Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Правовой статус Президента Российской Федерации

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здесь важно отличать запрос на стабильность и естественные опасения российского общества, уставшего от потрясений, от привычных попыток решить все проблемы, стоящие перед страной, за счет упования на единоличную безграничную власть одного, пусть даже очень сильного и талантливого лидера. Само возникновение таких запросов, в частности, настойчивый запрос на изменение Конституции в 2008 году… Читать ещё >

Правовой статус Президента Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

Юридический институт Курсовая работа по дисциплине «Конституционное право Тема: Правовой статус Президента Российской Федерации

Содержание Введение

1. Россия — президентская республика

2. Конституционный статус Президента Российской Федерации

3. Важнейшие полномочия Президента

4. Координирующая и объединяющая роль Президента в системе государственной власти Российской Федерации

5. Формы контроля над деятельностью Президента России

6. Формы взаимодействия Президента Российской Федерации с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ

7. Формы взаимодействия Президента Российской Федерации с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ Заключение Список литературы

«Президент (от лат. praesidens — „сидящий впереди“, т. е. председательствующий на собрании)… Президент государства — это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов».

В демократических странах на институт Президента возлагается основополагающая функция гаранта основ существующего конституционного строя.

Посредством обращения в Конституционный Суд, а также личными распоряжениями, Президент осуществляет контроль в первую очередь за соблюдением Конституции государства и блокирует любые решения, противоречащие основному Закону. Кроме ведущей роли в сохранении законности в стране, Президент, в силу своего исключительного статуса, является лицом, ответственным в целом за общественное благополучие.

Согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации, Президент России является главой государства (ч. 1 ст. 80), символом государства и официальным представителем народа Российской Федерации в стране и за рубежом.

Президент является также гарантом прав и свобод личности в государстве, охраняет суверенитет страны, являясь Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России.

Работа Президента по обеспечению единого правового поля для деятельности органов государственной власти в стране заключается в четком разграничении полномочий законодательной, судебной, исполнительной ветвей власти, создание стройной системы их взаимоподчиненности, взаимодействия и подконтрольности, неукоснительного соблюдения законности и правопорядка. Обеспечение согласованного взаимодействия и функционирования системы государственной власти в стране — важнейшее условие процветания и стабильного развития государства.

Именно Президент России определяет основные направления развития внутренней и внешней политики государства, для чего ежегодно определяет и оглашает их в ежегодном послании президента РФ Федеральному Собранию РФ. Федеральные органы исполнительной и законодательной власти несут ответственность за исполнение положений этого документа.

Целями данной работы является подробное рассмотрение конституционного статуса Президента Российской Федерации, раскрытие определяющего значения статуса и роли личности Президента для развития государства и общества в целом.

конституционный президент власть законодательный

1. Россия — президентская республика В статье 1 Конституции РФ сказано, что в России устанавливается республиканская форма правления. Рассмотрим кратко систему парламентской власти, действующую в России.

Федеральное Собрание российской Федерации — парламент страны — состоит из двух палат. Нижняя палата — Государственная Дума Российской Федерации, и верхняя палата — Совет Федерации. На них возложена законодательная функция, функция формирования органов исполнительной и судебной власти (правительства, судебных органов и т. п.), а также контроль над деятельностью всех органов государственного аппарата.

Состав Государственной Думы (нижняя палата состоит из 450 депутатов) избирается всеобщим голосованием граждан РФ по смешанной системе.

Согласно Конституции Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако фактически полномочия нижней палаты по вопросу формирования органов исполнительной власти и контроля над их деятельностью оказываются ограниченными.

При возникновении определенной политической ситуации в стране Президент может своим указом распустить Государственную Думу, если депутаты трижды отклонят предложенную Президентом кандидатуру на должность Председателя правительства РФ.

В случае же повторного выражения недоверия Правительству в течении трех месяцев Государственная Дума «рискует» оказаться распущенной по указу Президента, если он посчитает этот шаг более целесообразным, чем отправить в отставку кабинет министров.

Состав Совета Федерации формируется делегированием двух представителей от каждого субъекта Федерации. Верхняя палата парламента распоряжается вопросами формирования Конституционного Суда, внутрифедеральных границ, назначением судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, утверждением указов Президента о введении чрезвычайного положения, и иных чрезвычайных указов.

В качестве яркого примера подобного взаимодействия Президента РФ и Совета Федерации можно привести недавнее утверждение в марте 2014 г. Советом Федерации указа Президента о возможном применении вооруженных сил Российской Федерации за рубежом и последующее утверждение указа об отмене такого решения, когда в таких действиях отпала необходимость.

Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

Резюмируя вышесказанное, мы можем видеть, что Россия является президентской республикой, поскольку Президент в нашей стране имеет в системе разделения властей определяющее влияние на Правительство, и имеет также эффективные рычаги влияния на решения Парламента Российской Федерации — Законодательное Собрание.

2. Конституционный статус Президента Российской Федерации.

Главой Российской Федерации является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 6 лет с ограничением занимать этот пост не более двух сроков подряд.

«Институт Президента РФ был утвержден референдумом, проведенным 17 мая 1991 г. институт президентства в Российской Федерации с момента его появления во властных структурах республики и с принятием новой Конституции РФ (от 12 декабря 1993 г.) претерпел эволюцию, которую можно кратко охарактеризовать как развитие от «менее сильного «к «более сильному» Президенту».

Полномочия Президента России можно разделить на сферы применения:

— в сфере государственного управления;

— в сфере законодательной деятельности;

— в судебной области;

— внешнеполитические полномочия;

— представительские;

— чрезвычайные.

Глава государства обладает исключительным правом прямого обращения к народу и правом объявления всенародного референдума по вопросам государственной важности без одобрения парламента.

Президент является одним из активных источников законодательной инициативы.

Президент избирается народом, или, точнее, избирательным корпусом России (т.е. всеми гражданами, обладающими избирательным правом) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента определяется специальным Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.12.2003 г. Назначает выборы верхняя палата российского парламента — Совет Федерации (п. «д» ст. 102 закона).

На должность Президента может быть избран только гражданин России, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. При этом одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Президент России избирается на 6 лет и приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения присяги в торжественной обстановке в присутствии членов российского парламента и судей Конституционного Суда. Так называемая инаугурационная церемония в России отличается пышностью и торжественностью, подчеркивающими сущность первостепенной важности возведения в должность первого лица государства. Текст президентской присяги дан в ст. 82 Конституции РФ.

Полномочия Президента России прекращаются с истечением срока его пребывания в должности с момента произнесения присяги вновь избранным Президентом. Полномочия Президента России могут быть прекращены досрочно. Конституция устанавливает три случая досрочного прекращения полномочий Президента:

1. Добровольная отставка

2. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия

3. Отрешение от должности

В качестве примера добровольной отставки можно привести добровольное сложение с себя президентских полномочий первым Президентом РФ — Ельциным Б. Н. в декабре 1999 года.

Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Основанием отрешения Президента от должности может быть государственная измена или совершение иного тяжкого преступления.

Компетенцию Президента РФ составляют не только его функции, но и конкретные полномочия, перечисленные в ст. 83−90 Конституции РФ.

Представление государственной власти России внутри страны и за рубежом:

Как лицо, представляющее государственную власть внутри и за рубежом, Президент России осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации и проводит в жизнь определяемые им самим политические цели:

— ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

— подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

— назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

— решает вопросы предоставления и лишения гражданства и представления политического убежища;

В качестве резонансных примеров можно привести предоставление в 2013 г. гражданства Российской Федерации французскому актеру Жерару Депардье, а также предоставление политического убежища по решению Президента России американскому гражданину, сотруднику спецсужбы АНБ Эдварду Сноудену.

— награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

— осуществляет помилование.

3. Важнейшие полномочия Президента Значительные полномочия Президента Российской Федерации возлагает на него Конституция страны. В соответствии с содержанием этих полномочий, как уже утверждалось выше, Россия является по форме правления президентской республикой.

В главе Конституции «Президент Российской Федерации» определены:

— основные элементы статуса Главы Российского государства: функции и полномочия, т. е. компетенция, порядок избрания и требования, предъявляемые к кандидату в президенты;

— порядок и основания прекращения его полномочий, правовые акты, оформляющие его решения, принципы и формы взаимодействия с иными государственными органами.

Глава государства может и должен, в случаях возникновения чрезвычайной или кризисной ситуации, принять оперативное и единоличное решение в целях сохранения мира и обеспечения безопасности общества, снятия социальной напряженности и нести за это решение персональную ответственность перед избравшим его народом.

Как Глава Российского государства, Президент осуществляет:

— определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;

— обращение к парламенту России с ежегодными посланиями о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

— назначение референдума Российской Федерации.

Обеспечивать согласованное функционирование органов государственной власти позволяют такие полномочия, как:

А) использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.

По сути своей согласительные процедуры — это личные встречи Президента или его представителей с участниками правового конфликта, в которых первый выступает в роли арбитра, добивающегося достижения компромисса путем переговоров между сторонами.

В случае не достижения соглашения, Президентом может быть использовано право передачи разрешения спора на рассмотрение соответствующего суда;

Б) приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам, нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом.

Как гарант безопасности личности и общества, независимости и государственной целостности Президент РФ:

— утверждает военную доктрину Российской Федерации;

— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;

— является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;

— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

— вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением обеим палатам парламента России.

Президент Российской Федерации наделен рядом правомочий, дающих ему возможность участвовать в формировании различных федеральных органов. Так называемая кадровая функция Президента РФ выражается в следующих его полномочиях:

— назначение выборов в Государственную Думу;

— роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

— назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

— отставка Правительства Российской Федерации;

— назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;

— представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации;

— внесение предложения в Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ;

— представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также представление Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ;

— внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;

— назначение судей других федеральных судов и т. п.

4. Координирующая и объединяющая роль Президента в системе государственной власти Российской Федерации

«Принцип федерализма предполагает две взаимосвязанные и относительно самостоятельные системы государственных органов: федеральную и субъектов Федерации. В системе разделения властей Российской Федерации четко выделяются: президентская власть, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть».

Президент Российской Федерации является координирующей и объединяющей фигурой в системе разделения властей.

Конституция устанавливает конкретные правовые формы воздействия Главы Государства на иные ветви власти. В сфере законодательной власти Президент не только назначает выборы и распускает нижнюю палату парламента — Государственную Думу, но и обладает правом законодательной инициативы — вносит законопроекты в Государственную Думу, которые должны быть рассмотрены палатой в обязательном порядке.

Президент подписывает и обнародует законы Российской Федерации, имеет право законодательного вето, право обращаться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции РФ нормативных актов, принятых Государственной Думой и Советом Федерации. Право законодательного вето Главы государства состоит в возможности отклонения федерального закона, принятого Федеральным Собранием Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления закона к Президенту для подписания и обнародования. Преодолеть вето Президента могут только обе палаты парламента, проголосовав за ранее принятую редакцию закона двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Кроме того, Президент РФ при заключении договора между федеральными органами государственной власти и органами власти субъекта Федерации, а также при осуществлении ряда других внутригосударственных актов и отношений он выступает от имени федерального центра — государства в целом.

Ярким примером принятия такого акта стало принятие по итогам референдума в состав Российской Федерации двух новых субъектов Федерации: Республики Крым и города федерального значения Севастополя в марте 2014 г.

При осуществлении постановки задач перед органами исполнительной власти страны, Президент также представляет государство в целом, включающее в себя все его субъекты, и действует от его имени и в его интересах. В конечном счете, мы видим, что Президент России является, таким образом, выразителем интересов всех граждан страны в равной степени.

Конституция предусматривает следующие формы воздействия Президента на исполнительную власть:

— Президент формирует Правительство РФ;

— Президент принимает решение о его отставке;

— Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

— Президент наделен правом отменять постановления и распоряжения

Правительства в случае их противоречия Конституции России, федеральным законам, указам Президента России.

Взаимодействие Президента и судебной власти Российской Федерации

Подобное взаимодействие происходит посредством участия Президента в формировании Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Конституционного Суда РФ. Представление кандидатур на должности данных судов осуществляется Президентом. Назначение судей иных федеральных судов осуществляется Президентом единолично. Кроме того, Президент РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ и иные федеральные суды.

Президент России также наделен полномочиями, позволяющими ему воздействовать и на органы власти субъектов Федерации.

Он вправе приостановить противоречащие Конституции России и федеральным законам решения исполнительных органов субъектов Российской Федерации, может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона субъекта Федерации. Кроме того, Президент РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ и в иные федеральные суды.

В качестве примера можно привести проведенную по инициативе Президента планомерную работу по приведению всей законодательной и правовой системы Российской Федерации с целью предотвращения распада страны.

Кроме того, Президент может в случаях, указанных в федеральном законодательстве, поставить вопрос перед Государственной Думой о досрочном прекращении полномочий как законодательного органа субъекта Российской Федерации, так и представительного органа местного самоуправления, а своим указом прекратить полномочия главы исполнительной власти или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Однако деятельность Президента не должна выходить за рамки федеральной Конституции и федеральных законов и также находится под контролем иных ветвей власти.

5. Формы контроля над деятельностью Президента России Деятельность Президента может быть доступной для контроля:

1. со стороны субъектов Российской Федерации:

— органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации вправе поставить под сомнение законность нормативного указа Президента, обратившись в Конституционный Суд Российской Федерации.

2. со стороны Правительства Российской Федерации:

— Правительство России также имеет право воспользоваться аналогичной возможностью. Кроме того, оно контролирует деятельность Президента, давая заключения на законопроекты, вносимые Президентом в Государственную Думу и предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (ст. 104)

3. со стороны Федерального Законодательного Собрания Российской Федерации:

— Совет Федерации и Государственная Дума, а также одна пятая членов каждой из палат могут оспорить нормативный указ Президента в Конституционном Суде РФ.

— Государственная Дума дает согласие на назначение Президентом Главы Правительства России.

— Совет Федерации утверждает важнейшие решения Президента, имеющие чрезвычайный характер — о введении чрезвычайного или военного положения.

— Совет Федерации имеет исключительное право, в качестве крайней меры воздействия и контроля над деятельностью Президента Российской Федерации, на отрешение последнего от должности.

Механизм ответственности Главы государства за действия, не совместимые с осуществлением этого важнейшего государственного поста, называется отрешением от должности (так называемый «импичмент»).

Процедура отрешения Президента от должности предусмотрена ст. 93 Конституции России. Обвинение против Президента выдвигает одна палата российского парламента — Государственная Дума. Это обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Окончательное решение об отрешении Президента от должности принимает другая палата Федерального собрания РФ — Совет Федерации. Такое решение должно быть принято не позднее, чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения Государственной Думой.

Таким образом, деятельность Президента Российской Федерации полностью подзаконна, она не должна выходить за рамки полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральными законами. Его решения принимаются во исполнение законов Российской Федерации и направлены на их реализацию.

Решения Президента оформляются в виде указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации. Официальное опубликование указов и распоряжений Президента Российской Федерации осуществляется в «Российской газете», на сайте Президента РФ, а также в третьем разделе еженедельного издания «Собрание законодательства Российской Федерации».

6. Формы взаимодействия Президента Российской Федерации с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ Для организации эффективной работы президентской власти, предварительной подготовки его решений, создается Администрация Президента Российской Федерации, формируемая лично Главой государства.

Президент также имеет своих полномочных представителей в территориальных единицах, именуемых федеральными округами, в Федеральном собрании РФ, в Межпарламентской ассамблее СНГ и др. (п. «к» ст 83).

Институт Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах России является той самой, так называемой, «вертикалью власти», сформированной в период 2000;2002 г. г. Фактически эта система остановила начавшийся к тому времени процесс сепаратизма и распада страны, и, безусловно, явилась эффективной системой постоянной связи президентской власти с региональными государственными структурами, формой контроля над их деятельностью («государево око»), а также инструментом практического взаимодействия с иными государственными и общественными органами исполнительной власти на местах с одной стороны, и населением — с другой.

В 2000 году Указом Президента был учрежден Государственный Совет Российской Федерации как совещательный орган при Главе государства, включающий в свой состав высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов Российской Федерации и возглавляемый Президентом РФ. Деятельность Государственного Совета включает в себя проведение регулярных заседаний и обсуждения наиболее насущных вопросов государственного устройства, является источником законотворческих инициатив со стороны губернаторского корпуса Российской Федерации, его связи с Правительством и Администрацией Президента РФ.

Кроме того, при Президенте России осуществляет свою деятельность Комиссия по правам человека, которая, являясь совещательным и консультативным органом, создает условия для реализации Президентом его конституционной обязанности как гаранта прав и свобод человека и гражданина в России, а также для граждан России, проживающих за пределами государства.

Для эффективного взаимодействия в этой сфере на межгосударственном уровне проводятся консультации членов Комиссии с зарубежными специалистами, развивается плодотворное сотрудничество в целях формирования единых обще-гуманитарных стандартов в области защиты прав и свобод личности.

7. Своеобразие президентской власти в Российском государстве Перечислим вновь основные направления деятельности Президента.

— обеспечение конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина;

— охрана государственного суверенитета, независимости и государственной целостности России;

— обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

— определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;

— представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.

Президент России как бы олицетворяет все государство, весь народ во внутренних и внешних государственно-правовых отношениях. В больших по территории и населению государствах обеспечение демократической системы управления обществом значительно осложнено.

Поэтому глава государства выступает как бы единоличным хранителем основ существующего порядка, поддержания стабильности государственной системы, гражданского мира, устойчивости механизма власти, ее единства в условиях разделения властей и федерализма. Сильная власть центра, превалирующая над властными возможностями регионов как бы стальным обручем «стягивает» огромную страну, являясь насущной необходимостью для сохранения ее целостности.

В подтверждение приведем слова Герхарда Шредера, федерального канцлера ФРГ (1998;2005): «…президентом России я не хотел бы быть, потому что Россия — это гигантская страна, населенная абсолютно разными народами, с невероятно сложной историей и кучей проблем. Я вот, например, имел счастье быть главой европейской страны, где все было ясно и понятно. Естественно, что управлять такой страной, как Германия, намного проще, чем такой, как Россия».

О катастрофе, разразившейся на территории России после распада СССР превосходно сказано в статье «Мост над бездной — Холодная политика», опубликованной на сайте Первого канала российского телевидения:

«Распад Советского Союза американцы восприняли как свою военную победу, как праздник. После 45 лет противостояния в мире осталась лишь одна супердержава — Соединенные Штаты Америки. Коррида холодной войны закончилась неожиданно. Из супердержавы Россия превратилась в мальчика для битья <�…> С. МИХЕЕВ: В 90-е годы Россия показала свою абсолютную готовность быть никакой. Мы добровольно отказались от всех амбиций и встали в очередь в западную цивилизацию, причем, так сказать, под номером далеко не первым. Запад помогает только тем, кто не может составить им серьезную конкуренцию. Он помогает тем, кого покорил. С Россией в 1991 году была совсем другая история. Россия оставалась: а) самой большой страной мира, б) страной, имевшей ядерный потенциал, который может уничтожить США, и в) страной, имеющей исторические амбиции».

И вот эти последние три пункта США и наши «западные партнеры» не приняли во внимание. Россияне доверчиво верили в то, что «…заграница нам поможет, ведь мы теперь свои — демократы, капиталисты, рыночники. Правда, никто тогда не задумывался о том, что Запад всегда выше чьих-либо интересов ставит свои собственные, что, в принципе, закономерно».

И еще одно обстоятельство было упущено нашими «стратегическими партнерами. На территории ослабленной, истерзанной России, которую теперь предполагалось использовать только в качестве страны — сырьевого придатка, жил народ с многовековой великой историей и великой культурой, памятью о великих военных победах. И на президентских выборах, состоявшихся в марте 2000 года страна, погруженная в экономический хаос и моральную апатию, неожиданно для себя выиграла джекпот.

Рассмотрим весьма интересную классификацию политических лидеров, предложенную Д. Барбером.

«Американский политолог Дж. Барбер установил, что всех государственных деятелей по стилю исполнения своей роли можно классифицировать на четыре основных типа:

а) активно-позитивный стиль, ориентированный преимущественно на эффект и продуктивность своей деятельности;

б) активно-негативный стиль, ориентированный на удовлетворение собственных амбиций и самолюбование;

в) пассивно-позитивный стиль, ориентированный на сохранение привязанности со стороны сторонников и последователей.

Для определения характеристики личных качеств действующего Президента Российской Федерации приведем мнение Фредерика Энгдаля, автора книги «Полный спектр доминирования. Тоталитарная демократия в Новом мировом порядке»: «В наследство Путин получил полностью нефункционирующую, разваленную страну. Позиции России на международной арене были очень слабыми. На Западе на Россию смотрели как на страну дикарей, где за пару ящиков водки и за чемоданчик долларов можно было получить все что угодно.

Владимир Путин начал действовать в чрезвычайных обстоятельствах. Формирование новой внешней политики России в тот период можно сравнить со спуском горнолыжника, по пятам которого несется гигантская снежная лавина". Надо отметить, что в настоящий момент подавляющее большинство населения Российской Федерации (более 80%) считают, что Президент принадлежит к классу политических деятелей под литерой а), если следовать предложенной Дж. Барбером схеме.

Заключение

Единоличная власть Главы государства как персонификация власти в одном лице является традиционной и весьма привычной для российского народа, ибо он всегда соединял свои надежды и чаяния с фигурой государя или партийного лидера, так называемого «отца Отечества». Любовь к нему и почитание всегда культивировалось в обществе. Эта характерная черта российского правосознания помогает органически воспринять и саму сильную президентскую власть, формируемую народом.

В настоящий период времени в обществе явно прослеживаются, на волне всплеска патриотизма, настроения по сути своей почти монархические.

Но решит ли это проблему хрупкости мира и стабильности в России? Думается, что демократические институты, выстоявшие в нашей стране в периоды кризисов последних 25 лет, в настоящее время все же принесут свои плоды, и окажутся недосягаемыми для ревнителей, выступающих за «Веру, Царя и Отечество».

Здесь важно отличать запрос на стабильность и естественные опасения российского общества, уставшего от потрясений, от привычных попыток решить все проблемы, стоящие перед страной, за счет упования на единоличную безграничную власть одного, пусть даже очень сильного и талантливого лидера. Само возникновение таких запросов, в частности, настойчивый запрос на изменение Конституции в 2008 году, с целью устранения положения о недопустимости исполнения полномочий Президента Российской Федерации лицом, занимающим этот пост более двух сроков подряд, говорит не только о древних исконных, практически инстинктивных поисках народом своей защиты и его веры в «доброго правителя».

Следует увидеть в этом подтверждение той огромной роли, которую исполняет в системе государственной жизни общества человек, наделенный полномочиями Президента России.

Следует признать великую роль личности в истории, оказывающую влияние на жизнь миллионов сограждан, а при определенных обстоятельствах, играющую решающую роль в формировании настроений и энергии народных масс, исходе самых драматических моментов истории государства.

Создание системы государственного отбора и выдвижения на высшие посты в государстве, в том числе и пост Президента, людей, безусловно достойных, является задачей первостепенной государственной важности. Порядок такого отбора должен быть разработан, выверен на практике и неприкосновенен как основной закон страны — Конституция Российской Федерации.

1. Грудицына Л. Ю. Правовой словарь/ Л. Ю. Грудицына. — М.: Эксмо, 2008. — С. 578−579 — (Новейший юридический справочник).

1. Правоведение за 24 часа/В.А. Будяну, С. А. Мытарев, Е. Г. Сумская. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — (Серия «Библиотека студента»).- С.55

2. Правоведение: Учебник для вузов. / Под ред. М. И. Абдуллаева. — СПб.: Питер, 2003. — (Серия «Учебник для вузов»).- С.240

3. Политология /Учебное пособие для студентов технических университетов /Под ред. М. Василик и др. — Санкт-Петербург, 1998 — С. 142

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой