Конституционное право
По юридическим свойствам указы и распоряжения Президента делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы — общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении… Читать ещё >
Конституционное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие источников Российского Конституционного права
1.1 Понятие источника конституционного права
1.2 Нормативный акт как источник российского конституционного права
2. Источники Конституционного права РФ и их характеристики.
2.1 Конституция Российской Федерации
2.2 Конституционные законы и законы Российской Федерации
2.3 Декларация
2.4 Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
2.5 Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ
2.6 Договоры и соглашения
2.7 Конституции республик
2.8 Уставы субъектов РФ
2.9 Постановления Конституционного суда РФ
2.10 Постановления Правительства РФ
2.11 Иные источники конституционного права России СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На современном этапе для России характерно возрастающее влияние конституционного права в жизни общества и государства. Ныне конституционное право — одна из самых динамичных отраслей отечественного права. Начало этому процессу положила Конституция РФ 1993 г., провозгласившая основные ориентиры реформирования российского общества и государства. Именно конституционные цели построения в России правовой государственности обусловливают особую роль и актуальность конституционных предписаний.
Складывающееся в нашей стране новое конституционное право привело к изменению системы источников ведущей отрасли права.
1. Понятие источников Российского Конституционного права
1.1 Понятие источника конституционного права
Термин «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта:
ѕ во-первых, источник права представляет собой форму выражения правовых норм;
ѕ во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера.
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.
Понятие «источник права в материальном смысле» отвечает на вопрос: откуда право берет начало? В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют содержание права, т. е. материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
Источник права в юридическом значении — это документ, выполненный в письменной (либо электронной) форме, носитель информации о нормах права. Источник права есть итог правотворческой деятельности государства; либо прямого волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, весьма редко — результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя).
Существуют различные виды источников норм права — нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание.
Так, во всех странах наиболее распространенным видом источников права выступает нормативный акт. Вместе с тем, такие правовые регуляторы, как судебный прецедент, правовой обычай бесспорно признаются всеми специалистами науки и практики в качестве источника права, в частности — конституционного права. Новыми источниками российского права являются внутригосударственные и межгосударственные договоры.
Под источником конституционного права понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права Конституционное право России. Козлова Е. И., Кутафин О. Е., 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2011.
право конституция юридический
1.2 Нормативный акт как источник российского конституционного права
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты. После отмены акта он перестает являться источником действующего права.
Нормативный акт как источник права, характеризуют следующие признаки:
1) Акты, исходящие от государственной власти, сформулированные государственной властью;
2) Акты, принимаемые органами (должностными лицами) публичной власти в пределах их компетенции;
3) Нормативные акты принимаются и изменяются на основе особой, правотворческой процедуры их принятия, опубликования и введения в действие;
4) Нормативные акты как источники права являются имеют письменную форму, подлежат обязательному опубликованию в официальных периодических изданиях; причем в отношении нормативных актов высшей государственной власти официальное опубликование является условием их вступления в юридическую силу, т. е. условием приобретения ими качества источников права;
5) Нормативные акты государства многообразны и находятся между собой в иерархической подчиненности. Приоритетом во всей пирамиде нормативных актов обладает Конституция и законы, причем Конституция имеет статус «Основного Закона».
Нормативные правовые акты — источники, делятся на виды.
1. конституция;
2. законы;
3. декларации;
4. нормативные акты главы государства и исполнительной власти;
5. нормативные акты органов конституционного контроля;
6. парламентские регламенты;
7. акты местного самоуправления.
По критерию территории их действия следует различать три вида нормативных правовых актов:
ѕ действующие на всей территории Российской Федерации;
ѕ действующие только на территории отдельного субъекта РФ (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения);
ѕ нормативные правовые акты, действующие лишь в границах конкретного муниципального образования (города, района, др.).
Указанные два варианта классификаций не исключают одна другую. Так, конституции, законы, нормативные акты главы государства и исполнительной власти, органов конституционного контроля и парламентские регламенты бывают двух территориальных уровней:
ѕ общефедеральные (принимаемые органами и должностными лицами Федерации и действующие на всей территории РФ)
ѕ нормативные акты субъекта РФ (принимаемые компетентных органом либо должностным лицом субъекта РФ и действующие только в границах соответствующего субъекта РФ).
2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права.
2.1 Конституция Российской Федерации
Конституция Российской Федерации — главный источник государственного конституционного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Конституция закрепляет и выражает высшие правовые нормы и выступает в качестве абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации Конституционное право России. Червонюк В. И., М.: Термика, Инфра-М, 2012.
Конституция — основной закон. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является источником для всех отраслей права. Она обладает высшей юридической силой в сравнении со всеми иными источниками российского права, относящимися ко всем отраслям российского права. Однако для конституционного права Конституция РФ — это не только источник отрасли, имеющий высшую юридическую силу, но это основной специальный кодифицированный закон этой отрасли.
Конституция РФ характеризуется в качестве безусловного источника конституционного права, в отличие от федеральных законов, подзаконных актов, международных договоров и т. д., которые выступают в качестве источников лишь при наличии в них конституционно-правового содержания.
Конституция возглавляет систему источников российского права, в том числе систему источников конституционного права, устанавливает иерархию нормативных актов и провозглашает свой приоритет в системе правовых актов. Все иные источники конституционного права производны от Конституции.
Так, согласно п. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» Конституционное право России. Червонюк В. И., М.: Термика, Инфра-М, 2012.
Конституция РФ имеет более высокую юридическую силу в сопоставлении с многосторонними федеративными и другими внутригосударственными договорами между Российской Федерацией и субъектами РФ по поводу разграничения предметов ведения и полномочий. В соответствии с п. 1 разд. II Конституции РФ: в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, внутригосударственных договоров и между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ — действуют положения Конституции РФ.
Конституция стоит над всеми органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их объединениями, которые «обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» (п. 2 ст. 15 Конституции 1993 г.).
Приоритет Конституции РФ в системе источников российского права проявляется и в том, что законы, иные нормативные акты могут подвергаться экспертизе в Конституционном Суде РФ на предмет их соответствия Федеральной Конституции.
При этом: «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, не соответствующими Конституции, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению» п. 6 ст. 125 Конституции РФ 1993 г.
2.2 Конституционные законы и законы Российской Федерации
Вторым по юридической силе после Конституции РФ видом источников конституционного права выступают законы.
Законы регулируют важнейшие общественные отношения. Законы — это наиболее распространенная форма конституционно-правовых норм. Но не любой закон является источником конституционного права, а только те законы, которые содержат конституционно-правовые нормы.
Законы — это нормативные акты, которые принимаются Парламентом — Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности — посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ.
Федеральное Собрание — единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов, т. е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ.
Помимо парламентского способа, законы РФ могут быть приняты на основе процедуры референдума, т. е. путем всенародного голосования по законопроекту. Однако в современной практике РФ действуют лишь федеральные законы, принятые парламентским путем, нет ни одного закона, который был бы принят на референдуме, за исключением Основного Закона — Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
В РФ есть три категории федеральных законов как источников конституционного права:
ѕ федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ;
ѕ иные федеральные конституционные законы;
ѕ федеральные законы (т.е. обычные законы).
Они различаются по предмету регулирования, юридической силе, способу принятия.
Федеральные конституционные законы — это разновидность законов в РФ. Они были официально признаны с принятием Конституции РФ 1993 г. В РФ есть две основные категории федеральных конституционных законов — федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ и иные федеральные конституционные законы.
а) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции имеют ряд — временный характер автономного регулирующего воздействия, «которое поглощается внесением поправки в Конституцию».
Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции, в свою очередь, представлены в трех разновидностях:
1) федеральные конституционные законы о поправках к главам 3−8 Конституции РФ;
2) федеральные конституционные законы и принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ;
3) федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.
Указанные три разновидности федеральных конституционных законов о поправках Конституции различаются по их содержанию и порядку принятия; но имеют одинаковый предмет регулирования — отношения, характеризующие фактическую Конституцию общества; и имеют одинаковую юридическую силу, совпадающую с юридической силой самой Конституции. Данные конституционные законы имеют некоторые особенности в порядке принятия, которые заключаются в следующем.
1. Федеральные конституционные законы о поправках к главам 3−8 Конституции РФ считаются принятыми, если они одобрены Палатами Парламента Федерального Собрания России — большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и вступают в юридическую силу после их одобрения на протяжении, не превышающем один год после принятия Федеральным Парламентом, органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономного округа, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) ст. 136 Конституции РФ 1993 г. и ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». .
2. Федеральные конституционные законы о принятии в РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ; и федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ принимаются на основе процедуры, аналогичной ФКЗ о поправках к главам 3−8 Конституции РФ — но без стадии одобрения органами законодательной власти субъектов РФ п. 1 ст. 137 Конституции РФ 1993 г. и в ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 г.
3. Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции) являются видом источников российского права, в том числе видом источников российского конституционного права.
Они отличаются и от обычных федеральных законов и от ФКЗ о поправках к Конституции РФ. Несовпадения с ФКЗ о поправках к Конституции обнаруживаются в следующем. Хотя процедура принятия ФКЗ полностью совпадает с процедурой принятия одной из разновидностей ФКЗ — о поправках в п. 1 ст. 65 Конституции, тем не менее, по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства.
Перечень ФКЗ строго лимитируется Конституцией.
Обычные федеральные законы (или просто «федеральные законы») — это важнейший вид источников конституционного права, «наиболее многочисленная и подвижная разновидность законов».
Федеральные законы принимаются Федеральным Собранием — Парламентом России на основе раздельного голосования в Палатах Парламента — Государственной Думе и Совете Федерации большинством голосов от конституционно установленной численности депутатов в каждой из палат (ст. 105 Конституции РФ 1993 г.).
Источниками конституционного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Например, в их перечне можно назвать следующие федеральные законы:; «О выборах Президента РФ»; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»; «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» и др.
Федеральные законы по своей юридической силе стоят ниже Конституции РФ и федеральных конституционных законов, однако, они имеют приоритет в сравнении со всеми иными видами нормативных правовых актов. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные федеральные правовые акты не должны противоречить не только Конституции РФ, не только федеральным конституционным законам, но и федеральным законам (п. 3 ст. 90; п. 3 ст. 115 Конституции РФ 1993 г.).
2.3 Декларация
В конституционном праве под декларацией понимается политико-юридический документ, констатирующий коренные изменения в государственном строе, правовом положении человека и гражданина.
Декларации, как правило, знаменуют собой коренное изменение строя государства и народов, политических партий, общественно-политических движений. Декларация в этом смысле есть документ, который принимается при образовании нового государства и установлении его исходных начал, главным образом во взаимоотношении личности и государства.
Посредством декларации возникающие вследствие суверенизации независимые республики провозглашают национальный и государственный суверенитет, построение новой государственности.
2.4 Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. Обладая широкими полномочиями, Президент реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений. Это властные акты и они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой для издания Правительством нормативных и правовых актов (ч. 1 ст. 115).
По юридическим свойствам указы и распоряжения Президента делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы — общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности. Издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации.
2.5 Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания РФ
Каждая из Палат Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума принимает свои постановления. Согласно Конституции РФ 1993 г., постановления Совета Федерации (и, соответственно — Государственной Думы) принимаются большинством голосов от общего числа членов Палаты, «если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации» (п. 3 ст. 102; п. 3 ст. 103 Конституции). Постановления, принятые одной Палатой, не требуют их утверждения другой Палатой и подписания их Президентом РФ.
Постановления принимаются Палатами Парламента по различным вопросам: по поводу отклонения законопроекта, внесенного депутатом, либо иным субъектов права законодательной инициативы; о принятии законопроекта в 1-ом либо во 2-ом чтении; о принятии и направлении законопроекта в другую Палату (либо Президенту РФ на подпись); о повторном рассмотрении законопроекта; о парламентском запросе к государственному органу либо должностному лицу; о досрочном прекращении полномочий депутата Палаты в связи с его заявлением о сложении полномочий; о передаче мандата депутата Государственной Думы следующему в партийном списке кандидатов в связи с досрочным прекращением полномочий депутата; о подтверждении начала полномочий члена Совета Федерации; о назначениях в составы комитетов и комиссий Палат Федерального Собрания, многие другие. Важное нормативное значение имеют периодически принимаемые Государственной Думой постановления об амнистии (например — от 18 июля 1999 г.).
Особую роль среди актов Палат парламента РФ играют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, которые представляют собой нормативные акты.
Регламент Палаты Федерального Собрания: устанавливает внутреннюю организацию и процедуры работы Палаты, закрепляет механизмы замещения должностей в палате, статусы руководящих должностных лиц, статусы комитетов и комиссий палаты, порядок проведения заседаний, порядок законодательной деятельности, основные стадии законодательного процесса, порядок голосования и принятия решения, др.
2.6 Договоры и соглашения
Как разновидность источников конституционного права конституционно-правовой договор является соглашением двух или нескольких субъектов конституционного права.
Конституционно-правовой договор представляет разновидность публичных нормативных договоров, заключаемых федеральными органами государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ либо органами государственной власти субъектов Федерации между собой.
Российской конституционной практике известны три вида таких договоров:
ѕ федеративный договор,
ѕ внутрифедеральные;
ѕ международные договоры, соглашения.
Федеративный договор — это договор между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации по поводу разграничения предметов ведения и полномочий.
Внутрифедеральные договоры — это двусторонние или многосторонние нормативные соглашения между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ либо соглашения между субъектами Федерации. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий — правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ. Такой договор представляет собой разновидность двусторонних внутригосударственных договоров, заключенных между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Международный договор — это ратифицированный Государственной Думой договор, содержащий нормы конституционного права. Международный договор РФ — это международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме. В зависимости от субъектов заключения договоров Закон различает три их разновидности:
1) межгосударственные — заключенные с международными организациями от имени РФ;
2) межправительственные — заключенные от имени Правительства РФ;
3) договоры межведомственного характера — заключенные от имени органов исполнительной власти.
2.7 Конституции республик
В соответствии со статьей 66 Конституции РФ основные положения, касающиеся статуса, т. е. правового положения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации.
Наряду с этим все субъекты Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции России. Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики.
Конституция республики не может противоречить Конституции России. Исходя из текста ст. 66 Конституции следует признать, что конституции республик являются частью правовой системы Российской Федерации, т. е. должны соответствовать Конституции. Вместе с тем они, естественно, могут и должны учитывать особенности своих республик, в частности их национального состава.
Конституция принимается республикой самостоятельно (это одно из ее прав), и она не нуждается в утверждении со стороны высших органов государственной власти Российской Федерации.
Конституция республики — это не столько форма правового документа, сколько его содержание. Она может именоваться иначе (например, в Республике Калмыкия действует Степное Уложение), но быть Основным законом, если заключает в себе конституирующие положения.
2.8 Уставы субъектов РФ
Статус других субъектов Российской Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов. Край, область, город федерального значения уже не могут рассматриваться как административно-территориальные единицы. В уставе края, области так же, как и в конституции республики, должны быть учтены специфические особенности данной территории и проживающего на ней населения.
Устав субъекта Федерации регулируют организацию и деятельность его государственных органов, взаимоотношения этих органов между собой, а также с общественными объединениями, права и свободы проживающих на данной территории граждан.
Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст. 66 п. 2 Конституции РФ).
2.9 Постановления Конституционного суда РФ
К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. С формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стоят выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является.
Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.
2.10 Постановления Правительства РФ
Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.
Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в России. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления правительства могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115). Кроме этих видов актов Правительство принимает также заключения и распоряжения.
2.11 Иные источники конституционного права России
Акты органов местного самоуправления
Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.
Система местного самоуправления, согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм.
Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Акты чрезвычайных государственных органов
В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст. 55 Конституции России предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционные обычаи
Конституционный обычай представляет сложившееся в практике деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления правило, которое в силу многократного повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права. Конституционно-правовые обычаи складываются в парламентской, избирательной практике, в деятельности органов местного самоуправления. Некоторые из таких обычаев, имеющие особую значимость, получают законодательное закрепление.
Конституционные обычаи — это нормы, относящиеся к числу «неписаных»; имеют специфическую структуру и по каким-либо причинам не входят в систему законодательства, однако с течением времени могут быть законодательно оформлены.
В то же время не все конституционные обычаи требуют специального законодательного признания, соответственно оставаясь и де-юре, и де-факто юридическим средством конституционного регулирования. В этом случае за конституционным обычаем сохраняется большая гибкость, что не свойственно «писаным» нормам права.
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Собрание Законодательства Российской Федерации, 2014 г.,
3. Конституция Российской Федерации. Комментарий под общей редакцией Б. Н. Топорина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. Москва, «Юридическая литература» 2013.
4. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2010
5. Конституционное право России. Козлова Е. И., Кутафин О. Е., 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2011
6. Конституционное право России. Червонюк В. И., М.: Термика, Инфра-М, 2012.
7. Конституционное право России: Учебное пособие. Катков Д. Б., Корчиго Е. В. — М.: Юриспруденция, 2012.
8. Конституционное право России. Учебник. Казанчев Ю. Д., Стрекозов В. Г. — М.: Новый Юрист, 1997.