Анализ хозяйственной деятельности «СтройМонолитМонтаж»
Роль планирования в деятельности организации связана с финансовыми ресурсами, в первую очередь с денежными. Однако достаточно вспомнить о проблемах, связанных с неурожаями, войнами, забастовками, чтобы понять, что хотя деньги и важны, они являются лишь одним из факторов, которые следует учитывать при планировании. Это достаточно сложная задача, поэтому сотрудники предприятия, которые готовят… Читать ещё >
Анализ хозяйственной деятельности «СтройМонолитМонтаж» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Преддипломная практика является заключительным этапом подготовки студента к его дальнейшей профессиональной деятельности. Она необходима, так как студенту следует не только теоретически изучить будущую профессию, но и на практике ознакомиться с ней. Следовательно, целью практики является закрепление и углубление полученных теоретических знаний, возможность применения их на практике.
Преддипломная практика была пройдена мной в ООО «СтройМонолитМонтаж» в г. Минск. Календарные сроки практики: с 19 мая по 15 июня 2014 года. Практика пройдена мною в качестве помощника экономиста.
Цели практики:
1. Закрепление знаний, умений, навыков применительно к внешнеэкономической деятельности предприятия
2. Систематизация и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач и подготовка студента к выполнению выпускной квалификационной работы.
3. Приобретение практических навыков работы в предстоящей должности Задачи практики:
1. Характеристика строительной организации;
2. Планирование деятельности организации;
3. Оценка выполнения производственной программы;
4. Анализ затрат на производство и реализацию продукции;
5. Оценка финансовых результатов деятельности организации;
6. Анализ влияния коммерческой деятельности на результаты работы организации;
7.
Заключение
по результатам анализа хозяйственной деятельности и разработка предложений.
производственный затрата продукция коммерческий
1. Характеристика строительной организации Название предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «СтройМонолитМонтаж» (сокращенное название ООО «СтройМонолитМонтаж»)
Дата регистрации: 25 апреля 2013 г.
Регистрационный номер: 691 577 767
Юридический адрес предприятия: 223 049, Минский р-н, Щомыслицкий с/c, 16, ком. 20/4
Место нахождения предприятия: г. Минск, ул. Притыцкого, 62/2, ком.841
Руководитель предприятия: Генеральный директор Дейкун Виктор Иванович Банковские реквизиты: р/c 3 012 107 719 005 Минское отделение 2 ОАО «Банк БелВЭБ», МФО 153 001 226, 220 013, г. Минск, ул. Кульман, 2
УНП: 691 577 767
ОКПО: 302 096 926 000
E-mail: [email protected]
Тел/факс: 8−017−202−29−58
Почтовый адрес: г. Минск, ул. Притыцкого, 62/2, оф.833
На данный момент основные объекты строительства расположены в таких городах, как Минск, Славгород, Смолевичи, Могилев и в городском поселке Краснополье:
В организации существует три отдела: строительный, бухгалтерский и коммерческий. Строительный отдел силами своих специалистов может выполнять разделы проектной и рабочей документации в области энергетики, промышленного, гражданского и жилищного строительства. Офис строительного отдела располагается на ул. Притыцкого 62/2. Работой отдела руководит зам. директора по строительству. У него в подчинении находятся прорабы и сформированные рабочие бригады. Основными видами деятельности строительного отдела являются: строительство объектов по готовым проектам и проектам заказчика. Осуществление ремонта и строительство производственных помещений, жилых домов (коттеджей).
Основными же функциями, выполняемыми бухгалтерским отделом, являются:
· учёт перемещений сотрудников компании и расчёт их заработной платы и разного рода компенсаций;
· учёт номенклатуры производимой продукции и услуг, и расчёт их себестоимости;
· регистрация клиентов и расчёт стоимости выполняемых для них заказов;
· учёт операций по банку и по кассе;
· учёт основных средств и нематериальных активов, материалов и МБП. Перед бухгалтерским отделом поставлены следующие задачи:
· учёт кадров;
· учёт операций по расчётному счёту;
· учёт кассовых операций;
· расчёты с подотчётными лицами;
· учёт основных средств;
· учёт нематериальных активов;
· учёт материалов;
· учёт товаров;
· начисление и выплата заработной платы;
· учёт готовой продукции;
· учёт реализации товаров, готовой продукции, оказания услуг;
· учёт выполнения работ;
· учёт услуг сторонних организаций.
Коммерческий же отдел выполняет функции маркетинга Таблица 1.
Функция маркетинга | Должность работника, выполняющего функцию | Должностные обязанности в связи с выполнением функции | |
1.Маркетин-вые исследования | Специалист по маркетингу | Оценка целесообразности и организация приближения услуг к заказчику. Изучение потребительского рынка, формировании и расширении коммерческих связей с потребителями, в проведении анализа покупательского спроса, степени удовлетворения требований и запросов потребителей по предлагаемым услугам, уровня конкурентоспособности на рынке. | |
2. Реализация товарной политики предприятия | Специалист по маркетингу | Организация сбора, систематизации, обработки и анализа информации по конъюнктуре рынков, по уровню соответствия качества услуг. Участие в оценке конкурентоспособности услуг фирмы, сравнение ее потребительских свойств, издержек производства и обращения, ценовых и сбытовых показателей с данными по конкурентным аналогам. | |
3. Реклама | Специалист по маркетингу | Обеспечение регулярного обновления и распространения рекламно-информационных материалов фирмы в торговых точках, дилерских и сервисных центрах. Организация сбора откликов на прямую почтовую рассылку рекламных материалов (директ-мэйл) и рассылки информации по электронной почте. | |
4.Участие в реализации ценовой политики | Главный бухгалтер | Регулярный поиск возможностей снижения цены и себестоимости услуг, включая анализ издержек обращения, коммерческих и представительских расходов, выявление и ликвидация экономически необоснованных затрат. Вносит предложения по корректировке цен на предлагаемую продукцию, объемам продаж, по выбору каналов сбыта, способов и времени выхода на рынок. Принимать меры по обеспечению своевременного поступления средств за реализованную продукцию. | |
5. Контроль маркетинговой деятельностью | Директор | Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей. Контроль оперативной отчетности о выполнении планов поставок, договорных обязательств, полном удовлетворении претензий и рекламаций в установленные сроки. | |
Численность персонала всего по ООО «СтройМонолитМонтаж» составляет 27 человек. Отсюда удельный вес руководителей и специалистов в общей численности работающих — 38,8%, рабочих — 61,2%. Следовательно, основную часть работающих на предприятии составляют рабочие, непосредственно осуществляющие производственный процесс.
Необходимо отметить, что на протяжении последних 2 лет на предприятии наблюдается постепенное сокращение численности персонала, обусловленное увеличением производительности труда.
Несмотря на сокращение работающих за последние годы, по мнению руководства, кадровый потенциал предприятия не ухудшился.
Планируется в общей численности персонала увеличить долю технического и маркетингового состава и уменьшить долю более дешевого ручного труда, при этом несколько уменьшив общую численность персонала предприятия.
Таблица 2. Структура персонала в разрезе подразделений предприятия:
Наименование | Наименование должностей | Количество единиц | |
Разде I Руководители | Директор | ||
Главный бухгалтер | |||
Раздел II Специалисты | Инженер-технолог | ||
Юрисконсульт | 0,25 | ||
Инженер-технолог | |||
Технолог | |||
Инженер по сертификации | |||
Специалист по снабжению | |||
Специалист по работе с клиентами | |||
Специалист по работе с клиентами | |||
Инженер по охране труда | 0,25 | ||
Техник-технолог | |||
Раздел III Рабочие | Разнорабочие | ||
Всего | |||
Основные направления кадровой политики предприятия можно сформулировать следующим образом:
формирование оптимальной численности работающих;
регулярное повышение квалификации специалистов;
обновление и омоложение персонала.
Главные цели подбора и подготовки кадров — поиск и обучение людей, способных эффективно преобразовать производство, освоить новые технологии, организовать маркетинг, сбыт, монтаж и сервисное обслуживание покупателей.
На предприятии существует текучесть кадров. Данное обстоятельство говорит о том, что на предприятии нет политики, направленной на сохранение рабочей силы. Это в свою очередь ведет к снижению производительности труда.
2. Планирование деятельности организации Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения на определенных временных горизонтах. Любое планирование представляет собой оценку поставленной организацией цели с точки зрения того, какие ресурсы для этого необходимы и будут ли они доступны тогда, когда это станет нужно, и в тех количествах, которые потребуются.
Независимо от того, какой «комплект» функций приписывается процессу управления, и какие бы трактовки функций управления ни предлагали теоретики, в числе основных все они называют планирование.
Роль планирования в деятельности организации связана с финансовыми ресурсами, в первую очередь с денежными. Однако достаточно вспомнить о проблемах, связанных с неурожаями, войнами, забастовками, чтобы понять, что хотя деньги и важны, они являются лишь одним из факторов, которые следует учитывать при планировании. Это достаточно сложная задача, поэтому сотрудники предприятия, которые готовят данные для анализа и планирования, должны быть знакомы с математическими, статистическими и прочими методами прогнозирования. Весьма актуальны эти методы и для проведения маркетингового анализа. Прогнозирование емкости рынка и объемов продаж продукции — это отправная точка любого процесса планирования в рыночной экономике. Мы оставим рассмотрение этих процедур за скобками, поскольку это отдельная, весьма объемная часть управленческого экономического анализа. Для нас принципиально другое — прогноз объемов реализации используется в каждом цикле бюджетирования как основа первого из функциональных бюджетов (бюджета продаж), но бухгалтер-аналитик использует его лишь как одно из исходных данных, не углубляясь в то, как этот прогноз был получен. Эти данные относятся к сфере ответственности руководителя маркетинговой службы, роль же бухгалтера-аналитика состоит в координации процесса бюджетирования и сведении воедино данных поступающих из разных источников.
Профессиональная подготовка производственных, сбытовых и инвестиционных планов является важным фактором успешной деятельности предприятия в рыночной экономике. Необходимость составления планов определяется многими причинами, главной из которых является неопределенность будущего. Именно эта фундаментальная особенность нашего мира требует специальных упреждающих действий для оптимизации экономических последствий.
План — это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.
Таблица 3.
Классификационный признак | Виды планов | |
Время реализации | § Долгосрочные — от 10 до 25 лет § Среднесрочные — от 3 до 10 лет § Краткосрочные — от 1 года до 3 лет § Оперативные — до 1 года | |
Тип целей | § Тактические § Оперативные § Стратегические § Нормативные | |
Степень точности | § Укрупненные § Уточненные | |
Масштабность целей | § Стратегические — предусматривают глобальные цели § Бизнес-планы — ориентированы на осуществление конкретной сделки § Бизнес-операции | |
Уровень управления (сфера применения) | § Корпоративные § Бригадные § Цеховые | |
Конкретная установка | § Функциональные — предназначены для внедрения управленческих функций в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенные функции § Единовременные — разрабатываются под конкретный проект или программу § Стабильные — представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности | |
§ План производства и реализации продукции § План по материально-техническому снабжению § План по труду и кадрам § План по издержкам производства § План инвестиций § Финансовый план § План по социальному развитию | ||
Метод обоснования | § Рыночные (индикативные) § Административные (централизованные) | |
Стадия разработки | § Предварительные § Окончательные | |
Ориентир планирования | § Реактивные — базируются на анализе предшествующего опыта § Инактивные — ориентируются на существующее положение предприятия и не предусматривают как возращение к прежнему состоянию, так и движение вперед § Преактивные — направлены на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности фирмы § Интерактивные — ориентированы на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего фирмы | |
В плане производства и реализации продукции устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении и каналы сбыта товара.
План материально-технического снабжения представляет собой систему экономически обоснованных расчетов потребности фирмы в сырье, материалах, топливе, энергии, производственном оборудовании.
При составлении плана по труду и кадрам рассчитывается потребность в кадрах и фонд заработной платы, устанавливается задание по повышению производительности труда.
Главной задачей плана по издержкам производства и реализации продукции являются повышение эффективности производства, рациона! ьнос использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, экономически обоснованное определение величины затрат на производство предусмотренной планом продукции, исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной деятельности.
В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: прибыль фирмы, расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости, взаимоотношения с бюджетом и кредитными организациями и др.
План инвестиций предусматривает капиталовложения в строительство, расширение и реконструкцию производственных мощностей фирмы, а также осуществление финансовых вложений.
План социального развития фирмы предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектива социальных вопросов, улучшению условий труда, отдыха и быта.
Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности Бизнес-план ООО «СтройМонолитМонтаж» разрабатывается 1 раз в год и содержит разделы:
1. Резюме
2. Характеристика предприятия и стратегия его развития. Анализ финансового состояния предприятия
3. Организационный план
4. Описание продукции
5. Анализ рынка сбыта продукции. Стратегия маркетинга
6. Производственный план
7. Инвестиционный и инновационный план
8. План производства и реализации сельхозпродукции
9. Энергосбережение
10. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности
11. Приложения Резюме разрабатывается в последнюю очередь на основании уже написанных разделов. В нем максимально четко, лаконично и без лишних терминов дается информация о предприятии.
Второй раздел рассказывает о деятельности предприятия, реквизитах. Оценивается состояние предприятия, его ликвидность, экономический потенциал и финансовая стабильность, выявляются негативные влияния на деятельность комбината, прописываются цели и задачи деятельности предприятия.
В третьем разделе внимание уделяется организационной структуре предприятия, руководящему составу, его правам и обязанностям, описываются трудовые ресурсы. В четвертом разделе описывается выпускаемая продукция.
Раздел «Анализ рынка сбыта продукции. Стратегия маркетинга» показывает нам основных покупателей, рынок сбыта продукции, данные по различным параметрам экспорта. Описываются конкуренты и поставщики предприятия. В разделе «Производственный план» дана информация о производственных мощностях и основных фондах, о сырье и материалах.
В седьмом разделе рассказывается, что было выполнено в предыдущий отчетный год, а также запланированные мероприятия.
В восьмом разделе прописан план реализации.
В разделе «Энергосбережение» показаны потребительские мощности предприятия, основные направления по энергосбережению. В десятом разделе прописаны показатели эффективности работы предприятия, а также прогноз финансово — экономической деятельности организации.
Текущее финансовое планирование является планированием осуществления, оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Текущее планирование хозяйственной деятельности ООО «СтройМонолитМонтаж» состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации.
Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.
Разработку финансового плана начинают с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщенный результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Разработка этого плана происходит в несколько этапов:
· рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений;
· определяется сумма затрат;
· определяется выручка от реализации продукции.
В ООО «СтройМонолитМонтаж» используется схема организации работ по составлению бюджетов (планов) — по методу break-down (сверху-вниз). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т. е. руководство ООО «СтройМонолитМонтаж» определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений.
Процесс финансового планирования в ООО «СтройМонолитМонтаж» включает несколько этапов.
На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятия — бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана ООО «СтройМонолитМонтаж»
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
Стратегическое планирование в ООО «СтройМонолитМонтаж» имеет следующие ограничения:
— стратегическое планирование не обеспечивает возможности принятия будущих решений. Невозможно предсказать будущее. Стратегическое планирование предоставляет общее направление движения, основанное на предположениях;
— стратегическое планирование не является макетом будущего.
При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации.
В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика ООО «СтройМонолитМонтаж» по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной.
Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию ООО «СтройМонолитМонтаж» на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.
Основой прогнозирования в ООО «СтройМонолитМонтаж» является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
3. .Оценка выполнения производственной программы Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией.
На выполнение плана строительно-монтажных работ оказывают влияние различные факторы. Одни из них могут быть положительными, способствующими выполнению и перевыполнению плана строительно-монтажных работ и ввода объектов в действие, другие — отрицательными, тормозящими ход его выполнения. Они действуют не изолированно один от другого, а во взаимной связи и взаимной обусловленности. Эти факторы могут быть количественными и качественными. Несмотря на наличие большого числа разнообразных факторов, влияющих на выполнение плана строительно-монтажных работ и ввод объектов в действие, их можно прежде всего подразделить на зависящие и не зависящие от работы строительной организации, т. е. внутренние и внешние. Такое деление факторов имеет большое значение, поскольку оно позволяет: а) дать правильную, объективную оценку работы строительной организации; б) оперативно решать вопросы по устранению недостатков в работе строительной организации и ее структурных подразделений; в) разработать конкретные и действенные мероприятия по использованию внутренних резервов; г) оказать воздействие и на недостатки, возникающие по причинам, независящим от работы строительной организации, или нейтрализовать их влияние. Строительная организация должна и может оказывать влияние не только на внутренние, но и на внешние факторы, поскольку абсолютно не зависящих от ее работы факторов практически не бывает. Анализ позволяет наметить пути ликвидации недостатков как внутреннего, так и внешнего характера. Группировка факторов, влияющих на объем строительно-монтажных работ, исходит из их экономической природы. В соответствии с этой классификацией элементов производственного процесса факторы, оказывающие влияние на выполнение плана по объему строительно-монтажных работ, подразделяются на три основные группы: 1. Факторы, связанные с организацией труда и использованием рабочей силы. Эта группа создает новую стоимость в процессе производства. Две другие группы факторов переносят свою стоимость на строительную продукцию. 2. Факторы, связанные с наличием и использованием средств труда (основных фондов). 3. Факторы, связанные с наличием и использованием предметов труда (материалов). В свою очередь, каждая из этих групп состоит из ряда конкретных факторов. Отдельные факторы, входящие в приведенные группы, действуют параллельно, другие автономно, независимо от других факторов. Это необходимо учитывать, чтобы не допустить дублирования некоторых факторов, а следовательно, неправильного измерения их влияния. Анализ влияния отдельных факторов каждой группы должен осуществляться последовательно с учетом их комплексного воздействия на отклонение в выполнении плана строительно-монтажных работ. Все вышеуказанные факторы относятся к внутренним, зависящим от работы строительной организации. К независящим, внешним, факторам относятся такие, которые не вытекают непосредственно из показателей работы подрядной строительной организации, но вместе с тем оказывают существенное влияние на создание фронта работ, а следовательно, на выполнение плана строительномонтажных работ и ввод объектов в действие. Такими факторами являются: 1. Обеспеченность строительной организации проектно-сметной и плановой документацией, которую заказчики обязаны представить в установленные сроки. 2. Своевременная и комплектная передача заказчиком технологического оборудования. 3. Своевременный отвод земельной площади под за стройку. 4. Бесперебойное финансирование выполненных объемов работ и др. 5. Метеорологические условия производства работ. Задача анализа в данном случае состоит в том, чтобы определить влияние на конечный результат выполнения плана строительно-монтажных работ каждого из этих факторов в отдельности, измерить их величину, а также выявить резервы, использование которых обеспечит увеличение строительно-монтажных работ.
В целом в 2013 г. по ООО «СтройМонолитМонтаж» было выполнено:
· по генподряду 42 520 млн руб. в текущих ценах;
· собственными силами 21 219,6 млн руб. в текущих ценах.
По итогам 2013 г. темп роста составил:
· по генподряду 157,3% в сопоставимых условиях;
· по собственным силам — 100,4% в сопоставимых условиях.
По выполнению собственными силами наибольший темп роста был достигнут во 3-м квартале 2013 г. — 125,9%, а наименьшие — в 4-м квартале — 77,4%.
Выполнение объемов строительно-монтажных работ собственными силами составило в среднем за месяц в 2013 г. 2 118,3 млн руб.
На выполнение плана собственными силами негативно повлияли следующие факторы:
Потери рабочего времени:
· по болезни составили 1 856 ч/дн. (1 980 ч/день в 2009 г.);
· из-за прогулов 511 ч/дней (544 ч/дн в 2009 г.);
· административные и учебные отпуска 659 ч/дн. (619 ч/дн. В 2009 г.);
· из-за недоработки планового фонда рабочего времени 899 ч/дней.
Всего потеряно рабочих дней — 3 925 или 12,5% от числа отработанных дней. Потери объемов строительно-монтажных работ (по сложившейся производительности) составили 777,45 млн руб.
Недостаточно эффективная организация труда на объектах. Было зафиксировано 10 ч/дней целодневных простоев по объекту «Смолевичская бройлерная птицефабрика» из-за неисправности электрических люлек в августе 2013 г.
Строительные работы подразделяются на несколько видов по признаку применяемых материалов или конструктивным элементам, являющимся результатом этих работ, например, земляные, бетонные, кровельные, изоляционные работы и т. д. Под монтажными работами подразумевается комплекс технологических операций по установке в проектное положение и соединению в одно целое отдельных, изготовленных заранее, элементов строительных конструкций, узлов и деталей, санитарно-технического и другого оборудования. Например, установка металлических, железобетонных или деревянных ферм, балок; монтаж систем водоснабжения, электрических устройств или узлов технологического оборудования. Различают общестроительные, специальные и заготовительные работы. Общестроительные работы включают в себя комплекс работ, в результате которых получается незаконченная строительная продукция в виде так называемой коробки здания или сооружения. В состав этих работ входят устройство котлованов, возведение фундаментов, стен, кровель и т. п. Специальные работы выполняют после завершения общестроительных работ или параллельно с ними. К ним относятся монтаж систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электропроводки и т. д., а также монтаж технологического оборудования в производственных зданиях, котельных и др. Заготовительные работы предназначены для изготовления строительных изделий и полуфабрикатов (арматуры, сборных деталей и конструкций, бетонной смеси, раствора) или повышения степени их готовности, а также для укрупнения элементов конструкций. Эти работы обычно выполняют на специализированных предприятиях (заводах железобетонных изделий — ЖБИ, центральных бетонорастворных узлах — БРУ и др.), но они могут осуществляться и в условиях строительной площадки (приобъектные БРУ, арматурные цехи и др.). При возведении зданий принято группировать работы по стадиям, которые называются циклами. По окончании подготовительного периода строительства осуществляют работы первой стадии — подземного цикла. В состав работ этой стадии входят: земляные работы (рытье выемок и обратная засыпка грунта с уплотнением); бетонные и железобетонные работы (устройство фундаментов, бетонной подготовки); монтаж строительных конструкций (колонн, панелей стен подвала); гидроизоляционные работы (гидроизоляция пола, стен подвала); устройство вводов коммуникаций и т. д. На второй стадии (надземный цикл) обычно выполняют монтаж строительных конструкций, панельных наружных и внутренних стен, оконных переплетов и фонарей; кровельные (устройство кровли), столярные (навеска ворот, дверей) и санитарно-технические работы (установка коробов вентиляционных систем).
4. Анализ затрат на производство и реализацию продукции Важным показателем, характеризующим работу ООО «СтройМонолитМонтаж», является себестоимость. От ее уровня завися финансовые результаты деятельности организации, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние. К объектам анализа себестоимости являются затраты на рубль продукции, полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат, себестоимость отдельных изделий, отдельные статьи затрат. При проведении анализа могут использоваться бизнес-план, журнал-ордер № 10-С и др. документация необходимая для анализа.
Затраты на производство и реализацию продукции представляют собой совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Они обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции.
По экономическому содержанию они выражают затраты общества, поскольку производство ведется в интересах общества, а продукция производится как непосредственно общественный продукт. Затраты различны по составу и структуре в зависимости от отраслевой принад лежности предприятий. Также они классифицируются по способу отнесения на себестоимость, связи с объемом производства, степени однородности.
В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции они делятся на:
— прямые, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость (сырье, основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.);
— косвенные, связанные с производством разнообразных изделий, которые нельзя отнести на себестоимость определенного вида продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, ремонт зданий, заработную плату инженерно-технических работников и др.).
Они включаются в себестоимость с помощью специальных методов, определенных отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости.
В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяют:
— условно-постоянные расходы — это расходы величина которых существенно не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции (затраты на отопление, освещение, заработную плату управленческого персонала, амортизационные отчисления, расходы на административно-хозяйственные нужды и др.);
— условно-переменные расходы величина, которых зависит от объема производства, они растут или уменьшаются в соответствии с изменением объема выпуска продукции (затраты на сырье, основные материалы, топливо, основную заработную плату производственному персоналу и др.).
По степени однородности затраты подразделяются на элементарные и комплексные.
Элементы имеют единое экономическое содержание независимо от их назначения. Цель группировки по элементам — выявить затраты на производство продукции по их видам (материальные затраты, амортизационные отчисления и т. д.). Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство продукции.
Комплексные затраты включают несколько элементов, а следовательно, разнородны по составу. Объединяются они по определенному экономическому назначению. Такими затратами являются общезаводские расходы, потери от брака, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и др.
Все затраты на производство и реализацию продукции составляют полную себестоимость. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в настоящее время определяется постановлением правительства.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
По экономическому содержанию затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) группируются по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.
1.Материальные затраты включают: стоимость покупных сырья и материалов, топлива; основных вспомогательных материалов; комплектующие изделия и полуфабрикаты; тару; запчасти для ремонта; МБП и прочие затраты. Стоимость материальных ресурсов складывается из цен их приобретения.
2.3атраты на оплату труда включают: выплату заработной платы; выплату премий; вознаграждения по итогам работы за год; компенсирующие и стимулирующие выплаты; стоимость бесплатного питания; единовременное вознаграждение за выслугу лет; оплату учебных отпусков; оплату труда внештатных сотрудников и другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда.
В затраты на оплату труда не включаются: расходы на оплату труда в виде премий выплачиваемых за счет специальных средств; целевые поступления; материальная помощь; беспроцентные ссуды на улучшение жилищных условий; оплата дополнительных отпусков женщинам воспитывающих детей; надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям; подписки и приобретения товаров для личных нужд работников; оплата проезда к месту работы; оплата путевок, экскурсий, путешествий; другие затраты производимые за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия.
3.0тчисления на социальные нужды включают отчисления в фонд обязательного социального страхования, Пенсионный фонд, Государственной фонд занятости населения (в настоящее время упразднен), Фонд обязательного медицинского страхования.
4. Амортизация основных фондов включает амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основе их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Если предприятие работает на условиях аренды, то в данном разделе приводятся амортизационные отчисления на полное восстановление по собственным и арендованным основным фондам.
Прочие затраты включают: некоторые виды налогов; отчисления в страховые фонды (резервы); вознаграждения за изобретения и рацпредложения; затраты на командировки; оплату услуг связи; плату за аренду; амортизацию по нематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд и др.
Анализируя затраты на производство и реализацию продукции ООО «СтройМонолитМонтаж», можно выделить следующее:
При рассмотрении можно выделить следующие резервы под снижение себестоимости, в них включается экономический эффект от внедрения рацпредложений и рацмероприятий, а также экономический эффект от внедрения новой техники; экономия тепло-энергоресурсов; снижение условно-постоянной части накладных расходов за счет роста объемов строительно-монтажных работ до планируемых показателей; снижение себестоимости строительно-монтажных работ за счет сокращения затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов; снизить степень перерасхода фонда оплаты труда с 1,31 до 1,1, тем самым уменьшить перерасход по отчислениям в соц.страх.
Таблица 4.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования СУ измеряется абсолютными и относительными показателями. Основным абсолютным показателем является прибыль. В своей работе СУ заинтересовано в получении как можно большей прибыли и эффективном использовании воженных средств. Эффективность использования средств характеризуется размером прибыли. Так же важны показатели рентабельности. Эти показатели характеризуют окончательный результат производимых СУ работ.
При рассмотрении резервов роста прибыли, то возможно увеличение за счет роста выполняемых объемов строительно-монтажных работ, уменьшение затрат на производство строительно-монтажных работ, уменьшение внереализационных убытков, снижение себестоимости строительно-монтажных работ.
5. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.
В процессе анализа решаются следующие задачи:
· изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;
· исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;
· выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;
· выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.
Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётности используют:
· Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов (раздел III пассива).
· Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. В этой форме отчётности приводятся: выручка (нетто) от продажи товаров без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, исключаемых из выручки (стр. 010), покупная стоимость (себестоимость) товаров (стр. 020), издержки обращения (стр. 030 «Коммерческие расходы»). В разделе II данного отчёта отражают операционные доходы и расходы, в разделе IIIвнереализационные доходы и расходы, а также сумму налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, в разделе IV записывают чрезвычайные доходы и расходы. В этом отчёте также приводится валовой доход, отражаемый по строке 029 «Валовая прибыль»; прибыль (убыток) от продаж (стр. 050); прибыль до налогообложения (стр. 140); прибыль от обычной деятельности (стр. 160) и чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода по стр. 190).
Кроме этого в отчёте расшифровываются отдельные прибыли и убытки по приводимым статьям. Для годовой формы отчёта о прибылях и убытках предусмотрена справка с отражением сумм дивидендов на одну акцию в текущем и в следующем отчётном годах.
Годовой отчёт об изменениях капитала, форма № 3, отражает состояние и изменение резервного фонда, информацию о нераспределённой прибыли прошлых лет по составу, о фонде социальной сферы, целевых финансированиях и поступлениях; резервах предстоящих расходов, оценочных резервах. В справке IV отражены различные источники увеличения капитала по отдельным статьям.
В отчёте о движении денежных средств, форма № 4,содержатся данные о поступлениях денежных средств из различных источников, а также информация о расходовании денежных средств.
Приложение к годовому бухгалтерскому балансу, форма № 5, в справке к разделу 3 содержит информацию о размере амортизации внеоборотных активов по каждому из их видов на начало и конец отчётного года и результат по индексации в связи с переоценкой этих активов. В справке 6 «Расходы по обычным видам деятельности» этого отчёта приводятся произведённые организацией расходы по элементам затрат, а в справке 7 «Социальные отчисления» отражаются отчисления во внебюджетные фонды по каждому из направлений.
Динамика и структура активов предприятия за I и II полугодия 2013 г. представлена в таблице 1.
Таблица 5 — Динамика и структура активов ООО «СтройМонолитМонтаж» за I и II полугодия 2013 г., млн. руб.
Показатели | I полугодие. 2013 г. | II полугодие. 2013 г. | Динамика II пг./I пг.2013 г. | ||
млн. руб. | % | ||||
Внеоборотные активы | +1515 | 617,0 | |||
Основные средства | +368 | 523,0 | |||
Вложения во внеоборотные активы | ; | +37 | |||
Вложения в материальные ценности | +1105 | 652,5 | |||
Внеоборотные активы увеличились в целом во II пг. по сравнению с I пг. на 1515 млн руб. или в 6 раз. Рост внеоборотных активов произошел в основном за счет вложений в материальные ценности, которые за исследуемый период увеличились на 1105 млн руб. и роста основных средств на 368 млн руб.
Основными задачами анализа оборотных средств являются:
— изучение изменения состава и структуры оборотных средств;
— группировка оборотных средств по основным признакам;
— определение основных источников формирования оборотных средств;
— определение основных показателей эффективности использования оборотных средств.
Показатели использования оборотных средств и их динамика представлены в таблице 6.
Таблица 6 — Показатели использования оборотных средств ООО «СтройМонолитМонтаж» и их динамика
Наименование показателя | I полугодие 2013 г. | II полугодие 2013 г. | Динамика I полугодие/II полугодие 2013 г. | ||
млн. руб. | % | ||||
1. Выручка от реализации, млн. руб. | +35 466 | 286,0 | |||
2. Оборотные средства, млн. руб. | +5468 | 178,0 | |||
3. Коэффициент оборачиваемости, стр.1/стр.2 | 2,7 | 4,4 | +1,7 | 163,0 | |
4. Длительность оборота, дн. (360/стр.3) | — 51 | 61,7 | |||
Эффективность использования оборотных активов за рассматриваемый период увеличилась, о чем свидетельствует коэффициент оборачиваемости оборотных активов.
Во II полугодии он составляет 4,4, что на 1,7 пункта выше по сравнению с I полугодием или на 63% в относительной величине. Длительность оборота снизилась на 51 день.
В ООО «СтройМонолитМонтаж» постоянно ведутся работы по эффективному использованию всех видов ресурсов с целью снижения себестоимости товаров и соответственно повышению их конкурентоспособности.
Большое внимание уделяется совершенствованию системы материально-технического снабжения, повышению ответственности за рациональное использование и экономию ресурсов, бесперебойное снабжение предприятия материалами и оборудованием.
Руководство предприятия должно иметь четкое представление, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота об обеспечении бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любого предприятия. Поэтому анализ источников формирования и размещения капитала имеет исключительно большое значение.
Динамика источников имущества предприятия представлена в таблице 7.
Таблица 7 — Динамика источников имущества и их структура ООО «СтройМонолитМонтаж»
Виды источников финансирования | I полугодие 2013 г. | II полугодие 2013 г. | Динамика I полугодие / II полугодие 2013 г. | Темп роста I пг. /II пг., % | |||
млн. руб. | % к итогу | млн. руб. | % к итогу | ||||
1. Собственный капитал | 27,8 | 80,8 | +9514 | 569,0 | |||
2. Долгосрочные обязательства | ; | ; | 0,001 | +25 | |||
3. Кредиты и займы | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
4 Привлеченные источники (кредит. задолжен.) | 72,2 | 19,1 | — 2556 | 51,5 | |||
Итого: | +6983 | 196,0 | |||||
Как показывают данные таблицы 7, в структуре источников финансирования ООО «СтройМонолитМонтаж» за три года произошли существенные изменения. Доля собственного капитала во II полугодии увеличилась по сравнению с I полугодием на 53%.
Это произошло в результате значительного снижения суммы кредиторской задолжености на 2556 млн руб., или на 49,5%. Все вышесказанное характеризует положительную тенденцию.
Показатели финансово-экономической деятельности ООО «СтройМонолитМонтаж» представлены в таблице 8
Таблица 8 — Показатели финансово-экономической деятельности ООО «СтройМонолитМонтаж» за I и II полугодия 2013 г.
Показатели | I полугодие 2013 г. | II полугодие 2013 г. | Динамика II полугодие / I полугодие 2013 г., млн. руб. | Темп роста II пг./ I пг., % | |
Выручка от реализации, млн. руб. | +35 466 | 286,0 | |||
Себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг), млн. руб. | +24 581 | 287,7 | |||
Прибыль от реализации, млн. руб. | +8556 | 870,0 | |||
Чистая прибыль, млн. руб. | +7310 | 866,0 | |||
Рентабельность предприятия, % | 7,1 | 21,7 | +14,6 | 305,6 | |
Из данных таблицы видно, что в I полугодии 2013 г. по сравнению с II полугодием 2013 г. выручка от реализации ООО «СтройМонолитМонтаж» увеличилась на 35 466 млн руб., или в 3 раза. Прибыль от реализации (прибыль от основного вида деятельности) тоже увеличилась на 8556 млн руб., или на 870%. Чистая прибыль увеличилась на 866%. Рентабельность деятельности организации увеличилась в I полугодии 2013 г. по сравнению с II полугодием 2013 г. на 14,6%.
Далее рассчитаем финансовые коэффициенты. Расчет коэффициентов финансовой устойчивости ООО «СтройМонолитМонтаж» на представлен в таблице 5.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) рассчитывается как отношение суммы оборотных активов (итог II раздела актива баланса за минусом суммы расходов будущих периодов) к сумме краткосрочных обязательств (итог IУ раздела пассива баланса за минусом суммы долгосрочных кредитов и займов и резерва предстоящих расходов). Теоретически достаточным считается значение этого показателя в пределах 2 — 2,5, но в зависимости от форм расчетов, скорости оборачиваемости оборотных средств, продолжительности производственного цикла эти значения могут быть и существенно ниже, но они оцениваются положительно при величине, большей единицы.
Значение коэффициента по полугодиям: I пг. — 1,24; II пг. — 4,60. В Республике Беларусь установлен минимальный уровень данного коэффициента для предприятий — 1,3. Значение коэффициента выше нормативного, что является положительным моментом.
Таблица 9 — Показатели финансовой устойчивости ООО «СтройМонолитМонтаж» за I и II полугодия 2013 г.
Коэффициент промежуточной ликвидности исчисляется как отношение денежных средств, легко реализуемых ценных бумаг и дебиторской задолженности к сумме краткосрочных обязательств. Теоретически его величина считается достаточной при уровне 0,7 — 0,8. Этот коэффициент мажет быть рассчитан и как отношение текущих активов, за вычетом производственных запасов и затрат, к сумме краткосрочных обязательств. В этом случае к ликвидным активам относятся и готовая продукция и отгруженные товары.
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как отношение денежных средств, легко реализуемых ценных бумаг к сумме краткосрочных обязательств. Теоретически этот показатель считается достаточным, если его величина больше 0,2- 0,25.
Значение коэффициента по годам: 2011 г — 0,166; 2012 г — 0,609. Нормативное значение > 0,2. Рекомендуемые значения для предприятий промышленности 0,2−0,5. Коэффициент имеет больше нормативного значения, и находится в зоне рекомендуемых значений — платежеспособность предприятия укрепляется.
Состояние предприятия, его устойчивость во многом зависят от структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств).
ООО «СтройМонолитМонтаж» имеет удовлетворительную структуру баланса, все показатели ликвидности соответствуют нормативным.
Анализ показателей финансовой устойчивости по данным расчетам позволяет сделать вывод об улучшении финансово положении предприятия.
Коэффициент покрытия внеоборотных активов соответствует нормативу 1, а это значит, что предприятию достаточно собственного капитала для финансирования активов с набольшим сроком использования — основных средств.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами соответствует нормативу (0,1), это значит, что предприятие имеет достаточно, собственных оборотных средств, для обеспечения финансовой устойчивости.
6. Анализ влияния коммерческой деятельности на результаты работы организации Управление коммерческой деятельностью предприятия — это составляющая часть менеджмента, которая своей сердцевиной имеет творческую деятельности высшего руководства, направленную на поиск таких решений, которые помогут организации выжить в динамично меняющейся среде в условиях жесткой конкуренции.
Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия включает на каждом этапе коммерческой деятельности:
— оценку состояния дел в текущий период (ситуационный анализ);
— определение направления развития бизнеса (постановка задач);
— составление плана достижения поставленных целей (стратегическое управление, планирование);
— организация мероприятий по выполнению плана (этап организации);
— проверка достигнутых результатов, а в случае их отсутствиявыявление их причин (контроль).
Методы управления — это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью. Они подразделяются на административные, организационные, экономические и правовые.
Административные методы определяются сферой деятельности и конкретными условиями торгового предприятия. Необходимо учитывать и альтернативные варианты управления, выбор и реализация которых определяется предвидением целевых результатов предприятия. Следу отметить, что иерархическое построение системы управления и содержат управленческих функций во многом зависят от занимаемых позиции руководством торгового предприятия. Здесь возможны различные компромиссные решения.
Организационные методы основаны на организационном, организационно-распорядительном, организационно-методическом и нормативном обеспечении. Они содержат регламентирующие требования организационного методического характера, распорядительные, инструктивные и нормативные материалы, являющиеся предпосылками формирования управленческих решений.
Экономические методы в своем определении опираются на взятый курс и экономическую стратегию торгового предприятия, его потенциальные ресурсы, экономическое положение рынка. Совокупность экономических элементов — это исходные позиции в управлении коммерческой деятельностью предприятия. Воздействие экономических методов предопределяется окружающей экономической средой.
Правовые методы ориентированы на использование правового механизма который базируется на принятых правовых и законодательных актах соответствующих нормативах и положениях. Правовые методы заключаются в юридическом регулировании коммерческих процессов с учетом целевых задач торгового предприятия.
Названные методы управления не исключают друг друга и реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования торгового предприятия и рыночной среды.
Рассмотрим различные подходы к управлению.
Процессный подход. Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к управлению позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.
Все процессы разделяются на 3 группы:
1. Основные, которые непосредственно связаны с производством продукции.
2. Обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом).
3. Управленческие процессы, включают процессы по установлению целей и формирования условий для их достижения.
Все перечисленные процессы между собой взаимосвязаны и образуют единую систему.
Системный подход. Системная концепция — подход к организации и управлению и комплекс методов системного анализа и синтеза, предлагаемых экономической кибернетикой. Является одной из наиболее современных концепций.
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются социотехническими системами, так как люди как социальные компоненты и техника вместе используются для выполнения работы. В организациях выделяются пять основных частей: структуры, задачи, технологии, люди и цели. Руководителю необходимо информация обо всех элементах организации для выявления проблем и корректирующих действий.
Открытые и закрытые системы — два основных типа систем. Закрытая система имеет жесткие границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Типичный пример такой системы — часы. Открытая система зависит от энергии, информации и материалов, поступающие извне, для своего функционирования она должна обладать способностью приспосабливаться к изменениям в среде. Все организации являются открытыми системами. Среда — важная переменная управления.
Системный подход и переменные. Теория систем обеспечила управление основой для интеграции различных концепций. На системной основе будут синтезироваться и появляться новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем. Теория систем показывает руководителям, какие же именно элементы организации как системы очень важны, но не определяет конкретно основные переменные, влияющие на функции управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода.
Ситуационный подход. Ситуационный подход к процессу управления, как системный, применим при управлении любой организацией. Ситуационный подход предполагает, что общий процесс управления одинаков, специфические конкретные подходы и приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться и зависят от конкретной ситуации.
Ситуационный подход нацелен на связь конкретных приемов и концепций с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Такой подход основывается на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. При его реализации необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации, как они влияют на эффективность организации.
Этапы ситуационного подхода таковы:
1. Руководитель должен освоить средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Он должен понимать процессы управлении, индивидуального и группового поведения, системный анализ, методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений.
2. Руководитель должен научиться предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной методики и концепции. Например, удвоив зарплату всему персоналу можно значительно повысить мотивацию, но при этом необходимо сравнивать прирост затрат полученными выгодами, иначе это может привести к разорению организации.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в сложившихся обстоятельствах.
Коммерческой информацией называется совокупность сведений о состоянии ситуации на рынке товаров и услуг, которые служат объектом сбора, хранения, переработки и передачи.
Информационное обеспечение коммерческой деятельности представляет собой систему сбора и обработки данных, позволяющих изучить ситуацию на рынке товаров и услуг в статике и динамике, измерить влияние определяющих ее факторов и выявить возможности управления ею в соответствии с выбранным стратегическим направлением.
Информация, полученная в результате комплексного исследования рынка, должна отвечать следующим требованиям :
* необходимость и достаточность по объему;
* своевременность получения и передачи;
* достоверность;
* полнота;
* сопоставимость.
Эти требования выполняются при создании информационной системы обеспечения данных коммерческой деятельности, представляющей собой систему сбора, накопления и обработки коммерческой информации о рынке товаров и услуг, для обеспечения эффективной деятельности торговых предприятий в условиях рыночной экономики. Это позволяет упорядочить поток коммерческой информации.
Коммерческая информация может быть получена на основе первичных и вторичных данных.
Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной проблемы полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых над частью общей совокупности исследуемых (выборкой), а также в результате устных бесед со специалистами в процессе деловых контактов, переговоров.
Под вторичными данными понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников информации для целей, отличных от целей проводимого маркетингового исследования. Это, главным образом, сведения статистического, справочного, обзорного, аналитического, прогностического характера.
При сборе коммерческой информации используют два основных метода:
* метод кабинетных исследований, предполагающий изучение вторичной информации в справочниках, периодических изданиях, конъюнктурных публикациях и т. д.;
* метод внекабинетных, или полевых, исследований, предполагающий сбор первичной информации непосредственно у покупателей и потребителей товара, получаемой путем опроса, наблюдения, эксперимента и имитации.
Часть информации, имеющая исключительное значение для фирмы, может требовать особой защиты.
Это может быть информация, обеспечивающая экономическую безопасность фирмы, содержащая «ноу-хау», сведения и документы об изобретениях и рационализаторских предложениях и др. Такая информация относится к категории коммерческой тайны.
Коммерческая тайна — это конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, занять лидирующее положение на рынке или получить коммерческую выгоду.
Под коммерческой тайной могут пониматься сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные), в том числе и сведения о результатах интеллектуальной деятельности. Например: финансовая информация, используемые процессы, приемы или ноу-хау, клиентская база, инновации, информацию о которых обладатель предпочитает не разглашать).
Для того, чтобы права обладателя коммерческой тайны защищались, должны быть выполнены следующие условия:
1. Сведения должны иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу своей неизвестности третьим лицам;
2. У третьих лиц не должно быть свободного доступа к данным сведениям на законном основании;
3. Обладателем информации должен быть введен режим коммерческой тайны и приняты меры к охране ее конфиденциальности.
· Коммерческой тайной не могут быть
· Идеи, замыслы, сведения, независимо от их коммерческой ценности, если они не облечены в какой-либо материальной форме (документы, образцы и т. д.);
Любая информация, если ее обладатель не является юридическим лицом или ИП.
Срок охраны коммерческой тайны не ограничен (в отличие, например, от патента) и может длиться до тех пор, пока сохраняется режим конфиденциальности.
Однако режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия компанией определенных мер, установленных законодательно.
Обязательные:
a. определить перечень информации, которая составляет коммерческую тайну;
b. ограничить доступ к такой информации, утвердив особый порядок обращения с ней, а также установить контроль за соблюдением такого порядка;
c. вести учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, а также лиц, которым она была передана;
d. зафиксировать важность коммерческой информации для компании, а также отрегулировать возможность ее использования работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
e. отметить все материальные носители (документы), содержащие коммерческую тайну грифом «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.
Проигнорировав хотя бы одной из вышеперечисленных мер, в случае судебного разбирательства вы не сможете доказать свою должную осмотрительность в защите коммерческой тайны.
Важнейшей правовой формой регулирования коммерческих отношений в области снабжения продукцией и товарами является договор поставки.
Договор поставки — один из договоров, наиболее широко применяемых в предпринимательской деятельности. Это не самостоятельный вид договора, а разновидность договоров купли-продажи.
Договор поставки предусматривает, что поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Основные признаки:
1. правовой статус поставщика. В качестве продавца (поставщика) в договоре поставки выступает предприниматель. Это может быть коммерческая организация, юридическое лицо либо гражданин (индивидуальный предприниматель). Поставщик продает либо производимые им товары, либо товары, закупленные им для продажи;
2. цель приобретения товара. Товар приобретается либо для использования в предпринимательской деятельности, либо в деятельности, не связанной с личным, домашним, семейным использованием товара;
3. срок исполнения обязательства поставки наряду с наименованием и количеством товара приобретает значение существенного условия договора;
4. по договору поставки возможна оптовая продажа товаров единовременно (в срок) либо отдельными партиями в течение длительного периода в обусловленный срок;
5. момент заключения договора и момент его исполнения, как правило, не совпадают.
Стороны при заключении договора выбирают любую из форм расчетов. При отсутствии в договоре условия о форме расчетов расчеты осуществляются платежными поручениями.
Важное значение имеет в договоре определение срока и порядка оплаты товаров. При этом может быть предусмотрена оплата как до, так и после передачи товара. Если в договоре предусмотрена предварительная оплата товаров, то стороны могут обусловить конкретную дату передачи товаров, исчисляемую со дня поступления денежной суммы на счет поставщика.
Любое изменение цены допускается только по соглашению сторон договора.
Ответственность по договору поставки наступает в случае нарушения сроков поставки или недопоставки товаров, в этом случае с поставщика взыскивается установленная законом или договором поставки неустойка до момента фактического исполнения обязательств.
В случае поставки товара ненадлежащего качества покупатель вправе предъявить поставщику требования: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Расторжение договора поставки или одностороннее его изменение допускается в случаях существенного нарушения условий договора одной из сторон: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров; неоднократного нарушения сроков оплаты товаров и т. д.
Договор составляется в двух экземплярах, все изменения и дополнения должны быть составлены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.
7.
Заключение
по результатам анализа хозяйственной деятельности и разработка предложений ООО «СтройМонолитМонтаж» является коммерческой организацией и создано с целью получения прибыли для его учредителей.
Основным видом деятельности организации является производство строительно-монтажных работ.
Структура управления ООО «СтройМонолитМонтаж» является линейно-функциональной. Действующая на предприятии структура управления является достаточно эффективной, так как позволяет разграничить компетенцию служб, углубить их специализацию, что позволяет профессионально решать задачи специалистам функциональных служб, рационально сочетать линейные и функциональные взаимосвязи.
Организацией производится ежегодная годовая инвентаризация имущества и финансовых обязательств согласно Методическим указаниям Министерства Финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 г. № 180. По результатам годовой инвентаризации недостач и излишков не обнаружено.
Расчет аналитических показателей, характеризующих финансовое состояние Компании, структуру баланса и прибыли, выполнен в соответствии с указаниями Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности № 128/65 с использованием предусмотренных в приложениях к Инструкции № 81/128/65 аналитических форм.
Анализ финансово-экономических показателей деятельности организации показал рост выручки II полугодия 2013 года практически в 3 раза по сравнению с I полугодием соответствующего года. Прибыль от реализации продукции так же увеличилась и составила 9667 млн руб., чистая прибыль от деятельности организации (за минусом начисленных налогов и прочих расходов из прибыли, не учитываемых при налогообложении) увеличилась в восемь раз.
Внеоборотные активы увеличились на 1515 млн руб. или в 6 раз. Рост внеоборотных активов произошел в основном за счет вложений в материальные ценности, которые за исследуемый период увеличились на 1105 млн руб. и роста основных средств на 368 млн руб.
Эффективность использования оборотных активов за рассматриваемый период увеличилась, о чем свидетельствует коэффициент оборачиваемости оборотных активов. Он повысился с 4,4 на 1,7 пункта выше или на 63% в относительной величине. Длительность оборота снизилась на 51 день.
Коэффициент текущей ликвидности, а также коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами выше нормативного значения, что говорит о платежеспособности организации, причем наблюдается значительное улучшение этих показателей на конец года.
ООО «СтройМонолитМонтаж» имеет удовлетворительную структуру баланса, все финансовые показатели соответствуют нормативным.
Среди маркетинговых коммуникаций основным средством для организации является реклама. ООО «СтройМонолитМонтаж» предпочтение отдается следующим средствам рекламы: рекламным объявлениям в прессе и на радио о скидках, акциях и распродажах и демонстрациях товаров.
Среди элементов личной продажи, используемых на предприятии, можно выделить следующие: контакты на выставках, телефонные переговоры, электронная почта, проведение торговых переговоров и почтовые рассылки.
Для повышения эффективности организации системы продвижения продукции ООО «СтройМонолитМонтаж» необходимо совершенствование рекламной деятельности предприятия, более широкое использование возможностей Интернет — сети, участие в виртуальных выставках.
1. Волков Н. Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету: Учебн. пособие — М.: ИНФРА-М, 2006. — 592 с.
2. Карпова Т. П. Основы управленческого учета. Учебное пособие. — М.: МИИР, 2004. — 78−81 с.
3. Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности: Учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 113−115с.
4. Прусакова М. Ю. Оценка финансового состояния предприятия: методики и приемы. — М.: Вершина, 2008. — 80с
5. Сергеев И., Веретенникова И. Экономика организации: Учебник для высших и средне специальных учебных заведений — Москва, издательство «Проспект», 2005. — 560 с.
6. Шмидт Р. А., Райт X. Финансовые аспекты маркетинга / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. — 189−190 с.