Сущность государства: общечеловеческое и классовое начала
Наличие публичной власти — это важнейший признак государства. Учреждение публичной власти осуществляется народом, а сама публичная власть выступает от имени народа. Под публичной (государственной) властью предполагается особая группа людей (управленцев), которые занимаются осуществлением задач и функций государства. Одной из самых необходимых функций государственной власти является упорядочение… Читать ещё >
Сущность государства: общечеловеческое и классовое начала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
(РГГУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Теория государства и права.
Сущность государства: общечеловеческое и классовое начала
Студента 1 курса группы ЮЗ-14
Гаджиев Расим Нурунмедович
Всеволожск 2014
План
- Введение
- Глава 1. О понятии «государство»
- Глава 2. Исторические предпосылки возникновения государства и его сущность. Общечеловеческое и классовое начала
- Заключение
- Список литературы
- Введение
- Данная работа посвящена сущности государства, общечеловеческому и классовому началу в сущности государства. Изучение этой темы является особенно интересным и актуальным, поскольку государство — это основа мировой жизни, без государства было бы невозможным развитие человеческого общества. Вместе с тем, вопрос о формировании государства, его признаках остается дискуссионным. Также существует достаточно много теорий происхождения государства. Вопрос о классовом и общечеловеческом началах в сущности государства остается и сейчас дискуссионным. В частности, споры возникают относительно того, какое начало является преобладающим в сущности государства — классовое или общечеловеческое.
- Главная цель работы — рассмотреть проблему сущности государства, общечеловеческого и классового начала в сущности государства.
- В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие государства.
2. Обозначить признаки государства.
3. Охарактеризовать разные теории происхождения государства.
4. Изучить исторические предпосылки появления государства в связи с проблемой сущности государства.
5. Дать характеристику общечеловеческого и классового начал в сущности государства.
Предмет исследования — государство.
Объект исследования — общечеловеческое и классовое начала в сущности государства.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении дается общая характеристика исследования, формулируется его актуальность, цель и задачи.
Первая глава посвящена понятию государства, его сущности, основным признакам. Особое внимание здесь уделено теориям происхождения государства, которые на основу берут те или иные признаки сущности государства как общественного и политического образования.
Во второй главе рассматриваются исторические предпосылки возникновения государства в связи с проблемой общечеловеческого и классового начал в сущности государства.
В заключении представлены основные выводы по исследованию.
Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что представленные в ней тезисы, выводы и результаты могут быть использованы при изучении понятия государства, исторических аспектов его появления и развития.
В работе были использованы следующие методы исследования:
· Историографический
· Аналитический
· Сравнительный анализ
· Метод сбора и обработки теоретической информации по теме исследования.
Рассматриваемая нами тема достаточно хорошо изучена в научной литературе и широко освещена разными исследователями. Кроме того, вопрос о сущности государства занимает одно из важнейших мест в курсе теории государства и права.
В частности, к этой проблеме обращались М. И. Абдуллаев, М. Марченко, Л. А. Морозова и многие другие теоретики государства и права. Заметим, что на сегодняшний день почти все исследователи признают, что в сущности государства оба начала играют важную роль — общечеловеческое и классовое.
Глава 1. О понятии «государство»
Государство — «сложная политико-правовая форма организации общественной жизни». Государство выполняет функцию управления всеми ключевыми процессами в обществе (в частности, оно стоит на защите прав и законных интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок, безопасность общества и граждан государства). Государство является продуктом появления и последующего развития человеческой цивилизации. Однако только на определенном этапе развития общества может появиться и сформироваться полноценное государство. Результатом эволюционного развития человечества стала выработка системы правил поведения, управляющей процессами, происходящими в обществе. Эти правила поведения устанавливает публичная власть. Со временем социальные связи усложнялись, что вызвало усложнение форм социальных норм и институтов политической власти Абдулаев М. И. Теория государства и права. М., 2004. С. 26.
В целом, для государства как для формы политико-юридической организации общественной жизни характерны следующие основные признаки.
1. Народ. Государство является союзом людей, который был организован на началах права на единой территории. Тем не менее, не далеко не всякий союз может образовать государство. В первую очередь, у союза должен присутствовать некий общий для всех членов союза интерес. В качестве такого общего интереса для граждан государства выступает заинтересованность в усовершенствовании совместной жизни за счет того, что устанавливается и поддерживается справедливый правопорядок. Государственный союз основывается на правовых началах. У граждан государства имеются субъективные публичные права, а сами граждане также выступают в качестве субъектов публичных обязанностей. Законодательство определяет публично-правовой союз граждан с государством. Каждая страна принимает это законодательство самостоятельно.
2. Наличие определенной территории, т. е. территориальная организация государственной власти — это постоянный признак государства. Под территориальной организации государства подразумевается, что государственная власть имеет силу на определенной территории, находящейся под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе принцип кровно-родственной организации населения сменяется принципом его территориальной организации. Население, которое проживает на территории государства, становится подданными или гражданами данного государства. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, занимать должности в органах государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т. д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами не только в самой стране, но и за ее пределами. Государство должно законодательно гарантировать основные права и свободы человека и гражданина. Однако государство не только признает права и свободы своего гражданина, но также и обязано защищать права и свободы иностранцев и лиц без гражданства Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права. — М., 2008. С. 109.
3. Наличие публичной власти — это важнейший признак государства. Учреждение публичной власти осуществляется народом, а сама публичная власть выступает от имени народа. Под публичной (государственной) властью предполагается особая группа людей (управленцев), которые занимаются осуществлением задач и функций государства. Одной из самых необходимых функций государственной власти является упорядочение общественной жизни и общественных отношений. Властные полномочия государства ограничивается, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств. Важно заметить, что упорядочение общественных отношений может быть достигнуто и антиправовыми средствами. Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что право — это важнейший ценностный регулятор, в котором власть остро нуждается. Право выступает в качестве основы власти, основы деятельности государства, иными словами, организацию государственной власти следует осуществлять только на правовых началах, а ее деятельность заключать в рамки права (правового закона) Абдулаев М. И. Теория государства и права. М., 2004. С. 27−28.
4. Налоговая и финансовая системы. Система налогов и сборов для формирования государственного бюджета также устанавливается государством. Затем эти средства распределяются на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, на содержание социально не защищенных слоев населения.
5. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере. Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права. — М., 2008. С. 110. Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Они связаны между собой, однако есть существенная разница между ними: государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основывается на признании гражданами государственной власти. Таким образом, народный суверенитет является источником государственного суверенитета Абдулаев М. И. Теория государства и права. М., 2004. С. 28.
6. Система права. Государство не просто является союзом людей, которых объединяет общая территория, но и правовым союзом, организованным и действующим согласно правовым нормам. Государство за счет установления системы общеобязательных правил поведения, выполняет функцию регуляции и упорядочивания существующей системы отношений в обществе.
Таким образом, государство — это «территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата» Абдулаев М. И. Теория государства и права. М., 2004. С. 29.
В целом, в общественной природе уже заложены предпосылки появления государства. Общество — это «определенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства». Все общество должно стоять на страже всех значимых общественных интересов, которые определяются необходимостью нормального социального существования и развития человека в обществе. Соблюдение этих общественных интересов — это важнейшее условие стабильного функционирования любого общества. Публичная власть упорядочивает общественные отношения. Стоит также отметить, что публичная власть представляет общество как во внешних, так и во внутренних отношениях Там же. С. 26.
У государственной власти имеется монополия на принуждение, если нарушаются законы. Для того, чтобы реализовывать свои полномочия, у государственной власть есть система специальных органов, которая называется государственным аппаратом. Те властные решения, которые исходят от публичной власти, являются общеобязательными, то есть, всеми должны исполняться и соблюдаться. Таким образом, государство возникло и упрочилось для того, чтобы обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность. Можно согласиться с Аристотелем, который отмечал, что государство создается «ради прекрасной жизни» Цит. по: Там же.
В общественных отношениях мы можем найти причины, или условия формирования государственности. На самом раннем этапе своего развития основой жизни социальной организации являлось присваивающее хозяйство (охота, рыболовство и собирательство, т. е. присвоение готовых продуктов). Человеку было достаточно того, что он мог найти в природе. Однако постепенно общество развивалось, наступила так называемая «неолитическая революция», за счет чего общество перешло от «присваивающего хозяйства» к производящему Лейст О. Э. История политических и правовых учений.//http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=137. С этого времени на смену охоте, рыболовству и собирательству пришли земледелие и скотоводство, появились также металлургия и металлообработка. Развитие имущественной и социальной дифференциации осуществлялось параллельно с функциями управления общественной организацией. Особую роль в этой дифференциации играли военные вожди и жрецы, обладавшие огромным влиянием на общество. За счет развития ремесла и торговли появились ремесленные и купеческие сословия. «Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции» Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2010. С. 50−51.
В юридической и политологической литературе сложились различные концепции происхождения государства.
Существование множества теорий происхождения права и государства обусловлено рядом причин. Прежде всего, тем, что абсолютно достоверной всесторонне обоснованной теории происхождения права нет.
1. Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем накопленных человечеством знаний.
2. Объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием.
Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы [Ресурс локального доступа].
Рассмотрим основные теории и концепции происхождения государства более подробно.
Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель. Аристотель полагал, что люди, являясь коллективными существами, стремятся к общению и образованию семей, тогда как развитие людей является причиной образования государства.
Наиболее полно данная теория представлена в работе английского ученого Роберта Филмера «Патриархия, или Естественная власть короля» (XVII в.), где он доказывал, что «власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него». В целом Р. Филмер полагал, что государство возникает в результате разрастания семей, образования племен, трансформации племен в более крупные общности. Государство — это высшая ступень развития социальной общности Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2010. С. 35−36.
Позднее идеи Филмера использовали такие ученые, как Г. Мэн, Э. Вестермарк, Д. Мэрдок, а в России — Николай Михайловский (1842- 1904). В Китае развитием патриархальной теории занимался Конфуций (551−479 до н.э.). Он полагал, что государство является большой семьей. Власть императора («сына неба») подобна власти отца, а отношения правящих и подданных возможно сравнить с семейными отношениями, где существует зависимость младших от старших. Подданные должны быть верными своим правителям (старшим), почтительными и проявлять послушание. Старшие же обязаны проявлять заботу о младших.
Важно заметить, что данная концепция сохранила свою актуальность. Современное её выражение — идея государственного патернализма, т. е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятных ситуаций Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2010. С. 35.
Данная теория носит весьма положительный характер, поскольку говорит о необходимости установления в обществе порядка, поддерживает веру людей в то, что мир нерушим. Однако эта концепция имеет и недостаток, который заключается в невозможности объяснения того факта, что люди в государстве не живут как семья, что люди воюют между собой, периодически вспыхивают революции и гражданские войны, почему, наконец, власть «отца» (правителя) не всегда столь авторитетна Там же. С. 36.
Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Сторонники королевского абсолютизма во Франции, консерваторы, например Жозеф де Местр, ее отстаивали и в начале XIX века. Де Местр полагал, что естественным и законным может считаться только то общество и государство, которое строится по иерархическому принципу, где каждая часть сложной системы (общественная система отождествляется с живым организмом) работает на обеспечение жизнеспособности и целостности общественного организма.
В частности, Ж. де Местр полагал, что писаная конституция не является необходимой для обеспечения грамотного государственного устройства. Он указывал на то, что для существования многих фундаментальных политических конституций прошлого писаный закон вовсе не был нужен.
Важнейшим положением философии консерватизма является утверждение греховной сущности человеческой натуры. То есть, зло и страдания всегда сопровождали и будут сопровождать существование человека, тогда как от правителя и государства требуется минимизировать их негативные последствия. Данное положение привело к отрицанию в рамках классического консерватизма абстрактных идей индивидуальной свободы, прав человека и общественного договора.
Представители классического консерватизма полагали, что общественный прогресс и демократия приводят к хаосу, тогда как только сохранение традиционных институтов (сильного авторитарного государства, влиятельной церкви, частной собственности), иерархического устройства общества, основанного на естественном неравенстве и традиционных привилегиях, бережного отношение к традициям способно сделать общество политически состоятельным и счастливым.
Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» — бог и «логос» — учение, т. е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Согласно этой концепции, государство появляется и существует согласно воле Бога.
Государство «вечно, как сам Бог, а государь наделяется Богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя» Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2010. С. 34.
Основателем данной теории считается средневековый богослов Августин. В его учении о «двух градах» идея теократии достаточно хорошо разработана. Как отмечал Августин, ни в одном «земном граде» (т.е. государстве) нет и не может быть справедливости, поскольку государство похоже на «шайку разбойников». Августин поверг критике все государства, которые существовали в то время. Этим государствам он противопоставлял церковь, поскольку церковь является идеальным «небесным» сообществом, духовной общиной верующих. Иными словами, Августин говорил о том, что церковь имеет право на то, чтобы вмешиваться в государственные дела.
Не только Августин Блаженный, но также и Фома Аквинский полагал, что церковь стоит выше государства. Он считал, что правителями их власть может быть использована вопреки божьим заветам, соответственно, церковь должна их деятельность контролировать. В сочинении «О правлении властителей» он утверждал, что возникновение и развитие государства аналогично сотворению богом мира. Божественный разум управляет миром, лежит в основе природы, общества, мирового порядка и каждого государства. Правитель является властью, стоящей над государством. «Правитель в государстве, — писал он, — занимает такое же положение, как Бог во Вселенной».
В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая такде выражается идея о божественном происхождении государства. В эпоху Средневековья данная теория пользовалась особенной популярностью, поскольку она последовательно обосновывала превосходство церковной власти над светской Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2010. С. 34.
Государство в целом — это следствие изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. В то же время государство представляет собой часть универсального порядка, который создает Бог. Ф. Аквинский воспринял учение Аристотеля о том, что человек по своей природе является «животным общительным и политическим», то есть стремление человека к созданию государства вполне соответствует его природе, так как в одиночку индивид не может удовлетворять собственные потребности.
Также Фома Аквинский выдвигает положение о том, что деятельность монарха схожа с деятельностью Бога. Монарх, подобно Богу, изначально учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. Государство — результат божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог См.: Радько Т. Н. Теория государства и права. — М., 2010. .
Сторонником данной теории также являлся Иоанн Златоуст, который отмечал, что существование властей — это дело Божьей премудрости и поэтому «должно возносить великую благодарность Богу за то, что есть цари, и за то, что есть судии» См.: Там же.
Представителями теологической теории были также Жан Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, идеологи ислама, современной католической, православной и иных церквей.
Теологическая теория в различные исторические эпохи (даже после эпохи Средневековья) использовалась для оправдания и поддержания неограниченной власти монарха. Этому способствовало то, что данная теория объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам Бог, а государь наделяется Богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Это достаточно «удобные» тезисы для власти, однако они серьёзно ограничивают права народа. И в этом состоит главный недостаток данной теории.
Достоинства теории заключаются в том, что она способствует усилению духовного начала в обществе, объединению граждан, препятствует насилию. Однако по сути теологическую теорию трудно назвать научной.
Одной из первых теорий, которая объясняла природу государства естественно-историческими причинами, заключенными в человеческой природе, получила название естественно-правовой или договорной. Например, Цицерон полагал, что для человека естественно стремление к общению, к жизни в обществе, за счет чего и возникает государство Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права. М., 2008. С. 101.
Согласно теории договорного происхождения государства и права (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.) государство и право — это продукт человеческого разума, а не воли Бога. То есть, появление государства и права стало возможным благодаря сознательным действиям людей, которые заключили договор о создании государства и учреждении законов (софисты, Эпикур). Данная концепция оформилась в XVII—XVIII вв., получив название теории договорного происхождения государства и права. Люди выходят из «естественного» (догосударственного) состояния, затем на определенных условиях объединяются в государство. Эти условия оговариваются в договоре, который заключается на добровольной основе, на основе взаимного согласия. Самыми важными из условий являются признание и защита государством прав и свобод личности, обеспечение безопасности заключивших договор индивидов, а также охрана частной собственности. Если люди перестают соблюдать условия договора, он расторгается, а люди возвращаются в «естественное» состояние Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2011. С. 27−28.
Согласно концепции Т. Гоббса, государство — это не результат божественного установления, а «искусственное тело», которое создается людьми. Английский философ рассматривал вопрос о происхождении государства через призму теории «общественного договора», которая получила широкое распространение в эпоху Просвещения. Согласно его теории, само понятие «справедливость» не может существовать без государства, поскольку вне государства люди живут в «естественном состоянии», они одиноки, не имеют представлений о том, что такое добродетель и порок и нравственные нормы. В «естественном состоянии» между людьми идет постоянная война за право обладать теми или иными правами и источниками существования. Поскольку война несёт гибель, людьми был заключен добровольный договор в целях всеобщего мира и безопасности — так и появилось государство См.: Миряшева Е. В. К вопросу понимания государственности в Новое время // История государства и права. 2009. № 18. Т. Гоббс также отмечал, что политически справедливым может быть только централизованное и единое государство, а монархия выделялась философом как наиболее благоприятная форма правления.
Для доказательства этого положения Гоббсом использована гипотеза естественного состояния. Описанию естественного состояния Гоббс посвящает раздел «Свобода» в книге «О гражданине» и заключительные главы раздела «О человеке» в «Левиафане». Жить вместе людей заставляет отнюдь не их общительная природа, а страх, так как общительной природы не существует См.: Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского //http://grachev62.narod.ru/hobbes/content.htm.
Естественное право, царящее в естественном состоянии, тождественно свободе. Под свободой здесь подразумевается отсутствие препятствий внешнего характера для того, чтобы человек делал что-то полезное для самого себя. Соответственно, исходя из принципов естественного права, между людьми существуют равенство и свобода, у каждого человека имеется на все право, кроме того, сам человек и судит свои поступки.
Те естественные законы, которые сформулировал Гоббс, (причем предложенный им перечень не является исчерпывающим), основываются на принципе «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе»). Эти законы регулируют как чисто моральные, так и юридические аспекты жизни человека в обществе и государстве. Кроме того, эти естественные законы можно назвать принципами мирного разумного общения между людьми.
Несмотря на огромное прогрессивное значение договорной теории, её выстроенность и разработанность, она имеет существенный недостаток — излишне идеалистический характер.
Теория насилия, главным представителем которой является Л. Гумплович, полагает, что государство является результатом насилия, вражды, завоевания одних народов другими. Насилие — это первооснова любого государства.
Конечно же, принудительный фактор имеет место быть при образовании государства, однако этот фактор не является единственным. Соответственно, данная теория лишена многоаспектности в объяснении такого сложного процесса, как образование государства.
Материалистическая (марксистская) классовая теория рассматривала государство как результат непримиримости классовых противоречий. Сущностью государства является его классовая природа, то есть, государство используется определенным классом для утверждения собственной власти. Государство таким образом регулирует классовые отношения, однако после построения коммунистического общества государство как институт отмирает См.: Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы [Ресурс локального доступа].
Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.
В теории недооценивается роль иных факторов в формировании государства, а также преувеличена роль классов в образовании государства. Тем не менее, в этой теории хорошо показана роль социально-экономических факторов в формировании государства.
Глава 2. Исторические предпосылки возникновения государства и его сущность. Общечеловеческое и классовое начала государство теория происхождение Неолитическая революция стала причиной появления специализации производства, а также последующего общественного разделения труда. Первое крупное общественное разделение труда — это отделение скотоводства от земледелия. Появление двух видов производства дало возможность осуществления регулярного обмена. Товарные отношения способствовали разложению общины, то есть, обмен является главным средством обособления индивидов.
Второе крупное общественное разделение труда представлена отделением ремесла от земледелия. Внутри родовой организации происходило постепенное формирование имущественной и производственной разобщенности, имущественного расслоения. Стали появляться богатые и бедные.
Третье крупное общественное разделение труда — это появление класса купцов, социального слоя людей, которые занимались только обменом продуктов, но не участвовали в производственном процессе. Они выступили в качестве неустранимых посредников между производителями, извлекали прибыль. Рост производительности труда стал причиной увеличения объема избыточного продукта, ставшего причиной появления частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода Ельцов А. В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства.//Государственная власть и местное самоуправление. № 4, 2010. С. 3−6.
За счет общественного разделения труда стал развиваться институт собственности.
Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая теперь противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, т.к. и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи. В данных условиях родоплеменные связи теряют своё значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью.
Усложнение структуры общества, развитие новых общественных взаимосвязей, формирование новых форм собственности привело к тому, что организация общественной власти, основавшейся на кровнородственных связях, даже и в форме «военной демократии» оказались бессильными перед новыми требованиями общества. Необходимо было такое учреждение, которое могло бы урегулировать сложные общественные отношения, эффективно управлять процессами, происходившими в обществе, обеспечить защиту не только интересов отдельных классов, но и общества в целом. Этим учреждением и явилось государство. Таким образом, общество создаёт себе орган для защиты своих интересов как внутренних, так и внешних Лейст О. Э. История политических и правовых учений.// http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=137.
Таким образом, в самих общественных отношениях мы можем найти причины, или условия формирования государственности. На самом раннем этапе своего развития основой жизни социальной организации являлось присваивающее хозяйство (охота, рыболовство и собирательство, т. е. присвоение готовых продуктов). Человеку было достаточно того, что он мог найти в природе. Однако постепенно общество развивалось, наступила так называемая «неолитическая революция», за счет чего общество перешло от «присваивающего хозяйства» к производящему Там же. С этого времени на смену охоте, рыболовству и собирательству пришли земледелие и скотоводство, появились также металлургия и металлообработка.
Развитие имущественной и социальной дифференциации осуществлялось параллельно с функциями управления общественной организацией. Особую роль в этой дифференциации играли военные вожди и жрецы, обладавшие огромным влиянием на общество. За счет развития ремесла и торговли появились ремесленные и купеческие сословия. «Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции» Лейст О. Э. История политических и правовых учений.// http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=137.
Также нам следует обратиться к теориям происхождения права. Классовая теория. Основатели данной теории — К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс отмечали, что история человеческого общества всегда представляла собой историю классовой борьбы, в котором угнетатель и угнетенный резко противостоят друг другу. Политическая власть представляет собой организованное использование силы одним классом для того, чтобы подавлять и подчинять другой класс.
Господствующим классом видоизменяются обычаи в свою пользу, приспосабливаются к собственным нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создаются необходимые для достижения своей цели законы. Таким образом, право — это возведённая в закон воля господствующего класса, его орудие, применяемое для подавления класса угнетенного. Содержание этой воли определяется материальными, т. е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение её в закон осуществляется государством путём установления или санкционирования определённых норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются, или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений. Классовая теория, как и все предыдущие, имеет свои плюсы. Маркс и Энгельс справедливо заметили, что экономика — это далеко не пустячный фактор в развитии общества и, в частности, в процессе происхождения права. Они правы в том, что на определённой ступени развития общества, обычаи перестают быть основным средством социального регулирования, поскольку они были предназначены для однородного общества, но отнюдь не для общества, которое дифференцировалось на классы и социальные группы. Им на смену приходят другие, более подходящие средства регулирования, главным из которых является право. Однако данная теория и не лишена недостатков.
Марксистская теория придаёт социальному развитию научную форму. Она указывает на способ производства как на единственную причину всех культурных явлений и права в том числе. Однако характерной особенностью научного метода является то, что он основывается на вероятности, а не на необходимости, на поиске не одного какого-то закона, а нескольких законов. Эта теология основана на поисках единого и окончательного объяснения всего сущего. Поэтому, хотя экономические факторы, несомненно, играют определённую роль в происхождении права, они не являются единственной причиной, породивший правовой процесс в истории человечества. В праве выражается не только воля господствующего класса, но также и общая воля людей, проживающих в том или ином государстве. Так, наказание, следуемое за убийство любого человека, отвечает интересам всех, а не только интересам экономически сильного и поэтому господствующего класса, поскольку иной подход подорвал бы основы безопасности и стабильности общества.
Второй подход условно можно охарактеризовать как диалектико-социологический. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова. Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются: свобода личности (под принуждением, как известно, обмен невозможен), формальное равенство с другим субъектом (выражающаяся в том, что при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту), частная собственность (обменивать можно лишь то, что принадлежит субъекту по праву), эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства).
Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. [Ресурс локального доступа].
Данный подход является более комплексным по сравнению с классовым.
Третий подход — антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же. В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность. Другими словами, само существование общества доказывает существование права. Таким образом, формирование человеческого сообщества как сложной полиструктурной социальной системы явилось основной исторической предпосылкой возникновения права как общезначимого, общеобязательного регулятора наиболее важных общественных отношений. Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Данный подход не совсем учитывает роль социально-экономических предпосылок появления права.
В целом, в общественной природе уже заложены предпосылки появления государства. Общество — это «определенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства». Все общество должно стоять на страже всех значимых общественных интересов, которые определяются необходимостью нормального социального существования и развития человека в обществе. Соблюдение этих общественных интересов — это важнейшее условие стабильного функционирования любого общества. Публичная власть упорядочивает общественные отношения. Стоит также отметить, что публичная власть представляет общество как во внешних, так и во внутренних отношениях Абдулаев М. И. Теория государства и права. М., 2004. С. 26.
У государственной власти имеется монополия на принуждение, если нарушаются законы. Для того, чтобы реализовывать свои полномочия, у государственной власть есть система специальных органов, которая называется государственным аппаратом. Те властные решения, которые исходят от публичной власти, являются общеобязательными, то есть, всеми должны исполняться и соблюдаться. Таким образом, государство возникло и упрочилось для того, чтобы обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность. Можно согласиться с Аристотелем, который отмечал, что государство создается «ради прекрасной жизни» Цит. по: Абдулаев М. И. Теория государства и права. М., 2004. С. 26.
В общественных отношениях мы можем найти причины, или условия формирования государственности. На самом раннем этапе своего развития основой жизни социальной организации являлось присваивающее хозяйство (охота, рыболовство и собирательство, т. е. присвоение готовых продуктов). Человеку было достаточно того, что он мог найти в природе. Однако постепенно общество развивалось, наступила так называемая «неолитическая революция», за счет чего общество перешло от «присваивающего хозяйства» к производящему Лейст О. Э. История политических и правовых учений.// http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=137. С этого времени на смену охоте, рыболовству и собирательству пришли земледелие и скотоводство, появились также металлургия и металлообработка.
Развитие имущественной и социальной дифференциации осуществлялось параллельно с функциями управления общественной организацией. Особую роль в этой дифференциации играли военные вожди и жрецы, обладавшие огромным влиянием на общество. За счет развития ремесла и торговли появились ремесленные и купеческие сословия. «Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции» Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2010. С. 50−51.
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т. е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения — служебной роли и исторической цели. Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более семидесяти лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении. В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры. Хотя приведенные и подобные им другие положения, выражавшие суть марксистского понимания государства в обществе с антагонистическими классами начиная со второй половины 40-х годов XIX в. и вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в России, играли прогрессивную роль в объяснении происхождения, сущности, функционирования и развития государства, нельзя было придавать им всеобщего значения, превращать в догму и распространять на все времена и страны, тем более в изменявшихся на глазах исторических условиях.
Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.
Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в том числе и в дореволюционной России (Б.А. Кистяковский, М. М. Ковалевский, Ф. Ф. Кокошкии, Н. М. Коркунов, М. М. Сперанский, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич и др.), в большинстве своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они, в той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей привлекательности такого подхода он также односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечеловеческую.
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.
К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимоходом при рассмотрении другого вопроса применительно к рабовладельческому и буржуазному государству, не получил дальнейшей специальной разработки ни в самом «Капитале», ни в более поздних трудах Маркса, не повлиял на суть понимания государства его последователями. Между тем именно в приведенном суждении Маркса получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; делается шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке государства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон — общечеловеческой и классовой Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. А. В. Малько, Н. И. Матузова.// http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/index.htm.
И действительно, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т. п. Романенко В. Б. Классовое и общечеловеческое в определении понятия и сущности современного государства.//Вопросы судебной реформы. № 1, 2009. С 25.
Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций Там же.
Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач. Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в современном Российском государстве.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т. д. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. А. В. Малько, Н. И. Матузова.// http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/index.htm.
Заключение
Таким образом, государство представляет собой территориально организованную публично-правовую общность населения, построенную на началах власти и осуществляющую свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство за счет установления системы общеобязательных правил поведения, выполняет функцию регуляции и упорядочивания существующей системы отношений в обществе. Государственная власть свободно решает свои задачи и выполняет функции в рамках права. Право выступает в качестве основы власти, основы деятельности государства, иными словами, организацию государственной власти следует осуществлять только на правовых началах, а ее деятельность заключать в рамки права (правового закона). Государство должно законодательно гарантировать основные права и свободы человека и гражданина.
Проблема происхождения государства является очень древней и отражена в трудах мыслителей всех эпох. Уже древние мыслители Сократ, Платон и Аристотель размышляли не только о самих причинах и предпосылках образования, но также и о справедливом государстве, о том, на каких принципах это справедливое государство строится. Появление тех или иных теорий происхождения государства было связано с социальными и политическими реалиями эпохи.
На сегодняшний день очевидно, что в сущности государства общечеловеческое и классовое начала играют одинаково важную роль, поскольку само государство является сложным и многофункциональным образованием.
на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной практической деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию. В связи с этим важно иметь в виду, что демократия, правовое государство ничего общего не имеют с анархистским своеволием, правовым нигилизмом, распущенностью, вседозволенностью. Напротив, они предполагают необходимые для всего общества законность и правопорядок, при которых все равны перед законом и судом, закон обязателен для всех без исключения, и никто из тех, кто нарушит его, не сможет уйти от ответственности. Последовательное обеспечение законности и правопорядка — основа жизнеспособности и прочности демократии и правового государства.
Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего определения. Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества. При этом достаточно исходить из его наиболее общих начал — общечеловеческого и классового.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим. Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застывшее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии.
Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление См: Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. А. В. Малько, Н. И. Матузова.// http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/index.htm.
1. Абдулаев М. И. Теория государства и права. М., 2004.
2. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского //http://grachev62.narod.ru/hobbes/content.htm
3. Ельцов А. В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства.//Государственная власть и местное самоуправление. № 4, 2010. С. 3−6.
4. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы [Ресурс локального доступа]
5. Лейст О. Э. История политических и правовых учений.//http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=137
6. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы государства и права. — М., 2008.
7. Миряшева Е. В. К вопросу понимания государственности в Новое время // История государства и права. 2009. № 18.
8. Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2010.
9. Радько Т. Н. Теория государства и права. — М., 2010.
10. Романенко В. Б. Классовое и общечеловеческое в определении понятия и сущности современного государства.//Вопросы судебной реформы. № 1, 2009.
11. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. А. В. Малько, Н. И. Матузова.// http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/index.htm