Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Законодательство в области промышленной безопасности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ действует на территории Российской Федерации с 1997 г. Все положения закона обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — организации), действующими в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, независимо от организационно-правовой формы… Читать ещё >

Законодательство в области промышленной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

" Законодательство в области промышленной безопасности"

В наше время промышленность развивается быстрыми темпами и вслед за этим законодательно-правовая база в области промышленной безопасности также интенсивно меняется — разрабатываются техрегламенты, выходят в свет новые директивы Ростехнадзора, да и само ведомство претерпевает структурные изменения.

Вопросы промышленной безопасности становятся все более актуальными в свете возрастающего числа экологических и техногенных катастроф и аварий и объективно требуют выработки новых подходов к обеспечению безопасности в промышленности.

Промышленная безопасность — это состояние объекта, предприятия, производства, которое определяется совокупностью мер организационного и технического характера, обеспечивающее стабильность технологического процесса и исключающее (минимизирующее) вероятность возникновения аварийных ситуаций, а в случае их возникновения предотвращающее воздействие опасных факторов на население.

Безусловно, что грамотные руководители и специалисты хотят максимально обезопасить себя от аварий, конфликтных ситуаций с надзорными органами, экологических и прочих рисков, связанных с эксплуатацией опасных объектов.

1.Законодательство в области промышленной безопасности в России и мире

Зарубежное и международное законодательство по промышленной безопасности:

· Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий, ООН, 1992

· Кодекс по предотвращению промышленных аварий, МОТ, 1990

· Директива о предотвращении крупных промышленных аварий № 82/501/ЕЭС (Директива Севезо), ЕЭС, 1982

· Закон о профессиональной безопасности и здравоохранении, США, 1970

В Российской Федерации промышленная безопасность опасных производственных объектов базируется на фундаментальном документе — на законе «О промышленной безопасности».

Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ действует на территории Российской Федерации с 1997 г. Все положения закона обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — организации), действующими в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Помимо этого имеются:

· «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ПБ 03−517−02).

· Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

· Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ.

Рассмотрим поподробнее Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ.

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Федеральный закон № 116-ФЗ охватывает следующий спектр вопросов:

· основы обеспечения безопасной эксплуатации и предупреждения аварий на опасных производственных объектах;

· обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий.

1.1 Опасные производственные объекты

Согласно статье 2 и Приложения 1, настоящий федеральный закон о промышленной безопасности относит к опасным производственным объектам предприятия, цехи, участки, площадки, прочие производственные объекты, где:

1. получают, перерабатывают, используют, хранят, образуют, транспортируют опасные вещества, по категориям: воспламеняющиеся, взрывчатые, окисляющие, горючие, токсичные и высокотоксичные, представляющие опасность для окружающей среды;

2. используют оборудование, работающее при температуре нагрева воды свыше 115? С или под давлением более 0,07 МПа;

3. применяют стационарные грузоподъемные механизмы, канатные дороги, эскалаторы, фуникулеры;

4. получают расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов;

5. проводят обогащение полезных ископаемых, горные и подземные работы.

С полным перечнем опасных производственных объектов можно ознакомиться в Приложении 1 к рассматриваемому закону.

1.2 Правовое регулирование в области промышленной безопасности

промышленный безопасность технический

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

1.3 Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

Обратимся к статье 5 настоящего закона:

Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

1.4 Деятельность в области промышленной безопасности

Статья 6 закона № 116-ФЗ определяет виды деятельности, касающиеся промышленной безопасности производственных объектов:

· проектирование, строительство, эксплуатация, техническое перевооружение, капитальный ремонт, реконструкция, консервация и ликвидация;

· изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт применяемых технических устройств;

· проведение экспертизы промышленной безопасности;

· подготовка и переподготовка кадров.

На некоторые из перечисленных видов деятельности необходимо получение лицензии в порядке, установленном действующим законодательством.

1.5 Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте

В соответствии со статьей 7 федерального закона о промышленной безопасности, эксплуатация технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, допускается только после их экспертизы и получения разрешения на применение, если иные условия не установлены техническими регламентами к устройствам. При этом организация должна оплатить государственную пошлину за выдачу разрешения.

Технические устройства должны:

· соответствовать требованиям промышленной безопасности;

· проходить приемочные испытания;

· иметь техническую документацию, в которой указываются условия и требования эксплуатации, методика проведения контрольных испытаний, ресурс и срок эксплуатации, порядок технического обслуживания, ремонта и диагностирования.

1.6 Прочие требования и права согласно Федеральному закону о промышленной безопасности 116-ФЗ

В федеральном законе о промышленной безопасности установлены и прочие требования по опасным производственным объектам определяющие:

· эксплуатацию, локализацию и ликвидацию последствий аварии на объекте;

· производственный контроль;

· техническое расследование причин аварии;

· порядок предоставления декларации промышленной безопасности;

· основы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на объекте.

Так же в соответствии со статьей 8 проводится государственная экспертиза документов при осуществлении капитального ремонта, ликвидации и консервации; при техническом перевооружении, если документация не включена в проектную документацию; декларации промышленной безопасности; самих зданий и сооружений, расположенных на опасном производственном объекте.

Статья 16 федерального закона о промышленной безопасности закрепляет право государственного надзора в области промышленной безопасности, в том числе основания для проведения плановой и внеочередной проверок. За нарушения положений указанного закона организации несут административную и уголовную ответственность, за причинение вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте пострадавшим организациями выплачиваются компенсации.

2.Лицензированиев области промышленной безопасности

Лицензирование в области промышленной безопасности регулируется в соответствии с:

— Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗс изменениями от 02.07.2013 № 185-ФЗ.

— Постановлениями Правительства Российской Федерации:

· 04.06.02 № 382 «О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ»

· от 14.08.02 № 595 «О лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов»

· от 26.06.02 № 468 «О лицензировании производства взрывчатых материалов промышленного назначения»

Полномочия Ростехнадзора по лицензированию деятельности в области промышленной безопасности сводятся к деятельности по:

— эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;

— эксплуатации пожароопасных производственных объектов в части, касающейся деятельности по эксплуатации объектов, на которых ведутся подземные и открытые горные работы;

— эксплуатации химически опасных производственных объектов;

— проведению экспертизы ПБ;

— производству маркшейдерских работ;

— производству взрывчатых материалов промышленного назначения;

— хранению взрывчатых материалов промышленного назначения;

— применению взрывчатых материалов промышленного назначения;

— распространению взрывчатых материалов промышленного назначения.

Заключение

В России совокупный годовой материальный ущерб от техногенных катастроф и аварий, включая затраты на их ликвидацию, составляет десятки миллиардов рублей.

Значительная доля этого ущерба связана с авариями на опасных производственных объектах, которые представляют серьезную потенциальную угрозу населению и окружающей среде в случае нарушения установленных норм и требований промышленной безопасности.

Показатель социального риска техногенного характера (частота аварий, приводящих к поражению определенного количества людей) в Российской Федерации в несколько раз выше, чем в развитых странах.

Череда крупных аварий, произошедших в последние годы в России и в других странах, свидетельствует о повсеместном недостаточном уровне внимания к вопросам обеспечения безопасности, как в технологическом, так и в организационном плане.

Именно поэтому так важно, чтобы государство не просто обращало своё внимание на эту область, но и создавало определенную нормативно-правовую и законодательную базу.

промышленный безопасность технический

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. О промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116: федер. закон: [принят Гос. Думой 20 июня1997 г.] - М.: Омега-Л, 2013. — ISBN: 978−5-370−3 005−5.

2. Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов: ПБ 03−517−02:утв. Госгортехнадзором РФ 18.10.2002 г. N 61-А01: ввод. в действие с 11.12.2002 N 204. — М.: ДЕАН, 2011. — 32 с.: ил.; 20 см — (Безопасность труда России). — 150 экз. — ISBN 978−5-93 630−787−4.

3. Российская Федерация. Законы. О лицензировании отдельных видов деятельности № 99: федер. закон: [принят Гос. Думой 22апреля 2011 г.: одобр. Советом Федерации 27апреля 2011 г.]. — [9-е изд.]. — М.:Российская газета, 06.05.2011. — № 5473. -С. 18.

4. Электронный каталог интернет-энциклопедии Википедия [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Промышленная_безопасность—Загл. с экрана.

5.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой