Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Анализ инвестиционной деятельности Чувашской Республики

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для дальнейшего развития экономического потенциала и повышения инвестиционной привлекательности Чувашской Республики на основе прозрачности экономической политики 20 января 2006 г. принят Указ Президента Чувашской Республики № 3 «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики», в котором приоритетными задачами… Читать ещё >

Анализ инвестиционной деятельности Чувашской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы инвестиционной стратегии
  • 1.1 Инвестиционная стратегия: понятие, сущность и состав
  • 1.2 Особенности инвестиционной стратегии на уровне региона
  • 1.3 Разработка региональной инвестиционной стратегии
  • Глава 2. Оценка региональной инвестиционной стратегии
  • 2.1 Анализ инвестиционной деятельности Чувашской Республики
  • 2.2 Стратегия управления инвестиционным процессом в Чувашской Республике
  • Глава 3. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.

Инвестиционная стратегия — это база и фундамент общей стратегии субъекта и всех его частных стратегий, концепций и программ развития.

Понятие «стратегия» глубоко и многозначно. В широком смысле стратегия — это процесс, отражающий управленческую философию развития субъекта. Более конкретно стратегия — это долгосрочный план развития субъекта: страны, региона, муниципального образования, предприятия или организации, основанный на выбранной концепции развития и долгосрочных прогнозах, инвестиционном анализе, детализированных программах и планах развития.

Для перехода России к устойчивому развитию необходимо обеспечение устойчивого развития всех ее регионов. Мероприятия на уровне страны в целом не способны обеспечить осуществление инвестиций на уровне регионов. В связи с этим очень важно внедрять систему управления инвестициями на уровне каждого региона, учитывающую его специфику, направление и уровень развития рыночных отношений.

Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестиционной стратегии в рамках территории заслуживает серьезного внимания, особенно актуальна в настоящее время.

Объектом исследования является Чувашская Республика.

Целью данной работы является рассмотрение оценки факторов инвестиционной стратегии на примере Чувашской Республики.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

дать общую характеристику сущности инвестиционной стратегии;

рассмотреть особенности инвестиционной стратегии и ее разработки;

оценить инвестиционную деятельность Чувашской Республики;

изучить Стратегию социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы инвестиционной стратегии

1.1 Инвестиционная стратегия: понятие, сущность и состав

Понятие инвестиционной стратегии базируется на трех «столпах»: понятиях «инвестиции», «стратегия» и «развитие» .

Инвестиции — это долгосрочное вложение финансовых и экономических ресурсов с целью получения доходов в будущем или получения иных благ — социальных, экологических, образовательных, инфраструктурных и других. [4. с.35]

Стратегия — это долгосрочный план развития субъекта: страны, региона, муниципального образования, предприятия или организации, основанный на выбранной концепции развития и долгосрочных прогнозах, инвестиционном анализе, детализированных программах и планах развития. С понятием стратегии близко соотносится понятие концепции, которое, однако, имеет более обобщенный или укрупненный характер. Концепция — единый замысел развития субъекта: страны, отрасли, региона, предприятия или организации. Различают общую стратегию развития субъекта, например, стратегию развития страны, региона, корпорации, и частные стратегии: инвестиционную стратегию, инновационную стратегию, стратегию развития персонала, стратегию развития высоких технологии, стратегию развития нефтяной промышленности и т. д. Долгосрочная программа развития — детализированная стратегия развития.

Концепция, общая стратегия и программа развития страны базируются на инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия — долгосрочный план вложения финансовых и экономических ресурсов в развитие субъекта, реализующий поставленные цели, проекты и задачи страны, общества, собственников средств и ресурсов, предприятий, организаций и физических лиц. [5. с.54]

инвестиционный стратегия управление региональный Разработанная инвестиционная стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей экономического и социального развития предприятия в целом и его структурных единиц.

Она позволяет реально оценить инвестиционные возможности, обеспечить максимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования инвестиционными ресурсами.

Инвестиционные стратегии тесно связаны со всеми другими стратегиями развития, поскольку все прочие стратегии базируются на долгосрочном инвестиционном процессе и формализованном инвестиционном анализе и отборе проектов. Частные инвестиционные стратегии могут носить иные названия, например, информационная или инновационная стратегии развития. И в то же время частные стратегии подразумевают инвестиции, то есть вложения финансовых ресурсов в конкретные проекты и программы. [5. с.61]

Структура любой стратегии, независимо от субъекта хозяйствования включает в себя:

1. Долговременные цели, определяющие деятельность субъекта экономики на перспективу.

2. Технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей.

3. Ресурсы, которые будут использованные для достижения целей.

4. Система управления, обеспечивающая достижение целей.

В зависимости от целей инвестирования, характера экономической ситуации и множества других факторов можно выявить большое число разнообразных стратегий. Рассмотрим некоторые из используемых в современной литературе классификаций:

1. По характеру изменений скорости и направлений реализации различают:

1. Стратегия ограниченного роста, которая не предполагает резких изменений в субъекте хозяйствования и наиболее применима для успешных субъектов;

2. Стратегия роста предполагает резкие изменения в субъекте хозяйствования;

3. Стратегия сокращения направлена на изменение деятельности субъекта хозяйствования, его ликвидацию и перевод на новые рынки;

4. Стратегия сочетания предполагает использование всех перечисленных вариантов на различных этапах деятельности хозяйствующего субъекта.

2. Стратегии субъектов хозяйствования, занятых в сфере бизнеса с точки зрения их победы в конкурентной борьбе:

5. Стратегия прямой конкуренции предполагает жестокую конкуренцию за рынки сбыта продукции и оказания услуг;

6. Стратегия конкурентных товаров-заменителей используется в смежных сферах бизнеса, где товар-заменитель позволит отвоевать определенную долю рынка;

7. Стратегия конкурентных поставок, конкуренция ведется на рынках поставки сырья, материалов и т. д.

3. Стратегии, связанные с диверсификацией деятельности:

8. Стратегия внедрения в новые отрасли предполагает создание новых компаний, совместных предприятий, приобретение существующего бизнеса в этой отрасли;

9. Стратегия производственной диверсификации определяет стратегическое соответствие смежных отраслей, производств;

10. Стратегия не производственной диверсификации предполагает проникновение в любые отрасли и бизнесы, общие финансовые выгоды, при этом взаимосвязь и соответствие стратегий является вторичным;

11. Стратегии исключения и ликвидации возникают тогда, когда бизнес теряет свою привлекательность и наиболее рациональным решением является его продажа;

12. Стратегия многонациональной диверсификации предполагает перевод части бизнеса на другие национальные рынки с использованием родственных технологий.

4. По способу реакции на изменения внешних и внутренних условий функционирования организации:

13. Наступательная стратегия предполагает активность организации в конкурентной борьбе с применением различных способов и приемов;

14. Оборонительная стратегия используется, чтобы укрепить ранее достигнутые позиции и удержать их.

1.2 Особенности инвестиционной стратегии на уровне региона

Под региональной инвестиционной стратегией понимают совокупность организационных и экономических мер по привлечению инвестиций с целью возрождения экономики регионов, ликвидации структурных деформаций, формирования благоприятной рыночной среды с учетом интеграции региона в единое экономическое пространство. Представляет собой относительно обособленную сферу экономико-правовой и организационно-управленческой деятельности, но осуществляется с учетом общегосударственной инвестиционной политики. Ответственность за реализацию несет исполнительная власть субъекта Федерации. Участниками реализации инвестиционной политики регионов наряду с государственными структурами являются банки, финансовые компании, финансово-промышленные группы, страховые и инвестиционные фонды. Способствует укреплению экономики России, выравниванию уровня жизни населения, сохранению целостности государства.

Переход страны к устойчивому развитию невозможен без обеспечения устойчивого развития всех ее регионов. В настоящее время нельзя представить поступательного развития региона без четко определенной, осмысленной и адаптированной к региональным условиям стратегии.

Инвестиционная стратегия является одним из ключевых элементов формирования инвестиционной политики региона.

На первом этапе, используя результаты экономического анализа и оценки развития экономики региона, необходимо провести выбор типа базовой стратегии структурных преобразований и инвестиционной политики, которым будет соответствовать определенная инвестиционная политика в регионе.

На втором этапе формирования инвестиционной политики определяются ключевые задачи, составляющие сущность ее построения.

Они заключаются:

в разработке концепции развития хозяйства региона, на основе, которой станет возможным вывить и обосновать круг приоритетных объектов для инвестирования в регионе;

в формировании основных направлений инвестиционной политики, в частности, поиск, формирование и концентрацию средств, включая полученные из различных источников финансирования.

Инвестиционная стратегия региона содержит следующие составляющие:

стратегию развития региона на перспективу, в основе которой закладывается система приоритетов развития и структурной политики;

основные направления инвестиционной политики региона, выступающие в качестве условий, обеспечивающих реализацию концепции. На их основе разрабатываются предложения по активизации инвестиционной деятельности в регионе (формирование механизмов для роста объемов финансирования, подготовка экономики региона к эффективному использованию инвестиций, направление инвестиций на реализацию концепции развития экономики региона).

Инвестиционная стратегия должна быть направлена на увеличение совокупного инвестиционного потенциала региона и его составляющих. И на снижение совокупного инвестиционного риска и его составляющих. Т. е., в целом, на повышение привлекательности инвестиционного климата региона.

Инвестиционная стратегия включает:

рост уровня и качества человеческого капитала в части его рыночных составляющих, в том числе качества труда (рост трудового потенциала области);

рост доходов населения и, соответственно, рост потребительского спроса (потребительского потенциала);

рост промышленного производства (рост производственного потенциала), причем, в основном за счет его реструктуризации и повышения доли и эффективности производств с высокой добавленной стоимостью;

развитие инновационного и венчурного бизнеса (рост инновационного потенциала);

развитие институтов рыночной экономики (рост институционального потенциала);

развитие инфраструктуры региона (рост инфраструктурного потенциала);

рост налоговой базы и прибыльности предприятий региона (рост финансового потенциала);

снижение экономического риска за счет последовательного развития рыночных отношений и гарантий неприкосновенности частной собственности и частных инвестиций;

снижение финансового риска путем повышения степени сбалансированности регионального бюджета и муниципальных бюджетов, а также снижения числа кризисных предприятий в области;

снижение политического и законодательного рисков путем совершенствования законодательной базы, повышения авторитетности местных властей всех уровней, идеологической поддержки федеральной и региональной политики;

снижение социального риска (уровня социальной напряженности) за счет повышения качества жизни населения;

снижение экологического риска (снижение уровня загрязнения окружающей среды);

снижение криминального риска за счет декриминализации экономики области, профилактических мер и снижения уровня преступности в регионе.

Все регионы РФ с целью повышения прозрачности регулирования инвестиционного процесса и соответствия его федеральному законодательству приняли законы о поддержке инвестиционной деятельности и повышении инвестиционной привлекательности. Поддержка инвестиционного процесса осуществляется регионами, как правило, в формах:

создания и развития рыночной инфраструктуры;

разработки и принятия законодательной базы, направленной на повышение инвестиционной привлекательности региона;

развития транспортной инфраструктуры региона;

обеспечения безопасности бизнеса;

определения приоритетов развития и методов и механизмов их поддержки;

снижения бюрократических барьеров на пути развития бизнеса;

установления для инвесторов налоговых льгот в форме полного или частичного освобождения от уплаты налогов и сборов, зачисляемых в областной бюджет, а также изменение сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита;

предоставления инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

предоставления на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности;

реструктуризации задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;

обеспечения информационного сопровождения инвестиционной деятельности;

участия в разработке инвестиционных проектов;

участия в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством;

предоставления на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда;

предоставления бюджетных субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты в рамках программ экономического и социального развития;

предоставления бюджетных кредитов и займов в соответствии с действующим законодательством.

Наиболее применяемым инструментом финансовой поддержки инвестиционных проектов в регионах является субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам. В этом случае администрация региона берет на себя сравнительно небольшую долю рисков по конкретному проекту и, с другой стороны, может оказывать поддержку множеству проектов, особо значимых для развития региона.

Инвестиционная стратегия региона, в конечном счете, должна обеспечивать экономическую и социальную эффективность, экологическую безопасность, развитие поддерживающей инфраструктуры региона.

1.3 Разработка региональной инвестиционной стратегии

Разработка стратегии развития региона требует ответа на вопрос о том, чем и как задается ее целостность. Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии региона во многом определится тем, насколько полноценно в эту работу удастся вовлечь тех, кто объективно заинтересован в ее результатах и способен внести реальный вклад в общую работу. Среди таких субъектов промышленники и предприниматели, органы муниципальной и федеральной власти, политические партии и общественные объединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных переговоров и взаимодействий. Часть из них вполне может быть переориентирована на конструктивное обсуждение приоритетов и перспектив регионального развития. Сила стратегии именно в том, что она консолидирует разрозненные действия, собирая их рамками общих ориентиров, т. е. выступает как организатор.

Другим важнейшим направлением работы по формированию стратегии регионального развития является ее конкретизация, углубление анализа возможностей, связанных с разными горизонтами и направлениями развития, формирования на этой основе программ и проектов деятельности. Это сложная работа, требующая профессионального анализа и необходимая для превращения стратегии в реальный инструмент управления. Без нее стратегия в лучшем случае станет только документом общественного согласия. Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и не воплощенные в систему действий, оставляют у людей впечатление пустоты или создают впечатление лукавства и политического манипулирования.

Многочисленные исследования показывают, что благосостояние регионов зависит от уровня производительности расположенных на их территории корпораций. Уровень производительности зависит от способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемый более высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке и влиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важны ресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властей и бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, а также развивать и создавать новые. В условиях доминирования частного бизнеса, региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятия исключительно через создание привлекательного бизнес — климата на своей территории.

Правительство России впервые за годы реформ объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этом важнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности. Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включая региональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособность можно только определенными и целенаправленными действиями, способствующими повышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством создания привлекательных условий для его развития.

Таким образом, регионы имеют потребность в разработке стратегии развития, направленной на повышение конкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном, российских институтов. Однако обычно это декларативный документ, содержащий некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другой стороны, многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что авторы программ социально-экономического развития региона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от других стран.

В отличие от развитых стран не более 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеют продуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития. При этом трудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она не учитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактора конкурентоспособности региона. Практика деятельности региональных администраций в России очень далека от того, что принято называть высокоэффективной организацией. Успешная реализация региональной стратегии невозможна без повышения эффективности административного управления.

Разработки стратегии региона состоит из трех основных задач:

1. Формулирование стратегий развития ведущих предприятий региона (стратегических экономических субъектов).

2. Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес — климата.

3. Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности администрации региона.

Данный подход имеет следующие преимущества:

создание предпосылок для экономического роста через инициирование реальных и целенаправленных изменений в стратегических экономических субъектах (СЭС) региона;

разработка не декларативного документа, а стратегии, наполненной реальным содержанием;

сбалансированность и реалистичность региональной стратегии, посредством учета результатов стратегического планирования региональных СЭС;

повышение шансов на успешную реализацию стратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес — сообщества в процесс стратегического планирования региона через общее видение будущего;

использование более совершенных методов анализа бизнес — климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию, базирующихся на экономической теории кластеров;

создание ключевых индикаторов, которые позволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии;

проведение изменений, направленных на повышение эффективности административного управления, а, следовательно, повышение вероятности успеха реализации стратегии.

Стратегическая платформа включает пирамиду из трех базовых элементов:

конкурентоспособные стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона — СЭС),

привлекательный бизнес-климат;

эффективную администрацию, обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения.

Пирамида, базируется на региональном капитале (ресурсах). Цель стратегии — повышение благосостояния населения и обеспечение прироста регионального капитала. В процессе разработки стратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущая региональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущего состояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегические разрывы в трех областях: стратегические экономические субъекты (ключевые предприятия региона), состояние бизнес — климата и эффективность администрации.

Каждый российский регион имеет не более 20 — 30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам (СЭС), отбор которых производится на основе следующих критериев:

существующий или потенциальный объем продаж;

количество и потенциал создания рабочих мест;

потребление ресурсов региона;

влияние на вспомогательные или связанные отрасли;

поддержка социальной инфраструктуры.

В процессе анализа производится оценка текущего состояния бизнес — климата, который включает:

1. Анализ наличия и качества специализированных факторов (ресурсов).

2. Анализ наличия и эффективности предприятий вспомогательных и смежных отраслей.

3. Анализ инвестиционного климата и текущей политики администрации региона.

4. Анализ состояния и качества спроса.

5. Определение региональных кластеров, анализ причин их возникновения и факторов, влияющих на развитие.

По результатам анализа бизнес — климата определяется видение будущего бизнес — климата, а также разрабатываются рекомендации по его совершенствованию. Повышение эффективности региональной администрации включает следующие задачи:

1. Анализ существующих целевых групп потребителей администрации области (предприятия, Федеральное правительство, округ, население, др.).

2. Анализ целей, а также задач и функций администрации по отношению к целевым группам потребителей.

3. Анализ организационной структуры и ключевых бизнес-процессов администрации области.

4. Разработка рекомендаций по уточнению целевых групп потребителей, определению целей и задач, а также изменениям организационной структуры и ключевых бизнес-процессов.

Важнейшей задачей является создание системы сквозных и сбалансированных показателей эффективности деятельности конкретных чиновников администрации (персональных критериев успеха), которая будет скоординирована со стратегией развития региона. В процессе реализации стратегии, по мере повышения конкурентоспособности, происходит изменение стратегической позиции региона. Разработанные показатели эффективности используются для мониторинга и оценки эффективности происходящих изменений.

Глава 2. Оценка региональной инвестиционной стратегии

2.1 Анализ инвестиционной деятельности Чувашской Республики

Ключевыми направлениями инвестиционной политики в Чувашской Республике являются создание благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики, дальнейшая капитализация производства.

По итогам 2011 года в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 55,5 млрд. рублей инвестиций, или 115,3% к уровню 2010 года (по России — 106,2%). Значительную роль в инвестиционном процессе республики играют крупные и средние организации, на долю которых в 2011 году приходилось 63,1% или 35,0 млрд. рублей от общего объема инвестиций.

В январе-сентябре 2012 года в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 39 912,9 млн. рублей инвестиций, или 138,2% к январю-сентябрю 2011 года. На строительство, расширение, реконструкцию и техперевооружение жилищ было направлено 14 075,3 млн. рублей (35,3% от общего объема инвестиций), зданий (кроме жилых) и сооружений — 13 254,7 млн. рублей (33,2%), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря — 12 037,7 млн. рублей (30,2%) и на возмещение прочих затрат — 545,2 млн. рублей (1,4%).

Из общего объема инвестиций 25 145,4 млн. рублей (63,0%) приходилось на долю организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

По оценке в 2012 году общий объем инвестиций в основной капитал составит около 65,0 млрд. рублей или 109,4% от уровня 2011 года. В 2013;2015 годах планируется рост объемов инвестиций в основной капитал, так к 2013 году он превысит уровень 2012 года и составит по I варианту — 73,5 млрд. рублей, по второму — 75,9 млрд. рублей, в 2014 году — по I варианту — 86,3 млрд. рублей, по второму — 88,5 млрд. рублей, в 2015 году по I варианту — 100,7 млрд. рублей, по второму — 103,1 млрд. рублей.

Темп роста инвестиций в 2013 году составят по 1 варианту — 105,2%, по 2 варианту — 109,0%, в 2014 году по 1 варианту — 106,2%, по 2 варианту — 109,5%, в 2015 году по 1 варианту — 106,5%, по 2 варианту — 109,7%.

Двигателем экономики региона являются инвестиционные проекты, финансовая емкость которых измеряется сотнями миллиардов рублей.

В настоящее время в экономике республики реализуется свыше 340 инвестиционных проектов общей стоимостью более 300 млрд. рублей, в том числе в:

обрабатывающих производствах — 81 проекта на 56,1 млрд. рублей;

сельском хозяйстве и производстве пищевых продуктов — 108 проекта на сумму 21,0 млрд. рублей;

строительстве — 36 проектов на 127,8 млрд. рублей;

производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — 22 проекта на сумму 52,6 млрд. рублей;

сфере торговли и туризма — 97 проектов на 46,5 млрд. рублей.

В 2013;2015 годах усилия будут сконцентрированы на реализации таких крупных и значимых для Чувашской Республики проектов, как:

реконструкция биологических очистных сооружений г. Новочебоксарска (ГУП «БОС» Минстроя Чувашии, общая стоимость проекта — 3,24 млрд. рублей, 125 рабочих мест, снижение загрязняющих примесей на 2186,2 тыс. усл. т/год);

завершение строительства Порецкого гипсово-ангидритового комбината (ООО «Гипор-М», ОАО «Мордовцемент», общая стоимость проекта — 1,6 млрд. рублей, 166 рабочих мест, объем производства — 500 тыс. тонн в год);

создание производства по обогащению кварцевого песка для стекловарения и выпуска сухих строительных смесей с последующим развитием стекольного производства (ООО «Алатырский горнообогатительный комбинат», общая стоимость проекта — 2,39 млрд. рублей, 608 рабочих мест, объем производства — 300 тыс. тонн в год);

строительство биотехнологического комплекса по производству лизина (сульфата): глубокая переработка пшеницы на клейковину, крахмал, кристаллическую глюкозу, кормовые дрожжи и лизин (ЗАО «ЧувашАгроБио», общая стоимость проекта — 5,2 млрд. рублей, 136 рабочих мест, объем производства 50 тыс. тонн лизина).

В 2012 году объем бюджетных инвестиций по оценке составит 10 418,2 млн. рублей, или 113,4% к предыдущему году.

В 2013 году объем государственных инвестиций составит 6066,1 млн. рублей (53,4% к предыдущему году) по первому варианту и 6926,2 млн. рублей (60,5%) — по второму, в 2014 году — 6040,3 млн. рублей (91,9%) и 7300,3 млн. рублей (96,7%), а в 2015 году — 6637,3 млн. рублей (103,7%) и 8137,3 млн. рублей (104,7%) соответственно. Резкое сокращение объемов бюджетных инвестиций в 2013 году связано с завершением в 2012 году строительства моста через реку Сура на км 582+300 автомобильной дороги М-7 «Волга» и реконструкции участка автомобильной дороги федерального значения «Волга» (М-7) км 564+000 — км 579+700, на финансирование которых из федерального бюджета выделено в 2012 году 4809,6 млн. рублей, в 2013 году — 1696,7 млн. рублей, в 2014 году — 988,5 млн. рублей.

В 2013 году доля бюджетных средств всех уровней в общем объеме инвестиций за счет всех источников финансирования по первому варианту составит 7,4% и второму — 8,4%, в 2014 году 6,0% и 7,3%, в 2015 году — 5,6% и 6,8% соответственно.

В 2013 году предусматривается привлечь инвестиции из федерального бюджета в сумме 3510,0 млн. рублей по первому варианту и 3901,2 млн. рублей — по второму, в 2014 году — 3310,0 и 4020,0 млн. рублей, в 2015 году — 3560,0 и 4360,0 млн. рублей соответственно. Капитальные вложения, предусматриваемые в федеральном бюджете, будут направлены, в основном, на строительство объектов физической культуры и спорта, транспорта, коммунального и жилищного строительства.

Строительный комплекс Чувашии — один из важнейших в структуре экономики республики. В 2011 году организациями строительной отрасли выполнено объемов строительно-монтажных работ на сумму 23 839,5 млн. рублей, или 103,5% к 2010 году.

В соответствии с Республиканской комплексной программой государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011;2015 годы в республике планируется увеличение объемов строительства жилья, с использованием индустриального, энергоэффективного (в том числе крупнопанельного, малоэтажного) домостроения.

Принимаемые меры по увеличению объемов строительно-монтажных работ на 2012 год:

приоритетное строительство малоэтажных быстровозводимых жилых домов, в первую очередь в муниципальных районах и пригородных зонах;

увеличение объемов строительства жилья, с использованием индустриального, энергоэффективного (в том числе крупнопанельного, малоэтажного) домостроения.

обновление и модернизация производств, внедрение современных, энергоэффективных технологий в промышленности строительных материалов и конструкций.

В связи с этим в текущем году ожидается увеличение объема работ, выполняемых по виду деятельности «Строительство» на 8,0% по сравнению с уровнем 2011 года, который оценочно составит 27 651,9 млн. рублей.

Планируется, что в 2013;2015 годах темпы роста объемов работ также превысят 100-процентную планку. Так, в 2013 году объемы работ возрастут к уровню 2012 года на 8,1% и составят 32 103,7 млн. рублей по первому варианту, и на 10,1% - 32 636,8 млн. рублей — по второму. В 2014 году темп роста объема работ, выполняемых по виду деятельности «Строительство» составит 109,2% к предыдущему году по первому варианту и 111,6% - по второму, в 2015 году — 110,3% и 112,4% соответственно.

Жилищное строительство. В 2011 году на территории Чувашской Республики в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 886,4 тыс. кв. метров общей площади жилья, что составило 101,3% к уровню 2010 года. Из общего объема ввода жилья 615,2 тыс. кв. метров введено индивидуального жилья или 106,3% к 2010 году. По вводу жилья на одного человека Чувашская Республика лидирует среди регионов Приволжского федерального округа. В 2011 году общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя Чувашской Республики, введенная в действие за год составила 0,71 кв. метров, что выше показателя 2010 года на 1,4% (0,7 кв. метров) и выше показателя по ПФО в 1,6 раза (0,44 кв. м) и Российской Федерации на 55,3% (0,45 кв. м).

К концу 2012 года предусматривается ввести в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования 939,0 тыс. кв. м, или 105,9% к предыдущему году, в 2013 году — 996,0 тыс. кв. м (106,1%) по второму варианту. К 2015 году ввод жилья превысит миллионный уровень и поставит 1340 тыс. кв. м — по второму прогнозному варианту.

Приволжский федеральный округ, в который входит Чувашская республика, выделяется среди других округов постоянным уменьшением инвестиционного потенциала при небольшом снижении инвестиционного риска, а также значительной межрегиональной дифференциацией инвестиционного климата.

Вне зависимости от кризисных явлений надо отметить, что перспективы Чувашской Республики в целом очевидны и существуют ресурсы, которыми можно распоряжаться уже сейчас. Существуют инвестиционные проекты для выгодных вложений и существуют высококвалифицированные кадры, которые смогут реализовать эти проекты.

2.2 Стратегия управления инвестиционным процессом в Чувашской Республике

Одной из основных проблем реформирования отечественной экономики и ее развития является недостаток инвестиций в реальный сектор, 60% основных фондов которого физически и морально устарели. Отсутствие в регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционного потенциала субъектов предпринимательской деятельности на мезоуровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе.

Следует отметить, что в условиях многолетнего кризиса отрасли инвестиционного комплекса не только оказались лишенными полноценного спроса, но и в существенной мере потеряли стратегические ориентиры своего развития. В условиях нестабильной экономики возможности инвестиционного комплекса не в состоянии обеспечить ввод прогрессивных фондов в подавляющем числе секторов отечественной экономики и не позволяют решить задачу ее структурно-технологической модернизации. В то же время возможности некапиталоемкого роста довольно ограничены, и уже через два-три года все свободные ресурсы могут быть задействованы, следовательно, без значительного наращивания инвестиций дальнейший рост экономики будет невозможен.

Развитие экономики невозможно без поглощения финансовых ресурсов, т. е. без притока капитала. Инвестиционный процесс обеспечивает поглощение (приток) инвестиций и компетенций («строительного материала» и «строителей») и потому является системообразующим фактором развития экономики.

Основным критерием оценки инвестиционной составляющей экономического роста является инвестиционная активность, представляющая собой совокупность экономических отношений, отражающих эффективность процессов формирования и использования внутреннего и привлеченного капитала для достижения целевых характеристик функционирования экономических систем разного уровня.

Подвергнув анализу особенности Чувашии в области освоения инвестиций, было выявлено, что зависимость рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) организаций всего в экономике региона от инвестиций в основной капитал является полиномиальной. Данное явление связано с неспособностью эффективно освоить соответствующий объем инвестиций и возможностью его нецелевого использования.

Следовательно, сущностью процесса инвестирования должны стать эффективные вложения всех возможных ресурсов в реальный сектор экономики. При этом главными этапами инвестирования должны стать:

преобразование инвестиционных ресурсов в капитальные затраты, т. е. процесс преобразования инвестиций в реальные объекты инвестиционной деятельности;

формирования условий для трансформации вложенных инвестиций в прирост капитальной стоимости;

совершенствование процесса реализации прироста капитальной стоимости с целью расширения спектра факторов, генерирующих прибыль.

Для повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо определиться с системообразующими факторами, определяющими инвестиционную привлекательность Чувашской Республики.

Стратегия управления инвестиционным процессом в Чувашской Республике заключается в эффективном воздействии федеральных и региональных органов власти на структурированную совокупность системообразующих факторов, которые в свою очередь являются определяющими при формировании инвестиционной привлекательности региона, таких как:

институционные;

экономические;

социальные;

нормативно-правовые;

налоговые;

финансовые и банковские;

эколого-географические.

Основополагающим условием управления инвестиционным процессом в Чувашской Республике должен стать принцип создания централизованной и иерархической системы, целями которой являются:

стимулирование инвестиционной деятельности в регионе;

повышение инвестиционной привлекательности региона.

На первом уровне рассматривается инвестиционная привлекательность отдельной организации, которая зависит от:

показателей эффективности деятельности;

ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости;

перспективы развития и возможности сбыта продукции;

репутации (имиджа) на внутреннем и внешнем рынках; от рыночного курса акций;

величины чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, и др.

Оптимальной воспроизводственной инвестиционной моделью для сегодняшней РФ является модернизация предприятий, производящих промежуточную продукцию, полуфабрикаты, сырье и являющихся наиболее капиталоемкими активами экономики, в сочетании с новым строительством менее капиталоемких предприятий, выпускающих готовую продукцию и завершающих технологическую стадию производства.

Второй уровень — инвестиционная привлекательность отрасли экономики, характеризующая качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции; доходность продажи, уровень прибыльности используемых активов, доходность собственных средств и инвестированного капитала; технико-экономический уровень производства; возможность дальнейшего саморазвития; эффективность инвестиций; резервы повышения производственного, финансового, инвестиционного, трудового потенциала.

Третий уровень — развитее региона как самостоятельного звена в экономическом комплексе государства и повышение эффективности региональной экономики, которое возможно на базе мощного инвестиционного комплекса, обеспечивающего формирование и развитие портфеля результативных бизнес-проектов.

В данном контексте инвестиционный комплекс следует рассматривать как совокупность организационных структур, нормативных документов, технологий, кадровых ресурсов, методик, механизмов и инструментов, применяемых в целях привлечения капиталов и реализации бизнес-программ и проектов.

Основная задача инвестиционной политики региона заключается в создании условий для эффективных вложение в его экономику на принципах:

доброжелательности во взаимоотношениях инвесторов;

презумпции добросовестности инвесторов;

сбалансированности публичных и частных интересов;

открытости и доступности информации для всех инвесторов;

ясности и простоты инвестиционного процесса;

равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях;

неизменности принимаемых решений;

поддержки и стимулирования инвесторов.

Для того чтобы из всего многообразия возможных направлений вложения инвестиционных ресурсов выбрать то, которое является наиболее рациональным, с точки зрения достижения эффективного социально-экономического развития региона, необходимо их подвергнуть анализу.

Полный фундаментальный анализ должен проводиться в три этапа:

1-й этап — подвергается анализу состояние отдельных фирм и компаний. Это дает возможность решить вопрос о том, какие предприятия являются наиболее и наименее привлекательными;

2-ой этап — анализ состояния отраслей и подотраслей экономики региона. Выявление наиболее предпочтительных направлений размещения средств создаст предпосылки для выбора конкретных инвестиционных сегментов, которые обеспечили бы наиболее полное выполнение инвестиционных задач.

3-й этап — рассматривается состояние экономики региона в целом. Это позволит выяснить, насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования и даст возможность определить основные факторы, детерминирующие указанную ситуацию. После изучения региональной инвестиционной конъюнктуры в целом осуществляется анализ полюсов роста, в целях выявления тех из них, которые в сложившихся общеэкономических условиях наиболее благоприятны для инвестирования. Изучение общей экономической ситуации на третьем этапе основано на рассмотрении показателей, характеризующих эффективность развития региона в зависимости от динамики развивающихся и расширяющихся отраслей, способных генерировать экономический рост и распространять его на взаимосвязанные с ним элементы хозяйства.

Глава 3. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.

Чувашская Республика является динамично развивающимся регионом. Выгодность географического положения не ставит перед Чувашской Республикой вызовов, связанных с безопасностью и целостностью Российской Федерации, а отсутствие полезных ископаемых не делает ее заложницей мировой конъюнктуры, поэтому вызовы, которые стоят перед Чувашией в долгосрочной перспективе, имеют, прежде всего, чисто экономический характер и связаны с созданием на территории Чувашии условий для достойной жизни и деятельности населения.

В условиях развивающейся глобализации, когда открытость границ, доступность информации и прогрессирующая мобильность населения повышают требования ко всем сторонам жизни жителей Чувашской Республики как в социальном плане (качество жизни), так и в экономическом (конкурентоспособность), необходимо создать такие условия на территории Чувашии, чтобы молодые, активные, образованные граждане стремились жить и работать на чувашской земле. Только такой имидж региона — «место для жизни трудолюбивых людей, стремящихся к новым знаниям» — позволит раскрыть его миссию большинству жителей, продемонстрирует положительные отличия, являющиеся источником устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих лидерство региона на глобальном рынке.

Таким образом, Стратегия определяет миссию следующим образом — содействие превращению Чувашии в инновационный, конкурентоспособный, процветающий и удобный для жителей регион, в котором у каждого есть выбор в достижении поставленных целей, с растущей экономикой, обеспечивающей постоянный рост качества жизни.

Стратегия базируется на реализации совокупности взаимоувязанных стратегических целей и задач.

Рис. 2. Система стратегических целей Чувашской Республики

Одним из приоритетных направлением стратегии социально — экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. является, содействие развитию инвестиционной деятельности и повышение предпринимательской активности.

Предпосылки:

наличие, реализация и совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционные процессы в Чувашской Республике;

использование в качестве инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности различных форм: предоставление льгот по уплате республиканских налогов и налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской республики; предоставление бюджетных кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, государственных гарантий Чувашской республики под коммерческие кредиты;

оказание субъектам малого предпринимательства финансовой помощи (субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, предоставление гарантий (поручительств) из республиканского гарантийного фонда, субсидирование затрат, связанных с выплатой вознаграждения по выданной банковской гарантии, а также по заключенному договору поручительства), консультационно-правовой поддержки (бесплатные консультации по вопросам ведения предпринимательской деятельности) и организационной и имущественной поддержки (создание при участии федерального центра Республиканского бизнес-инкубатора).

Проектные направления:

расширение инвестиционного имиджа Чувашской Республики, включая распространение информации о потенциале республики (промышленном, научном, кадровом и др.) и инвестиционном законодательстве, проведение инвестиционных выставок, семинаров, конференций, презентаций Чувашской республики в регионах России и за рубежом;

повышение активности в работе с частными инвесторами на основе частно-государственного партнерства при реализации приоритетных инвестиционных проектов;

максимально возможное снятие административно-контрольных препятствий для бизнеса, в том числе малого и среднего, либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации;

государственная поддержка и предоставление преференций при привлечении инвестиций;

развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организаций малого бизнеса;

стимулирование развития цивилизованного предпринимательства, распространение положительного опыта предпринимателей.

Ожидаемые результаты:

повышение конкурентоспособности Чувашской Республики в целом и отдельных секторов экономики;

повышение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики;

достижение высоких объемов и темпов роста привлечения инвестиций в основной капитал;

создание новых и сохранение имеющихся производственных мощностей;

повышение ответственности предпринимателей, в том числе социальной;

повышение роли малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджетов различных уровней и обеспечении занятости населения;

формирование в Чувашской Республике стабильного цивилизованного бизнеса.

Развитие рынка земли.

Предпосылки:

земля является необходимым пространственным базисом социально-экономического и градостроительного развития. Отсутствие свободной купли-продажи земли влияет на возможность формирования эффективного землепользователя, расширения хозяйственных площадей, привлечения инвесторов в агропромышленный комплекс;

для становления земельного рынка необходимо, в первую очередь, ускорить процесс разграничения собственности на землю, обеспечивающий право Чувашской Республики на земельные участки. По состоянию на 1 января 2006 г. в государственной собственности находилось 1169,9 тыс. га земель (64% земельного фонда республики), которые не прошли процедуру разграничения по уровням собственности. Из общего количества земель, подлежащих разграничению, на 26,8 тыс. га земельных участков возникает право собственности Чувашской Республики. Разграничение земель по уровням собственности необходимо для объединения объекта недвижимости и земельного участка под ним в единое целое с целью формирования единого объекта налогообложения.

Для повышения эффективности использования земельных ресурсов и упорядочения процесса выделения земельных участков до разграничения собственности на землю принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 августа 2005 г. № 195 «О порядке распоряжения земельными участками до разграничения государственной собственности на землю на территории Чувашской Республики», определяющее порядок конкурсного распределения земельных участков в качестве приоритетного направления развития земельных отношений в Чувашской Республике до завершения процесса разграничения государственной собственности на землю.

Проектные направления:

завершение процесса разграничения государственной собственности на землю;

создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра;

создание автоматизированной базы данных, содержащей актуальные сведения о земельных участках и объектах недвижимости, находящихся на них;

актуализация кадастровой стоимости земельных участков;

вовлечение в оборот неэффективно используемых земельных участков;

развитие системы земельно-ипотечного кредитования;

регулирование системы распределения участков под застройку.

Ожидаемые результаты:

устранение монополии государственной собственности на землю;

эффективное использование и вовлечение земель в рыночный оборот;

повышение инвестиционной привлекательности ЧР;

увеличение доходов консолидированного бюджета ЧР.

Использование инструментов фондового рынка для привлечения инвестиционного капитала.

Предпосылки:

финансовый рынок является одним из главных источников финансирования крупных инвестиционных проектов по технологическому перевооружению предприятий. Инструменты рынка ценных бумаг предоставляют возможность привлечь средства большого числа инвесторов на относительно длительные сроки. Размещение среди инвесторов дополнительных эмиссий акций позволяет увеличить основной капитал предприятий и не требует возврата средств. Гарантированное получение дохода и ликвидность корпоративных облигаций, которая обеспечивается их обращением на вторичном рынке, дают возможность заинтересовать инвесторов даже при относительно длинном периоде заимствования;

большие потенциальные объемы привлекаемых инвестиций и их долгосрочность обеспечивают инструментам рынка ценных бумаг высокую эффективность при финансировании крупных инвестиционных программ;

развитие финансового рынка Чувашской Республики сдерживается, в первую очередь, отсутствием ликвидных финансовых инструментов республиканских акционерных обществ — эмитентов ценных бумаг. В настоящее время большинство дополнительных выпусков акций и облигаций предприятий размещалось по закрытой подписке, а не на основе рыночных принципов;

ряд предприятий сегодня предпочитает развиваться за счет собственных средств и банковских кредитов. Один из лидеров российского машиностроения — ОАО «Промтрактор» — выпустил и разместил на фондовом рынке облигации на сумму 1,5 млрд. рублей;

для дальнейшего развития экономического потенциала и повышения инвестиционной привлекательности Чувашской Республики на основе прозрачности экономической политики 20 января 2006 г. принят Указ Президента Чувашской Республики № 3 «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики», в котором приоритетными задачами экономического развития Чувашской Республики обозначены формирование качественно новой инвестиционной среды путем повышения прозрачности и развития принципов корпоративного управления в организациях всех форм собственности и создание благоприятных условий для привлечения инвестиций организациями на фондовом рынке с целью обеспечения их устойчивого развития и повышения конкурентоспособности. В настоящее время реализуется план мероприятий по его выполнению.

Проектные направления:

проведение мероприятий, направленных на повышение прозрачности деятельности организаций, разработка рекомендаций по активному внедрению корпоративного управления;

организация пилотной группы организаций для апробации и распространения лучших примеров корпоративного управления, разработка системы мониторинга его положительных результатов;

учет при рассмотрении вопросов государственной поддержки организаций и подведении итогов экономического соревнования между ними, реальное внедрение принципов корпоративного управления.

Ожидаемые результаты:

повышение качества корпоративного управления;

привлечение дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение прозрачности деятельности организаций реального сектора экономики;

рост уровня капитализации производства.

Инвестиционная стратегия региона позволяет скоординировать усилия различных структур на достижении одной цели и формировать механизм их взаимодействия.

Заключение

В условиях постоянного развития научно-технических процессов и в целом глобализации мировой экономики эффективное управление народным хозяйством без инвестиционных вливаний становится практически невозможным. Россия ставит цель окончательно интегрироваться в международное экономическое сообщество, имея при этом довольно скудные собственные производственно-технические и финансовые возможности. Как следствие этого, в настоящее время нашей стране необходима разработка «прозрачной» инвестиционной стратегии, позволяющей решить проблемы преодоления дезинтеграции экономики, предотвращение дальнейшего бегства капитала из производственной сферы, и в целом развития народного хозяйства.

Однако отдельной инвестиционной стратегии РФ не существует, но она присутствует в общей стратегии развития и во всех частных концепциях, стратегиях и программах развития. Базой инвестиционной стратегии служат выбранные приоритеты развития, приоритетные отрасли и сферы развития.

Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим кризисом. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России.

Финансовый кризис негативно повлиял на инвестиции в России: их объем заметно снизился. Остается надеяться, что эта ситуация временна, и в ближайшем будущем страна увеличит приток инвестиций как внутренних, так и иностранных.

Ключевыми направлениями инвестиционной политики в Чувашской Республике являются создание благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики, дальнейшая капитализация производства.

По итогам 2011 года в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 55,5 млрд. рублей инвестиций, или 115,3% к уровню 2010 года (по России — 106,2%). Значительную роль в инвестиционном процессе республики играют крупные и средние организации, на долю которых в 2011 году приходилось 63,1% или 35,0 млрд. рублей от общего объема инвестиций.

В январе-сентябре 2012 года в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 39 912,9 млн. рублей инвестиций, или 138,2% к январю-сентябрю 2011 года. На строительство, расширение, реконструкцию и техперевооружение жилищ было направлено 14 075,3 млн. рублей (35,3% от общего объема инвестиций), зданий (кроме жилых) и сооружений — 13 254,7 млн. рублей (33,2%), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря — 12 037,7 млн. рублей (30,2%) и на возмещение прочих затрат — 545,2 млн. рублей (1,4%).

Из общего объема инвестиций 25 145,4 млн. рублей (63,0%) приходилось на долю организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

По оценке в 2012 году общий объем инвестиций в основной капитал составит около 65,0 млрд. рублей или 109,4% от уровня 2011 года. В 2013;2015 годах планируется рост объемов инвестиций в основной капитал, так к 2013 году он превысит уровень 2012 года и составит по I варианту — 73,5 млрд. рублей, по второму — 75,9 млрд. рублей, в 2014 году — по I варианту — 86,3 млрд. рублей, по второму — 88,5 млрд. рублей, в 2015 году по I варианту — 100,7 млрд. рублей, по второму — 103,1 млрд. рублей.

Темп роста инвестиций в 2013 году составят по 1 варианту — 105,2%, по 2 варианту — 109,0%, в 2014 году по 1 варианту — 106,2%, по 2 варианту — 109,5%, в 2015 году по 1 варианту — 106,5%, по 2 варианту — 109,7%.

Вне зависимости от кризисных явлений, надо отметить, что перспективы Чувашской Республики в целом очевидны и существуют ресурсы, которыми можно распоряжаться уже сейчас. Существуют инвестиционные проекты для выгодных вложений и существуют высококвалифицированные кадры, которые смогут реализовать эти проекты. Все зависит от того, как регион распорядится открытой перспективой.

1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. (с изм. и доп. от 18.07.2011 г.) // КонсультатПлюс

2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. (с изм. и доп. от 29.04.2010 г.) // КонсультантПлюс.

3. Бородин, Е. А. Инвестиционный бум в России: итоги и перспективы / Е. А. Бородин. — 2011. — № 6. — с.102−109.

4. Бард, В. З. Инвестиционный потенциал Российской экономики / В. З. Бард, С. Н. Бузулуков. — М.: Инфра-М, 2010. — 165 с.

5. Гаглоев, П. С. Инвестиционные просторы России / П. Гаглоев, С. Белогур // Российский инвестиционный вестник. — 2010. — № 6. — с.36.

6. Жданов, В. П. Организация инвестиций / В. П. Жданов. — М.: Наука, 2010. — 192 с.

7. Корчагин, Ю. А. Инвестиционная стратегия / Ю. А. Корчагин. — М.: Феникс, 2009. — 315 с.

8. Корчагин, Ю. А. Теория инвестиций: учебное пособие / Ю. А. Крчагин, И. П. Маличенко. — М.: Феникс, 2010. — 352 с.

9. Крутик, А. Б. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. Учебники для вузов / А. Б. Крутик, Е. Г. Никольская. — М.: Лань, 2008. — 344 с.

10. Лахметкина, Н. И. Инвестиционная стратегия предприятия / Н. И. Лахметкна. — М.: ИНФРА. — 2008. — 183 с.

11. http://www.programs-gov.ru — информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ

12. http://gov. cap.ru — официальный сайт министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

13. http://chuvash. gks.ru — официальный сайт федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике

14. http://develop21.ru — официальный сайт корпорации развития по ЧР

15. http://www.businesschr.ru — интернет-справочник «Бизнес Чувашской Республики»

16. http://www.raexpert.ru — рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой