Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Книжный рынок как предмет социологического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, сложный и противоречивый, во многом неоднозначный в своих проявлениях, процесс реформации книжного рынка исследуется недостаточно. А ведь внимательное экономико-социологическое исследование книжного рынка необходимо ещё и потому, что, являясь отраслью экономики, книжный рынок тесно связан с комплексом разнообразных социальных проблем — развитием духовной культуры, обучением… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КНИЖНОГО РЫНКА
    • 1. 1. Книжный рынок как предмет социологического анализа
    • 1. 2. Маркетинг как инструмент изучения книжного рынка
    • 1. 3. Качественные и количественные методы социологического анализа книжного рынка
  • Глава II. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КНИЖНОГО РЫЖА
    • 2. 1. Социальные факторы, влияющие на состояние книжного рынка в условиях становления рыночных отношений в России
    • 2. 2. Характеристика социальных процессов на рынке книжного дела в России
    • 2. 3. Новые формы современного книжного рынка

Книжный рынок как предмет социологического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях переходной экономики в России проблема организации и функционирования, а также изучения книжного рынка является весьма сложной проблемой. Как и всякая торговля, книжная торговля является связующим звеном между производством книги (книгоиздательством) и потреблением книжной продукции. Книжный рынок — это сфера формирования спроса и предложения на книжную продукциюэто места, где происходит регулярная продажа книг населениюэто количество покупателей (в том числе потенциальных) каких-либо товаров и услуг. При этом продавцами выступают государственные и коммерческие магазины, книжные ярмарки, частные лица и т. д. Наконец, книжный рынок — составная часть книжного дела как разновидности деятельности, связанной с производством, приобретением и реализацией книжной продукции.

К сожалению, приходится констатировать недостаточную изученность состояния книжного рынка. Впрочем, на это есть несколько причин. Во-первых, незавершенность создания информационной системы книжного рынка, баз данных, системы социологических исследований. Во-вторых, трудности в получении информации по причине непрозрачности деятельности ряда книготорговых предприятий (в силу экономических и социальных причин).

Не случайно, говоря о трудностях (в плане их преодоления) в сфере книжной торговли на IV съезде Ассоциации книгораспространителей независимых государств (АСКР), её президент В. Сластененко отметил «статистическую проблему», подчеркнул необходимость «нормализации и улучшения сбора данных о книжном деле., поддержки научно-исследовательских работ отраслевых институтов и собственных исследований книжного рынка., развития информационной инфраструктуры» 1.

1 См.: IV съезд АСКР. — Книжное дело. — 1997. — № 1. — С. 41.

Являясь отраслью экономики, книжный рынок тесно связан с комплексом разнообразных социальных проблем — развитием духовной культуры, обучением подрастающего поколения, его воспитанием, формированием общественного мнения. Изучение книжного рынка позволяет проследить, как, в зависимости от общих социально-экономических сдвигов в жизни общества, на книжном рынке меняется соотношение предложения, спроса, ассортимента издаваемой книжной продукции.

Например, в последние годы в системе отношений «издатель — книжная торговля» происходит заметное перераспределение ответственности за изучение потребностей читателей. Если ранний книжный рынок (начало 90-х гг.) лучше отслеживали издатели, опираясь на неудовлетворенный спрос на дефицитные книги советского периода, то по мере насыщенности рынка всё более и более основную роль по оценке интересов читателей берёт на себя книжная торговля. Последние годы также свидетельствуют о формировании цивилизованных отношений между издателями и книготорговцами, направленных на решение единой задачи — удовлетворение книжного спроса у населения России.

Эффективное функционирование книжного рынка невозможно без проведения маркетинга, направленного на изучение управления книжного рынка и его всестороннего изучения, с целью совершенствования работы. Маркетингвесьма ценный инструмент анализа книжного рынка. Образно говоря, книжный маркетинг — мотор современного книжного дела. Это концепция, которая помогает создать книгу и найти ей наиболее короткий путь к читателю.

Особенности книжного маркетинга и процесса сегментации книжного рынка во многом определяются спецификой книги как товара. К таким особенностям книги можно отнести её двойственный характер, многоаспектность использования, разовое приобретение и многоразовое применение, перемещение по иерархической пирамиде потребностей человека, языковые ограничения, тяготение к увеличению объёмов производства и наличию периодов воспроизводства.

Своеобразные условия перехода к рыночным отношениям в российской экономике требуют тщательной разработки маркетингового комплекса на основе разнообразных приёмов и методов, как количественных, так и качественных. Причём, в современных сложных условиях становления книжного рынка предпочтительными представляются качественные методы экономико-социологического анализа как книжного рынка в целом, так и его сегментов в частности.

Иными словами, книжный рынок — сложнейший социально-экономический организм, без исследования сегментов которого (потребителя книжной продукции, ассортимента, механизма ценообразования, схемы и особенностей книгораспространения и др.) невозможна эффективная организация книжного дела.

При экономико-социологическом анализе книжного рынка нельзя не учитывать того обстоятельства, что на процессы, характеризующие нынешний период его складывания, существенное влияние оказывают различные факторы: политический, экономический, духовно-культурный, демографический, информационный и др. По мнению специалистов кафедры социологии Финансовой академии при правительстве РФ, совокупность этих факторов представляет собой внешнюю макросреду маркетинговой деятельности. Так, в работе «Социология маркетинга», подчёркивается, что «внешняя маркетинговая среда — это факторы, условия, силы и субъекты, которые влияют на маркетинговую деятельность фирмы, её возможности успешного сотрудничества с потребителями». В свою очередь, «макровнешняя среда маркетинга представляет собой совокупность социально-экономических, политических, правовых, культурных и других факторов, воздействующих на микросферу маркетинга» 1. Поэтому ис.

1 Орлова Л. А. Социология маркетинга. — М.: ФА, 1998. — С. 6. следования книжного рынка должны носить комплексный характер, включать особенности проявления самых разнообразных факторов в их воздействии на становление, функционирование и развитие российского книжного рынка.

Надо сказать, что книжное дело в России никогда прежде не подвергалось таким испытаниям — падениям и взлетам — за относительно короткий срок, исчисляемый буквально одним десятилетием. Достаточно сказать, что производство книг в России в 1995 году упало до предельно низкой отметки в 29 тыс. названий (ниже уровня 1912 года). Однако к 1999 году был восстановлен дореформенный уровень выпуска книг (48 тыс. названий), что свидетельствует о наметившейся тенденции укрепления позиций книжного рынка России, который вновь вернулся в клубную десятку самых издающих стран мира.

Структурная перестройка книжного рынка, его переход от модели командно-распределительной системы к рыночным экономическим отношениям с преимущественно частной формой собственности проходит в целом успешно. Однако, вследствие того, что главной целью функционирования книжного рынка является получение прибыли, без учёта потребностей населения в плане социального обеспечения (формирование библиотечного фонда, комплектование библиотек учебных заведений и школ за счёт бюджетных средств и т. п.), имеют место существенные проблемы в распространении книжной продукции, доведения её до конечного потребителя, которым является человек, читающий книгу, но зачастую, не имеющий возможности её приобрести в силу социальной несбалансированности между заработной платой и потребностью человека к чтению.

Несмотря на продолжающийся системный кризис российской экономики, ухудшающееся социально-экономическое положение населения и, вследствие этого, понижение его покупательского спроса, особенно после кризиса 17 августа 1998 года, факт остается фактом, что в конкретных исторических рыночных условиях книжный бизнес России в целом оказался устойчивым по отношению к внутренней экономической ситуации.

Во многом это происходит потому, что субъекты книжного рынка по-своему пытаются адаптироваться к сложным условиям пореформенного периода, что проявляется в расширении тематической направленности книжных изданий, формировании новых услуг, применении передовых технологий, использовании научных подходов к организации книжного дела, его исследования (с целью получения исчерпывающей информации о социальном «портрете» актуального и потенциального потребителя, читательских интересах, конкурентах и т. д.).

Наконец, следует признать, что книжный рынок навряд ли выжил бы без серьёзной целевой поддержки государства, что, в первую очередь, проявилось и проявляется в льготировании книгоиздания и книгораспространения.

Несмотря на социально-экономические трудности, нужда в чтении по-прежнему остаётся одной из основных потребностей россиян. Книга является мощным источником образования и культуры. Не случайно с ней связываются надежды на духовно-культурное возрождение России. Именно поэтому книгоиздатели и книготорговцы не без оснований надеются на новую государственную политику, которую предстоит выработать новому Министерству по делам печати.

Таким образом, развитие России 90-х годов характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества. Происходит трудный, противоречивый и болезненный переход страны от общественного социально-экономического уклада к частному, от командно-распределительной модели экономики к рыночной. Этот процесс не мог не затронуть книжный рынок «самой читающей страны в мире». В результате — изменениям подверглись (и подвергаются в настоящее время) практически все сегменты рынка книжной продукции.

Вместе с тем, сложный и противоречивый, во многом неоднозначный в своих проявлениях, процесс реформации книжного рынка исследуется недостаточно. А ведь внимательное экономико-социологическое исследование книжного рынка необходимо ещё и потому, что, являясь отраслью экономики, книжный рынок тесно связан с комплексом разнообразных социальных проблем — развитием духовной культуры, обучением подрастающего поколения, его воспитанием, формированием общественного мнения и др. Наконец, изучение рынка книжной продукции позволяет проследить, как, в зависимости от общих социально-экономических сдвигов в жизни общества, на книжном рынке меняется соотношение предложения, спроса, ассортимента издаваемой книжной продукции, как действует механизм формирования цен, какую модель ценообразования выбрать для национального рынка в целом и т. д.

Исходя из вышесказанного, автор диссертации полагает, что выбранная им тема исследования — «Книжный рынок как предмет социологического анализа» — весьма актуальна.

Актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами:

— потребностями социально-экономического развития общества при его переходе от одной социальной модели к другой, спецификой функционирования книжного рынка страны в этих условиях;

— реформирование всех сфер жизни общества привело к кардинальной реорганизации книжного рынка страны, всех составляющих его сегментов, переходу к плюрализму форм собственности, к снятию многочисленных ограничений на издание и продажу книг, радикальному изменению форм и способов деятельности книготорговых предприятий, реализующих книжную продукцию;

— резкое изменение социальных, политических и экономических условий жизни в стране привело к значительному увеличению цен на книжную продукцию и, в то же время, к снижению жизненного уровня населения, его покупательной способности, что, в свою очередь, повлекло заметную дифференциацию и поляризацию запросов социально активных групп населения, и, соответственно, сокращение объёмов продаваемой на рынке книжной продукции. Без внимательного изучения этих процессов крайне затруднено становление российского книжного рынка;

— вследствие резкого изменения системы ценностей и приоритетов жизни населения страны, книга заметно изменила своё социальное назначение, поскольку заметной коррекции подверглась потребность, нужда в ней у значительной части населения России. Недостаточное исследование «портрета» российского потребителя, зачастую, приводит, с одной стороны, к затовариванию рынка, а с другой — тормозится выпуск необходимых читателю книг;

— отсутствие единой информационной системы не позволяет досконально знать особенности функционирования книжного рынка, потребности актуального и потенциального покупателя, его платёжеспособность, осуществлять тесную связь «издатель-книготорговец-покупатель», формировать необходимый ассортимент и адекватные цены на книжную продукцию.

Всё это, по мнению диссертанта, определяет актуальность исследования выбранной темы.

Степень научной разработанности проблемы. Диссертационное исследование представляет собой первую попытку комплексного исследования российского книжного рынка как предмета социологического анализа. Этот срез остаётся во многом неизученным, хотя в целом ряде работ в том или ином объёме затрагивается данная проблема.

При этом автор диссертационного исследования опирался на методологию, методику и технику социологических исследований различных сфер жизни общества, нашедших свое отражение в работах: Л. Я. Аверьянова, Е. Г. Андрюшенко, В. С. Боровика, В. И. Верховина, А. Дикаревой, Г. И. Дёмина,.

В.П.Култыгина, Ю. Л. Кузнеца, Л. Н. Москвичёва, А. В. Овсянникова, Ю. В. Пешехонова, Г. Г. Силласте, Э. Н. Фетисова, ВА. Ядова1.

Анализируя экономические предпосылки и особенности развития отечественного рынка, автор исходил также из теоретических разработок ученых-экономистов и финансистов: Д. Бланд, А. Г. Грязновой, Н. И. Валенцовой, В. В. Выборновой, О. В. Голосова, В. Г. Гречихина, А. Н. Николаева, Н. А. Орловой,.

