Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психологические основы процесса обучения двигательным действиям инвалидов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сенсомоторную наученность, которая представляет синтез двух первых и позволяет ребенку формировать и регулировать осуществление моторных программ, опираясь на сформированные образы восприятия предъявленных движений, или действовать по представлению (сенсомоторные навыки письма, рисования, лепки, черчения, двигательных действий освоенных и выполняемых в изменяющихся условиях подвижных и спортивных… Читать ещё >

Психологические основы процесса обучения двигательным действиям инвалидов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс обучения двигательным действиям представляет собой управление и стимуляцию активности занимающихся, направленные на формирование знаний, умений и навыков. Он неразрывно связан с процессом научения и усвоения. Научение — устойчивое изменение деятельности, которое возникает благодаря приобретенному знанию. Различают:

  • • сенсорную наученность, которая открывает возможность ребенку различать воспринимаемые образы, осуществлять узнавание и опознавание свойств движения, сличать эти образы с образами, хранящимися в памяти (сенсорные навыки — различение звуков, фонем при слушании речи, различение букв при чтении, определение расстояний на глаз, различение оттенков цвета, определение на ощупь качества материала и т. д.);
  • • моторную наученность, которая выражается объединением движений в целостные системы, созданием программ их регуляции, а также способов различения, систематизации, объединения (автоматизированные двигательные действия — ходьба, бег, плавание, лыжный ход, катание на коньках);
  • • сенсомоторную наученность, которая представляет синтез двух первых и позволяет ребенку формировать и регулировать осуществление моторных программ, опираясь на сформированные образы восприятия предъявленных движений, или действовать по представлению (сенсомоторные навыки письма, рисования, лепки, черчения, двигательных действий освоенных и выполняемых в изменяющихся условиях подвижных и спортивных игр);
  • • когнитивную (познавательную) наученность, которая состоит в том, что ребенок может успешно обнаруживать существенные физические свойства движений и их связи в действии, находить среди них оптимальные и отбирать их для использования в практическом акте, обобщать и закреплять их;
  • • интеллектуальную наученность, которая представлена способностью создавать ближайшую и отдаленную цели действия, опираясь на объективные, отраженные в понятии связи и отношения практической деятельности.

Научение во времени разворачивается во взаимосвязанные процессы — усвоение и упражнение.

Усвоение — это целостный процесс восприятия движений, их осмысливания, запоминания и овладения ими, позволяющий успешно действовать в различных ситуациях. Усвоение ребенком предъявленного вновь материала по праву считается центральным звеном в процессе обучения, который имеет несколько стадий, характеризующихся существенными признаками.

Так, первая стадия усвоения — восприятие двигательного действия. Оно независимо от уровня двигательного опыта ребенка и находится в состоянии максимальной активности. На начальном этапе усвоения первичное ознакомление с движениями создает общие контуры, схему действия и способ его дальнейшего осмысливания.

Рациональная организация восприятия должна базироваться на специальной организации действия, в котором в яркой форме выделены ключевые моменты. Преподаватель должен указать занимающемуся: что видеть, как видеть и для чего видеть, подвести его к восприятию, подготовив и запланировав его. В дальнейшем предметное содержание восприятия «сенсорная фигура движений», развиваясь, будет уточняться, как и при первичном ознакомлении.

При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста этот вопрос требует тщательной методической проработки, т.к. в данном возрасте ребенок спонтанно способен сформировать частичное представление о кинематических и темпово-ритмических характеристиках движения, но при этом формирование представления о динамической составляющей движения оказывается для него проблемным вследствие крайне ограниченного двигательного опыта. Это является серьезным препятствием при обучении дошкольников новым двигательным действиям.

Вторая стадия усвоения — осмысливание движений и понимание действий. Оно начинается еще до восприятия и завершается выработкой того или иного отношения к движениям и действиям, что также для дошкольников проблематично, т.к. для осмысливания действий необходима их интериоризация, т. е. мысленное оперирование некоторым образом действия, которого в данный момент ребенок не выполняет. Так, ребенок должен свободно в уме представлять перемещение частей своего тела в пространстве и времени, изменять их мысленно, воспроизводить их картину в прямой и обратной последовательности. Действие в уме требует перехода от развернутых вовне действий к действиям в вербальном (речевом) плане и только вслед за этим сворачивается, интериоризируется и превращается в мыслительное действие, которое может быть обобщено, осмыслено.

Третья стадия — запоминание и овладение движением, здесь необходима дополнительная работа через длительные промежутки времени для того, чтобы получить стойкое и качественное его улучшение. Подлинное усвоение — это способность независимо от условий действия выполнять его автоматически — со стабильной и точной координацией, ловко, легко, пластично, ритмично.

Упражнение является воспроизведением и закреплением знаний, навыков, умений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой