Организация автобусных перевозок пассажиров и багажа
Анализ социальных междугородних перевозок показал, что сегодня расходы населения на этот тип транспорта составляют от 5% до 20% от размера среднемесячной заработной платы работающего населения и существенно дифференцированы по субъектам. Организационная структура (англ.organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие… Читать ещё >
Организация автобусных перевозок пассажиров и багажа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
" ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Факультет экономики и управления Кафедра управления персоналом, сервиса и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Транспортное обслуживание»
Организация автобусных перевозок пассажиров и багажа
Оренбург 2015
Аннотация
В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические основы организации автобусных перевозок и багажа. Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретические основы изучения процессов организации, роль автобусных перевозок, технологические особенности организации и реализации автобусных перевозок, нормативно-правовая база в области регулирования автобусных перевозок. Во втором разделе рассмотрен анализ осуществления автобусных перевозок на примере ИП Захарова. В третьем разделе сформулирован комплекс рекомендаций по совершенствованию обслуживанию на автобусах. Работа выполнена печатным способом на 34 страницах с использованием 28 источников, содержит 8 таблиц, 3 приложений.
Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы изучения процессов организации и реализации автобусных перевозок
- 1.1 Роль автобусных перевозок
- 1.2 Технологические особенности организации и реализации автобусных перевозок
- 1.3 Нормативно-правовая база в области регулирования автобусных перевозок
- 2. Анализ осуществления автобусных перевозок на примере ИП Захарова
- 2.1 Анализ деятельности (Пассажирские перевозки ИП Захарова)
- 2.2 Организация и реализация транспортных услуг (Пассажирские перевозки ИП Захарова)
- 2.3 Особенности организации обслуживания на автобусах
- 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию обслуживания на автобусах (Пассажирские перевозки ИП Захарова)
- 3.1 Рекомендации по совершенствованию обслуживания на автобусах
- 3.2 Экономические обоснования предложенных рекомендаций
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения
Введение
Одним из важнейших структурных элементов современного города, без которого невозможно его нормальное существование, является транспортная система, функционирование которой во многом определяет удобство жизни городского населения, но, в то же время, транспортная система общественного и индивидуального пользования является сегодня одним из основных источников шума и загрязнения вредными веществами экологической среды обитания человека. В таких условиях проблема сбалансированного и наиболее эффективного использования и развития системы общественного транспорта приобретает исключительную актуальность, а ее решение требует применения самых современных подходов и методов.
В условиях функционирования рыночной экономики деятельность автотранспортных предприятий и организаций осуществляется на основе конкурентных отношений. Рынок автотранспортных услуг характеризуется в настоящее время высокой степенью неопределенности и риска.
В экономике Оренбургской области развиваются негативные процессы, связанные со спадом производства, меняются приоритеты хозяйственной деятельности. Анализ происходящих структурных изменений в основных отраслях производства подтверждает устоявшиеся тенденции спада объемов производственной деятельности.
Положение на АТ усугубляется высоким уровнем износа основных производственных фондов (по подвижному составу — 71,1%), высоким параметром текучести кадров (угроза сокращения рабочих мест и персонала) и низкой средней заработной платой работников.
Изменение в социально-демографической структуре населения и хозяйственно-экономическом комплексе области, свертывание деятельности в основных производственных сферах, резкий рост торгово-посреднической области привели к количественной и качественной переориентации потребительского спроса населения на транспортные услуги. Происходит перераспределение в характере, назначении, предпочтении, концентрации и направлении поездок населения.
Объектом исследования данного проекта является ИП «Захарова Ю. А.» — крупнейшее автотранспортное предприятие города Медногорска по перевозке пассажиров в междугороднем и пригородном сообщении. Предприятие располагается по адресу — г. Медногорск, Ул. Фурманова 3. Корп.3 Предметом исследования являются пассажирские перевозки в междугороднем сообщении. На рынке междугородних перевозок города Медногорска ИП «Захарова Ю. А.» является единственным производителем автотранспортных услуг в междугороднем сообщении, за исключением частных предпринимателей, которые имеют свой подвижной состав.
Период исследования деятельности предприятия — 3 года (2012 — 2014 гг.), В качестве информационной базы выступают бухгалтерские балансы за 3 года, технико-эксплуатационные показатели и другие документы, отражающие деятельность ИП «Захарова Ю. А.» Также в работе были использованы нормативные материалы.
В работе был проведен анализ деятельности предприятия, анализ финансовых показателей, проведена динамика изменения численности персонала и ПС предприятия. Предложены мероприятия по снижению убытков предприятия, снижению ДТП и повышению комфортабельности перевозок в автобусах, следующих в междугороднем сообщении, сделаны соответствующие выводы о деятельности предприятия и положения его на рынке автотранспортных услуг.
За последние годы резко сократились объемы перевозок в междугородном сообщении, в связи с этим сократились доходы предприятия, что привело к сокращению прибыли.
автобусная перевозка пассажир багаж
1. Теоретические основы изучения процессов организации и реализации автобусных перевозок
1.1 Роль автобусных перевозок
Одним из основных видов транспорта является автобусный транспорт. К преимуществам автобусных перевозок относятся:
— мобильность;
— относительно высокая скорость;
— невысокая стоимость;
— гибкость в установлении графиков.
Министерство транспорта Российской Федерации играет значительную роль в регулировании автобусного транспорта (объем перевезенных пассажиров по всей стране достиг 61% от их общего количества). Доля пассажиров коммерческих предприятий в структуре автобусных пассажирских перевозок во многих регионах — это абсолютное значение и в последние годы неуклонно растет.
Из существующих основных видов пассажирского транспорта, автобус наиболее распространен, а во многих городах и вовсе единственным средством передвижения.
Основные характеристики автобусного транспорта:
— высокая маневренность подвижного состава;
— возможность быстрого внедрения новых линий и изменения существующих маршрутов;
— эффективность в организации массового и индивидуального транспорта.
Междугородные автобусные перевозки организуют на определенных маршрутах, которые зависят от размера и направления пассажирских потоков.
Маршрут — установленный и соответствующим образом оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами.
Водитель автобуса в Медногорске — это специалист высокого класса, которому можно доверить перевозку пассажиров. Компания, занимающаяся автобусными пассажирскими перевозками, должна создавать комфортную среду транспорта и транспортной перевозки в любую погоду. К сожалению, настоящих профессионалов, которым можно доверить жизнь людей в Медногорске не всегда хватает. Поток пассажиров растет, поэтому ИП Захарова постоянно пополняет свой автопарк новыми автобусами, одновременно обновляя свой парк ремонтом старых автомобилей.
Автобусная компания заинтересована в получении прибыли от пассажирских перевозок, но без полноценного штаба сотрудников этого сделать невозможно. Таким образом, работодатель пытается привлечь водителей достойной зарплатой. Ведь перевозка людей важная является первоочередной задачей перевозчика. Этим видом транспорта постоянно пользуются 60% россиян, проживающих в 1120 городах и поселках, а также 73 541 сельских населенных пунктах, обеспечивается приблизительно 85% населения в городских и пригородных перевозках.
Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребности людей в перевозках. Пассажирский транспорт относится к сфере услугам населению.
Общественные отношения, которые возникают между различными участниками (субъектами) транспортной деятельности в сфере пассажирских перевозок, называются транспортными отношениями.
Основные субъекты этих отношений — пассажиры — физические лица, использующие транспортное средство для передвижения, но не выполняющие функции управления данным транспортным средством или других служебных функций, связанных с поездкой.
Юридические лица или индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие перевозки пассажиров, называются перевозчиками (транспортными операторами). Органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие полномочия и функции регулирования деятельности перевозчиков, установленные действующим законодательством, также являются участниками транспортных отношений.
В транспортных отношениях предмет деятельности — это перемещение пассажира из одной точки в другую. Пассажир в праве перевозить ручную кладь и багаж. Вещи пассажиров относятся к ручной клади или багажу в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденными Правительством Российской Федерации. Традиционно при исследовании перевозок пассажиров, также рассматривают перевозку почтовых отправлений.
Российский рынок автобусных перевозок является весьма емким — по самым скромным официальным данным, очевидно, недооценили его можно оценить минимум 250 млрд рублей. В долгосрочной перспективе, и нет особых причин для беспокойства по поводу возможного сокращения спроса. Абсолютное большинство россиян живет в городах, и лишь возрастающее отставание развития дорожной сети от уровня автомобилизации делает все более сложным использование личного автомобиля не только в мегаполисах, но и в гораздо меньших городах. Поэтому дальнейшее развитие общественного транспорта, предоставление ему приоритета в движении является абсолютной необходимостью. В то же время, отсутствие видимых финансовых проблем для крупных частных перевозчиков и их постоянно растущие инвестиционные аппетиты указывают на прибыльность бизнеса. Да и безуспешные попытки со стороны некоторых частных перевозчиков получить доступ к дотируемым перевозкам льготных пассажиров свидетельствует о том, что не всегда эти дотации являются недостаточными.
1.2 Технологические особенности организации и реализации автобусных перевозок
Одной из важнейших эксплуатационных характеристик пассажирских перевозок является круглосуточное обслуживание пассажиров, при котором к организации труда предъявляются дополнительные требования. К организации перевозок, в первую очередь, к режиму работы и графику выпуска автобусов на линии. Технология пассажирских перевозок включает в себя различные формы работы на линии, применение которых вызвано способом найма автомобиля пассажира.
Важную роль Ассоциация субъектов рынка услуг автобусных перевозок, играет и в случае страхования гражданской ответственности перевозчиков, лизинга подвижного состава.
В автобусном транспорте используются специализированные автобусы. Это специально разработанные для пассажирских перевозок машины, которые производятся как всемирно известными и популярными компаниями, например, «Мерседес», так и менее широко известными среди потребителей «Фольксваген», «Пежо», компания «higer» и др. Надежность и комфортность пассажирских автобусов отвечают самым строгим требованиям комфорта и безопасности.
Транспортная компания, осуществляющая междугородные автобусные перевозки пассажиров, должна иметь транспортную лицензию. Капитальный технический осмотр автобусов проводится два раза в год.
Пассажиропоток — это количество пассажиров, перевезенных за час работы с учетом коэффициента сменности пассажиров за рейс. Коэффициент сменности — это отношение длины рейса к среднему расстоянию поездки пассажира.
Остановочные пункты по требованию пассажиров делают в местах с небольшим, но периодично возникающим пассажирообменом. Конечные остановочные пункты (станций) создаются в конечной точке маршрута, где происходит смена автобусных бригад и проверка работы автобусов.
На каждый маршрут, в зависимости от выбора числа остановок могут быть организованы различные виды Сообщений:
обычное сообщение (автобусы останавливаются на всех остановках);
скоростное (автобусы останавливаются на некоторых узловых остановках);
экспрессное (автобусы перевозят пассажиров между начальным и конечным пунктами без промежуточных остановок);
полуэкспрессное (автобусы перевозят пассажиров между группой близко расположенных остановочных пунктов посадки и одним или группой удаленных от них остановочных пунктов посадки без промежуточных остановок);
укороченное (автобусы работают в обычном режиме движения, но лишь на части маршрута); обычное сообщение с несколькими остановками по требованию.
Организация скоростных и высокоскоростных маршрутов может улучшить скорость сообщения на 20−30% и обеспечить экономию топлива на 10−12% в на каждый пассажирокилометр.
Эксплуатация автобуса на линии включает нижеперечисленные элементы:
рейс автобуса — путь, пройденный автобусом от начального до конечного пункта маршрута;
время рейса — общее время прохождения автобусом маршрута. Время рейса состоит из времени движения и времени простоя на остановочных пунктах;
оборот автобуса — расстояние, пройденное автобусом от начальной точки маршрута до возвращения в этот же пункт;
Количество автобусов рассчитывается в зависимости от пассажиропотоков, вместимости автобусов, интервала движения (удобства пассажиров), стоимости перевозки.
Регулярность движения автобусов обуславливается своевременным и правильным составлением расписания и постоянным его исполнением. Расписание движения составляется на каждый маршрут, автобус и конечную станцию, они называются маршрутное, автобусное и станционное соответственно.
Маршрутными расписаниями предусматриваются начало и окончание движения по маршруту и частота движения в разные часы дня. Такое расписание составляется на каждое время года и отдельно для рабочих и нерабочих дней.
Автобусное расписание составляют на основе маршрутного расписания. В них указывают время начала и конца работы, количество рейсов в смену, время начала и конца каждой поездки и режим движения (по перегонам). Расписание автобусов соответствует порядку выхода из парка. Расписание выдается водителю с путевым листом. Нарушение графика приводит наряду с нарушением регулярности к нарушение загрузки автобуса, т. е. снижению удобства поездки пассажиров, нарушению распределения выручки (при наличии касс) по автобусам на маршруте и снижению безопасности движения из-за перегрузки автобуса.
В станционных расписаниях учитываются время прибытия и отправления всех автобусов, прикрепленных к конечной станции.
Автобусы пригородных и междугородных сообщений должны иметь лобовой и боковой трафареты. На лобовом трафарете необходимо указать номер маршрута и наименование начального и конечного пунктов.
Междугородние пассажирские перевозки осуществляются автобусами из трех классов:
Малого класса вместимостью 20−25 человек с невысоким уровнем комфорта для маршрутов протяженность 50−200 км.
Среднего класса вместимостью 30−35 человек с нормальными удобствами комфорта (регулируемые сидения, багажник, гардероб и др.)
Большие автобусы — а) нормальный уровень комфорта, вместимость 40−45 человек;
б) повышенного комфорта вместимостью 32−35 человек. с наиболее высоким уровнем комфорта для пассажиров (бар, холодильник, туалет, кондиционер и др.). Автобусы этого типа имеют шторы на окнах, системы отопления и вентиляции, достаточную освещенность салона в темное время суток.
1.3 Нормативно-правовая база в области регулирования автобусных перевозок
Автобусный транспорт в отличие от всех других не имеет центрального исполнительного органа в виде федерального агентства и, как следствие, — программы в виде национального проекта, единой государственной концепции развития. В полной мере это относится к социально значимому пассажирскому автотранспорту. Согласно ФЗ № 131 организация транспортного обслуживания населения возложена на органы местного самоуправления, и проводимая ими транспортная и тарифная политика от региона к региону заметно разнится.
Перевозка пассажиров в международном сообщении регулируется Женевской международной конвенцией от 1 марта 1973 г. (с изменениями и дополнениями)" Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа". В рамках Европейского Союза такие перевозки регулируются Европейской экономической комиссией, Европейской конференцией министров транспорта, Европейским соглашением о нерегулярных перевозках пассажиров автобусами, а также двусторонними правительственными соглашениями.
В России также принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих международные автомобильные перевозки:
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (с изменениями от 2 января 2000 г.);
Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» (с изменениями от 2 февраля 2000 г.);
Постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 638 «О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации» (с изменениями от 2 февраля 2000 года);
Приказ Минтранса РФ, ГТК РФ и ФПС РФ от 31 декабря 1999 г. № 115/950/748 «О мерах по повышению эффективности взаимодействия Российской транспортной инспекции Минтранса России, ГТК России и ФПС России в автомобильных пунктах Пропуска через государственную границу Российской Федерации» И др.
Перевозка пассажиров автомобильным транспортом во внутреннем сообщении регулируется:
Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации (в редакции от 3 марта 1993 г.);
Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и др.
В мае текущего года вступил в силу ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического пассажирского транспорта», который значительно расширяет возможности сторон по регулированию их правоотношений в рамках заключаемых договоров, что соответствует принципам рыночных отношений, должно способствовать развитию конкуренции. На подходе ряд правовых актов, наполняющих Устав, таких как Правила перевозки пассажиров и багажа
Государственная транспортная политика реализуется путем подготовки законодательных и нормативных актов.
В первую очередь это Конституция РФ, гарантирующая свободу передвижения граждан, единство экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг.
Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Распоряжения Правительства РФ, «Транспортная стратегия Российской Федерации», ФЗ «О естественных монополиях», Водный, Воздушный кодексы, Уставы, Постановления Правительства РФ, например: «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации», «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ», «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» и др.
Остановимся на законодательстве, регулирующем деятельность пассажирского автомобильного транспорта на федеральном уровне:
" О безопасности дорожного движения" № 196-ФЗот 10.12.1995 (ред. от 25.11.2009);
" О транспортной безопасности" № 16-ФЗ от 09.02.2007 (ред. от 19.07.2009)
" Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" № 257-ФЗ от 08.11.2007 (ред. от 27.12.2009)
Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» № 1090 от 23.10.1993 (ред. от 24.02.2010)
Приказы Минтранса РФ:
" Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" от 08.01.1997 № 2 (ред. от 18.07.2000)
" Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" от 31.12.1981 № 200
" Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ" от 14.08.2003 № 178
" Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте" № 15 от 30.03.1994
" Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" № 2 от 08.01.1997 (ред. от 18.07.2000)
" Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" № 15 от 20.08.2004
Постановления Правительства РФ:
" Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" № 637 от 30.10.2006
" Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" № 112 от 14.02.2009
Так же транспортная деятельность регулируется и на областном и на муниципальном уровнях.
2. Анализ осуществления автобусных перевозок на примере ИП Захарова
2.1 Анализ деятельности (Пассажирские перевозки ИП Захарова)
ИП «Захарова Ю.А.» — одно из крупнейших автотранспортных предприятий в городе Медногорск, занимающееся перевозкой пассажиров в междугороднем и пригородном сообщении. Основополагающим видом деятельности ИП «Захарова Ю.А.» является бесперебойная перевозка пассажиров, организация текущего обслуживания и ремонта подвижного состава. Автотранспортное управление создано и зарегистрировано как индивидуальный предприниматель. Учредительные документы индивидуальному предпринимателю, с юридической точки зрения, не требуются, так как деятельность ИП осуществляется на основании свидетельства. Предприятие создано с целью получения прибыли для удовлетворения спроса на пассажирские перевозки.
Основным способом организации перевозок на предприятии является перевозки по имеющейся маршрутной сети и по заказным направлениям. Предприятием заключен договора с автовокзалами городов маршрутной сети на предмет организации централизованной продажи билетов через свои объединения. Организация заказных перевозок происходит самостоятельно, расчеты осуществляются через кассу предприятия.
Основными потребителями транспортных услуг ИП «Захарова Ю.А.» является население города Медногорска и близлежащих районов. По заказным перевозкам клиентами предприятия выступают предприятия и организации различных сфер деятельности: учебные заведения, производственные предприятия, коммерческие структуры и другие.
Предприятие кроме маршрутных перевозок выполняет разовые заказы организаций и частных лиц на перевозку пассажиров. ИП «Захарова Ю. А.» имеет лицензии на перевозку пассажиров автобусами в пригородном, межобластном и междугородном сообщении, все представляемые услуги сертифицированы.
ИП «Захарова Ю. А.» обеспечивает стабильное сообщение городов Оренбургской области с регионами Поволжского Федерального Округа. Предприятие обслуживает 52 междугородных и межобластных маршрутов, 14 пригородных маршрутов. Услугами предприятия пользуются население практически всех городов и районов области. Общая протяженность маршрутов составляет 4012 км, в том числе междугородных 3599 км, пригородных 400 км. Ежедневно от автовокзалов и автостанций Оренбургской области автобусами предприятия осуществляется 42 рейса, в том числе по междугородним маршрутам рейсов 20, по пригородным — 27 рейсов.
Общая площадь территории, занимаемой предприятием, составляет 32 870 квадратных метров. В распоряжении предприятия имеются следующие виды зданий и сооружений: административно-производственный корпус (1987 г.), мойка (2005 г.), гаражи-мастерские (1987 г.), административный корпус (1977 г.), гаражи-мастерские (1991 г.), мастерские-гаражи (1992 г.), столовая-магазин (2007 г.), складские помещения (1994 г.). Производственно-техническая база обеспечена централизованным горячим и холодным водоснабжением, электроснабжением, имеется канализация. Производственные помещения имеют вентиляцию, оборудованы средствами пожаротушения. Предприятие оборудовано внутренней АТС, имеется громкоговорящая связь, рация, компьютер, телефон, факс.
В связи с тем, что автотранспортная деятельность является специфической формой общественного производства, тесно связанной с вопросами социологии, экологии и безопасности, она должна отразить необходимость централизации ряда технологических функций, к числу которых относятся управление автотранспортными, трудовыми и энергетическими ресурсами, регулирование экологической обстановки, планирование развития и совершенствования маршрутной сети. Не ограничивая свободу предпринимательства, имеющаяся нормативно-правовая база нуждается в существенном расширении. Также должен быть государственный контроль за уровнем тарифов, так как на пассажирском транспорте увеличение тарифов снижает жизненный уровень населения. Согласно действующему законодательству вопросы государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров в пригородном автобусном сообщении находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Анализ социальных междугородних перевозок показал, что сегодня расходы населения на этот тип транспорта составляют от 5% до 20% от размера среднемесячной заработной платы работающего населения и существенно дифференцированы по субъектам. Организационная структура (англ.organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ.organigram) — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.
Организационная структура предприятия состоит из следующих элементов:
· Директор
· бухгалтерия;
· отдел безопасности движения;
· служба эксплуатации;
· экономический отдел;
· менеджер;
· техническая служба;
· диспетчер;
· водители.
Рисунок 1 — Организационная структура предприятия
Общая численность персонала на предприятии насчитывает 61 человек. Среди них выделяют рабочих следующих профессий: водители автобусов, водители хозяйственной обслуги, ремонтные рабочие цеха, ремонтные рабочие на окладе, ремонтные рабочие отдела ГСМ, отдела технического контроля, мойщицы, вспомогательные рабочие, строительная группа, медицинский персонал, работники буфета, руководители, специалисты и служащие.
В течение анализируемого периода численность персонала предприятия увеличилась на 6 чел. и составила в 2014 году 61 чел. Наибольшее увеличение численности персонала произошло среди водителей, их численность за 3 последних года увеличилась на 3 чел. Численность ремонтных рабочих увеличилось на 2 чел. и составила в 2013 году 17 чел. Численность РСС не изменилось. Численность прочих рабочих увеличилось на 1 чел. На персонал основной деятельности приходилось 96,7% всего персонала предприятия, или 59 чел. в 2014 году. На водителей приходится большая часть всего персонала предприятия от 54%. Также большой удельный вес занимают ремонтные рабочие от 27,2% в 2012 году, до 27,9% в 2014 году. На долю вспомогательных рабочих приходилось 9,8%, а численность РСС насчитывала 3 чел. или 5% от общего числа рабочих предприятия.
Таблица 1 — Динамика и структура численности работников ИП «Захарова Ю. А.» за 2012;2014 г. г., чел.
Категория работников | |||||||
кол-во, чел. | структура, % | кол-во, чел. | структура, % | кол-во, чел. | структура, % | ||
Персонал основной деятельности, всего, из них: | 98,1 | 98,2 | 96,7 | ||||
— водители | 54,5 | 53,4 | |||||
— ремонтные рабочие | 27,2 | 29,3 | 27,9 | ||||
— вспомогательные рабочие | 10,3 | 9,8 | |||||
— руководители, специалисты и служащие | 5,4 | 5,2 | |||||
Прочие | 1,9 | 1,8 | 3,3 | ||||
Всего: | |||||||
В течение анализируемого периода увеличилась численность персонала предприятия на 5 человека, также произошло увеличение количества подвижного состава. Объем перевозок пассажиров предприятия снизился на 26,66%, пассажирооборот уменьшился на 24,27%, количество выполненных рейсов также снизилось на 22,94%.
Причиной этому послужило увеличение конкуренции на рынке пассажирских перевозок, слабая мотивация персонала, но наличие в распоряжении предприятия нового парка подвижного состава благоприятно сказывается на способности конкурировать на рынке автотранспортных услуг.
Рассмотрим динамику статей затрат предприятия в таблице 2 (Приложение А), и определим долю каждой в общей сумме затрат предприятия.
В течение анализируемого периода на предприятии наблюдалось снижение затрат на 409 тыс. руб. Так, затраты на топливо снизились на 1919 тыс. руб., прочие материальные затраты уменьшились на 376,8 тыс. руб. Затраты на заработную плату выросли на 82 тыс. руб., отчисления на социальные нужды на 47 тыс. руб.
В то же время произошло увеличение затрат на смазочные материалы на 7,5 тыс. руб., на шины на 7,6 тыс. руб., а амортизационные отчисления сократились на 22 тыс. руб. и прочие затраты выросли на 395 тыс. руб.
Конкуренция в любом обществе является естественной и необходимой формой взаимодействия предприятий, организаций, фирм, работников, людей. Она предопределяется их различным положением в обществе, различными целями и интересами.
Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. С понятием конкуренции неразрывно связано понятие конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Особенность конкуренции на транспорте заключается в том, что на рынке перевозок существует много конкурентов, предлагающих одну и ту же услугу, отличающуюся лишь по уровню безопасности перевозок, комфорта, удобности, скорости перевозки.
2.2 Организация и реализация транспортных услуг (Пассажирские перевозки ИП Захарова)
Основными видами деятельности предприятия являются:
· перевозка пассажиров в соответствии с существующими нормативными актами и положениями Российской Федерации на основе эффективного использования подвижного состава и контроля за его работой на линии;
· техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, его хранение и подготовка к работе на линии;
· строительство новых, расширение и реконструкция существующих гаражей, профилакториев и других объектов;
· сдача в аренду автотранспортных средств, оборудования, помещений;
· оказание рекламно-информационных услуг в интересах предприятия;
· оказание посреднических услуг предприятиям, организациям,
· кооперативам, фирмам и населению в приобретении и реализации подвижного состава, запчастей, агрегатов, автошин, аккумуляторов, оборудования, горюче-смазочных, строительных и других материалов, а также товаров народного потребления;
· осуществление коммерческой деятельности;
оказание платных услуг предприятиям и организациям народного хозяйства и населению по перевозке пассажиров и грузов, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, прочих платных услуг;
Непосредственный контроль за работой автобусов на линии и выполнением водителем автобусных расписаний осуществляется маршрутными диспетчерами. На автобусных маршрутах контроль и учет движения автобусов осуществляется, как правило, на двух противоположных пунктах. На тех маршрутах, где автобусные станции расположены только у одного населенного пункта, противоположный пункт оборудуется табельными штамп — часами и прямой телефонной связью. Наблюдаем за своевременным проследованием автобусами контрольных промежуточных пунктов маршрута. При нарушениях регулярности движения и несвоевременности прибытия автобуса на конечный пункт, линейный диспетчер выявляет причины нарушений и отмечает их в контрольном журнале и путевом листе движения.
Движение автобусов по автобусным маршрутам осуществляется в строгом соответствии с утвержденным расписанием движения, которое является основным законом для всех работников автобусного транспорта. Маршрутное расписание движения представляет собой основной документ отдела эксплуатации, регламентирующий режим движения автобусов, их использование во времени, организацию труда автобусных бригад и основные эксплуатационные и экономические показатели работы всего автотранспортного предприятия.
Основной маршрут пассажирских перевозок ИП Захарова является: Медногорск — Оренбург и Оренбург-Медногорск Характеристика маршрута:
Наименование маршрута — Медногорск — Оренбург-Медногорск
Вид маршрута — междугородний
Марка автобуса — Различные
Длина маршрута — 256 км
Время рейса — 3 ч 30 мин
Максимальная скорость сообщения — 100 км/ч
Число дверей для пассажиров — 2
Число сидячих мест — 20
Расход топлива на 100 км — 12 литров
Дорожное покрытие на маршруте — асфальт
Перечень остановок — Кувандык, Краснощеково, Алабайтал, Верхнеозерное, Аэропорт, Оренбург.
Расписание движения автобусов составляется на каждый маршрут техником (инженером) отдела эксплуатации автотранспортного предприятия или управления (при наличии в городе двух и более автотранспортных предприятий) и утверждаются руководством предприятия (управления). Основным расписанием автобусов является маршрутное расписание, которое разрабатывается для междугородних маршрутов в табличной или графической форме.
Динамику объемных показателей работы предприятия проследим в форме таблицы 4 (приложение В).
В течение анализируемого периода произошло снижение объема перевозок пассажиров и пассажирооборота. Так, объем перевозок снизился с 1291 пасс. в 2012 году, до 947 пасс. в 2014 году. На долю междугородных пассажирских перевозок приходится 65,29%, пригородных перевозок 34,51% и 0,2% на долю заказных перевозок.
Пассажирооборот снизился с 144 647,7 пасс-км в 20 113 году, до 122 546,7 пасс-км в 2013 году, и в 2014 году его значение было еще ниже и составило 109 551,7 тыс. пасс-км. Также на долю междугородных перевозок приходится большая часть общего пассажирооборота 78,74%.
Динамику технико-эксплуатационных показателей работы предприятия представим в таблице 5.
Таблица 5 — Динамика технико-эксплуатационных показателей работы ИП «Захарова Ю. А.» за 2012 — 2014 г. г., единицы
Наименование показателей | Значение показателей | |||
1. Среднесписочное количество автомобилей | ||||
2. Количество ходовых автобусов | ||||
3. Средняя вместимость автобуса, пасс | ||||
4. Время в наряде, час | 5,56 | 4.87 | 5,73 | |
5. Коэффициент использования пробега | 0,98 | 0,95 | 0,97 | |
6. Эксплуатационная скорость, км/час | 80,4 | 75,4 | 79,6 | |
7. Среднее расстояние перевозки 1 пассажира | 109,64 | 113,17 | 115,37 | |
8. Среднесуточный пробег, км | 406,67 | 383,54 | 405,26 | |
9. Общий пробег,. Км | 11 095,03 | 9719,87 | 9087,5 | |
10. Пробег с пассажирами,. км | 9961,36 | 9312,13 | 8816,5 | |
11. Количество рейсов | ||||
12. Выработка на машино — место | ||||
— в пассажирах | 361,85 | 314,92 | 302,3 | |
— в пассажиро-километрах | 40 524,35 | 35 755,75 | 35 013,74 | |
В течение анализируемого периода времени среднесписочное количество автобусов увеличилось на 2 ед., количество ходовых автобусов увеличилось на 3 ед., следствием чего стало снижение количества осуществленных рейсов, общего пробега парка, объема перевозок и пассажирооборота. Коэффициент использования пробега сократился на 0,01, эксплуатационная скорость уменьшилась на 0,8 км/час, выработка на машино-место также снизилась, что отрицательным образом сказалось на работе парка. Время нахождения автобуса в наряде увеличилось с 5,56 ч в 2012 году, до 5,73 ч в 2014 году. За анализируемый период снизилось количество выполненных рейсов на 1913 ед. и пробег с пассажирами на 1144,86 км, следствием чего стало снижение выработки на 59,55 пасс и 5510,61 пасс-км на одно машино-место.
В распоряжении предприятия находится большой парк подвижного состава, основу которого занимают автобусы различных производителей и марок, разной вместимости. Представим характеристику парка в таблице 6.
Таблица 6 — Характеристика парка подвижного состава по типу и маркам ИП «Захарова Ю. А.» за 2012;2014 г. г.
Тип и марка автомобиля | |||||||
кол-во, ед. | структура, % | кол-во, ед. | структура, % | кол-во, ед. | структура, % | ||
Volkswagen | 15,7 | 26,1 | 14,2 | ||||
PEUGEOT | 17,4 | 23,8 | |||||
ГАЗ-32 213 | 17,4 | 9,5 | |||||
HAGER | 15,7 | ||||||
Мерседес | 26,6 | 26,1 | 33,5 | ||||
Итого: | |||||||
В распоряжении предприятия находятся автобусы 5 различных марок. Количество автобусов на предприятии увеличилось с 19 ед. в 2012 году, до 21 ед. в 2010 году. Изменение численности парка произошло за счет списания старых автобусов, выработавших свой ресурс полезности.
В структуре парка наибольшая доля принадлежит автобусам Мерседес — 7 ед. или 33,5%, PEUGEOT — 5 ед. или 23,8% от общей численности парка. За период с 2012;2014 годы увеличилось количество автобусов практически всех марок. В то же время удалось приобрести автобус HAGER в количестве 1 единиц.
Рассмотрим характеристику структуры парка автобусов предприятия по возрасту в таблице 7.
Таблица 7 — Характеристика парка подвижного состава ИП «Захарова Ю. А.» по возрасту за 2012;2014 г. г., единицы
Возраст подвижного состава ИП «Захарова Ю. А» | |||||||
количество | структура % | количество | структура % | количество | структура% | ||
до 2 лет | 31,6 | 23,8 | 39,2 | ||||
от 2 до 5 лет | 47,4 | 47,7 | 39,2 | ||||
от 5 до 8 лет | 15,8 | 23,8 | 17,3 | ||||
от 8 до 10 лет | 5,2 | 4,7 | 4,3 | ||||
ИТОГО | |||||||
В составе парка предприятия наибольшая часть приходится на автомобили с возрастом до 5 лет. Структура этих автомобилей за анализируемый период уменьшилась с 47,4% в 2012 году, до 39,2% в 2014 году. Это свидетельствует о довольно новом парке и о том что он не требует обновления. В 2013 году автомобили с возрастом 2−5 лет занимали 39,2% парка, с возрастом 5−8 лет — 17,3%.
В 2013 году приобрели 4 новых автобуса и на их долю приходилось 39,2% от общего количества автомобилей парка. На автомобили с возрастом 8−10 лет также приходилось 4,3% парка автомобилей.
Наибольшую часть парка подвижного состава предприятия приходится на автомобили среднего класса с габаритной длиной от 7,5 до 9 м, на их долю приходится 12 единицы подвижного состава или 52,1% парка. Второе место в структуре парка занимают автобусы малого класса с габаритной длиной от 5 до 7,5 м — 7 единиц или 30,5%. Автомобилей большого класса в распоряжении предприятия находилось 4 единицы или 17, 4% парка.
В распоряжении предприятия находится 23 единицы подвижного состава, с бензиновым типом двигателя.
Таблица 8 — Характеристика парка автобусов ИП «Захарова Ю. А.» по габаритной длине за 2012;2014 г. г., единицы.
Класс автобуса | Габаритная длина автобуса, м | |||||||
Кол-во | структура, % | Кол-во | структура, % | Кол-во | структура, % | |||
особо малый | до 5 | ; | ; | |||||
Малый | от 5 до 7,5 | 42,1 | 30,5 | |||||
Средний | от 7,5 до 9,5 | 42,1 | 47,7 | 52,1 | ||||
Большой | от 9,5 до 18 | 15,8 | 14,3 | 17,4 | ||||
особо большой | свыше 18 | |||||||
Итого | ||||||||
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в составе парка предприятия наибольшую часть составляют автобусы среднего и малого размера. Отсутствуют автобусы особо большого (свыше 18 м) и особо малого (менее 5 м). За анализируемый период увеличилось число автобусов среднего размера и составило в 2014 году 12 шт. Что касается автобусов малого размера, они уменьшились на 1 ед., что составило в 2014 году 30,5%. В 2014 году был приобретен автобус большого размера.
2.3 Особенности организации обслуживания на автобусах
Обеспечение надлежащего качества транспортного обслуживания пассажиров (КТОП) является первоочередной задачей каждого из перевозчиков пассажирского автомобильного транспорта. Под качеством транспортного обслуживания пассажиров понимают совокупность свойств перевозочного процесса и системы перевозок пассажиров, обусловливающих удовлетворение потребностей пассажиров в поездках в соответствии с установленными нормативными требованиями. Свойства перевозочного процесса и системы перевозок определяют объективную особенность уровня организации и осуществления перевозок пассажиров и проявляются при удовлетворении транспортных потребностей пассажиров. Так же регулирование тарифов, осуществляемое региональными и муниципальными органами исполнительной и законодательной власти с целью обеспечения доступности транспортных услуг.
Обязательность предоставления потребителям услуг надлежащего качества установлена Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О защите прав потребителей», Законами РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации» и рядом подзаконных нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов.
На основании Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Правительством Российской Федерации утверждены правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Этими законодательными актами определены следующие виды сообщений.
1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.
2. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населённых пунктов.
3. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населёнными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населённых пунктов.
4. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населёнными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населённых пунктов.
5. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.
Организация рациональных режимов труда и отдыха водителей междугородных автобусов направлена на соблюдение требований трудового законодательства и снижение совокупных издержек на перевозки. Используют различные формы организации труда водителей: одиночную, при которой автобус обслуживается в течение оборотного рейса одним водителем. Одиночная форма применяется на маршрутах со временем оборотного рейса, равным продолжительности смены водителя. При предоставлении водителю длительного отдыха в пункте оборота автобуса сфера применения одиночной формы расширяется; сменную, с обслуживанием автобуса на каждом плече маршрута одним водителем и сменой водителей на границе смежных плеч, в месте расположения АТО или месте постоянного жительства водителей. Применение этой формы возможно на маршрутах протяженностью от 200 км и более. Каждый водитель управляет поочередно разными автобусами на своем участке маршрута. Протяженность плеч выбирают исходя из полного использования рабочего времени водителя. Сфера возможного применения — маршруты протяженностью от 200 до 1000 км с несколькими рейсами в сутки через примерно равные промежутки времени бригадой водителей группы автобусов. Смена, состоящая из двух водителей, управляет разными автобусами на своем плече маршрута.
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию обслуживания на автобусах (Пассажирские перевозки ИП Захарова)
3.1 Рекомендации по совершенствованию обслуживания на автобусах
Я предлагаю внести следующие изменения по совершенствованию площадок для стоянок автобусов:
1. Площадки для стоянок автобусов относятся к дорожным сооружениям автотранспортной службы и предназначены для отдыха водителей и пассажиров, проверки технического состояния транспортных средств, устранения отдельных неисправностей и удовлетворения других потребностей пользователей дорог.
2. Площадки для стоянок способствуют повышению безопасности движения и сокращению количества дорожно-транспортных происшествий благодаря:
исключению влияния на основной поток останавливающихся на обочинах автомобилей;
снятию усталости водителей, повышению их эмоционального состояния после отдыха на площадке;
сохранению обочин, обеспечению безопасных вынужденных заездов на них, исключению занесения грязи с обочин на проезжую часть и тем самым сохранению сцепных качеств покрытий.
3. Устройство площадок для стоянок позволяет повысить скорости движения транспортного потока и транспортно-эксплуатационные показатели дорог за счет:
исключения из состава потока уставших водителей, а также неисправных транспортных средств;
исключения влияния стоящих на обочине автомобилей на основной поток, внезапных выездов с «диких» необустроенных площадок;
обеспечения постоянных сцепных качеств покрытий по протяжению дорог.
4. Площадки для стоянок должны удовлетворять различные потребности пользователей дорог и повышать эстетические качества последних.
5. Площадки для стоянок автобусов по своему назначению и основному использованию подразделяются на несколько групп — кратковременного или длительного отдыха, видовые, стояночные для пассажирских автобусов, возле памятных мест и т. д.
Цели и длительность остановок следует учитывать при индивидуальной оценке и вносить соответствующие коррективы в расположение, оформление и конструктивные решения площадок для стоянок.
6. Для обеспечения стадийности в развитии площадок целесообразно предусматривать резервирование территории и обеспечивать планировку в соответствии с ростом интенсивности движения и увеличением вместимости площадок (количества мест для стоянки автобусов).
7. Автобусные остановки относятся к сооружениям автотранспортной службы и предназначены для обслуживания пассажиров в местах остановок автобусов.
8. При проектировании автобусных остановок необходимо обеспечить безопасное движение автотранспорта, безопасные условия для пересадок пассажиров с маршрута на маршрут, их движение в зоны тяготения и высокие транспортно-эксплуатационные показатели работы автобусов в зоне остановок.
9. Расположение автобусных остановок следует увязывать с остановками других видов транспорта общего пользования и другими автобусными маршрутами. При этом необходимо учитывать специфические условия движения автобусов (торможения, разгоны, остановки вблизи проезжей части и т. д.), а также влияние пешеходного движение в зонах размещения автобусных остановок.
10. Автобусное сообщение на проектируемой дороге должно соответствовать характеру автотранспортного движения. Так, на скоростных магистралях значительной протяженности не рекомендуется организовывать местные автобусные маршруты, для которых характерно частое расположение автобусных остановок, а целесообразно предусматривать междугородние автобусные маршруты с заездом в населенные пункты к автовокзалам, но без промежуточных остановок на перегонах.
11. Площадки для стоянок автобусов следует проектировать с учетом охраны окружающей среды, максимально сохраняя живописные места, дополняя природные ландшафты архитектурно-озеленительными ансамблями, для чего необходимо привлекать к проектированию соответствующих специалистов.
Принципы планировки площадок для автобусного парка:
1. Планировка площадок для стоянок автобусов должна обеспечивать экономные, компактные и рациональные решения как по отдельным элементам, так и в целом.
2. Площадки следует проектировать вместимостью не менее чем на 10 автобусов из условия рациональных общих затрат на одно место стоянки (переходно-скоростные полосы, въезд и выезд, их отделение от дороги и т. д.).
Площадки целесообразно выполнять совмещенными для стоянки различных типов автобусов. При этом необходимо устраивать на них единые переходно-скоростные полосы, въезд и выезд, а места стоянки для различных типов автобусов удалять друг от друга соответствующей планировкой с учетом конкретных дорожных условий.
3. Количество мест для различных типов автобусов должно определяться на основе перспективного (на 10 лет) состава движения.
Площадки для стоянок, в отдельных случаях могут быть предусмотрены места для автобусов в зонах въезда.
4. Расчетные типы различных автобусов следует принимать из условия объема их выпуска и использования на дорогах общего значения.
5. Размеры стояночных мест зависят от расстановки автобусов относительно проездов.
6. Ширина проездов между рядами автобусов определяется в зависимости от типа автобуса и его параметров (длины, ширины, радиусов поворота внутреннего заднего колеса, наружной точки переднего бампера, базы, колеи), установки автомобиля относительно проезда и ширины стояночного места.
Обновление частного автобусного парка и увеличение срока его службы сможет улучшить междугородний перевозочный процесс и обеспечить следующие критерии работы междугороднего автотранспорта:
1. Количественные:
— повышение производительности автобусов за счет увеличения объема транспортной работы, объема перевозок пассажиров;
— улучшение работоспособности автобусов за счет более высокого коэффициента технической готовности.
2. Качественные:
— обеспечение регулярности движения автобусов на междугородних маршрутах;
— повышение качества перевозки пассажиров частными автобусами;
3. Экономические:
— уменьшение эксплуатационных затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
— повышение уровня доходности на единицу частного междугороднего автотранспорта.
Замена парка автобусов на более новые, а также использование диагностических комплексов ведет к росту клиентов, которые будут выбирать ИП Захарова, для путешествий, аренды и просто передвижения из Медногорска-Оренбург-Медногорск. Что значительно повысит прибыль данного предприятия.
3.2 Экономические обоснования предложенных рекомендаций
Техническая эксплуатация автобусов, различных марок, повысит эффективность работы междугороднего частного транспорта за счет:
— повышения уровня работоспособности автобусов, производительности и качества работы автобусного парка;
— снизить затраты на восстановление необходимого уровня работоспособности автобусов;
— снижения стоимости проезда на автобусах ИП Захарова;
— увеличить производительность труда персонала и технической ТК;
— обеспечения безопасности движения автобусов;
— снизить выброс выхлопных газов междугороднего автотранспорта на окружающую среду.
Я думаю, что после моих предложенных рекомендаций, число пассажиров увеличится, если жители города Медногорска будут уверенны в высоком качестве обслуживания перевозок на междугородних маршрутах.
Качественная работа частной транспортной компании при обеспечении новым подвижным составам стабилизирует общую транспортную ситуацию на маршрутах города.
Приоритетом в развитии пассажирских предприятий частной формы собственности должно стать привлечение на рынок пассажирских перевозок и развитие операторов с собственной технической базой, обеспечивающей весь цикл необходимых регламентных работ для безопасной эксплуатации транспорта и являющихся собственниками подвижного состава различной вместимости. Что становится залогом в обеспечении стабильной работы предприятий и предоставления населению города услуг по перевозке более высокого качества. Реализация проекта развития автотранспорта позволит решить следующие задачи:
1. Создать современную технологичную систему частного междугороднего транспорта.
2. Исправить критическую ситуацию с обновлением подвижного состава автотранспорта. Осуществить постепенную замену устаревших изношенных автобусов на новые за счет доходной части предприятия.
3. Существенно улучшить экологическую ситуацию в городе.
4. Повысить объем и качество пассажирских перевозок.
5. Освоить механизм и методы управления и регулирования деятельности транспортных предприятий со смешанным капиталом.
6. Снизить финансовую нагрузку на частный бюджет.
7. Восстановить сеть законсервированных маршрутов, требующих замену и восстановление контактной сети, что в свою очередь даст большой потенциал для развития и расширения рынка оказываемых услуг.
Реализация данного проекта привлекательна еще и тем, что в схеме работы предприятий задействована цепочка производитель, банк и предприятие-перевозчик. Успешное развитие предприятия и расширение парка подвижного состава обеспечивает стабильный объем работ отечественному предприятию-производителю, а также предприятиям-смежникам и укрепляет позиции банка-инвестора, способствует возрождению ранее приостановленных и сегодня практически полностью свернутых производств. Этот процесс соответственно оказывает позитивное влияние на экономику региона и страны в целом. Кроме того, развитие предприятия-перевозчика создает возможность изменения транспортной инфраструктуры города, существенно влияет на изменения экологической обстановки, снижает содержание вредных веществ в атмосфере, а также повышает степень безопасности дорожного движения.
Заключение
Данная курсовая работа является реальным, наиболее обоснованным примером разработанной производственной программы по междугородним автобусным перевозкам, с учетом своих необходимых факторов. Он разработан на основании маршрута Медногорск-Оренбург-Медногорск.
В данной курсовой работе отображены не только расчеты и информация по данному маршруту, но также в нем проводится разнообразная информация об разработка графиков и расписания движения автобусов; мероприятия по охране окружающей среды и другие организационные вопросы и их решение.
Для решения проблем перевозки пассажиров считаю необходимым:
· ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения,
· ужесточение требований к водителям, к транспортным средствам при выпуске на маршрут;
· контроль за работой водителей;
· оптимизация скоростного режима движения для пассажирских автобусах;
· проведение мероприятий по ликвидации очагов аварийности на рассматриваемых маршрутах.
Список использованных источников
1. Должностные инструкции транспортных организаций / Сост. Н. Р. Усманова, Сост.В. Н. Лорина, Сост.е.С. Калачев. — 2-е изд., доп. — М.: Книга сервис, 2003.
2. Коваленко В. Г.
Введение
в специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство»: учеб. пособие — М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2000.
3. Транспортное право: учебное пособие / О. В. Сиваков, А. Б. Новосельцев, В. Г. Ермолаев. — М.: Былина, 2001.
4. Транспортное право: учебное право. — М.: Былина, 2002.
5. Организация дорожного движения: учебник для вузов / Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев. — М.: Транспорт, 2001.
6. Будалин, С. В. Государственное регулирование технического состояния автотранспортных средств: учебное пособие / С. В. Буда — лин. — Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. лесотехн. ун-та, 2005. — 193 с.
7.
Введение
в математическое моделирование транспортных по — токов: учебное пособие / А. В. Гасников и др. — Москва: МФТИ, 2010. — 362 с.
8. Горев, А. Э. Грузовые автомобильные перевозки / А. Э. Горе — лов. — Москва, 2004.
9. Грановский, В. А. Безопасность движения на автомобильном транспорте.Ч.I. Организация и управление безопасностью движения в транспортном комплексе: учебное пособие / В. А. Грановский, Е. А. Кравченко. — Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2004. — 117 с.
10. Грановский, В. А. Безопасность движения на автомобильном транспорте. Ч. II. Организация и безопасность движения при перевоз — ках грузов и пассажиров: учебное пособие / В. А. Грановский, Е. А. Кравченко. — Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2004. — 93 с.
11. Грановский, В. А. Государственное регулирование и кон — троль автотранспортной деятельности: учебное пособие / В. А. Гра — новский, А. Н. Домбровский, Е. А. Лебедев. — Краснодар: Мир Куба — ни, 2008. — 360 с.
12. Гудков, В. А. Безопасность транспортных средств (автомоби — ли): учебник / В. А. Гудков, Ю. Я. Комаров, А. И. Рябчинский, В. Н. Фе — дотов. — Москва: Горячая линия — Телеком, 2010. — 431 с.
13. Гудков, В. А. Технология, организация и управление пасса — жирскими автомобильными перевозками / В. А. Гудков, Л. Б. Миро — тин. — Москва: Транспорт, 1997.
14. Ларин, О. Н. Организация пассажирских перевозок: учебное пособие / О. Н. Ларин. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. — 104 с.
18. Материалы доклада на заседании коллегии Минтранса Рос — сии. — Москва, 24 октября 2012 г.
15. Мороз, С. М. Обеспечение безопасности технического со — стояния автотранспортных средств: учебное пособие / С. М. Мороз. — Москва: Академия, 2010. — 208 с.
16. Нагиева, И. Д. Организация и оплата труда на автомобильном транспорте / И. Д. Нагиева, И. М. Улицкая. — Москва: Транспорт, 1989. — 283 с.
17. Новизенцев, В. В. Повышение безопасности дорожных усло — вий: учебное пособие / В. В. Новизенцев. — Москва: Изд-во МАДИ, 2012. — 139 с.
18. Организация и безопасность движения: учебное пособие / Н. В. Пеньшин, В. В. Пудовкин, А. Н. Колдашов, А. В. Ященко. — Там — бов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-т, 2006. — 96 с.
19. Пемовский, А. А. Пассажирские перевозки: учебной посо — бие / А. А. Пермовский. — Н. Новгород: НГПУ, 2011. — 164 с.
20. Пеньшин, Н. В. Методология обеспечения безопасности до — рожного движения на автомобильном транспорте: учебное пособие / Н. В. Пеньшин. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. — 456 с.
21. Пугачёв, И. Н. Организация и безопасность дорожного движе — ния: учебное пособие / И. Н. Пугачёв, А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. — Москва: Академия, 2009. — 272 с. 26. Романов, А. Н. Автотранспортная психология / А. Н. Рома — нов. — Москва: Академия, 2002. — 224 с.
22. Романов, А. Н. Мастерство вождения / А. Н. Романов. — Мо — сква: ЭКМОС, 2007. — 320 с.
23. Рябчинский, А. И. Регламентация активной и пассивной безопасности автотранспортных средств: учебное пособие / А. И Бессонов П. Ф., Погудин В. И. Контрольно-ревизорская служба на пассажирском автомобильном транспорте. — М.: Транспорт, 1981. — 104 с.
24. Блатное М. Д. Пассажирские автомобильные перевозки: Учеб. для средних специальных учебных заведений. — М.: Транспорт, 1981. — 222 с.
25. Варелопуло Г. А. Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте: Учеб. пособие. — М.: Транспорт, 1990. — 208 с.
26. Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем: Учеб. для вузов. — М.: Транспорт, 1998. — 167 с.
27. Володин Е. П., Громов Н. Н. Организация и планирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом: Учеб. для вузов. — М.: Транспорт, 1982. — 224 с.
28. Гетман ПН. Справочное пособие работника автовокзала. — М.: Транспорт, 1990. — 257 с.
Приложения
Приложение А
Таблица 2 — Динамика затрат ИП «Захарова Ю. А.» в 2012;2014 г. г.
Наименование показателей | |||||||
тыс. руб. | структура, % | тыс. руб. | структура, % | тыс. руб. | структура, % | ||
1. Материальные затраты, всего | 56,37 | 46,68 | 48,77 | ||||
— топливо | 3224,1 | 34,34 | 2937,2 | 30,58 | 3032,2 | 33,77 | |
— смазочные и эксплуатационные материалы | 50,3 | 0,53 | 56,9 | 0,59 | 57,8 | 0,65 | |
— шины | 220,6 | 2,35 | 259,1 | 2,7 | 228,2 | 2,54 | |
— запасные части и материалы на ТО и ТР | 1262,4 | 13,44 | 1009,3 | 10,51 | 10,05 | ||
— прочие | 536,6 | 5,71 | 221,5 | 2,3 | 159,8 | 1,76 | |
2. Фонд оплаты труда | 22,31 | 22,79 | 24,25 | ||||
3. Отчисления на социальные нужды | 4,95 | 5,57 | 5,71 | ||||
4. Амортизационные отчисления, всего | 1,32 | 1,93 | 1,14 | ||||
5. Прочие затраты | 15,05 | 23,03 | 20,13 | ||||
Итого: | |||||||
Приложение Б
Таблица 3 — Расписание движения маршрутов ИП Захарова
№ рейса | Пункт | Отправление | Прибытие | |||
часы | Мин | Часы | Мин | |||
Медногорск | ||||||
Медногорск | ||||||
Медногорск | ||||||
Медногорск | ||||||
Оренбург | ||||||
Оренбург | ||||||
Оренбург | ||||||
Приложение В
Таблица 4 — Динамика и структура объемных показателей работы ИП «Захарова Ю.А.» за 2012;2014 гг.
Наименование показателей | |||||||
кол-во | структура, % | кол-во | структура, % | кол-во | структура % | ||
1. Объем перевозок пассажиров,. пасс., всего, в том числе: | |||||||
— пригородные перевозки | 35,37 | 33,84 | 34,51 | ||||
— междугородние перевозки | 834,62 | 64,63 | 712,07 | 66,16 | 620,06 | 65,49 | |
2. Пассажирооборот, пасс-км, всего, в том числе: | 144 647,7 | 122 546,7 | 109 551,7 | ||||
— пригородные перевозки | 36 465,7 | 25,21 | 25 918,6 | 21,15 | 20,96 | ||
— междугородние перевозки | 75,55 | 96 628,1 | 78,85 | 86 589,7 | 79,04 | ||