Естествознание и гуманитарное знание
Классическая наука XIX в. считала, что одно из свойств материи — ее стремление к хаосу, т. е. к ликвидации всякого порядка. Это было следствием второго начала термодинамики: в замкнутых системах энтропия (мера беспорядка) стремится к максимуму. Сегодня мы наблюдаем проявление способности материи к усложнению и созданию всё более упорядоченного строения в ходе ее эволюции, т. е. к самоорганизации… Читать ещё >
Естествознание и гуманитарное знание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПРИНЦИПЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
В результате изучения данной главы студент должен: знать
- • особенности современной естественнонаучной картины мира;
- • пути гуманизации знания;
- • критерии устойчивости систем; уметь
- • самостоятельно ориентироваться в движущих силах эволюции;
- • анализировать методы естествознания в гуманитарном знании;
- • определять иерархические уровни сложных систем; владеть
- • системным подходом к проблеме «Человек — мера всех вещей»;
- • критической оценкой конфликта и синтеза двух культур;
- • анализом преодоления противоречий, возникающих на пути к единой культуре.
Принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира
Общие контуры современной естественнонаучной картины мира
Научная картина мира базируется на основных принципах и закономерностях, обнаруженных при изучении природы. Такими базовыми принципами, общими для всего современного естествознания, являются: развитие, самоорганизация, системность и историчность.
В современном естествознании господствует представление о том, что всё существующее есть результат развития: Большой взрыв, рождение Вселенной, появление пространства, времени, взаимодействие вещества, элементарные частицы, атомы, молекулы, космические структуры, наша галактика, Солнечная система, Земля. В результате ядерных и химических реакций появились различные вещества, геосферы. При формировании соответствующих условий возникли клетки, организмы, популяции, биоценозы, биосфера. Возникли гоминиды, человек, а позднее — коллективы, социумы, сообщества, человечество. С появлением человеческой деятельности начинают развиваться различные приспособления, технологии, устройства. Формируется техносфера.
Наличие развития, эволюционизма — это свидетельство о единстве мира.
Вселенная — это наиболее крупная система в нашем мире. Она состоит из громадного множества подсистем, которые имеют разный уровень сложности и упорядоченности. Свойства системы не совпадают со свойствами составляющих ее элементов. Например, свойства молекулы воды отличаются от свойств молекул водорода и кислорода. Системная организация является иерархичной, что показывает взаимосвязь различных элементов, из которых они состоят, друг с другом. Например, атомы — молекулы — клетки — организмы — человек. Есть взаимосвязь и между науками, изучающими природу. Поэтому нет непроницаемых границ между различными областями знания.
Классическая наука XIX в. считала, что одно из свойств материи — ее стремление к хаосу, т. е. к ликвидации всякого порядка. Это было следствием второго начала термодинамики: в замкнутых системах энтропия (мера беспорядка) стремится к максимуму. Сегодня мы наблюдаем проявление способности материи к усложнению и созданию всё более упорядоченного строения в ходе ее эволюции, т. е. к самоорганизации. И происходит это вследствие незамкнутости нашего мира почти на всех его структурных уровнях.
Процесс самоорганизации есть ключ к системному строению природы и механизмам ее развития.
Большой опыт естествознания по изучению окружающего мира показывает принципиальную незавершенность всякой научной картины мира. В этом смысл принципа историчности: объект исследования находится в развитии, кроме того, меняется общество, его ценностные ориентации, стратегии научных исследований и сам взгляд человека на мир.
К слову, мысли о переменчивости мира находим уже у Гераклита: «Всё течет, всё изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды».