Мое детство прошло в маленьком домике из глины и соломы, который отец построил, вернувшись с войны. Наши пятии девятиэтажные дома долгое время казались мне совершенством — в них было тепло даже в студеные зимы. Но после 1991 г. все начало потихоньку меняться: наши дома ветшали, а ЖЭКи из заботливых хозяев стали непонятным и бездеятельным придатком к нашим, уже приватизированным жилищам. И с годами, несмотря на теплеющие зимы, наши дома начали становиться все более и более холодными, независимо от попыток жильцов утеплять свои квартиры изнутри.
Мощные и богатые централизованные тепловые хозяйства наших городов после обретения Украиной независимости постепенно превращались в стареющие и нищающие разрозненные предприятия. Все попытки перевести предприятия тепловых сетей Украины на рыночную основу напоминали мне скрещивание ежа с гадюкой — теплее от этих нововведений не становилось.
Оставаясь в собственности муниципалитетов, украинские тепловые хозяйства уже давно были брошены государством на самовыживание и все мы скоро увидим результат этого многолетнего эксперимента. Последнюю точку в истории централизованного теплоснабжения (ЦТ) Украины поставит дорожающий природный газ. Мощная и самодостаточная когда-то система теплоснабжения Украины вначале была плавно забыта государством, а затем и муниципалитеты не смогли удержать ее на плаву, обеспечивать не только развитие, но и банальное выживание.
Популизм политиков в течение многих лет удерживал тарифы на уровне прозябания тепловых хозяйств Украины. Руководителей тепловых хозяйств центральная и местные власти превращали в мальчиков для битья, показывая пальцами на них, как на виноватых во всех бедах — и в росте тарифов, и в холоде в квартирах, и в текущих сетях, и в потерях тепла на старых котельных.
Потерявшие науку и развитую инфраструктуру из отраслевых и проектных институтов, пусконаладочных управлений и заводов-изготовителей оборудования, тепловые хозяйства Украины быстро нищали, но долго удерживали на плаву наши системы теплоснабжения — держались, как могли.
ЖЭКи тоже все эти годы поддерживали способность зданий удерживать тепло по такому же принципу, как могли — без выделения денег на капремонты прошло более 20 лет. Распад системы теплоснабжения Украины шел с двух сторон — стареющие здания теряли способность удерживать тепло, а предприятия тепловых сетей теряли рентабельность и способность подавать это тепло к нашим зданиям в нужном количестве по цене, доступной нашим кошелькам.
Результат подобной целенаправленной политики нашего государства не замедлил сказаться. Гигантский запас прочности украинских систем теплоснабжения, заложенный в прошлые годы, постепенно иссяк — мы находимся накануне плавного и катастрофического разрушения городских тепловых хозяйств Украины, а Алчевск был только предвестником этого уже неизбежного процесса для всей страны.
Очень может быть, что резкое подорожание газа в 2006;2009 гг. послужит катализатором больших перемен в системе украинского теплоснабжения.