Античные представления о культуре
Само слово «культура» латинского происхождения, оно появилось в эпоху римской Античности.
Это слово произошло от глагола «colere», который означал «возделывание», «обработку», «уход».
В этом значении его использовал известный римский политик Марк Порций Катон (234−149 до н. э.), написавший трактат «De agri cultura».
И в наши дни мы говорим о культивировании каких-то сортов растений, используем термины «культура картофеля» и другие, пользуемся сельскохозяйственными машинами, которые называются «культиваторы».
Уже в античности люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира.
Гомер и Гесиод — знаменитые историки и систематизаторы античных мифов, видели эту грань в нравственности.
Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных.
Позже это отличие назовут «культурой».
Воспитание и обучение древние греки определяли термином «пайдейя» (становление гражданина в античном полисе).
В основании пайдейи лежит аристократический тип культуры, с ним связана красота и физическое совершенство, честь, стремление к славе.
Добродетели, по античным представлениям, наследуются.
Этой же точки зрения придерживался и римлянин Лукреций Кар в работе «О природе вещей».
Римляне слово «культура» стали использовать как термин.
Марк Туллий Цицерон в работе «Тускуланские беседы» (45 г. до н. э.) под понятием «cultura animae» подразуемвал возделывание человеческой души.
Понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию — «натура» (природа).
Цицерон считал, что дух, разум человека необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает землю.
Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина, в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд — обработка земли.
Цицерон понимал культуру как идеальное единство личности и государства.
Историческим оправданием и смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.