Особенности трудовой деятельности моряков на судне и берегу: проблемы и решения
Продолжительность рабочего времени моряков должна рассчитываться на основе продолжительности рабочей недели, установленной национальным законодательством о труде. Для членов экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней… Читать ещё >
Особенности трудовой деятельности моряков на судне и берегу: проблемы и решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности трудовой деятельности моряков на судне и берегу: проблемы и решения Выполнила ученица ГБОУ СОШ № 13
11 класса, А Честикина Анна Владимировна Санкт-Петербург
Введение
Право на труд — это одно из основных прав человека. Право на труд впервые провозглашено, как важнейшее международное признанное право человека во Всеобщей декларации прав человека. Это право в более расширенном виде было зафиксировано в международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в Европейской социальной хартии.
В Пакте право на труд трактуется, как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает и на который он свободно соглашается. Также устанавливается обязанность государства не только признать право на труд, но и предпринять надлежащие меры по обеспечению этого права. Право на труд закреплено в ст. 7 и 37 Конституции нашей страны и Трудовом кодексе РФ. Но, не смотря на общие законы о праве на труд, каждая сфера деятельности имеет свои особенности.
Тема трудовой деятельности моряков является актуальной для нашей странны и в частности нашего города.
Наша страна имеет один из самых больших морских флотов в мире, практически половина населения страны связанна с морским делом.
В свою очередь, Санкт-Петербург является морской столицей России. Тысячи российских моряков сталкиваются с различными проблемами и не всегда знают, как с ними справиться. Так же в нашей стране есть множество девушек и юношей, которые думают связать свою жизнь с морским или речным делом.
Целью данной работы является, выявление особенностей трудовой деятельности моряков на судне и берегу, а также определение ее проблем и способов их решения. Мне как будущему юристу эта тема интересна, изучая и разбираясь в ней сейчас, я надеюсь, что в будущем эти знания пригодятся мне для помощи морякам.
Поставленная цель требовала таких методов исследования, как изучение нормативно-правовых документов, аналитический и сравнительный методы.
Часть 1. Особенности трудовой деятельности моряков Трудовая деятельность моряков имеет ряд особенностей.
1.1 Трудовой договор с моряками Основным документом индивидуализирующим и конкретизирующим взаимоотношения судовладельца (работодателя) и моряка (работника) является трудовой договор.
1.1.1 Трудовой наем моряков Трудовой наем моряков на суда под так называемыми удобными флагами осуществляется, по общему правилу, через посреднические или крюинговые компании (от англ. crew — экипаж).
В соответствии со ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. одно судно и его экипаж подчиняются законодательству государства флага этого судна.
Следовательно, в пределах судна должно действовать национальное законодательство государства флага судна, в том числе трудовое.
Статьей 57 КТМ РФ предусмотрено, что порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия и оплата труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством РФ о труде, КТМ РФ, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами. Разрешение на использование иностранных работников выдается судовладельцу, эксплуатирующему морское судно, плавающее под Государственным флагом РФ, на срок до одного года и может быть продлено не более чем на один год (п. 3, 5 Положения о порядке выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.01.2003 № 21).
Специфика труда членов экипажа судна, в частности обусловленная их длительным отсутствием в месте постоянного жительства и изоляцией от других граждан, определяет некоторые особенности содержания трудового договора, заключаемого между судовладельцем (работодателем) и членом экипажа.
1.1.2 Коллективный договор
Коллективный договор заключается с одной стороны судовладельцем или группой судовладельцев и с другой стороны одной или несколькими профсоюзными организациями моряков или, при отсутствии таких организаций, представителями самих моряков, уполномоченными на представительство согласно национальному законодательству.
В зависимости от сферы регулируемых отношений могут заключаться отраслевые (тарифные) соглашения, устанавливающие направления социально-экономического развития морской отрасли, условия труда и его оплаты, социальные гарантии для моряков на отраслевом или профессиональном уровне — между соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными моряками представительными органами, работодателями (объединениями работодателей).
Положения коллективного договора распространяются на всех моряков соответствующих категорий, работающих на судах, подпадающих под действие коллективного договора, если в коллективном договоре не предусматривается иное.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
Обязательства судовладельцев и моряков должны предусматривать положения, включающие:
а) условия найма на работу, продолжительность договора и условия его прекращения;
б) условия оплаты труда;
в) условия и порядок предоставления гарантий и компенсаций;
г) продолжительность рабочего времени, сверхурочного рабочего времени, судовых вахт и отдыха;
д) состав судового экипажа;
е) замену недостающих членов экипажа;
ж) медицинское обслуживание;
з) оплату в случае временной нетрудоспособности;
и) порядок и условия предоставления оплачиваемых отпусков;
к) охрану труда и предупреждение несчастных случаев;
л) меры в случае смерти в период найма;
м) условия работы в опасных для судоходства зонах;
н) социальное страхование;
о) репатриацию;
п) социально-бытовое обеспечение;
р) условия обеспечения питанием;
с) компенсацию в случае гибели или повреждения личного имущества членов экипажа;
т) порядок досрочного расторжения коллективного договора;
у) порядок изменения коллективного договора;
ф) обязательства в случаях невыполнения условий коллективного договора, помимо предусмотренных законодательством.
1.1.3 Оформление трудового договора Трудовой договор (контракт) об условиях и сроках найма, соответствующих законодательству и положениям коллективного договора, составляется в простой письменной форме и подписывается судовладельцем или его уполномоченным представителем с одной стороны и моряком с другой стороны.
Моряку предоставляются соответствующие условия для ознакомления и изучения своих прав и обязанностей, устанавливаемых договором до его подписания. Моряку выдается экземпляр подписанного трудового договора.
1.1.4 Содержание трудового договора В трудовом договоре определяются права и обязанности сторон и должны содержаться следующие данные:
а) фамилия, имя, отчество моряка, дата, месяц, год и место рождения;
б) место и дата заключения договора;
в) название судна или судов, на борту которых моряк обязуется работать, и порт их приписки;
г) численность экипажа судна;
д) профессия или должность, на которую нанимается моряк;
е) место и дата явки моряка на борт судна для работы;
ж) продовольственное обеспечение;
з) размер заработной платы;
и) продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска;
к) срок трудового договора и условия прекращения его действия;
л) если договор заключен на определенный срок, точная дата истечения срока действия договора.
1.1.5 Прекращение трудового договора Трудовой договор, заключенный на неопределенный или определенный срок, может быть прекращен:
а) по соглашению сторон;
б) в случае гибели судна;
в) в случае смерти моряка;
г) в случаях, предусмотренных национальным законодательством о труде.
В случаях, когда непрерывность занятости моряков обеспечивается только путем создания и ведения реестров или списков, в них включаются все профессиональные категории моряков в порядке, определяемом законодательством или коллективным договором, соглашением. Моряки, внесенные в указанный в реестр или список, пользуются преимуществом при найме в качестве моряков. Моряки, внесенные в такой реестр или список, обязаны приступить к работе в порядке, определяемом законодательством или коллективным договором, соглашением. Реестры или списки квалифицированных моряков должны учитывать основные критерии для определения тех квалифицированных моряков, которые могут быть включены в такие реестры или списки. Такие критерии включают следующее:
а) проживание в государстве;
б) возраст и медицинские показания к работе на борту судна;
в) опыт работы и квалификацию;
г) предшествующую работу в море на борту судов.
При пересмотре численности моряков в реестрах или списках должны учитываться все надлежащие факторы, включая и такие, как модернизация судоходства и меняющиеся тенденции в профессии. Изменения в обязанностях и функциях доводятся до моряков не позднее чем за два месяца.
Независимо от действующей системы найма и трудоустройства за моряками сохраняется право на выбор судна, на которое он будет нанят, а за судовладельцем — право на выбор моряка, которого он намерен нанять.
1.2 Заработная плата моряков Должностные оклады морякам судов морского флота устанавливаются судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом, исходя из установленного в организации минимального размера оплаты труда и с учетом рекомендуемых в отраслевых соглашениях соотношений должностных окладов членов экипажей. Должностные оклады членам экипажей устанавливаются без учета каких-либо доплат и надбавок.
Членам экипажа за время нахождения судна в зонах военных действий, эпидемиологических опасностей или пиратских действий выплачивается двойной должностной оклад и соответственно вдвое увеличивается размер возмещения вреда в случае утраты трудоспособности или смерти вследствие повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Члену экипажа должна быть предоставлена полная информация о предстоящих рейсах в указанные зоны. Он имеет право отказаться от рейса без риска потерять работу или подвергнуться другим, приносящим ему убытки, воздействиям. Согласие на рейс в вышеуказанные зоны член экипажа обязан подтвердить письменно на имя капитана судна. Членам экипажей производится доплата за каждый час несения вахты в ночное время в соответствии с национальным законодательством. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.
Размер минимальной заработной платы моряков определяется после консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков и включается в отраслевое тарифное соглашение. При определении размера минимальной заработной платы учитываются особенности труда моряков, штатная численность экипажей и группа судов, изменения в стоимости жизни и другие социальные критерии.
1.3 Рабочее время и время отдыха моряков
Продолжительность рабочего времени моряков должна рассчитываться на основе продолжительности рабочей недели, установленной национальным законодательством о труде. Для членов экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. Максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 часов в течение любого 24-часового периода и 72 часов в течение любой семидневки. Время отдыха может быть разделено не более чем на два периода, продолжительность одного из которых должна быть не менее 8 часов. Сборы для осмотра и учения, учебная отработка действий по борьбе с пожаром и шлюпочные учебные занятия, а также учебные занятия, предписываемые национальным законодательством и международными актами, должны проводиться таким образом, чтобы свести к минимуму нарушения времени отдыха и не вызывать усталости. Моряку должен быть предоставлен в порядке компенсации соответствующий период свободного времени, если нормальная продолжительность времени отдыха нарушается вызовами на рабочее место. Законодательством или коллективным договором могут устанавливаться отступления от норм, предусматривающие более частые или более продолжительные периоды отпусков или предоставление компенсационных отгулов несущим вахту морякам или морякам, работающим на борту судов в коротких рейсах.
Моряк имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска составляет не менее 30 календарных дней. При исчислении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного исключаются из подсчета:
а) праздничные дни, признанные нерабочими днями в стране флага;
б) периоды нетрудоспособности в результате болезни, несчастного случая или беременности;
в) временный отпуск без сохранения заработной платы, предоставляемый моряку во время действия контракта.
Ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из непрерывного периода. По желанию моряка ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разбит на части или объединен с последующим периодом отпуска. При разделении отпуска на части продолжительность одной из них должна быть не менее двух недель. Ежегодный отпуск предоставляется по месту найма на работу, если коллективным договором не предусмотрено иное. Если моряк вынужден брать свой ежегодный отпуск в ином месте, чем-то, в котором он нанимался, он имеет право на бесплатный проезд к тому месту, где он был нанят на работу, расположенному ближе к его дому, а командировочные и другие расходы, вызванные непосредственно его обратной поездкой, относятся на счет судовладельца; время на проезд не вычитается из ежегодного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, в трудовой деятельности моряков были выявлены особенности в составлении трудового договора, а также в определении заработной платы и установлении рабочего времени, соответствующие специфике морского дела.
Часть 2. Проблемы и решения Как и любой другой, труд моряков является очень тяжелым и зачастую моряки сталкиваются с рядом различных проблем, предопределяемых спецификой их трудовой деятельности. В данной работе будет предпринята попытка выявить проблемы моряков 21 века и найти способы их решения…
В наше время у большинства моряков возникают такие проблемы как: задержка заработной платы, антисанитарные условия, отсутствие медицинской помощи и даже голод.
Российские моряки очень востребованы на флоте, а как известно, спрос рождает предложение. Если крюинговая компания сотрудничает с крупными судовладельцами, то, как правило, с соблюдением трудовых прав моряка, проблем не возникает. Однако на морском рынке существуют крюинговые агентства, у которых немного партнеров, и тогда они ищут любые судовладельческие компании. Для крупных владельцев судов забастовка на борту недопустима, т.к. они запятнают свою репутацию, а имидж фирмы ставится под сомнение. Но если у судовладельца два-три сухогруза дедвейтом пять тысяч тонн, и он работает на спотовых (разовых) перевозках, то неприятности на одном судне для него не так страшны. В дальнейшем он просто поменяет его (судна) название, флаг и будет дальше продолжать осуществлять свою деятельность.
Но в этом нельзя винить только крюинговые компании, к большому огорчению находятся моряки, которые согласны на любую работу даже в самых жутких условиях. В основном это люди, не знающие английского языка, возрастные, или же имеющие некоторые проблемы в профессиональном плане. Так что, пока будет спрос на предложения недобросовестных агентств, будут проблемы.
Но помимо проблем связанных с недобросовестными работодателями и моряками, которые поощряют данные компании, существует и другие проблемы, которые могут стать намного опаснее… К данным проблемам можно относится участившиеся случаи захвата судов пиратами. Люди, оказавшиеся в плену у пиратов, находятся в жутких условиях. Их жизни угрожает опасность и никто из представителей морских профессий не застрахован от подобных происшествий.
Моряки, побывавшие в плену у пиратов испытывают серьезный стресс, шок. Они не знают, что их ожидает, увидят ли они своих родных и близких, останутся ли живы. Естественно, справиться с подобными эмоциями самостоятельно сложно, а иногда просто невозможно. С людьми, познавшими «пиратское гостеприимство» работают именно профессионалы. Сложно угадать, во что может вылиться подобная травма, если вовремя не обратиться за помощью к специалисту. Есть примеры, когда после подобных случаев, люди просто переставали ходить в море из-за постоянного страха повторения ситуации. труд моряк нормативный правовой В наши дни захват судна это уже не редкость. Можно привести уже множество примеров захвата или попытки захвата пиратами судов… к примеру Танкер под либерийским флагом, на борту которого находились 23 российских моряка, был захвачен в восточной части Аденского залива. Судно, которое перевозило 86 тысяч тонн нефти, следовало из района Красного моря в Китай. Утром следующего дня танкер освободили российские военные моряки с большого противолодочного корабля (БПК) «Маршал Шапошников». При этом россияне не пострадали, десять пиратов были задержаны и один убит.
В 2012 году был очередной захват. Стало известно, что шесть российских моряков похищены на юге Нигерии. Пираты напали на судно Bourbon Liberty 249 у побережья страны, рядом с Дельтой Нигера. Кроме россиян был похищен также гражданин Эстонии. При этом пираты захватили не всех членов экипажа: еще девять человек, гражданство которых не сообщалось, остались на свободе.
В очередной раз в Гвинейском заливе, недалеко от побережья государства Того пираты захватили греческий танкер с российским экипажем на борту в составе 24 человек. Захваченный танкер был зарегистрирован на британском острове Мэн компанией Energy Centurion. Пираты освободили судно спустя несколько дней, предварительно выкачав из трюмов около трех тысяч тонн нефтепродуктов. Во время нападения пиратов пострадали двое российских моряков.
С данной проблемой сталкиваются суда всех стран и пытаются решать ее каким-либо образом. Но исходя из многовекового опыта можно понять, что проблема пиратства вряд ли в ближайшее время исчезнет, так же как и проблема преступности. Поэтому в России Международная федерация транспортников (МФТ) предложила новороссийским морякам стать участниками программы «Гуманитарный ответ морскому пиратству». Главная цель программы заключается в том, чтобы обучить экипаж правильному поведению, при попадании в плен, а также оказать психологическую помощь после освобождения. Морякам лучше быть подготовленным и иметь представление о том, как правильно поступить в ситуации, если они попали в плен. Данная программа может являться огромным шагом в преодолении проблемы защиты моряков от пиратства.
Есть еще одна важная проблема, которая наблюдается в основном на судах у частных судовладельцев, так называемое «беззаконие». Помимо работы в отвратительных условиях на разваливающихся судах, судовладелец может попросту бросить экипаж вместе с судном. Например, на Черном море очень много судов типа «река-море», которые раньше ходили только по рекам. Условия труда на таких немолодых судах (возраст их зачастую около 30 лет) ужасающие. Повлиять на нечестного судовладельца очень сложно. После того, как старенькое судно выполнило свои задачи, его судьба владельцу уже не интересна. Что уж тут говорить о судьбе экипажа.
Профсоюзы, входящие в состав комитета, разработали проект, с помощью которого можно защитить моряков, работающих на судах типа «река-море». Российский профсоюз моряков предлагает судовладельцу принять участие в социальных программах, чтобы они предоставили кадрам страховку по болезни и несчастным случаям, адекватные условия труда, стабильную выплату зарплаты. То есть они пытаются этих судовладельцев приблизить к стандартам международной Конвенции о труде в судоходстве.
Заключение
В ходе этой работы был проведен анализ закона «об особенностях регулирования труда моряков» и ряда других нормативно-правовых документов, что позволило выявить ряд специфических отличий, характерных трудовой деятельности моряков. Во второй части работы была предпринята попытка выявить наиболее острые проблемы и найти самые оптимальные способы их решения.
Исходя из существующих проблем, мы понимаем, что нужно совершенствовать наше внутреннее законодательство для улучшения баланса интересов моряков и судовладельцев. Также необходимо активно поднимать данные вопросы на международной арене и заключать межгосударственные договоры по соблюдению интересов моряков и судовых компаний заграницей.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)), «Российская газета», № 7, 21.01.2009
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ, «Российская газета», № 256, 31.12.2001
3. МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН Об особенностях регулирования труда моряков (http://docs.cntd.ru/document/901 814 697)
4. Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве (Женева, 23 февраля 2006 года), Собрание законодательства РФ. 26 августа 2013 г. № 34. Ст. 4429. Бюллетень международных договоров. 2014. 35. С. 3−182.
5. Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2009 — 2012 годы" (утв. Федерацией профсоюзов работников морского, речного и рыболовного флота РФ, Союзом российских судовладельцев, Ассоциацией судоремонтных заводов 15.10.2009) (с изм. от 15.10.2012), «Ваше право», № 1, январь, 2011
6. «Проблемы моряков ХХI века» интервью Ольги Солгаловой с вице-президентом «Российского профсоюза моряков» Агеевым Александром Евгеньевичем.(http://www.korabel.ru/news/comments/problemy_moryakov_hhi_veka.html)
7. «Случаи захвата пиратами судов с россиянами на борту в 2008;2012 гг.» РИА Новости (http://ria.ru/spravka/20 121 018/904005945.html)
8. Сомалийские пираты, Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki)
9. «ТОП самых мощных военно-морских флотов в мире», форум poliSMI (http://forum.polismi.org/index.php?/topic/7383-топ-самых-мощных-военно-морских-флотов-в-мире/)