Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Типология неблагополучных семей. 
Активизация ресурсов семьи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для благополучной семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими моделями отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной родовой памяти». Опору семьи создают взаимно поддерживающие друг друга родители; они же… Читать ещё >

Типология неблагополучных семей. Активизация ресурсов семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семейное неблагополучие является значимой причиной различных нарушений развития и поведения детей и подростков. В научных исследованиях нет четких критериев семейного неблагополучия, и авторы вкладывают разный смысл в это понятие.

С точки зрения права, благополучной считается семья, члены которой не нарушают законов. Демографы считают благополучной полную семью, выполняющую репродуктивную функцию, имеющую не менее троих детей. Психиатры называют благополучной семью, которая не имеет психически больных членов, а атмосфера в ней не является психотравмирующей. Семья, в которой дети не имеют проблем с обучением и воспитанием, считается благополучной для педагогов. Психологи используют этот термин по отношению к семье, которая, с одной стороны, защищает границы ребенка, а с другой — создает условия для эмоциональной устойчивости и уверенности в себя в процессе вхождения в социум. Для социального работника благополучной является та семья, члены которой самостоятельно берут ответственность за себя и членов своей семьи. В общественном сознании семейное благополучие понимается через показатели уровня жизни (материальный достаток, отношения в семье, детско-родительские отношения), а семейное неблагополучие — через показатели социального поведения членов семьи.

Анализ источников за последние 10 лет позволил нам выделить наиболее часто встречающиеся определения и типологии благополучных и неблагополучных семей, в основу которых положены самые разные критерии.

Для благополучной семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими моделями отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной родовой памяти». Опору семьи создают взаимно поддерживающие друг друга родители; они же обеспечивают чувство безопасности для детей1.

По мнению ряда ученых (Ж. А. Захарова, И. И. Осипова, Т. И. Шульга, Л. Я. Олифренко), самый важный критерий, который может лечь в основу классификации семей по социальному благополучию — это качество детско-родительских отношений, уровень доверия, уважения в семье, любовь детей и родителей[1][2].

С этой точки зрения социально-благополучная семья — это семья, характеризующаяся высоким уровнем благополучия детско-родительских отношений, взаимоуважением, взаимопониманием, чувством долга и ответственности за всех членов семьи. Под неблагополучной семьей можно понимать семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, нарушена семейная структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые «дефекты» воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

В качестве критериев семейного неблагополучия на основе анализа литературы и данных исследования семей разных районов Т. И. Шульга выделяет семь факторов, влияющих не только на каждого члена семьи, но и на семью как функциональную систему в целом. К ним относятся:

  • 1) структурные нарушения семьи;
  • 2) нарушения воспитательных позиций;
  • 3) нарушения экономического и материально-бытового характера;
  • 4) нарушение личностно значимых качеств родителей;
  • 5) нарушение личностно значимых качеств детей;
  • 6) нарушения супружеских отношений;
  • 7) снижение стабильности брака.

В основе типологии семей, предложенной Е. Г. Силяевой, Е. И. Артамоновой и других[3], положен феномен психологического здоровья семьи — интегральный показатель ее функционирования, отражающий качественную сторону социально-психологических процессов семьи; показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние психоэмоциональной устойчивости семьи, обеспечивающего адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов.

Семью, которая не справляется с трудностями, можно выделить и отличить от других семей деструктивными взаимоотношениями, степенью неудовлетворенности членов семьи семейными ролями, а также отсутствием взаимного удовлетворения в семье и невозможностью удовлетворения эмоциональных и физических потребностей членов семьи. Тогда можно сказать, что в семье имеет место нарушение социально-психологической адаптации.

  • [1] См.: Вострокнутов И. В., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., Девятова О. Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. М., 2005.
  • [2] См.: Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб, пособие. М.: Дрофа, 2005.
  • [3] См.: Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб, пособие для студентов вузов / под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Академия, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой