Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Информационная технология управления социальной защитой населения крупного города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методического аппарата, который может быть использован городскими и районными органами управления для совершенствования организации социальной защиты населения. Структура целей является основой разработки стратегии развития, планов и программ в долгосрочной и среднесрочной перспективе. Внедрение методики оценки социальной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНОГО ГОРОДА: ОРГАНИЗАЦИОННО ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
    • 1. 1. Сущность социальной защиты населения в условиях транзитивного общества
    • 1. 2. Особенности организационного развития системы социальной защиты населения в крупном городе
    • 1. 3. Информационные потребности управления социальной защитой населения
  • ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НА СЕЛЕНИЯ В КРУПНОМ ГОРОДЕ
    • 2. 1. Принципы построения системы управления социальной защитой населения города
    • 2. 2. Структура целей управления социальной защитой населения в крупном городе
    • 2. 3. Модели поддержки принятия решений в программах адресной социальной помощи
  • ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
    • 3. 1. Методика комплексной оценки уязвимости объекта социальной защиты
    • 3. 2. Методические основы построения информационной системы «Социальная защита населения» в г. Новосибирске
    • 3. 3. Принятие управленческих решений на основе анализа данных системы учета малоимущего населения Первомайского 98 района г. Новосибирска

Информационная технология управления социальной защитой населения крупного города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рыночные преобразования экономики обусловили выделение системы социальной защиты населения в качестве самостоятельного элемента управленческой деятельности. В настоящее время особое значение приобретает задача повышения эффективности управления социальной защитой населения, решение которой в условиях крупного города имеет свою специфику.

Особенности жизни населения в крупном городе, характеризующиеся высокой концентрацией жителей на сравнительно небольшой территории, сильной зависимостью уровня жизни населения от наличия работы, неблагоприятной экологической обстановкой, ростом психологических нагрузок приводят к усилению социальных проблем населения. Изменения, происходящие в жизни российского общества, существенно меняют состав и структуру социально-уязвимых групп населения в крупном городе, осложняя возможности выработки адекватных мер, направленных на улучшение качества их жизни.

В то же время, проводимая в ходе реформ передача полномочий с федерального на местный уровень управления осуществляется без необходимой финансовой, нормативно-правовой и научно-методической поддержки. Это приводит к усложнению процессов принятия управленческих решений и требует корректировки целей и разработки новых подходов к управлению социальной защитой населения в крупном городе.

Повышение эффективности принятия решений в значительной степени зависит от масштабов использования инноваций в сфере управления, что в первую очередь связано с применением средств коммуникации, созданием соответствующей информационной инфраструктуры и формированием единого информационного пространства. Реальность решения поставленных задач обеспечивается развитием информационных технологий управления, основанных на глубоком исследовании предметной области и разработке методической базы процедур принятия решений.

Проблемы социальной защиты населения являются предметом исследования многих ученых, однако основное внимание исследователей сконцентрировано или на экономических аспектах финансирования и ресурсного обеспечения социальной защиты населения или социальных, психологических, материальных проблемах отдельных категорий. В то же время теоретические и методологические аспекты управления системой социальной защиты населения не достаточно исследованы, и в числе главных научных проблем в этой области можно назвать следующие: разработка концепции, структуризация целей в рамках общей стратегии развития крупного городаисследование способов повышения эффективности оказания социальной помощи и критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной защитой населения.

В основу реформ в сфере социальной защиты населения на ближайшую перспективу положен принцип адресного предоставления социальной помощи. Исследованием проблем реализации этого принципа занимаются многие ученые и целые научные коллективы, накоплен значительный научно-методический потенциал, многие разработки доведены до практического применения. Большинство исследователей, анализируя критерии нуждаемости, рассматривают характеристики населения, выраженные лишь в экономических показателях — среднедушевые доходы, потенциальные потребительские расходы, экономический потенциал домохозяйства и т. п., которые, фактически, являются результатом, следствием влияния различных факторов. Выявление причин социального неблагополучия требует наряду с анализом нуждаемости изучения характеристик, определяющих объективную социальную уязвимость каждого отдельного человека и его семьи.

Только на основе комплексного учета экономических и социальных факторов возможно в полной мере реализовать принципы адресности и дифференцированного подхода к выбору адекватных мер социальной защиты населения и существенно повысить эффективность принимаемых управленческих решений.

Целью диссертационного исследования является разработка информационно — методического обеспечения принятия решений, направленных на повышение эффективности управления социальной защитой населения в крупном городе.

В соответствии с основной целью диссертационного исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:

• сформировать системное представление о социальной защите населения в условиях транзитивного общества и уточнить принципы построения системы управления социальной защитой населения;

• выявить перспективные направления развития системы социальной защиты населения в крупном городе на основе анализа особенностей организационного развития и информационных потребностей управления;

• обосновать необходимость использования комплексных критериев и методик для оценки уязвимости объектов социальной защиты с целью реализации принципов адресности и дифференцированного подхода к выбору мер социальной защиты;

• предложить научно-методический инструментарий поддержки принятия решений в системе социальной защиты крупного города;

• обосновать необходимость использования новых информационных технологий на всех этапах управления муниципальной системой социальной защиты населения;

• осуществить практическую апробацию выдвигаемых научно-методических рекомендаций.

Предметом исследования являются процессы принятия решений по реализации задач муниципальной системы социальной защиты населения с использованием новых информационных технологий.

В качестве объекта исследования рассматривается система управления социальной защитой населения крупного города.

Методологической основой диссертационной работы послужили принципы системного подхода к исследованию социально-экономических объектов и процессовметоды прикладного системного анализа: морфологический анализ, метод парных сравнений, методы структуризации и анализа целейстатистические методы, включая способы первичной обработки, анализа и обобщения информации.

Теоретической основой исследования являются научные разработки в области социологии, социального управления, социальной статистики, системного анализа в изложении отечественных и зарубежных ученых. Наиболее значимыми работами, на которых базируется теоретическая часть диссертации, являются труды российских ученых и практиков Бестужева-Лады И.В., Бобкова.

B.О., Боголюбова B.C., Бородкина Ф. М., Волковой В. Н, Гавра Д. П., Григорьева.

C.И., Елисеева Е. А., Елисеевой И. И., Жихаревича Б. С., Заславской Т. И., Когута А. Е., Либоракиной М. И., Римашевской Н. М., Ровбель С. В., Рохчина В. Е., Сиго-ва И.И., Удальцовой М. В., Чистякова В. М., Шаронова А. В., Ядова В. А. и др.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы отражены в работах известных зарубежных исследователей Аккофа Р., Берталанфи Л. фон, Гэлбрейта Дж.К., Саати Т., Цвикки Ф. и др.

Информационную основу диссертационного исследования составили:

• законодательные акты Российской Федерации Новосибирской области и города Новосибирска;

• материалы научных докладов по методическому обеспечению и опыту реализации пилотных программ адресной социальной помощи в различных регионах России;

• результаты экспертных оценок показателей социальной уязвимости населения;

• данные информационной системы учета малоимущего населения Первомайского района города Новосибирска.

Компьютерная обработка данных осуществлена с использованием технологии электронных таблиц и языка запросов системы управления базой данных. Для генерации альтернатив по методу морфологического анализа и расчета коэффициентов уязвимости применялся разработанный автором пакет макросов на Visual Basic for Applications, работающий в среде Microsoft Excel.

Научная новизна выполненной работы заключается в следующем:

• на основе системного исследования социальной защиты населения в условиях реформируемого общества с использованием морфологического анализа элементов данной системы, сформулированы принципы осуществления социальной защиты населения и разработана концептуальная модель системы;

• определены направления организационного развития системы социальной защиты в крупном городе;

• разработана методика комплексной оценки нуждаемости с учетом социальной уязвимости индивида и домохозяйства как основа принятия управленческих решений;

• с учетом информационной страты «дерева целей» сформулированы требования к информационному обеспечению управления социальной защитой населения в крупном городе и представлен проект функциональной структуры информационной системы.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методического аппарата, который может быть использован городскими и районными органами управления для совершенствования организации социальной защиты населения. Структура целей является основой разработки стратегии развития, планов и программ в долгосрочной и среднесрочной перспективе. Внедрение методики оценки социальной уязвимости в информационную систему учета малоимущего населения позволит существенно повысить эффективность принятия решений на всех уровнях управления системой социальной защиты населения города Новосибирска и других равных ему по статусу городов.

Основные теоретические положения работы, выводы и предложения были изложены в двенадцати научных публикациях общим объемом 2,1 п.л.

Полученные в диссертации результаты исследования докладывались автором на научно-практической конференции «Новосибирск в XXI веке — перспективы развития и инвестиционные возможности» (1999), заседаниях тематической комиссии «Стратегические направления социальной политики при переходе к устойчивому развитию города» Общественного совета по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска (2000г.), научных сессиях преподавателей Новосибирской государственной академии экономики и управления (1999;2002 г.).

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованных библиографических источников, девяти приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Развитие системы социальной защиты населения основывается на широком понимании ее целей и задач, которые заключаются в создании каждому члену общества равных базовых условий для обеспечения процесса формирования и становления полноценной личности, на основе соблюдения социальных прав. В связи с этим в диссертации обоснована необходимость совершенствования организационного, информационного обеспечения на основе разработки научно-методического инструментария поддержки принятия решений по социальной защите населения в крупном городе.

2. Одним из направлений повышения эффективности управления социальной защитой населения является выбор наиболее оптимального распределения функций, обеспечивающего взаимодействие вертикальных и горизонтальных уровней управления. При этом в условиях крупного города наилучший результат может дать сочетание следующих принципов организации управления в системе социальной защиты населения:

• двухуровневая вертикальная иерархия для осуществления стратегического планирования и бюджетного контроля;

• планово-договорные отношения между различными предприятиями, организациями, обществами для реализации стратегической цели;

• развитие сетевой структуры организации обслуживания населения, при которой вход в систему осуществляется из любого узла сети, любой организации, действующей на данной территории.

3. В нестабильных условиях часто повторяющихся социально-экономических кризисов ключевым механизмом борьбы с непредсказуемыми и чрезвычайными событиями остается устранение их последствий. Однако дальнейшее развитие системы социальной защиты должно строиться не только на принципе социального реагирования, но и на принципе упреждающего управления, который заключается в смещении акцентов в сторону мер по снижению и ослаблению риска. Смягчение последствий экономических и других потрясений ослабляет остроту нуждаемости, а профилактические меры социальной защиты, позволяют уменьшить социальную уязвимость населения. Кроме указанных выше принципов развития системы социальной защиты населения, важными также являются: принцип адресности предоставления социальной помощи конкретным семьям с учетом особенности их жизненной ситуации и объективных возможностей самостоятельной адаптации к изменившимся условиям и принцип дифференцированности, который заключается в определении размеров помощи и видов услуг с учетом индивидуальных особенностей семьи и условий ее существования.

4. В условиях реформируемого, транзитивного общества необходимо создание такой системы социальной защиты, которая, учитывая характерные особенности, социально-экономические интересы, степень адаптации различных слоев и групп населения, связала бы их с теми видами социальной защиты, применение которых обеспечило бы наибольшую эффективность. В диссертации предложена концептуальная модель системы социальной защиты населения, основанная на избирательном подходе к выбору мер социальной защиты в зависимости от уровня адаптационных возможностей населения в условиях социальных рисков.

5. В исследовании обоснована необходимость использования в качестве глобальной целевой установки развития системы социальной защиты населения — обеспечение качества э/сизни не ниже определенного базового уровня. Понятие качества жизни, выступая своего рода измерителем образа жизни, включает: уровень жизни, здоровье, уровень образования, нравственного, культурного и духовного развития, а также условия жизни, характеризующие среду обитания. Особенность понятия «базовое качество жизни» заключается в относительном характере его определения, поскольку с изменением социально-экономической ситуации изменятся влияние, соотношение и количественные характеристики составляющих его элементов. Определение конечной цели системы в «идеальном» (недостижимом) представлении уменьшает влияние на нее внешних и внутренних факторов, а также делает независимой от времени, что необходимо для определения стратегии развития в долгосрочной перспективе.

6. В условиях усложнения задач муниципального управления построение системы целей управления социальной защитой населения является основой разработки планов, программ, совершенствования организационной структуры, выбора показателей социального мониторинга и т. д. В соответствие с задачами данного исследования, на основе выделения информационной страты «дерева целей» сформулированы требования к информационному обеспечению управления социальной защитой населения крупного города.

7. Проведенный в исследовании анализ существующих моделей адресной социальной помощи и опыт их апробации в отдельных регионах России выявил ряд их существенных недостатков, и это, по мнению автора, не позволило выбрать ни одну из них в качестве методической основы принятия решений по адресной социальной помощи для распространения во всех регионах. К недостаткам можно отнести следующее:

• нарушение принципов системности в выделении «нуждающихся» категорий населения, в результате чего, перечень социально-уязвимых категорий получается далеко не полный, кроме того, в основе его построения лежат информационно неоднородные характеристики социальной уязвимости, как индивида, так и семьи;

• в большинстве рассмотренных моделей наблюдается ограниченность в выборе видов социальной защиты, как правило, все усилия сконцентрированы на пассивной форме социальной защиты — на пособиях по нуждаемости;

• критерием для выбора целевых групп населения — получателей социальной помощи, практически единственным показателем, по которому оценивается благополучие семьи и степень ее нуждаемости, является среднедушевой доход.

Без сомнения, в условиях нестабильной реформируемой экономики низкие доходы или их отсутствие являются основой снижения сопротивляемости социальным рискам. Однако применение мер социальной защиты к различным категориям населения лишь на основе критерия среднедушевого дохода без учета объективных факторов социальной уязвимости не только существенно снижает эффективность этих мер, но и оказывает отрицательное воздействие на стимулы к самостоятельному решению проблем.

8. В основе предложенного в диссертации комплексного подхода к определению критериев нуждаемости для оказания социальной помощи и выбора наиболее адекватных мер социальной защиты положены две составляющие оценка экономических показателей уровня жизни домохозяйства и характеристика социальной уязвимости ее членов.

Использование методики комплексной оценки нуждаемости по экономическим и социально-демографическим показателям для каждого домохозяйства позволит повысить эффективность принятия решений.

• на уровне непосредственного взаимодействия с населением за счет более точного выбора соответствующих мер социальной защиты для каждой семьи;

• на уровне управления городским районом и городом в целом за счет более обоснованного планирования работы территориальных органов социальной защиты населения, своевременного выявления тенденций неблагоприятного развития ситуаций.

9. Опытное внедрение методики оценки социальной уязвимости индивидов в действующую информационную систему учета малоимущего населения Первомайского района города Новосибирска позволило провести ранжирование домохозяйств по коэффициенту социальной уязвимости. На основе анализа общих свойств домохозяйств в каждой из децельных групп выявлены следующие зависимости. Увеличение коэффициента социальной уязвимости связано с увеличением иждивенческой нагрузки, сопряженной с наличием нетрудоспособных по состоянию здоровья членов домохозяйств. Наблюдаемое при этом уменьшение средней численности домохозяйства, обусловлено, как правило, увеличением количества одиноко проживающих пожилых граждан. В результате проведенного анализа были выделены типовые группы домохозяйств и предложены рекомендации по выбору мер социальной защиты для каждого типа.

10. Практическая апробация предложенной методики учета социальной уязвимости показала, что при научно обоснованной организации исходных данных и методов ее обработки информационная система становится эффективным инструментом принятия решений даже в такой сложной области управления социальными системами, как социальная защита населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Избранные труды: В 4-х т. Том 4. В поисках новой стратегии. М.: Экономист. — 2000. — 799с.
  2. Л.К. Реабилитация государственных служащих: подходы, история, проблемы. / В сб. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Под ред. М. В. Удальцовой. Новосибирск: НГАЭиУ, 2002, с.220−229
  3. Н.А. и др. Экология, здоровье, качество жизни. Астрахань: АГМА, 1996.-248с.
  4. Р. Искусство решения проблем. / Пер. с англ. Е. Г. Коваленко. М.: Мир, 1982.-220 с.
  5. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Советское радио, 1974.-272с.
  6. Ю.В. Финансирование системы социальной защиты населения в переходной российской экономике: Автореф. дис. канд. экономических наук. -М., 1997.-23с.
  7. Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969, с.23−82
  8. Бестужев-Лада И. В. Методологические проблемы исследования качества, уровня и образа жизни / В сб. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1978, с. 17−31
  9. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. М.: Наука, 1984. — 271с.
  10. Бестужев-Лада И.В., Батыгин Г. С., Гришаева Н. П. Категория «качество жизни» в современной западной социологии / Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1978.-С. 142−159
  11. В. О программе повышения уровня и качества жизни // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 6, с.92−97
  12. B.C. Актуальные проблемы крупных городов. СПб.: СПбГИ-ЭА, 1997.- 194 с.
  13. Ф.М. Третий сектор в социальном государстве и местное самоуправление. Новосибирск: Сиб-Ново-Центр, 1998. — 72с.
  14. Ф.М. Третий сектор против социальной эксклюзии. / В сб. Преодоление (материалы Международной весенней школы «Социальные эксклюзии в переходном обществе: пути преодоления») / Науч. ред. Бородкин Ф. М. -Новосибирск: Сиб-Ново-Центр, 2000, с.8−59
  15. У. Процессная ориентация управления качеством неприбыльной организации // Проблемы теории и практики управления. -2001.- № 5, с.82−86
  16. Виленский А, Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. 1999. — № 2, с.74−84
  17. В.Н. Структуризация и анализ целей в системах организационного управления СПб.:СПбГТУ, 1995. — 72с.
  18. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Издательство СПбГТУ, 1999. — 512с.
  19. Д.П., Тишин Е. В. Методологические основы управления социальным развитием муниципальных образований. / Местное самоуправление. Основы системного подхода. СПб.: ИСЭП РАН, 1997, с.141−157
  20. Г. П., Гвоздева Е. С. Пути адаптации россиян до и после кризиса 1998 г. /В сб. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. / Под ред. М. В. Удальцовой. Новосибирск: НГАЭиУ, 2002, с. 183−192
  21. Городская целевая программа «Дети и город на 2002−2003 гг». / Утв. решением городского Совета № 49 от 17.10.2001 г. КонсультантПлюс
  22. Ю.В. Стратегическое управление. 4.1. Новосибирск: НГАЭиУ, 1995.- 119 с.
  23. Р. История экономики России. Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1998.-352 с.
  24. Дж.К. Кризис глобализации // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 6, с.32−37
  25. М. Государственное управление: проблемы и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 6, с.48−53
  26. М. Информационная революция, глобализация и кризис мировой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 1, с.47−53
  27. М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации //Вопросы экономики. 1999. — № 2, с.53−64
  28. Доклад о мировом развитии 2000/2001 года. Наступление на бедность. -М.: Издательство «Весь Мир», Всемирный банк. 2001. — 376с.
  29. И. Разработка и использование социальных нормативов // Экономист 1999. — № 4, с.54−60
  30. Г. Метод парных сравнений. / Пер. с англ. Н. Космарская, Д. Шмер-линг. М.: Статистика, 1978. — 144 с.
  31. Е.А. Система управления социальной сферой города: (Вопросы теории и практики). Челябинск: Экодом, 1997. — 94 с.
  32. Т.И. Социетальная трансформация российского общества: дея-тельностно структурная концепция. — М.: Дело, 2002, — 567с.
  33. В. Социально структурированное общество и цели реформ // Экономист. — 1998. — № 4, с.79−86
  34. Имс Дж., Крептул А. Система помощи лицам и семьям с низкими доходами в Канаде // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1, с.86−88
  35. З.И., Бессонова О. Э., Тапилина B.C. Федеральная целевая программа экономического и социального развития Сибири // Регион: экономика и социология. М., 1997. — № 2, с. 3−13.
  36. Ф. О модели планово-договорной экономики // Проблемы теории и практики управления. -2001. -№ 1, с.32−38
  37. Когут А. Е, Рохчин В. Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.: ИСЭП РАН, 1994. — 87с.
  38. А. Е. Рохчин В.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП, 1995. — 141с.
  39. А.Е. Система местного самоуправления. Основы разработки и применения в городах России. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 62с.
  40. В. Формы и методы государственного управления // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 2, с.46−48
  41. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 года. КонсультантПлюс
  42. В.А. Информационный обзор / Конф. ООН по окружающей среде и развитию, (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Новосибирск: Рос. АН. Сиб. отд-ние, 1992. — 62 с.
  43. И., Овчарова Д., Турунцев Е. Система индикаторов уровня бедности в переходный период в России. Научный доклад № 98/04. М.: РПЭИ, Фонд Евразия, 1999. -62с.
  44. В.Ф., Кравченко Е. Ф., Забелин П. В. Организационный инжиниринг. М.: «Издательство ПРИОР», 1999. — 256с.
  45. Крупный город: проблемы и тенденции развития. / Коллективная монография Отв.ред. В. А. Воротилов. Д.: Наука, 1988. — 169с.
  46. В.Н., Нартов Н. А., Шабанова О. А., Лукашова Г. С. Социология. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 349с.
  47. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Городская Россия проблемное воплощение реформ // Российский экономический журнал. — 2002. — № 1, с.8−30
  48. М.И. Адресная социальная поддержка населения: Уровень местного самоуправления. М.: Ин-т экономики города, 1998. — 103 с.
  49. Ю.М., Норкин К. Б., Макагонов П. П., Байков В. А. и др. Безопасность и устойчивое развитие крупных городов. М.: Знание, 1998. — 491 с.
  50. Д. Будущее Российской экономики // Экономист-2000-№ 12, с.3−18
  51. Д. Региональная политика как фактор экономического роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1, с.21−24
  52. В. Долгосрочная стратегия начала XXI века: контуры и особенности // Экономист. 2000. — № 1, с.26−33
  53. В. Государство в российской модели общества. // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1, с.60−66
  54. О. Экономически активное население как объект социального менеджмента // Проблемы теории и практики управления.-1999.-№ 6, с.98−103
  55. С. Социальные выплаты и льготы в Российской Федерации: распределение по группам с различным уровнем дохода // Вопросы экономики. 1999.-№ 2, с.85−89
  56. Ю.К. Социальные проблемы города и структура управления. В сб. докл. и выступлений на науч.-практ. конф. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования / Редкол.: Безлепкина Л. Ф. и др. М: 1995, с.23−28
  57. Е.Б. Творческий капитал категория информационной экономики. / В сб. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. / Под ред. М. В. Удальцовой. — Новосибирск: НГАЭиУ, 2001, с.76−85
  58. Л.А. Канада: фискальный федерализм и социальная политика // США*Канада: экономика, политика, культура. 2000. — № 1, с.38−53
  59. О государственной социальной помощи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. КонсультантПлюс
  60. О дополнительных мерах по организации социальной поддержки населения города. Распоряжение мэрии города Новосибирска от 20 сентября 1999 г. № 3411-Р. КонсультантПлюс
  61. О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году. Указ Президента РФ № 328 от 26.12.1991. КонсультантПлюс.
  62. О прожиточном минимуме в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3. КонсультантПлюс
  63. О социальной помощи населению на территории Новосибирской области. Закон Новосибирской области от 05 декабря 1995 г № 29−03 (ред. от 13.06.2001). КонсультантПлюс.
  64. Областная комплексная программа «Социальная защита населения Новосибирской области на 1999−2000 гг.». / Утв. постановлением Главы Администрации области № 690 от 12.11.98. КонсультантПлюс.
  65. Общественное мнение-2000. По материалам исследований ВЦИОМ. Декабрь, 2000.
  66. В.М., Картавов С. С. Морфологический анализ систем. Построение морфологических таблиц. Киев: Наукова думка, 1977. — 146с.
  67. Опыт децентрализации социально экономической политики США: Сб. ст. / Отв.ред. Шлихтер А. А. — М.: Рос. АН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений, 1991. — 119с.
  68. Основы местного самоуправления в городах России / Под ред. Когута А. Е. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 257с.
  69. В.Г. Формирование нового облика системы социального страхования в России // Социальный мир. Вестник государственного социального страхования. 2001. — № 7, с.67−69.
  70. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высш. школа, 1989.- 367с.
  71. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000−2001 годы. Утвержденный распоряжением Правительства РФ № 1072-р от 26.07.2000. КонсультантПлюс
  72. Г. Каким путем идти к постиндустриальному обществу? // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 2, с.29−31
  73. Примерное положение о территориальном центре социального обслуживания населения. / Утв. постановлением Администрации Новосибирской области № 203 от 02 июня 1994 г. КонсультантПлюс
  74. Проблемы преобразования и регулирования социально экономических систем. Сборник статей./Под ред. А. Е. Когута. — СПб.: ИСЭП РАН, 1996. — 208с.
  75. Программа социальной поддержки населения города Новосибирска на 2000 год. / Утв. решением городского Совета N 314 от 19.04.2000 г. КонсультантПлюс
  76. Г. А., Ильичева Н. Г. Кадровый и правовой аспекты информационного обеспечения органов местного самоуправления // Вопросы статистики.1999. № 4, с.86−88
  77. В.И. Управление развитием крупного города: Опыт системного подхода. М.: Голос, 1996. — 328с.
  78. Реформирование некоторых отраслей социальной сферы России. Научные труды № ИР. М.:Институт экономики переходного периода, 1999. — 329с.
  79. Н. Либерализм и социальные гарантии в условиях переходной экономики //Проблемы теории и практики управления-1999-№ 1, с.37−43
  80. С.В. Адресность социальной защиты как фактор стабилизации социальной ситуации / В сб научных трудов Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. / Под ред. М. В. Удальцовой. Новосибирск: НГАЭиУ, 1999, с. 135−143
  81. С.В. Социально-экономические реформы и система социальной защиты населения в России / В сб. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе/Отв.ред. М. В. Удальцова. Новосибирск: НГАЭиУ, 2001, с.203−210
  82. В.Д. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. М., 2000.- № 11, с.42−44
  83. В.Д. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век // Человек и труд. М., 2000. — № 4,с.31−36
  84. Роль негосударственных организаций в переходе к демократическому обществу (Материалы международного семинара). / Научн. ред. Ф. М. Бородкин. -Новосибирск: Сиб-Ново-Центр, 1999. 92с.
  85. В.Е., Жилкин С. Ф. Стратегический выбор города: научный подход. СПб.: ИСЭП РАН, 1998. — 112с.
  86. Т. Принятие решений: метод анализа иерархий / Пер. с англ. Р. Г. Ванчадзе -М.: Радио и связь, 1993. 320с.
  87. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем / Пер. с англ. под ред. И. А. Ушакова М.: Радио и связь, 1991. — 224с.
  88. Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Социологические исследования. 2002. — № 1, с.90−95
  89. .С. Будущее как социальная квазиреальность / В сб. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе / Под ред. М. В. Удальцовой. -Новосибирск: НГАЭиУ, 2001, с.67−76
  90. А. Экономические аспекты информационных технологий // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 1, с.86−90
  91. С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс //Вопросы экономики. 1999. — № 2, с.65−73
  92. Социальная защита в переходный период: республика и регионы: (Сб. ст.) / Рос. акад. наук. Ин-т пробл. занятости. Центр уровня жизни, соц. защищенности и рынка труда /Науч. ред. Д. Ф. Шавишвили и др. М., 1992. — 257с.
  93. Социальная защита человека: региональные модели. / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: Изд. АСОПиР РФ, 1995.
  94. Социальная статистика. / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2001.-480с.
  95. Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука, 1999. — 736с.
  96. Социальные ориентиры обновления: общество и человек / Под общ. ред. Т. Н. Заславской. М.: Политиздат, 1990. — 448с.
  97. Социальные проблемы в политике местных органов власти США: Сб. обзоров / Сост. Зарецкая C. JL, Капранова Л. Д. М.: Рос. акад. наук. ИНИОН, 1994.-74с.
  98. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. М.:Ин-т социологии РАН, 1998.-695с.
  99. Социология: поиск новых направлений развития на пороге XXI века. / Ред.-сост. С. И. Григорьев, Ж. Коэнен-Хуттер. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 1998. — 284с.
  100. В. Роль государства в реализации приоритетов социально-экономического развития США // Проблемы теории и практики управления. -2000. № 5, с.52−57
  101. В.Б. Роль государства в американской экономике: теория и практика // США*Канада: экономика, политика, культура. 2002. — № 1, с.3−17
  102. А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М.: Финансы и статистики, 2000. — 432с.
  103. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования: /Сб. докл. и выступлений на науч.-практ. конф./ Редкол.: Безлепкина Л. Ф. и др.-М., 1995.-223с.
  104. А.З. Финансовое обеспечение системы социальной защиты населения: Автореф.дисс.канд.экон.наук. СПб: Ун-т экономики и финансов, 1994. — 18с.
  105. Тур А. Деятельность руководителя в условиях социально-экономических преобразований // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 2, с. 114−117
  106. М.В. Городская агломерация как социально-экономическая система. Томск: Изд-во ТГУ, 1985. — 200с.
  107. М.В. Транзитивное общество и его проблемы / В сб. научных трудов. Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. Под ред. М. В. Удальцовой. Новосибирск: НГАЭиУ, 1999, с.3−9
  108. Управление развитием крупных городов. /Под ред. И. И. Сигова. JL: Наука, 1985.-222с.
  109. А.Д. Системный характер устойчивого развития /В сб. материалов науч. конф. Системная аналитика и проблемы принятия решений. /Отв. ред. Панов М. И. и др. М.: Унив.гуманит.лицей, 1999, с. 28−33
  110. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 2005 годы». / Утв. постановлением Правительства РФ № 36 от 14.10.2000 г. — КонсультантПлюс
  111. В.П. Принципы перехода Новосибирска к устойчивому развитию. /В сб. Новосибирск на рубеже XXI века: перспективы развития и инвестиционные возможности. Под ред. В. М. Чистякова. Новосибирск: НИИРУ, 2000, с. 107−112
  112. Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992. — 196с.
  113. Л.П. Население Новосибирска: Последняя четверть XX века. -Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. 268 с.
  114. С. Шведская социальная модель: управление и развитие // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3, с.8−11
  115. В.М. Информационный анализ (основы техники анализа научно-технического развития). Новосибирск: Сиб.отд.изд-ва «Наука», 1974. — 70с.
  116. А. Эволюция социальной политики: тенденции и перспективы // Общество и экономика. М., 2000. — № 7, с.39−49
  117. А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист 1999. — № 1, с.48−56
  118. А.Ю., Кирута А. Я. Экономическое неравенство, уровень жизни и бедность населения России: методы измерений и анализ причинных зависимостей. Научный доклад № 2К/09. М.: РПЭИ, 2001. — 84с.
  119. Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование /Под ред. Г. М. Доброва. М.: Мир, 1971. — 296с.
  120. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, Изд-во «Самарский университет», 1995. — 330с.
  121. Zwicky F. Morfology of justice in the space age and the Bounderies at auther space // Automatica Acta. 1969. — № 14, p.615−626
  122. Формирование структуры целей системы социальной защиты населения крупного города: логика построения и методикиструктуризации
  123. Система управления социальной защитой населения крупного города1. Надсистемы
  124. Пространство инициирования целей1. Подсистемы1. Собственно системаО1. Уровни управления1. Региональный1. Федеральный1. Международный
Заполнить форму текущей работой