Введение.
Продолжение традиций русской духовной музыки в позднем хоровом творчестве Г. Свиридова
К началу XX века русская духовная музыка располагала замечательными творческими достижениями. Трудами многих музыкальных деятелей, ученых и композиторов были созданы предпосылки для последующего движения в этой сфере. Главной их заслугой было то, что во время преобразований, порой противоречивших духу православия, они смогли сохранить бесценное сокровище — древний знаменный распев… Читать ещё >
Введение. Продолжение традиций русской духовной музыки в позднем хоровом творчестве Г. Свиридова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В предисловии XX столетия продолжателями национальных традиций выступали многие композиторы, которые занимались созданием духовных сочинений и обработок древних церковных распевов, а также величайшие представители русской классической музыки. Нередко помимо их воли выполнения для храмовой службы композиции (иногда отвергаемые церковной традиции из-за несоответствия богослужебному канону, духу богослуженых песнопений) получали жизнь на концертной сцене. Творения, которые выходили в церковную службу, и духовные произведения, что изначально предназначались для концертного исполнения, представляли собой одновременно и разные, и единые явления. Последние обусловливались общностью литургических текстов, воплощенных в определенных жанрах песнопений, следованием в целом музыкальной стилистике, выработанной вековыми традициями и составляющими собственно церковный музыкальный канон. В их реализации существенной стороной была национальная самобытность хорового искусства.
Русская духовная музыка XX века представлена двумя самостоятельными сферами — литургической и духовно-концертной, которые отражают определенные этапы ее развития. Литургическая сфера представляет собой богослужебное пение, традиции которого восходят к древнерусским распевам, создававшимся в соответствии с установленными церковью канонами. Вторая сфера более разнообразна по средствам художественного воплощения. Здесь имеет место духовно-концертное хоровое искусство акаппелла, выросшее из богослужебного пения и сохраняющее с ним близкое родство. В рассматриваемую сферу также входят духовная вокально-инструментальная музыка, представляющая собой развитие тенденции отхода от православного богослужения канона и введение инструментального сопровождения для певческих произведений, а так же духовная инструментальная музыка, которая развивает внехрамовое духовно-музыкальное искусство.
Особую сферу русской духовной музыки составляет богослужебное пение. В ходе многовекового развития оно нашло свое воплощение в определенных жанрах литургических песнопений, для которых распевы создавались в соответствии с устоявшимися, принятыми и утвержденными церковью певческими принципами, образующими музыкальный канон. Древнерусская певческая традиция церковного пения наложила отпечаток на все дальнейшие этапы развития церковно-уставной музыки. Одноголосные мелодии, переведенные с крюковой на пятиленейную ноту и обозначенные как знаменные, киевские, греческие и прочие распевы, закрепились в богослужебных певческих книгах XVII века и стали обязательным и наиболее архаичным основанием церковного пения России. Результатом их обработки, по сути и явилось «церковно-прикладное» музыкальное искусство нового и новейшего времени.
К началу XX века русская духовная музыка располагала замечательными творческими достижениями. Трудами многих музыкальных деятелей, ученых и композиторов были созданы предпосылки для последующего движения в этой сфере. Главной их заслугой было то, что во время преобразований, порой противоречивших духу православия, они смогли сохранить бесценное сокровище — древний знаменный распев — и приблизиться к осмыслению того, что его гармонизация по законам европейской музыки не соответствует идеалу богослужебного пения.