Введение.
Фундаментальные ценности национальной культуры
С такой точки зрения этническую культуру прошлого следует переселить в музеи, знать и изучать ее, но жить — в современной культуре. В. В. Миронов полагает: «Можно сожалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации». Подробно обсуждая глубинные изменения в человеческой культуре, философы пишут о последствиях мировой… Читать ещё >
Введение. Фундаментальные ценности национальной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Без памяти — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности — нет личности, без личности — нет народа как исторической личности».
Г. Н.Волков С уходом XX века и наступлением следующего столетия ученые вновь заговорили о кризисе и даже исчезновении культуры. Проблема состояния культуры, соотношения ее структурных элементов, выделения ее лидирующих компонентов приобретает особое значение в меняющемся мире, где превалирует массовая культура. Такая культура не знает ни территориальных, ни национальных границ. Она исключительно агрессивна и распространяется как вирус в форме тотальной унификации человеческой индивидуальности. Ответной реакцией на глобализацию и унификацию культур является бурный подъем национализма, этнического патриотизма, антиамериканизма. В настоящее время актуальным становится практическое решение проблемы угасания «этнических форм русской культуры». И здесь отрицательную роль играет недостаточность знаний о народной культуре, отсутствие теоретических исследований в этой области и временами сознательное неприятие народной культуры. Вот почему многими учеными борьба за сохранение национально-культурного своеобразия рассматривается как стремление воскресить давно и безвозвратно ушедшие в прошлое обычаи. Нередко лозунг «возрождения русской культуры» рассматривается как попытка оживить забытые обычаи давно минувших дней и «приметы старины глубокой». Ошибочно считается, что осуществление такого лозунга приведет не к подъему, а к упадку культурного уровня страны.
С такой точки зрения этническую культуру прошлого следует переселить в музеи, знать и изучать ее, но жить — в современной культуре. В. В. Миронов полагает: «Можно сожалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации». Подробно обсуждая глубинные изменения в человеческой культуре, философы пишут о последствиях мировой компьютеризации, пост-человеческом обществе, обсуждают вопросы генной инженерии, даже проектирования человека и его телесного производства. Вновь возникает извечный вопрос «Что делать?» и ведутся поиски ответа на него. Но отсутствуют научные исследования и конкретные практические рекомендации, как традиционная культура может помочь предотвращению и разрешению глобальных проблем современности. Пока только формируется понимание того, что народная культура представляет собой важнейшее средство спасения будущего человечества.
На необъятных просторах Великой Русской равнины, Урале, широких территориях Сибири и Дальнего Востока решать сложные социальные, экономические, культурные и др. вопросы досталось на долю местных властей. В их руки отдано руководство жизнью современной глубинки, провинции, малых народов. Что поможет справиться с трудностями? Где найти опору для повседневной деятельности, с помощью чего определить перспективы развития российских регионов? Как защитить исторические памятники и родную природу от уничтожения? Что делать с малым и средним бизнесом? Как сохранить отечественное образование? Как бороться с ростом бескультурья, проявляющегося не только в том, что младшие не уважают старших, но и в том, что младшие не берегут сами себя (наркомания, алкоголизм, уголовщина, потеря человечности)? Вот здесь непосредственно и возникает вопрос о народной художественной культуре. Что такое есть эта культура? Какое место она занимает в жизни современного человека?
Каким образом она представляет себе возможные перспективы использования народной художественной культуры в решении важнейших социокультурных и проблем региона, в частности в организации праздников, необходимо вернуться к истории вопроса.
Важным явлением социокультурной эволюции современного российского общества становится осознание истины, что без опоры на фундаментальные ценности национальной культуры не может быть успешного развития любой сферы культуры и страны в целом. Вместе с тем в сложившихся условиях национальная культура русского народа (как коренного этноса, составляющего в настоящее время 86% населения страны) нуждается в особой поддержке. Социальные катаклизмы XX века привели к существенным деформациям русского национально-культурного самосознания, к размыванию и утрате многих корневых основ русской художественной культуры, искусства, экономики, образования. В противостоянии этим негативным процессам важнейшую роль призвана сыграть народная художественная культура.