Методология науки: понятие, структура, функции, основные этапы развития
Уровень методики и техники исследования. Самый «верхний» уровень методологии, который ставит задачей описание способов, конкретных приемов получения информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных. Призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению… Читать ещё >
Методология науки: понятие, структура, функции, основные этапы развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методология науки — это знание:
1) о сущности и правилах применения средств научного познания (способов, методов, процедур);
) о связи между средствами научного познания и его результатами;
3) об организации научно-исследовательской деятельности, которая направляет процесс познания на получение нового знания.
Методология науки считается разделом общей теории познания (гносеологии) и теории научного познания (эпистемологии), а также выступает отдельной науковедческой дисциплиной. Методология науки представлена в форме методологического знания.
Структура методологического знания
- 1. Уровень философской методологии. Это базовый, фундаментальный уровень методологии, на котором решаются следующие задачи:
- — анализ наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом;
- — конструктивная критика научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития;
- — мировоззренческая интерпретация результатов науки (в том числе и методологических результатов).
- 2. Уровень общенаучных принципов и форм познания. Этот уровень надстраивается над уровнем философской методологии и решает следующие задачи:
- — логическая организация и формализация специально-научного содержания. Направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах. Через них преломляются философско-методологические принципы.
- — разработка общенаучных концепций типа концепции ноосферы В. И. Вернадского, применяемой (или по крайней мере учитываемой) в любой науке;
- — создание универсальных концептуальных подходов, например, общая теория систем Л. фон Берталанфи;
- — разработка методологических или логико-методологических концепций, применимых в любых науках, например структурализм и функционализм как универсальные исследовательские подходы.
- 3. Уровень конкретно-научной методологии. Применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для отдельной области знания. Этот уровень может быть при необходимости разделен еще на несколько уровней, если применяется к широкой области знания — как и происходит в случае с психологией и входящими в нее отдельными научными дисциплинами, в том числе, клинической психологией.
Методология психологии рассматривается как конкретно-научная, но, при этом, как общая для всех психологических дисциплин. Методология клинической психологии рассматривается также как конкретно-научная, но включает в себя все общие для психологии методологические основания. Кроме того, методология клинической психологии включает в себя и методологические знания других естественных наук, прежде всего — медицины.
4. Уровень методики и техники исследования. Самый «верхний» уровень методологии, который ставит задачей описание способов, конкретных приемов получения информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных. Призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне научных теорий.
Функции методологии в научном познании:
- — функция катализации, стимулирования познания, проблематизация, формирование творческой личности ученого;
- — интеграция научного знания, разработка общенаучных средств и форм познания — общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также выделение единых философско-мировоззренческих принципов познания;
- — стратегия развития науки, оценка перспективности направлений;
- — мировоззренческая интерпретация результатов.