Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Учение идеологистов. 
Философия религии. 
Праксеология религии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. Грамши увидел (1971) в идеологиях суперструктуры, консолидированные интеллектуалами из искусства, религии, литературы и права. Л. Альтюссер подчеркивал (1984) интегративную функцию идеологии в обществе. Марксисты в целом отрицательно оценивают всякую непролетарскую идеологию, понимая ее как такое «ложное сознание», которое отражает мир сквозь призму интереса господствующего класса… Читать ещё >

Учение идеологистов. Философия религии. Праксеология религии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово ideologic было введено в оборот в 1796 г., во времена французской революции, философом Дестю де Траси для обозначения экспериментально-опытной науки об идеях. (Разумеется, социальные структуры, называемые идеологиями, реально существовали и до их обозначения указанным термином.) В своем пятитомном сочинении «Элементы идеологии» (1801—1815) Траси исходил, во-первых, из сенсуалистического тезиса Локка и Кондильяка о том, что все человеческое знание есть знание идей; во-вторых, из проекта Ф. Бэкона о превращении науки в инструмент для улучшения жизни людей; в-третьих, из намерения избавить публику от религиозных и метафизических предрассудков.

По Траси, идеология отличается от философии и иных чисто объяснительных теорий тем, что в ней интеллект непременно сплавлен с действием, а сама она нацелена на практические нужды народа. Траси и его сторонники хотели сочетать свободу личности с программой государственного планирования. Они придумали систему национального образования, призванную превратить Францию в рациональное и научное общество. Во времена Директории (1795—1799) учение идеологистов стало официальной доктриной Французской республики.

Вначале Траси вложил в понятие идеологии нейтральный, сухой, технический смысл, но позже наполнил его морально-оценочным содержанием, эмоциональными моментами. На первых порах Наполеон поддержал Траси, но в декабре 1812 г. император приписал влиянию идеологистов на общество вину за военные поражения Франции и презрительно отозвался об их неистовой критике утопий, существующих авторитетов и народных иллюзий. С тех пор во всех европейских странах идеологию стали оценивать двойственно: и хвалебно, и предосудительно.

Некоторые историки философии назвали XIX столетие веком идеологии, но не потому, что слово «идеология» тогда получило широкое распространение, а из-за того, что в общественном мировоззрении стал преобладать идеологический элемент. У интеллектуалов традиционная религиозная вера стала вытесняться «светской» религиозностью (подобной позитивизму Конта, марксизму или некоторым видам национализма). Вместе с тем вряд ли в предшествующие XIX в. и в последующие эпохи идеология не играла существенной роли. Скорее всего, идеология — важнейший атрибут любого общества; в разных условиях времени и пространства она проявляется во множестве специфических форм. Поэтому доктрина деидеологизации (Д. Белл и др.) — это всего лишь особая форма идеологии, но вовсе не программа отмены всякой идеологии; не случайно она была вскоре заменена на доктрину редеидеологизации.

Постоянно идет спор о предмете идеологии. В широком смысле идеологию понимают как любой вид ориентации теории на практику, на политику. В узком смысле идеологию трактуют в соответствии с концепцией Траси:

  • 1) идеология более или менее полно объясняет внешний мир и человеческий опыт;
  • 2) представляет собой общую программу организации социальной и политической жизни;
  • 3) включает в себя методы борьбы за реализацию этой программы;
  • 4) стремится не только убеждать, но также вербовать сторонников и связывать их обязательствами;
  • 5) адресована широкой публике, но вместе с тем отдает лидирующую роль интеллектуалам.

Нередко идеологами именуют тех, кто фактам предпочитает идеи, а также тех, чьи идеи метафизичны, чересчур абстрактны, далеки от реальности, имеют характер идеалов. Воздействуя на религию, философию, искусство и т. д. и задавая им определенную ценностную ориентацию, идеология способствует усилению противоборства между конфессиями, философскими направлениями, течениями в искусстве.

В 1846 г. К. Маркс и Ф. Энгельс придали понятию идеологии узко-критический смысл и объяснили появление идеологии на исторической сцене как реакцию общественно-политического мышления на условия капиталистического способа производства, прежде всего на власть буржуазии и эксплуатацию пролетариата.

А. Грамши увидел (1971) в идеологиях суперструктуры, консолидированные интеллектуалами из искусства, религии, литературы и права. Л. Альтюссер подчеркивал (1984) интегративную функцию идеологии в обществе. Марксисты в целом отрицательно оценивают всякую непролетарскую идеологию, понимая ее как такое «ложное сознание», которое отражает мир сквозь призму интереса господствующего класса, но стремится выдавать себя за выражение интереса всего общества. Такая идеология, по их мнению, иллюзорна, мифична и иррациональна; ее главный принцип — не объективность, а партийность.

Идеологии создаются отдельными интеллектуалами (идеологами), способными обобщить стихийную классовую психологию. Но вот коммунистическую идеологию марксисты оценивают положительно. По их мнению, она истинна, отвечает всеобщему интересу и носит не мифологический, а научный характер.

В семиотике «идеологическое» и «идеологемы» понимаются совершенно иначе: их уравнивают со «знаковым», когда знак так или иначе оценивается и привязывается к речевой практике (М. М. Бахтин, Р. Барт).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой