Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование бюджета Фонда социального страхования

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки… Читать ещё >

Формирование бюджета Фонда социального страхования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

бюджет социальный страхование фонд

Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность — человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Так, одно из основных направлений социальной политики нашего государства — социальное страхование, признающее социальные права наивысшей ценностью и осуществляющее защиту этих прав. При этом, обеспечить государственные гарантии человеку призван производящий основную часть страховых выплат Фонд социального страхования посредством, например, стимулирования рождаемости, помощи пострадавшим на производстве, содействия людям с ограниченными возможностями.

Государственное социальное страхование, являющееся исторически сложившейся сферой деятельности ФСС, основы которой были сформированы в советский период истории России.

Важность социального страхования заключается в том, что, благодаря резервам (денежным фондам) страховщиков каждый застраховавшийся или застрахованный человек может иметь средства для своего лечения (при заболеваниях); для поддерживания уровня жизни (при потере трудоспособности); для пополнения и увеличения личных доходов (при накопительном, в том числе и пенсионном, страховании); для воссоздания частично испорченного или полностью утраченного имущества; для сохранения своих доходов при случайном возникновении гражданской ответственности.

В целях реализации системы социальной защиты населения созданы государственные внебюджетные фонды. Существуют разнообразные источники формирования средств фондов социальной направленности.

Актуальность данного исследования заключается в том, что Фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Объектом данного исследования является бюджет Фонда социального страхования.

Предмет исследования — механизмы формирования бюджета Фонда.

Цель данного исследования заключается в изучении формирования бюджета Фонда социального страхования.

Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:

— рассмотреть теоретические аспекты деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации;

— изучить историю создания Фонда;

— исследовать структуру и направления деятельности Фонда;

— рассмотреть источники формирования бюджета Фонда;

— проанализировать в динамике формирование бюджета Фонда.

Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе рассмотрены такие вопросы как развитие социального страхования, основные направления деятельности Фонда социального страхования и источники формирования бюджета Фонда.

Во второй главе проанализированы доходы и структура бюджета Фонда, а также рассмотрены проблемы бюджетного устройства и способы их преодоления.

Основными методами исследования в данной работе стали: аналитические, графические, табличные.

1. Теоретические основы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации

1.1 История создания и развития Фонда социального страхования Российской Федерации

Начало страховой защите работающих на производстве в России было положено принятием 15 мая 1901 г. Законодательного акта «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах».

В 1903 году в России был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях. Толчком к созданию такого Фонда послужило издание закона от 2 июня 1903 года, утвердившего «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Инициатива издания такого закона исходила от Всероссийского торгово-промышленного съезда и общества для содействия русской промышленности и торговли. Вознаграждение должно было производиться за счет предпринимателей. Рабочие формулировали свои требования иначе. Страхование ими признавалось как государственное, при этом «государственное» понималось, как принудительное, обязательное. Выдвигались следующие основные требования в отношении страхования: обеспечение в размере полного заработка за все время болезни, в т. ч. вследствие трудового увечья; ответственность предпринимателей или государства.

Однако требования рабочих рассматривались в течение длительного времени. Так, проект Положения о больничных кассах был разработан в 1904 году, основные положения об обязательном государственном страховании от последствий несчастных случаев, а также на случай старости и инвалидности — в 1905 году. Обсуждения же этих законодательных предложений прошли лишь в декабре1906 г. и в феврале 1907 года. В начале ХХ века «вспомоществование» (так в то время называлась помощь в виде страхования) рабочим во время болезни из собственных средств работодателей было сравнительно редким явлением в промышленной жизни России и оказывалось незначительным числом промышленных предприятий. Выдавалось по усмотрению заводоуправления в зависимости от продолжительности службы рабочих на предприятии, их исполнительности в работе и т. д. Тем не менее, в 1907 году выдача пособий осуществлялась уже в 51 губернии.

Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет — 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9−3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

С января 2005 года в России начал действовать Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, получивший «собирательное» наименование закона «о монетизации» социальных льгот. Практическое применение данного законодательного акта привело к значительным переменам во всей системе общественных отношений, прежде всего в области социальной защиты населения, изменениям в деятельности государственных органов и учреждений, обеспечивающих выполнение данных функций. В том числе Фонда социального страхования РФ. В этой связи приоритетными направлениями деятельности Фонда являются обеспечение льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением, а также инвалидов техническими средствами реабилитации.

С первых дней 2006 года Фонд участвует в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в программе родовых сертификатов, направленной на качества и доступности медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов. На Фонд возложено финансирование родовых сертификатов.

Значительные расходы Фонда направляются на оплату временной нетрудоспособности.

Фонд финансирует медосмотры работников, занятых на вредных и опасных производствах, а с 2007 года — углубленные медицинские осмотры.

С 1 января 2007 года Фонд финансирует пособия по уходу за ребенком незастрахованным гражданам.

Вообще 2007 год характеризуется изменениями в законодательной и нормативно-правовой базе социального страхования в целом.

С 1 января 2010 года Фонд осуществляет функции администрирования страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Количество страхователей, стоящих на учете в органах ФСС РФ, составляет порядка 5,2 млн работодателей, количество застрахованных лиц достигает 58,6 млн человек. Соответственно, Фонд затрагивает и защищает интересы большинства населения страны, что говорит о его значимости.

1.2 Структура и направления деятельности Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением Российской Федерации и управляет средствами государственного социального страхования России.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Структура Фонда социального страхования Российской Федерации состоит из следующих исполнительных органов:

— региональных отделений. Они управляют средствами ФСС в субъектах РФ;

— центральных отраслевых отделений. Они управляют средствами ФСС в отдельных отраслях хозяйства;

— филиалов отделений. Создаются по распоряжению председателя Фонда.

Возглавляет Фонд социального страхования — Председатель.

Обеспечивает деятельность фонда — аппарат Фонда, а деятельность органов Фонда субъектов РФ обеспечивается аппаратами органов Фонда субъектов РФ.

Фонд имеет коллегиальные и совещательные органы. При самом фонде создается правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

— региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

— центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

— филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

ФСС, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами и имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

Социальное страхование в России — не тяжелое наследие СССР, а необходимый фундамент для существования страны. Значение ФСС достаточно велико: он и его деятельность призваны компенсировать или минимизировать последствия от вероятных изменений социального или материального положения застрахованного лица. ФСС помогает и работникам, и работодателям гарантировать социальную защиту. И те инновационные инструменты, которые создает Фонд, — реальная помощь.

Фонд социального страхования работает в трех основных направлениях:

— оплата больничных;

— выплата по несчастным случаям на производстве;

— выплата пособий, связанных с материнством.

В 2014 году бюджет ФСС, утвержденный Государственной Думой, составляет 565 млн рублей. Его эффективное функционирование способно вызвать доверие граждан государству, проводимой им политике.

1.3 Источников формирования и направления использования средств бюджета Фонда социального страхования

Доходы бюджета Фонда социального страхования РФ образуются за счет следующих источников:

1) отчислений от единого социального налога;

2) страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

3) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

4) страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

5) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

6) добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

7) ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

8) прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Рассмотрим подробнее каждый источник формирования бюджета.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Согласно пункту 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 101, денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью.

Статьей 11 Федерального закона от 05.08.2002 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» установлено, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Из содержания названной статьи следует, что облагаемая база на данный вид страхования определяется не Налоговым кодексом Российской Федерации, а специальным ежегодным принимаемым федеральным законом, другими нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне.

Рассмотрим категории плательщиков страховых взносов:

— плательщики страховых взносов, применяющие основной тариф страховых взносов;

— плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;

— организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог;

— Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;

— организации народных художественных промыслов;

— семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерация, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

— общественные организации инвалидов уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов;

— организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зон;

— хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательные учреждения высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

— плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, — в отношении указанных выплат и вознаграждений;

— аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

До отмены единого социального налога примерно 62% всех доходов ФСС РФ обеспечивал именно этот источник. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний давали при этом почти 17% доходов ФСС РФ.

Остальные доходы ФСС РФ, обеспечивающие около 21% поступлений в доходную базу Фонда, складывались из единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога и других поступлений.

В частности, более 17% всех доходов ФСС РФ составляли средства, поступающие из федерального бюджета, передаваемые на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Средства Фонда социального страхования расходуются на выплату различных пособий:

— по временной нетрудоспособности;

— по беременности и родам;

— при рождении ребенка (единовременные);

— на погребение.

Выплаты в фонд государственного социального страхования до 2010 г. были включены в единый социальный налог (ЕСН). С 2010 г. выплаты выделены как отдельная единица.

Средства Фонда распределяются на:

— выплату пособий;

— оплату путевок (полное или частичное);

— оплату проезда (полное или частичное);

— финансирование деятельности Фонда и его отделений в субъектах РФ;

— частичная компенсация расходов лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев) и детско-юношеских спортивных школ;

— другие цели в соответствии с задачами стоящими перед Фондом.

Пособия Фонда социального страхования За счет средств Фонда производится выплата следующих пособий:

— пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие по беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

— пособие при рождении ребенка;

— пособие при усыновлении ребенка;

— пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

— Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.

2. Особенности бюджета Фонда социального страхования за 2012;2013

2.1 Анализ доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Анализируя данный рисунок, мы видим, что основную часть доходов как в 20 017, так и в 2012 г. составляют доходы по обязательному социальному страхованию. Далее следуют средства Федерального бюджета на реализацию государственной функции.

Рассмотрим основные показатели бюджета Фонда социального страхования РФ. (Таблица 1)

Таблица 21- Показатели бюджета Фонда социального страхования РФ

Проказатели

2012 год

2013 год

2014 год

Изменения 2012 год — 100%

2013 год

2014 год

Доходы, млрд. руб.

0,58

0,619

0,668

+ 6,72%

+ 15,17%

Расходы, млрд. руб.

0,577

0,613

0,659

+ 6,24%

+ 14,21%

+ / -, млрд. руб.

+ 0,003

+ 0,006

+ 0,009

По полученным данным можно сделать вывод, что наблюдается возрастающий профицит бюджета Фонда социального страхования: в 2 раза в 2013 году и в 3 раза в 2014 году по сравнению с текущим.

Наблюдается прогнозируемый рост доходов бюджета ФСС РФ, изменения составили 6,72% и 15,17% в 2013 и 2014 году по сравнению с базисным соответственно. Так же наблюдается рост расходов ФСС РФ на 6,24% и 14,21% соответственно.

Рассмотрим структуру доходов Фонда социального страхования в 2013 г. (Таблица 2)

Таблица 2 — Структура доходов Фонда социального страхования РФ в 2013 г.,

Вид расходов

сумма, млрд. руб.

доля в расходах, %

Расходы бюджета Фонда социального страхования, всего

104,6

100,0

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию

10,4

9,9

Пособия по беременности и родам

5,6

5,3

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию

6,6

6,3

Пособия при рождении ребенка

1,2

1,2

Ежемесячные страховые выплаты

35,0

33,5

Другие вопросы в области социальной политики

0,6

0,6

Прочее

45,2

43,2

Рассмотрим структуру доходов Фонда социального страхования в 2014 г. (Таблица 3)

Таблица 3 — Структура доходов Фонда социального страхования РФ в 2014 г.,

Вид доходов

сумма, млрд. руб.

доля в доходах, %

Доходы бюджета Фонда социального страхования, всего

142,7

100,0

Единый социальный налог

0,0

0,0

Страховые взносы

174,4

122,2

Налоги на совокупный доход

0,0

0,0

Безвозмездные поступления

35,0

24,5

Прочее

— 66,7

0,0

Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС, отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением ФСС утверждаются председателем ФСС.

Рассмотрим основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 -20 127 годы. (Таблица — 4)

Таблица 4 — Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014;2017 годы (млрд. рублей)

Наименование

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Закон

Проект

Проект

Проект

Фонд социального страхования Российской Федерации

доходы

579,8

592,6

615,8

666,8

межбюджетные трансферты

47,7

47,4

28,6

29,7

из Федерального фонда обязательного медицинского страхования

19,0

19,0

19,0

19,0

из федерального бюджета

28,7

28,4

9,6

10,7

доходы без учета межбюджетных трансфертов

532,1

545,2

587,2

637,1

расходы

564,9

586,7

615,2

653,5

дефицит / профицит

14,9

5,9

0,6

13,3

Снижение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в доходах бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в 2016 году относительно 2015 года связано с завершением государственной программы «Доступная среда на 2011;2015 годы» и разработкой соответствующего проекта Государственной программы, в рамках которой осуществляется финансовое обеспечение расходов на предоставление технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

В приложении рассмотрено подробное описание бюджета.

2.2 Проблемы бюджетного устройства Фонда социального страхования и способы их решения

Проблема уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования остается актуальной всегда, несмотря на то, что Фонд проводит большую работу со страхователями — от профилактической до принудительного взыскания недоимки по страховым взносам.

Одной из важнейших проблем развития системы социального страхования является тенденция опережающего роста расходов над доходами. Все это усугубляется неблагоприятными демографическими тенденциями, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте.

Наблюдается продолжение практики увеличения доходов страховых фондов посредством возложения дополнительных расходов на работодателей.

Одной из первых проблем можно назвать — сохранение нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда социального страхования осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как:

— пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 рублей;

— оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

— программ по оздоровлению детей;

— частичного содержания детско-юношеских спортивных школ.

Второй проблемой является несбалансированность государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов. Сохранение в системе обязательного социального страхования нестраховых выплат, с одной стороны, а также недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, с другой, постоянно воспроизводят проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования. Для системы социального страхования, и особенно для системы обязательного медицинского страхования, характерна тенденция опережающего роста расходов над доходами.

Третьей проблемой является незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования.

Реформирование же системы социального страхования должно осуществляться на основе четкого определения целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования, а также соблюдения страховых принципов.

Необходима реализация целого комплекса мероприятий. В частности, сосредоточить усилия на осуществлении мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением в стране. Необходимо достижение сбалансированности государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов.

Целесообразно рассмотреть другие альтернативные варианты развития системы социального страхования, как, например, переход на индивидуальные тарифы для организаций.

Необходимо уйти от практики возложения дополнительных расходов на работодателей, а косвенно и на работников, к стимулированию развития предприятий, закономерным следствием которого будет увеличение налоговых поступлений в бюджеты. В целях же сокращения дефицита федерального бюджета не следует забывать и об использовании его средств, прежде всего, в части исключения неэффективных расходов.

Для улучшения бюджетной устойчивости ФСС на современном этапе необходимо:

1. Исключить из расходов Фонда нестраховые выплаты, имеющие характер социальной помощи либо характер льгот по социально-демографическим признакам. Обеспечить перевод обязательств нестрахового характера на бюджетное финансирование.

2. Обеспечить увязку между величиной страховых пособий и произведенными отчислениями на социальное страхование.

3. В основу установления тарифов по ОССНС необходимо положить соотношение между суммой начисляемых и уплачиваемых страхователем страховых взносов и суммой расходов по страхованию, выплачиваемых пострадавшим на данном предприятии от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, используя для этого показатели работы не истекшего календарного года, как это определено правилами, а определенного периода.

4. Установить постоянно действующую норму о использовании 20% страховых взносов страхователя на финансирование предупредительных мер. Упростить процедуру получения права на использование данных средств, расширить перечень мероприятий, на которые эти средства могут использоваться.

5. Проводить дальнейшее реформирование системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных, совершенствуя критерии оценки эффективности реабилитационных мероприятий, которые должны строиться на четком отслеживании и анализе результатов выполнения больными программы реабилитации.

Заключение

В результате изучения данной темы, были сделаны следующие выводы:

Фонд создан 1 января 1991 г. на основании постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25 декабря 1990 года «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР».

Фонд осуществляет следующие функции:

— обеспечивает выплату пособий;

— направляет и финансирует санаторно-курортное лечение;

— участвует в государственных программах по охране здоровья работников;

— обеспечивает финансовую деятельность Фонда;

— вносит предложение об изменение размеров тарифов на государственное социальное страхование;

— повышение квалификации работников системы государственного социального страхования;

— проводит разъяснительную работу среди населения и организациями работодателями и индивидуальными предпринимателями.

Средства Фонда формируются:

— страховыми взносами работодателей;

— страховыми взносами граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

— за счет средств от доходов от инвестиционной деятельности;

— за счет бюджетных ассигнований;

— иных поступлений денежных средств, от способов, не запрещенных законодательством.

Распределяет средства фонда социального страхования Председатель и Главный бухгалтер, а в отделениях субъектов РФ, управляющий и главный бухгалтер.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

Доходная часть бюджета Фонда формируется, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом страховых взносов, поступающих в бюджет Фонда, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В бюджетной системе Фонда социального страхования есть некоторые проблемы, но исторический опыт и современное состояние государственного социального страхования свидетельствует об эффективном использовании системы соцстраха для защиты интересов трудящихся. Фонд социального страхования Российской Федерации является истинным бойцом самой гуманной армии спасения, действующей во благо россиян.

1. О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах. Федеральный закон от 05.08.2002 118-ФЗ (с изм и доп от 28.11.2011) / http://www.consultant.ru/

2. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 101 (с изм и доп от 15. 05.2014) http://www.consultant.ru/

3. О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР. Постановление Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9−3 / http://bestpravo.ru

4. Алехина Е. С. Система обязательного социального страхования России: процессы становления и проблемы развития/ Финансы и кредит — 2013 — № 4

5. Алпатова Д. Ю. Фонд социального страхования РФ: особенности и перспективы / Д. Ю. Алпатова // Молодой ученый. — 2014. — № 8.2. — С. 4−5.

6. Бабич А. М. Экономика социального страхования. Учебное пособие / Под ред. Бабич А. М., Егоров Е. В., Жильцов Е. Н. — М.: МГТУ, 2010. — 464с

7. Гребенщикова Н. И. Основы социального страхования: учеб. пособие.-Самара: Изд-во Самар.гос. экон. ун-та. 2012. 250 с.

8. Дрошнев В. В. Социальное страхование населения России: проблемы и перспективы развития // Страховое Дело. — 2012. — № 4

9. Карчевский В. В. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учеб. Пособие — М.: Вузовский учебник, 2012. 224 с.

10. Карелова Г. Новые законы повышают уровень социальной защиты граждан // Вестник государственного социального страхования. 2012. № 4. С. 2−7.

11. Поляк Г. П. Бюджетная система России: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2010. — 550 с.

12. Web: http://r25.fss.ru/ (дата обращения 21.11.2014)

13. Web: http://info.minfin.ru/fss.php (дата обращения 21.11.2014)

14. Web: http://www.vedomosti.ru/ (дата обращения 21.11.2014)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой