Повышение эффективности производства продукции на основе инвестиций (на материале ОАО «Учхоз Рамзай» ПГСХА)
Из данных таблицы 5 видно, что за отчетный год организация получила прибыль в размере 2144 тыс. руб., уровень рентабельности при этом составил 4,99%. Отрасль растениеводства несет убытки в размере 494 тыс. руб. (уровень рентабельности = — 8%), а от отрасли животноводство получено 2638 тыс. руб. прибыли (уровень рентабельности — 7%). Самым рентабельным является молоко, чей уровень рентабельности… Читать ещё >
Повышение эффективности производства продукции на основе инвестиций (на материале ОАО «Учхоз Рамзай» ПГСХА) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Теоретические основы повышения эффективности производства продукции на основе инвестиций
- 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
- 2.1 Природно-экономические условия
- 2.2 Правовое обеспечение деятельности организации
- 3. Современное состояние производства продукции в организации
- 4. Мероприятия по повышению эффективности производства продукции на основе инвестиций в организации
- 4.1 Повышение эффективности производства за счет внедрения нового сорта продукции
- 4.2 Внедрение кормовых ферментов в рацион свиней
- Выводы и предложения
- Список литературы
Сельское хозяйство занимает исключительное место в жизни людей. Основную массу продуктов питания дает сельское хозяйство, вместе с тем оно производит сырье для перерабатывающей промышленности.
Одной из основных отраслей сельского хозяйства является растениеводство, которое включает возделывание культур в полеводстве, овощеводстве, бахчеводстве, плодоводстве и т. д. Человек получает от него продукты питания, легкая и пищевая промышленность — сырье для переработки, животноводство — корма. В настоящее время растениеводство занимает наибольший удельный вес во всей продукции сельского хозяйства.
В сельском хозяйстве, в частности в отрасли растениеводства, действуют те же экономические законы, что и в других отраслях. Однако их проявление имеет свои специфические особенности.
1. В сельском хозяйстве в качестве главного и незаменимого средства производства выступает земля.
2. В качестве предметов труда используются живые организмы (животные и растения), которые развиваются по биологическим законам.
3. Сельскохозяйственное производство пространственно рассредоточено и ведется на больших площадях. Поэтому потребность в энергетических ресурсах значительно выше по сравнению с отраслями промышленности. Сельскохозяйственная техника используется несколько дней в году для производства отдельных видов продукции и непригодна для других видов.
4. Результаты сельскохозяйственного производства сильно зависят от природных условий. При этом природно-климатические условия влияют на размещение и специализацию сельского хозяйства.
5. Сезонность производства.
Перечисленные выше и другие особенности сельского хозяйства обязательно должны учитываться при организации аграрного производства.
При использовании земли большое значение имеет учет требований зональных систем ведения хозяйства. Составной частью зональных систем является система земледелия. Под ней понимают комплекс организационных и агротехнических мероприятий, направленных на повышение почвенного плодородия, защиту почв от эрозии с целью увеличения производства растениеводческой продукции с единицы площади при снижении затрат труда и средств на единицу продукции.
Основными техническими средствами расширенного воспроизводства экономического плодородия почв являются химизация земледелия, мелиорация земель и комплексная механизация. Комплексная механизация сельскохозяйственного производства повышает производительность труда в растениеводстве и оказывает огромное воздействие на плодородие почвы.
Производство всех видов продукции сельского хозяйства, включая животноводство и переработку, непосредственно зависит от состояния и развития растениеводства.
Либерализация и диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, уход государства с продовольственного рынка, низкий уровень организации производства и управления, ослабленная материально-техническая база привели отрасль к критическому состоянию. Производство продукции сельского хозяйства снизилось до уровня 50-х, 60-х годов. Сельское хозяйство хронически испытывает недостаток финансовых средств для ведения не только расширенного, но и простого воспроизводства, оно нуждается в инвестициях.
Инвестиции — вложения капитала с целью получения прибыли.
Актуальность данной работы определяется вышеназванными проблемами и тем, что растениеводство — стратегически важная отрасль, обеспечивающая продовольственную безопасность страны, требующая постоянного поиска путей повышения производительности.
инвестиция продукция растениеводство Целью написания данной работы является разработка мероприятий по повышению экономической эффективности производства продукции растениеводства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· Изучить теоретические основы повышения эффективности производства продукции растениеводства;
· Проанализировать современное состояние производства продукции растениеводства в ОАО" УЧХОЗ РАМЗАЙ" ПГСХА;
· Предложить способы повышения эффективности производства продукции растениеводства в организации.
Объектом исследования в данной курсовой работе является ОАО «УЧХОЗ РАМЗАЙ» ПГСХА, а предметом исследования — совокупность теоретических, методологических и практических проблем повышения эффективности производства продукции растениеводства в ОАО «УЧХОЗ РАМЗАЙ» ПГСХА.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
· аналитический метод;
· метод дедукции и индукции;
· метод синтеза;
Данные для исследования: годовая бухгалтерская отчетность за 2011 — 2013 гг. ОАО" УЧХОЗ РАМЗАЙ" ПГСХА.
1. Теоретические основы повышения эффективности производства продукции на основе инвестиций
Понятие «инвестиции» стало часто употребляемым термином. Как правило, у многих оно ассоциируется с приобретением недвижимости, антиквариата или на уровне народного хозяйства с недостаточным их притоком в ряд отраслей. Каждое из указанных направлений инвестирования, представляющего собой акт обмена сегодняшнего удовлетворения определенной потребности на ожидание удовлетворить ее в будущем с помощью инвестированных благ — зданий, сооружений, оборудования и т. п., имеет свои особенности. Эти особенности определяются прежде всего привлекательностью инвестирования. Под привлекательностью инвестирования принято понимать вложение определенного количества денег сегодня с целью получения их большего количества в будущем. Чем больше разница между первоначальными вложениями и будущими поступлениями, тем привлекательнее инвестирование как определенный процесс (акт).
Существенную роль при обосновании необходимости инвестирования играют цели, которые ставят перед собой инвесторы и на основе которых формируются критерии оценки привлекательности. Эти цели по направлениям инвестирования можно свести в следующие основные группы:
· Инвестиции, направленные на повышение эффективности производства.
· Их цель — создание условий для снижения производственных затрат инвестора за счет замены оборудования на более производительное или перемещения производственных мощностей в регионы с более привлекательными условиями производства и налогообложения;
· Инвестиции в расширение производства; их цель — увеличение объема производства и реализации продукции;
· Инвестиции в основной капитал или капитальные вложения в основные средства, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и др.; их цель — повышение эффективности производства, расширение его объемов, номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции;
· Инвестиции в создание новой или принципиально новой продукции; их цель — выпуск новой продукции, а также выход на новые внутренние и внешние рынки;
· Инвестиции в создание дополнительных рабочих мест; их цель — снижение напряженности социально-экономической обстановки в стране и отдельных ее регионах;
· Инвестиций, направленные на достижение стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами производства;
· инвестиции, направленные на охрану окружающей среды и обеспечение безопасности выпускаемой продукции.
Как видно, цели инвестирования могут быть разными. Однако в целом их можно свести в четыре группы:
1. сохранение продукции на рынке;
2. расширение объемов производства и улучшение качества продукции;
3. выпуск новой продукции;
4. решение социальных и экономических задач.
В Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции представлены в виде имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской или иных видов деятельности с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
Субъектами инвестиционной деятельности (реципиентами) могут являться отечественные и иностранные инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений.
Инвестирование любой деятельности, направленной на получение прибыли или социального эффекта, требует определенной организационно-правовой, технической и экономической документации. Такая документация формируется, как правило, под идею объекта инвестирования и в зависимости от условий ее реализации определяет состав инвестиционного проекта (ИП) или инвестиционной программы, а также отдельного мероприятия.
В самом общем смысле инвестиционным проектом (англ. investment project) называется план вложения капитала в целях получения прибыли. Понятие «инвестиционный проект» в отечественной литературе употребляется в двух смыслах:
· как деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов);
· как система, включающая в себя определенный набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия.
В целом, как указано в Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений. При этом для их реализации необходима проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Объекты инвестирования различаются:
· масштабами проекта;
· направленностью проекта (коммерческая, общественная, связанная с государственными интересами и т. д.);
· характером и содержанием инвестиционного цикла;
· характером и степенью участия государства;
· эффективностью использования вложенных средств.
По количеству участников и степени влияния проекта на окружающий мир ИП могут быть:
· малые;
· средние;
· крупные;
· мега проекты;
· международные;
· глобальные.
Малые проекты как правило не требуют особой проработанности технико-экономического обоснования и связанных с ним вопросов. Вместе с тем допущенные при формировании проектов ошибки могут серьезным образом сказаться на их эффективности.
Малые проекты представляют собой планы расширения производства и увеличения ассортимента выпускаемой продукции. Их отличают сравнительно небольшие сроки реализации. К малым проектам можно отнести также создание объектов социально-культурной сферы.
Средние проекты - это чаще всего проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции. Они реализуются поэтапно, по отдельным производствам, в строгом соответствии с заранее разработанными графиками поступления всех видов ресурсов, включая финансовые.
Крупные проекты - это, как правило, объекты крупных предприятий, в основе которых лежит прогрессивно новая идея промышленного производства продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках.
Мега проекты - это целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечным продуктом проектов. Такие программы могут быть международными, государственными, региональными.
Международные проекты - это проекты, реализуемые заинтересованными странами, они, как правило, отличаются значительной стоимостью и сложностью.
Проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле, рассматривают как глобальные проекты.
Проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране и не оказывает существенного влияния на ситуацию в других странах, рассматривают как крупномасштабные проекты. К примеру, создание в Ленинградской области морских грузовых портов. Заказчиком подобных проектов могут быть государство, промышленно-финансовые группы, акционерные общества, банки и т. п.
Проекты, реализация которых влияет на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в определенном регионе, городе (отрасли) и не оказывает существенного влияния на ситуацию в других регионах, городах (отраслях), рассматривают как проекты регионального, городского (отраслевого) масштаба. Заказчиком этой группы проектов могут быть местные органы самоуправления, АО и т. п.
По основным сферам деятельности ИП разделяются на:
· социальные;
· экономические;
· организационные;
· технические;
· смешанные;
· финансовые.
По длительности ИП разделяются на:
· краткосрочные (до 3 лет);
· среднесрочные (от 3 до 5 лет);
· долгосрочные (свыше 5 лет).
По сложности ИП разделяются на:
· простые;
· сложные;
· очень сложные.
Таким образом, сложность и величина проектов и влияние их результатов на экономическую, социальную или экологическую ситуацию характеризуют значимость проектов.
Наряду с указанными особенностями инвестиционных проектов существуют и другие признаки, по которым они выделяются. Так, два анализируемых проекта называются независимыми проектами, если решение об инвестировании одного из них не влияет на решение о финансировании другого. Например, решение о создании центра новых медицинских технологий не должно влиять на возможность осуществления проекта по строительству городского реабилитационного центра. При этом эффект от одновременной реализации этих проектов будет равен сумме эффектов этих проектов.
Если два и более анализируемых проектов не могут быть реализованы одновременно, то такие проекты называются альтернативными, или взаимоисключающими. Обычно к таким проектам относится строительство крупных предприятий, которые включают отдельные производства, объединенные технологией и организацией выпуска продукции, а также транспортными коммуникациями и системами энергоснабжения.
Надо сказать, что в действительности большинство инвестиционных проектов относятся к конфликтующим проектам, т. е. к проектам, в которых предполагаются разные пути достижения одной и той же цели. Конфликтующими также могут быть признаны проекты с разным целевым назначением, но требующие на их реализацию примерно одинаковых инвестиций. Поэтому инвестиционная компания всегда выбирает из анализируемых вариантов такой проект, который при всех ограничениях вкладываемого капитала принесет ей наибольшую выгоду.
Инвестиционные проекты могут различаться также своими организационными, операционными и временными рядами.
Организационные рамки проекта характеризуются составом его участников. В свою очередь состав участников определяется большим числом факторов: уровнем специализации; сложностью отдельных частей проекта; организационной структурой управления участниками, финансированием проекта и др.
Операционные рамки проекта определяются осуществляемыми действиями его участников в соответствии с требованиями проектной документации и принятой технологии.
Временные рамки проекта характеризуются периодом реализации проекта. Они устанавливаются на основе норм продолжительности для объектов, финансируемых государственным бюджетом, или исходя из срока окупаемости капитальных вложений для проектов, осуществляемых за счет средств частных инвесторов.
Инвестиционные проекты также могут быть выделены в группы по минимальной пороговой норме прибыли. Минимальная норма прибыли может быть уточнена в зависимости от уровня доходности ценных бумаг, ставки кредитования и т. п. При этом с увеличением инвестиционного риска возрастает пороговое значение нормы прибыли, а также усложняется выбор схемы финансирования.
Наряду с инвестиционными проектами производственного назначения могут быть инновационные проекты, направленные на разработку и создание новых эффективных материалов, аппаратов, оборудования, машин, технологий или технологических процессов. Реализации проектов производственного и инновационного назначения часто тесно связаны между собой, поскольку эффективность их зависит не только от научной идеи, но и от воплощения ее в жизнь.
Для осуществления намеченных программ экономического роста страны перспективными являются инвестиционные проекты, направленные в следующие отрасли:
· военно-промышленный комплекс;
· жилищное строительство;
· легкую промышленность;
· машиностроение;
· металлургию;
· нефтепереработку и нефтехимию;
· топливно-энергетический комплекс (ТЭК);
· продовольственный комплекс;
· транспорт, связь и телекоммуникации;
· науку.
Масштабы проекта с точки зрения его сложности и расходов на реализацию, а также влияния на окружающую среду определяют уровень обоснованности и возможности его реализации в заданном периоде времени.
Принятию решения о формировании инвестиционного проекта предшествуют:
· оценка инвестиционного предложения, в котором обосновывается идея проекта, органами управления;
· предварительные согласования с федеральными, региональными и местными органами управления, выбор предприятия (организации), способного реализовать проект реципиентом.
· наличие средств.
Для реализации проектов могут быть использованы следующие источники инвестиций:
· собственные средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения за ущерб и т. п.;
· средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе; другие виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т. п.) и привлеченные средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы;
· ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов (если эти органы управления заинтересованы в инвестировании ценных проектов), фондов предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;
· иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц;
· различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые на возвратной основе.
Первые три группы указанных источников образуют собственный капитал реципиента, т. е. предприятия или организации, осуществляющей инвестиционный проект. Суммы, привлеченные им по этим источникам извне, не подлежат возврату. Субъекты, предоставившие по этим каналам средства как правило участвуют в распределении доходов от реализации инвестиций на правах долевой собственности.
Последняя группа источников инвестирования образует заемный капитал реципиента. Эти средства необходимо вернуть на определенных заранее условиях (сроки, проценты).
Для принятия инвестором решения о долгосрочных вложениях капитала необходимо располагать информацией, подтверждающей два основополагающих правила:
· вложенные средства должны быть полностью возмещены;
· прибыль, полученная в результате данной операции, должна быть достаточно велика, чтобы компенсировать временный отказ от использования средств по другому альтернативному варианту. Здесь учитывается риск, возникающий в силу неопределенности конечного результата.
Информация, рассматриваемая для принятия решения об инвестировании, должна включать следующие данные:
· цели проекта, его ориентацию и экономическое окружение (налоги, государственную поддержку, риск и т. п.);
· маркетинговую информацию (возможность сбыта, конкурентную среду, перспективную программу продаж и номенклатуру продукции, ценовую политику);
· материальные затраты (потребности, наличие сырьевых источников, цены и условия поставок сырья и комплектующих, вспомогательных материалов и энергоносителей);
· место размещения с учетом трудовых, природно-климатических, социальных и иных факторов;
· информацию проектно-строительную (выбор планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, инженерных коммуникаций) и проектно-конструкторскую (выбор технологии промышленного производства, спецификации стандартного и нестандартного оборудования и условий его изготовления и поставки, конструкторскую документацию и т. п.);
· информацию по организации и управлению производством (структуру предприятия, форму собственности, систему управления, сбыт и распределение и т. п.);
· кадры (потребность, обеспеченность, необходимость подготовки, условия оплаты и график работы);
· график осуществления проекта (подготовительные работы, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, период эксплуатации);
· объемы финансирования по периодам реализации проекта;
· оценку эффективности проекта.
Результаты предварительного анализа и оценки эффективности инвестиционного проекта используются для подготовки предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО), а затем окончательного технико-экономического обоснования (ТЭО).
Если фирма видит целесообразность осуществления ряда инвестиционных проектов, различаемых по направленности производства или по масштабности, то в этих случаях предварительная оценка эффективности проекта может излагаться в виде технико-экономического доклада (ТЭД) или технико-экономического расчета (ТЭР).
В заключение необходимо отметить, что указанная выше классификация инвестиций в проекты не исключает возможности существования и развития других видов инвестиционной деятельности. Например, существует инвестирование в производственно-хозяйственную деятельность, т. е. использование капитала в качестве оборотных средств или лее для приобретения основных средств. Однако для всех случаев инвестирования необходимы описание идеи, анализ и оценка эффективности проекта.
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1 Природно-экономические условия
Динамика развития ОАО «УЧХОЗ РАМЗАЙ» ПГСХА на современном этапе представлена в таблице 1.
Таблица 1-Динамика развития ОАО «Учхоз РАМЗАЙ» ПГСХА
Показатель | Год | Базисный темп роста,% | |||
Общая земельная площадь, га | 100,1 | ||||
В т. ч. сельскохозяйственных угодий | 100,0 | ||||
Из них пашни | 100,0 | ||||
Среднегодовая численность работников, чел. | 97,7 | ||||
Энергетические мощности, л. с. | 100,0 | ||||
Стоимость основных средств на конец года, тыс. руб. | 91,4 | ||||
Поголовье крупного рогатого скота на конец года, гол. | 110,6 | ||||
В т. ч. коров | 100,4 | ||||
Выручка от продаж, тыс. руб. | 106,6 | ||||
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 95,4 | ||||
Рентабельность продаж, % | 6,7 | 7,7 | 6,0 | ; | |
Из данных таблицы 1 видно, что общая земельная площадь, площадь сельскохозяйственных угодий и площадь пашни за 2011;2013 гг. практически не изменилась. Численность работников практически не изменилась: в 2013 году сократилась на 3 человека по сравнению с 2011 г. Стоимость основных средств была наибольшей в 2011 г. — 118 493 тыс. руб., в 2012 г. она снизилась до 106 228 тыс. руб., а в 2013 г. возросла до 108 388 тыс. руб. Потребление энергетических мощностей за три года практически не менялось. Поголовье крупного рогатого скота в 2013 г. по сравнению с 2011 г. увеличилось на 10,6% и составило 1084 гол., и поголовье коров увеличилось на 0,4% или на 2 гол. и составило 410 гол.
Финансовые результаты предприятия характеризуются следующими показателями. Сумма выручки в 2013 г. выросла на 6,6% в сравнении с уровнем 2011 г. Прибыль от продаж уменьшилась с 2692 тыс. руб. в 2011 году до 2567 тыс. руб. в 2013 г., что составляет 95,4%. Рентабельность от продаж в 2012 году возросла по сравнению с 2011 г. на 1% и составила 7,7%, но в 2013 она снизилась и составила 6,0%. Все перечисленное говорит о том, что ОАО «УЧХОЗ РАМЗАЙ» ПГСХА является прибыльной организацией.
Часть полученной в процессе производства продукции подлежит реализации для определения специализации организации рассмотрим структуру реализованной продукции ОАО «УЧХОЗ РАМЗАЙ» ПГСХА в таблице 2.
Таблица 2 — Реализованная продукция и ее структуры.
Отрасль от производства и вид продукции | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | В среднем за 2011;2013 гг. | |||||
Тыс. руб. | В % к итогу | Тыс. руб. | В % к итогу | Тыс. руб. | В % к итогу | Тыс. руб. | В % к итогу | ||
Продукция растениеводства-всего | 2,8 | 0,6 | 12,5 | 5,7 | |||||
В том числе: зерно | 0,9 | ; | ; | 7,9 | 1321,3 | 3,2 | |||
Прочая продукция растениеводства | 1,6 | ; | ; | 4,5 | 919,3 | 2,2 | |||
Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | 0,1 | 0,6 | ; | ; | 97,3 | 0,2 | |||
Продукция животноводства — всего | 97,1 | 99,4 | 87,4 | 94,2 | |||||
В т. ч. молоко | 72,1 | 73,0 | 70,9 | 71,9 | |||||
Крупный рогатый скот в живой массе | 11,5 | 15,2 | 6,8 | 10,8 | |||||
Свиньи в живой массе | 5,4 | 4,1 | 2,0 | 3,8 | |||||
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | 8,0 | 6,6 | 3,8 | 6,0 | |||||
Прочая продукция животноводства | ; | 0,2 | 3,7 | 592,6 | 1,4 | ||||
Работы и услуги | ; | ; | ; | ||||||
Продолжение таблицы 2: | |||||||||
Всего по организации | 40 509,3 | ||||||||
По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре реализованной продукции в ОАО «УЧХОЗ РАМЗАЙ» ПГСХА в среднем за 2011;2013 гг. занимает выручка от продажи продукции животноводства — 94,2%, в составе которой лидирующее место занимает молоко — 71,9%, что говорит об узкой специализации.
В структуре реализованной продукции в 2011 г. продукция растениеводства занимала 2,8%, в 2012 г. она снизилась до 0,6%, а в 2013 увеличилась до 12,5% или 5658 тыс. руб., из которых зерно 3586 тыс. руб.
Доля молоко за рассматриваемый период изменялась не значительно (70−73%), доля крупно рогатый скот в 2012 г. увеличилась и составила 15,2% или 5465 тыс. руб., а в 2013 г. сократилась и составила 6,8% или 3096 тыс. руб.
Доля свиней в живой массе и доля продукции животноводства собственного производства, реализованной в переработанном виде в структуре реализованной продукции ежегодно уменьшалась с 5,4% до 2,0% и с 8,0% до 3,8% соответственно.
Таблица 3 — Производство основных видов сельскохозяйственной продукции, ц
Вид продукции | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | Отклонение (+,-) 2013 г. от | ||
2011 г. | 2012 г. | |||||
Зерно | — 10 462 | |||||
Молоко | ||||||
Прирост живой массы свиней | — 980 | |||||
Прирост живой массы крупного рогатого скота | ||||||
При анализе данных таблицы 3 видно, что производство зерновых в 2012 г. снизилось на 10 462 ц, а в 2013 г. возросло на 20 204 ц. Производство молока за последние годы существенно не изменялась. Прирост живой массы свиней в последний год снизился на 980 ц. Прирост живой массы крупного рогатого скота по годам увеличивается.
Себестоимость продукции сельскохозяйственного предприятия является одним из наиболее важных показателей экономической эффективности. Себестоимость продукции показывает, во что обходится предприятию производство определенного товара, отражает насколько грамотно организовано производство, насколько эффективно используются и распределяются те или иные ресурсы предприятия. Другими словами, чем выше эффективность — тем ниже себестоимость.
Себестоимость 1 ц сельскохозяйственной продукции ОАО «УЧХОЗ РАМЗАЙ» ПГСХА представлена в таблице 4.
Таблица 4 — Себестоимость 1 ц основных видов сельскохозяйственный продукции, руб.
Вид продукции | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2013 к 2011 г., % | |
Зерно | 149,36 | ||||
Молоко | 134,85 | ||||
Прирост живой массы свиней | 138,22 | ||||
Прирост живой массы крупного рогатого скота | 134,85 | ||||
Данные таблицы показывают, что за 2013 год себестоимость всех видов продукции выросла по сравнению с 2011 годом. За рассматриваемый период себестоимость зерна возросла на 49,36%, молока на 34,85%.
Себестоимость прироста живой массы крупного рогатого скота и себестоимость прироста живой массы свиней остаются выше, чем в 2011 г. на 34,85 и 38,22% соответственно.
Рентабельность основных видов продукции в ОАО «УЧХОЗ РАМЗАЙ» ПГСХА представлена в таблице 5.
Таблица 5 — Рентабельность основных видов сельскохозяйственной продукции
Отрасль и вид продукции | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | ||||
Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. | Уровень рентабельности, % | Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. | Уровень рентабельности, % | Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. | Уровень рентабельности, % | ||
Растениеводство — всего | 16,9 | 4,4 | — 494 | — 8 | |||
Зерно | 40,5 | ; | ; | 9,6 | |||
Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | — 110 | — 58,2 | 4,4 | ; | ; | ||
Прочая продукция растениеводства | ; | ; | — 809 | — 28 | |||
Животноводство — всего | 3,6 | ||||||
Молоко | 33,7 | 40,7 | |||||
Крупный рогатый скот в живой массе | — 894 | — 16 | — 349 | — 6 | — 2640 | — 46 | |
Свиньи в живой массе | — 5262 | — 70 | — 1695 | — 53 | — 1383 | — 59,8 | |
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | — 3106 | — 49 | — 2765 | — 54 | — 2987 | — 63,4 | |
Прочая продукция животноводства | ; | ; | 9,9 | 29,8 | |||
Прибыль от реализации продукции — всего | 4,03 | 5,3 | 4,99 | ||||
Из данных таблицы 5 видно, что за отчетный год организация получила прибыль в размере 2144 тыс. руб., уровень рентабельности при этом составил 4,99%. Отрасль растениеводства несет убытки в размере 494 тыс. руб. (уровень рентабельности = - 8%), а от отрасли животноводство получено 2638 тыс. руб. прибыли (уровень рентабельности — 7%). Самым рентабельным является молоко, чей уровень рентабельности равен 57%. Убыточными оказались: крупный рогатый скот в живой массе с уровнем убыточности 2640 тыс. руб., свиньи в живой массе с уровнем убыточности 1383 тыс. руб., продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде (уровень убыточности = 2987 тыс. руб.) и прочая продукция растениеводства (уровень рентабельности = - 28%). В целом, прибыль от продаж увеличилась с 1572 тыс. руб. в 2011 году и до 2144 тыс. руб. в 2013 г.
2.2 Правовое обеспечение деятельности организации
" Учхоз «Рамзай» представляет собой такую организационно — правовую форму предпринимательства, как открытое акционерное общество.
Акционерное общество — организационная форма предприятия, объединения, и в то же время форма реализации акционерной собственности.
Основные средства данного предприятия делятся на части, каждую из которых представляет ценная бумага-акция. Акционерное общество — основная организационная форма крупных предприятий в странах с рыночной экономикой, позволяющая концентрировать и использовать в производстве относительно небольшие личные средства. Одной из разновидностей акционерного общества как раз и является открытое акционерное общество.
Открытое акционерное общество (ОАО) — это один из видов акционерных обществ, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество имеет право на свободную продажу акций и открытую подписку при их эмиссии.
Поскольку открытое акционерное общество рассматривается законодателем как публичное, для него предусматривается обязанность по раскрытию информации в более широком формате по сравнению с закрытым акционерным обществом. Данная норма предназначена для повышения публичности и прозрачности процессов инвестирования.
Особенности ОАО:
· неограниченное число акционеров;
· свободное обращение акций на рынке;
· отсутствие необходимости внесения денежных средств в уставный капитал предприятия до его регистрации и открытия накопительного счёта.
Открытое акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Права акционеров — владельцев обыкновенных акций:
1) участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции в порядке, установленном Законом;
2) право на получение дивидендов;
3) в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества.
Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру её владельцу одинаковый объем прав.
Права акционеров — владельцев привилегированных акций:
1) право на получение дивидендов;
2) если предусмотрено уставом общества — право на получение части имущества общества в случае его ликвидации;
3) если предусмотрено уставом общества право требовать конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов;
4) право участия в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества.
Акционеры имеют право на доступ к документам общества, к таким как договор о создании, устав, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе, внутренние документы общества, годовые отчеты и другие. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право акционеры (акционер) имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества. Акционеры вправе продать свои акции, однако другие акционеры пользуются преимущественным правом приобретения этих акций. Уставом может быть предусмотрено преимущественное право приобретения акций самим обществом.
3. Современное состояние производства продукции в организации
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности сельскохозяйственного производства. В нем синтезируется все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. Снижение себестоимости — одна из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия. От уровня себестоимости продукции зависит сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Особую актуальность проблема снижения себестоимости приобретает на современном этапе. Поиск и выявление резервов ее снижения помогает многим организациям повысить свою конкурентоспособность, избежать банкротства и выжить в условиях рыночной экономики.
Проанализируем динамику себестоимости производства сельскохозяйственных культур (таблица 6).
Таблица 6 — Себестоимость 1 ц сельскохозяйственных культур, руб.
Культура | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |
зернобобовые | 1031,9 | 985,29 | 716,37 | |
озимая пшеница | 478,61 | 923,58 | 374,00 | |
В отчетном 2013 году наблюдается значительное снижение себестоимости 1 ц зерна по сравнению с 2011 годом.
На себестоимость продукции животноводства оказывает влияние комплекс факторов. Важнейшими из них является: специализация и концентрация производства; породность скота; воспроизводство стада; обеспеченность животных кормами; уровень механизации трудоемких работ на ферме; применяемые технологии; организация и оплата труда. Особую актуальность проблема снижения себестоимости приобретает на современном этапе. Поиск резервов ее снижения помогает многим хозяйствам повысить свою конкурентоспособность и выжить в условиях рыночной экономики.
Таблица 7 — Динамика себестоимости 1 ц молока в организации, руб.
Вид продукции | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |
молоко | 877,96 | 969,46 | 1143,1 | |
По данным таблицы 7 можно сделать вывод о том, что себестоимость 1 ц молока ежегодно возрастает. Увеличение себестоимости произошло в период с 2011 по 2013 год. В 2013 году себестоимость повысилась на 265,14 ц по сравнению с 2011 годом.
Таблица 8 — Динамика себестоимости 1 ц продукции животноводства, руб.
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | ||
Животные на выращивании и откорме | 7391,79 | 9875,55 | 11 504,27 | |
Свиньи на выращивании и откорме | 56 489,4 | 43 783,33 | 18 390,48 | |
В 2013 наблюдается увеличение себестоимости животных на выращивании и откорме, но значительное уменьшение свиней на выращивании и откорме. В 2013 году себестоимость свиней снизилась в 3 раза по сравнению с 2011 годом, а животных на выращивании и откорме возросла почти в 1,5 раза.
4. Мероприятия по повышению эффективности производства продукции на основе инвестиций в организации
4.1 Повышение эффективности производства за счет внедрения нового сорта продукции
Эффективность использования оборотных средств измеряется показателями их оборачиваемости. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность прохождения оборотными средствами отдельных стадий производства и обращения. Существует несколько показателей оборачиваемости оборотных средств, например, коэффициент оборачиваемости, который характеризуется размером объёма выручки от реализации продукции на 1 рубль оборотных средств. Из определения следует, что для увеличения коэффициента оборачиваемости необходимо увеличить выручку:
· за счёт повышения качества продукции
· за счёт снижения себестоимости
· за счёт реализации большего объема продукции
В современных экономических условиях товаропроизводителям нужны сорта, отвечающие конкретным требованиям производства. Сорт выступает как инновация, а сортосмена — как эффективное направление инновационного процесса. Практика показывает, что за счет сортосмены можно добиться увеличения урожайности более чем на 20%. Поэтому, чтобы избежать снижения уровня урожайности, необходимо заменить имеющийся семенной фонд на семена высших репродукций.
Я предлагаю внедрить новый сорт яровой пшеницы — «Тризо». Пшеница яровая Тризо — разновидность лютесценс. Сорт среднеспелый с вегетационным периодом от 85 до 90 дней. Зерно сорта «Тризо» средней крупности (масса 1000 зёрен от 33 до 40 грамм). Высокоурожайный сорт: до 80 ц/га в производстве, средняя урожайность пшеницы Тризо 2,97 тонн с гектара, сорт имеет высокие хлебопекарные качества и относится к группе сильных пшениц.
В первый год эксперимента планируется засеять новым сортом «Тризо» 100 га, во второй — 150 га. Норма высева семян составляет 2,3 ц на 1 га, следовательно, на запланированную площадь необходимо закупить 230 ц.
Семенной материал сорта пшеницы «Тризо» планируется закупить в Саратовском ООО «РегионПромПродукт» по 1200 руб. за 1 ц элитных семян. Помимо затрат на закупку семян, необходимо рассчитать затраты на доставку. Расстояние от организации до г. Саратов, где находится ООО «РегионПромПродукт» составляет 205 км. Таким образом, пробег оставит 410 км. Себестоимость 1 тонно-километра в организации составляет приблизительно 17 руб., следовательно, на перевозку сорта «Тризо» необходимо будет затратить 160 310 руб. Все затраты на внедрение сорта «Тризо» рассчитаны в таблице 13.
Таблица 13 — Расчет затрат на внедрение сорта яровой пшеницы «Тризо»
Показатель | Семена массовых репродукций | Сорт «Тризо» | |
Норма высева семян, ц на 1 га | 2,3 | 2,3 | |
Потребность в семенах, ц | |||
Цена 1 ц семян, руб. | 580,84 | ||
Затраты на закупку семян, руб. | 133 593,2 | ||
Затраты на доставку, руб. | ; | ||
Стоимость семенного материала, руб. | 133 593,2 | ||
Производственные затраты на 1 га, руб. В том числе стоимость семян | 8421,1 | 13 592,3 | |
Расчеты:
Потребность в семенах, ц = норма высева * количество засеянных гектар = 2,3×100 = 230;
Затраты на доставку, руб. сорта «Тризо» = расстояние * 2 * себестоимость 1 тонно-километра * количество семян = 205×2×17×23 = 160 310;
Стоимость семенного материала (по факту) = затраты на доставку + затраты на закупку = 133 593,2;
Стоимость семенного материала сорта «Тризо» = затраты на доставку + затраты на закупку = 160 310 + 322 000 = 482 310;
Стоимость семян (по факту) = стоимость семенного материала/ площадь пашни = 133 593,2: 100 = 1336;
Стоимость семян «Тризо» = стоимость семенного материала/ площадь пашни = 482 310: 100 = 4823;
Производственные затраты на 1 га (по факту) = выручка по растениеводству всего / засеянную площадь = 314 950: 3140 = 8421,1;
Производственные затраты сорта «Тризо» = Производственные материалы на 1 га (по факту) + стоимость семян «Тризо» — стоимость семян (по факту) + уборка дополнительной продукции = 8421,1 + 4823 — 1336 + (8421,1×0,2) = 13 592,3.
Определим экономическую эффективность использования сорта «Тризо» по сравнению с семенами массовых репродукций в таблице 14.
Таблица 14 — Экономическая эффективность внедрения нового сорта «Тризо»
Показатель | Семена массовых репродукций | Сорт «Тризо» | ||
1 год | 2 год | |||
Площадь посева, га | ||||
Урожайность, с 1 ц га | 22,6 | 29,7 | 29,7 | |
Валовой сбор, ц | ||||
Производственные затраты — всего, тыс. руб. | 842,1 | 1359,2 | 1473,3 | |
на 1 га, руб. | 8421,1 | 13 592,3 | 9821,7 | |
в том числе семена | 4823,1 | 1052,5 | ||
Себестоимость 1 ц, руб. | 372,6 | 457,6 | 330,7 | |
Цена реализации 1 ц, руб. | ||||
Стоимость валового сбора зерна, тыс. руб. | 1163,9 | 1722,6 | 2583,9 | |
Чистый доход, тыс. руб. | 321,8 | 363,4 | 1110,6 | |
Получено чистого дохода на 1 га, руб. | ||||
Уровень рентабельности производства зерна, % | 38,2 | 26,7 | 75,4 | |
Формулы, необходимые для расчета:
Валовой сбор = урожайность * площадь посева Производственные затраты всего = производственные затраты на 1 га * площадь посева / 1000
Себестоимость 1 ц продукции = произведенные затраты / валовой сбор * 1000
Стоимость валового сбора = цена реализации * валовой сбор / 1000
Чистый доход = стоимость валового сбора — производственные затраты всего Чистый доход на 1 га = чистый доход / площадь Уровень рентабельности=чистый доход/производственные затраты всего*100%
Проанализировав данные таблицы 14, можно сделать вывод, что реализация проекта по внедрению нового сорта «Тризо» позволит получить прибыль хозяйству в размере 1110,6 тыс. руб. Такая сумма будет достигнута за счет увеличения валового сбора на 220 т. Кроме того, предполагается снижение себестоимости 1 ц зерна в результате реализации проекта на 42 руб. по сравнению с семенами массовых репродукций, а также рост рентабельности производства зерна на 37,2%.
Рентабельность производства является показателем эффективности производства, соответственно, при ее повышении, увеличивается и объем реализованной продукции. Из таблицы 6 мы видим, что увеличилась выручка, снизилась себестоимость, и повысился уровень рентабельности. А значит, благодаря внедрению нового сорта «Тризо» мы добились выполнения необходимых условий для увеличения коэффициента оборачиваемости и нашли один из верных путей к повышению эффективности использования оборотных средств в ОАО «Рамзай» .
4.2 Внедрение кормовых ферментов в рацион свиней
Современные условия и темпы развития свиноводческой отрасли настоятельно требуют увеличения эффективности использования злаковых культур в рационах. При этом использование ячменя, пшеницы и ржи значительно повышает содержание в комбикорме некрахмалистых полисахаридов. Поскольку у свиней отсутствуют ферменты, способные разрушать межклеточные стенки зерновых, доступность основных питательных веществ, таких как крахмал и протеин, снижается. Все это отрицательно влияет на продуктивность животных и увеличивает затраты на корма. В связи с этим появилась необходимость использования экзогенных ферментных композиций направленного действия, расщепляющих некрахмалистые полисахариды и делающих их доступными для собственных ферментов организма.
АО «ХЮВЕФАРМА» (Болгария) производит такой кормовой фермент, как" Хостазим". Применение данных ферментов, расщепляющих NSP (некрахмалистые полисахариды), играет важную роль в разрушении некрахмалистых компонентов злаковых и бобовых кормов, которые в противном случае плохо усваиваются.
" Хостазим «применяется в рационах с преобладанием пшеницы. Этот фермент способен расщеплять ксиланы зерновых, содержащиеся в пшеничных отрубях, ржи. «Хостазим» необходимо использовать в рационах, в которых соотношение пшеницы с зерновыми свыше 50%. В ОАО «Рамзай» это соотношение составляет 96%.
Кроме глюканазы и ксиланазы «Хостазим» имеет ряд дополнительных ферментов: целлюлазу, б-амилазу, протеиназу. Эти препараты необходимо использовать для поддержания ферментативного пищеварения поросят после отъема, а также для повышения биодоступности и лучшей переваримости NSP, что позволяет увеличить количество получаемой из корма энергии. Особое значение имеет применение ферментов, расщепляющих NSP, для начальных и заключительных фаз откорма свиней, рационы которых состоят из кормовых компонентов, содержание NSP в которых варьируется в широких пределах. Эффективность применения «Хостазима» для свиней в различные периоды выращивания и откорма выражается в увеличении привесов в среднем на 5,3% и в снижении конверсии корма до 4−5%, что подтверждается проведенными опытами. Использование кормовых ферментов бренда «Хостазим» в составе комбикормов является мощным рычагом повышения рентабельности свиноводческих предприятий, значительно удешевляя себестоимость рационов при сохранении продуктивных качеств животных. Цена за 1 кг данного фермента составляет 180 руб. Поголовье свиней в 2013 году составило 95 тыс. гол, следовательно потребность добавки в год будет равна:
95Ч365=34 675 кг
Затраты на закупку данного вида кормового фермента составят:
34 675/1000г Ч180 руб. = 6241,5 тыс. руб.
Полученные данные представим в таблице 15.
Таблица 15 — Годовая потребность в кормовом ферменте «Хостазим»
Показатель | Кормовой фермент «Хостазим» | |
Норма, г/день | ||
Количество голов, тыс. гол. | ||
Потребность в добавке в год, г | ||
Затраты на закупку, тыс. руб | 6341,5 | |
По данным таблицы 15 видно, что затраты на кормовой фермент составят 6341,5 тыс. руб. в год. Если добавлять этот фермент в рацион свиней, то увеличение привеса в среднем должно увеличиться на 5% за месяц.
Из всего вышеизложенного можно заключить, что внедрение кормового фермента «Хостазим» в рацион свиней является выгодным для ОАО «Рамзай». Так как благодаря ему повысится рентабельность производства свиней, следовательно, вырастет выручка, снизится себестоимость, а значит, повысится эффективность оборотных средств в рассматриваемой организации.
Выводы и предложения
На основе приведенного анализа можно заключить следующие выводы:
1) Учебно-опытное хозяйство Пензенской сельскохозяйственной академии расположено в центре Пензенской области в юго-восточной части Мокшанского района и представляет собой такую организационно — правовую форму предпринимательства, как открытое акционерное общество.
2) Наибольший удельный вес в структуре реализованной продукции занимает выручка от продажи молока (72%), что говорит об узкой специализации предприятия на производстве молока.
3) Земельная площадь сельскохозяйственных угодий и пашни в ОАО «Учхоз «Рамзай» три года оставалась неизменной, общая земельная площадь к 2013 году сократилась на 0,3%, а среднегодовая численность работников в 2013 году составила 97,7% от 2011 года.
4) Что касается производства основных видов сельскохозяйственной продукции в ОАО «Рамзай», то оно возрастало на протяжении трех лет. Производство зерна увеличилось приблизительно на 25% по сравнению с 2011 годом. Незначительные изменения произошли в производстве молока, которое возросло всего лишь на 3,5%. Прирост живой массы крупного рогатого скота в последний год увеличился до 105ц, а прирост живой массы свиней до 105ц. Увеличивается и себестоимость основных видов сельскохозяйственной продукции, таких как прирост живой массы крупного рогатого скота (на 55,6%), зерно (на 12,6%), молоко (на 30,2%).
5) За отчетный год организация получила прибыль в размере 2144 тыс. руб., уровень рентабельности при этом составил 4,99%. Отрасль растениеводства несет убытки в размере 494 тыс. руб. (уровень рентабельности = - 8%), а от отрасли животноводство получено 2638 тыс. руб. прибыли (уровень рентабельности = - 7%). Самым рентабельным является молоко, его уровень рентабельности составляет 57%.
6) К концу 2013 года общая сумма активов в ОАО «Учхоз «Рамзай» составила 99 238 тыс. руб., в том числе внеоборотные активы — 45 601 тыс. руб., оборотные активы — 53 637 тыс. руб.
7) Значительно снизился в отчетном году по сравнению с базисным такой показатель, как длительность одного оборота средств (на 175,5). Кроме того, коэффициент загрузки уменьшился на 0,45, а коэффициент оборачиваемости оборотных средств возрос на 0,5. Эти изменения говорят о том, что ОАО «Учхоз «Рамзай» имеет положительную динамику развития.
1. https: // ru. wikipedia.org
2. Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред.В. И. Видяпина. — М.: ИНФРА — М, 2011. — 714 с.
3. Экономика: Учебное пособие /Под ред.А. С. Булатова. — М.: Юристъ, 2009. — 896 с.
4. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред.О. Ю. Мамедова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 456 с.
5. Куликов, Л. М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. — 432с.
6. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. — М.: Юрайт — Издат, 2009. — 316 с.
7. Колобова А. И. Организация производства на предприятиях АПК: учебное пособие. — Барнаул: изд-во АГАУ, 2008. — 397 с.
8. Скляренко, В. К. Экономика предприятий (в схемах, таблицах, расчетах): учебное пособие/ В. К. Скляренко, В. М. Прудников, Н. Б. Акуленко, А. И. Куцеренкко. — М.: ИНФРА — М, 2004. — 256 с.
9. Кухарев О. Н. Организация и управление производством в перерабатывающих организациях / О. Н. Кухарев. — Пенза: РИО ПГСХА, 2008. — 72 с.
10. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК / Г. В. Савицкая. — Мн.: Новое знание, 2003. — 696 с.
11. Попов, Н. А. Экономика сельского хозяйства: учебник/ Н. А. Попов. — М.: ДЕЛОН сервис, 2000. — 368 с.
12. Основы управления персоналом: учеб. / Под ред. Розарёновой Т. В. — М.: ГАСБУ, 20 011. — 328 с.
13. Романенко, И. В. Экономика предприятия: учебное пособие / И. В. Романенко. — М.: ДЕЛОН сервис, 2011. — 98 с.
14. И. А. Минаков, Л. А. Сабетова, Н. И. Куликов и др. Экономика сельскохозяйственного предприятия /.; под ред. И. А. Минакова. — М.: Юристъ, 2000. — 584 с.
15.О. И. Волков. Экономика предприятия — М. 1997 г — 320с.
16. Суривская, Г. В. Экономический анализ: Учеб. / Г. В. Суривская. — 9-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2004. — 640с.
17. Лебедева, С. Н. Экономика промышленного предприятия. — Мн.: Новое знание, 2002. — 240с.
18. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности — Мн.: Выш. шк., 2005 — 415с.
19. Скамай, Л.Г., Трубочкина, М. И. Экономический анализ деятельности предприятий: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 295с.
20. Суша, Г. З. Экономика предприятия: учебн. пособие. — М.: Новое знание 2003. — 383с.
21. Балдоржиев, Д. Д. Экономическая теория: Учеб. пособие / Д. Д. Балдоржиев. — Смоленск, 2002. — 396 с.
22. http://tsenovik.ru/