•л.

Я.А.Пляйса, В. Н. Родионовой, Г. Н. Сергеева, Г. Г. Силласте .

В России в настоящее время намечается тенденция улучшения сбора и обработки статистической информации о книжном рынке. Например, определённую работу в этом направлении проводят Российская книжная палата, Научно-информационный центр по издательскому делу, полиграфической промышленности и книжной торговле, Институт книги и социальных программ, другие организации и учреждения. Они выполняют научно-исследовательские.

1 Аверьянов Л. Я. Социология: что она знает и может. — М., 1993; Андрюшенко Е. Г. Общественное мнение в системе управления обществом. — М., 1989; Боровик B.C. Молодежь. Проблемы занятости М., 1995; Верховин В. И. Экономическая социология. — М.: ММТ 1998; Дикарева А., Демин Г. И. Социальные противоречия и конфликты, создание особых условий. — М., 1997; Култыгин В. П. История российской социологии. — М., 1995; Кузнец Ю. Л. КНДР: феномены массового сознания. — М: ИОН, 1990; Овсянников В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. — Л., 1989; Пешехонов Ю. В. Современные проблемы финансирования социальной сферы. — Финансы. — 1998. — № 4- Силласте Г. Г. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. — М.: ФА, 1999; Фетисов E.H. Общая социология. — Саратов, 1994; Краткий очерк истории социологии / Под ред. В.Ядова. — М., 1990.

Бланд Д., Грязнова А. Г. Предисловие // Страхование: Принципы и практика / Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1998; Валенцева Н. И. Банковский маркетинг // Банковское дело. Учебник. — М.: «Рост», 1992; Выборнова В. В. Теоретические проблемы развития общественного труда. — Душанбе, 1981; Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. — М., МГУ, 1988; Николаев А. Н. Социология труда в новых экономических условиях. — М.: ФА, 1998; Орлова Л. А. Социология маркетинга. — М.: ФА, 1998; Пляйс Я. А. Россия на пороге 21 века. Актуальные проблемы современной России. — М., 1995; Родионова В. М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства. — Финансы. — 1997. — № 4- Сергеев Г. М. Русская мечта: программа действий за социальную революцию. — Безопасность. — 1997. № 1−3. работы, социологические исследования, делают обзоры, позволяющие как специалисту, так и читателю лучше ориентироваться на российском книжном рынке.

Многие аспекты состояния книжного рынка отражены в работах И. Г. Андреевой, О. Э. Асиновской, Н. М. Белогородецкой, Э. П. Гаврилова, Н. И. Горбачёвой, Ю. А. Горшкова, В. С. Дубровина, В. Жаркова, Ю. Ф. Майсурадзе, Б. В. Кагана, Б. А. Кузнецова, А. Э. Мильчина, Ю. А. Михайлова, В. А. Лебедева, В. И. Листратенко, О. Л. Пестряковой, П. Ю. Полевой, Ю. В. Санникова, Ю. Н. Сапожникова, В. Ц. Худавердяна, Н.А.Смирнитского1, ознакомление с которыми оказало существенную помощь автору. Проводимая этими специалистами-исследователями работа позволяет надеяться на создание в России всестороннего информационного, статистического и социологического обеспечения книжного рынка.

Широкий круг исследовательских проблем отражён в литературе по маркетингу, что послужило серьёзным подспорьем при проведении исследования. Это относительно новое для российских условий направление во многом опирается на труды зарубежных авторов: Ф. Котлера, Дж. Р. Эванса, Б. Бермана,.

1 См.: Асиновская О. Э., Полевая П. Ю. Виртуальный журнал Торгового Дома «Библио-Глобус» // Книжная торговля. Научно-технический информационный сборник / Информпечать. — 1999. — Вып. 3- Горшков Ю. А. Развитие институциональной системы регулирования динамики доходов в книжном деле России: итоги и перспективы. — Издательское дело. Научно-технический информационный сборник / Информпечать. — 1999. — Вып. 1- Майсурадзе Ю. Состояние российского книгоиздания в 1990;1997 гг. // Новая полиграфия. Дайджест газеты «Новая полиграфия». — 1999. — № 3- Майсурадзе Ю. Ярмарки, ярмарки, и кто вас только выдумал? — Витрина, — 1998. — № 9- Полевая П. Российская книжная палата на ярмарке «Книги России-99» // Научно-технический информационный сборник / Информпечать. — 1999. — Вып. 3- Сапожников Ю. Н. Состояние книжной торговли в России: проблемы и перспективы // Новая полиграфия. Дайджест газеты «Новая полиграфия». — 1998. — № 2- Смирнитский H.A. Применение новых технологий в книгораспространении. — Книжная торговля // Научно-технический информационный сборник / Информпечать. — 1999. — Вып. 1- Энциклопедия книжного дела. -М.: Юрист, 1998; Кузнецов Б. А. Грустные размышления под знаком вопроса // Витрина читающей России. — 1998. — № 7−8.

Р.Мертона, Р. Баззела, Д. Кокса, Р. Брауна, Ф. Дэли, Е. Дихтля, Х. З. Хершгена, Фёгеле, С. Пинсона, Н. Малотра, А. Джейна1.

Особое значение для автора имели специальные исследования по книжному маркетингу: П. Д. Доблера, Д. Ленглер, Х. Роусона, Ч. Э. Хейворда, Д. Романоса, Дж. К. Росса, С. Болл, М. И. Страусса, Р. Хейла, Л. Мшшер, К. Энтони, Н.Дж.Бодиана, Н.Маккорда. Интересные методологические исследования современного российского книжного рынка и многообразия форм маркетинга содержатся в трудах российских ученых: О. Д. Андреевой, Н. И. Валенцевой, О. Змихновской, В. Д. Секерина, М. И. Соколовой, В. ПХлусова, Л. Е. Басовского, Л. А. Орловой, В. В. Герасименко, И. Успенского, Н. Ясинской3.

В последнее время появились и новые подходы по исследованию маркетинга, связанные с бизнесом в сети Интернет в работах российских и зарубеж.

1 См.: Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990; Баззел Р. Д., Кокс Д. Ф., Браун Р. В. Информация и риск в маркетинге. — М., 1993; Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. — М.: Экономика, 1990; Мертон Р., Фиске М., Кендал П. Фокусированное интервью. — М.: Институт молодёжи, 1991; Daly Frank W., Introduction to John P. Dessauer’s Book Industiy Trends 1982. — New York: Book Industiy Study Group, 1982; Дихтль E., Хершген X. Практический маркетинг. — M.: Высшая школа, 1995; Фёгеле 3. Директ-маркетинг. — М.: АО «Интерэкспорт», 1988; Pinson С., Malotra N.K., Jain A. Les styles cognitifs des consommateurs, Recherch et applications en marketing, 1991, vol. 3, № 1.

См.: Книжный маркетинг: Руководство к действию: Сб. статей / Пер. с англ. -М.: Терра, 1996.

3 Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: ИНФРА-М, 1997; Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1999; Валенцева Н. И. Банковский маркетинг / Банковское дело: Учебник. — М.: Рост, 1992; Герасименко В. В. Основы маркетинга. — М.: ТЕИС, 1999; Жарков В., Майсурадзе Ю. «Корпоративность — это порядочность»: Интервью // Витрина. — 1999. — № 1- Орлова Л. А. Социология маркетинга. — М.: ФА, 1998; Соколова М. И. Практикум по маркетингу. — М.: ЮНИТИ, 1995; Секерин В. Д. Маркетинг // Учебно-методическое пособие / Издание 2-е исправленное и дополненное. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999; Хлусов В. П. Основы маркетинга. — М.: «Издательство ПРИОР», 1999; Ясинская Н. Ю., Змихновская О. Б. Проблемы организации и проведения маркетинговых исследований в России. — Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1997. — № 5. ных авторов: А. Высоткина, С. Галкина, И. Успенского1, Винса Имери, П. Кента, Д.А.Уолла2.

Изучение обширной научной литературы по различным аспектам экономической социологии, методики и техники социологических исследований, социологии и маркетинга книжного дела, внедрения передовых технологий в книжный рынок послужило фундаментом для работы над диссертационным исследованием. Однако, при безусловной значимости научной литературы, сохраняется необходимость проведения комплексного социологического анализа, исследования различных социальных факторов, влияющих на состояние книжного дела в России. Сравнительно мало изученными остаются вопросы прогнозирования социальных аспектов книжного рынка. Недостаточное внимание уделено динамике социальных процессов и их отражению в книжном деле.

Цель диссертационной работы — исследовать книжный рынок как предмет изучения экономической социологии, определить перспективы и социальные последствия его развития в условиях формирования рыночных отношений в России.

Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие исследовательские задачи:

— проанализировать структуру, этапы и особенности функционирования российского книжного рынка в целом и его сегментов в отдельности в период перехода к рыночной социально-экономической модели развития общества;

1 См.: Высоткин А. Реклама в Internet: тонкости, советы, примеры и способы работы. — М.: Познавательная книга плюс, 1999; Галкин С. Е. Бизнес в Internet. -М.: «Центр», 1998; И. Успенский. — Интернет как инструмент маркетинга. — СПб.: БВХ-Санкт-Петербург, 1999.

2 См.: Вине Имери. Как сделать бизнес в Internet, 3-е изд. / пер. с англ. Под ред. Н. М. Макаровой. — М.: Диалектика, 1998; Кент П. World Wide Web. — М.: ЮНИТИ, 1996; Уолл Д. А. Использование World Wide Web. — Киев: Диалектика, 1997.

— выявить возможности социологических методов книжного маркетинга как инструмента повышения эффективности функционирования книжной торговли, адаптировав количественные и качественные методы к изучению книжного рынка;

— исследовать влияние социальных факторов на состояние книжного рынка в условиях становления рыночных отношений в России, показать динамику трансформации рынка книжной продукции и его субъектов при переходе от одной социально-экономической модели к другой, раскрыв при этом особенности процессов, происходящих на российском книжном рынке;

— обобщить новые формы современного книжного рынка;

— дать прогностическую оценку перспективам развития российского рынка книжной продукции на ближайшие два-три года;

— предложить практические рекомендации по повышению эффективности функционирования книжного рынка, социолого-экономическому изучению российского книжного рынка как нового предмета экономической социологии.

Объект исследования — субъекты книжного рынка, потребители и их поведение в сфере книжного дела.

Предметом является российский книжный рынок в условиях переходной экономики.

Научная новизна исследования заключается в:

— уточнении категориального аппарата, используемого при социологическом анализе книжного рынка;

— адаптации существующих в социологии количественных и качественных методов применительно к изучению социальных аспектов книжного дела в целом и книжного рынка, в частности;

— обобщении социальных тенденций изменения российского книжного рынка за последнее десятилетие;

— обосновании возможности и необходимости внедрения электронных книжных магазинов в отечественную практику книжной торговли;

— разработке системы рекомендаций, направленных на оптимизацию выполнения книжным рынком своих социальных функций.

Методология исследования. Автор руководствуется принципами социального детерминизма, историзма и объективного анализа конкретной ситуации, сложившейся в рыночной экономике России. При этом диссертант опирается как на общесоциологические законы, так экономические законы функционирования рынка, применяя и междисциплинарный подход к его исследованию.

В качестве методологических принципов в диссертационном исследовании были использованы принципы:

— целостного подхода к анализу исследуемого явления;

— единства логического и исторического;

— принципы когерентности и непротиворечивости выдвигаемых положений.

В работе использовались также приемы структурного анализа, интерпретационный метод, элементы системного подхода.

Эмпирическая база исследования. Автор принимал участие в серии общероссийских социологических исследований состояния книжного дела, проводимых методами анкетирования в Институте книги Всероссийской книжной палаты под руководством д.ф.н., проф. В. Ц. Худавердяна в 1992;1993, 1995;1996 и 1998 гг. (Совокупный объем выборочной совокупности — 8764 респондента).

Диссертантом были проведены экспертные оценки представителей субъектов книжного рынка в 1997, 1998 и 1999 гг. (общая выборочная совокупность — 459 экспертов).

Были обобщены и проанализированы данные государственной и исследовательской статистики по состоянию книжного дела и книжного рынка в Российской Федерации.

В ходе исследования было проведено 34 процедуры фокус-групп с совокупным количеством участников — 482 человека.

Методы исследования. В ходе выполнения диссертационного исследования применялись общенаучные методы (анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения и т. д.) — методы ситуационного анализа, поисковых прогнозов (экстраполяции, последовательных приближений и др.) — анализ документов (на практической базе книжного магазина) — вторичный анализ статистических и других данныханализ данных экспериментальных продаж и др.

Практическая значимость работы. Данная работа носит как теоретический, так и практический характер. С одной стороны, результаты социологического исследования дополняют и развивают понимание проблем становления и развития рыночной системы книжного дела в России. Они могут быть использованы как в ходе последующих исследований, так и при организации учебного процесса в вузах, готовящих специалистов книжного дела.

С другой стороны, результаты исследования, в особенности касающиеся современного состояния книжного рынка, перспектив его развития на ближайшие годы, а также прогноз цен на книжную продукцию и покупательного спроса, предложения и выводы, сформулированные в диссертации, имеют практическое значение для развития российской книжной торговли и могут быть реализованы в формировании нового российского рынка книжного дела. На основе данных исследования диссертантом, в частности, были внедрены виртуальные формы книжной торговли.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования излагались на научных конференциях и семинарах. Среди них: международная конференция «Розничная книжная торговля в России» (Москва, октябрь.

1999 г.), отраслевой круглый стол «Концепция открытия Интернет-магазинов по территории России» (сентябрь 1999 г.), отраслевой круглый стол «Проблемы создания Интернет-магазина на \^еЬ-сервере „Библио-Глобуса“ в дальнем зарубежье» (сентябрь 1999 г.), на семинаре «Логистика «Библио-Глобуса» (октябрь 1999 г.).

По теме диссертации имеются три публикации, объёмом 1,1 п.л.:

1. Книжный рынок глазами социолога и социального антрополога // Социальная антропология на рубеже тысячелетий. Материалы Всероссийской научной конференции. — М.: МГСУ, 1998. — 0,3 п.л.

2. Книжное дело как отражение социальных тенденций // Множественные современности в эру глобализации. Материалы научного симпозиума. — М.: ИСПИ РАН, 1999. — 0,4 п.л.

3. Читательский спрос в эпоху пост-модерна // Социальное управление в эпоху пост-модерна. Материалы научной конференции. — М.: ИСПИ РАНМГУ, 1999.-0,4.

Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести подразделов, заключения и списка использованной литературы.

1. Художест. и 1610 365,1 1971 282,3 1742 80,7 2100 54,2 2560 54.3развивающая, в т. ч. детская 1419 337,7 1720 256,3 1258 57,4 1620 42,7 1792 34.6художественная.

2. См. об этом: Распространение деловой книги. Книжное дело. — 1998. — № 3−4. — С. 21. современное книгоиздание?", почти треть респондентов отметили целый ряд направлений, которые, по их мнению слабо представлены, либо вовсе отсутствуют на книжном рынке:

3. Научно-техническая литература: геология, минералогия, строительная химия.

4. Школьные учебники, в особенности для младших классов.

5. Экономика, инвестиции, финансы.

6. Техника: бытовая техника, компьютеры, программирование.

7. Книги по технологии фарфора.6. Фотография.

8. Юридическая литература: кодексы с комментариями.8. Православная литература.

9. Русское прикладное искусство.

10. Книги региональных издательств.

11. Книги по своей специальности (53,9 процента).

12. Классические произведения художественной литературы (35,3 процента).

13. Детективы (24,5 процента).

14. Современную интеллектуальную прозу (20,6 процента).

15. Каких книг не хватает московскому читателю? Книжный бизнес. — 1999. — № 9. С. 27.

16. Прикладную литературу: по кулинарии, популярной медицине, садоводству, рукоделию и др. (18, 6 процента).

17. Книги для детей (17,6 процента).

18. Фантастику (13,7 процента).8. Учебники (13,7 процента).

19. Любовный роман (10,8 процента).

20. Словари, справочники, энциклопедии (9,8 процента).

21. Книги по истории (исторические исследования) (8,8 процента).

22. Книги по искусству (5,9 процента).

23. Научно-популярную литературу (4,9 процента).14. Мемуары (3,9 процента).

24. Книги по магии, эзотерике, оккультизму (2,9 процента).

25. См. об этом: Майсурадзе Ю. Состояние российского книгоиздания в 1990—1997 гг. // Новая полиграфия. Дайджест газеты «Новая полиграфия». 1999. — № 3. — С. 92−93.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой