Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Сущность финансового планирования на предприятии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т… Читать ещё >

Сущность финансового планирования на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Уфимский государственный нефтяной технический университет Кафедра экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

на тему:

" СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИИ"

Выполнила: студентка гр. ЭГ-10−01 Салахова А.А.

Проверил: профессор Малышев Ю.М.

Уфа-2012

  • Введение
  • 1. Основы финансового планирования
  • 1.1 Понятие финансового планирования
  • 1.2 Цели финансового планирования
  • 1.3 Виды финансового планирования
  • 2. Организация финансового планирования
  • 2.1 Методы финансового планирования
  • 2.1.1 Экономический анализ
  • 2.1.2 Нормативный метод
  • 2.1.3 Балансовый метод
  • 2.1.4 Метод дисконтирования денежных потоков
  • 2.1.5 Метод многовариантности
  • 2.1.6 Экономико-математическое моделирование
  • 2.2 Стадии финансового планирования
  • 2.2.1 Перспективное финансовое планирование
  • 2.2.2 Текущее финансовое планирование (бюджетирование)
  • 2.2.3 Оперативное финансовое планирование
  • 3. Анализ и оценка финансового планирования на предприятии ОАО «НК Роснефть»
  • 3.1 Характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта
  • 3.1 Анализ финансового состояния ОАО «НК Роснефть»
  • 3.3 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие коммерческой организации.

Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность и методы финансового планирования и показать необходимость финансового планирования деятельности любого предприятия, рассчитывающего на успех в современных условиях рынка.

Достижению поставленной в работе цели способствует решение ряда задач:

1. Изучить основы финансового планирования на предприятии;

2. Рассмотреть методы финансового планирования;

3. Определить стадии финансового планирования;

4. Проанализировать финансовое состояние ОАО «НК Роснефть» .

Предметом нашего исследования является финансовое планирование;

Объектом — финансовое планирование на предприятии.

Любое предприятие, независимо от его размеров, сталкивается с необходимостью планирования своих доходов и расходов. Для поддержания, а тем более развития бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать расходы на зарплату, материалы, товары, другие прямые и накладные расходы.

Доходы от грамотно и эффективно ведущегося бизнеса, как правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается в запаздывании доходов относительно расходов. Расходы необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых эти расходы производятся, будут получены только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того, предприятию просто может не хватать собственных доходов. Это происходит, например, при растущем бизнесе, и для финансирования роста необходимо непрерывное привлечение и обслуживание заемных средств. Итак, первой задачей предприятия является необходимость планирования потребностей в финансировании.

Второй задачей является планирование и поддержание денежных потоков, обеспечивающих осуществление своевременных текущих платежей кредиторам и поставщикам, другими словами, непрерывное поддержание удовлетворительной текущей ликвидности или платежеспособности, что является необходимым условием долгосрочного успеха в бизнесе.

Потребность в решении комплекса этих сложных проблем и приводит руководство предприятия к необходимости и желанию заняться финансовым планированием.

финансовое планирование балансовый дисконтирование

1. Основы финансового планирования

1.1 Понятие финансового планирования

Финансовое планирование на предприятии — это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.

1.2 Цели финансового планирования

Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже и кредитоспособностью.

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств.

Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, экономическим стимулированием и так далее. Таким образом, финансовое планирование может оказывать влияние на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

План как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т. п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия.

Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

План как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия плана подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

1.3 Виды финансового планирования

В зависимости от того, ориентированы ли основные идеи плавания на прошлое, настоящее или будущее, Рассел Акофф выделяет четыре основных вида планирования:

реактивное (нацелено только на прошлое);

инактивное (приспосабливается только к настоящему);

преактивное (предпринимательский тип: предпочитает смотреть только

в будущее);

интерактивное (ориентировано на взаимодействие всех лучших идей

планирования).

Рассмотрим поподробнее каждый из видов планирования.

Реактивное планирование. В реактивном планировании используется генетический подход, когда вся проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Планирование осуществляется по принципу «сверху вниз». Первоначально выясняются нужды низовых структурных подразделений, которые оформляются в планы. Далее собранные материалы передаются руководству следующего уровня. Те, в свою очередь, корректируют и редактируют их и передают на следующий уровень.

Выделим наиболее характерные положительные черты реактивного типа планирования:

1) обращение к прошлому опыту организации, из которого можно многое почерпнуть;

2) сохранение преемственности целей, способов управления, не приводящее к резким необдуманным изменениям;

3) сохранение традиций, создающее чувство безопасности у сотрудников организации,

При всех вышеперечисленных достоинствах реактивного типа планирования у него существуют также недостатки:

1) реактивное планирование рассматривается не как система, а как простая единица, совокупность элементов;

2) не используется гибкий подход, учитывающий измерения сегодняшнего дня;

3) в реактивном планировании не соблюдается принцип участия, т. е. руководят планированием в основном только топ-менеджеры организации;

4) реактивное планирование снижает общую эффективность деятельности коммерческой организации. Это объясняемся тем, что запросы нижних уровней организации учитываются только однажды, а затем корректируются в сторону снижения. Таким образом, руководители нижестоящих структурных подразделений стремятся завысить уровень своих расходов и тем самым увеличивают непроизводительные затраты экономических ресурсов.

Многие годы большинство российских организаций применяли такой вид финансового планирования. Однако развивающийся бизнес привносит большие изменения в этот процесс. Будучи ранее предметом творчества финансового директора и главного бухгалтера, сейчас финансовое планирование становится результатом взаимодействия высшего руководства, бизнес-аналитиков, менеджеров структурных подразделений и исполнительского персонала.

Инактивное планирование. Этот вид планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие и приемлемые. Отличительной чертой инактивизма является инертность, удовлетворение настоящим положением. Главный принцип инактивного планирования — «планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественный ход вещей» .

Положительной стороной инактивного планирования является осторожность в планировании хозяйственной деятельности. Многие российские государственные предприятия тяготеют к инактивному и реактивному планированию.

Недостатками инактивного планирования являются:

1) неспособность приспосабливаться к изменениям. Предприятия хорошо работают только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из них, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств;

2) слабое использование творческого потенциала сотрудников предприятия, ограничение их служебной самостоятельности.

Преактивное планирование. Преактивное планирование ориентировано на будущие изменения и стремление ускорить изменения. Этот вид планирования предполагает, что будущее подвластно, контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников планирования. Поэтому целью интерактивного планирования является проектирование будущего на основе поиска оптимальных решений.

Этот вид планирования подразумевает управление организацией по принципу «сверху вниз»: на высших уровнях формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.

Достоинствами преактивного вида являются:

1) адекватная оценка внешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования;

2) принцип участия в разработке планов и максимальная мобилизация творческих способностей участников планирования.

Недостатками преактивного планирования считаются:

1) недостаточное использование накопленного опыта;

2) чрезмерное увлечение новыми методами исследований.

Интерактивное планирование. Интерактивное планирование, которое используют передовые компании, обладает двумя основными чертами:

1) основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников планирования;

2) предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной степени является результатом сознательных действий участников планирования. Целью интерактивного планирования является проектирование будущего.

Р. Акофф, являясь сторонником интерактивного планирования, проводит следующую аналогию: инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке; реактивисты пытаются плыть против него; преактивисты стараются оседлать его первую волну; интерактивисты намерены поменять течение реки.

Таким образом, реальность финансовых планов во многом зависит от выбора вида планирования, а также использования прогрессивных методов обоснования всех заданий.

2. Организация финансового планирования

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т. д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

2.1 Методы финансового планирования

В практике финансового планирования применяются следующие методы:

экономического анализа;

нормативный;

балансовый;

дисконтированных денежных потоков;

метод многовариантности;

экономико-математическое моделирование;

2.1.1 Экономический анализ

Исходным в финансовом планировании является экономический анализ использования финансовых ресурсов за истекший период. Данный метод следует рассматривать не как простое сопоставление отчетных данных с плановыми для выявления отклонений, а как способ, позволяющий определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Анализ финансовых планов включает ряд этапов (рис.1).

Рис. 1. Этапы анализа финансовых планов

С целью выявления тенденций развития коммерческой организации анализируются:

изменения в объеме продаж в целом и по основным видам продукции;

изменения в величине прибыли, рентабельности;

объемы и эффективность инвестиций;

политика цен на реализуемые товары;

условия расчета с потребителями и поставщиками продукции;

денежные операции;

состав и структура основных и оборотных активов;

оборачиваемость активов;

состав и соотношение собственного и заемного капитала;

уровень дивиденда и др.

Чтобы собрать такие данные, нужен в первую очередь упорядочи бухгалтерский и налоговый учет, непосредственное участие работников бухгалтерии и руководителей планово-финансовых служб, знание динамики показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. При удовлетворительном состоянии бухгалтерского учета проведение экономического анализа не должно представлять затруднений.

2.1.2 Нормативный метод

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках.

В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

1. Федеральные нормативы;

2. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

3. Местные нормативы;

4. Отраслевые нормативы;

5. Нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.

Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т. п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов.

Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов.

2.1.3 Балансовый метод

Сущность балансового метода заключается в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы должны быть сбалансированы между собой на наиболее рациональной основе, т. е. путем выбора эффективных методов формирования фондов денежных средств, распределения и использования полученного дохода. Для финансового планирования особенно важно, какими путями достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения финансовых ресурсов (собственных и заемных), финансовый менеджер обязан помнить об обеспечении платежеспособности и ликвидности с целью недопущения вероятного банкротства. Не следует забывать и о том, что механизм скупки долгов организации и последующая процедура банкротства активно используется в нашей стране для передела собственности.

Балансовый метод традиционно применяется при распределении прибыли, планировании финансовых фондов — накопления, потребления и др. Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

ОН + П = Р + ОК,

где ОН - остаток средств фонда на начало планового периода, руб.

П — поступление средств в фонд, руб.;

Р — расходование средств фонда, руб.;

С — остаток средств фонда на конец планового периода, руб.

2.1.4 Метод дисконтирования денежных потоков

Метод дисконтированных денежных потоков, основанный на практической логике, используется при составлении финансовых планов, инвестиционных проектов и служит инструментом для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.

Концепция денежных потоков (cash flow) основана на исчислении современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Использование метода дисконтированных денежных потоков позволяет выявить результат финансовых решений без ссылок на традиционные допущения бухгалтерского учета. Оценивая прогнозные изменения финансовых потоков за определенный период работы коммерческой организации на основе временного фактора, можно прийти к выводам, отличным от традиционного экономического анализа.

Дисконтирование денежных потоков в инвестиционных проектах основано на использовании дисконтной ставки — ставки сравнения. В качестве ставки сравнения может приниматься средневзвешенная стоимость капитала (усредненный показатель доходности процентных ставок по кредиту); существующие ставки по долгосрочному кредиту; субъективные оценки, основанные на опыте организации.

Планирование потоков денежных средств происходит по трем видам деятельности: основной (операционной), инвестиционной и финансовой. Эффективность управления финансами в значительной мере определяется тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени.

2.1.5 Метод многовариантности

Метод многовариантности заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки отклонений от среднего значения. В качестве критерия выбора могут выступать:

начальная величина средневзвешенной стоимости капитала;

максимальная величина чистой приведенной стоимости;

максимум рентабельности собственного капитала;

максимум рентабельности активов и др.

Вариант финансового плана с наименьшим стандартным отклонением () и коэффициентом вариации (CV) считается менее рискованным. Однако финансовое планирование не призвано минимизировать риски. Напротив, это процесс принятия решений о том, какие риски следует принимать, а какие принимать не стоит.

Для этого финансовый менеджер использует анализ «что будет, если» («what if» analysis). Процедура анализа предполагает проведение ряда шагов:

1) выбираются критерии выбора;

2) выбираются наиболее значимые факторы воздействия (материальные затраты, цены и пр.) на критерий выбора;

3) проводится пошаговое варьирование каждого фактора (исходных данных). Только одна из переменных меняет значение, на основе чего определяется новое значение критерия выбора;

4) оценивается относительное изменение критерия выбора (в процентах) по сравнению с его базовым значением;

5) значение фактора изменяется еще на один шаг и вновь оценивается значение критерия выбора;

6) на основании полученных результатов рассчитывают показатель чувствительности. Это отношение относительного изменения критерия выбора к единице изменения (отклонение исходных данных от первоначальных исходных данных), так называемая эластичность изменения показателя. Например, эластичность NPV к налогам выражается формулой:

=

7) делаются выводы по результатам расчетов. Низкая чувствительность критерия выбора к отклонениям исходных данных свидетельствует о большой вероятности достижения предполагаемого значения. И наоборот. Более высокая чувствительность связана с вероятностью того, что оценочный показатель не достигнет ожидаемого уровня.

В современных условиях данный метод используется на основе ЭВМ и пакетов прикладных программ (ППП) для табличных вычислений: Excel, Lotus, Quattro Pro 7 и др. Например, при анализе инвестиционных проектов с использованием специальных ППП (Project Expert, Альт-Инвест и др.) результаты анализа чувствительности формируются в автоматическом режиме при заданных пользователем входных параметрах.

2.1.6 Экономико-математическое моделирование

Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т. е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

Y = f (x),

где Y — показатель;

х — факторы.

Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы (рис.2).

Рис. 2. Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели

Можно выделить 5 этапов построения экономико-математической модели:

1) Изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости.

2) Расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.

3) Разработка различных вариантов плана финансового показателя.

4) Анализ и экспертная оценка перспектив различных финансовых показателей.

5) Выработка планового решения, выбор оптимального варианта.

Достоинства метода экономико-математического моделирования состоит в более обоснованное предвидение эффективности намечаемых заданий; позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей. Недостатками считаются: достаточно трудоемки, и требуют больших профессиональных знаний.

2.2 Стадии финансового планирования

Финансовое планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на перспективное, текущее (бюджетирование) и оперативное.

2.2.1 Перспективное финансовое планирование

В современных условиях, когда развитие экономики может происходить стихийно и непредвиденно, перспективное планирование призвано определять количественные показатели в отличие от других видов планирования, отражающих качественные показатели.

Система перспективного планирования включает в себя такие виды планов, как долгосрочные и стратегические. В системе долгосрочного планирования используется метод применения фактических результатов за истекшие периоды с оптимистическим прогнозом, с некоторым завышением показателей на будущее. Стратегическое планирование предусматривает комплексное изучение проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, на основании чего и формируются плановые показатели.

При разработке планов за основу берутся:

1. Анализ перспектив с учетом факторов, влияющих на результат производства;

2. Анализ конкурентоспособности продукции;

3. Выбор стратегии и определение приоритетов для достижения эффективности деятельности предприятия;

4. Анализ существующих видов деятельности и анализ новых, более результативных видов.

При разработке стратегии необходимо учитывать возможности предприятия.

При долгосрочном планировании разрабатываются планы действий и финансовых результатов, к которым необходимо стремиться в течение планового периода. По истечении отчетного периода, фактические показатели сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и факторы, повлиявшие на эти отклонения.

Долгосрочное планирование подразумевает прогноз финансового состояния на долгосрочный период, и это достаточно трудоемкий процесс, так как здесь необходимо учитывать не только план развития предприятия, но и развитие экономики в целом.

Именно от полноценного анализа и учета всех (даже самых незначительных) деталей зависит успех перспективного планирования. Текущее планирование определяет развитие предприятия в краткосрочном периоде. Стратегический план формируется на основе стратегии предприятия, что подразумевает решения относительно сфер и направлений деятельности. Такие планы разрабатываются руководством высшего звена.

2.2.2 Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

По оценкам специалистов, из-за того, что компании не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать процедуры бюджетирования.

Общее назначение бюджетирования:

· Задать систему координат для развития бизнеса.

· Выявить сравнительную привлекательность различных направлений бизнеса, скорректировать баланс направлений и проектов.

· Повысить финансовую обоснованность управленческих решений.

· Способствовать росту эффективности использования ресурсов и ответственности руководителей.

Бюджетирование выполняет следующие основные функции:

1. Функция планирования. Оценка финансового состояния предприятия основывается на данных бухгалтерской отчетности. Однако, если выявлены какие-либо проблемы, изменить что-то к лучшему бывает уже поздно. Другими словами, инструменты финансового менеджмента применимы, когда есть сведения об ожидаемом будущем, а не о прошлом финансовом состоянии предприятия.

2. Функция учета. Бюджетирование — основа для управленческого учета, т. е. разработка системы координат для бизнеса.

3. Функция контроля. Контроль за повышением финансовой устойчивости и улучшением финансового состояния компании в целом и отдельных ее структурных подразделений.

2.2.3 Оперативное финансовое планирование

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия. Наиболее целесообразно составление платежного календаря на месяц с подекадной разбивкой. На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие. Это позволяет избежать просрочек и пени.

Кроме платёжного календаря на предприятии должен составляться кассовый план — план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Своевременное сопоставление фактических данных с предусмотренным кассовым планом даст основание для принятия мер по устранению расхождений. Коммерческому банку необходим кассовый план предприятия, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

Важной частью оперативной финансовой работы является составление кредитного плана.

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.

Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

3. Анализ и оценка финансового планирования на предприятии ОАО «НК Роснефть»

3.1 Характеристика предприятия как хозяйствующего субъекта

Роснефть — лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности НК «Роснефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий и организаций России. Основным акционером Компании является государство, которому принадлежит 75,16% ее акций. В свободном обращении находится около 15% акций Компании.

География деятельности НК «Роснефть» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Компания также реализует проекты в Казахстане и Алжире. Семь крупных НПЗ НК «Роснефть» распределены по территории России от побережья Черного Моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть Компании охватывает 38 регионов России.

Суммарный объем переработки нефти на НПЗ Компании оставил по итогам 2008 г. рекордные для российского нефтеперерабатывающего сектора 49,3 млн. т. Заводы НК «Роснефть» характеризуются выгодным географическим положением, что позволяет значительно увеличить эффективность поставок производимых нефтепродуктов. В настоящее время Роснефть реализует проекты расширения и модернизации своих НПЗ с целью дальнейшего улучшения баланса между объемами добычи и переработки нефти, а также увеличения выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, соответствующей самым современным экологическим стандартам.

3.1 Анализ финансового состояния ОАО «НК Роснефть»

На основании отчета по прибыли (таблица 1) и бухгалтерского баланса (таблица 2) ОАО «НК «Роснефть» рассчитаем некоторые финансовые показатели, чтобы получить представление о перспективах хозяйственной деятельности и недостатках системы управления.

Таблица 1

Отчет по прибыли ОАО «НК Роснефть» за 2007 и 2008 гг., (тыс. д. е.)

Показатели

2007 год

2008 год

Изменения

Изменения в %

Выручка от реализации

+1000

+3

Производственные издержки

+500

+3

Неочищенная прибыль

+500

+3

Реализационные издержки

+100

+1,4

Административно-управленческие издержки

+100

+1,7

Прибыль до начисления %

+300

+7,7

Издержки по выплате %

+50

+8,3

Прибыль без экстраординарных расходов

+250

+7,6

Экстраординарные расходы

+50

+6,3

Балансовая прибыль

+200

+8

Таблица 2

Баланс предприятия ОАО «НК «Роснефть» (тыс. д. е.)

Активы

2007 г.

2008 г.

Пассивы

2007 г.

2008 г.

Основной капитал

Собственный капитал

Нематериальные активы

Акционерный капитал

Земля и здания

Нераспределенная прибыль

Оборудование

Резервный капитал

Транспортные средства

Итог:

Итог:

Долгосрочная задолженность

Оборотный капитал

Ипотечная задолженность

Запасы сырья

Государственный кредит

Незавершенное производство

Итог:

Запасы готовой продукции

Краткосрочная задолженность

Товарные дебиторы

Товарные кредиторы

Итог:

НДС

Денежные средства

Прочие краткосрочные задолженности

Кассовая наличность

Итог:

Денежные средства на PC

Итог:

ИТОГО АКТИВЫ:

ИТОГО ПАССИВЫ:

Для оценки использования основного и оборотного капитала предприятия рассчитывают коэффициенты фондоотдачи и фондоемкости.

Показатель фондоотдачи (ФО) определяется путем деления продукции на среднегодовую стоимость производственных фондов и показывает, какой объем товарной продукции (ТП) может быть выпущен в расчете на один рубль основного капитала.

В 2008 году показатель фондоотдачи снизился, хотя и незначительно, что свидетельствует о том, что в этом году ОАО «НК «Роснефть» менее эффективно использовало свои основные фонды, по сравнению с предыдущим годом.

Анализ рентабельности. В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции, работ, услуг покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Основным индикатором при анализе рентабельности предприятия является уровень общей рентабельности.

Уровень общей рентабельности в 2008 году вырос на 1,38% по сравнению с 2007 годом. Это связано с увеличением прибыли до начисления процентов на 7,7% и увеличение активов предприятия на 1,6%, что благополучно сказывается на финансовой деятельности предприятия ОАО «НК «Роснефть» .

Уровень общей рентабельности показывает, какую прибыль предприятие получает с одного рубля имущества предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере, теоретически). Значение показателя можно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция.

Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности:

Коэффициент ОАО «АК «Роснефть» в 2007 году имел коэффициент текущей ликвидности 1,13, в 2008 году 1,1, что не удовлетворяет норме. Оборотный капитал в 2008 году остался на прежнем уровне, но повысилась краткосрочная задолженность на 3,4%. Показатель низкий и это означает, что предприятие не сможет вовремя погасить свои задолженности за счет активов.

Анализ платёжеспособности. Платежеспособность является одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Под платежеспособностью предприятия подразумевают его способность в срок и в полном объеме удовлетворять платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет.

Представление о платежеспособности фирмы можно получить, вычислив коэффициент платежеспособности, который измеряет финансовый риск, т. е. вероятность банкротства.

Рассчитаем коэффициент платежеспособности:

Коэффициент платежеспособности ОАО «АК «Роснефть» в 2008 году снизился на 1,29%. Нормальное значение коэффициента платежеспособности должно превышать 50%. В 2008 году показатель составил 43,22%, что не является нормой. Снижение показателя произошло за счёт повышения активов на 1,6%.

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности характеризует общее состояние расчетов по всем видам задолженностей предприятия. Кредиторская задолженность является средством покрытия дебиторской задолженности.

Рассчитаем коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности за 2007 и 2008 годы.

На предприятии ОАО «АК «Роснефть» сумма кредиторской задолженности превышает сумму дебиторской задолженности. То есть в случае погашения предприятием кредиторской задолженности, оно не сможет рассчитаться по долгам за счет дебиторской задолженности.

Анализ финансовой устойчивости. Анализ финансовой устойчивости предприятия является важнейшим этапом оценки его деятельности и финансово-экономического благополучия, отражает результат его текущего, инвестиционного и финансового развития, содержит необходимую информацию для инвесторов, а также характеризует способность предприятия отвечать по своим долгам и обязательствам и наращивать свой экономический потенциал.

Коэффициент автономии (коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент собственности) — характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие. Нормативное значение для данного показателя равно 0,5. Коэффициент автономии имеет большое значение для инвесторов и кредиторов, т.к. чем выше значение коэффициента, тем меньше риск потери инвестиции и кредитов.

Коэффициент автономии в 2008 году уменьшился на 3% по сравнению с 2007 годом и ниже нормы, следовательно, предприятие стало менее финансово устойчиво и независимо от внешних кредиторов.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами - показатель, характеризующий наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами снизился на 3%. Нормальное значение коэффициента должно превышать 0,1, следовательно, предприятие обладает достаточными собственными оборотными средствами для финансовой устойчивости.

Коэффициент финансовой зависимости - коэффициент, характеризующий, насколько активы предприятия финансируются за счет заемных средств.

Рассчитаем коэффициент финансовой зависимости за 2007 и 2008 годы.

Коэффициент финансовой зависимости ОАО «АК «Роснефть» увеличился в 2007 году на 2,7% по сравнению с 2008 годом, следовательно, возросла зависимость предприятия от заемных средств.

3.3 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

Анализ причин недостаточной эффективности функционирования предприятия позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:

1. процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий и холдингов;

2. планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;

3. должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;

4. нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов, их лоббистских действий и т. д.;

5. следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;

6. система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;

7. обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации для топ-менеджеров, «ключевых» руководителей и специалистов.

Реализация этих принципов построения системы планирования позволяет (разумеется, в комплексе с другими компонентами менеджмента) выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.

Заключение

Рассмотрев сущность финансового планирования, можно сделать вывод, что финансовый план является неотъемлемой частью планирования и одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично.

Исходя из многоплановости задач, финансовое планирование включает ряд взаимосвязанных шагов:

1) анализ текущей, денежной ситуации, имеющихся проблем;

2) прогнозирование будущих денежных критерий;

3) постановка денежных задач;

4) составление денежного плана;

5) выполнение денежного плана;

6) анализ результатов выполнения денежного плана.

Финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием, как заведено, хозяйственной деятельности и строится на базе характеристик производственного плана (размера производства, реализации, сметы издержек на создание, плана капитальных вложений и др.).

Как показала практика, грамотная реализация принципов построения системы планирования на предприятии позволяет (разумеется, в комплексе с другими компонентами менеджмента) выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.

1 Басина Н. А. Финансовое планирование на предприятии: метод. указания на выполнение курсовой работы/ Н. А. Басина. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. — 32 с.: ил.

2 Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка учебное пособие / Л. Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 52 с.

3 Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2008. — 296с.

4. Горемыкин В. А., Богомолов О. А. Экономическая стратегия предприятия: Учебник — М. ИЦД «Филинъ», 2010. — 506с.

5. Головань С. И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2007. — 320с.

6. Ефремов В. С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 2. — 151 с.

7. Ильин А. И. Планирование на предприятии: Учебник. — Минск: «Новое знание», 2010. — 2-е изд., перераб. — 635с.

8. Идрисов А. Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Изд.2-е, ИЦД «Филинъ», 2007.

9. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000.

10. Копчиков Г. П. Планирование на предприятии: Методические рекомендации по выполнению курсовой работы. М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2007. — 112с.

11. Сухова Л. Ф., Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Уч. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2008.

12. Уткин Э. А., Котляр Б. А., Рапопорт Б. М. Бизнес-планирование. Курс лекций. — М.: Издательство «Экмос», 2008. — 320с.

Приложения

Приложение 1

Отчет по прибыли ОАО «НК Роснефть» за 2007 и 2008 гг., (тыс. д. е.)

Показатели

2007 год

2008 год

Изменения

Изменения в %

Выручка от реализации

+1000

+3

Производственные издержки

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой