Управление конфликтами и стрессами
Природа и причины стресса Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. У работников туристской отрасли часто встречаются ситуации, вызывающие стресс (например, нехватка времени, конфликты с партнерами или клиентами и т. п.). Появляется нервозность, раздражительность, обеспокоенность. Вместе с тем, незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Опасен… Читать ещё >
Управление конфликтами и стрессами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление конфликтами и стрессами
1. Природа и типы конфликтов Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия (участников конфликтной ситуации).
В основе любого конфликта лежат противоречивые позиции сторон по какому-то поводу. Однако не всякое противоречие есть конфликт. К возникновению конфликта ведут противоречия, затрагивающие интересы, статус, моральное достоинство личности или группы. Конфликты обычно возникают, когда люди не вовлечены в процесс изменений, происходящих в организации.
Современная точка зрения состоит в том, что конфликты не только допустимы, но и желательны. Некое оптимальное количество разногласий даже необходимо для поддержания здорового морального климата в коллективе. Опасность возникает, когда конфликтов слишком много. Поэтому менеджер должен уметь улаживать (регулировать) конфликты, а не подавлять их. Если конфликты не улаживать, то под угрозой оказывается процесс взаимодействия между сотрудниками, возникает враждебность, снижается степень удовлетворенности своей работой, что, в конечном счете, приводит к снижению производительности труда.
По степени воздействия на эффективность работы персонала конфликты подразделяются на функциональные (полезные для членов коллектива и организации) и дисфункциональные (снижающие производительность труда).
По широте конфликта выделяют четыре основных их типа: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
Внутриличностный конфликт имеет место внутри индивида и обусловлен противоречием человека с самим собой. Оно может порождаться, например, необходимостью выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых одинаково желателен. Внутриличностный конфликт может быть также обусловлен несовпадением внешних требований и внутренних позиций, потребностей и возможностей их удовлетворения, неоднозначностью восприятия ситуации и т. п. В общем же случае чаще всего речь идет о «выборе в условиях изобилия» или «выборе наименьшего зла» .
Межличностный конфликт проявляется как столкновение интересов отдельных личностей (материальных, духовных, научных и др.).
Конфликт между личностью и группой в основном обусловлен несовпадением индивидуальных и коллективных норм поведения, когда каждая из сторон стремится доказать свою правоту.
Межгрупповой конфликт порождается различиями во взглядах или интересах отдельных групп. На предприятии он чаще всего связан с борьбой за сферы влияния или ограниченные ресурсы. Причиной разногласий может быть также постановка перед различными группами взаимосвязанных задач и несовместимые между собой цели этих групп.
Конфликты также можно классифицировать по направленности (горизонтальные, вертикальные, смешанные), по степени проявления (скрытые и открытые), по сфере возникновения (деловые и личностные), по характеру (объективные и субъективные).
2. Причины конфликтов в туризме В туристском бизнесе конфликты встречаются довольно часто и проявляются наиболее четко и ярко. Главным условием возникновения конфликтов в турфирмах является нарушение нравственных норм взаимоотношений между членами трудового коллектива. Нередки также случаи конфликтов, связанные с невниманием и плохим обслуживанием клиентов.
Основные причины внутренних конфликтов в турфирме можно объединить в три группы:
1) функциональные причины, возникающие в процессе трудовой деятельности;
2) причины, вызванные психологическими особенностями взаимоотношений и своеобразием членов коллектива;
3) причины, вытекающие из ошибок менеджера в межличностном общении.
Среди функциональных причин конфликтов, возникающих в процессе трудовой деятельности, можно выделить следующие:
· различия в целях формальных групп;
· взаимозависимость задач (нечеткое разграничение прав и обязанностей; двойное, тройное подчинение работников; неправильное построение оргструктуры и т. п.);
· распределение ограниченных ресурсов;
· неудовлетворительные коммуникации;
· различия в ценностных ориентациях;
· неблагоприятные физические условия работы и т. д.
К причинам конфликтов, вызванных психологическими особенностями взаимоотношений и своеобразием членов коллектива, относятся:
· неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе;
· внутригрупповая несовместимость в виде антипатии, неприязни, отчужденности и т. п.;
· различие в стиле и манерах поведения людей;
· различия в восприятии жизненных ценностей;
· недостаточный уровень профессиональной подготовки и др.
Среди основных причин конфликтов, возникающих по вине руководителя, можно выделить:
· необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная похвала других сотрудников;
· нежелание прислушиваться к предложениям или мнениям других работников;
· заострение внимания на мелочах;
· излишне сильный эмоциональный натиск менеджера на персонал;
· псевдоаргументация;
· сокрытие или обнародование информации;
· раздражительность;
· некомпетентность и др.
3. Методы разрешения конфликтов Конфликт в турфирме может принимать различные формы. Но какова бы ни была природа конфликта, менеджер должен уметь анализировать его, понимать и управлять им. При этом его действия осуществляются в следующей последовательности:
· изучение причин (источников) конфликта;
· ограничение числа участников конфликта;
· анализ конфликта;
· выбор средств и методов разрешения конфликта;
· работа по разрешению конфликта;
· анализ последствий конфликта;
· принятие мер по ликвидации (ограничению) негативных последствий конфликта.
Для управления конфликтами используются две группы методов: структурные и межличностные.
Структурные методы направлены главным образом на предупреждение конфликтов и представляют собой совокупность мер организационного и разъяснительного характера. Включают четыре основных варианта:
· разъяснение требований к работе;
· координационные и интеграционные механизмы (установление иерархии полномочий, создание специальных, интеграционных служб и др.);
· общеорганизационные комплексные цели (установление для всей организации четко сформулированных комплексных целей);
· создание эффективной системы вознаграждений, исключающей столкновение интересов различных подразделений и работников, стимулирующей снижение конфликтности.
Межличностные методы. При попадании в конфликтную ситуацию менеджеру для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения. Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях: уклонение (уход от конфликта), сглаживание (приспособление), конкуренция, компромисс, сотрудничество.
Уклонение (уход от конфликта) используется, когда обе стороны мало заинтересованы в разрешении конфликта и пытаются сохранить видимость хороших отношений.
Сглаживание (приспособление). Такая тактика используется, когда одна из сторон (как правило, с более высоким рангом) к исходу конфликта безразлична, предоставив другой стороне получить то, что для нее важнее, а самой — оставаясь без выигрыша, по крайней мере, не проиграть.
Конкуренция — принуждение партнера к принятию своей точки зрения. Используется в случае, когда ранг у одного из оппонентов оказывается более высоким. Применение такой силовой стратегии часто сопровождается запугиванием, шантажом, дезинформацией и проч. Поскольку обычно проигравшая сторона с поражением не смиряется, конфликт в любой момент может вспыхнуть с новой силой.
Компромисс, т. е. тактика примирения, соглашения, в рамках которого выгоды и потери делятся примерно поровну. Поскольку при этом обе стороны оказываются не в проигрыше, она считается целесообразной и широко используется на практике. Однако оптимального решения при этом принять, как правило, не удается и сама проблема сохраняется.
Решение конфликта через сотрудничество нацеливает стороны на прекращение противоборства, совместный поиск и устранение его причин. Такая стратегия выгодна всем, она превращает оппонентов в партнеров, а следовательно, улучшает ситуацию в коллективе.
В своей практической деятельности для разрешения конфликтных ситуаций руководители часто прибегают к другим мерам административного и педагогического характера (табл. 1). Эффективным способом улаживания организационных конфликтов являются также переговоры.
Таблица 1
Средства и способы разрешения конфликтов
Педагогические | Административные | |
Беседа, просьба, убеждение, разъяснение и др. | Силовое разрешение конфликта — перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору (решению) комиссии, суда, по приказу руководителя. | |
4. Природа и причины стресса Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. У работников туристской отрасли часто встречаются ситуации, вызывающие стресс (например, нехватка времени, конфликты с партнерами или клиентами и т. п.). Появляется нервозность, раздражительность, обеспокоенность. Вместе с тем, незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Опасен сильный стресс, характеризующийся чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.
Типичными симптомами стресса являются:
· усталость и пониженный тонус;
· неспособность сосредоточиться;
· низкая сопротивляемость болезням;
· нервозность и раздражительность;
· эмоциональная неустойчивость;
· впечатлительность и легкая ранимость;
· проблемы со сном;
· хроническое беспокойство и др.
Выделяют две группы факторов стресса (стрессоров): организационные и личностные (табл. 2).
Таблица 2
Основные факторы стресса
Организационные | Личностные | |
1. Перегрузка 2. Изменения 3. Неопределенность 4. Внедрение новых технологий 5. Конфликт ролей 6. Плохие условия труда (освещение, вентиляция, шум и др.) 7. Лимит времени 8. Плохие взаимоотношения 9. Негативная конкуренция 10. Плохое информационное обеспечение 11. Неинтересная работа 12. Непрерывный контакт с носителями стресса 13. Отсутствие карьерных перспектив 14. Несовместимость личных качеств и характера работы 15. Заорганизованность, формализм, ненужные ритуалы и процедуры и др. | 1. Чрезмерные нагрузки, не связанные с работой 2. Смерть близкого 3. Привлечение к суду 4. Развод (свадьба) 5. Увольнение с работы 6. Болезнь 7. Уход на пенсию 8. Рождение ребенка 9. Воспитание детей 10. Уход за престарелыми родителями и др. | |
5. Управление стрессами По оценкам специалистов стресс становится причиной 70 процентов всех заболеваний, что ведет к значительным прямым и косвенным финансовым потерям. В связи с этим профилактика стрессов становится обязанностью и руководителей и каждого работника.
Менеджеры должны принимать меры к устранению или уменьшению источников стресса, научиться смягчать негативные состояния персонала. В этих целях необходимо:
· четко формулировать цели и конкретные задачи подчиненных;
· знать реальные способности каждого работника и выбирать для него соответствующий объем и тип работы;
· точно определять полномочия работников, меру их ответственности и систему оценки их труда;
· по необходимости менять стиль руководства;
· развивать способности работников, чаще делегировать им полномочия, обеспечивать доступ к необходимой информации;
· стараться сделать работу для подчиненных более интересной, практиковать переброску на другие операции;
· вовлекать подчиненных в происходящие изменения, постоянно информировать их о нововведениях и результатах деятельности;
· создавать стимулирующую обстановку, за эффективную работу предусматривать хорошее вознаграждение;
· планировать карьеру подчиненных;
· сложные вопросы трудовой деятельности обсуждать с подчиненными;
· создавать хорошие условия для труда и отдыха работающих;
· поощрять стремление сотрудников к здоровому образу жизни;
· оказывать помощь работникам в решении их вопросов за пределами служебной деятельности.
Список литературы
конфликт стресс туристский персонал Основная
1. Гончаров В. И. Менеджмент: учеб. пособие / В. И. Гончаров. — Минск: Современная школа, 2010. — 640 с.
2. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: учебник / Н. И. Кабушкин. -3-е изд., испр. — Минск: Новое знание, 2005. — 409 с.
3. Скобкин С. С. Менеджмент в туризме / С. С. Скобкин. — М.: Магистр, 2011. — 447 с.
4. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма: учебник / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 288 с.
5. Тележников В. И. Менеджмент: учеб. пособие / В. И. Тележников. — Минск: БГЭУ, 2008. — 509 с.
Дополнительная
1. Абчук В. А. Менеджмент: учебник / В. А. Абчук. — СПБ.: Союз, 2002. — 463 с.
2. Беляцкий Н. П. Основы лидерства: учеб. пособие / Н. П. Беляцкий. — Минск: Новое знание, 2002. -250 с.
3. Бикташева Д. Л. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д. Л. Бикташева, Л. П. Гиевая, Т. С. Жданова. — М.: Альфа М: ИНФРА-М, 2007. — 272 с.
4. Брасс А. А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А. А. Брасс. — Минск: Современная школа, 2006. — 348 с.
5. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: «Проспект», 2005. — 504 с.
6. Глухов В. В. Менеджмент: учебник для вузов / В. В. Глухов. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 608 с.
7. Дафт Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. — СПб.: Питер, 2002. — 832 с.
8. Дурович А. П. Организация туризма: пособие / А. П. Дурович. — Минск: Современная школа, 2010. — 384 с.
9. Зайцева Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебник / Н. А. Зайцева. — М.: Академия, 2003. — 224 с.
10. Малашенко В. И. Менеджмент туристского предприятия: учеб. — практ. пособие / В. И. Малашенко. — Минск: БГЭУ, 2007 — 165 с.
11. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — 3-е изд. — М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. — 672 с.
Саак А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / А. Э. Саак, Ю. А. Пшеничных. — СПб.: Питер, 2008. — 512 с.