждения с общественностью, улучшению имиджа, создает единый вектор усилий всех активных сил системы образования.
Целью курсовой работы является изучение организации деятельности отдела образования Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для дальнейшего стратегического планирования образования в округе.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретические понятия сущности системы образования;
— ознакомиться с деятельностью отдела образования Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и выявить его сильные и слабые стороны;
— рассмотреть проблемы стратегического планирования и пути их решения согласно краевой и окружной программ.
Предметом исследования являются показатели образования населения Петропавловск-камчатского городского округа.
Объектом исследования является система планирования показателей образования на примере развития образования в округе.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Теоретико-методологической основой для написания курсовой работы послужили федеральные законы, учебные пособия по управлению образовательной деятельностью, статьи периодической печати.
При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы исследования:
— анализ существующей базы образовательного процесса (метод научного анализа).
— обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе (метод научного синтеза и обобщения).
В качестве инструментария использовались методы табличные и графические приемы обработки данных.
1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие системы образования
Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую и организационную основу, выраженную наличием достаточно широкой нормативно-правовой базы и разветвленной системы государственных органов управления образованием. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Государство обеспечивает гражданам право на образование: гарантируются общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а так же на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
На основании Закона РФ от 10 июля 1992 г. 3266−1 «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучении в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В РФ установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование. Под получением гражданином образования понимается достижение и поддержание им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации, развитие общества, укрепление, совершенствование правового государства. Своим содержанием образование должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
В понятие система образования входит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ее элементов, включающая преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов последних; органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
1.2 Основы стратегического планирования развития системы образования
Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в:
— создании условий для повышения конкурентоспособности личности;
— развитии инновационной сферы;
— изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
— формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;
— обеспечении социальной и профессиональной мобильности;
— формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.
На социально-экономическое развитие страны влияют в первую очередь:
— развитие современной системы непрерывного образования;
— повышение качества профессионального образования;
— обеспечение доступности качественного общего образования;
— повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Реализация этих направлений государственной политики в области образования позволит в 2013 — 2020 годах создать условия для повышения конкурентоспособности страны, являющегося одной из целей ее социально-экономического развития, путем решения ряда проблем, сдерживающих развитие образования, таких, как:
— несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;
— чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;
— отсутствие требований к содержанию и качеству образования;
— несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.
Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать Госпрограмма развития образования в России на период с 2013 по 2020 год. Госпрограмма имеет 7 стратегических ориентиров:
— привлекательность профессии учителя
— доступность детских садов
— повышение качества школьного образования
— поддержка системы дополнительного образования
— обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров
— повышение международной конкурентоспособности вузов
— информационная прозрачность и общественная подотчетность Она состоит из четырех ключевых подпрограмм:
— «Развитие профессионального образования». Ее цель — увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося;
— «Развитие дошкольного общего образования и дополнительного образования детей» преследует цель создания в системе образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации всех детей;
— «Развитие системы оценки качества информационной прозрачности». Подпрограмма направлена на обеспечение надежной и актуальной информацией потребителей образовательных услуг о процессах принятия решений в системе образования всех участников образовательных отношений;
— «Вовлечение молодежи в социальную практику». Ставит целью создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
Госпрограмма развития образования в России на 2013; 2020;е годы обеспечивает продолжение модернизации российского образования.
Меры, принятые в 2007 — 2012 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, других межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали базу для решения отечественной системой образования следующих задач, направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны:
— приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
— разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
— создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.
Решение указанных задач достигалось путем совершенствования нормативной правовой базы, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования.
Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом. Прогнозирование для целей управления системой образования, рассматриваемое как предсказание будущих изменений, является выбором методов и подходов для наилучшего использования накопленных знаний о развитии образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В развитых странах прогнозированию развития системы образования придается очень большое значение. Затраты на исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2% всех ассигнований на науку в области образования. Выигрыш от исследований и разработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением. Особо важная роль должна придаваться прогнозированию развития системы образования в условиях экономического кризиса.
Прогноз представляет собой вероятностную оценку будущих результатов и путей развития системы образования, а также ресурсов и организационных мероприятий, необходимых для его осуществления. В процессе разработки прогнозов развития системы образования необходимо соблюдать следующие методические принципы:
1) системности, который требует рассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений;
2) оптимальности, предусматривающий разработку точных и достоверных прогнозов при минимальных затратах;
3) аналогичности, предполагающий использовать в качестве источника опережающей информации о развитии анализируемого объекта знания о траектории развития сходных объектов;
4) комплексности, обеспечивающий всестороннее описание объекта прогнозирования;
5) специфичности, предполагающий обязательный учет отличительных, характерных особенностей и признаков, присущих только анализируемому объекту.
Прогнозирование системы образования следует рассматривать как предсказание будущих изменений в ее развитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов и подходов, — наилучшим образом использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития. Прогнозирование — необходимый элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятие стратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации, углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов. Государственное регулирование системы образования должно строится на сочетании прогнозирования, стратегического и индикативного планирования, программирования, научного, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Каждый из этих элементов единой системы выполняет присущие только ему функции, они действуют в определенной последовательности.
Прогнозирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) определяет возможные тенденции развития системы образования под воздействием внешних и внутренних факторов, оценивает траектории его динамики, пути и последствия воздействия на эти траектории, чтобы можно было выбрать оптимальный путь развития в прогнозном периоде.
Стратегическое планирование ориентировано на реализацию оптимального пути развития системы образования на основе выбранных приоритетов, определяемых исходя из результатов прогнозирования, достижения поставленных целей для обеспечения общедоступности образования, повышения его качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.
Индикативное планирование обеспечивает сбалансированное развитие экономики образования при реализации стратегических планов, национальных и территориальных программ и проектов на основе системы обобщающих показателей (индикаторов) развития и балансов важнейших видов ресурсов.
Программирование обеспечивает реализацию выбранных приоритетов на основе национальных и территориальных программ и проектов, концентрации ресурсов на прорывных направлениях развития образования.
Научное обеспечение развития образования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие направления научных исследований и разработок будут приоритетными в ближайшие 15−50 лет; когда и в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории, произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формировать технико-технологический облик образования будущего; какой мощности должен быть научно-технический потенциал, обеспечивающий: ускоренное развитие науки в рамках выбранных приоритетных направлений, переход образования на инновационный путь развития; каково должно быть оптимальное соотношение между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками в области образования; какие и когда необходимы кластеры комплексных радикальных инноваций для обеспечения устойчивого развития образования на инновационной основе; какой ожидаемый эффект от получения и применения результатов научно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности. Финансовое обеспечение развития системы образования в соответствии со стратегическими и индикативными планами, национальными и территориальными программами и проектами, должно осуществляться на основе сочетания бюджетной поддержки науки и инновационной деятельности с системой налоговых и таможенных льгот и других финансово-кредитных регуляторов, для создания заинтересованности частных инвесторов в реализации выбранных приоритетов, программ и проектов.
Материально-техническое обеспечение предполагает организацию работ по строительству новых и капитальному ремонту действующих образовательных учреждений (ОУ) и лечебно-оздоровительной инфраструктуры, обеспечении учебного процесса учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, средствами информатизации, учебниками, учебной мебелью, а также на основе специально разработанных нормативов с учетом специфики уровня образования.
Кадровое обеспечение системы образования должно быть нацелено на организацию профессиональной подготовки и переподготовки персонала для ОУ, в том числе в системе послевузовского профессионального образования.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОПАВЛОВСК — КАМЧАТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
2.1 Нормативно-правовая база и теоретические аспекты организации деятельности отдела образования Администрации ПКГО
Отдел образования является структурной единицей Департамента администрации Петропавловск — Камчатского городского округа (далее — администрация городского округа), учрежденным в соответствии с Уставом Петропавловск — Камчатского городского округа.
Департамент является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, штампы, бланки и иные реквизиты в соответствии с законодательством, лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, может выступать истцом, ответчиком и иным лицом в суде, приобретать своими действиями имущественные и личные неимущественные права и нести ответственность в порядке, установленном законодательством и Положением о Департаменте социального развития администрации Петропавловск — Камчатского городского округа.
Целями деятельности Департамента являются:
1) организация деятельности по решению на территории Петропавловск-Камчатского городского округа (далее — городской округ) вопросов местного значения в сфере организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Камчатского края), создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организации отдыха детей в каникулярное время;
2) предоставление установленных решениями Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан;
3) назначение, выплата и перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в городском округе, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе;
4) реализация отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа в порядке, установленном федеральным законом.
Имущество и денежные средства.
1. Имущество и денежные средства Департамента формируются из:
1) денежных средств, полученных Департаментом из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в порядке бюджетного финансирования;
2) муниципального имущества, закрепленного за Департаментом в установленном порядке на праве оперативного управления.
2. Департамент имеет бюджетную смету.
3. Имущество, приобретенное Департаментом за счет бюджетных средств, выделенных ему в порядке бюджетного финансирования, закрепляется за Департаментом на праве оперативного управления в порядке, установленном законодательством, и находится в оперативном управлении Департамента.
4. Департамент самостоятельно владеет и пользуется закрепленным за ним имуществом, распоряжается имеющимися денежными средствами в порядке и в пределах, установленных законодательством.
В своей деятельности Департамент руководствуется:
— Конституцией Российской Федерации,
— Законами и подзаконными актами Российской Федерации и Камчатской области,
— Уставом Петропавловска-Камчатского городского округа,
— Федеральными конституционными законами,
— Муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Петропавловск — Камчатского городского округа.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня.
Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. В пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это необходимо трактовать не как утрату ими полномочий, а как невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления.
Основным нормативно — правовым актом является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания, так же права и обязанности получателей социальных услуг, права и обязанности поставщиков социальных услуг, регламентирует финансирование социального облуживания и оплату социальных услуг, а так же обеспечивает контроль в сфере социального обслуживания.
Главной целью Департамента можно назвать организацию деятельности по решению на территории Петропавловск — Камчатского городского округа вопросов местного значения.
2.2 Анализ управленческой деятельности отдела образования Администрации ПКГО
Отдел образования администрации Петропавловск — Камчатского городского округа охватывает дошкольное, общее и дополнительное образование.
В городском округе услуги дошкольного образования предоставляют 47 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) и 5 общеобразовательных, в которых получают услугу по предоставлению дошкольного образования и (или) услугу по присмотру и уходу 9 139 воспитанников в возрасте от 1 года до 6 лет.
Деятельность администрации Петропавловск-Камчатском городского округа в области развития дошкольного образования ориентирована на обеспечение сбалансированной системы образовательных услуг населению, предоставление семье возможности выбора форм и методов воспитания ребенка, обеспечение полноценной подготовки к школьному обучению.
Система муниципальных дошкольных образовательных учреждений использует традиционные и вариативные формы дошкольного образования. Услуги дошкольного образования предоставляются в группах полного дня и кратковременного пребывания. Созданы и продолжают функционировать 4 группы кратковременного пребывания детей в МАДОУ «Детский сад N 22 — Центр развития ребенка» и МАДОУ «Детский сад N 43 — Центр развития ребенка». Для оказания методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, открыты Центры семейного воспитания на базе 4-х МДОУ и 2-х учреждений дополнительного образования.
Сохранена и развивается сеть учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Более 650 детей дошкольного возраста охвачено услугами специальных коррекционных программ.
Главная задача, которая стоит в сфере дошкольного образования и которую предстоит решить в течение ближайших лет, — это обеспечение потребностей населения в дошкольных образовательных учреждениях.
В 2013 году администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа были приняты определенные меры в этом направлении. Реализовывались мероприятия муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования Петропавловск-Камчатского городского округа на 2012;2015 годы», основные мероприятия которой направлены на эффективное развитие инфраструктуры дошкольного образования, снижение очередности и улучшение материально-технической базы дошкольных учреждений. Совместно с Правительством Камчатского края решались вопросы по строительству новых детских садов.
В 2013 году дополнительно создано 400 мест в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, преимущественно для обеспечения местами целевой группы детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Охват детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования увеличился до 91%. Очередность детей в возрасте с 3 до 7 лет в 2013 году сократилась на 70% (с 414 до 127 человек). Всего по состоянию на 01.01.2014 очередь в детские сады составляла 4 908 детей.
Доля детей в возрасте 1−6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1−6 лет снизилась в течение 2013 года и составила 25,5%.
Количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в 2014 году составило 9 350 человек, что подтверждает тенденцию увеличения, по сравнению с предыдущими годами, количества посещающих МДОУ. К 2017 году ожидается увеличение этого показателя по до 10 300 человек.
Благодаря принимаемым мерам в городском округе планируется увеличение охвата детей в возрасте от 1 до 6 лет услугами дошкольного образования. Доля таких детей от общей численности детей от 1 до 6 лет будет составлять с 70,50% в 2013 году до 81,00% в 2017 году. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в текущем году составит 795 мест на 1000 детей в возрасте 1−6 лет.
В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшая реализация мер по увеличению числа мест в МДОУ и сокращения очереди в возрастной категории детей старше 3-х лет.
В рамках государственной программы «Развитие образования в Камчатском крае на 2014;2016 годы» на территории городского округа планируется строительство четырех зданий МДОУ, будет введено 920 мест (детский сад в микрорайоне А-II Северо-восточной части городского округа на 220 мест, по улице Савченко на 260 мест, по улице Арсеньева на 180 мест и по улице Дальневосточной на 260 мест).
К 2016 году планируется ликвидировать очередь в детские сады для детей в возрасте от 3−7 лет (охват в данной группе возрастет к 2015 году до 98%, 2016 году — 100%).
К 2017 году прогнозируется снижение доли детей в возрасте 1−6 лет, состоящих в очереди на определение в МДОУ в общей численности детей в возрасте 1−6 лет до 18% (в 2013 — 25,5%).
Таблица 2.
Число образовательных организаций на конец года [16]
Показатели | Ед. измерения | ||||
Число дошкольных образовательных организаций на конец года | единица | ||||
Число общеобразовательных организаций на конец года | единица | ||||
В рамках муниципальной программы «Развитие образования и социальная поддержка граждан в Петропавловск-Камчатском городском округе» (подпрограмма 2 «Развитие дошкольного образования») предусмотрены мероприятия по приведению дошкольных образовательных учреждений в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами — выполнение ремонтных работ и проведение капитальных ремонтов отдельных учреждений. Продолжится обновление материально-технической базы дошкольных учреждений — приобретение мебели, технологического оборудования для пищеблоков и постирочных.
В течение 2015;2017 годов планируется установить теневые навесы, спортивные площадки, приобрести технологическое оборудование и мебель.
Одновременно с муниципальной системой дошкольного образования, с учетом потребности населения в услугах присмотра и ухода за детьми раннего возраста, будет развиваться негосударственный сектор (негосударственные образовательные организации, индивидуальное предпринимательство), преимущественно за счет индивидуального предпринимательства, оказывающего услуги дошкольного образования и (или) присмотра и ухода. В плановом периоде численность детей, охваченных услугами негосударственного сектора увеличится до 2% (в 2013 году — 1,5%) благодаря целевым мерам поддержки в виде субсидии на реализацию образовательных программ дошкольного образования и др.
Несмотря на позитивные изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, остается ряд проблем: сохраняется дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях; высокая степень изношенности зданий и материально-технической базы. Продолжает оставаться острой проблема кадрового обеспечения дошкольного образования. Фактическая численность воспитателей в детских садах составляет не более 80% от потребности.
На начало учебного 2013/2014 года муниципальная система общего и дополнительного образования городского округа представлена 36 муниципальными общеобразовательными учреждениями общего образования (с учетом 1 начальной школы-детского сада), 2 вечерними сменными школами, 2 специальными (коррекционными) школами для детей с ограниченными возможностями здоровья, 4 образовательными учреждениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 9 учреждениями дополнительного образования.
Общее число обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях составило 17 661 человек, что на 198 человек меньше, чем в 2012/2013 учебном году.
Создание условий для обеспечения доступности качественного общего образования в городском округе осуществлялось в соответствии с Комплексом мер по модернизации общего образования в городском округе и муниципальной программой «Развитие образования и социальная поддержка граждан в Петропавловск-Камчатском городском округе» по определенным в них приоритетным направлениям. В рамках основных направлений проведены следующие мероприятия: в целях обеспечения безопасности и комфортности условий обучения в образовательных учреждениях городского округа осуществлялась работа по улучшению материально-технической базы. Проведены ремонтные работы в 19 общеобразовательных учреждениях для приведения их в соответствие с санитарными требованиями:
— ремонт кровли в 5 образовательных учреждениях;
— замена окон ПВХ в 9 образовательных;
— сантехнические работы в 13 образовательных учреждениях;
— ремонт полов в 2 образовательных;
— капитальный ремонт электросетей в 4 образовательных;
— комплексный ремонт в 11 образовательных учреждениях;
— косметический ремонт в 1 образовательном учреждении;
— иные виды работ (подготовка ПСД, отмостки крыльца, установка малых игровых форм, вентиляция) в 18 образовательных учреждениях;
— приобретены мусоросборные контейнеры в 14 муниципальных учреждений.
За счет софинансирования из краевого бюджета проведено оснащение 46 образовательных учреждений защитным оборудованием и сооружениями, в целях обеспечения антитеррористической безопасности, и установлена система видеонаблюдения в 17 образовательных учреждениях.
Приоритетными для администрации городского округа являются вопросы сбережения и укрепления здоровья учащихся. В образовательных учреждениях функционируют 43 медицинских кабинета, соответствующие современным требованиям. В 6 школах городского округа обеспечено оказание помощи обучающимся с использованием аппаратно-программных комплексов «БОС-Здоровье», «Офтальмологический кабинет», «Коррекция психо-эмоциональных состояний». Ежегодно на аппаратных комплексах БОС (биологической обратной связи) проходит обучение около 770 учащихся.
Горячее питание было организовано для всех обучающихся муниципальных образовательных учреждений городского округа. В рамках решения задачи по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений приобретена столовая и кухонная посуда, мягкий инвентарь в 8 учреждений; школьные пищеблоки 20 учреждений обеспечены современным технологическим оборудованием; приобретена мебель для обеденных зон школьных столовых 3 учреждений образования; в 3 учреждениях внедрена система электронных расчетов за питание. В 8 учреждениях в течение учебного года созданы и выпущены в прокат ролики, изготовлены тематические стенды, полиграфическая продукция, организованы «Дни открытых дверей в школьную столовую», проведены дегустации блюд школьного меню; выпущены программные сюжеты в 2 учреждениях; разработано примерное меню для оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей в период каникул.
Проводилась комплексная работа по выявлению и поддержке одаренных детей. Увеличилось общее число детей, принявших участие в олимпиадах и конкурсах.
В 2014 году численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях составила 17 782 человека. С учетом влияния демографических процессов в 2015;2017 годах численность обучающихся в дневных школах будет расти и к 2017 году может составить 18 625 человек.
Прогнозируется незначительное увеличение численности обучающихся во вторую смену с 12,5% в 2013 году до 13,6% в 2017 году. На увеличение данного показателя, кроме демографической ситуации, оказало влияние закрытие на сейсмоусиление МАОУ «Средняя школа N 8», а также введение в учебные планы общеобразовательных учреждений обязательного третьего часа физической культуры, в связи с чем произошло увеличение загруженности спортивных залов.
В 2015;2017 годах деятельность администрации городского округа в сфере образования будет направлена на достижение целей, определенных в рамках муниципальной программы «Развитие образования и социальная поддержка граждан в Петропавловск-Камчатском городском округе» (подпрограмма 1 «Развитие общего и дополнительного образования»).
В рамках создания условий, обеспечивающих инновационный характер образования, как и в предыдущие годы, будут проводиться мероприятия обеспечивающие переход общеобразовательных учреждений на федеральный государственный образовательный стандарт (планируется приобретение школьной мебели в соответствии СанПиН, приобретение оборудования, программного и методологического обеспечения для общеобразовательных учреждений); будут осуществляться мероприятия по поддержке муниципальных экспериментальных площадок и инновационных общеобразовательных учреждений, лучших педагогов. Продолжится комплексная работа по созданию системы выявления и поддержки одаренных детей, включающая в себя предметные олимпиады, разнообразные фестивали, конкурсы, интеллектуальные игры, проведение профильных школ в период каникул, популяризацию достижений одаренных детей и их педагогов.
В целях создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений запланировано приобретение медикаментов для медицинских кабинетов; приобретение спортивного оборудования и инвентаря для общеобразовательных учреждений; внедрение здоровьесберегающих технологий и методик обучения; установление льгот для оплаты содержания в оздоровительном лагере детей «группы риска»; внедрение современных форм организации питания (проведение ремонтных и демонтажных работ на пищеблоках школьных столовых, приобретение и монтаж оборудования, обеденной мебели, специализированных транспортных средств, приобретение столовой, кухонной посуды и мягкого инвентаря, обеспечение школьных пищеблоков современным технологическим оборудованием, приведение помещений пищеблоков в соответствие с требованиями СанПиН, внедрение системы электронных расчетов за питание).
Продолжится развитие инфраструктуры образовательных учреждений, направленное на создание безопасных и комфортных условий нахождения в них учащихся и воспитанников. В этом направлении планируется реализация мероприятий по приведению общеобразовательных учреждений в соответствие с современными требованиями; установка и восстановление ограждений; оснащение защитным оборудованием в целях обеспечения антитеррористической безопасности; установка систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях.
В целях создания адаптивной среды, обеспечивающей возможность получения доступного качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, будет организовано получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий.
В рамках подпрограммы 1 «Развитие общего и дополнительного образования» предусмотрены мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений дополнительного образования детей; поддержка деятельности детских общественных объединений, клубов по интересам; по обеспечению участия творческих коллективов, победителей спортивных соревнований в региональных, Российских и международных конкурсах и соревнованиях; мероприятия по сохранению и развитию системы дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений.
Существенное влияние на развитие общего образования оказала реализация на территории городского округа Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национального проекта «Образование» и Комплекса мер по модернизации общего образования в Петропавловск-Камчатском городском округе в 2014 году. В рамках реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» проводится работа по повышению профессионального уровня педагогических работников, руководителей образовательных учреждений через проведение профессиональных конкурсов, участие в семинарах, курсах повышения квалификации.
Нерешенным остается ряд проблем сферы образования городского округа, главные из которых: не полное соответствие существующих условий обучения в общеобразовательных учреждениях требованиям СанПиН, значительная степень изношенности зданий, технологического и учебного оборудования, устаревшая материальная база учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, отсутствие типового здания учреждения дополнительного образования детей, отсутствие условий для проведения соревнований (стадион); отсутствие организации строительства муниципального жилья (общежития) для молодых специалистов образовательных учреждений.
Таблица 2.2
Основные показатели деятельности субъекта бюджетного планирования [18]
Название показателя | Единица измерения | Отчетный финансовый год (2012) | Отчетный финансовый год (2013) | |||
План | Факт | План | Факт | |||
Охват детей дошкольным образованием | % | |||||
Уровень обеспеченности образовательных учреждений учебными пособиями | % | |||||
2.3 SWOT — анализ преимуществ и проблем отрасли в целом
Основной задачей стратегического планирования развития образовательного учреждения, помимо обеспечения эффективности и устойчивости функционирования, является обеспечение опережающего или своевременного выявления ситуационных изменений в сфере образовательного пространства.
При формировании и реализации стратегии необходимо иметь в виду, что деятельность образовательного учреждения, как правило, определяется рядом процессов, изменения в которых могут быть достигнуты только в средне — и долгосрочном периодах.
Важная роль этих процессов предопределяет необходимость понимания тенденций развития, оценки альтернативных способов их использования и объема финансовых, кадровых, технических и информационных ресурсов, необходимых для целенаправленных, управляемых изменений.
Условием решения этих задач является наличие в общеобразовательном учреждении системы стратегического планирования, включающей в себя определенные элементы (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 Элементы стратегического планирования
Образовательные учреждения любых размеров могут и должны определять и выполнять только те начинания, которые поддерживают стратегический план. Задачи подразделений исследований и разработок, управления трудовыми ресурсами, маркетинга объединяются в стратегическом плане, содержащем ясные цели, «разворачиваемые» затем по всему образовательному учреждению.
Для обеспечения успешной модернизации системы среднего общего образования в условиях формирования свободного рынка образовательных услуг образовательному учреждению необходимо разработать стратегию, направленную на получение и эффективное использование конкурентных преимуществ на муниципальном и региональном и государственном уровнях. В ее основе должна лежать такая стратегия, которая в современных конкурентных условиях становится приоритетной и может рассматриваться в качестве базовой стратегии развития учреждения.
Возрастающий спрос на образовательные услуги, предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями, показывает, что действующая сеть образовательных учреждений дошкольного образования в Камчатском крае не удовлетворяет потребность родителей в дошкольном воспитании и образовании. Как результат этого — появление очередей на устройство в детские дошкольные учреждения.
Изменение сети общеобразовательных учреждений напрямую связано с сокращением контингента обучающихся, однако действующая сеть общеобразовательных учреждений является недостаточно разнообразной и многофункциональной и не позволяет полностью удовлетворить запросы населения.
По сравнению с предшествующими годами усилилась ориентация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на потребности рынка труда Камчатского края. Отрабатываются региональные механизмы социального партнерства в сфере начального и среднего профессионального образования. Расширился перечень профессий, по которым прием формируется на основе заявок предприятий, учреждений, организаций, потребности ведущих отраслей экономики края.
Вместе с тем, несмотря на отдельные успехи и достижения, в системе профессионального образования остается ряд нерешенных проблем.
В первую очередь требует дальнейшего совершенствования и развития система социального партнерства. Необходимо включить потенциальных работодателей и представителей предприятий в процесс подготовки кадров квалифицированных рабочих, а учреждениям среднего профессионального образования перейти на договорные отношения с работодателями.
Во-вторых, необходимо в кратчайшие сроки оснастить учебно-материальную базу современным оборудованием, создать систему прогнозирования потребности в рабочих кадрах и специалистах, развивать систему целевой контрактной подготовки кадров.
Развитие профессионального образования сопряжено с рядом сложностей, а именно:
— разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и темпами экономического развития края;
— сложная демографическая ситуация, сокращение численности выпускников общеобразовательных школ;
— сложившиеся социальные приоритеты выпускников общеобразовательных школ и их родителей с ориентацией на высшее образование;
— снижение привлекательности начального и среднего профессионального образования;
— дисбаланс между спросом на квалифицированные кадры и их предложением, запаздывающая реакция системы профессионального образования на изменение рынка труда.
Кадровый состав системы образования Камчатского края в целом позволяет обеспечить качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Вместе с тем, необходима разработка нового содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров с акцентом на использование финансовых, материальных, человеческих, информационных и других ресурсов.
SWOT — анализ преимуществ и проблем отрасли в целом по Петропавловск-Камчатскому городскому округу представим в таблице 2.3.
Таблица 2.3
SWOT — анализ преимуществ и проблем отрасли в целом по Петропавловск-Камчатскому городскому округу
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) | |
Достаточное количество высококвалифицированных педагогических кадров. Наличие в крае инновационных площадок. Накоплен значительный опыт внедрения в образовательный процесс большинства учреждений современных образовательных технологий. Подключение общеобразовательных школ края к сети Интернет, обеспечение их лицензионным программным оборудованием. Накоплен опыт реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), отработана технология проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме ЕГЭ, ГИА в 9-х классах в новой форме. Развитие в образовательных учреждениях системы государственно-общественного управления. Наличие региональной системы повышения квалификации педагогических кадров. | Недостаточное видовое разнообразие действующей сети образовательных учреждений. Дефицит мест для обучения по программам дошкольного образования. Дефицит педагогических кадров в сельской местности и их избыток по отдельным специальностям в городских муниципальных образованиях. Слабое развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Отставание переоснащения материально-технической базы образовательного процесса от реальных потребностей системы образования. Невысокая компьютерная грамотность части педагогов. Значительная транспортная удаленность большинства сельских образовательных учреждений, большой удельный вес малокомплектных школ. Незначительная ориентация системы профессионального образования на потребности регионального рынка труда. | |
Возможности (O) | Угрозы (T) | |
Осуществление эффективной государственной поддержки системы образования за счет федерального, краевого и местных бюджетов. Обеспечение на всех ступенях обучения доступного и качественного образования. Оптимизация использования на территории края всех образовательных ресурсов при условии уделения особого внимания отдаленным и труднодоступным территориям Развитие системы дистанционного обучения учащихся и повышения квалификации педагогов на базе ресурсных центров и базовых школ. Удовлетворение региональной сетью профессиональных учреждений потребностей инновационно развивающейся экономики Камчатского края. | Завышенные потребности населения Камчатского края на услуги высшего образования, не обеспеченные востребованностью на рынке труда. Недостаточная привлекательность работы в сельских образовательных учреждениях для молодых специалистов. «Старение» педагогических кадров. Неудовлетворение спроса населения на предоставление бесплатного дошкольного образования в связи с улучшением демографической ситуации в условиях существующей сети дошкольных образовательных учреждений. | |
3. ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы стратегического планирования развития системы образования
Стратегия развития системы образования направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики, находящейся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами, определяет роль системы образования в социально-экономическом развитии региона, долгосрочный вектор развития его интеллектуального потенциала.
Реализация задачи повышения качества жизни населения возможна, в том числе, через повышение качества социальных услуг, среди которых образовательные услуги являются приоритетными, как основа динамичного экономического роста и социального развития общества.
Конкурентоспособность региональной системы образования требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося общества. Одновременно, возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Основными проблемами, препятствующими планомерному развитию системы общего и дополнительного образования являются [17]:
— низкий уровень материально-технического оснащения образовательных учреждений;
— несоответствие материально-технической базы образовательных учреждения современным условиям и требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, санитарным нормам и правилам;
— недостаточная финансовая поддержка участия обучающихся в региональных, межрегиональных и российских конкурсах, соревнованиях, мероприятиях;
— необходимость социальной адаптации и обеспечения доступными образовательными услугами детей с ограниченными возможностями здоровья;
— недостаточная поддержка и популяризация инновационных начинаний в образовательных учреждениях;
— необходимость повышения квалификации педагогических работников и специалистов образовательных учреждений;
— необходимость обеспечения современных условий антитеррористической безопасности обучающихся и сохранности имущества образовательных учреждений;
— необходимость создания условий для профилактики асоциальных явлений за счет внедрения технологий и методик коррекции психо-эмоционального состояния обучающихся.
Закрытие и перепрофилирование дошкольных образовательных учреждений в предыдущие годы было связано с падением рождаемости. Были закрыты дошкольные образовательные учреждения, находящиеся в ветхих и неприспособленных зданиях. В период упадка рождаемости с 1991 года многие здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду или в полное распоряжение иным ведомствам. Количество дошкольных образовательных учреждений значительно сократилось с 86 учреждений в 1990 году до 46 в 2008 году.
Однако, в связи с улучшением демографической ситуации и процессами стабилизации в экономике уровень рождаемости в Петропавловск-Камчатском городском округе в последние годы стабильно растет.
Частично решить проблему дефицита мест в детских садах возможно за счет открытия дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях путем их реконструкции, а также за счет развития альтернативных форм дошкольного образования, в частности, за счет открытия семейных групп, групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
В связи с недофинансированием в течение нескольких лет материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений не отвечает современным требованиям. Данная ситуация влияет на качество воспитательно-образовательного процесса, не позволяет в полной мере создать условия соответствующие санитарным правилам и нормам Федеральных государственных требований, предъявляемым к реализации общеобразовательных программ дошкольного образования.
Совершенствование и развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений позволит обеспечить качество предоставления образовательных услуг, соответствующих современным требованиям.
3.2 Пути решения проблем развития системы образования
Стратегическими целями развития образования являются:
1) обеспечение доступности качественного образования, создание условий для формирования личности, способной гарантировать устойчивое повышение качества жизни путем непрерывного образования и поддержания высокой готовности к самообучению, социальной и профессиональной мобильности и владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и межличностного взаимодействия;
2) подготовка высокопрофессиональных кадров, способных к открытой конкуренции на рынке труда, воспроизводству и развитию материального и интеллектуального потенциала края;
3) обновление содержания и форм организации образовательного процесса, развитие практической направленности образовательных программ, развитие государственно-общественного управления образованием, формирование системы непрерывного образования, внедрение новых экономических механизмов.
Для достижения стратегических целей необходимо решение следующих задач [17]:
1) проведение оптимизации сети образовательных учреждений, создание базовых школ, ресурсных центров дистанционного обучения, новых видов общеобразовательных учреждений для получения доступного и качественного образования;
2) создание оптимальной сети образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования с учетом демографической ситуации и образовательных запросов населения;
3) создание автономных дошкольных образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги в сфере дошкольного образования, автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги в сфере среднего профессионального образования, и автономных образовательных учреждений, предоставляющих услуги в сфере дополнительного образования детей;
4) создание в общеобразовательных учреждениях условий, обеспечивающих поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
5) создание региональной системы оценки качества образования, в том числе с привлечением общественности;
6) создание условий, обеспечивающих открытость системы образования и переход на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг в сфере образования;
7) внедрение новых экономических отношений в системе образования;
8) развитие системы государственно-общественного управления в сфере образования;
9) внедрение новых федеральных государственных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;
10) расширение использования современных образовательных технологий, особенно информационных;
11) создание системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения, в том числе с учетом рынка труда Камчатского края;
12) совершенствование и развитие системы социального партнерства в системе начального и среднего профессионального образования;
13) повышение конкурентоспособности региональной системы профессионального образования;
14) интеграция профессионального образования и научно-технической деятельности;
15) развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров для всех уровней системы образования.
Реализация запланированных мероприятий Стратегии развития образования Камчатского края до 2025 года приведет к системным изменениям в образовании края и города:
— вступит в действие новый организационно-экономический механизм, в рамках которого все виды образовательных учреждений, независимо от форм собственности, будут финансироваться на основе подушевого принципа;
— получит дальнейшее развитие гибкая система заработной платы педагогических и руководящих работников, стимулирующая качество работы, развиваться конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности;
— изменятся основные принципы управления в системе образования края; общественность будет принимать активное участие в управлении и контроле качества образования на всех уровнях, возрастет роль профессионального самоуправления;
— будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам на всех уровнях образовательной системы. Содержание и методы обучения усовершенствуются на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Изменится роль учителя, который должен стать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную работу учащихся, особенно в труднодоступных и отдаленных территориях. Уровень квалификации и профессионализма работников системы образования существенно возрастет.
Стратегическое планирование в области дошкольного образования предполагает:
1. Предоставление доступного качественного дошкольного образования в соответствии с потребностями населения.
2.Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.
Основные мероприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей:
1. Сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.
2. Внедрение комплексной региональной модели многоканального финансирования дошкольных образовательных учреждений.
3. Перевод части дошкольных образовательных учреждений в автономные некоммерческие организации.
4. Перепрофилирование образовательных учреждений «начальная школа — детский сад» в дошкольные образовательные учреждения. Возвращение объектов, в которых ранее находились дошкольные образовательные учреждения, согласно первоначальному целевому назначению в сферу дошкольного образования.
5. Открытие дошкольных групп при общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования и групп кратковременного пребывания.
Социальные эффекты, которые будут получены в результате создания системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе (до 2025 года):
1. Увеличится сеть дошкольных образовательных учреждений.
2. Дополнительно будут открыты группы кратковременного пребывания, общеразвивающие группы и дошкольные группа при общеобразовательных учреждениях.
3. Полностью будет переоснащено холодильное, технологическое оборудование пищеблоков, спортивное и игровое оборудование, мебель.
4. Значительная часть дошкольных образовательных учреждений будет реорганизована в автономные некоммерческие организации.
5. Созданы условия для максимального удовлетворения потребностей в дошкольном образовании.
Стратегическое планирование государственной политики в области общего образования — повышение качества и доступности образовательных услуг в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Приоритетные задачи:
1. Обеспечение доступности обязательного качественного общего образования.
2. Создание безопасных и комфортных условий нахождения учащихся в образовательном учреждении.
3. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
4. Создание региональной системы оценки качества общего образования.
Необходимые меры по обеспечению доступности обязательного качественного общего образования:
1. Обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
2. Создание в общеобразовательных учреждениях условий, удовлетворяющих современным требованиям федерального государственного образовательным стандарта.
3. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений.
4. Создание ресурсных центров дистанционного обучения.
5. Создание базовых школ, в которых сосредоточены ресурсы для реализации программ профильного обучения.
6. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.
7. Создание новых видов общеобразовательных учреждений. Стимулирование деятельности инновационных образовательных учреждений и творчески работающих учителей.
Социальные эффекты, которые будут получены в результате обеспечения доступности обязательного качественного общего образования:
1. Обеспечение доступности качественного образования.
2. Уменьшение количества неуспевающих и второгодников.
3. Увеличение количества учащихся в возрасте 17−18 лет, успешно завершивших полное среднее образование.
Стратегические цели государственной политики в области дополнительного образования:
1. Обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей.
2. Создание условий и механизмов устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Камчатском крае в целях сохранения и развития единого культурного и информационного пространства.
Приоритетные задачи:
1. Обновление содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей.
2. Развитие инфраструктуры и материально-технической базы учреждений дополнительного образования.
3. Развитие информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение, в учреждениях дополнительного образования детей.
4. Создание условий, обеспечивающих взаимодействие учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений по реализации внеурочной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом.
5. Повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.
Мероприятия по обеспечению качественного дополнительного образования детей:
1. Создание базовых площадок по различным направлениям деятельности дополнительного образования детей. Формирование на региональном уровне банка программ нового поколения.
2. Создание единой информационно-методической базы системы дополнительного образования детей.
3. Реализация региональных пилотных проектов по внедрению новых организационных форм.
4. Поддержка и развитие массовых мероприятий со школьниками, формирование единого календаря массовых мероприятий.
5. Расширение перечня массовых мероприятий, включенных в перечень конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Социальные эффекты, которые будут получены в результате реализации задач в области дополнительного образования:
1. Увеличение численности детей, занимающихся в творческих объединениях учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений;
2. Увеличение количества региональных массовых конкурсных мероприятий с обучающимися в системе дополнительного образования детей.
3. Сокращение численности безнадзорных детей, склонных к асоциальному поведению.
Стратегические цели в области профессионального образования:
1. Обеспечение конкурентоспособности региональной системы профессионального образования.
2. Создание структуры образовательной системы, соответствующей спросу экономики региона, с учетом потребностей рынка труда в соответствии со стратегией социально-экономического развития города и Камчатского края.
Эффективная реализация данных целей обеспечивается решением следующих задач:
1. Создание системы, обеспечивающей возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для профессионального, карьерного и личностного роста.
2. Обеспечение качественного уровня профессионального образования.
3. Внедрение новых форм оценки и контроля деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования.
Основные мероприятия, направленные на реализацию задач и достижение стратегических целей:
1. Реструктуризация сети начального и среднего профессионального образования, исходя из демографической ситуации в крае и учетом рынка труда.
2. Развитие инфраструктуры системы начального и среднего профессионального образования.
3. Расширение спектра подготовки по профессиям и специальностям для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Реформирование системы стипендиального обеспечения, социальной поддержки.
5. Создание региональной системы профориентации молодежи и взрослого населения Камчатского края.
6. Создание системы социального партнерства.
7. Формирование единой информационной системы для управления профессиональным образованием края.
Социальные эффекты, которые будут получены в результате реализации задач в области профессионального образования:
1. Насыщение экономики Камчатского края востребованными квалифицированными кадрами.
2. Интеграция профессионального образования и научно-технической деятельности.
3. Максимальное удовлетворение потребностей населения в получении профессионального образования.
Выделение целевых средств на приобретение отвечающих современным требованиям учебно-наглядного и учебного оборудования, компьютерной техники, школьной и бытовой мебели, спортивного инвентаря и оборудования за счет:
— смет образовательных учреждений;
— субвенций, направляемых местным бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования;
— краевых целевых программ;
— доходов, полученных от оказания платных образовательных услуг, и иных внебюджетных источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В апреле 2014 года Российское Правительство утвердило Государственную программу РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, которая является организационной основой государственной политики в области образования. Госпрограмма определила стратегию развития этой важнейшей сферы, ее приоритетность, необходимость государственной поддержки и реального финансирования. Основными ее задачами является формирование системы непрерывного профобразования, развитие инфраструктуры школ и дошкольных заведений, создание условий для дополнительного детского образования. Запланирована также модернизация школьных и дошкольных образовательных программ и создание новой системы оценки качества образования.
В госпрограмме заложены базовые показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 году по следующим стратегических ориентирам :
— привлекательность профессии учителя
— доступность детских садов
— повышение качества школьного образования
— поддержка системы дополнительного образования
— обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров
— повышение международной конкурентоспособности вузов
— информационная прозрачность и общественная подотчетность образования.
Организационно госпрограмма состоит из 4 подпрограмм, посвященных профессиональному образованию, образованию детей (дошкольному, школьному, дополнительному), развитию системы оценки качества и информационной прозрачности образования, молодежной политике. Есть еще поддерживающая подпрограмма: научно-методическая, нормативно-правовая поддержка, проведение мониторинговых исследований, оценка результативности).
Реализация основных направлений развития отечественной системы образования, реформ всех ее уровней и обеспечение самодостаточного функционирования этой важнейшей сферы в интересах личности, общества и государства возможно лишь при условии доведения проектных целей, задач, основных направлений модернизации до конкретных образовательных учреждений. В этой связи важным механизмом реализации Государственной программы развития образования является формирование на ее основе региональных, муниципальных программ развития образования.
В рамках государственной программы отдел образования администрации Петропавловск — Камчатского городского округа так же определил круг задач по модернизации российского образования:
— приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
— разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
— создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.
Вместе с тем, несмотря на отдельные успехи и достижения, в системе профессионального образования остается ряд нерешенных проблем.
В первую очередь требует дальнейшего совершенствования и развития система социального партнерства. Необходимо включить потенциальных работодателей и представителей предприятий в процесс подготовки кадров квалифицированных рабочих, а учреждениям среднего профессионального образования перейти на договорные отношения с работодателями.
Во-вторых, необходимо в кратчайшие сроки оснастить учебно-материальную базу современным оборудованием, создать систему прогнозирования потребности в рабочих кадрах и специалистах, развивать систему целевой контрактной подготовки кадров.
Развитие профессионального образования сопряжено с рядом сложностей, а именно:
— разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и темпами экономического развития края;
— сложная демографическая ситуация, сокращение численности выпускников общеобразовательных школ;
— сложившиеся социальные приоритеты выпускников общеобразовательных школ и их родителей с ориентацией на высшее образование;
— снижение привлекательности начального и среднего профессионального образования;
— дисбаланс между спросом на квалифицированные кадры и их предложением, запаздывающая реакция системы профессионального образования на изменение рынка труда.
Кадровый состав системы образования Камчатского края в целом позволяет обеспечить качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Вместе с тем, необходима разработка нового содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров с акцентом на использование финансовых, материальных, человеческих, информационных и других ресурсов.
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Консультант Плюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Консультант Плюс.
3. Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.1996 N 12-ФЗ, (с изм. и дополнениями)
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс.
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“ на 2013 — 2020 годы»
7. Устав Петропавловск — Камчатского городского округа и муниципальные правовые акты Петропавловск — Камчатского городского округа.
8. Положение о Департаменте социального развития администрации Петропавловск — Камчатского городского округа.
9. Гражданское право: учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 533 с.
10. Прогнозирование и планирование экономики. Учебное пособие / Под ред.В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. — Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2011. — 380 с.
11. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие для вузов / Под ред.Г. И. Морозовой, А. В. Пикулькина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 318 с.
12. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. / Под ред.Л. Е. Басовского — М.: ИНФРА-М, 2011. — 260 с.
13. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. — М.: Дело, 2012. — 448с.
14. Агапова Т. Н., Иванова М. И. Прогнозирование показателей общего образования на уровне муниципального района // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 2. — С.34−41.
15. Агибалов В. В. «Доступность и качество образования — всем слоям населения» // Образование и общество.- 2012. № 5.
16. Официальный сайт Росстата РФ: www.gks.ru.
17. Официальный сайт Администрации Петропавловск Камчатского городского округа: [Электронный ресурс]. — [Режим доступа]: www.pkgo.ru
18. Официальный сайт правительства Камчатского края: www.kamchatka.gov.ru