Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Архитектурно-планировочная организация жилого комплекса курсантов ВВУЗов Санкт-Петербурга: Социально-демографические аспекты градостроительного проектирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы, связанные с обустройством войск, улучшением их быта обсуждались на Всеармейских совещаниях в 1977 и 1985 годах. Однако тема обеспечения курсантов ВВУЗов (далее — курсанты) жилищем осталась вне поля зрения этих важнейших для военного строительства представительных форумов. Рекомендации для обустройства жилищем всех категорий курсантов с учетом происшедших перемен в жизни общества и армии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Жилищные условия курсантов ВВУЗов Санкт-Петербурга
    • 1. 1. Роль и место жилища в подготовке будущих офицеров
    • 1. 2. Курсанты как социально-общественная группа
    • 1. 3. Материальная среда жизни будущего офицера
  • Выводы по главе
  • Рисунки
  • Глава 2. Архитектурно-планировочная организация жилища и жизнедеятельности курсанта
    • 2. 1. Характерные черты жизни курсанта и формирование жилой среды
    • 2. 2. Социально-демографические характеристики будущего офицера и его требования к жилищу. 2.3. Бюджет времени курсанта и пространственная организация ВВУЗа
  • Выводы по главе. Рисунки
  • Глава 3. Рекомендации по архитектурно-планировочному формированию жилища курсанта в структуре Санкт-Петербурга. 3.1. Принципы архитектурного решения жилища курсантов

Архитектурно-планировочная организация жилого комплекса курсантов ВВУЗов Санкт-Петербурга: Социально-демографические аспекты градостроительного проектирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Государственная важность темы исследования обусловлена её связью с вопросами военного строительства, требованиями эффективного обеспечения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, основу, «становой хребет», которых составляет офицерский корпус. Он формируется в течение нескольких лет в стенах военно-учебных заведений (ВВУЗов), где закладывается профессионализм офицерских кадров. На стадии учебы жилая среда выступает одним из кардинальных средств, обеспечивающих физическое и духовное здоровье, необходимый уровень всестороннего воспитания будущего военачальника. Под таким углом зрения жилая среда военно-строительного комплекса ВВУЗа, выраженная в архитектурно-планировочной организации материального пространства, как подчеркнуло Всеармейское совещание по быту войск (1985 г.) относится к необходимым средствам современной вооруженной борьбы. Нацеленность на обеспечение требуемого уровня функционирования такого жизненно важного для государства общественного института, как Вооруженные Силы, его структур и, в первую очередь, высших учебных заведений составляет принципиальную сущность значимости темы диссертационного исследования.

Реформа вооруженных сил, в частности переход к контрактной службе, обуславливает более высокие требования к уровню проживания военнослужащих, в том числе и курсантов военно-учебных заведений. Изменение содержания служебной деятельности, определяемое контрактными обязательствами, не может не затронуть форм организации жилой среды, в которой проходит повседневная подготовка войск, включая учебные заведения.

В связи с этим как никогда остро выявляется актуальность разработки проектов формирования жилых территорий ВВУЗов, установления особых требований к проектированию жилища и сетей обслуживани я, строительства на этой основе современных зданий. Они должны обеспечивать необходимые условия для успешной подготовки офицерских кадров Вооруженных Сил России, в обстановке реформирования и трудностей их финансирования.

Сегодня только в Санкт-Петербурге подготовка офицерского корпуса для нужд Российской армии и флота ведётся в трех академиях, девяти университетах и их филиалах, в четырех военных институтах. В них обучаются десятки тысяч лиц, посвятивших себя профессии офицера. Этой численности соответствует адекватное количество жилого фонда, содержание и эксплуатация которого является серьёзной народнохозяйственной задачей, от её рационального решения зависит качество подготовки офицерского корпуса, эффективность капитального строительства Министерства обороны.

Вопросы, связанные с обустройством войск, улучшением их быта обсуждались на Всеармейских совещаниях в 1977 и 1985 годах. Однако тема обеспечения курсантов ВВУЗов (далее — курсанты) жилищем осталась вне поля зрения этих важнейших для военного строительства представительных форумов. Рекомендации для обустройства жилищем всех категорий курсантов с учетом происшедших перемен в жизни общества и армии до сих пор отсутствуют. Специфическое назначение, своеобразие образа жизни курсанта предъявляют повышенные требования к условиям их проживания. Всё это делает в настоящее время малоэффективным использование для размещения курсантов в военно-учебных заведениях существующих норм и проектов жилища студентов гражданских учебных заведений или солдат срочной службы.

Сегодня сложившаяся неблагоприятная обстановка усиливается недостаточным вниманием к этим проблемам военной науки в целом. В частности, не обнаружено существенно значимых теоретических работ по тематике жилищного обустройства курсанта. Наблюдаемое сокращение вооруженных сил, учебных заведений диктует необходимость проведения широких мероприятий по реконструкции существующего жилого фонда. Дать проектировщикам методологическую ориентациюважная современная задача прикладного военно-архитектурного исследования.

Жизнь курсанта в период перехода вооруженных сил к новому качественному состоянию практически не исследована. Ценностные ориентации и всё возрастающие требования будущих офицеров к условиям своего проживания общественными и научными дисциплинами освещены недостаточно. Архитектурно-градостроительная тематика исследований в сфере обустройства курсанта также не может быть оценена положительно и как достаточная. Данное состояние научного обоснования формирования жилой среды, окружающей курсанта в процессе профессионального становления, диктует необходимость проведения специального исследования.

Базой для такого изучения могут служить работы П. Афонина, Д. Бабушкина, М. Бархина, Е. Богатырева, М. Гареева, А. Жувикина, Ю. Зеленского, В. Изонова, Н. Касперовича, В. Мухина, О. Паши, Г. Рожкова, Б. Шиляева и др.

В перечисленных работах этих авторов конкретно организация жилища курсанта не изучалась, что и послужило мотивом постановки настоящего исследования. Разработки, выполненные ведущими учеными и специалистами гражданской ориентации в области развития жилища, позволяют эффективно использовать накопленный опыт и материалы для решения проблем обустройства курсантов высших военных учебных заведений. Здесь следует отметить фундаментальные работы Р. Абрамовой, Ю. Бочарова, А. Гутнова, В. Лаврова, JI. Лаврова, С. Наумова,.

А. Панова, В. Смирнова, И. Фомина и др. Кроме того, вопросы научного обоснования и проектирования жилых зданий для молодёжных контин-гентов в различных регионах в разное время изучались в ЦНИИЭП жилища, ЦНИИП градостроительства, ЦНИИЭП учебных зданий, МНИИТЭП, МАРХИ, СПбНИПИ, СПбНИИП градостроительства, СибЗНИИЭП и др. Основу этих исследований составили работы С. Аль-банова, И. Анисимовой, Б. Бранденбурга, В. Кутузова, В. Владимирова, Г. Градова, К. Карташовой, П. Орлова, А. Потокина, Б. Рубаненко, К. Хачатрянц, Н. Царевой и др. Вопросы проектирования и строительства различных типов общежитий: для рабочих и служащих, студентов вузов, учащихся профтехучилищ, семейной молодёжи — нашли своё отражение в трудах Р. Абрамовой, Ю. Зимина, Д. Меерсон, С. Наумова, А. Потокина, Н. Царевой, О. Протопоповой, Г. Цытович.

Значительное различие в функционировании военных и гражданских поселений не позволяет механически перенести накопленный теоретический и практический опыт народнохозяйственного строительства в военную область. К сожалению, такая практика отмечается повсеместно. Всё это способствует низкому уровню качества жилища курсантов ВВУЗов, невысоким архитектурно-художественным достоинствам жилых и учебных зданий в целом. Сегодня курсанты, проходящие военную службу на контрактной основе, проживают в жилище, не учитывающем специфического образа их жизни. Как правило, используется солдатская казарма или общежитие, построенные по типовым проектам, применяемые при строительстве рабочих или студенческих общежитий. Данные жилища не в состоянии удовлетворить потребности будущих офицеров. Сложившаяся ситуация требует конкретного изучения, необходимого углубления теоретических основ и проверки практических рекомендаций.

В связи с вышеперечисленным выявляется имеющая государственную важность и принципиальную актуальность проблемная ситуация, выражающаяся в несоответствии условий проживания курсанта его образу жизни и развитию, современным потребностям. От её разрешения в конечном итоге зависит качественная подготовка будущих офицеров и боевая готовность Вооруженных Сил, в которой курсанты выступают как специфическая социальная группа, формирующая костяк офицерского корпуса. Связь жилища с развитием курсанта подчеркивает научную и прикладную важность сформулированной проблемы. Для её разрешения и было проведено данное исследование.

Цель диссертации: теоретически обосновать принципы архитектурно-планировочной организации жилого комплекса курсантов ВВУЗов Санкт-Петербурга, соответствующего требованиям контрактной подготовки, и на этой основе разработать практические рекомендации, способствующие улучшению условий повседневной жизни будущих офицеров (рис. 1).

В работе поставлены следующие задачи: выявить условия функционирования жилища курсанта Санкт-Петербурга в городской среде и определить количественные показатели, характеризующие специфику контингентаисследовать этапы развития курсанта в связи с состоянием жилого пространства и дать качественную оценку влияния этого процесса на архитектурно-планировочную организацию жилого комплексавскрыть типологические принципы, определяющие специфику жилища курсанта в процессе обучения и сделать предложения по рациональному использованию жилых ячеек по этапам профессионального становлениявыявить особенности организации жилища курсанта по этапам обучения и обосновать предложения по использованию этих архитектурно-планировочных решений в структуре ВВУЗа, размещенного в Санкт-Петербургеустановить рациональные приёмы формирования жилой территории ВВУЗа и определить роль характерных элементов, а также место благоустройства и внешнего окружения в застройкеразработать планировочные рекомендации по совершенствованию архитектурного формирования жилища курсанта в крупнейшем городе.

Объект исследования: жилище курсантов высшего военно-учебного заведения, расположенного в Санкт-Петербурге.

Границы исследования: жилой комплекс курсантов ВВУЗа в пространстве крупнейшего города.

Предмет исследования: закономерности взаимосвязей архитектурно-планировочной организации жилища и образа жизни курсантов ВВУЗов по этапам их развития в процессе обучения как будущих офицеров армии и флота.

Методика работы базируется на диалектической связи повседневной жизнедеятельности курсанта с архитектурной организацией жилища. Основывается на личном опыте автора, который в течение 10 лет осуществлял руководство курсантскими подразделениями и произвёл два выпуска численностью в 200 курсантов. Исходным материалом исследования служат данные натурных обследований, проведенных автором в четырех военно-учебных заведениях Санкт-Петербурга. Исследование базируется на освоении исторического опыта градостроительной организации ВВУЗов, включая зарубежный.

Применены методики аналитические и прикладные.

В аналитические вошли:

— изучение литературных источников, научных отчётов и результатов исследований, касающихся планировочной организации военных городков, казарменного строительства, анализ и обобщение исторических материалов, изучение архивных документов, анкетных данных с обработкой их на ЭВМ;

— анализ социальной и демографической ситуации, параметров и характеристик населения военно-учебных заведений для установления типологических особенностей зданий с разработкой принципов архитектурно-планировочной организации территории ВВУЗов;

— составление классификационных схем и таблиц, касающихся социально-демографических показателей и аспектов функционирования ВВУЗов.

Прикладные методики включают в свой состав:

— статистические сведения о Военном инженерном строительном институте, Пушкинском высшем военном инженерно-строительном училище, Санкт-Петербургском высшем общевойсковом командном училище и Высшем военно-морском училище подводного плавания, которые получены по книгам учета военнослужащих формы № 1 (изучены личные дела 5862 курсантов), а также в результате использования социологических (опросы и интервьюирование курсантов военно-учебных заведений в количестве 527 человек) и демографических (выборка и перепись) способов сбора необходимых данных, откорректированных по методике доктора архитектуры В. Мухина при консультации доктора экономических наук И. Елисеевой;

— разработку моделей пространственно-временного поведения курсантов, зафиксированных в архитектурно-планировочных предложениях на стадии экспериментального проектирования;

— дипломное проектирование жилых комплексов и зданий в структуре ВВУЗа в 1995 — 1998 годах, а также проектирование по реконструкции существующего жилого фонда на территории БИТУ.

На защиту выносятся: постановка, исследование, теоретические основы и практические рекомендации по архитектурно-планировочной организации жилища курсанта ВВУЗа в Санкт-Петербурге, соответствующей особым социально-демографическим характеристикам курсанта, этапам его развития в процессе учебы.

Научная новизна: впервые поставлено и проведено комплексное исследование особенностей организации жилища будущего офицера, а также пионерно установлены социально-демографические характеристики и этапы развития курсанта в процессе обучения.

Раскрыты место и роль этапов развития курсанта в связи с изменением форм организации жилища. Предложена новая методика определения фаз формирования курсанта и их классификация, учитывающая сроки обучения. Разработаны новая типология курсантского жилища и приёмы его организации в структуре застройки территории ВВУЗа в крупнейшем городе. Рекомендованы достоверные нормативы по формированию жилища курсантов ВВУЗов.

Практическая ценность состоит в том, что рекомендации по формированию жилища курсанта в структуре Санкт-Петербурга, могут быть использованы в конкретных проектных разработках вновь создаваемых военных училищ или при их реконструкции, а также в учебном процессе в лекциях по темам: «Общевойсковые здания», «Генеральные планы военных городков» и приняты за основу для разработки норм обустройства курсантов ВВУЗов МО.

Апробация: основные результаты диссертации использованы в научно-исследовательских работах по темам «Альтернатива», «Комплекс», «Прогноз», выполненных в ВИТУ в 1995 — 1996 годах, внедрены в дипломные проекты по реконструкции существующего жилого фонда.

ВИТУ в 1995;1998 годах и разработке новых типов жилища с учетом этапов развития курсанта. Основные положения доложены на трех международных конференциях Ассоциации исследователей Санкт-Петербурга в 1995, 1996, 1997 годах, освещены в 12 публикациях в открытых и закрытых литературных источниках. Результаты работы неоднократно докладывались командованию строительно-квартирных органов МО РФ, начальникам факультетов и курсов ВИТУ.

Объём и структура работы.

Диссертация состоит из одного тома. Его основная часть включает текстовой материал (введение, три главы, заключение с выводами и список литературы), а также содержит блоки основных рисунков, таблиц, приложения и материалов, подтверждающих внедрение результатов исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

В архитектурно-планировочном аспекте организации военно-строительного комплекса высшего военного образовательного заведения Министерства обороны Российской Федерации, расположенного в Санкт — Петербурге, впервые поставлена проблема обустройства курсантов и доказаны пути её разрешения.

В диссертации изучены:

— теоретико-методологические подходы к архитектурно-планировочной организации жилого комплекса курсантов ВВУЗов, расположенных в структуре крупного города, включая понятийный аппарат;

— эволюция жилого комплекса курсантов ВВУЗов России и динамика его развития на примерах отечественного и зарубежного опыта.

— основные социально-демографические процессы, параметры и характеристики населения ВВУЗов для установления типологических особенностей зданий, а так же условия град о формирования училищ в существующей застройке города;

— особенности пространственно-планировочной организации жилого комплекса курсантов ВВУЗов, расположенных в Санкт-Петербурге, с учетом функционирования системы культурно-бытового обслуживания.

В ходе диссертационной работы выполнено разностороннее теоретико-прикладное обобщение, опирающееся на натурные обследования четырех военных училищ (ВИСИ, ПВВИСУ, ВОКУ, ВВМУПП), расположенных в Санкт-Петербурге. Изучены личные дела и проведено анкетирование курсантов данных ВВУЗов (всего -5862 курсанта из них проанкетировано 527 человек), позволившее получить репрезентативную характеристику показателей условий формирования жилища, социально-демографических параметров, специфики образа жизни, пользования системой обслуживания и др. По составленным программам проведено поисковое экспериментальное проектирование.

На этой основе сформулированы теоретические положения и практические рекомендации по архитектурно-планировочной организации жилого комплекса курсантов ВВУЗов, расположенных в существующей застройке крупного города, соответствующего особым социально-демографическим характеристикам и этапам развития будущих офицеров.

В результате вышеизложенного выдвинут ряд положений, из которых главными можно считать следующие:

1. В типологии жилых территорий крупнейшего города зафиксированы две группы факторов, определяющих особую архитектурно-планировочную организацию жилых комплексов курсанта ВВУЗа: первая — обозначающая специфическую роль и место жилища в подготовке офицеравторая — обусловливающая социально-демографическую ситуацию развития курсанта в процессе обучения, выраженная: в преобладающей доле молодых (в среднем от 17 до 23 лет) мужчин до 95% повышенных потребностейпочти 50% из которых к выпуску женатые и половина из них имеет детейособый режим службы и др. Эта ситуация принципиально не меняется от принадлежности ВВУЗа к виду сил и роду войск.

2. Современная практика организации повседневной жизнедеятельности курсанта характеризуется не неудовлетворенностью архитектурно-планировочной организацией жилого комплекса в ВВУЗе. Неудовлетворенность жилищем и низкие бытовые условия подчеркивают их значимость для курсантов в зависимости от возраста, курса обучения и семейного положения.

3. Современная военная и архитектурная науки оставили вне внимания развитие жилого комплекса курсанта, что лишает архитектурно-планировочную организацию жилища, территорию ВВУЗа, частей его комплекса, достойной архитектурной выразительности, соответствующей нормативной базы и правового статуса.

4. Прослежены и констатированы закономерности архитектурно-планировочной эволюции жилища курсанта и определены, на базе конкретных социологических исследований в количественных и качественных показателях, важнейшие этапы развития жилого комплекса и соответствующих типов жилища будущих офицеров. На этой базе сформулированы основные принципы архитектурно-планировочной организации жилого комплекса курсанта ВВУЗа Санкт-Петербурга.

5. Впервые доказано, что ВВУЗ должен формироваться как комплекс — особая система с уплотненными связями между элементами и это архитектурно выражается в компактности застройки. Установлены основные приемы и способы развития архитектурно-планировочной структуры жилого комплекса с учетом развития демографии курсантов. Это позволяет: а) перейти на первом адаптивном этапе обучения к обустройству курсантов в жилом комплексе, расположенном вне города. б) принять для курсантов второго этапа обучения (второй и третий курсы) размещение их в специальном курсантском общежитии, по комнатам по 5 — 6 человек с соответствующим уровнем обслуживания. Для женатых курсантов иметь отдельное общежитие или жилые блоки с самостоятельными входными узлами. в) обеспечить для курсантов третьего этапа обучения (четвертый, пятый курсы), проживание на территории училища в специальных жилых блоках: для холостяков в комнатах по 2 — 3 человечкадля женатых без детей и с детьми в отдельных жилых ячейках, со специальным комплексом обслуживания жилого блока для малосемейных.

6. По результатам работы определены основные направления даль.

160 нейшего изучения проблемы — выявить особенности организации жилища курсантов военных училищ Российской Федерации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой