Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Определение блобитектуры

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теперь такое время, когда ценятся индивидуальность, личность, природная среда. В ХХ веке шло изнасилование природы — индустриализация, повороты рек и т. п. Теперь мы повернулись к ней, но пошли не назад, в лес, а вместе с природой, тонко осваивая ее принципы и беря их на вооружение". В науке все больше внимания уделяется биофизике, биохимии и другим областям с приставкой «био»; медицина исследует… Читать ещё >

Определение блобитектуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Существует несколько подходов к классификации современной архитектуры на стили или направления. Например, одни выделяют: архитектуру техно; рациональную архитектуру; экспрессионистскую архитектуру; конструктивизм; неопластичную архитектуру; органическую архитектуру; архитектуру пост-модерна; деконструктивизм.

Одно из самых молодых и перспективных направлений в архитектуре Европы XXI века является блобитектура. Все больше известных архитекторов обращаются к новым блоб-формам выражения современной архитектурной мысли. Многие работы самых громких авторов новейшего времени можно рассматривать как отдельные проявления этой новаторской тенденции.

Путешествуя по Европе, на пути то и дело встречаются непривычные нашему взгляду здания. Мы заходим на какой-нибудь концерт в Стокгольмскую «Gloden arena» (Рис. 1.) или покупаем пару свитеров в Кёльнском Peek&Cloppenburg. Это архитектура в стиле блоб. Метаморфозные амёбы, растёкшиеся по соседству с привычными церквушками и автомагистралями, затевают непростые, но дружелюбные отношения с привычным и повседневно-бытовым. С Нами. Здесь тоже природа, природные явления. Ощущение того, что через несколько минут изменится форма, оставив содержание. Это как будто вулканическая магма или капля сильного ливня.

Некоторые называют этот стиль «космогенным блобизмом», однако ему больше соответствует приставка «био»: «биоморфизм», «био-техно», «био-эко», в зависимости от того, на что сделать акцент — на форму или технологию. В любом случае примеры данной архитектуры объединяет ярко выраженная взаимосвязь с природными формами, и спутать ее с чем-либо другим просто невозможно.

1. Определение блобитектуры блобизм дизайн модный стиль

1.1 Появление блобитектуры Блобитектура, блобизм, архитектура блоб — один из самых молодых и перспективных стилей в архитектуре, главной чертой которого являются здания органический, амебо-образной формы, «стремящейся к капле». Хотя термин «архитектура капли» был в моде уже в середине 1990;х годов слово «блобитектура» впервые появилась в печати в 2002 году, в статье Уильяма Сфира, в «New York Times». Хотя статья и несла в себе негативный оттенок, термин стал использоваться для описания зданий с изогнутыми и закругленными формами. Blob (блоб) — буквально: комок глины, пузырь.

Идею блоб-архитектуры предложил архитектор Грег Линн в 1995 году в его экспериментах в цифровом дизайне с графическим программным обеспечением. Вскоре группа архитекторов и дизайнеров мебели начала экспериментировать с этим «Blobby» ПО для создания новых и необычных форм. Несмотря на свою кажущуюся органику, блоб-архитектура немыслима без этого и других подобных автоматизированных проектировочных программ. [7]

С этого момента все прогрессивные архитекторы мира создают уникальные, яркие, запоминающиеся своей индивидуальной образностью сооружения в стиле блоб. Мировая архитектурная элита приняла этот термин, согласившись, что блоб — это нечто доселе неизвестное, нечто видоизменяющееся, перетекающее и движущееся, определенно органического происхождения. Чуть позже известный блоб-дизайнер Карим Рашид в обозначении методики проектирования сложных дизайн-объектов также использовал знак движения блоб, но в новой трактовке, с аббревиатурой «b.l.o.b», назвав способ технического электронного блоб-проектирования — binary large object, то есть, способ создания объектов со сложной, изогнутой во всех направлениях поверхностью, требующей при проектировании длинной цифровой параметрической записи.

На основе этой идеи Грег Линн собирался выращивать «дома-эмбрионы», здания, которые, как зародыш, развиваются из крошечной бесформенной капли блоба. Эволюционирует такая постройка с учетом пожеланий клиента, которые обрабатывает специальная программа и рассчитывает все изменения в технологических параметрах в совокупности с условиями окружающей среды.

Сам Грег Линн — личность в определенном смысле уникальная. Начать хотя бы с того, что это один из немногих западных архитекторов — «бумажников», то есть чистой воды концептуалист, строящий редко и, как говорится, по большому случаю. Хотя у Линна есть своя студия Form со штатом сотрудников, но его бюро — это скорее площадка для творческого взаимодействия, инструмент в большей степени духовного, чем материального обогащения. Ядро мастерской составляют молодые люди до 30 лет — студенты Линна, преподающего на факультете архитектуры Венского университета прикладных искусств, а также в Йеле, в Швейцарском федеральном технологическом институте в Цюрихе, Колумбийском и Лос-Анджелесском университетах. Работы Грега Линна представлены во множестве музеев по всему миру, а на Венецианской биеннале в 2000 году, например, он был активным автором в трех павильонах США, Италии и Австрии. Журнал Time в 2001 году включил его в список 100 инноваторов следующего столетия.

Родился в 1964 в штате Огайо. Окончил Университет Майами (Оксфорд, штат Огайо) и Принстонский университет. В 1992 основал студию «Greg Lynn FORM». Его творчество посвящено исследованию возможностей цифровых технологий в создании архитектурных проектов. [7]

Все представители блобитектуры при создании проектов зданий используют только компьютерные технологии. Как правило, здания, построенные в этом стиле, имеют вытянутую обтекаемую форму и похожи на огромные капли или на огромных «амёб». При их возведении используются новейшие материалы и строительные технологии. 1]

1.2 Философия блобитектуры Сегодня кардинально меняется все: быт, технологии, общественные отношения, восприятие жизни. Материализм XX века с его четкой логикой и не менее четкой геометрией пространства трансформируется в идеализм и даже мистицизм. Архитекторы, работающие в этом направлении, считают, что расценивать подобное творчество как чистое подражание облику живых организмов было бы слишком просто; в основе их создания — целая философская программа, нащупывающая основы жизни будущего, причем не только ближайшего, но и весьма отдаленного.

Еще в начале XX века Вальтер Гропиус очень точно заметил, что архитектура никогда не кончается — она лишь непрерывно меняется. И современная биоморфная архитектура — это отражение серьезных изменений, происходящих в обществе с невероятной, порой даже пугающей скоростью. Век массовости, коллективизма, четкой логики, геометрии «прямого угла» сменился новым, пока еще неясным и неопределенным, с постепенным движением к идеализму и мистике. Архитектура становится все более изменчивой, мобильной, динамичной. Все чаще используются гибкие, подвижные природные формы, но происходит это не так буквально, как в архитектуре 70−80-х годов. Сейчас имеет место не просто формальная передача внешнего сходства с тем или иным природным объектом, но попытка затронуть суть всего пространства и, используя арсенал новейших технологий, фактически превратить здания в живые организмы. [1]

Таким образом, в современной архитектуре обозначилось новое течение, названное «блобизм». Блобизм есть не просто подражание облику живых природных организмов, но попытка нащупать столь необходимые в современной архитектуре принципы органичной гармонии, проанализировав и ощутив пластику, ритм, движение, внутренний строй. Архитектура не вторит природной форме, она лишь намекает на тот или иной природный объект, предоставляя наблюдателю обширный спектр ассоциаций.

В ХХ веке можно было выжить, только построившись в ряды, что не могло не отразиться в архитектуре, давшей впрочем, немало гениальных произведений. Но сейчас, на рубеже веков, архитектуру буквально «кидает» из стороны в сторону — от предельно лаконичных форм минимализма до сложных нагромождений деконструктивизма, от нарочитой демонстрации промышленной эстетики хай-тека до разбивки газонов и садов на крышах, свойственных экологическому направлению.

Такие метания лишь отражение духовных противоречий, происходящих в обществе, которое пока еще не может определить свое будущее. Хотя в разных областях жизни уже четко прослеживаются тенденции иного порядка, явно набирающие силу. Во-первых, изменение отношения к природе: агрессивное и потребительское сменяется бережным и познавательным. При этом у наших современников нет стремления отбросить все завоевания цивилизации и «ходить по лесу в рубище» — скорее преобладает желание учиться у природы, внимательно анализировать процессы, происходящие в ней. [3]

Теперь такое время, когда ценятся индивидуальность, личность, природная среда. В ХХ веке шло изнасилование природы — индустриализация, повороты рек и т. п. Теперь мы повернулись к ней, но пошли не назад, в лес, а вместе с природой, тонко осваивая ее принципы и беря их на вооружение". В науке все больше внимания уделяется биофизике, биохимии и другим областям с приставкой «био»; медицина исследует возможности нетрадиционных методов — энергетических стимуляций, гомеопатии, натуропатии. Люди учатся медитировать, выращивают растения, пользуясь не только естественными удобрениями, но и лунным календарем, организуют свои дома и квартиры, следуя советам древних восточных учений. Активно производятся экологически чистые продукты и материалы; живые организмы используются для переработки бытовых и животных отходов. В строительстве на первое место выходят конструкции, способные к трансформации и созданию разнообразных форм без внутренних опор, теплоограждающие системы с возможностью настройки под изменения климата, легкие кровельные покрытия и пленки, обладающие физическими свойствами привычных «тяжелых» материалов.

Новые технологии архитектурного проектирования включают компьютерные программы, определяющие оптимальные параметры внутреннего пространства, рассчитывающие сложные конструкции и поверхности многопрофильной кривизны. Все это позволяет архитекторам обратиться к биоморфным структурам как основе создания нового стиля.

Что и говорить, тема заявлена нешуточная. Ее можно и перефразировать: станут ли утилитарные объекты, за которые сегодня платят как за удобное жилье или комфортабельный офис, общедоступными культурными благами, которыми потомки будут просто любоваться, как кремлевскими башнями, например.

По крайней мере, сама постановка вопроса уже говорит о том, что наши архитекторы претендуют быть не только коммерчески успешными исполнителями заказов, но и создателями исторического облика городов. [5]

1.3 Блобитектура до работы Грега Линна В похожем стиле работала английская архитектурная группа «Аркигрэм» в 60-х годах. Один из приверженцев идей «Аркигрэма» Седрик Прайс выдвинул концепцию «недетерминирующей архитектуры», последовательно отвергающей монументальность, образность, вообще стабильную форму и, наконец, саму архитектуру. На её место он предлагает понятие «обслуживания», обеспечивающее абсолютную несвязанность, свободу поведения.

«Жилье в будущем, — писали Вебб и Грин в „Architectural Design“ в 1966 году, — не исчезнет и не уменьшится. Оно станет мобильным, меняющимся по размерам, его оболочки станут не только мягкими, но и эластичными, гибкими, подвижными, понятия автомобиль, жилище и одежда сольются. Пальто может становиться домом и даже автомобилем, если оно снабжено мотором!»

Смысл «Жилого кокона» (Living Pod, проект Дэвида Грина, 1966 год), как и многих других проектов «Аркигрэм» , — в гибкой оболочке, это такая двухэтажная, похожая на яйцо, капсула на четырех подвижных самовыравнивающихся опорах, каждая из которых делится еще на три лапки.

Недалеко от блобизма был и Ричард Фуллер. С 1947 года Фуллер разрабатывал пространственную конструкцию «геодезического купола» представляющего собой полусферу, собранную из тетраэдров (рис. 3.). Геодезические купола принесли Фуллеру международное признание (в 1959 году для Американской национальной выставки в Москве был построен «золотой купол», в 1967 году — павильон США на Всемирной выставке в Монреале, ныне — музей «Биосфера» в Монреале, Канада).

Схожими чертами обладали так же «Бесконечные дома» Фредерика Джона Кислера. Его дизайн для Храма Книги (рис. 5.) (строительство началось в 1965), который имеет характерную форму капли жидкости, также близок к блобитектуре. [4]

2. Современные постройки

2.1 Художественный музей Граца Одним из самых ярких примеров блобитектуры стал Художественный музей в городе Грац, построенный по проекту архитекторов П. Кука и К. Фарнье в 2003 г. Здание создано в виде криволинейной архитектурной композиции, которая приспособлена к выполнению функциональной программы для размещения экспозиции современного искусства. Форма музея напоминает какой-то инопланетный корабль с иллюминаторами наверху, боками — экранами, стальными конструкциями.

Ультрасовременное здание в корне отличается от окружающих домов, но не смотря на это оно вписалось в окружающую застройку. Фасад выполнен в качестве компьютерного монитора и благодаря этому можно осуществлять проекции, создавать анимированные представления. Это выполняется с помощью тысяч осветительных фoтогальванических элементов, складывающихся наподобие пикселей в большой экран.

Ночью создается впечатление, будто музей пылает, что достигается посредством компьютеризированной системы освещения. С таким светом и необычным дизайном, структура бесспорно напоминает существо из космоса, которое приземлилось в сердце Граца, в его историческом центре города. [4]

2.2 Аква, Чикаго Аква (англ. Aqua) — название 87-этажного небоскрёба в Чикаго, США. Высота здания — 262 метра. Общая площадь здания — 177 000 м2. Издали ничем не выделяется из общего чикагского «пейзажа», но стоит подойти поближе, как небоскреб превращается в настоящий водопад, поражающий воображение нереальностью своей конструкции — кажется, будто среди города вырос какой-то сказочный ледяной колосс. Чем больше угол, под которым Вы смотрите на гигант Aqua, тем больше «волн» становятся видимыми на его поверхности. Когда стоишь прямо под ним — кажется, будто небоскрёб в буквальном смысле «штормит»).

Изогнутые, волнистые балконы и оконные стекла создают для фасада структуру складчатого занавеса или ряби на воде. У окон сине-зеленый оттенок, неотличимый от цвета водной глади. Использование консольных щитов в оформлении здания позволяет защищаться от летнего солнца, но не блокировать свет зимой, а светлая окраска фасадов снижает уровень нагрева небоскрёба.

По результатам проведённого недавно престижного европейского архитектурного конкурса «The Emporis Awards — 2010» небоскрёб Aqua был признан лучшим небоскрёбом 2009 года. Эксперты Emporis присудили награду архитекторам проекта Aqua за достижения в дизайне и за смелость архитектурного решения.

Глава Emporis Даниэль Кикхефер описал здание по-своему: «Здание смотрится довольно заурядно издалека, однако при приближении обнаруживаются необычные „жидкостные“ очертания, от которых у прохожих перехватывает дыхание».

2.3 Институт моды в Париже Одним из лучших образцов подобной архитектуры является Институт моды в Париже, построенный по проекту студии «Жакоб и Мак-Фарлейн» в 2008 году. Институт моды представляет собой полностью перестроенное сооружение речного дока 1907 года. Главной его достопримечательностью является фасад, обращенный к Сене. Он представляет собой извилистый ярко-зеленый стеклянный тяж, который по форме напоминает массу переплетенных труб.

Архитекторы признались, что источником вдохновения для них служили речные потоки и застекленные пешеходные переходы современного Парижа.

Фасад выполняет не только декоративную функцию; он является сквозным коридором, позволяет посетителям свободно перемещаться внутри длинного здания. Крыша института столь же необычна, как и его фасад: она покрыта неокрашенными деревянными настилами, между которыми расположены зеленые газоны.

Внутри здания, где пол также выполнен из деревянных досок, содержатся не только студии института моды, но и многочисленные магазины, рестораны и салоны красоты.

2.4 Музей истории музыки и научной фантастики, Сиэттл Музей истории музыки и научной фантастики — некоммерческий музей, посвященный современной массовой культуры. Музей истории музыки и научной фантастики был основан одним из крупнейших архитекторов современности, стоявшим у истоков архитектурного деконструктивизма, Полом Алленом в 2000 г. С того момента EMP успел организовать множество выставок, 17 из которых гастролировали по США и миру.

Сама структура была разработана Фрэнком Гери и напоминает многие другие работы его фирмы своей листовой металлической конструкцией, как например Музей Гуггенхайма в Бильбао, Концертный зал Уолта Диснея и другие. [5]

2.5 Музей Гуггенхайма в Бильбао Здание музея спроектировано американско-канадским архитектором Фрэнком Гери и было открыто для публики в 1997 году. Архитектор Филип Джонсон назвал его «величайшим зданием нашего времени». Как и большинство работ Гери, строение состоит из мягких контуров. Фрэнк Гери утверждал в одном из интервью, что «беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света».

Расположенное на набережной здание воплощает абстрактную идею футуристического корабля, возможно, для межпланетных путешествий. Также его сравнивают с птицей, самолётом, суперменом, артишоком и распускающейся розой.

Центральный атриум высотой 55 метров напоминает гигантский металлический цветок, от которого расходятся лепестки изгибающихся текучих протяжённых объёмов, в которых расположены анфилады выставочных залов для различных экспозиций.

Напротив здания находится два интересных объекта. Первый — огромный металлический паук работы американки Луизы Буржуа. За своих пауков она даже получила «Золотого льва» на 48-й Венецианской биеннале. Вторым интересным объектом около здания Музея Гуггенхайма в Бильбао является созданный опять-таки американским художником Джеффом Кунсом гигантский 13-метровый щенок, украшенный цветами. [2]

2.6 Оранжерейный комплекс «Проект Эдем» в Корнуолле, Великобритании

«Эдем» — самый крупный и высокотехнологичный ботанический сад в мире, созданный с важной социальной миссией. Под его шарообразными куполами человека будут учить восприятию природы не как неисчерпаемого кладезя принадлежащих ему по праву рождения ресурсов, а как ценность, ради которой должно трудиться. Ему покажут, что окружающий нас мир способен обойтись без человека, а вот обратное неверно. Идейному вдохновителю проекта, английскому бизнесмену Тиму Смиту, в подтверждение этих мыслей пришлось воздвигнуть «рай» на английской земле.

Проект покоится на месте старого глиняного карьера глубиной 60 метров: если на дно котлована поставить колонну Нельсона, треуголка адмирала не покажется на поверхности. Масштабная стройка охватила территорию в 25 гектаров — это 35 полей стадиона.

Главный архитектор «Эдема» Николас Гримшоу первоначально заложил в основу сооружения конструкцию цилиндрической формы, подобную придуманной им для международного терминала Ватерлоо. Однако, пока Смит изыскивал средства, у команды проектировщиков было время тщательно взвесить все за и против. Чтобы свести на нет сложность перерасчетов конструкции при очередном углублении одного из склонов карьера, эксплуатация которого продолжалась, решили возводить «Эдем» в виде ряда геодезических куполов, круглых в основании.

Все расчеты поручили компьютерам. Необычность алгоритма состояла в том, что учесть нужно было не только расположение сооружения, традиционные нагрузки и плотность грунта, но и скольжение солнечных лучей по поверхности оранжереи. Дело в том, что под куполами решили воссоздать флору различных климатических поясов, а потому температура должна различаться от сферы к сфере и меняться в соответствии со строго установленными закономерностями в течение суток. При этом желательно, чтобы комплекс в целом расходовал как можно меньше электроэнергии. [5]

2.7 Сити-Холл в Лондоне Целью проекта было архитектурно выразить «прозрачность демократического прогресса», предоставить гражданам Лондона возможность наблюдать и контролировать повседневные действия местной власти. Здание муниципалитета, вероятно, один из самых символичных современных сооружений. Расположенный на южной набережной Темзы, в довольно мрачном в прошлом районе причалов и складов Лондонской гавани, City Hall (рис.12) стал одним из первых строений, изменивших его облик.

Разработка проекта и строительство мэрии Большого Лондона началась в апреле 1998 года и продолжались четыре года. Для выбора проекта был проведен конкурс с участием 55 архитектурных проектов. Из них жюри выбрало семь проектов, все они были представлены на выставке в башне OXO в 1998 году. Посетители выставки участвовали в голосовании за самый привлекательный, с их точки зрения, дизайн. Проект фирмы Форстер и Ко, возглавляемой Кеном Шуттлеуортом, стал фаворитом публики.

Строительство продолжалось 30 месяцев и, главным образом, заключалось в сборке конструкций, изготовленных на заводе с применением самых передовых технологий, включая использование лазера. Экологическое направление проекта подчеркивалось принципиальным применением элементов, выполненных из переработанных материалов.

Здание муниципалитета Большого Лондона было введено в эксплуатацию в 2002 году. Высота десятиэтажного дома составляет 45 м, диаметр круглого стеклянного фасада тоже 45 м.

За зданием муниципалитета на набережной расположен амфитеатр The Scoop на 800 мест. Летом он используется для бесплатной демонстрации фильмов, и показа музыкальных и театральных постановок. [4]

2.8 Железнодорожный вокзал в Страсбурге Вокзал в Страсбурге построен в 1883 немецкими архитекторами. Является памятником архитектуры. Со стороны города вокзал смотрится как приземлившаяся гигантская «летающая тарелка». Стеклянный футляр сооруженный в 2007 г. для защиты исторического здания вокзала от внешних воздействий.

Ежедневно около 300 рабочих работали на вокзальной реконструкции, которая обошлась в 150 млн евро. Над вокзалом был достроен стеклянный купол на который ушло от 600 до 900 т стекла, и который в виде стакана накрыл собой здание XIX века. [5]

2.9 Стадион Птичье гнездо, Пекин Главное спортивное сооружение Китая, стало известно всему миру накануне Олимпийских игр в Пекине под названием «Птичье гнездо». Это самое большое в мире сооружение из стали и самая сложная в мире инженерная конструкция, созданная для спортивных мероприятий. При создании проекта этого великолепного стадиона перед архитекторами стояли две задачи — дизайн должен был быть уникальным и запоминающимся, конструкция должна была быть способной выдержать землетрясение. Поэтому на создание «легкой конструкции» ушло 110 тыс. тонн стали.

Был объявлен международный тендер выиграть который удалось швейцарцам у которых уже был проект будущей жемчужины олимпийской короны, но в нем не хватало одного — амбиций принимающей нации и китайской изюминки. Для решения этого вопроса к созданию главной спортивной площадки привлекли дизайнера у которого история Китая была в крови — Ай Вэйвэй (директор «China Art Archive & Warehouse»). Этот человек фрагментирует образцы древних артефактов для создания собственных произведений искусства, он показал компании те новые идеи, формы и рассказал как это будет восприниматься. При этом удалось уйти от традиционного китайского дизайна. Концепция общего вида из клубка ниток воодушевила проектировщиков, овал обвитый неразрывными клубками пряжи внутри которого спортивная арена.

Площадка для строительства была выбрана на императорской оси Пекина. Это линия проходящая через всю столицу вдоль которых расположено множество исторических объектов: Небесный дворец, Тянь Ань Мэнь и Закрытый город. [5]

2.10 Штаб-квартира компании ING, Амстердам Штаб-квартира компании ING в Амстердаме, которую ассоциативно называют «Ботинок» , — одно из самых дорогих зданий в Нидерландах. Оно было построено в 2001 г. по проекту студии Meyer en Van Schooten на узком перешейке около кольцевого шоссе Амстердама A10.

В здании хотели представить идеалы компании: быстрое продвижение, прозрачность, инновации, экологичность и открытость. ING Group провела конкурс на лучшую идею для своей штаб квартиры. На конкурс было приглашено множество архитектурных студий, компаний молодых архитекторов. Награду получила студия Meyer en Van Schooten Architecten.

Сочетание наклонных свай на дне и общая форма здания создают иллюзию подвижности здания. Ни одна из стен здания штаб-квартиры не образует с соседней прямого угла. Архитекторы отказались от формы коробки, свойственной другим офисным зданиям. Критики сравнивают его с гигантским замком из песка, поклонники соотносят архитектурой древних инков.

Основной мотив в оформлении интерьера и экстерьера — вода. Внутренние сады с водопадами и фонтанами, которых здесь шесть, были разработаны ландшафтным дизайнером Мишелем Ван Гессель, и каждый имеет свою собственную тему. Сады полностью интегрированы в дизайн здания и составляют его визуальные акценты. [5]

2.11 «Золотые террасы», Варшава Ещё одним примером блобитектуры Европы можно считать торговый центр «Золотые террасы», построенный в Варшаве в 2007 г. Здание напоминает стеклянный купол, похожий на изгибающуюся волну. Это придает динамику фасадам, которые контрастируют с более традиционной архитектурой окружения.

На крыше центра, выполненной в виде лунного кратера, расположена смотровая площадка. Отсюда открывается прекрасный вид на центральную часть польской столицы. Вокруг центрального атриума размещаются четыре отдельных террасы, давшие название комплексу.

Крыша над террасами переходит к утопленной в глубине площади с пешеходными переходами. Многочисленные переходы между магазинами накрыты куполами, мягко спускающимися к площади на цокольном этаже. Проектирование этого комплекса стало возможным только при использовании компьютерных программ.

Компьютер тут использовался не столько для создания самой художественной формы, сколько выполнял роль технического средства для осуществления замысла. В стиле блобитектуры работал и известный английский архитектор Норман Фостер. По его проекту в Лондоне был построен Сити Холл. [4]

3. Блобизм вне архитектуры

3.1 Стиль блоб в индустрии моды Блобизм — это явление вселенского масштаба, которое нашло отражение не только в архитектуре, дизайне, но и в изобразительном искусстве, в моде. Ярким представителем этого направления в индустрии моды является голландка модельер Iris Van Herpen. Обычные правила моделирования одежды для нее не действуют.

Работы Ирис Van Herpen это сочетание мастерства и инноваций в технике и материалах, сочетание тонкой ручной работы с футуристическими цифровыми технологиями. Это ее путь к переоценке реальности, к выражению своей индивидуальности. Она использует старые, забытые приемы конструирования и сочетает их с инновациями, применяя неожиданные, совершенно новые материалы.

«Для меня мода-это искусство, которое мне очень близко. В моей работе я стараюсь, чтобы все поняли, что мода — это инструмент художественного выражения, а не просто функциональный и лишенный содержания коммерческий инструмент. Мода, безусловно, может иметь большую ценность для мира, ношение одежды создает потрясающую и императивную форму самовыражения. «Форма следует за функцией «- это не лозунг, с которым я согласна. Наоборот, я считаю, что формы дополняют и изменяют тело и, таким образом, эмоции. Движение важно, и в теле, и в моей работе. Работая над формой, конструкцией и материалом, применяя инновационные технологии, я стараюсь предложить и реализовать оптимальное соотношение напряжения и движения" — говорит Iris Van Herpen.

Замыслы Ирис требуют каждый раз уникальной обработки материала или даже создания совершенно новых материалов. По этой причине, Van Herpen интересуется результатами исследований в различных областях науки по созданию новых материалов и часто сотрудничает с другими художниками и учеными. [5]

3.2 Блоб-инсталяции Художник Дмитрий Каварга широко использует блобизм в своих инсталляциях. Такова, например, «Модель биометрических отражений», представленная на втором международном sci-art фестивале в Центре современного искусства 2−17 апреля 2011.

Главной творческой задачей этой работы является попытка материализации механизмов сознания человека, его психофизиологических процессов и мозговой деятельности. Объект являет собой продолжение усилий коллектива по работе над циклом инсталляций «Моделирование сознания».

Вступая в групповую биологическую обратную связь с объектом искусства, контактёры получают уникальную возможность наладить прямой диалог с собственным психофизиологическим механизмом. Подключение к объекту позволяет ощутить доминирование одного из полушарий мозга, и даже попробовать изменить его в желаемую сторону. [8]

Необходимо закрепить на кистях рук браслеты с металлическими пластинами и совершить мозговые усилия… В случае доминирования правого полушария активизируется биоморфная «дышащая» форма. В случае доминирования левого активизируется конструктивистская часть.

Эта регистрирующая станция работает на основе двух пар датчиков, измеряющих кожно-гальваническую реакцию (КГР). Различие между КГР сигналом правой и левой стороны тела связано с различием между активностью полушарий головного мозга. Левое полушарие — логическое (управляет правой стороной тела, контролирует правое поле зрения и слуха и ответственно за речевые функции, более активно у примерно у 72% наблюдаемых) Правое полушарие — образное (руководит левой стороной тела, ответственно за чувственное восприятие мира, интуицию и творческое мышление) [8]

3.3 Промышленный дизайн Карим Рашид — известный промышленный дизайнер, отличившийся в направлении «блоб». Карим Рашид запустил в производство около 2500 разработок, включая проекты дизайна мебели, посуды, модных аксессуаров, упаковки, фурнитуры, осветительных приборов, а также интерьеры, инсталляции и прочие архитектурные проекты.

Каждым шагом Карим Рашид демонстрирует интерес не только к проектированию или созданию отдельных предметов или пространств, но дизайну среды обитания в самом широком смысле слова. «Не ограничивай своих возможностей узкой специализацией — специализируйся в целом на жизни», — гласит одна из 50 заповедей, сформулированных дизайнером. [9]

Вывод Впервые это уникальное явление в архитектуре заметил на рубеже нового века идеолог блоб-движения Грег Линн и сам активно включился в творческий процесс создания новаторской архитектуры нового поколения. Название нового архитектурного стиля впервые ввел известный архитектурный критик Джон Уотерс в своем уникальном исследовании «Блобитектура», использовав английское слово Blob.

В его интерпретации архитектура текучих нелинейных форм каплевидной природы очень напоминает некую оплывающую, видоизменяющуюся, как бы тающую массу упругих изогнутых поверхностей. Такой объект на международном английском языке обозначается словом блоб. Эту аббревиатуру мистер Уотерс поднял на авангардный флаг инновационного интернационального архитектурного движения в своем историческом исследовании 2004 года.

В настоящее время все больше известных архитекторов обращаются к новым блоб-формам выражения современной архитектурной мысли. Многие работы самых громких авторов новейшего времени можно рассматривать как отдельные проявления этой новаторской тенденции.

Эти проекты можно считать ультрасовременными, но только потому, что они созданы с применением наиболее передовых технологий.

Совершенно очевидно, что таким способом нельзя строить целые города. Такие фантастические проекты могут быть всего лишь необычными дополнениями к архитектурной среде.

1. СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА ЕВРОПЫ. С. Н. Леканова. Наука ЮУрГУ. Материалы 66-й научной конференции Секции социально-гуманитарных наук

2. Аронов В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. — М., 1992

3. Лаврентьев А. Н. История дизайна. — М., 2007.

4. Локотко, Александр Иванович. Архитектура: авангард, абсурд, фантастика. — Минск, 2012.

5. «Каплевидные шедевры. Блоб на пьедестале». Книга о Блоб-культуре. «СтилистикА»

6. «Архитектура новой генерации. Загадочный сюрприз Блоб-Культуры» Журнал «Архитектура и строительство России» 01.2014

7. «Теория и практика Грэга Линна» Журнал по архитектуре, недвижимости, строительству и дизайну «СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ» № 9/62/2004

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой